договор о военно политическом союзе советских республик
Договор о военно политическом союзе советских республик
Создание военно-политического союза советских республик в 1919 году
Народам Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии пришлось строить свои национальные советские государства в исключительно тяжелой обстановке. С первых дней образования эти государства находились под ударами интервентов и белогвардейцев.
Все народы советских республик стремились к миру. В основе внешней политики советских республик лежал ленинский принцип мира и дружбы между народами. 28 января 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины в своем обращении ко всем народам и правительствам торжественно объявило, что трудящиеся Украины «намерены жить в мире и дружбе со всеми народами» *. В середине февраля 1919 г. I съезд Советов Литвы провозгласил, что «Социалистическая Советская Республика Литвы и Белоруссии стремится жить в мире и дружбе со всеми народами», что «она свято будет чтить волю всех трудовых народов и полную неприкосновенность границ соседних с нею государств» 1 2. Но все эти миролюбивые призывы не были услышаны империалистами. Естественно, что главной и первоочередной задачей всех советских республик было строительство и укрепление их вооруженных сил. ЦК РКП (б) и Совет обороны оказывали им в этом огромную помощь.
Из Красной Армии были направлены в советские республики видные военные работники: Н. И. Подвойский — на Украину, И. С. Уншлихт — в Литовско-Белорусскую республику, К. А. Петерсон — в Латвию, А. И, Корк — в Эстонию. Правительства этих республик поставили их во главе военных наркоматов. В республиках были созданы значительные вооруженные силы, которые героически сражались с врагами, освобождая родную землю. Национальные формирования подчинялись в военно-оперативном отношении главному командованию Красной Армии, действовали по его директивам.
Однако в условиях, когда Советская страна была зажата в огненном кольце фронтов, когда надо было сосредоточить максимум усилий на важнейших фронтах, требовалось еще больше объединить руководство ходом всех военных операций. В совместной борьбе против общего врага русские, украинские, белорусские, латышские, литовские, эстонские рабочие и крестьяне были подготовлены к созданию военно-политического единства. Стремление идти бок о бок со своими русскими братьями народы советских республик выражали с первых дней Советской власти и подтвердили это вновь в 1919 г. после освобождения их территорий от немецких оккупантов.
Вопрос о военно-политическом союзе и единой военной организации советских республик В. И. Ленин решил предварительно обсудить в ЦК РКП (б), Совете обороны, Реввоенсовете республики и только после этого дать соответствующие рекомендации правительствам и ЦК коммунистических партий советских республик.
4 мая 1919 г. ЦК РКП (б), обсудив вопрос «О едином командовании над армиями как России, так и дружественных социалистических республик», утвердил директивы Центральных Комитетов коммунистических партий Украины, Литвы и Белоруссии, Латвии и Эстонии. ЦК РКП (б) подвел итоги военного строительства в советских республиках, вскрыл ошибки, которые допускали наркомвоены, и указал на необходимость установления в области военного управления и командования строжайшего единства организации и строгого централизма.
ЦК РКП (б) рекомендовал Центральным Комитетам коммунистических партий советских республик впредь осуществлять формирование войск и использовать вооруженные силы только с ведома и согласия Реввоенсовета республики.
Решения ЦК РКП (б) были направлены на устранение разобщенности в действиях всех наркомвоенов, установление строгого революционного порядка в деле обороны советских республик и создание основ их военно-политического союза.
Политика РКП (б) нашла активную поддержку трудящихся советских республик, стремившихся к объединению вокруг Советской России.
Так, 18 мая 1919 г. ЦИК Советов Украины вместе с Киевским Советом рабочих депутатов, Киевским уездным съездом крестьянских депутатов и представителями киевских профсоюзов и фабкомов постановил обратиться во ВЦИК с предложением выработать конкретные формы организации единого фронта революционной борьбы. Через две недели, 31 мая 1919 г., Совет обороны Литвы и Белоруссии направил во ВЦИК и ЦК РКП (б) телеграмму, в которой предложил «установить всем советским республикам тесный военный союз с единым военным командованием и делением всех объединенных военных сил на армии по оперативным заданиям, а не по национальному государственному принципу». Правительство Советской Латвии 31 мая 1919 г. своей телеграммой просило включить «в этот военный союз всех советских республик и Социалистическую Советскую Латвию» *.
После получения от правительств советских республик согласия на создание единой военной организации, 1 июня 1919 г. было созвано заседание ВЦИК совместно с представителями России, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии, на котором они вновь заявили о своем стремлении к военному объединению вокруг Советской России. Выражая волю миллионов рабочих и крестьян советских республик, ВЦИК РСФСР 1 июня 1919 г. принял декрет «Об объединении Советских Социалистических Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» 1 2.
ВЦИК признал необходимым объединить: 1) военную организацию и военное командование, 2) советы народного хозяйства, 3) железнодорожное управление и хозяйство, 4) финансы и 5) комиссариаты труда. Практическая работа по проведению этой программы была возложена на выделенную ВЦИК комиссию.
Реввоенсовет республики, выполняя постановление ВЦИК, в первой половине июня 1919 г. реорганизовал войска Украинского и Западного фронтов. 2-я Украинская армия была переименована в 14-ю и подчинена Реввоенсовету Южного фронта. Из войск 1-й и 3-й украинских армий была сформирована 12-я армия, подчиненная Реввоенсовету Западного фронта. Армия Советской Латвии была переименована в 15-ю, а Белорусско-Литовская — в 16-ю армию3. Все армии стали однотипными и через реввоенсоветы фронтов подчинены единому военному командованию — Реввоенсовету РСФСР.
Единая военная организация советских республик, родившаяся в грозную годину борьбы советского народа с интервентами и белогвардейцами, выражала коренные интересы народов нашей страны.
Создание единой военной организации советских республик оформило их военно-политический союз, сложившийся в огне гражданской войны, и было важным этапом на пути образования Союза Советских Социалистических Республик.
История отечественного государства и права
Военный союз советских республик
Политическая обстановка, сложившаяся в стране к концу 1918 — началу 1919 г., способствовала установлению Советской власти в ряде национальных районов и возникновению советских республик. В январе 1919 г. Советская власть была восстановлена на Украине. Состоявшийся в марте 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов принял первую в истории Украины Конституцию республики.
В декабре 1918 г. была образована Латвийская советская республика. 15 января 1919 г. I съезд Советов рабочих, безземельных крестьян и стрелков объединенной Латвии принял Конституцию республики.
В ноябре 1918 г. Эстония была провозглашена советской социалистической республикой и названа Эстляндской трудовой коммуной.
В декабре 1918 г. было образовано Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Литвы, которое издало Манифест о переходе власти в руки Советов.
РСФСР официально признала независимость Эстонской, Латвийской и Литовской советских республик.
1 января 1919 г. был опубликован манифест Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии о провозглашении Белорусской советской республики.
Все советские республики с самого начала установили тесные отношения сотрудничества с РСФСР. Сотрудничество республик охватывало экономическую сферу. Денежная система всех существовавших в то время республик основывалась на российском рубле. РСФСР оказывала республикам материальную помощь в налаживании экономики, проведении социально-культурных мероприятий. Во всех республиках были сформированы собственные вооруженные силы.
Весной 1919 г. положение РСФСР и других советских республик осложнилось. Поэтому со всей остротой стал вопрос об объединении усилий республик в борьбе с общим врагом. Хотя республики имели свои вооруженные силы, но военная необходимость потребовала их объединения и подчинения единому командованию Реввоенсовета РСФСР. Логически естественным стал следующий шаг — юридическое оформление военного и экономического союза советских республик. В конце января 1919 г. правительство УССР обратилось ко всем советским республикам с предложением «заключить тесный оборонительный союз». 18 мая 1919 г. ЦИК Украинской советской республики принял постановление, в котором заявил о необходимости объединения военных сил и материальных средств в общем для всех республик центре. Эта идея нашла поддержку Белорусской, Латвийской и Литовской советских республик.
Юридическое оформление военный союз советских республик получил в Декрете об объединении советских республик (России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии), принятом 1 июня 1919 г. на заседании ВЦИК. Декрет признавал необходимым провести под руководством РСФСР объединение:
После принятия декрета стали осуществляться меры по его практической реализации. Однако, из-за свержения Советской власти в республиках Прибалтики претворить в жизнь положения декрета ВЦИК от 1 июня 1919 г. не удалось.
Следует подчеркнуть, декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г., имел силу межреспубликанского договора. Он был принят в ответ на предложения республик и при участии представителей республик в заседании ВЦИК. Высшие органы всех советских республик одобрили декрет ВЦИК.
Идея военного союза республик сохраняла свое значение, и в последующем военный союз советских республик получил юридическое оформление в двусторонних союзных договорах между РСФСР и другими советскими республиками. Они заключались по мере освобождения территорий республик в 1920—1921 гг.
Первый союзный договор был заключен между РСФСР и Азербайджанской ССР в сентябре 1920 г. Договор предусматривал объединение: военной организации и военного командования, органов ведающих народным хозяйством и внешней торговлей, органов снабжения, железнодорожного и водного транспорта и почтово-телеграфного ведомства, финансов.
В 1920—1921 гг. аналогичные договора были заключены с другими независимыми советскими республиками — Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией.
Особенность двусторонних договоров, заключенных между РСФСР и другими независимыми советскими республиками, состояла в том, что военный союз в них дополнился союзом хозяйственным, имевшим целью восстановление народного хозяйства.
В годы Гражданской войны сложилось единое гражданство советских республик. В наибольшей степени это проявилось в том, что республики признали возможность призыва в Красную армию граждан всех советских республик, живущих на территории любой из них. С юридической точки зрения отношения между независимыми советскими республиками, сложившиеся в годы гражданской войны и интервенции, являлись федеративными отношениями. Они строились на основе суверенности, равенства и добровольности. Субъекты этих отношений — республики, — будучи самостоятельными, в то же время были связаны единством высших государственных органов, единством гражданства, армии, финансов.
Делегаты от независимых советских республик участвовали в работе всероссийских съездов Советов и ВЦИК. В результате высшие органы власти РСФСР выполняли роль общефедеральных органов. В соответствии с договорами происходило объединение народных комиссариатов: военных и морских дел, внешней торговли, финансов, путей сообщения, почты и телеграфа, а также советов народного хозяйства. Объединенные наркоматы входили в Совет народных комиссаров РСФСР и имели в СНК каждой республики своих уполномоченных, утверждаемых ЦИК и съездом Советов соответствующей республики.
Сложившаяся на основе двусторонних договоров система взаимоотношений между независимыми советскими (союзными, как они стали называться) республиками заложила основы будущего еще более тесного их единства.
Характеризуя процесс государственного строительства в годы гражданской войны и интервенции, следует сказать об образовании Бухарской и Хорезмской советских народных республик и Дальневосточной республики.
В 1920 г. народные революции победили в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате. До этого оба государства представляли собой феодально-деспотические монархии, находившиеся под протекторатом России. Основную массу населения Хивы и Бухары составляли землевладельцы — дехкане, которых жестоко угнетали местные феодалы и ростовщики, а также русские капиталисты и скупщики сырья.
В январе 1920 г. революционные силы Хивы при помощи частей Красной армии освободили основные населенные пункты ханства. 2 февраля 1920 г. было торжественно объявлено о свержении власти Хивинского хана. В апреле 1920 г. была образована Хорезмская народная советская республика.
В конце августа 1920 г. началось восстание в Бухарском эмирате. Восставший народ при поддержке Красной армии 2 сентября 1920 г. сверг с престола эмира и провозгласил Бухарскую народную советскую республику.
По своему содержанию революции в Хиве и Бухаре являлись антиимпериалистическими, антифеодальными. В них участвовали не только дехкане и ремесленники, но и узбекское купечество и даже некоторые племенные вожди. Основными задачами, стоявшими перед Хорезмской и Бухарской народными советскими республиками, являлись демократические преобразования, ликвидация остатков феодального строя. В 1920—1921 гг. между РСФСР и ХНСР, а также и БНСР были заключены союзные договора. Однако они предусматривали установление не федеративных, а международно-правовых отношений.
В апреле 1920 г. Учредительный съезд Прибайкалья провозгласил образование Дальневосточной республики, объединившей все области Дальнего Востока. Ее образование было обусловлено сложной обстановкой в этом районе. Территория Дальнего Востока фактически была оккупирована японскими войсками. Чтобы не допустить столкновения РСФСР с Японией, было решено создать временное государство буферного характера.
Между РСФСР и ДВР были установлены экономические отношения, которые носили международно-правовой характер.
В годы гражданской войны и интервенции продолжалось национально-государственное строительство в РСФСР. В соответствии с Конституцией формой национальной государственности стали автономные образования — автономные области и автономные республики.
Исторически первой национальной автономией стала Трудовая коммуна немцев Поволжья, образованная в конце 1918 г. Она имела статус автономной области и объединила немецкие колонии Поволжья.
В марте 1918 г. была образована Башкирская автономная советская республика.
В мае 1920 г. декретом ВЦИК была учреждена Татарская АССР.
В августе 1920 г. возникла автономная советская государственность казахского народа.
В 1919—1920 гг. были образованы Калмыцкая, Чувашская. Марийская Вотская (Удмуртская) автономные области и Карельская трудовая коммуна.
Автономные республики и автономные области строили государственный механизм по образцу общероссийского. Однако в практической деятельности государственных органов учитывались национальные особенности каждого автономного образования.
Военно-политический и хозяйственный союз советских республик в 1918-1920 годах. Решения советских республик об объединении сил с РСФСР. Декрет ВЦИК от 1 июня 1919 года
Распад в 1917-1918 гг. единого, централизованного Российского государства сменился объединительным движением, которое привело к образованию СССР в 1922 г.
В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Он выразился в создании многонациональной Красной Армии, в организации мощного партизанского движения, развернувшегося на окраинах временно занятых врагом, взаимопомощи тыла и фронта всех советских республик. Ведущей силой военно-политического союза народов России явился русский народ. Наличие русско-язычных анклавов, единая организация Коммунистической партии, строившейся по интернациональному принципу, сотни лет совместного общежития, способствовали дальнейшему сближению советских республик. Формально этот союз был закреплен Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 года об объединении советских социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии. В декрете ВЦИК предусматривалось объединение важнейших отраслей народной жизни, что означало больше, чем чисто военный союз.
Новая обстановка, создавшаяся после окончания гражданской войны, грандиозные задачи по восстановлению народного хозяйства, вставшие перед центром и окраинами, потребовали новых, более прочных связей между народами страны.
Важным этапом объединительного движения явилось создание единого дипломатического союза, который нашел свое выражение в совместном выступлении всех советских республик в период работы Генуэзской и Гаагской конференций 1922 года. Дипломатический фронт советских республик явился необходимым дополнением военно-политического союза народов в новых условиях борьбы против внешних врагов.
Согласно договорам, объединялись наркоматы: военно-морские, финансов, труда, связи, путей сообщения, а также советы народного хозяйства; вводилась единая денежная система. Цементирующей силой объединительного движения, а затем и государственного союза стала коммунистическая партия. Республиканские компартии, созданные в 1918-1920 гг., существовали на правах областных организаций единой РКП(б). Партийное единство дополнялось единством профсоюзов.
60. В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР,разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.
Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинностьдля лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.
12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.
Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности,который противопоставлялся принципу законности.
Под преступлениемпонималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Наказаниеопределялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.
Система наказанийвключала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.
При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.
Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.
Новое в блогах
Союзный договор
Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.
Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».
Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».
По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.
Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.
Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию, которое было назначено на 20 августа 1991 г.
Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.
Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).
Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.
ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.
Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.
Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.
Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.
Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.
Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).
Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.
Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.