договор по антарктиде срок действия

Что ждёт шестой континент Земли после истечения срока действия международного Договора об Антарктике

ДОГОВОР ОБ АНТАРКТИКЕ – ОФИЦИАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

С формальной точки зрения, всё выглядит очень понятно и резонно. История заключения Договора об Антарктике вкратце такова.

После нескольких лет, в течение которых шёл переговорный процесс, 15 октября 1959 года открылась Вашингтонская конференция по Антарктике. Конференция завершилась подписанием Договора 1 декабря 1959 года. На заключительном заседании конференции Договор был подписан представителями 12 государств: Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, Союза ССР, США, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза (ныне ЮАР) и Японии. 20 октября 1960 года Договор был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР, а вступил в силу 23 июня 1961 года, после того как были сданы последние ратификационные грамоты Австралией, Аргентиной и Чили. Сегодня к Договору присоединилось более 45 государств.

Координацию научных исследований в южнополярной области с февраля 1958 года осуществляет «Специальный комитет по Антарктическим исследованиям» (СКАИ). На 5-й сессии СКАИ, которая состоялась в столице Новой Зеландии – Веллингтоне, 9-14 октября 1961 года было принято решение переименовать СКАИ в «Научный комитет по исследованиям Антарктики» (НКИА) – «Scientific Committee of Antarctic Research» (SCAR). НКИА входит в Международный Совет научных союзов при ЮНЕСКО.

Современный международно-правовой режим Антарктики определяется не только Договором об Антарктике и рекомендациями консультативных совещаний, но и рядом специальных конвенций, разработанных на основе Договора. К примеру, 1 июня 1972 года в Лондоне в рамках консультативных совещаний была заключена «Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике, обитающих в воде и на морском льду южнее 60° ю.ш.» (вступила в силу 11 марта 1978 года).

20 мая 1980 года была подписана «Конвенция по сохранению морских живых ресурсов Антарктики» (вступила в силу 7 апреля 1982 года). А в апреле и в июне 1991 года на XI специальном консультативном совещании в Мадриде был подписан «Протокол (Конвенция) по охране окружающей среды» в рамках действия Договора об Антарктике. Протокол объявил зону действия Договора природным заповедником, предназначенным только для мирной научной деятельности. Кроме того, Протокол ввёл 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с освоением минеральных ресурсов Антарктики, за исключением научных геологических исследований (в частности, для решения фундаментальных проблем геодинамической истории Земли, процессов геотектоники и т.д.).

Собственно, здесь и начинаются непонятные моменты.

ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ОБ АНТАРКТИКЕ

Формально и Протокол, и Договор об Антарктике (его действие распространяется на территории и акватории, которые находятся южнее 60° южной широты), как это явствует из ряда источников и комментариев, являются бессрочными. Правда, запрет на осуществление иной (кроме научной) деятельности в Антарктиде может быть снят в случае вступления в силу юридически обязательного режима в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики для всех сторон при их единодушном согласии.

В других источниках мне встречалось несколько иное утверждение: Договор об Антарктике, вступивший в силу 23 июня 1961 года, является долгосрочным. При этом, текст документа предусматривает, что через 30 лет после его введения любой участник Договора вправе потребовать созыва конференции для рассмотрения действующего Договора и в случае необходимости – его пересмотра.

И, наконец, в последнее время в ряде СМИ несколько раз мелькали сообщения о том, что уже к 2010 году Договор об Антарктике может прекратить своё действие. Поиски достоверной информации привели к выводу о том, что правду предпочитают умалчивать. Возможно, срок действия Договора, и в самом деле, определён 50-летним этапом. Причём, отчёт идёт с момента подписания его текста первыми двенадцатью странами-участницами – то есть, с 1 декабря 1959 года. Возможен и другой вариант: формально Договор носит бессрочный характер, но к основному тексту имеются некие приложения, которые и определяют 50-летний срок его действия.

«…В нынешнем году очень активно начали осваивать Антарктику.

И какова цель?

Мы прибыли на американскую полярную станцию Амундсен Скотт . Резонанс был широчайший. Никто не ожидал, что мы сможет добраться туда, тем более на вертолётах. Но мы это сделали, и наши американские полярники были просто шокированы».

Однако, не менее интересна история подготовки и подписания Договора по Антарктике, изложенная с конспирологической точки зрения.

Источник

Договор об Антарктике 1959 года

договор по антарктиде срок действия. договор по антарктиде срок действия фото. картинка договор по антарктиде срок действия. смотреть фото договор по антарктиде срок действия. смотреть картинку договор по антарктиде срок действия.

1 декабря 1959 года в Вашингтоне (США) 12 государствами, имевшими в 1957-1958 годах свои научные представительства в Антарктике (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония) был заключен Договор об Антарктике. Вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации государствами — первоначальными участниками.

Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона составляет около 50 миллионов квадратных километров или 10 % площади планеты. Собственно Антарктида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным покровом.

В конце XIX века и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флотилий многих стран устремились в антарктические воды. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики.
Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Вопросы юрисдикции определенных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей.

В связи с этим, международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности.

В результате многолетних дипломатических консультаций со странами, заявившими территориальные претензии, и другими странами, включая две крупнейшие державы — СССР и США, объявившими Антарктику сферой своих интересов, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике. Он заморозил статус-кво в Антарктике в отношении заявленных территориальных претензий, стал преградой для объявления новых претензий и закрепил баланс геополитического равновесия в огромном регионе планеты.

Договор об Антарктике является первым международным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным в ходе «холодной войны».

На всей территории Антарктики объявлена свобода научно-исследовательской деятельности, обмена информацией и сотрудничества (при посредничестве ООН и иных международных организаций).

Согласно положениям договора, все территориальные споры относительно принадлежности антарктических территорий должны решаться мирным путем с привлечением, в случае необходимости, Международного суда ООН. Участники обязались не выдвигать новых территориальных претензий в Антарктике до тех пор, пока договор остается в силе.

В настоящее время в число участников договора входят 50 государств: 29 из них имеют статус консультативных сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка, Япония), а остальные 21 не имеют права голоса при принятии решений на ежегодных саммитах Антарктического договора (Австрия, Белоруссия, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Греция, Дания, Канада, Колумбия, КНДР, Куба, Малайзия, Монако, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Швейцария, Эстония).

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их «заморозил». Пока договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике.

На сегодняшний день территориальные претензии в Антарктике предъявляют семь стран: Аргентина (с 1933 года) – между 25° и 74° западной долготы (Аргентинская Антарктика); Австралия (с 1943 года) – 45°-136° восточной долготы, а также 142°-160° восточной долготы (Австралийская антарктическая территория); Чили (с 1940 года) – 53°-90° западной долготы (Чилийская Антарктика и Магеллания); Франция (с 1924 года) – 136°-142° восточной долготы (Земля Адели); Великобритания (с 1908 года), – 20°-80° западной долготы (Британская антарктическая территория); Новая Зеландия (с 1923 года) – между 160° восточной долготы и 150° западной долготы (Территория Росса); Норвегия (с 1929 года) – между 20° западной долготы и 45° восточной долготы (Земля Королевы Мод), а также на остров Петра I (68°50′ южной широты 90°35′ западной долготы).

Особую позицию занимают США и РФ, не заявлявшие конкретных территориальных претензий на Антарктику, но объявившие ее зоной своих интересов. При этом оба государства не признают претензии других стран, равно как и претензии друг друга.
В 1939-1945 годах фашистская Германия претендовала на территории так называемой «Новой Швабии», расположенные между 10° западной долготы и 20° восточной долготы, где немецкие ученые проводили большое количество научных исследований. В настоящее время Германия не заявляет о претензиях на антарктические территории.

В 1939 году Япония предъявила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором, но, согласно мирному договору 1951 года, она отказалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.

С 1986 года, вопреки запрету на выдвижение новых территориальных претензий, часть Антарктики была неофициально включена в «зону интересов» Бразилии.

За соблюдением Договора об Антарктике установлен строгий контроль. Каждое государство — участник договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон договора.

Договор об Антарктике является основой ряда смежных соглашений, которые совместно с мерами, принятыми в рамках Договора об Антарктике и смежных соглашений, нередко называются Системой Договора об Антарктике. К числу других соглашений, составляющих эту систему, относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, Испания, 1991), Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (КОАТ, Лондон, Великобритания, 1972), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, Канберра, Австралия, 1980). Несмотря на то, что КОАТ и АНТКОМ являются самостоятельными соглашениями, они содержат положения, налагающие на стороны этих соглашений обязательства, изложенные в основных частях Договора об Антарктике.

Ежегодно 12 стран, имеющие статус консультативных сторон, встречаются «с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора».

В сентябре 2004 года был создан секретариат Антарктического договора со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина), который помогает проведению ежегодных консультативных совещаний, содействует в осуществлении обмена информацией между участниками договор.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Договор по антарктиде срок действия

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южно-Африканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

Сознавая,что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;

Признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике;

Убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного геофизического года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;

Убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;

Согласились о нижеследующем:

Статья I

2. Настоящий Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

Статья II

Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора.

Статья III

1. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике, как это предусмотрено в статье II настоящего Договора, Договаривающиеся Стороны соглашаются, что в максимально возможной и практически осуществимой степени:

а) производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;

b) производится обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;

с) производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.

2. При выполнении настоящей статьи всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

Статья IV

1. Ничто содержащееся в настоящем Договоре не должно толковаться как:

а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;

с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе.

Статья V

1. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

2. В случае заключения международных соглашений, в которых будут участвовать все Договаривающиеся Стороны, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, относительно использования ядерной энергии, включая ядерные взрывы и удаление радиоактивных отходов, в Антарктике будут применяться правила, установленные такими соглашениями.

Статья VI

Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники, но ничто в настоящем Договоре не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района.

Статья VII

1. Для содействия достижению целей и для обеспечения соблюдения положений настоящего Договора каждая Договаривающаяся Сторона, представители которой имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных в статье IX настоящего Договора, имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции, предусмотренной настоящей статьей. Наблюдатели должны быть гражданами тех Договаривающихся Сторон, которые их назначают. Фамилии наблюдателей сообщаются каждой из Договаривающихся сторон, имеющей право назначать наблюдателей; подобное сообщение делается и об окончании срока их назначения.

2. Каждый наблюдатель, назначенный в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, имеет полную свободу доступа в любое время и в любой или все районы Антарктики.

3. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике всегда открыты для инспекции любыми наблюдателями, назначенными в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

4. Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой Договаривающейся Стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

5. Каждая из Договаривающихся Сторон по вступлении для нее в силу настоящего Договора информирует другие Договаривающиеся Стороны и в дальнейшем уведомляет их заблаговременно:

а) о всех экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;

b) о всех станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;

с) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления ею в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных в пункте 2 статьи I настоящего Договора.

Статья VIII

1. Для содействия осуществлению ими своих функций на основании настоящего Договора и без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначенные в соответствии с положениями пункта 1 статьи VII, и научный персонал, которым обмениваются согласно подпункту 1 (b) статьи III Договора, а также персонал, сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функции.

2. Без ущерба для положений пункта 1 настоящей статьи и до принятия мер в соответствии с положениями подпункта 1 (е) статьи IX заинтересованные Договаривающиеся Стороны в любом случае спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике немедленно консультируются между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Статья IX

1. Представители Договаривающихся сторон, упомянутых в преамбуле настоящего Договора, соберутся в городе Канберре не позднее чем через два месяца по вступлении в силу настоящего Договора и будут собираться впоследствии через промежутки времени и в местах, которые будут ими определены, с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора, включая меры относительно:

а) использования Антарктики только в мирных целях;

b) содействия научным исследованиям в Антарктике;

с) содействия международному научному сотрудничеству в Антарктике;

d) содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных в статье VII настоящего Договора;

е) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике;

f) охраны и сохранения живых ресурсов в Антарктике.

2. Каждая Договаривающаяся сторона, которая стала участником настоящего Договора путем присоединения в соответствии с положениями статьи XIII, имеет право назначать представителей для участия в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, в течение того времени, пока эта Договаривающаяся Сторона проявляет свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции.

3. Доклады наблюдателей, упомянутых в статье VII настоящего Договора, направляются представителям Договаривающихся Сторон, участвующим в совещаниях, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи.

4. Меры, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, вступают в силу по утверждении их всеми Договаривающимися Сторонами, представители которых имели право участвовать в совещаниях, созванных для рассмотрения этих мер.

5. Любое или все права, установленные в настоящем Договоре, могут осуществляться со дня вступления в силу Договора независимо от того, были или не были какие-либо меры, содействующие осуществлению таких прав, предложены, рассмотрены или одобрены, как это предусмотрено в настоящей статье.

Статья X

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом Организации Объединенных Наций, с тем чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам или целям настоящего Договора.

Статья XI

1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящего Договора, эти Договаривающиеся Стороны консультируются между собой с целью разрешения спора путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их собственному выбору.

2. Любой спор такого рода, который не будет разрешен указанным путем, передается, с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре, на разрешение в Международный Суд; однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный Суд, стороны, участвующие в споре, не освобождаются от обязанности продолжать поиски его разрешения любым из различных мирных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья XII

b) Любое изменение настоящего Договора или любая поправка к нему, которые одобрены на указанной конференции большинством представленных на ней Договаривающихся сторон, включая большинство тех Сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX, доводятся правительством депозитарием до сведения всех Договаривающихся Сторон немедленно по окончании конференции и вступают в силу в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Статья XIII

1. Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его государствами. Договор открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом Организации Объединенных Наций, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех Договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в совещаниях, предусмотренных статьей IX настоящего Договора.

2. Ратификация настоящего Договора или присоединение к нему осуществляется каждым государством в соответствии с его конституционной процедурой.

5. По сдаче на хранение ратификационных грамот всеми подписавшими Договор государствами настоящий Договор вступит в силу для этих государств и для государств, которые сдали на хранение акты о присоединении. В дальнейшем Договор вступает в силу для любого присоединившегося государства по сдаче им на хранение акта о присоединении.

6. Настоящий Договор будет зарегистрирован правительством депозитарием в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XIV

Настоящий Договор, составленный на английском, французском, русском и испанском языках, причем каждый из текстов является равно аутентичным, будет сдан на хранение в архив Правительства Соединенных Штатов Америки, которое препровождает должным образом заверенные копии Договора Правительствам подписавших его или присоединившихся к нему государств.

В удостоверение чего Полномочные представители, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в городе Вашингтоне декабря первого дня тысяча девятьсот пятьдесят девятого года.

Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 20 октября 1960 года.

Договор, в соответствии с его статьей XIII, вступил в силу 23 июня 1963 года.

«Ведомости Верховного Совета СССР», N 31, 1961 год.

Текст документа сверен по:
«Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами»,
вып.XXII, М., 1967 год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *