договор об обычных вооруженных силах в европе 1990 г
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Справка
Россия не отказывается от адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и ждет, когда он будет воспринят партнерами по НАТО, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан государствами Варшавского договора и НАТО в 1990 году. Участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия), а также США и Канада.
Через год после подписания договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) произошел распад СССР. Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых условий был подписан в 1999 году на саммите в ОБСЕ в Стамбуле. На его основе должен быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника. Сам адаптированный ДОВСЕ должен быть открыт для присоединения любого европейского государства-участника ОБСЕ.
Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО также блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора.
С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил.
Договор поддерживается только благодаря обмену информацией и инспекциям.
Позиция России состоит в том, что относящиеся к договору обязательства (сокращение тяжелых вооружений и техники, находившихся на территории Грузии и Молдавии) были выполнены в полном объеме в 2000-2001 годах. Сроки и условия функционирования российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья носят двусторонний характер и не могут быть препятствием для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ другими странами.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
Договор об обычных вооруженных силах в европе 1990 г
____________________________________________________________________
Действие настоящего Договора в отношении Российской Федерации приостановлено на основании
Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 276-ФЗ
____________________________________________________________________
* Вступил в силу для Российской Федерации 9 ноября 1992 года.
Королевство Бельгии, Республика Болгария, Венгерская Республика, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Дания, Республика Исландия, Королевство Испания, Итальянская Республика, Канада, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Республика Польша, Португальская Республика, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Турецкая Республика, Французская Республика и Чешская и Словацкая Федеративная Республика, ниже именуемые Государствами-участниками,
руководствуясь Мандатом переговоров по обычным вооруженным силам в Европе от 10 января 1989 года и проведя в Вене эти переговоры, начавшиеся 9 марта 1989 года;
руководствуясь целями и задачами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в рамках которого велись переговоры по настоящему Договору;
напоминая их обязательство воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целью и принципами Устава Организации Объединенных Наций;
сознавая необходимость предотвращения любого военного конфликта в Европе;
сознавая совместную ответственность, которую все они несут за то, чтобы достичь большей стабильности и безопасности в Европе;
стремясь заменить военную конфронтацию новым характером отношений безопасности между всеми Государствами-участниками на основе мирного сотрудничества и тем самым внести вклад в преодоление раздела Европы;
будучи приверженными целям установления безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких, чем до сих пор, уровнях, ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности безопасности, и ликвидации, в порядке первоочередного приоритета, потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе;
напоминая, что они подписали или присоединились к Брюссельскому договору 1948 года, Вашингтонскому договору 1949 года или Варшавскому договору 1955 года и что они имеют право быть или не быть участниками союзных договоров;
будучи приверженными цели обеспечить, чтобы в пределах района применения настоящего Договора количества обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, не превышали 40000 боевых танков, 60000 боевых бронированных машин, 40000 артиллерийских единиц, 13600 боевых самолетов и 4000 ударных вертолетов;
подтверждая, что настоящий Договор не имеет целью оказать отрицательное воздействие на интересы безопасности любого государства;
подтверждая свою приверженность продолжению процесса контроля над обычными вооружениями, включая переговоры, принимая во внимание будущие требования в отношении европейской стабильности и безопасности в свете развития политической обстановки в Европе;
согласились о нижеследующем:
1. Каждое Государство-участник выполняет обязательства, изложенные в настоящем Договоре, в соответствии с его положениями, включая обязательства, относящиеся к следующим пяти категориям обычных вооруженных сил: боевых танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и боевые вертолеты.
2. Каждое Государство-участник осуществляет также другие меры, изложенные в настоящем Договоре, направленные на обеспечение безопасности и стабильности как в период сокращения обычных вооруженных сил, так и после завершения сокращений.
3. Настоящий Договор включает Протокол о существующих типах обычных вооружений и техники, ниже именуемый Протоколом о существующих типах, с Приложением к нему; Протокол о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вариантов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты, ниже именуемый Протоколом о переклассификации самолетов; Протокол о процедурах, регулирующих сокращения обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе, ниже именуемый Протоколом о сокращениях; Протокол о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов, ниже именуемый Протоколом о переклассификации вертолетов; Протокол об уведомлениях и обмене информацией, ниже именуемый Протоколом об обмене информацией, с Приложением о формате для обмена информацией, ниже именуемым Приложением о формате; Протокол об инспекциях; Протокол о Совместной консультативной группе и Протокол о временном применении некоторых положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе, ниже именуемый Протоколом о временном применении. Каждый из этих документов является неотъемлемой частью настоящего Договора.
1. Для целей настоящего Договора:
(А) Термин «группа Государств-участников» означает группу Государств-участников, которые подписали Варшавский договор* 1955 года, включающую Республику Болгария, Венгерскую Республику, Республику Польша, Румынию, Союз Советских Социалистических Республик и Чешскую и Словацкую Федеративную Республику, либо группу Государств-участников, которые подписали или присоединились к Брюссельскому договору** 1948 года или Вашингтонскому договору*** 1949 года, включающую Королевство Бельгия, Федеративную Республику Германии, Греческую Республику, Королевство Дания, Республику Исландия, Королевство Испания, Итальянскую Республику, Канаду, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Португальскую Республику, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турецкую Республику и Французскую Республику.
* Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный в Варшаве 14 мая 1955 года.
** Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанный в Брюсселе 17 марта 1948 года.
*** Североатлантический договор, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 года.
(В) Термин «район применения» означает всю сухопутную территорию Государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор, которая включает все европейские островные территории Государств-участников, включая Фарерские острова Королевства Дания, Свальбард (Шпицберген), включая остров Медвежий, Королевства Норвегия, Азорские острова и Мадейру Португальской Республики, Канарские острова Королевства Испания и Землю Франца-Иосифа и Новую Землю Союза Советских Социалистических Республик. В случае Союза Советских Социалистических Республик район применения включает всю территорию, простирающуюся к западу от реки Урал и Каспийского моря. В случае Турецкой Республики район применения включает территорию Турецкой Республики к северу и западу от линии, простирающейся от точки пересечения турецкой границы с 39-й параллелью до Мурадие, Патноса, Караязи, Текмана, Кемалие, Феке, Джейхана, Доганкента, Гезне и далее до моря.
Боевыми танками являются гусеничные бронированные боевые машины, имеющие сухой вес не менее 16,5 метрических тонн и вооруженные пушкой калибра не менее 75 миллиметров, имеющей угол поворота в горизонтальной плоскости в 360 градусов. Кроме того, поступающие на вооружение любые колесные бронированные боевые машины, которые отвечают всем другим вышеуказанным критериям, также считаются боевыми танками.
(D) Термин «боевая бронированная машина» означает самоходную машину, обладающую бронезащитой и проходимостью по пересеченной местности. Боевые бронированные машины включают бронетранспортеры, боевые машины пехоты и боевые машины с тяжелым вооружением.
(Е) Термин «сухой вес» означает вес машины без учета веса боеприпасов, горюче-смазочных материалов, съемной реактивной брони, запасных частей, инструментов и принадлежностей, съемного оборудования для подводного вождения, экипажа и его личного имущества.
(F) Термин «артиллерия» означает системы большого калибра, способные поражать наземные цели главным образом с закрытых огневых позиций. Такие артиллерийские системы обеспечивают общевойсковым формированиям основную огневую поддержку с закрытых огневых позиций.
К артиллерийским системам большого калибра относятся пушки, гаубицы, артиллерийские орудия, сочетающие свойства пушек и гаубиц, минометы и реактивные системы залпового огня с калибром 100 миллиметров и выше. Кроме того, любая будущая система большого калибра для ведения огня прямой наводкой, которая обладает эффективной вторичной способностью вести огонь с закрытых огневых позиций, засчитывается в предельные уровни для артиллерии.
(G) Термин «размещенные обычные вооруженные силы» означает обычные вооруженные силы Государства-участника, размещенные в пределах района применения на территории другого Государства-участника.
(Н) Термин «обозначенное место постоянного складского хранения» означает место с четко определенной физической границей, содержащее обычные вооружения и технику, ограничиваемые Договором, которые засчитываются в общие предельные уровни, но не подпадают под ограничения на обычные вооружения и технику, ограничиваемые Договором, в регулярных частях.
(I) Термин «танковый мостоукладчик» означает самоходную бронированную машину транспортер-укладчик, способную нести и посредством встроенных механизмов устанавливать и снимать мостовую конструкцию. Такая машина с мостовой конструкцией действует как единая система.
(J) Термин «обычные вооружения и техника, ограничиваемые Договором» означает боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты, подпадающие под количественные ограничения, установленные в статьях IV, V и VI.
(L) Термин «боевой вертолет» означает винтокрылый летательный аппарат, вооруженный и оснащенный для поражения целей или оснащенный для выполнения других военных функций. Термин «боевой вертолет» включает ударные вертолеты и вертолеты боевого обеспечения. Термин «боевой вертолет» не включает невооруженные транспортные вертолеты.
(Q) Термин «обычные вооружения и техника, подпадающие под действие Договора» означает боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты, учебно-тренировочные самолеты, невооруженные учебные самолеты, боевые вертолеты, невооруженные транспортные вертолеты, танковые мостоукладчики, бронетранспортеры-подобные и боевые машины пехоты-подобные, подлежащие обмену информацией в соответствии с Протоколом об обмене информацией.
(R) Термин «находящиеся на вооружении» применительно к обычным вооруженным силам и обычным вооружениям и технике означает боевые ткани, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты, учебно-тренировочные самолеты, невооруженные учебные самолеты, боевые вертолеты, невооруженные транспортные вертолеты, танковые мостоукладчики, бронетранспортеры-подобные, боевые машины пехоты-подобные, которые находятся в пределах района применения, за исключением тех, которые имеются в наличии у организаций, предназначенных и структурно организованных для осуществления в мирное время функций обеспечения внутренней безопасности, или тех, которые отвечают любым исключениям, изложенным в статье III.
(Т) Термин «место сокращения» означает четко обозначенное место, где проводится сокращение обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, в соответствии со статьей VIII.
(U) Термин «норма сокращения» означает количество в каждой категории обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, которое Государство-участник обязуется сократить в течение периода в 40 месяцев, следующего за вступлением в силу настоящего Договора, в целях обеспечения соблюдения статьи VII.
2. Существующие типы обычных вооружений и техники, подпадающие под действие Договора, перечислены в Протоколе о существующих типах. Эти перечни существующих типов периодически обновляются в соответствии с подпунктом (D) пункта 2 статьи XVI и разделом IV Протокола о существующих типах. Такие обновления перечней существующих типов не рассматриваются как поправки к настоящему Договору.
3. Существующие типы боевых вертолетов, перечисленные в Протоколе о существующих типах, классифицируются в соответствии с разделом 1 Протокола о переклассификации вертолетов.
1. Для целей настоящего Договора Государства-участники применяют следующие правила счета.
Все боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и ударные вертолеты, как они определены в статье II, в пределах района применения, подпадают под количественные ограничения и другие положения, изложенные в статьях IV, V и VI, за исключением тех, которые в соответствии с обычной практикой Государства-участника:
(А) находятся в процессе производства, включая связанные с производством испытания;
(В) используются исключительно для целей исследований и разработок;
(С) относятся к историческим экспонатам;
(D) ожидают утилизации после списания с вооружения в соответствии с положениями статьи IX;
(Е) ожидают экспорта или реэкспорта или переоборудуются для экспорта или реэкспорта и временно остаются в пределах района применения. Такие боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и ударные вертолеты размещаются в других местах, нежели места, объявленные согласно положениям раздела V Протокола об обмене информацией, или не более чем в 10 таких объявленных местах, которые были уведомлены при ежегодном обмене информацией в предшествовавшем году. В последнем случае они должны быть раздельно отличимы от обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором;
(F) имеются, в случае бронетранспортеров, боевых машин пехоты, боевых машин с тяжелым вооружением или многоцелевых ударных вертолетов, в наличии у организаций, созданных и структурно организованных для осуществления в мирное время функций обеспечения внутренней безопасности; или
(G) следуют транзитом через район применения из пункта, лежащего за пределами района применения, в конечный пункт, лежащий за пределами района применения, и находятся в районе применения не более семи дней в целом.
2. Если в отношении любых таких боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов или ударных вертолетов, о которых необходимо предоставлять уведомление в соответствии с положениями раздела IV Протокола об обмене информацией, Государство-участник уведомляет о необычно большом количестве в более чем двух последовательных ежегодных обменах информацией, оно разъясняет причины, в случае запроса, в Совместной консультативной группе.
1. В пределах района применения, как он определен в статье II, каждое Государство-участник ограничивает и, при необходимости, сокращает свои боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем для группы Государств-участников, к которой оно принадлежит, как она определена в статье II, суммарные количества не превышали:
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в Париже 19 ноября 1990 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Депозитарий – Нидерланды.
На сегодняшний день участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия[*], Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия), а также США и Канада.
Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жёсткими ограничениями т.н. флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.
Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР*, выводом советских/российских войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО, договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за того, что блок НАТО в результате расширения превысил установленные для него Договором уровни.
Практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ они под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. Так, начало его ратификации стало увязываться с выполнением Россией не относящихся к контролю над вооружениями условий, связанных, в частности, с выводом российских войск с территории Грузии и Молдавии. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договорённости, считала эту увязку неправомерной. Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса (возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижение суммы разрешённых уровней и наличий обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация договора), ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.
Сложившаяся ситуация потребовала приостановления Российской Федерацией применения, выполнения Договора. Реализация соответствующих нормативных актов началась 12 декабря 2007 г. В практическом плане это означало приостановление всей деятельности России по выполнению ДОВСЕ и связанных с ним документов (Будапештского Соглашения и Флангового Документа). При этом мы подчёркивали, что приостановление – не самоцель, а средство борьбы РФ за обновление режима контроля над обычными вооружениями в Европе.
В ноябре 2011 г. страны альянса объявили в рабочем органе по ДОВСЕ Совместной консультативной группе (СКГ), заседания которой проходят в Вене, о приостановке представления российской стороне информации по Договору и приёма российских инспекций на своей территории, мотивируя это «необходимостью отреагировать на действующий с 2007 г. российский мораторий». США, однако, заявили, что намерены в порядке доброй воли информировать Россию о любых значительных изменениях в своих вооружённых силах в Европе.
11 марта 2015 г. Россия приостановила своё участие и в работе СКГ (наши интересы в этом органе теперь представляет делегация Белоруссии).
В сентябре 2016 г. в Вене без нашего участия прошла очередная конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ. Итоговый документ не был принят.
С учётом нынешних политических реалий возвращаться к выполнению ДОВСЕ Россия не намерена. По нашим оценкам, Договор себя изжил.
Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), соответствующего современным потребностям, исключающего возможность силового решения международных проблем и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.
На СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г. запущено решение о запуске неформального «структурированного диалога» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ. Его цель Россия видит в деэскалации ситуации, снижении военного противостояния, восстановлении отношений по военной линии.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 ноября 1990 г.) (действие приостановлено)
Договор
об обычных вооруженных силах в Европе
(Париж, 19 ноября 1990 г.)
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 276-ФЗ действие настоящего Договора приостановлено
Согласно Соглашению об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Стамбул, 19 ноября 1999 г.), не вступившему в силу, в настоящий Договор и являющиеся его неотъемлемой частью Протоколы внесены изменения и дополнения
См. Декларацию Государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе в отношении самолетов морской авиации наземного базирования (Париж, 19 ноября 1990 г.)
См. Декларацию Государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе в отношении численности личного состава (Париж, 19 ноября 1990 г.)
См. Декларацию Правительства Федеративной Республики Германии в отношении численности личного состава Германских вооруженных сил (Париж, 19 ноября 1990 г.)
Королевство Бельгия, Республика Болгария, Венгерская Республика, Федеративная Республика Германии, Греческая Республика, Королевство Дания, Республика Исландия, Королевство Испания, Итальянская Республика, Канада, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Республика Польша, Португальская Республика, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Турецкая Республика, Французская Республика и Чешская и Словацкая Федеративная Республика, ниже именуемые Государствами-участниками,
руководствуясь Мандатом переговоров по обычным вооруженным силам в Европе от 10 января 1989 года и проведя в Вене эти переговоры, начавшиеся 9 марта 1989 года;
руководствуясь целями и задачами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в рамках которого велись переговоры по настоящему Договору;
напоминая их обязательство воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций;
сознавая необходимость предотвращения любого военного конфликта в Европе;
сознавая совместную ответственность, которую все они несут за то, чтобы достичь большей стабильности и безопасности в Европе;
стремясь заменить военную конфронтацию новым характером отношений безопасности между всеми Государствами-участниками на основе мирного сотрудничества и тем самым внести вклад в преодоление раздела Европы;
будучи приверженными целям установления безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких, чем до сих пор, уровнях, ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности, и ликвидации, в порядке первоочередного приоритета, потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе;
напоминая, что они подписали или присоединились к Брюссельскому договору 1948 года, Вашингтонскому договору 1949 года или Варшавскому договору 1955 года и что они имеют право быть или не быть участниками союзных договоров;
ГАРАНТ:
Согласно Протоколу о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года в Варшаве (Прага, 1 июля 1991 г.), Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшава, 14 мая 1955 г.) утратил силу
будучи приверженными цели обеспечить, чтобы в пределах района применения настоящего Договора количества обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, не превышали 40000 боевых танков, 60000 боевых бронированных машин, 40000 артиллерийских единиц, 13600 боевых самолетов и 4000 ударных вертолетов;
подтверждая, что настоящий Договор не имеет целью оказать отрицательное воздействие на интересы безопасности любого государства,
подтверждая свою приверженность продолжению процесса контроля над обычными вооружениями, включая переговоры, принимая во внимание будущие требования в отношении европейской стабильности и безопасности в свете развития политической обстановки в Европе;
согласились о нижеследующем:
Договор
об обычных вооруженных силах в Европе: Чрезвычайная конференция
1. По просьбе Французской Республики Депозитарий созвал 14 июня 1991 года Чрезвычайную конференцию согласно пункту 2 статьи XXI Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
2. На конференции 22 государства-участника сделали юридически обязывающие заявления, прилагаемые к настоящему документу, 22 государства-участника согласились, что эти заявления являются удовлетворительной основой для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
3. Экземпляры настоящего документа вместе с прилагаемыми заявлениями на всех официальных языках хранятся у Депозитария и рассылаются всем государствам-участникам.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Союза Советских Социалистических Республик
В целях содействия осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. (Договор) Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет, что вне рамок Договора оно берет на себя следующие обязательства.
Через 40 месяцев после вступления в силу Договора и в дальнейшем, в рамках уровней и подуровней, вытекающих из обязательств Союза Советских Социалистических Республик по Договору, Союз Советских Социалистических Республик имеет боевых танков, боевых бронированных машин и артиллерийских единиц меньше его максимальных уровней для наличия, как о них уведомлено в соответствии со статьей VII Договора, на то их количество, которое он будет иметь в силах береговой обороны и морской пехоте в пределах района применения Договора.
1. Союз Советских Социалистических Республик сокращает, дополнительно к норме сокращения, установленной для Союза Советских Социалистических Республик по Договору на основе информации, которую он предоставил, количество его обычных вооружений и техники, относящихся к категориям, ограничиваемым Договором, в пределах района применения Договора на то их число, которое он имел по состоянию на дату подписания Договора в силах береговой обороны и морской пехоте, то есть на 933 боевых танка, 1725 боевых бронированных машин и 1080 артиллерийских единиц.
2. Такое дополнительное сокращение осуществляется путем уничтожения или переоборудования в народнохозяйственную технику 933 боевых танков и уничтожения 1080 артиллерийских единиц. Из числа дополнительно сокращаемых 1725 боевых бронированных машин 972 боевые бронированные машины уничтожаются или переоборудуются в народнохозяйственную технику, а 753 боевые бронированные машины типа МТ-ЛБ, относящиеся к категории боевых бронированных машин, из числа заявленных на дату подписания Договора, модифицируются в соответствии с Протоколом о существующих типах в бронетранспортеры-подобные типа МТ-ЛБ-АТ, не ограничиваемые Договором.
3. Из 933 боевых танков и 972 боевых бронированных машин 50 процентов уничтожаются или переоборудуются в пределах района применения Договора, а 50 процентов от 1080 артиллерийских единиц уничтожаются в пределах района применения Договора в сроки и в соответствии с процедурами, установленными Договором. Остальные из этих обычных вооружений и техники выводятся из района применения Договора; эквивалентное количество обычных вооружений и техники уничтожается или переоборудуется вне района применения Договора в установленные Договором сроки и в соответствии с процедурами, которые обеспечивают достаточное наглядное свидетельство того, что эти обычные вооружения и техника уничтожены или приведены в непригодное для военного использования состояние. Государствам-участникам Договора предоставляется заблаговременное уведомление с указанием места, количества и типов обычных вооружений и техники, подлежащих уничтожению или переоборудованию.
Имеющиеся в наличии в Ракетных войсках стратегического назначения Союза Советских Социалистических Республик боевые бронированные машины не подпадают под количественные ограничения по Договору в соответствии с подпунктом (F) пункта 1 статьи III Договора. Эти войска не оснащаются иными, кроме бронетранспортеров, обычными вооружениями и техникой, относящимися к категориям, ограничиваемым Договором.
Находящиеся в пределах района применения Договора обычные вооружения и техника сил береговой обороны и морской пехоты, относящиеся к категориям, подпадающим под действие Договора, подлежат инспекциям по требованию в соответствии с положениями Протокола об инспекциях. Обеспечивается эффективный контроль таких вооружений и техники. Союз Советских Социалистических Республик предоставляет отдельную информацию всем Государствам-участникам о таких вооружениях и технике в том же объеме и с той же степенью детализации, как это предусмотрено в пункте 2 раздела III Протокола об обмене информацией и согласно тому же расписанию предоставления информации, как это предусмотрено в разделе VII этого Протокола.
Если только не указано иное а) в настоящем Заявлении, b) в Договоре или с) в Декларации в отношении самолетов морской авиации наземного базирования, все обычные вооружения и техника, относящиеся к категориям, ограничиваемым Договором, базирующиеся на суше в пределах района применения Договора, независимо от принадлежности, подпадают под все количественные ограничения Договора.
Настоящее Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик в отношении вышеупомянутых обязательств, взятых вне рамок Договора, вступает в силу одновременно с Договором, является юридически обязательным и имеет такой же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Федеративной Республики Германии
Правительство Федеративной Республики Германии настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Федеративной Республики Германии являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Соединенных Штатов Америки
Правительство Соединенных Штатов Америки настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Соединенных Штатов Америки являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Королевства Бельгия
Правительство Королевства Бельгия настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Королевства Бельгия являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Республики Болгария
Правительство Республики Болгария настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Республики Болгария являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Правительство Канады настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Канады являются в равной мере юридически обязывающими: они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Королевства Дания
Правительство Королевства Дания настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Королевства Дания являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Королевства Испания
Правительство Королевства Испания настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Королевства Испания являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Французской Республики
Правительство Французской Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Французской Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Греческой Республики
Правительство Греческой Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Греческой Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Венгерской Республики
Правительство Венгерской Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Венгерской Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Республики Исландия
Правительство Республики Исландия настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Республики Исландия являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Итальянской Республики
Правительство Итальянской Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Итальянской Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Великого Герцогства Люксембург
Правительство Великого Герцогства Люксембург настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Великого Герцогства Люксембург являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Королевства Норвегия
Правительство Королевства Норвегия настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Королевства Норвегия являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Королевства Нидерландов
Правительство Королевства Нидерландов настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Королевства Нидерландов являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Республики Польша
Правительство Республики Польша настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Республики Польша являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Португальской Республики
Правительство Португальской Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Португальской Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Правительство Румынии настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Румынии являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Чешской и Словацкой Федеративной Республики
Правительство Чешской и Словацкой Федеративной Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Чешской и Словацкой Федеративной Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Заявление
Правительства Турецкой Республики
Правительство Турецкой Республики настоящим соглашается, что Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик, датированное сегодняшним числом, обеспечивает удовлетворительную основу для продвижения к ратификации и осуществлению Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (Договор).
Вышеупомянутое Заявление Правительства Союза Советских Социалистических Республик и настоящее Заявление Правительства Турецкой Республики являются в равной мере юридически обязывающими; они вступают в силу одновременно с Договором и имеют тот же срок действия, что и Договор.
Вена, 14 июня 1991 года
Совершено в Париже, ноября девятнадцатого дня тысяча девятьсот девяностого года.
* Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный в Варшаве 14 мая 1955 года.
** Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанный в Брюсселе 17 марта 1948 года.
*** Североатлантический договор, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 года.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договором ограничивается количество обычного вооружения и техники в районе применения Договора. Указанный район означает всю сухопутную территорию Государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор. В числе прилагаемых к Договору документов содержатся: Декларация Государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе в отношении самолетов морской авиации наземного базирования (Париж, 19 ноября 1990 г.), Декларация Государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе в отношении численности личного состава (Париж, 19 ноября 1990 г.).
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 ноября 1990 г.)
Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор постановлением ВС РФ от 8 июля 1992 г. N 3243-I
Договор вступил в силу 9 ноября 1992 г.
Текст Договора опубликован в Бюллетене международных договоров, 1993 г., N 2, стр. 3, в сборнике «Действующее международное право» т. 2
Согласно Соглашению об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Стамбул, 19 ноября 1999 г.), не вступившему в силу, в настоящий Договор и являющиеся его неотъемлемой частью Протоколы внесены изменения и дополнения
Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 276-ФЗ действие настоящего Договора приостановлено