договор об объединении фрг и гдр

Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г., © picture alliance / Roland Holschneider

В этом году исполняется 30 лет Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии, также известному как Договор «2 + 4». Этот документ сделал возможным объединение ГДР и ФРГ и стал одним из важнейших событий в новейшей истории страны.

12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел ФРГ и ГДР, а также главы внешнеполитических ведомств стран-союзников во Второй мировой войне – СССР, США, Великобритании и Франции подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Целью этого документа было появление на карте Европы единой страны и решение вопросов ее внешней политики: границ, принадлежности к международным блокам, сокращение вооружения.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Одну из ключевых ролей в процессе объединения Германии сыграл пришедший к власти в СССР в марте 1985 года Михаил Горбачев. В ходе одного из своих первых визитов в Париж на посту лидера Советского Союза он призвал возродить концепцию «общеевропейского дома», предложенную когда-то Шарлем де Голлем, и тем самым постараться решить так называемый «германский вопрос». Горбачев сказал: «Мы живем в одном доме, хотя одни входят в этот дом с одного подъезда, а другие – с другого подъезда. Нам нужно сотрудничать и налаживать коммуникации в этом доме». Горбачев не только подчеркивал острую необходимость начала «новой главы» в отношениях между двумя странами, он был убежден, что законы «холодной войны» и блокового противостояния могут быть преодолены в будущем». Падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года ускорило процессы, и уже скоро канцлер Федеративной Республики Германии Гельмут Коль предложил схему поэтапного объединения немецких государств.

Однако «германский вопрос» не мог решаться без участия держав-победительниц. СССР, США, Великобритания и Франция рассматривали два сценария переговоров. Первый вариант «4 + 2» предполагал, что эти четыре страны выработают условия объединения Западной и Восточной Германии, а немецкие государства примут их решение. Такую – весьма жесткую – позицию занимали Великобритания и Франция: британский премьер-министр Маргарет Тэтчер настаивала на конфедерации ГДР и ФРГ, а французский президент Франсуа Миттеран и вовсе был противником объединения двух стран. Это было связано, в первую очередь, с опасениями ближайших соседей, что учитывая негативный исторический опыт, это может привести к новой немецкой гегемонии на континенте.

Второй вариант переговоров «2 + 4» предусматривал, что «две Германии» сами обсудят схему объединения. К этому варианту склонялась администрация президента США Джорджа Буша-старшего, его поддерживал Советский Союз. Но Вашингтон не хотел ссориться с западными союзниками, тем более, что речь шла и о будущем военно-политического блока НАТО. Гельмуту Колю пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить своих коллег в приверженности идеям мира, демократии и европейского единства, предоставить им гарантии безопасности и стабильности.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Стоит отметить, что идею объединения с ФРГ поддерживали далеко не все и в восточногерманском правительстве. И те, кто ее поддерживал, видели объединенную Германию только как социалистическое государство. Этот вопрос то и дело поднимался в течение сорока лет после окончания Второй мировой войны и возникновения двух государств. Все обсуждения, однако, заканчивались ничем, поскольку политические и социально-экономические системы двух стран были совершенно разными. Вот и в октябре 1989 года ГДР готовилась широко отмечать 40-летие своего образования. В стране были организованы торжества, которые, однако, сопровождались демонстрациями против правящего режима. В итоге, 18 октября 1989 года генеральный секретарь правящей партии ГДР Эрих Хонеккер сложил с себя полномочия, новым генсеком стал Эгон Кренц, который, несмотря на все попытки провести реформы, вынужден был уйти в отставку в конце 1989 года. В марте 1990 года в стране прошли первые свободные выборы в народный парламент. Их выиграла партия Альянс за Германию, которая выступала за как можно более быстрое объединение. Поэтому новое правительство ГДР под руководством Лотара де Мезьера сразу начало делать активные шаги в данном направлении.

Интересно, что в преамбуле Основного закона Федеративной Республики Германии, принятого в 1949 году, была провозглашена идея национального и государственного единства немцев, закреплялось их право на свободное самоопределение, а статья 23 предусматривала короткий путь присоединения восточных земель к остальным германским территориям. Чтобы окончательное объединение стало возможным, две страны договорились о целом ряде реформ в самых разных сферах – от территориального деления, налоговой системы, долговых и денежных отношений до медицины, образования и культуры. Завершением внутреннего процесса объединения стал Договор между ФРГ и ГДР об установлении единства Германии (Договор об объединении), подписанный 31 августа 1990 года.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Официальное объединение двух стран произошло 3 октября 1990 года. В 00:00 часов ГДР прекратила свое существование как государство, а Западный Берлин – как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. Ханс-Дитрих Геншер, занимавший в то время пост министра иностранных дел ФРГ, считал подписание договора вершиной своей политической карьеры. А Лотар де Мезьер называл решение сократить численность вооруженных сил Германии «важным шагом на пути обеспечения мира в Центральной Европе». Многие эксперты и политологи называют Договор «2 + 4» и предшествующие ему переговоры «образцом дипломатии», ведь сторонам удалось в кратчайшие сроки подготовить документ международно-правового характера и тем самым разрешить разногласия, существовавшие на протяжении целой эпохи.

Источник

Договор об объединении между ФРГ и ГДР

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой (Договор об объединении), предусматривавший воссоединение на основе механизма присоединения ГДР к ФРГ по статье 23 Конституции ФРГ.

Переговоры о возможности объединения ФРГ и ГДР и создания единого германского государства непрерывно, но безуспешно велись в течение сорока лет после окончания Второй мировой войны и возникновения на месте разгромленного Третьего рейха двух государств. Этому мешало много обстоятельств, в том числе такое существенное как противоположность социально-экономических и политических систем, на которых базировались эти два государства.

Правительства ФРГ и ГДР, а также держав-победительниц — СССР, США, Великобритании и Франции, несших в соответствии с послевоенными урегулированиями ответственность за «Германию в целом» и обладавшие соответствующими контрольными правами, не могли договориться по ключевому вопросу — каким будет военно-политический статус объединенной Германии. Западные державы настаивали на ее интеграции в НАТО. Советский Союз выступал за то, чтобы объединенная Германия не входила ни в какие военно-политические блоки и имела статус нейтрального или неприсоединившегося государства.

Уже в 1950-х годах было представлено несколько планов по объединению Германии, в том числе создание конфедерации двух немецких государств. Особое значение имела «Программа из десяти пунктов по преодолению раскола Германии и Европы» канцлера ФРГ Гельмута Коля от 1989 года, которая предусматривала создание конфедеративных структур с последующим объединением ГДР и ФРГ.

1 февраля 1990 года премьер-министр ГДР Ганс Модров выступил перед Народной палатой страны с концепцией германского единства, которая называлась «Германия — единое отечество». Конечной целью было провозглашение единого германского государства со столицей в Берлине. Был открыт путь к международно-политическому признанию неизбежности государственного объединения ГДР и ФРГ.

Основным вопросом в ГДР и ФРГ стал вопрос о способе предстоящего объединения. В преамбуле Основного закона ФРГ, принятого 23 мая 1949 года, была провозглашена идея национального и государственного единства немцев, обосновывалось их право на свободное самоопределение. Основной закон содержал две статьи, регулировавшие объединение Германии: статью 23 и статью 146. Статья 23 Основного закона гласила: «Этот Основной закон действует вначале на территории земель Баден, Бавария, Бремен, Большой Берлин, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн.

В других частях Германии он должен вступить в силу после их присоединения». Статья 146 закрепляла следующее: «Этот Основной закон прекращает действовать в день вступления в силу Конституции, которая принята немецким народом путем свободного волеизъявления».

Путь к германскому единству в соответствии со статьей 23 значительно ускорял процесс объединения двух немецких государств, так как в этом случае не требовались предварительные переговоры о новой Конституции и предполагалось автоматическое распространение политических, правовых и экономических структур ФРГ на Восточную Германию.

Правовой основой процесса договорного урегулирования в отношении Германии стал целый ряд международно-правовых соглашений.

Первым крупным шагом на этом пути стал Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года. ГДР утратила свой суверенитет в области финансовой и денежной политики. Вступление в действие Договора привело к денежной реформе. В результате марка ГДР была заменена немецкой маркой, ставшей единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. ГДР не только включалась в сферу действия дойч-марки, но и в Общий рынок Европейского сообщества.

Следующим шагом к практической реализации германского единства было приведение в соответствие административно-территориального деления ГДР и ФРГ. 22 июля 1990 года на территории ГДР было учреждено пять новых земель: Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Тюрингия и Саксония.

Очередной ступенью на пути к немецкому единству стал договор «О подготовке и проведении первых общегерманских выборов немецкого бундестага» от 3 августа 1990 года, в котором были созданы предпосылки и единая правовая основа для общегерманских выборов, намеченных на 2 декабря 1990 года.

Завершение внутреннего процесса объединения Германии ознаменовал Договор между ФРГ и ГДР об установлении единства Германии (Договор об объединении), подписанный 31 августа 1990 года.

Договор представляет собой объемный документ, регулирующий все правовые аспекты создания единого германского государства.

Преамбула договора выражает мотивы объединения, а сущность договора определяется в 1-й статье: «С осуществлением вступления Германской Демократической Республики в Федеративную согласно статье 23 Основного закона 3 октября 1990 года земли Бранденбург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики Германии». В этой же статье установлено, что 23 района Берлина образуют «землю» Берлин, который является главным городом (столицей) Германии. Вопрос о пребывании правительства и парламента должен был решаться в особом порядке.

ФРГ брала на себя обязательство ввести в действие Основной закон на вошедшей в ее состав территории посредством принятия парламентом соответствующего правового акта. До присоединения допускались предусмотренные договором переходные и чрезвычайные положения.

Имущество и долги ГДР, в соответствии с документом, перешли к ФРГ.

Приложения к Договору об объединении регулировали вступление правовых норм ФРГ на присоединяемой территории.

Договор об объединении» от 31 августа 1990 года являлся международным договором. Федеральный конституционный суд в своем решении от 18 сентября 1990 года постановил, что Договор «имеет силу международного права, даже если по содержанию он регулирует не внешние отношения ФРГ».

12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором Великобритания, СССР, США и Франция с одной стороны и представители обоих германских государств с другой стороны подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина.

3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. С 00 часов ГДР прекратила свое существование как государство,

Западный Берлин — как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года Федеративная Республика Германия — объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Объединение Германии

Власти ФРГ и ГДР позаботились о том, чтобы получить одобрение объединения со стороны мирового сообщества на основе международных договоров.

После завершения Второй мировой войны территория Германии находилась под внешним управлением стран-победительниц: СССР, США, Франции и Великобритании. Но с годами их контроль над многими аспектами жизни ослабевал. Однако всё это время там находились сотни тысяч иностранных военнослужащих. То есть полноценной независимости немцы не имели. Поэтому одного желания граждан ФРГ и ГДР жить в едином государстве было недостаточно. Необходимо было заключить мирный договор, предусматривающий соблюдение международного права и согласие стран-победительниц. Изначально против объединения возражали британцы и французы. Но кропотливая работа дипломатов, а также взаимное желание найти компромисс позволили решить все спорные вопросы.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Единая Германия: за и против

Джордж Буш — ст. Президент США. Лидер Соединённых Штатов с самого начала уверенно поддерживал идею объединения Германии. Все страхи французских и английских политиков о возможном возрождении немецкого милитаризма он отвергал. Во-первых, политическая система ФРГ образца 1990 года не имела ничего общего с тем, что было в Германии в 1920-е и в 1930-е годы. А во- вторых, на территории ФРГ находился крупный контингент американских вооружённых сил.

Маргарет Тэтчер. Премьер-министр Великобритании. Знаменитая «железная леди» поначалу выступала против возможного объединения Германии. По её словам, такой шаг «приведёт к изменению послевоенных границ, и мы не можем позволить этого, так как подобное развитие событий поставит под вопрос стабильность всей международной ситуации и может угрожать нашей безопасности». Кроме того, Тэтчер считала, что единая Германия будет больше сотрудничать с СССР, а не со странами НАТО. В ходе переговоров Великобритания дала своё согласие.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Франсуа Миттеран. Президент Франции. Лидер Французской республики разделял опасения Маргарет Тэтчер о том, что объединённая Германия разрушит сложившийся в Европе баланс сил. Кроме того, в национальной прессе вспомнили о тех бедствиях, которые Франция испытала как после начала Франко-прусской войны 1870−1871 годов и аннексии французских Эльзаса и Лотарингии, так и в двух мировых войнах. В Париже с ужасом ждали роста немецких реваншистских настроений. Но позднее Миттеран смягчил свою позицию.

Михаил Горбачёв. Лидер Советского Союза. Публично Михаил Горбачёв заявлял, что процесс интеграции Германии — дело самих немцев. И старался воздерживаться от прямой оценки возможных последствий этого события. Однако в реальности советский лидер принял самое деятельное участие в объединении ФРГ и ГДР. Он лично убеждал Маргарет Тэтчер в том, что единая Германия не несёт никакой опасности для мира в Европе. Таким образом, Горбачёв сыграл важную роль в объединении Германии.

Хроника объединения

Октябрь 1988 года. Во время личной встречи с Михаилом Горбачёвым федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль поинтересовался отношением советского лидера к идее возможного объединения Германии. Горбачёв заявил, что принципиальных возражений у СССР не имеется.

Июнь 1989 года. Гельмут Коль и Михаил Горбачёв подписали совместное заявление, которое, несмотря на декларативный характер, можно считать первым документом, проложившим дорогу будущему объединению ГДР и ФРГ.

Ноябрь 1989 года. После падения Берлинской стены исчез многолетний железный занавес между Востоком и Западом.

Март 1990 года. В ГДР прошли первые свободные выборы в парламенте большим отрывом победила партия восточногерманских христианских демократов, чьи лидеры были настроены на процесс объединения Германии.

Май 1990 года. Гельмут Коль и новый лидер ГДР Лотар де Мезьер подписали договор о едином экономическом и финансовом пространстве.

Июль 1990 года. С 1 июля на территории ГДР введена в обращение в качестве новой денежной единицы западногерманская марка.

Август 1990 года. 31 августа был заключён Договор об объединении ФРГ и ГДР. Документ подписали глава МВД ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь ГДР Гюнтер Краузе.

Сентябрь 1990 года. В Москве заключён «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии». Под документом поставили свои подписи главы внешнеполитических ведомств ФРГ, ГДР, СССР, США, Франции и Великобритании.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Октябрь 1990 года. С 3 октября 1990 года ГДР перестала существовать. Этот день с тех пор является Днём германского единства.

Март 1991 года. Объединённая Германия обрела полный суверенитет только 15 марта 1991 года. В этот день вступил в силу «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии».

Падение стены и объединение Германии: действующие лица

Во время событий в Берлине в 1989 году удалось избежать, казалось бы, неизбежного кровопролития. И огромную роль в мирном разрешении конфликтной ситуации сыграли семь политиков.

Стремительный рост протестного движения в начале 1989 года в странах с коммунистическими режимами оказался неожиданным для лидеров этих государств. И последствия могли оказаться самыми печальными. В частности, власти Китая в начале июня применили танки против людей, собравшихся в Пекине на площади Тяньаньмэнь.

Опасность подобного сценария в ГДР была невероятно велика. Среди лидеров Восточной Германии хватало сторонников силового разгона «несогласных». Армия и полиция ГДР основательно подготовились к подавлению протестного движения. Но благодаря выдержке ряда крупных политических фигур и удачным дипломатическим переговорам удалось избежать худшего варианта развития событий на границе Восточного и Западного Берлина. Процесс падения стены оказался на удивление мирным.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Гельмут Коль. Федеральный канцлер ФРГ (1982−1998). 1930−2017

Гельмут Коль начал политическую карьеру ещё студентом. В 1982 году был избран федеральным канцлером ФРГ и оставался на этом посту 16 лет. После начала протестных движений в ГДР он оказался одним из самых энергичных сторонников объединения Германии. Его план из 10 пунктов и непоколебимая решимость в реализации экономического и финансового союза с ГДР, а также его умелые дипломатические шаги помогли достичь компромиссов с СССР и США и в конце концов объединить Германию.

Михаил Горбачёв Генеральный секретарь. ЦК КПСС (1985−1991). Родился в 1931 году

Михаил Горбачёв сделал классическую партийную карьеру. В 1980 году он стал членом политбюро ЦК КПСС, а в 1985-м — генеральным секретарём партии. Оказавшись на вершине власти, Горбачёв провозгласил курс на гласность и перестройку. Эти шаги имели важное последствие и для стран Восточной Европы. А во время политического кризиса в ГДР в 1989 году Горбачёв отверг предложения о советском военном вмешательстве. Он даже предостерёг лидеров ГДР: «Опоздавших накажет жизнь!»

Ганс-Дитрих Геншер. Министр иностранных дел ФРГ (1974−1992). 1927−2016

Ганс-Дитрих Геншер сделал в ФРГ политическую карьеру в Свободной демократической партии. Должность министра иностранных дел он занял в 1982 году. Будучи сторонником разрядки, Геншер активно выступал за диалог между Западом и СССР. С начала 1989 года он проводил множество встреч и переговоров, направленных на мирное разрешение политического кризиса в ГДР. В частности, Геншер договорился о свободном выезде на Запад восточных немцев, укрывшихся в посольствах ФРГ в Праге и Варшаве.

договор об объединении фрг и гдр. договор об объединении фрг и гдр фото. картинка договор об объединении фрг и гдр. смотреть фото договор об объединении фрг и гдр. смотреть картинку договор об объединении фрг и гдр.

Райнер Эппельман. Пастор, один из лидеров оппозиции, министр обороны и разоружения ГДР (1990). Родился в 1943 году

Райнер Эппельман стал считаться властями ГДР опасным диссидентом, когда в 1966 году отказался служить в армии. За этот поступок он был приговорён к восьми месяцам тюрьмы. Позднее Эппельман служил пастором в одном из приходов Берлина. Власти ГДР даже рассматривали вариант его убийства. В 1989 году Эппельман призывал протестующих жителей Восточного Берлина отказаться от применения насилия. Его авторитет и репутация помогли сдержать агрессию сторон.

Гюнтер Шабовски. Член политбюро ЦК СЕПГ (1984−1989). 1929−2015

Гюнтер Шабовски начал политическую карьеру ещё в 1940-е годы в структурах СЕПГ (правящей партии ГДР). Много лет он работал в прессе, а в 1984 году был избран членом политбюро ЦК СЕПГ (аналога политбюро ЦК КПСС в СССР). Этот партийный функционер стал знаменит, когда 9 ноября 1989 года на пресс-конференции зачитал сообщение о праве свободного выезда граждан ГДР из страны. А на вопрос о сроках вступления этого документа в силу, вероятно случайно, сказал: «Немедленно!»

Лотар де Мезьер. Председатель партии ХДС (1989−1990) в ГДР. Родился в 1940 году

Лотар де Мезьер окончил музыкальную школу и 10 лет играл в оркестре. В 1975 году Мезьер поступил на юридический факультет и позднее работал юристом. В ноябре 1989 года он встал во главе партии ХДС (ГДР). На первых свободных выборах в ГДР (март 1990 года) он стал премьер-министром. Главной целью его правительства было объединение Германии. Мезьер сыграл важную роль в поиске мирного урегулирования и возглавил делегацию ГДР на заключительных переговорах «два плюс четыре».

Эдуард Шеварднадзе. Министр иностранных дел СССР (1985−1990). 1928−2014

Эдуард Шеварднадзе был назначен на пост министра иностранных дел СССР в 1985 году по инициативе Михаила Горбачёва. На этом посту Шеварднадзе сыграл огромную роль в нормали­зации отношений Совет­ского Союза со странами Западной Европы и США и падении железного зана­веса. В 1989 году он под­держал решение Горбачёва о недопустимости военного вмешательства СССР в ситу­ацию в ГДР. Это позволило избежать кровопролития и в итоге привело к падению Берлинской стены.

Проект подготовлен совместно с Германским историческим институтом в Москве

Источник

ОБ ОБРАЗОВАНИИ ФРГ И ГДР

В 1949 году на месте поверженной во Второй мировой войне гитлеровской Германии было образовано два немецких государства.

Планы расчленения Германии на ряд мелких гособразований с целью ее ослабления и исключения с ее стороны возможной угрозы в будущем обсуждались союзниками по антигитлеровской коалиции и во время, и после войны. Этот вопрос рассматривался в том числе на Тегеранской и Крымской конференциях. В Ялте даже было принято решение о создании специальной комиссии для изучения вопроса о процедуре расчленения Германии.

Однако ее работа закончилась по существу так и не начавшись. Ориентировка советскому представителю в комиссии на этот счет гласила: «англичане и американцы, которые первыми поставили вопрос о расчленении Германии, хотят теперь свалить на СССР всю ответственность за расчленение с целью очернить наше государство в глазах мирового общественного мнения» Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.* Советская сторона направила возглавлявшему комиссию министру иностранных дел Англии А.Идену письмо с разъяснениями, что правительство СССР «понимает решение Крымской конференции о расчленении Германии не как обязательный план…, а как возможную перспективу для нажима на Германию».

На Потсдамской конференции немецкое государство с учетом измененных границ было решено рассматривать как единое экономическое и политическое целое. Тем не менее, там постановили: никакого общегерманского правительства не создавать. Договорились только об учреждении нескольких центральных административных департаментов. Причем, против сохранения единой Германии почти сразу же открыто стала возражать Франция, которая, хотя и не участвовала в работе Берлинской конференции, но присоединилась к ее решениям, сделав ряд существенных оговорок относительно возможности восстановления централизованного германского государства.

Сразу по окончании войны Германия была разделена на четыре зоны оккупации. В соответствии с Декларацией о ее поражении, подписанной в Берлине 5 июня 1945 года, верховную власть в стране временно взяли на себя правительства Великобритании, СССР, США и Франции** в лице главнокомандующих вооруженными силами, действовавших каждый в своей зоне оккупации по инструкции своих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, в качестве членов Контрольного Совета (КС). Берлин тоже был разделен на соответствующие зонам четыре сектора. Городом управляла межсоюзная четырехсторонняя комендатура ***. Причем поначалу США, Англия и Франция признавали верховную власть Советской военной администрации в Германии (СВАГ) над немецкой столицей, которая считалась центром советской зоны оккупации (СЗО).

Такое разделение первое время никак не влияло на целостность Германии. Тем более, что союзники договорились проводить по отношению к ней единую согласованную политику, основными целями которой были провозглашены демилитаризация, денацификация, демократизация и демонополизация – так называемые «четыре «Д». Было решено: ликвидировать вооруженные силы и ВПК Германии; уничтожить СС, СА, СД, гестапо со всеми их структурами, НСДАП и подконтрольные ей организации; отменить нацистские законы, предать суду военных преступников, удалить активных нацистов с общественных постов и с ответственных должностей в коммерческих фирмах; преобразовать жизнь немцев на демократических и мирных началах. Наряду с уничтожением германского военного потенциала и ликвидацией военной промышленности предусматривалось осуществить децентрализацию немецкой экономики и устранить ее чрезмерную концентрацию. Были оговорены послевоенные границы немецкого государства и порядок взимания репараций (частичного возмещения ущерба, нанесенного фашистской агрессией).

Направление дальнейшего развития Германии тогда полностью зависело от держав-победительниц, от их единства и последовательности в выполнении согласованных на высшем уровне решений. Однако на практике подходы к вопросам дальнейшей судьбы немецкого государства у бывших союзников заметно различались.

СССР выступал за последовательное воплощение в жизнь достигнутых соглашений, за возрождение Германии как единой, независимой, демократической, миролюбивой и нейтральной страны ****. Он был сторонником развития германской экономики, ориентированной исключительно на мирное производство. СВАГом в СЗО была проведена огромная работа по расформированию немецких вооруженных сил, ликвидации военных заводов, сооружений, складов и т.п. От нацистских кадров были очищены все административные и общественные немецкие структуры. Ускоренно проводилась демократизация общественной жизни. В этой зоне раньше, чем в других, было разрешено создание политических партий и профсоюзных организаций, были созданы демократические органы местного самоуправления и администрации земель. К власти здесь пришли левые силы. Была проведена аграрная реформа и полностью осуществлена демонополизация. Летом 1946 г. согласно проведенному среди немцев референдуму были национализированы производственные объекты, принадлежавшие активным нацистам, и на их базе создан народный сектор промышленности, в который вошло более половины всех предприятий.

Западные же страны в условиях начавшейся уже в первые послевоенные годы «холодной войны» рассматривали Германию в качестве некоего инструмента в противодействии соперничающему социалистическому лагерю. Вследствие этого они стремились сохранить достаточно мощный военно-промышленный потенциал Германии, считая, что ее тесная интеграция в создаваемые и контролируемые ими военно-политические и экономические структуры послужит достаточной гарантией против рецидивов превращения этой страны в источник военной опасности в Европе. В контексте демократического переустройства страны полагалось достаточным наказать военных преступников и реорганизовать германскую экономику, поставив ее под контроль западных держав (ни американцы, ни англичане, ни французы не желали иметь в ее лице мощного конкурента). Помимо осуществления этих мер, стабильность на континенте мыслилось обеспечить с опорой на военное присутствие США в Европе.

В нарушение ранее достигнутых соглашений западные страны фактически не демонтировали в Германии военные производства и не осуществили демонополизацию. По окончании войны они не расформировали многие воинские части, а сохранили их в качестве боеспособных армейских подразделений (только в английской зоне оккупации в воевавших до окончания войны против Объединенных Наций немецких, венгерских, латышских, литовских и эстонских частях насчитывалось более миллиона солдат и офицеров) *****. Процесс денацификации и демократизации осуществлялся замедленными темпами и, нередко, формально. Все это контрастировало с более решительными, позитивными преобразованиями в советской зоне оккупации.

Западные страны рассматривали подобные диспаритеты как опасные в социальном плане и противоречившие их геополитическим интересам. Не удивительно, что уже в 1946 году их политика стала ориентироваться на разъединение Германии, сохранение в сфере своего влияния если не всей страны, то хотя бы ее западной части, располагавшей более внушительным экономическим потенциалом, материальными и людскими ресурсами.

Главную роль в создании сепаратного западногерманского государства сыграли Англия и США. Весной 1946 года они обсудили детальные планы раскола единого немецкого государства, летом приступили к созданию органов по управлению отдельными отраслями хозяйства обеих своих зон оккупации, а в декабре подписали соглашение о формировании на их базе объединенной зоны – Бизонии. Советская сторона осудила данный шаг как противоречивший Потсдамским договоренностям.

В начале 1947 года в составленном по заданию президента США Г.Трумэна «докладе Гувера» уже открыто говорилось об образовании сепаратного западногерманского государства. Затем правительство США направило своей военной администрации в Германии конкретную директиву на этот счет. В середине 1947 года СВАГ отмечала, что в Западной Германии созданы органы государственной власти – союзный парламент, союзное правительство и министерства, которые уже приступили к организационной работе ******. В том же году шли переговоры о присоединении французской зоны к Бизонии и создавались необходимые органы для уже формировавшейся Тризонии.

Окончательное решение о создании на базе трех оккупационных зон отдельного западногерманского государства, а также о его включении в план экономической помощи Маршалла и интеграции в западный блок было принято на совещаниях представителей США, Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, проходивших в Лондоне с февраля по июнь 1948 года. Их решения советской стороной были признаны неправомерными *******.

В связи с отказом западных представителей информировать о вышеупомянутых совещаниях советскую сторону в марте 1948 г. прекратил свою деятельность Контрольный Совет. Западные державы, зачастую, и ранее игнорировали этот орган, принимая важные решения без каких-либо четырехсторонних консультаций. Межсоюзная четырехсторонняя комендатура Берлина прекратила свое функционирование в июне. Таким образом, объединенные союзные органы по общему управлению всей немецкой территорией фактически перестали существовать.

Следуя линии на разъединение Германии, западные державы приступили к экономическому обособлению Тризонии от СЗО. Первым шагом на этом пути стала денежная реформа, которая началась 20 июня 1948 года. В западных зонах оккупации была отменена единая для всей Германии валюта, в связи с чем оказались разорванными нормальные хозяйственные связи между западом и востоком страны. Западногерманская марка, вопреки заверениям руководства трех западных зон оккупации, была введена в оборот и в Западном Берлине ********. Советское предложение об особом урегулировании ситуации в этом городе было отклонено.

Такие действия Запада неизбежно вели к наплыву выведенных из обращения в Тризонии старых «рейхсмарок» в Восточную Германию и подрыву экономики СЗО. В этих условиях СВАГ приступила к проведению денежной реформы в своей зоне, а чтобы не допустить туда обесцененную денежную массу, она была вынуждена ввести существенные ограничения в области транспорта, связи, торговли и по существу блокировать Западный Берлин. При этом советские военные власти заявили о готовности взять на себя ответственность за снабжение населения всего Берлина. В городе и окрестностях были сконцентрированы значительные запасы продовольствия и топлива. Жители берлинских западных секторов получили возможность беспрепятственно получать по карточкам и покупать на марки советской зоны товары в магазинах восточной части города и в СЗО (свыше 100 тысяч западноберлинцев так и поступали). Для них недалеко от границ западных секторов был открыт целый ряд дополнительных магазинов. Предприятия советского сектора получили указание снабжать заводы Западного Берлина топливом и электричеством.

Однако действия военного руководства западных держав затрудняли контакты жителей своих секторов Берлина с советским сектором. В июне 1948 года западные оккупационные власти вообще прекратили межзональную торговлю и тем самым полностью изолировали экономику Тризонии от СЗО. В Западный Берлин они организовали дорогостоящие авиаперевозки необходимых товаров и продовольствия «Воздушный мост» далеко не удовлетворял потребности города: так, по нему доставлялось в день всего 3-4 тысячи тонн продовольствия при потреблении в 25 тысяч тонн. Обслуживался «мост» в том числе и советскими военными авиадиспетчерами.. Так разразился первый «берлинский кризис», вокруг которого сразу же была развернута шумная пропагандистская кампания. Под ее прикрытием и завершилась работа по созданию сепаратного западногерманского государства. Следует заметить, что как только основные мероприятия по подготовке к провозглашению ФРГ были завершены (начало 1949г.), западные державы сразу же согласились на переговоры по урегулированию ситуации с Берлином.

Осуществив экономический раскол Германии, западные державы приступили к завершению ее политического разъединения. В июле 1948 года во Франкфурте-на-Майне была проведена встреча главнокомандующих трех западных зон оккупации с премьер-министрами земельных правительств Западной Германии. По ее итогам, в частности, был образован Парламентский совет, который в сентябре приступил к разработке конституции. В русле этой политики в декабре 1948 года в Западном Берлине были организованы сепаратные выборы в городское собрание депутатов, и в городе стали функционировать раздельные немецкие органы власти для восточной и западной его частей.

Советский Союз в стремлении преодолеть напряженную ситуацию выражал готовность снять транспортные ограничения, если западные страны остановят процесс создания сепаратного западногерманского государства и согласятся продолжить встречи для решения германского вопроса. В начале 1949 года западные державы, для которых к тому же было весьма накладно поддерживать функционирование «воздушного моста», согласились на переговоры по урегулированию «берлинского кризиса». В Нью-Йорке 4 мая была достигнута договоренность о снятии «блокады Берлина» 12 мая, и открытии 23 мая парижской сессии СМИД.

Однако на Западе возобладала «логика разъединения» Германии. 12 мая военные губернаторы трех западных держав одобрили выработанный Парламентским советом проект Основного закона ФРГ, а 23 мая его обнародовали. Главные принципы этой конституции были сформулированы оккупационными властями. Кроме того, наряду с ней на западногерманской территории вводился оккупационный статут, обеспечивавший контроль верховных комиссаров Англии, США и Франции над деятельностью западногерманского правительства, в том числе в сфере безопасности, внешней политики, внешней торговли и в ряде других важных для жизнедеятельности государства областей. В мае 1949 года был издан оккупационный статут и для Западного Берлина, который окончательно оформил раскол города. 14 августа 1949 г. в трех оккупационных зонах были проведены парламентские выборы, а 20 сентября 1949 г. было сформировано правительство ФРГ.

Однако США, Англия и Франция вопреки предложениям СССР, и инициативам Немецкого народного конгресса выступили против организации референдума о единстве страны, создания общегерманского парламента и образования центрального правительства на основе всеобщих выборов. Советское предложение предоставить решение вопроса об устройстве государства самим немцам также было встречено негативно.

Образование ФРГ коренным образом изменило ситуацию в Германии. В ответ на это 7 октября 1949 года Немецкий народный совет с согласия советских властей провозгласил создание на территории СЗО в качестве временного государственного образования Германской Демократической Республики и принял на себя выполнение обязанностей парламента *********. Был избран президент и сформировано правительство, которым руководство СССР передало функции управления. Вместо СВАГ была создана Советская контрольная комиссия, призванная наблюдать за выполнением ГДР четырехсторонних соглашений держав-победительниц по Германии.

Таким образом, во многом вследствие сепаратистской деятельности западных держав, в нарушение совместно выработанных союзниками после Второй мировой войны соглашений, в 1949 году Германия оказалась расколотой на два государства – ФРГ и ГДР. Причем, внутри последнего сформировалось особое образование – Западный Берлин.

Год спустя стало реальностью объединение двух германских государств – ГДР присоединилась к ФРГ на основании статьи 23 Основного закона (Конституции) ФРГ с 3 октября 1990 года. Соответствующее решение было принято Народной палатой ГДР 23 августа 1990 г., а механизм объединения зафиксирован в заключенном 31 августа 1990 г. между ГДР и ФРГ Договоре о восстановлении единства Германии (Договор об объединении).

Внешние аспекты германского объединения нашли упорядоченное отражение в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., создавшем прочную международно-правовую основу для германского единства. Договор, разработанный в результате длительных переговоров между СССР, США, Англией и Францией, с одной стороны, и ФРГ и ГДР, с другой, по формуле «2+4», восстановил статус Германии как суверенного государства и прекратил права бывших оккупационных держав в отношении обеих частей Германии.

Объединение Германии, так же как в свое время раскол единого немецкого государства в начале «холодной войны», явилось свидетельством и символом ее окончания и в более широком плане – глубокой трансформации военно-политического ландшафта Европы и мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *