договор постинтернатного сопровождения воспитанников с 18 до 23 лет
После интерната: как помогают детям-сиротам в самостоятельной жизни
Чтобы не оставлять один на один со взрослой жизнью выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей, в Москве существует особый вид социальной помощи – постинтернатный патронат. Появился он в 2010-2011 годах, когда было принято несколько соответствующих законов и постановлений Правительства Москвы. Занимаются им так называемые уполномоченные организации. Их в настоящее время в городе 54. Среди них –Центры содействия семейному воспитанию, Центры поддержки семьи и детства, некоммерческие организации, а также Центр «Детство». Поддержка гарантирована всем выпускникам в возрасте от 18 до 23 лет.
С какими сложностями во взрослой жизни сталкиваются дети-сироты? Как и для чего специалисты по постинтернатному сопровождению помогают им? Об этом в интервью с Екатериной Смарцевой, начальником отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центра «Детство».
— Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?
— Постинтернатным патронатом Центр «Детство» занимается с 2015 года. Деятельность эта набирает обороты, расширяется. В январе 2019 года она выделена в отдельное направление: был создан наш отдел.
В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.
Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор. Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается. Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.
— Как молодые люди становятся клиентами отдела сопровождения? Они сами стремятся найти помощь или сотрудники Центра «Детство» ищут нуждающихся в ней?
— Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.
— Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?
— Психологические трудности: непроработанные травмы, страхи, неумение выстраивать взаимоотношения с социумом (коллегами, соседями и т.д.), извечная проблема – нехватка денежных средств из-за того, что ребята не могут правильно распределять их. Не всегда получается у них и устроиться на работу или удержаться на ней. Сотрудники службы постинтернатного патроната часто выступают посредниками между выпускником и соседями. Нередко к решению проблем привлекаются специалисты Московской службы психологической помощи населению, Центра «Моя карьера».
— Как вы работаете с ребятами?
— Наша общая задача – поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.
Расскажу о самых запомнившихся мне случаях, когда выпускники при поддержке Центра «Детство» смогли решить свои проблемы. Благодаря взаимодействию специалистов с благотворительным фондом «Река детства» выпускнице Анастасии И. помогли найти профессионального врача, когда у нее возникли проблемы со здоровьем, и подобрать правильную терапию, что значительно облегчило жизнь девушке. Ей же помогли реализовать право на получение выходного пособия, которое у нее не получалось оформить самостоятельно.
Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.
Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой два маленьких ребенка, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов. Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо. Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.
— Вы упомянули совместную работу с благотворительным фондом «Река детства». Как развиваются отношения Центра «Детство» с некоммерческими организациями?
— В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.
Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.
С благодарностью отмечу наиболее активных наших партнеров: благотворительный фонд помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Река детства» (учредитель Ольга Поздеева), Союз социальных педагогов и социальных работников (вице-президент Денис Давлеткалиев), АНО «Социально-культурный центр «Развитие, творчество, инициатива» (научный руководитель Денис Давлеткалиев), Молодежное региональное общественное движение «Студенты Москвы» (руководитель Давид Арутюнян).
— Вернемся к направлениям работы отдела. Вы сказали, что
Центр «Детство» занимается координацией, методическим сопровождением, консультированием специалистов уполномоченных организаций Москвы. Что они собой представляют?
— Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.
В настоящее время в городе их 54. Среди них – Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации. Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь. Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.
— Как Центр «Детство» взаимодействует с уполномоченными организациями?
— Центр «Детство» является проводником идей ДТСЗН г. Москвы по данному направлению. Он может выступить третьей стороной в решении наиболее острых вопросов при постинтернатном сопровождении.
В конце прошлого года Центром «Детство» был издан социальный справочник нанимателя жилого помещения из специализированного жилого фонда города Москвы «В добрый путь». Эта брошюра – путеводитель по самостоятельной жизни. Справочник предназначен как для выпускников, так и для специалистов, которые будут работать с ними. Он стал действительно хорошим подспорьем в решении многих вопросов, возникающих на пути ребят.
— Какие мероприятия проводите для выпускников?
— Мероприятий у нас много. Фотоконкурс «Москва в моем объективе», конкурс эссе «Мое новогоднее пожелание выпускнику 2019 года», турнир по мини-футболу «Уличный Забивака». В 2018 году был дан старт одному из знаковых мероприятий – конкурсу «Моя Москва – мои возможности», где встречаются успешные выпускники.
Ребята участвуют в них очень активно. Это говорит о том, что они востребованы и актуальны. Общение выпускников в неформальной обстановке позволяет им обмениваться мнениями, опытом, обсуждать и строить перспективы роста и развития, выстраивая отношения по принципу «выпускник – выпускнику», когда успешный молодой человек становится положительным примером для более младших товарищей.
Идеей 2019 года стало проведение спартакиады «Мой спортивный город», в рамках которой уже прошли два этапа: турниры по русским шашкам и настольному теннису. Впереди соревнования по мини-футболу. Сейчас в турнирной таблице спартакиады сложилась очень интересная ситуация: вторую строчку таблицы делят целых три команды! Интрига развивается, а ее развязку мы сможем наблюдать в сентябре, когда пройдет турнир по мини-футболу. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих стать зрителями завершения этих спортивных состязаний!
Также осенью пройдет второй конкурс «Моя Москва – мои возможности», где снова будет назван самый успешный и социализированный выпускник года.
— Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?
— Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие. Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната. После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.
От себя добавлю, что постинтернатное сопровождение выпускников просто необходимо. Специалисты, занимающиеся им, – это люди, готовые прийти на помощь ребятам, поддержать и сообща найти решение, причем нередко в любое время суток. Я всегда говорю, что заниматься вопросами сиротства нельзя формально, здесь нет понятия «работа по графику», этим может заниматься только человек с горящей и живой душой, мобильный и инициативный, другой просто не сможет добиться результата.
Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.
Как взять ребенка на постинтернатное воспитание
1. Что такое постинтернатное воспитание?
Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет можно взять на постинтернатный патронат.
Передать ребенка на патронатное воспитание (постинтернатный патронат) можно не в каждом субъекте РФ. В Москве такая форма устройства (воспитания) ребенка возможна. Но обратите внимание: и воспитатель, и воспитанник должны проживать в Москве.
2. Как заключить договор о постинтернатном патронате с организацией?
Если вы ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, и хотите заключить договор о постинтернатном патронате, вам нужно обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о согласии на постинтернатный патронат.
Если вы выпускник организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, заявление нужно подавать в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации. Если вы до 18 лет жили в приемной семье или семье попечителя или патронатного воспитателя — по месту вашего жительства.
В течение 15 дней после вашего обращения орган опеки и попечительства должен подготовить акт об установлении постинтернатного патроната. Этот документ будет основанием для заключения договора о постинтернатном воспитании.
Договор должен быть заключен с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой вы пребывали ранее, в течение еще 10 дней.
Срок действия договора — 1 год. В дальнейшем он может продлеваться до достижения вами 23 лет.
3. Как заключить договор о постинтернатном воспитании между ребенком и воспитателем?
Шаг 1. Ребенку нужно подать заявление о согласии на постинтернатный патронат. Выпускникам организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, подавать заявление нужно в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации. Тем, кто до 18 лет жил в приемной семье или семье попечителя или патронатного воспитателя, — по последнему месту жительства.
В течение 15 дней после обращения орган опеки и попечительства должен подготовить акт об установлении постинтернатного патроната. Этот документ будет основанием для заключения договора о постинтернатном воспитании.
Шаг 2. Воспитателю нужно предоставить в орган опеки и попечительства по месту своего постоянного жительства следующие документы:
В течение 7 дней после этого орган опеки должен проверить условия жизни воспитателя. Проверка включает в себя оценку жилищно-бытовых условий и отношений, сложившихся в кругу семьи. Кроме того, орган опеки изучает личные качества воспитателя и выясняет мотивы принятия ребенка в семью. По результатам проверки в течение трех дней органы опеки выдадут акт обследования условий жизни.
Шаг 3. После получения акта обследования условий жизни воспитателю необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, достигшего 18 лет, и предоставить следующие документы:
На основании предоставленных воспитателем документов и акта об установлении постинтернатного патроната ребенка органом опеки и попечительства, воспитателем и ребенком заключается договор о постинтернатном патронате. Срок действия договора — 1 год. В дальнейшем он может продлеваться до достижения ребенком 23 лет.
Постинтернатное сопровождение
Постинтернатное сопровождение – это процесс адаптации воспитанников, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь.
Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются:
Постинтернатное сопровождение выпускников осуществляют специалисты разного профиля: педагог-психолог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, социальный педагог.
Специалистами Центра предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, срочные социальные услуги. Все виды услуг предоставляются на бесплатной основе.
Для осуществления постинтернатного сопровождения Выпускники представляют в организацию для детей-сирот, выпускниками которой они являлись, следующие документы:
Заявление Выпускников об установлении постинтернатного сопровождения регистрируются в течение 2 рабочих дней со дня их поступления в организацию для детей-сирот.
Организация для детей-сирот в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления Выпускника:
Организация для детей-сирот в полной мере обеспечивает реализацию индивидуального плана постинтернатного сопровождения путем взаимодействия с различными службами и ведомствами.
Договор постинтернатного сопровождения прекращается в связи с истечением его срока действия на основании заключения о результатах постинтернатного сопровождения.
Правовым основанием организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников являются нормативно правовые акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
Постинтернатное сопровождение выпускников
Постинтернатное сопровождение – это процесс адаптации воспитанников к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь.
Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются:
Постинтернатное сопровождение выпускников осуществляют специалисты разного профиля: педагог-психолог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, социальный педагог.
Специалистами Центра предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, срочные социальные услуги. Все виды услуг предоставляются бесплатно.
Для осуществления постинтернатного сопровождения Выпускники предоставляют в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:
Заявление Выпускников об установлении постинтернатного сопровождения регистрируются в течение 2 рабочих дней со дня их поступления в организацию для детей-сирот.
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления Выпускника:
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полной мере обеспечивает реализацию индивидуального плана постинтернатного сопровождения путем взаимодействия с различными службами и ведомствами.
Договор постинтернатного сопровождения прекращается в связи с истечением его срока действия на основании заключения о результатах постинтернатного сопровождения, а также на основании личного заявления выпускника в связи со сменой места жительства.
Правовым основанием организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников являются нормативно-правовые акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
Договор № _об установлении постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет
об установлении постинтернатного сопровождения
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет
с. Найхин «____» _________ 20 ___ г.
(фамилия, имя, отчество)
паспорт: серия _______№_____выдан: «____» __________ 20 _____года, кем выдан: ____________________________________________________________,
проживающий (-ая) по адресу: ________________________________________
__________________________________________________________________, далее именуемый – Выпускник, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны» заключили настоящий Договор о нижеследующем.
Предмет Договора Постинтернатное сопровождение__________________________________
__________________________________________, являющегося (ейся) лицом
(фамилия, имя отчество Выпускника, дата рождения)
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется Службой постинтернатного сопровождения, согласно настоящему Договору и индивидуальному плану постинтернатного сопровождения.
Обязанности и права сторон Служба постинтернатного сопровождения обязана: Организовывать постинтернатное сопровождение по месту жительства Выпускника. Оказывать индивидуально-консультативную, социально-правовую, медико-социальную и иную помощь Выпускнику в соблюдении его прав и законных интересов. Оказывать содействие Выпускнику в реализации мер социальной поддержки, во взаимодействии с органами государственными власти, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Оказывать содействие в решении трудных жизненных ситуаций, в определении трудностей личностного характера. Оказывать содействие в решении жизненных проблем и проблем жизнеустройства Выпускника. Оказывать содействие в организации свободного времени. Оказывать содействие в повышении правовой грамотности. Оказывать содействие в получении профессионального образования, взаимодействовать с образовательными учреждениями, в которых обучается Выпускник (контроль посещаемости занятий, успеваемость, установление связи с преподавателями и т. п.). Оказывать содействие в трудоустройстве, временной занятости и в трудовой адаптации. Взаимодействовать с работодателями, осуществлять наблюдение за трудовой деятельностью Выпускника. Рассматривать вопросы сопровождения Выпускника и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. Информировать органов социальной защиты населения Хабаровского края, о возникновении проблем с сохранностью жилого помещения Выпускника, о случаях возникновения угрозы жизни и здоровью Выпускника. Принимать в рамках своей компетенции меры по безопасности жизнедеятельности Выпускника. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной от Выпускника в результате консультативной и иной деятельности, за исключением сведений криминального характера.
Служба постинтернатного сопровождения имеет право: Устанавливать деловые контакты с лицами и организациями, которые могут способствовать повышению эффективности постинтернатного сопровождения и адаптации Выпускника. Самостоятельно выбрать не запрещенные законом формы и методы работы с выпускником, определять приоритетные направления в реализации постинтернатного сопровождения Выпускника. Посещать Выпускника по месту жительства (не реже 2-х раз в месяц) в случаях, предусмотренных индивидуальным планом постинтернатного сопровождения. Запрашивать, в установленном порядке, и получать необходимые сведения от органов социальной защиты населения, образовательных и медицинских учреждений, организации, оказывающих социальные услуги населению и иных организаций в целях эффективного постинтернатного сопровождения Выпускника. Выступать инициатором досрочного расторжения настоящего Договора.
Выпускник обязан: Активно участвовать в реализации индивидуального плана постинтернатного сопровождения. Предоставлять возможность посещать место своего проживания; Незамедлительно информировать Службу постинтернатного сопровождения о перемене места жительства.
Выпускник имеет право: Участвовать в разработке и индивидуального плана постинтернатного сопровождения. Выступать инициатором досрочного расторжения настоящего Договора.
Ответственность сторон Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае возникновения между сторонами споров по вопросам исполнения настоящего Договора стороны принимают все меры по разрешению их путем переговоров.
Срок Договора, изменение,
основания и последствия прекращения Договора
— по инициативе Выпускника (отсутствие взаимопонимания, ненадлежащее исполнение п.2.1 настоящего Договора);
— по инициативе Службы постинтернатного сопровождения (отсутствие взаимопонимания; взаимодействия с Выпускником и если Выпускник в течение шести месяца не выходит на связь и не отвечает на телефонные звонки специалиста Службы постинтернатного сопровождения).
В случае расторжения настоящего Договора в одностороннем порядке обязательства считаются прекращенными с момента о расторжение настоящего Договора. Возникающие в результате изменения или расторжения настоящего Договора вопросы решаются по согласию Сторон.
Заключительные положения При заключении настоящего Договора Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации и Хабаровского края. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
Реквизиты сторон
Краевое государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом (смешанный) № 37
Адрес: 682375, Российская Федерация, Хабаровский край, Нанайский район, село Найхин ул. Школьная, 36 а
Идентификационный номер (ИНН): 2714004653
Код причины постановки (КПП): 271401001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровска
Расчетный счет: 40201810000000100001
Местонахождение банка: г. Хабаровск
Эл. почта:detdom.37@ebu.27.ru. *****@***ru
Директор (Ф. И.О.) подпись _____________
Руководитель Службы постинтернатного
сопровождения (Ф. И.О.) подпись _____________
Ф. И.О. _________________________________
Дата рождения: __________________________
Данные паспорта: ________________________
Контактный телефон:_____________________ подпись ______________