договор передачи учредительских прав на сми
Договор передачи учредительских прав на сми
При этом права на управление и использование СМИ не относятся к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности (статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации определён закрытый перечень таких результатов), в связи с чем, для их учета в составе нематериальных активов нет оснований.
Кроме того, исходя из судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2009 г. по делу N А21-4438/2009), договор на приобретение прав и обязанностей учредителя СМИ может быть квалифицирован как договор цессии (купли-продажи имущественных прав).
Согласно положениям статьи 18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» учредитель СМИ может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей.
В связи с изложенным, рассматриваемый актив, по мнению Департамента, целесообразно учесть в составе финансовых вложений учреждения, с отражением соответствующей операции по статье 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 500 «Поступление финансовых активов» (Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утверждённые приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н (пункт 62.4.).
Согласно требованиям Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 222н), операцию по приобретению прав и обязанностей учредителя СМИ следует отразить по соответствующей подстатье статьи 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов».
Директор Департамента | С.В. Романов |
Обзор документа
Минфин разъяснил, как организации, приобретающей права учредителя СМИ, учитывать появившийся актив, способный приносить экономические выгоды в будущем.
Передача прав учредителя СМИ
В нашу компанию обратился клиент с вопросом: как юридически грамотно передать права учредителя СМИ, что для этого необходимо, кто подает заявление на перерегистрацию?
Вводные данные
Задача
Необходимо, чтобы новым учредителем стало второе юридическое лицо, которое могло бы приступить к выпуску СМИ в максимально короткие сроки.
Процесс передачи прав учредителя СМИ
Подачу документов на перерегистрацию СМИ осуществляет новый учредитель. Действовать нужно по следующему алгоритму.
Шаг 1. Оформление передачи прав учредителей (необходимо составить договор между «старым» и «новым» учредителем, одобрить передачу на собрании журналистов редакции, соответственно, нужно составить протокол собрания).
Шаг 2. Подготовка документов для подачи на перерегистрацию СМИ (понадобятся: уставные документы нового учредителя, заверенные копии паспортов участников ООО — нового учредителя СМИ, заявление на перерегистрацию, устав редакции СМИ, договор на передачу прав учредителя СМИ).
Шаг 3. Подача документов (если территория распространения СМИ — один субъект, то документы подаются в территориальный Роскомнадзор соответствующего субъекта РФ, а если территория распространения «вся Россия», то документы необходимо подать в федеральный Роскомнадзор в Москве).
Следует иметь в виду, что при перерегистрации в связи с переходом прав учредителя СМИ можно также сменить форму распространения СМИ, территорию распространения, добавить тематику, можно стать специализированным рекламным СМИ, внести любые другие изменения, вплоть до изменения названия СМИ.
Новый учредитель СМИ и новая редакция СМИ
После благополучной перерегистрации СМИ у нашего клиента возник вопрос: будет ли юридическое лицо — новый учредитель СМИ — автоматически являться редакцией этого СМИ?
Становясь учредителем СМИ, юридическое лицо автоматически не будет являться редакцией этого СМИ. Основная функция редакции СМИ — выпуск СМИ. Существует несколько схем взаимоотношений редакции и учредителя средства массовой информации:
1) редакцией СМИ и учредителем могут быть разные лица;
2) возможно совмещение статусов учредителя и редакции СМИ, то есть учредитель одновременно может быть и редакцией СМИ;
3) редакция является структурным подразделением юрлица, это может быть и юрлицо — учредитель СМИ.
Клиентом была выбрана третья схема организации взаимодействия редакции с учредителем: редакция СМИ является структурным подразделением учредителя СМИ. Между учредителем и редакцией в этом случае заключается договор, в котором прямо прописывается, что редакция не является юридическим лицом, при этом вся хозяйственная деятельность проводится через юрлицо — учредителя. Данный договор заключается с представителем редакции — главным редактором, который одновременно считается сотрудником юрлица — учредителя СМИ.
Следующий вопрос, который предстояло решить: должно ли будет юрлицо ввести новые должности в редакции нового СМИ?
Как минимум в редакции должна быть должность главного редактора, который может в одном лице быть и редакцией СМИ. Если сотрудники юрлица участвуют в подготовке материалов для СМИ, пишут статью, делают фотографии, то они являются журналистами, их новые обязанности необходимо прописать в трудовом договоре и должностной инструкции.
Проделанная сотрудниками «Право в сети» работа
1. Подготовлен договор о передаче прав учредителя.
2. Составлен проект протокола согласия коллектива редакции на передачу прав учредителя СМИ.
3. Даны инструкции для подготовки пакета документов на перерегистрацию СМИ.
4. С помощью специалистов «Право в сети» собран пакет документов, необходимых для перерегистрации.
5. На протяжении всего времени специалисты «Право в сети» отвечали на вопросы клиента.
После проверки собранного пакета документов, клиент подал документы на перегистрацию СМИ.
Результат
1. Осуществлен переход прав учредителя СМИ в строгом соответствии с Законом РФ «О СМИ».
2. Произведена перерегистрация СМИ.
Что могло произойти без юридического сопровождения
Не зная тонкостей процедуры по передаче прав от одного учредителя СМИ к другому, клиент мог совершить процессуальные ошибки, неправильно заполнить необходимые формы, не приложить необходимые документы или неправильно их заверить. В результате Роскомнадзор мог вернуть документы, или, что гораздо хуже, перерегистрация в Роскомнадзоре могла бы пройти, но возникли бы риски, что по иску договор о переходе прав учредителя мог быть признан недействительным.
Если у вас есть вопросы, мы бесплатно проконсультируем вас о регистрации, перерегистрации СМИ, составе учредителей и подготовке устава редакции СМИ. Оставьте заявку:
Соглашение о передаче (отчуждении) исключительных прав
Образец договора в 2021 году
Бланк договора об отчуждении исключительных прав
Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.
Понятие и содержание договора
У каждого объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель. Это человек, который создал какое-то произведение или компания, работники которой разработали программное обеспечение, или субъект, который приобрел у кого-то исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
Правообладатель вправе распоряжаться своим РИД, в том числе и передать все права на него другому лицу по договору об отчуждении исключительного права. Этот договор подразумевает, что права на объект переходят к новому собственнику в полном объеме.
Если в тексте прямо не указать на то, что исключительное право передается в полном объеме, договор будет уже не об отчуждении, а лицензионным. Также в договоре не должно быть ограничений на использование объекта интеллектуальной собственности, поэтому рекомендуем вообще не включать в текст способы использования объекта.
Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.
Если объект интеллектуальной собственности подлежит государственной регистрации, то и договор о его отчуждении также нужно будет зарегистрировать. Обязательной государственной регистрации подлежат следующие результаты интеллектуальной деятельности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки.
Программы ЭВМ и базы данных, а также другие объекты авторских прав не подлежат обязательной регистрации, но по желанию автора могут быть зарегистрированы, в этом случае договор об отчуждении права на такую программу ЭВМ или базу данных тоже будет регистрироваться.
Предмет соглашения
В данном разделе пропишите на какой именно объект интеллектуальной собственности передаются права по договору. При этом в договоре должны быть указаны характеристики отчуждаемого объекта и реквизиты, перечисленные в документе о регистрации (если данный объект подлежит государственной регистрации).
Укажите обязательно на то, что исключительное право передается в полном объеме и укажите момент его перехода. Это может быть:
Определите в соглашении перечень документов и материальных носителей (диск, флэш-карта) которые правообладатель должен передать приобретателю. Документами в данном случае могут быть свидетельство о государственной регистрации права (если они были зарегистрированы), руководство по эксплуатации программы ЭВМ или базы данных и т.д.
Имеет смысл предусмотреть срок передачи материальных объектов. Такой срок может не совпадать с моментом передачи исключительного права. Например, в соглашении указано, что исключительное право переходит в момент заключения договора, а правообладатель передает необходимые документы через пять дней после этого.
Размер вознаграждения и порядок его выплаты
По общему правилу, договор об отчуждении исключительного права является возмездным. Выплата вознаграждения права может быть предусмотрена в форме:
Также укажите сроки выполнения обязательства по оплате. При этом немаловажно определить, в какой момент Приобретатель считается исполнившим свою обязанность по оплате. При безналичных расчетах момент оплаты обычно определяется моментом зачисления денежных средств на расчетный счет Правообладателя.
Ответственность сторон
Ответственность сторон за нарушение обязательств предусматривается действующим законодательством. Правильнее, если ответственность будет предусмотрена для каждой из сторон.
Рекомендуем прописать в договоре согласованные сторонами размеры неустойки за просрочку оплаты (для Приобретателя), за нарушение сроков передачи документации и материальных носителей (для Правообладателя), а также за уклонение от государственной регистрации соглашения (в таком случае ответственность возлагается на ту сторона, которая уклоняется от регистрации договора).
Верховный суд научил составлять договоры с авторами
Кино без сценария
В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.
Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому.
По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны. Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины. Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.
Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора.
Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.
Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы. Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».
Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019).
В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода. На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС. Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие.
Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще. ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге. ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения.
ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Предупреждение для продюсеров
По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии. Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении. Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера.
«В этом деле процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.
1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек». Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.
2. В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.
3. Подробно расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:
— Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;
— Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.
Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»
Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов.
Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом
Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.
Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.
Какие права может передать автор
У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.
Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей «Автор: ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью «Автор: Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.
Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.
Чем грозит отсутствие передачи прав
Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:
Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.
Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.
Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.
Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.
Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.
Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.
Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.
ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав
Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.
Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.
Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.
Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.
Как оформить передачу прав
Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.
Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.
Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.
Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.
Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.
В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.
Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.
Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.
Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.
В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.
Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.
В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.
К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.
Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.
Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.
Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.
Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.
Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.
Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания