договор о введении конституции для европы
Конституционный договор Европейского союза. Справка
29 октября 2009 года исполнилось 5 лет с того дня, как главы государств и правительств 25 стран-членов Европейского Союза подписали в Риме Договор о Конституции ЕС.
Значительное расширение Европейского союза за счет приема новых членов из Центральной и Восточной Европы, изменение политического веса Европы в мире потребовали реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами. Разработка проекта Конституции ЕС стала одним из направлений реформирования Европейского союза.
Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 г. Выработка проекта была поручена созданному через год на саммите в Брюсселе специальному временному органу – Европейскому конституционному собранию (Конвенту), состоящему из 109 членов – представителей Европейской комиссии, правительств и парламентов стран-членов во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном.
Проект Конституции был представлен на саммите ЕС в Салониках 20 июня 2003 г., затем над ним работала Межправительственная конференция, состоящая из всех министров всех стран Европейского союза с участием Европейской комиссии и Европейского центрального банка. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г.
29 октября 2004 г. главы всех 25 государств–членов ЕC подписали в Риме новую европейскую Конституцию. Уникальность этого документа состояла в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире.
Проект Конституции насчитывал 462 статьи, состоял из четырех частей и преамбулы (цели и смысл учреждения ЕС). Первая часть документа содержала основные правовые принципы Конституции (учреждение Союза, его ценности, статус европейского права, распределение полномочий между странами-участницами и ЕС, институты ЕС, процедура выхода из ЕС); вторая часть включала Хартию фундаментальных прав как законодательную часть Конституции; третья часть содержала основные направления политики, четвертая – процедуру ратификации.
Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в структуру и функции институтов ЕС:
– была предусмотрена должность президента, который назначался бы Советом сроком на 2,5 года. Планировалось, что президент ЕС будет представлять Союз на международной арене, в его компетенцию также входила подготовка саммитов Евросоюза;
– предусматривалась должность министра иностранных дел ЕС, который должен представлять общую европейскую внешнюю политику. В соответствии с Конституцией министру иностранных дел вменялись в ответственность «внешнеполитические действия Союза, а также координация иных аспектов внешней политики, руководство общей внешней политикой и политикой безопасности сообщества»;
– предполагалось сокращение состава Европейской комиссии. С 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить 2/3 от числа стран-членов;
– расширялись полномочия Европейского парламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.
Проект Конституции предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его принципом так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) могло бы считаться принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего Европейского союза.
Конституция предусматривала глубокое структурное преобразование системы европейской безопасности. В ней прямо говорилось о создании федеральной структуры национальной безопасности, главенствующей над аналогичными структурами любого государства-члена, притом, что в компетенцию Европейского союза «войдут все сферы внешней политики и все вопросы, относящиеся к безопасности ЕС».
В Конституции содержалось прямое требование следовать общей политике безопасности и отдавать ей полное предпочтение. Европейский суд, который «обеспечивает уважение закона в толковании и применении Конституции», обладал правом подвергнуть штрафу или другим мерам воздействия государство-члена ЕС, не поддержавшего внешнюю политику Европейского союза.
Проект общеевропейской Конституции включал также Хартию основных прав Евросоюза, которая «охватывала широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права получения достойного медицинского обслуживания». В связи с этим предполагалось основать Агентство по основным правам в Вене в 2007 г. с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться».
Еще одним предложением стала статья, регулирующая добровольный выход из Европейского союза, что раньше не предусматривалось ни в одном документе ЕС.
Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все страны – члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект Конституции Европейского союза был ратифицирован – парламентским путем и на референдумах – 18 из 27 стран ЕС.
На референдумах, состоявшихся 29 мая 2005 г. во Франции и 1 июня 2005 г. в Нидерландах, проект Конституции ЕС был отвергнут. Во Франции против Конституции проголосовало 54,9 %, при этом явка избирателей составила 70 %, что явилось очень высоким показателем. В Нидерландах, где явка избирателей составила 63 %, 61,6 % проголосовавших отвергли проект Конституции Европейского союза, «за» высказались 38,4 %.
На саммите Европейского союза, состоявшемся 16-17 июня 2005 г., Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределенное время своих национальных референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует Основной Закон ЕС до тех пор, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов.
Вплоть до конца 2007 г. выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г. Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить не ратифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 году выросло с 15 до 27 стран. Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Конституционный договор (проект Конституции) Европейского союза
Конституционный договор Европейского союза — международный договор, призванный играть роль конституции ЕС и заменить все прежние учредительные акты ЕС.
Значительное расширение Европейского союза за счет приема новых членов из Центральной и Восточной Европы, изменение политического веса Европы в мире потребовали реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами.
Разработка проекта Конституции ЕС стала одним из направлений реформирования Европейского союза.
Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года.
По итогам первого года дискуссий на новой встрече в верхах в Лаакене (Бельгия) была одобрена Декларация о будущем Европейского Союза («Лаакенская декларация») от 15 декабря 2001 года. Именно в этом документе руководители всех государств-членов впервые заявили о своей готовности согласиться с принятием единого «документа конституционного характера», который мог бы стать результатом упрощения и кодификации существующих учредительных договоров.
Выработка проекта была поручена созданному через год на саммите в Брюсселе специальному временному органу — Европейскому конституционному собранию (Конвенту), состоящему из представителей Европейской комиссии, правительств и парламентов стран-членов во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном.
Проект Конституции был представлен на саммите ЕС в Салониках 20 июня 2003 года, после чего над ним работала Межправительственная конференция, состоящая из всех министров всех стран Европейского союза с участием Европейской комиссии и Европейского центрального банка.
Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 года.
29 октября 2004 года главы всех 25 государств-членов ЕC подписали в Риме Договор, устанавливающий Конституцию для Европы. Уникальность этого документа состояла в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире.
Проект Конституции насчитывал 448 статей, состоял из четырех частей и преамбулы (цели и смысл учреждения ЕС). Первая часть документа содержала основные правовые принципы Конституции (учреждение Союза, его ценности, статус европейского права, распределение полномочий между странами-участницами и ЕС, институты ЕС, процедура выхода из ЕС); вторая часть включала Хартию фундаментальных прав как законодательную часть Конституции; третья часть содержала основные направления политики, четвертая — процедуру ратификации.
Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в структуру и функции институтов ЕС:
— была предусмотрена должность президента, который назначался бы Советом сроком на 2,5 года. Планировалось, что президент ЕС будет представлять Союз на международной арене, в его компетенцию также входила подготовка саммитов Евросоюза;
— предусматривалась должность министра иностранных дел ЕС, который должен представлять общую европейскую внешнюю политику. В соответствии с Конституцией министру иностранных дел вменялись в ответственность «внешнеполитические действия Союза, а также координация иных аспектов внешней политики, руководство общей внешней политикой и политикой безопасности сообщества»;
— предполагалось сокращение состава Европейской комиссии. С 2014 года число еврокомиссаров должно было составить 2/3 от числа стран-членов;
— расширялись полномочия Европейского парламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.
Проект Конституции предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его принципом так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) могло бы считаться принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения всего Европейского союза.
Конституция предусматривала глубокое структурное преобразование системы европейской безопасности. В ней прямо говорилось о создании федеральной структуры национальной безопасности, главенствующей над аналогичными структурами любого государства-члена, притом, что в компетенцию Европейского союза «войдут все сферы внешней политики и все вопросы, относящиеся к безопасности ЕС».
В Конституции содержалось прямое требование следовать общей политике безопасности и отдавать ей полное предпочтение. Европейский суд, который «обеспечивает уважение закона в толковании и применении Конституции», наделялся правом подвергнуть штрафу или другим мерам воздействия государство-члена, не поддержавшего внешнюю политику Европейского союза.
Проект общеевропейской Конституции включал также Хартию основных прав Евросоюза, которая «охватывала широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права получения достойного медицинского обслуживания». В связи с этим предполагалось в 2007 году основать Агентство по основным правам в Вене с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться».
Еще одним предложением стала статья, регулирующая добровольный выход из Европейского союза, что раньше не предусматривалось ни в одном документе ЕС.
Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все страны — члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект Конституции Европейского союза ратифицировали (парламентским путем и на референдумах) 18 из 27 стран ЕС.
На референдумах, состоявшихся 29 мая 2005 года во Франции и 1 июня 2005 года в Нидерландах, проект Конституции ЕС был отвергнут. Во Франции против Конституции проголосовало 54,9%, при этом явка избирателей составила 70%, что явилось очень высоким показателем. В Нидерландах, где явка избирателей составила 63%, 61,6% проголосовавших отвергли проект Конституции Европейского союза, «за» высказались 38,4%.
На саммите Европейского союза, состоявшемся 16-17 июня 2005 года, Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределенное время своих национальных референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует Основной Закон ЕС до тех пор, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов.
Летом 2005 года процесс ратификации конституционного акта был приостановлен.
Вплоть до конца 2007 года выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 года Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить не ратифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 году выросло с 15 до 27 стран. Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС 13 декабря 2007 года в Лиссабоне.
Лиссабонский договор одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы — Римского договора (1957), Маастрихтского (1992), Амстердамского (1996) и Договора Ниццы (2000), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.
В отличие от проекта Конституции ЕС, «Договор о реформах» не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза — флаге, гимне и единой валюте. Вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года, и представлять организацию на международном уровне.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Европейские Сообщества | (1958–2009) |
Европейское сообщество угля и стали | (1952–2002) |
Европейское Экономическое Сообщество | (1958–1993) |
Европейское сообщество по атомной энергии | (1958 – настоящее время) |
европейское сообщество | (1993–2009) |
Юстиция и внутренние дела | (1993–2003) |
Сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам | (2003–2009) |
Общая внешняя политика и политика безопасности Столб | (1993–2009) |
Западноевропейский союз | (1954–2011) |
западный союз | (1948–1954) |
Парижский договор | 1951 г. |
Римский договор | 1957 г. |
Договор о слиянии | 1965 г. |
Единый европейский акт | 1986 г. |
Маастрихтский договор | 1992 г. |
Амстердамский договор | 1997 г. |
Договор о Ницце | 2001 г. |
Лиссабонский договор | 2007 г. |
Комиссия Хальштейна | 1958 г. |
Комиссия Рей | 1967 |
Комиссия Мальфатти | 1970 г. |
Комиссия Маншолта | 1972 г. |
Комиссия Ортоли | 1973 |
Комиссия Дженкинса | 1977 г. |
Комиссия Thorn | 1981 г. |
Комиссия Делора | 1985 г. |
Комиссия Сантера | 1994 г. |
Комиссия Проди | 1999 г. |
Комиссия Баррозу | 2004 г. |
Комиссия Юнкера | 2014 г. |
Комиссия фон дер Ляйена | 2019 г. |
После периода размышлений был создан Лиссабонский договор, который заменил Конституционный договор. Он содержал многие изменения, которые изначально были внесены в Конституционный договор, но вместо того, чтобы отменить и заменить существующие договоры, просто внес в них поправки и отказался от идеи единой кодифицированной конституции. Подписанный 13 декабря 2007 года Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Черчение
Упоминание христианства в преамбуле
В конечном итоге в согласованной Конституции не содержалось прямых ссылок на христианство, а лишь упоминалось «культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы». Это решение вызвало разочарование в Ватикане, но удовлетворение у государства-кандидата Турции.
Подписание
Ратификация
12 января 2005 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию, не имеющую обязательной юридической силы, в поддержку Конституции 500 голосами против 137 голосов при 40 воздержавшихся.
Испания была первой страной, которая провела референдум по Конституции. 20 февраля 2005 г. испанские избиратели поддержали договор: 76% проголосовали за, 24% против при явке 43%.
29 мая 2005 г. французы отклонили Конституцию с перевесом от 55% до 45% при явке в 69%. 1 июня голландцы отклонили конституцию с перевесом от 61% до 39% при явке 62%.
Пост-отказ
Краткий обзор национальных процессов
Содержание
Институциональная структура
Согласно ТВК, Совет Европейского Союза был бы официально переименован в «Совет министров», что уже является его неофициальным названием. «Совет по общим делам» был бы формально отделен от «Совета по иностранным делам», который неофициально проводил свои заседания отдельно с июня 2002 года.
Согласие, субсидиарность, соразмерность
ТВК повторило бы несколько ключевых принципов функционирования Союза:
Примат союзного права
Среди европейских стран Европейский суд с 1964 года неизменно постановил, что право ЕС имеет приоритет над законами государств-членов в тех областях, где государства-члены разрешают ему принимать законы. Национальный закон, несовместимый с соглашением, уже заключенным на европейском уровне, считается «отклоненным», когда возникают вопросы в судах. Этот противоречивый и фундаментальный принцип права Европейского сообщества был впервые признан в деле Van Gend en Loos в 1963 году, которому последовали в деле Коста против ENEL в 1964 году.
Судебная защита и основные права
ТВК сохранило бы роль Суда Европейского Союза (статьи III-353 и последующие).
Общие ценности государств-членов Союза
Государства-члены также заявляют, что в их обществе преобладают следующие принципы:
Некоторые из этих положений были бы впервые кодифицированы в ТВК.
Цели Союза
Цели ЕС были заявлены ( статья I-3 ):
В своих отношениях с остальным миром цели Союза заключаются в следующем:
Сфера Союза
Компетенции
Положение о гибкости
Положение о гибкости ТВК позволяет ЕС действовать в областях, не указанных в ТВК, а только:
Общая внешняя политика и политика безопасности
Новые положения
Юридическое лицо
Новые компетенции
ТВК предоставило бы ЕС в качестве новой «совместной компетенции» области территориального единства, энергетики и пространства. Это области, в которых ЕС может действовать вместе со своими отдельными государствами-членами. ЕС выделил новые области «поддержки, координации или дополнительных действий» в области туризма, спорта и административного сотрудничества.
Уголовное судопроизводство
Государства-члены продолжили бы сотрудничество в некоторых областях уголовного судопроизводства, если бы они согласились на это, как в настоящее время. В рамках ТВК было бы добавлено семь новых областей сотрудничества:
Положение о солидарности
Европейский прокурор
Хартия основных прав Европейского Союза
ТВК включает копию Хартии, уже согласованную всеми странами-членами ЕС. Это включено в Конституцию, поэтому институты ЕС сами обязаны соблюдать одни и те же стандарты основных прав. Во время первоначального соглашения о Хартии британское правительство заявило, что она не имеет обязательной силы. Включение в ТВК не могло не усомниться в его важности.
Упрощение
Упрощенный жаргон и правовые инструменты
TCE попытался упростить жаргон и сократить количество правовых инструментов ЕС. Однако это длинный документ, сформулированный в технических терминах, который оказался непопулярным, когда был представлен (например) французским избирателям на их референдуме по ТВК.
ТВК объединяет правовые инструменты во всех областях политики (которые в предыдущих договорах назывались столпами Европейского Союза ). Конкретно:
Должность министра иностранных дел Союза
Функционирование учреждений
Квалифицированное большинство голосов
Президент Европейского Совета
Шестимесячное председательство в Европейском совете сменится председателем, выбранным главами правительств, сроком на два с половиной года с возможностью однократного возобновления. Сама роль останется административной и неисполнительной, но вместо того, чтобы председательствовать в государстве-члене, как в настоящее время, она будет принадлежать лицу, избранному Советом и подотчетному ему.
Председатель Совета Министров
Меньшая комиссия
К 2014 году Комиссия будет уменьшена в размерах с 27 до 18 членов. Членов Комиссии будет меньше, и государства-члены будут по очереди назначать членов Комиссии два раза из трех.
Парламентская власть и прозрачность
Дальнейшая интеграция, изменение и отзыв
Расширенное сотрудничество
Изменения договора
Традиционно поправки к договорам ЕС рассматривались на межправительственных конференциях, на которых Европейский совет собирался на длительные закрытые заседания для достижения единодушного согласия по предлагаемым изменениям. Конвенция, написавшая проект конституционного договора, в этом отношении была совершенно иной. Он собрался публично и состоял из смеси национальных и европейских политиков. Согласно Конституции поправки к Конституции будут разрабатываться конвентом, если Совет министров и Европейский парламент не договорились об ином.
Была создана упрощенная редакция для изменений, которые можно было бы предложить внести в Раздел III Части III ТВК, касающийся внутренней политики и действий Союза. Изменения в этот раздел могут быть внесены по решению Совета Европы при условии его ратификации всеми государствами-членами.
Конституция также предлагает общую « оговорку о непроходимости » ( статья IV-444 ), с которой Европейский совет может согласиться:
в определенной области политики.
Хотя сам Лиссабонский договор разрабатывался за закрытыми дверями, в нем были приняты процедуры внесения поправок, предложенные Конституцией.
Положение о выходе
Новый пункт в ТВК предусматривает односторонний выход любого государства-члена из Союза (пункт I-60). В соответствии с этим положением, когда страна уведомляет Совет о своем намерении выйти, в Совете согласовывается урегулирование с согласия Парламента. Если переговоры не будут согласованы в течение двух лет, страна все равно уедет. Впоследствии идентичное положение было включено в договоры Лиссабонским договором.