договор об основах отношений российской федерации и турецкой республики
Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики (Москва, 25 мая 1992 г.)
ГАРАНТ:
Официальный русский текст
Договор
об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики
(Москва, 25 мая 1992 г.)
Российская Федерация и Турецкая Республика, далее именуемые Сторонами,
подчеркивая, что исторически сложившиеся между двумя странами отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества составляют ценную основу их будущих связей,
отмечая, что с историческими изменения в мире остается в прошлом период разобщенности и что в отношениях между всеми странами открывается перспектива свободы, мира, безопасности, демократии и сотрудничества,
отмечая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,
подтверждая обязательства, взятые ими по Хельсинкскому Заключительном акту от 1 августа 1975 года, Парижской Хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 года, другим документам, принятым в рамках процесса Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также Совместной декларации двадцати двух государств от 19 ноября 1990 года,
выражая стремление содействовать созданию в регионе, где на стыке Европы и Азии соседствуют Россия и Турция, отношения мира и стабильности,
в целях дальнейшего развития и укрепления своих взаимоотношений, договорились о нижеследующем:
Совершено в Москве 25 мая 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и турецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики (Москва, 25 мая 1992 г.)
Договор ратифицирован постановлением ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 5099-1
Вступил в силу 19 июля 1994 г.
Текст Договора опубликован в Бюллетене международных договоров, июль 2021 г., N 7
Договор об основах отношений российской федерации и турецкой республики
Российская Федерация и Турецкая Республика, далее именуемые Сторонами,
подчеркивая, что исторически сложившиеся между двумя странами отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества составляет ценную основу их будущих связей,
отмечая, что с историческими изменениями в мире остается в прошлом период разобщенности и что в отношениях между всеми странами открывается перспектива свободы, мира, безопасности, демократии и сотрудничества,
отмечая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,
подтверждая обязательства, взятые ими по Хельсинкскому Заключительному акту от 1 августа 1975 года, Парижской Хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 года, другим документам, принятым в рамках процесса Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также Совместной декларации двадцати двух государств от 19 ноября 1990 года,
выражая стремление содействовать созданию в регионе, где на стыке Европы и Азии соседствуют Россия и Турция, отношения мира и стабильности,
в целях дальнейшего развития и укрепления своих взаимоотношений, договорились о нижеследующем:
Статья 1
Российская Федерация и Турецкая Республика рассматривают друг друга как дружественные государства и строят отношения между собой на основе добрососедства, сотрудничества и взаимного доверия.
Стороны подтверждают свои решимость и стремление активно развивать отношения во всех областях на принципах уважения политической независимости, суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, равноправия и взаимной выгоды.
Статья 2
Стороны обязуются не применять во взаимных отношениях силу или угрозу силой, не позволять использовать свою территорию для совершения агрессии, подрывных или сепаратистских действий друг против друга.
Статья 3
В случае, если одна из Сторон станет объектом неспровоцированного вооруженного нападения, другая Сторона не будет оказывать агрессору никакую военную или другую помощь или любую иную поддержку и будет содействовать тому, чтобы конфликт был урегулирован в соответствии о принципами Устава ООН.
Статья 4
Стороны соглашаются разрешать разногласия, которые могут возникать между ними, исключительно мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать опасности международный мир, безопасность и справедливость.
Статья 5
В случае возникновения ситуации, нарушающей мир и безопасность или несущей в себе угрозу их нарушения, либо способной послужить причиной международной напряженности, Стороны, вступив в контакт, оценят обстановку и проведут консультации о мерах, которые могут быть приняты для разрешения ситуации.
Статья 6
Стороны будут проводить консультации в целях обеспечения стабильного развития отношений и обмена мнениями по международным и региональным вопросам.
Политические консультации будут проводиться не реже одного раза в год поочередно в Москве и Анкаре на различных уровнях, в том числе на высшем. Министры иностранных дел будут встречаться регулярно,
Статья 7
Стороны соглашаются взаимодействовать в интересах всемерного использования потенциала Организации Объединенных Наций. В этих целях они будут продолжать усилия, направленные на повышение роли этой Организации в деле поддержания международного мира и безопасности, а также в других областях.
Статья 8
Стороны подтверждают свою полную приверженность и поддержку процессу Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, вступившему с принятием Парижской Хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 года в этап институциализации и развития структур СБСЕ.
Они будут содействовать утверждению в международных отношениях обстановки дружбы, понимания, взаимного доверия и сотрудничества, а также развитие и укреплению европейского порядка, основанного на таких общих ценностях, как верховенство закона, права человека, политический плюрализм, свобода мысли, совести и вероисповедания, рыночная экономика, социальная справедливость.
Статья 9
Стороны, сознавая важную роль Итогового документа Венской встречи 1990 года в укреплении безопасности, доверяя и стабильности, будут сотрудничать в делах его эффективного применения и дальнейшего развития на двустороннем и региональном уровне.
Статья 10
Будучи убежденными в важности расширения двусторонних связей по военной линии, Стороны согласились регулярно поддерживать контакты между представителями военного руководства.
Статья 11
Стороны будут развивать на долгосрочной основе широкомасштабное сотрудничество в области экономики, торговли, науки, техники и экологии.
С этой целью Стороны будут создавать благоприятные юридические, экономические, финансовые и коммерческие условия для постепенного перехода к широкому и активному перемещению между двумя странами товаров, услуг и капиталов, укреплять сотрудничество прежде всего в области промышленности, сельского хозяйства, туризма, транспорта и связи, телекоммуникаций, энергетики, подрядных услуг, защиты окружающей среды, изыскивать возможности эффективного использования рабочей силы, а также будут поддерживать проекты двусторонних и многосторонних совместных капиталовложений у себя и в третьих странах, прилагая усилия для обеспечения источников финансирования этих проектов на самых выгодных условиях.
Статья 12
Стороны будут поощрять обмен информацией и опытом, а также регулярные консультации в экономической и научно-технической областях и будут поддерживать развитие контактов на всех уровнях, с тем чтобы обеспечить более полное взаимное ознакомление и использование потенциала и возможностей обеих стран в этих областях.
Стороны исходят из того, что в достижении целей дальнейшего развития экономического, научного и технического сотрудничества наряду с другими соответствующими организациями важную роль и обязанности выполняют Смешанная межправительственная российско-турецкая комиссия по экономическому сотрудничеству и российско-турецкий Деловой совет.
Стороны будут прилагать усилия в направлении дальнейшего развития между ними прибрежной торговли.
Стороны будут прилагать совместные усилия для развития между ними и в Черноморском районе экономического, торгового, научного и технического сотрудничества, процветания и стабильности в регионе.
Статья 13
Стороны на основе принципа взаимности будут в максимальной степени облегчать деятельность аккредитованных в своих странах дипломатических, консульских, торговых и других официальных представительств, а также обеспечивать необходимые условия для работы и проживания бизнесменов, журналистов и специалистов, занятых на совместных проектах.
Статья 14
Стороны будут прилагать усилия к взаимному упрощению процедуры выдачи виз гражданам их стран, совершающим поездки с туристическими, экономическими, торговыми и культурными делами или осуществляющим контакты, связанные с научным и техническим сотрудничеством.
Статья 15
Стороны придают важное значение развитию межпарламентских связей.
Стороны будут поддерживать расширение контактов между их народами и развитие сотрудничества между политическими партиями, профсоюзами, фондами, учебными заведениями, спортивными, религиозными, молодежными, женскими организациями, обществами дружбы, защиты окружающей среды, между другими профессиональными и общественными организациями и обществами.
Статья 16
Будучи убежденными в том, что развитие контактов и сотрудничества между региональными, городскими и местными органами и структурами управления обогатит их отношения, Стороны будут поощрять такие контакты и сотрудничество.
Статья 17
Стороны полны решимости развивать и диверсифицировать культурное и научное сотрудничество.
Стороны будут поощрять непосредственное сотрудничество между университетами, организациями деятелей культуры и искусства двух стран.
Стороны будут поощрять и поддерживать изучение турецкого языка в Россия и русского языка в Турции.
Статья 18
Стороны будут поддерживать развитие сотрудничества в области печати и издательского дела, поощрять более широкий и свободный взаимный обмен информацией, в том числе с использованием современных возможностей.
Статья 19
Статья 20
Настоящий Договор не направлен против какого-либо государства и никоим образом не затрагивает обязательств и прав Сторон, вытекающих из существующих, двусторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Статья 21
Настоящий Договор подлежит ратификации Сторонами и вступит в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
Настоящий Договор заключается на срок в двадцать лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на следующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону в письменной форме за один год до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить его действие.
Совершено в Москве 25 мая 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и турецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу:
25 лет Договору об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики
25 мая 2017 года в России и Турции отмечается 25-летие со дня подписания Договора об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики.
Ровно четверть века назад глава кабинета министров Турции С.Демирель находился с официальным визитом в Москве, в ходе которого и был подписан указанный Договор. На церемонии в Кремле С.Демирель назвал этот документ «началом нового этапа в 500-летней истории российско-турецких отношений». Он также сказал, что никогда еще две великие державы региона – Россия и Турция – не имели таких шансов для расширения взаимовыгодного сотрудничества. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, в свою очередь, заявил, что отныне Россия и Турция являются не только соседями и партнерами, но и друзьями.
В течение 25 лет, прошедших с этого знаменательного события, российско-турецкое политическое, экономическое и гуманитарное взаимодействие интенсивно развивалось.
В декабре 2004 года состоялся официальный визит в Турцию Президента Российской Федерации В.В.Путина. По его итогам лидерами двух стран была принята Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.
В 2009 году была подписана Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства.
В рамках ССВУ продолжила работу образованная в 1992 году Смешанная межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), а также была сформирована возглавляемая министрами иностранных дел Совместная группа стратегического планирования (СГСП) – основной механизм двустороннего внешнеполитического взаимодействия.
Составной частью ССВУ стал созданный в 2010 году Российско-Турецкий Форум общественности, главной задачей которого является дальнейшее развитие отношений между народами и неправительственными организациями двух стран.
К сожалению, после известного печального инцидента в ноябре 2015 года двусторонние связи на протяжении семи месяцев были фактически заморожены. Тем не менее, проявленная лидерами наших государств политическая воля помогла преодолеть этот кризис. Попыткой подорвать начавшийся процесс нормализации российско-турецкого взаимодействия стало варварское убийство Посла России в Турции А.Г.Карлова в декабре 2016 года в Анкаре на фотовыставке «Россия от Калининграда до Камчатки глазами путешественника». Однако организаторы этого подлого преступления не достигли своих целей – отношения между нашими странами продолжают динамично развиваться.
Приоритетным направлением остается двустороннее взаимодействие в энергетической сфере, включая реализацию совместных стратегических проектов сооружения газопровода «Турецкий поток» и первой в Турции АЭС «Аккую». Расширяется сотрудничество в гуманитарной сфере. На 2019 год намечено проведение «перекрестного» Года культуры и туризма.
Таким образом, за минувшие 25 лет взаимодействие между Россией и Турцией заметно продвинулось вперед, то есть можно констатировать, что заключенный в 1992 году Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики дал хороший старт развитию взаимовыгодного российско-турецкого партнерства во всех областях.
Политические отношения
Российско-турецкие политические контакты
По состоянию на июль 2021 г.
История сотрудничества между двумя странами насчитывает более
5 веков. Первый русский посол прибыл в Стамбул в 1497 г. Официальной датой установления дипломатических отношений между нашими странами является 3 июня 1920 г. (дата ответного письма Народного комиссара по иностранным делам РСФСР Г.В. Чичерина на послание Председателя ВНСТ Кемаля Ататюрка от 26 апреля 1920 г.).
Российско-турецкое взаимодействие опирается на широкую договорно-правовую базу. Между Россией, в том числе в качестве государства-правопреемника СССР, и Турцией действует более 80 основополагающих документов, включая Договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г., Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 г., Совместную Декларацию о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства от 13 февраля 2009 года.
24 ноября 2015 г. отношения между странами резко обострились после инцидента с российским самолетом. 29 июня 2016 г. состоялся телефонный разговор между Президентом России В.В. Путиным и Президентом Турции Р.Т. Эрдоганом, положивший начало возобновлению диалога между двумя странами. Активизировались политические контакты. В августе-декабре 2016 г. имел место ряд двусторонних контактов на высшем уровне.
19 декабря 2016 г. в Анкаре в результате террористического нападения был убит Посол России в Турции А.Г. Карлов. Руководство Турции осудило это преступление как «провокацию, направленную на подрыв процесса поэтапной нормализации российско-турецких отношений». Стороны договорились о налаживании тесного взаимодействия следственных органов двух стран для проведения тщательного расследования обстоятельств преступления, выявления и наказания его организаторов, а также принятия максимально эффективных мер по обеспечению безопасности российских граждан, загранучреждений и их персонала. 9 марта 2021 г. был оглашен приговор турецкого суда, согласно которому различные сроки тюремного заключения получили около 20 обвиняемых в причастности к убийству российского дипломата (Заявление МИД России в связи с вынесением турецким судом приговора по делу об убийстве Посла России в Турции А.Г.Карлова).
Несмотря на трагическую гибель российского посла и острый внутриполитический кризис в Турции, связанный с неудавшейся попыткой государственного переворота в июле 2016 г., российско-турецкие отношения продолжили поступательно развиваться.
Высокую динамику приобрел политдиалог. В 2018 г. между президентами России и Турции состоялись 7 встреч и 18 телефонных разговоров, в том числе 3 апреля 2018 г. в Анкаре в рамках седьмого заседания Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ).
Активизировались контакты по линии внешнеполитических ведомств. 14 марта 2018 г. в Москве под председательством Министров иностранных дел России С.В. Лаврова и Турции М. Чавушоглу состоялось шестое заседание Совместной группы стратегического планирования (СГСП). 13-14 августа 2018 г. С.В. Лавров посетил Анкару для участия в ежегодном совещании турецких послов и представителей при международных организациях.
Активные формы приняло межпарламентское взаимодействие. Положительную оценку в Турции получили визиты Председателя Госдумы В.В. Володина в Анкару 18 августа 2018 г. по приглашению правящей Партии справедливости и развития, а также в Анталью 8-9 октября 2018 г. для участия в третьем Совещании спикеров парламентов стран Евразии.
Российско-турецкие политконтакты продолжили динамично развиваться и в 2019 г., в ходе которого состоялось шесть встреч глав государств (23 января в Москве, 14 февраля в Сочи в рамках Четвёртой трёхсторонней встречи глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию, 8 апреля в Москве в рамках 8-го заседания ССВУ с открытием «перекрестного» года культуры и туризма, 27 августа в Жуковском в ходе 14-ого Международного авиационно-космического салона «МАКС-2019», 16 сентября в Анкаре в рамках Пятой трёхсторонней встрече глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию, 22 октября в Сочи) и 12 телефонных разговоров.
Шел активный диалог по линии различных министерств и ведомств. Так, в феврале 2019 г. Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К.Шойгу прибыл с рабочим визитом в Анкару, где провел переговоры о ситуации в Сирии с министром национальной обороны Турции Х.Акаром, в марте 2019 г. состоялся визит российского Мининдел С.В. Лаврова в Анталью для участия в 7-м заседании СГСП; в апреле 2019 г. в Москве Министр энергетики Российской Федерации А.В.Новак провел рабочую встречу с Министром торговли Турции Р.Пекджан, в мае 2019 года в Анкаре прошла рабочая встреча Министра сельского хозяйства России Д.Н.Патрушева с Министром сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики Б.Пакдемирли.
Интенсивно развивалось межпарламентское взаимодействие: состоялись визиты в Турцию Председателя Совета Федерации России В.И. Матвиенко (15-17 мая 2019 г.) и Председателя Государственной Думы России В.В.Володина (11-12 октября 2019 г.) для участия в работе III Конференции спикеров парламентов по противодействию терроризму и укреплению регионального взаимодействия. В ходе визита в Москву в начале июля 2019 г. спикера Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ) М.Шентопа для участия во втором Международном форуме «Развитие парламентаризма» был подписан регламент Межпарламентской комиссии между ВНСТ и Федеральным Собранием России.
Несмотря на непростую санитарно-эпидемиологическую ситуацию в мире в 2020 – 2021 гг. российско-турецкий политический диалог по-прежнему характеризуется высокой интенсивностью. Президенты России и Турции провели три очные встречи и две – в формате видеоконференции. 8 января 2020 г. в Стамбуле при участии глав государств прошла церемония запуска газопровода «Турецкий поток». 19 января 2020 г. на полях Берлинской конференции состоялась рабочая встреча лидеров России и Турции. 5 марта 2020 г. Р.Т.Эрдоган посетил Москву с рабочим визитом. 1 июля Президенты России, Турции и Ирана провели саммит «астанинской тройки» по Сирии в формате видеоконференции. 10 марта 2021 г. главы России и Турции в формате видеоконференции приняли участие в торжественной церемонии по случаю начала сооружения третьего энергоблока АЭС «Аккую». С начала 2021 года президенты России и Турции шесть раз общались по телефону.
Министры иностранных дел России и Турции С.В.Лавров и М.Чавушоглу на регулярной основе обсуждают вопросы международной и двусторонней повестки дня. 13 января 2020 г. турецкая межведомственная делегация во главе с М.Чавушоглу и Министром национальной обороны Турции Х.Акаром посетила Москву. В феврале 2020 г. состоялась встреча С.В. Лаврова с М.Чавушоглу на полях «Мюнхенской конференции по безопасности». 29 декабря 2020 г. Министры иностранных дел России и Турции встретились в Сочи в рамках восьмого заседания Совместной группы стратегического планирования. С.В.Лавров и М.Чавушоглу провели 10 марта 2021 г. в Дохе переговоры в рамках трехсторонней встречи министров иностранных дел России, Турции и Катара. 7-8 июня 2021 г. в Москве были организованы обстоятельные межмидовские консультации на уровне заместителей министров иностранных дел по актуальным вопросам взаимодействия наших стран. 30 июня 2021 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров посетил Анталью для переговоров с Министром иностранных дел Турецкой Республики М. Чавушоглу. В ходе встречи были обсуждены состояние и перспективы развития двусторонних отношений, а также актуальные вопросы региональной и международной повестки дня.
Плодотворный российско-турецкий диалог продолжает развиваться в торгово-экономической сфере, других областях. Закономерной особенностью периода пандемии стала интенсификация взаимодействия по линии минздравов по вопросам охраны здоровья граждан, обмена опытом и наращивания усилий в борьбе против коронавирусной инфекции, а также вакцинации населения, применения российской вакцины «Спутник V» в Турции и налаживания ее производства турецкими фармакологическими компаниями. Обеспечение безопасности жизни и здоровья находящихся в Турции граждан России неизменно фигурирует в повестке дня переговоров российских делегаций на различных уровнях.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОГОВОР ОБ ОСНОВАХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики
Российская Федерация и Турецкая Республика, далее именуемые Сторонами,
подчеркивая, что исторически сложившиеся между двумя странами отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества составляют ценную основу их будущих связей,
отмечая, что с историческими изменениями в мире остается в прошлом период разобщенности и что в отношениях между всеми странами открывается перспектива свобода, мира, безопасности, демократии и сотрудничества,
отмечая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,
подтверждая обязательства, взятые ими по Хельсинкскому Заключительному акту от 1 августа 1975 года, Парижской Хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 года, другим документам, принятым в рамках процесса Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также Совместной декларации двадцати двух государств от 19 ноября 1990 года,
выражая стремление содействовать созданию в регионе, где на стыке Европы и Азии соседствуют Россия и Турция, отношения мира и стабильности,
в целях дальнейшего развития и укрепления своих взаимоотношений, договорились о нижеследующем:
Российская Федерация и Турецкая Республика рассматривают друг друга как дружественные государства и строят отношения между собой на основе добрососедства, сотрудничества и взаимного доверия.
Стороны подтверждают свои решимость и стремление активно развивать отношения во всех областях на принципах уважения политической независимости, суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, равноправия и взаимной выгоды.
Стороны обязуются не применять во взаимных отношениях силу или угрозу силой, не позволять использовать свою территорию для совершения агрессии, подрывных или сепаратистских действий друг против друга.
В случае, если одна из Сторон станет объектом неспровоцированного вооруженного нападения, другая Сторона не будет оказывать агрессору никакую военную или другую помощь или любую иную поддержку и будет содействовать тому, чтобы конфликт был урегулирован в соответствии с принципами Устава ООН.
Стороны соглашаются разрешать разногласия, которые могут возникать между ними, исключительно мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать опасности международный мир, безопасность и справедливость.
В случае возникновения ситуаций, нарушающей мир и безопасность или несущей в себе угрозу их нарушения, либо способной послужить причиной международной напряженности. Стороны, вступив в контакт, оценят обстановку и проведут консультации о мерах, которые могут быть приняты для разрешения ситуации.
Стороны будут проводить консультации в целях обеспечения стабильного развития отношений и обмена мнениям по международным и региональным вопросам.
Политические консультации будут проводиться не реже одного раза в год поочередно в Москве и Анкаре на различных уровнях, в том числе на высшем. Министры иностранных дел будут встречаться регулярно.
Стороны соглашаются взаимодействовать в интересах всемерного использования потенциала Организации Объединенных Наций, В этих целях они будут продолжать усилия, направленные на повышение роли этой Организации в деле поддержания международного мира и безопасности, а также в других областях.
Стороны подтверждают свою полную приверженность и поддержку процессу Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, вступившему с принятием Парижской Хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 года в этап институциализации и развития структур СБСЕ.
Они будут содействовать утверждению в международных отношениях обстановки дружбы, понимания, взаимного доверия и сотрудничества, а также развитию и укреплению европейского порядка, основанного на таких общих ценностях, как верховенство закона, права человека, политический плюрализм, свобода мысли, совести и вероисповедания, рыночная экономика, социальная справедливость.
Стороны, сознавая важную роль Итогового документа Венской встречи 1990 года в укреплении безопасности, доверия и стабильности, будут сотрудничать в целях его эффективного применения и дальнейшего развития на двустороннем и региональном уровне.
Будучи убежденными в важности расширения двусторонних связей по военной линии. Стороны согласились регулярно поддерживать контакты между представителями военного руководства.
Стороны будут развивать на долгосрочной основе широкомасштабное сотрудничество в области экономики, торговли, науки, техники и экологии.
С этой целью Стороны будут создавать благоприятные юридические, экономические, финансовые и коммерческие условия для постепенного перехода к широкому и активному перемещению между двумя странам товаров, услуг и капиталов, укреплять сотрудничество прежде всего в области промышленности, сельского хозяйства, туризма, транспорта и связи, телекоммуникаций, энергетики, подрядных услуг, защиты окружающей среды, изыскивать возможности эффективного использования рабочей силы, а также будут поддерживать проекты двусторонних и многосторонних совместных капиталовложений у себя и в третьих странах, прилагая усилия для обеспечения источников финансирования этих проектов на самых выгодных условиях.
Стороны будут поощрять обмен информацией и опытом, а также регулярные консультации в экономической и научно-технической областях и будут поддерживать развитие контактов на всех уровнях, с тем чтобы обеспечить более полное взаимное ознакомление и использование потенциала и возможностей обеих стран в этих областях.
Стороны исходят из того, что в достижении целей дальнейшего развития экономического, научного и технического сотрудничества наряду с другими соответствующими организациями важную роль и обязанности выполняют Смешанная межправительственная российско-турецкая комиссия по экономическому сотрудничеству и российско-турецкий Деловой совет.
Стороны будут прилагать усилия в направлении дальнейшего развития между ними прибрежной торговли,
Стороны будут прилагать совместные усилия для развития между ними и в Черноморском районе экономического, торгового, научного и технического сотрудничества, процветания и стабильности в регионе,
Стороны на основе принципа взаимности будут в максимальной степени облегчать деятельность аккредитованных в своих странах дипломатических, консульских, торговых и других официальных представительств, а также обеспечивать необходимые условия для работы и проживания бизнесменов, журналистов и специалистов, занятых на совместных проектах.
Стороны будут прилагать усилия к взаимному упрощению процедуры выдачи виз гражданам их стран, совершающим поездки с туристическими, экономическими, торговыми и культурными целями или осуществляющим контакты, связанные с научным и техническим сотрудничеством.
Стороны придают важное значение развитию межпарламентских связей.
Стороны будут поддерживать расширение контактов между их народами и развитие сотрудничества между политическими партиями, профсоюзами, фондами, учебными заведениями, спортивными, религиозными, молодежными, женскими организациями, обществами дружбы, защиты окружающей среды, между другими профессиональными и общественными организациями и обществами.
Будучи убежденными в том, что развитие контактов и сотрудничества между региональными, городскими и местными органами и структурами управления обогатит их отношения, Стороны будут поощрять такие контакты и сотрудничество.
Стороны полны решимости развивать и диверсифицировать культурное и научное сотрудничество.
Стороны будут поощрять непосредственное сотрудничество между университетами, организациями деятелей культуры и искусства двух стран.
Стороны будут поощрять и поддерживать изучение турецкого языка в России и русского языка в Турции.
Стороны будут поддерживать развитие сотрудничества в области печати и издательского дела, поощрять более широкий и свободный взаимный обмен информацией, в том числе с использованием современных возможностей.
Настоящий Договор не направлен против какого-либо государства и никоим образом не затрагивает обязательств и прав Сторон, вытекающих из существующих двусторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Настоящий Договор подлежит ратификации Сторонами и вступит в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
Настоящий Договор заключается на срок в двадцать лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на следующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону в письменной форме за один год до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить его действие.
Совершено в Москве 25 мая 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и турецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ЗА ТУРЕЦКУЮ РЕСПУБЛИКУ