договор подряда бухгалтерские проводки
Какие делают проводки по договорам ГПХ
Какие счета применить для расчетов по договору ГПХ
Иногда для компании отдельные виды работ (услуг) выполняют физлица по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).
В этом случае бухгалтеру требуется провести в бухучете необходимые операции: по отражению и выплате вознаграждения, начислению страховых взносов, удержанию НДФЛ и т. д. Какие счета для этого применить?
Для отражения расчетов в рамках договора ГПХ применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Этот счет нужно использовать вне зависимости от того, выполняет работу по договору ГПХ сотрудник этой же компании или стороннее лицо, не состоящее в трудовых отношениях с работодателем (заказчиком). В данном случае некорректно использовать для отражения расчетов счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», так как он не предназначен для учета подобного рода операций.
Какие использовать проводки в бухучете по договору ГПХ? Корреспондирующие счета определяются в зависимости от того, для каких целей была выполнена работа (оказана услуга): для нужд основного или вспомогательного производства, для решения общехозяйственных задач и т. д.
Проводки по начислению вознаграждения:
С проводками по различным хозяйственным операциям вас познакомят материалы:
Как правильно заключить договор ГПХ с физлицом, тоже рассказывается у нас на сайте. А эксперты КонсультантПлюс подготовили инструкцию, с помощью которой вы можете проверить его на налоговые риски:
Чтобы посмотреть рекомендации, получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
Проводка в бухучете по выплате начисленного вознаграждения
Каждая из указанных в предыдущем разделе проводок формирует в учете обязательство заказчика перед исполнителем по выплате вознаграждения за выполненные по договору ГПХ работы (оказанные услуги). Оно возникает после того, как заказчик примет у исполнителя работы (услуги) и подпишет акт сдачи-приемки. Акт будет служить основанием для проводок в учете. Затем заказчику необходимо расплатиться с исполнителем и также отразить эту операцию в учете.
Для отражения расчетов по договорам ГПХ применяется проводка:
Основанием для такой записи в бухучете (помимо договора и акта) будет служить выписка банка, если деньги перечислены в безналичной форме, или расходный кассовый ордер — при выплате исполнителю денег из кассы.
С проводками по учету кассовых операций вас познакомит этот материал.
Как заказчику рассчитывать налог на прибыль, уплачивать НДФЛ и страховые взносы при оплате услуг физическому лицу, вы можете узнать в КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе бесплатно.
На каком счете отразить НДФЛ с выплат исполнителю
При выплате вознаграждения источник выплат обязан удержать НДФЛ с начисленной физлицу суммы (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Заказчик не должен исполнять обязанности налогового агента по НДФЛ только в том случае, когда договор ГПХ заключен с ИП, частным нотариусом или адвокатом. Эти категории исполнителей уплачивают налог сами (п. 2 ст. 227 НК РФ).
Операции по начислению налога и перечислению его в бюджет производятся по следующей схеме:
Обязанности налогового агента при выплатах в рамках договора ГПХ не ограничиваются удержанием налога, его перечислением и отражением выплат в форме 6-НДФЛ. По завершении года нужно оформить справку 2-НДФЛ или сообщить налоговикам и получателю дохода о невозможности удержания налога, если вознаграждение выдано в натуральной форме (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Как показать в учете страховые взносы по договору с физическим лицом
На суммы вознаграждения по договору ГПХ начисляются страховые взносы: на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начислять не нужно (подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ).
Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются только в том случае, когда в договоре ГПХ это предусмотрено (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Начисление и уплата страховых взносов отражаются записями по счетам бухучета в следующем порядке:
На счете 69 нужно организовать аналитический учет по видам уплачиваемых страховых взносов (субсчет «Расчеты с ПФР», субсчет «Расчеты с ФФОМС» и т. д.).
Как отразить в РСВ выплаты по договорам ГПХ, рассказано в этой публикации.
Итоги
Проводки по договору ГПХ с физическим лицом затрагивают разные счета учета. Начисление вознаграждения отражается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Выплату его заказчик проводит по дебету счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На сумму вознаграждения начисляются страховые взносы с отражением их на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Удержание и перечисление НДФЛ с полученного вознаграждения производится с применением счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Учёт договоров подряда в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Договоры подряда или, как их по-другому называют, договоры гражданско-правового характера, сокращённо договоры ГПХ, очень популярны в использовании. Во-первых, это удобный инструмент оформления взаимоотношений между организацией и физическим лицом, как между исполнителем и заказчиком. Во-вторых, для предприятия — это возможность краткосрочного сотрудничества без заключения трудового договора и с небольшой экономией на страховых взносах. Ведь на суммы выплат по договору ГПХ не начисляются страховые взносы по временной нетрудоспособности и на страхование от несчастных случаев, если иное не предусмотрено условиями договора. Давайте рассмотрим как разработчики реализовали учет договоров подряда в программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0, начиная с релиза 3.0.77.
Для того, чтобы включить возможность учёта договоров подряда, необходимо перейти в раздел «Главное» и выбрать пункт «Функциональность».
В открывшемся окне следует перейти на вкладку «Сотрудники» и установить флаг «Договоры подряда».
В разделе «Зарплата и кадры» появится новый пункт «Договоры подряда».
Для ввода нового договора нужно нажать на кнопку «Создать» и ввести необходимые данные. А именно: выбрать организацию, подразделение — если требуется, сотрудника, период действия договора и сумму.
Существует два варианта выплат: по окончании договора и ежемесячно. При выборе варианта «ежемесячно» появляется дополнительное поле для указания суммы ежемесячного начисления.
Так же в форме окна есть возможность установить флаг «Начисляются взносы от несчастных случаев», если такое условие существует в договоре.
В графе «Учёт расходов» можно указать отнесение начислений по данному договору на тот или иной счёт затрат или оставить настройку по умолчанию.
После проведения договора по кнопке «Печать» можно распечатать как сам договор, так и акт сдачи-приёмки.
Если в списке сотрудников нет нужного вам, то его можно предварительно занести в справочник «Сотрудники» в разделе «Зарплата и кадры».
После ввода сведений об исполнителе есть возможность создания договора непосредственно из карточки сотрудника. Все договоры, оформленные на конкретного сотрудника, можно посмотреть по ссылке «Договоры подряда».
Начисление производится при начислении заработной платы в разделе «Зарплата и кадры» — «Все начисления».
В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Создать» и выбрать пункт «Начисление зарплаты».
При автоматическом заполнении документа рассчитываются суммы начислений. При нажатии на сумму оплаты по договору есть возможность при необходимости изменить дату выплаты. При нажатии на сумму начисленных страховых взносов есть возможность проверить, что взносы, связанные с временной нетрудоспособностью, материнством и несчастными случаями не начислены.
Программа сформирует следующие проводки:
Далее создадим ведомость на выплату.
Выплату можно произвести по кнопке «Выплатить» или создав, например, расходный кассовый ордер в разделе «Банк и касса» — «Кассовые документы» с видом операции «Выплата сотруднику по договору подряда». Или «Списание с расчётного счёта» в пункте «Банковские выписки» с видом операции «Перечисление сотруднику по договору подряда».
Бухгалтерский учет при расчетах с физическим лицом по договору ГПХ
Автор: Каравайкина Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Организация связи с целью покупки земельного участка заключила с физическим лицом договор гражданско-правового характера на оказание этим лицом услуг по тендерному сопровождению покупки. Какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете при расчетах с физическим лицом по договору ГПХ?
Страховые взносы
Сразу же отметим, что помимо самих сумм, причитающихся физическому лицу по договору ГПХ в оплату оказанных услуг, у организации связи также возникают расходы, связанные с начислением с этих сумм страховых взносов.
Выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС). Страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством эти выплаты не облагаются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ).
Страховые взносы исчисляются с применением следующих тарифов (п. 2 ст. 425 НК РФ):
на ОПС – 22 % (в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования);
Если организация является субъектом МСП, то при исчислении страховых взносов применяются пониженные тарифы (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ).
Суммы вознаграждений в пользу физического лица по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, включаются у плательщика страховых взносов – организации в базу для исчисления страховых взносов на ОПС и ОМС в месяце, в котором данные суммы были начислены в карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов по каждому физическому лицу на основании акта приемки оказанных услуг после окончательной сдачи результатов оказанных услуг или сдачи отдельных этапов, независимо от даты фактической выплаты указанных сумм (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-04-05/54027).
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с вознаграждения по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, уплачиваются в том случае, если это предусмотрено указанным договором. Это следует из п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
На основании п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, – только от источников в Российской Федерации.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в России.
Таким образом, при оказании физическим лицом организации услуг по гражданско-правовому договору на территории РФ получаемое им вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных данным договором, относится к доходам от источников в Российской Федерации, поэтому оно облагается НДФЛ.
Заказчик – российская организация, выплачивающая вознаграждение по договору ГПХ физическому лицу за оказанные им услуги, признается налоговым агентом, поэтому должна исполнить обязанности по исчислению, удержанию из доходов, выплачиваемых физлицу в денежной форме, и уплате в бюджет НДФЛ (ст. 226 НК РФ).
Итак, суммы вознаграждений, полученные физическим лицом по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг (в том числе в виде предоплаты), являются доходом этого лица, облагаемым НДФЛ. В свою очередь, организация – заказчик услуг, выплачивающая доход, выступает в качестве налогового агента по НДФЛ (см. также письма Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-04-05/54027, от 24.03.2020 № 03-04-05/22766, от 15.11.2019 № 03-04-05/88414).
К сведению: обязанности по страховым взносам и НДФЛ не возникают, если физическое лицо является плательщиком налога на профессиональный доход (письма ФНС РФ от 12.08.2021 № КВ-4-20/11364@, Минфина РФ от 20.11.2020 № 03-11-11/101180).
Тендер выигран
Если тендер организацией связи выигран, в связи с чем сделка по покупке земельного участка состоится, то бухгалтерский учет таких расходов зависит, в частности, от того, будет ли приобретаемый участок принят к учету в качестве объекта основных средств и какие расходы сформируют его первоначальную стоимость.
Земельные участки в бухгалтерском учете учитываются в составе основных средств, если выполняются условия для признания актива в качестве объекта ОС, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени – срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Таким образом, земельный участок принимается к бухучету в качестве объекта ОС, если, в частности, организация не планирует перепродать его в течение ближайших 12 месяцев.
Согласно п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.
Вместе с тем в силу п. 8.1 ПБУ 6/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, может определять первоначальную стоимость основных средств:
1) при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
2) при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
В этом случае иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Считаем, что расходы, связанные с оплатой услуг физического лица по тендерному сопровождению покупки земельного участка, являются расходами, связанными с приобретением земельного участка (при условии, что тендер выигран).
Если земельный участок принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС и организация связи не вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, такие расходы включаются в первоначальную стоимость земельного участка – объекта ОС. К ним относятся как сумма, причитающаяся физическому лицу за оказанные услуги, так и начисленные с этой суммы страховые взносы.
Стоимость услуг физического лица по тендерному сопровождению покупки земельного участка, оказанных им по договору ГПХ, составляет 20 000 руб. При выплате этого дохода организация связи исчисляет и удерживает НДФЛ в размере 2 600 руб. Также она начисляет с вознаграждения страховые взносы на ОПС в сумме 4 400 руб. и страховые взносы на ОМС в сумме 1 020 руб.
Земельный участок принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС. Организация связи на вправе применять упрощенные способы бухучета. Тендер выигран.
В этом случае в бухгалтерском учете организации связи могут быть сделаны такие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена в учете в качестве капитальных вложений стоимость оказанных физическим лицом по договору ГПХ услуг
Отражены в качестве капитальных вложений начисленные страховые взносы на ОПС и ОМС
Удержан исчисленный НДФЛ при выплате дохода физическому лицу в денежной форме
Перечислен в бюджет исчисленный и удержанный НДФЛ
Пример 2.
Изменим условия примера 1 и предположим, что организация связи вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета.
В этом случае в бухгалтерском учете организации связи могут быть сделаны такие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена в составе расходов стоимость оказанных физическим лицом по договору ГПХ услуг
20 (25, 26, другой счет)*
Отражены в составе расходов начисленные страховые взносы на ОПС и ОМС
20 (25, 26, другой счет)*
Удержан исчисленный НДФЛ при выплате дохода физическому лицу в денежной форме
Выплачено вознаграждение физическому лицу за оказанные услуги (за минусом удержанного НДФЛ)
Перечислен в бюджет исчисленный и удержанный НДФЛ
* Выбор счета учета затрат зависит от того, для каких целей приобретается земельный участок.
Тендер проигран
Если организация связи проиграла тендер (то есть земельный участок не будет куплен), то расходы на оплату услуг физического лица по договору ГПХ следует отразить в бухгалтерском учете на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы».
Изменим условия примера 1 и предположим, что организация связи проиграла тендер.
В этом случае в бухгалтерском учете организации связи могут быть сделаны такие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена в учете в составе прочих расходов стоимость оказанных физическим лицом по договору ГПХ услуг
Отражены в составе прочих расходов начисленные страховые взносы на ОПС и ОМС
Удержан исчисленный НДФЛ при выплате дохода физическому лицу в денежной форме
Выплачено вознаграждение физическому лицу за оказанные услуги (за минусом удержанного НДФЛ)
Перечислен в бюджет исчисленный и удержанный НДФЛ
Если на момент осуществления расходов по договору ГПХ результат тендера неизвестен, то расходы сначала следует учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов» (Дебет 97 Кредит 76, 69), а когда результат тендера станет известен, отразить их на соответствующем счете:
Дебет 08 или 20 (25, 26, др.) Кредит 97 – если тендер выигран и, соответственно, покупка земельного участка состоится;
Дебет 91-2 Кредит 97 – если тендер проигран.
Рекомендуйте статью коллегам:
Комментарии читателей
Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, есть ли у юрлица обязанность по исчислению и уплате страховых взносов при заключении лицензионного договора (право на использование фотографий) с физлицом (не ИП)?
Или только НДФЛ? Я совсем запуталась.
Заранее спасибо. 0 0
Учёт договоров строительного подряда: практика применения в 2021 году
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н, применяется с 2009 года.
Кто должен применять ПБУ 2/2008?
Применяют ПБУ 2/2008 только подрядчики по договорам, связанным со строительством, восстановлением (ремонт, модернизация, реконструкция) или ликвидацией объектов недвижимости (зданий, сооружений, судов).
Субъекты малого предпринимательства могут не применять указанное ПБУ, если сделают соответствующую запись об этом в бухгалтерской учетной политике.
ПБУ 2/2008 применяется в отношении договоров, отвечающих следующим признакам:
1) по виду договора:
2) по срокам договора:
Учетная единица для бухгалтерского учета
а) техническая документация имеется на каждый объект
б) доходы и расходы достоверно определяются по каждому объекту
2) два и более договоров (с одним или несколькими заказчиками) объединяются в один договор (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении условий:
а) имеется один проект (с нормой прибыли по проекту в целом)
б) договоры исполняются одновременно или последовательно
3) дополнительный объект строительства (дополнительные работы) выделяется в отдельный договор при выполнении одного из условий:
а) существенное отличие по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам
б) (или) цена определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
Доходы по договору
Доходы по договору строительного подряда отражаются в составе доходов от обычных видов деятельности в соответствии с ПБУ 9/99 (субсчет 90-1). При этом выручка от реализации по каждому договору (Дебет 62 Кредит 90-1) признается с учетом так называемых «корректировок». К корректировкам относятся отклонения по договору, претензии и поощрительные платежи.
Порядок определения выручки от реализации можно представить в виде формулы:
ВД = ЦД + О + П + ПП, где
Отклонения – это согласованные сторонами изменения стоимости работ, которые могут возникать в результате:
а) замены материалов (на более дешевые или дорогие);
б) выполнения дополнительных работ, не предусмотренных в технической документации;
в) выполнения более сложных работ, чем предусмотрено технической документацией;
г) исключение (невыполнение) части работ, ранее включенных в объем работ по договору.
Претензии – это требования, которые подрядчик предъявляет заказчику или иным лицам, указанным в договоре:
а) о возмещении затрат, которые подрядчик понес из-за действия (бездействия) заказчика или третьих лиц;
б) о возмещении разумных расходов, которые подрядчик понес из-за дефектов в технической документации;
в) о возмещении затрат, которые подрядчик понес в результате невыполнения заказчиком функций, предусмотренных договором (обеспечение точек подключения, энергоснабжения строительной площадки, титульными временными зданиями и сооружениями и др.).
Поощрительные платежи – это суммы, которые выплачиваются подрядчику дополнительно сверх сметы при выполнении определенных условий, указанных в договоре (например, за сокращение сроков строительства и т.д.).
Обратите внимание! Корректировки включаются в выручку при условии, что они предусмотрены договором.
Претензии и поощрительные платежи отражаются при одновременном выполнении двух условий:
Если на отчетную дату есть сомнения в поступлении отклонений, претензий и поощрительных платежей, которые раньше были включены в выручку от реализации, то они признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка, признанная в прошлых отчетных периодах, не корректируется!
Расходы по договору
Признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 (балансовые счета 20, 25, 26).
Состав расходов по договору определяется следующей формулой:
РД – расходы по договору, ПР – прямые расходы по договору, КР – косвенные расходы по договору, П – прочие расходы по договору.
Прямые расходы по договору – расходы, которые непосредственно связаны с исполнением договора (отражаются на балансовом счете 20 «Основное производство»).
Обратите вним ание! В состав прямых расходов по договору включают предвиденные расходы.
Предвиденные расходы – это ожидаемые неизбежные расходы. Их включают в состав прямых расходов в порядке, закрепленном в бухгалтерской учетной политике:
Обратите внимание! Предвиденные расходы признаются прямыми расходами при условии, что их возмещение заказчиком прямо предусмотрено договором, а именно:
ПБУ 2/2008 называет следующие виды предвиденных расходов:
Прочие расходы по договору – те общехозяйственные расходы, которые по условиям договора возмещаются заказчиком (отражаются на балансовом счете 26 и списываются в дебет счета 20 только по статьям и в размерах, предусмотренных конкретным договором). К прочим расходам относят отдельные расходы на управление строительной организацией, на проведение НИОКР и др.
Обратите внимание! Возмещение заказчиком прочих расходов должно быть специально предусмотрено в договоре.
Изложенный в ПБУ 2/2008 порядок списания прочих расходов по договору (Дебет 20 Кредит 26) не препятствует строительной организации установить в бухгалтерской учетной политике способ включения общехозяйственных расходов по окончании каждого месяца полностью в себестоимость продаж (Дебет 90-2 Кредит 26). В ПБУ 2/2008 речь идет только о конкретных видах расходов, которые возмещает заказчик по конкретному договору и, следовательно, эти расходы непосредственно связаны с получением доходов по такому договору.
В отдельную группу выделяются расходы, понесенные до подписания договора (разработка ТЭО, подготовка договора страхования рисков строительных работ и т.п.). Такие расходы отражаются в составе расходов будущих периодов (по дебету балансового счета 97) и списываются в следующем порядке:
Обратите внимание! «Прочие расходы по договору» – термин, введенный ПБУ 2/2008. С точки зрения ПБУ 10/99 это – расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются на балансовом счете 26.
Доходы, полученные при исполнении не строительных договоров
К таким доходам относятся:
В бухгалтерской учетной политике организация должна выбрать способ отражения таких доходов:
Определение финансового результата по договору
Финансовый результат по договору (прибыль или убыток) определяется путем соотнесения выручки по договору и соответствующих этой выручке расходов. Для этого выручка и расходы признаются в бухгалтерском учете способом «по мере готовности», а именно: исходя из степени завершенности работ по договору на отчетную дату.
Способ определения степени завершенности работ по договору устанавливается в бухгалтерской учетной политике. ПБУ 2/2008 предлагает на выбор 2 способа:
Крайне важно: финансовый результат отчетного периода определяется с учетом выручки и расходов по договору, признанных в предыдущие отчетные периоды по данному договору.
Пример применение способов определения степени завершенности работ в стоимостном выражении.
Ожидаемая выручка по договору – 3 200 000 руб.
Выполнено на отчетную дату – 2 000 000 руб., в том числе:
Фактические расходы на отчетную дату – 1 500 000 руб., в том числе:
Расходы по смете, всего – 2 700 000, в том числе:
Порядок определения степени завершенности работ для разных вариантов представлен в таблице 1, алгоритм расчета финансового результата – в таблице 2.
По доходам (выполненным объемам в стоимостном выражении)
2 000 000 / 3 200 000 х 100% = 62,5 %
1 500 000 : (1 500 000 + 1 000 000) х 100% = 60%