договор постоянного бессрочного пользования земельным участком образец 2020
Получение права бессрочного пользования землей
Перейдет ли к нам право постоянного (бессрочного) пользования всем земельным участком в связи с переходом по решению суда 1999 года права собственности на жилой дом, для строительства которого и выделялся этот участок в начале прошлого века?
С момента вступления в силу 30 октября 2001 г. Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки гражданам в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение уже не предоставляются.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) права на объекты недвижимости, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:
— если земельный участок был предоставлен до 30 октября 2001 г. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок;
— в случае если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности;
— граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 49 Закона о регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 49 Закона о регистрации вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Подводя итог вышеизложенному, в конкретной ситуации у автора вопроса есть возможность использовать предоставленное ЗК РФ право и оформить право собственности на земельный участок.
Как оформить в собственность земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения)?
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения) в собственность на земельный участок физических лиц
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 вышеуказанной статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями данной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
Для переоформления постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения) в собственность на земельный участок необходимо обратиться в территориальное Управление Росреестра.
Что такое право бессрочного пользования земельным участком и нужно ли его переоформлять?
Использование участков земли гражданами или организациями предполагают наличие соответствующих прав у таких пользователей.
Это могут быть права собственности, права, возникающие при аренде надела земли у собственника, а также специфические права постоянного бессрочного пользования, не имеющие ограничений по времени.
Общие сведения о бессрочном пользовании
Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.
Особенностями бессрочного права использования земли являются:
Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.
Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.
Кто может воспользоваться бессрочным правом
В настоящее время субъекты права бессрочного пользования делятся на две основные категории по принципу происхождения такого права:
К первой категории относятся все физические и юридические лица, не оформившие право собственности на используемые ими со времён СССР наделы земли. Такие наделы могут относиться к самым разным категориям землепользования — от садовых участков до промышленных предприятий и зданий.
Ко второй категории относятся, согласно ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, следующие юридические лица:
Таким организациям нет необходимости оформлять право собственности, пользоваться наделами земли для своей деятельности, определённой законом они могут по праву постоянного пользования.
Важно знать, что за всеми физическими лицами, имеющими право бессрочного пользования на наделы земли, сохраняется такое право, если оно получено до введения Земельного кодекса, согласно п.1 ст. 3 Федерального закона № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Наделы, находящиеся в бессрочном пользовании
Конкретных критериев, по которым земли могут или не могут быть переданы в бессрочное пользование, нет, так как такие земли используются гражданам и организациями часто со времён Советского Союза и относятся к самым разным категориям земли.
Не могут быть предоставлены в постоянное пользование следующие земли:
На наделы, относящиеся к вышеперечисленным категориям, установлено исключительно государственное право распоряжения без передачи в аренду либо пользование за исключением особых случаев, устанавливаемых законом, а также чрезвычайных обстоятельств, связанных с военными действиями.
Договор права постоянного пользования наделом земли
Если раньше право бессрочного пользования предоставлялось с помощью локальных актов, то для вышеперечисленных юридических лиц необходимо составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами власти, в собственности которых находятся передаваемые наделы.
Договор бессрочного права на использование земли должен включать в себя следующие пункты:
Важно помнить, что договор права постоянного пользования подлежит обязательной регистрации.
Предметом договора является земельный надел с определёнными границами, то есть в бессрочное пользование передаются только те наделы земли, в отношении которых было проведено межевание с установлением границ и присвоением кадастрового номера.
По договору собственник контролирует использование надела землепользователем, и может прекратить договор в следующих случаях:
В перечисленных случаях собственник расторгает договор бессрочного права с землепользователем, и в некоторых случаях предписывает землепользователю устранить нарушения, возникшие из-за неправомерного использования земли (например, ликвидировать незаконную свалку мусора).
Переоформление бессрочного права в собственность или аренду
Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, так как оформление права собственности или аренды на такой надел выгодно как землепользователю, так и органам власти, которым этот надел принадлежит.
Органы власти при передаче надела в собственность его фактическому пользователю будут получать земельный налог с нового собственника, а при заключении договора аренды – плату за такую аренду, в то время как за бессрочное пользование участком землепользователь оплачивает только подводимые к участку коммунальные ресурсы.
Землепользователю также важно провести переоформление бессрочного права, чтобы иметь возможность осуществлять с используемой землёй важные операции:
Особенности переоформления для юридических лиц
Важно помнить, что если для физических лиц нет установленных законом сроков переоформления, то юридическим лицам, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», надлежит провести такое переоформление до первого июля 2012 года под угрозой штрафа в размере от двадцати до ста тысяч рублей.
Несмотря на штрафы, многие юридические лица не произвели переоформление используемых земель в положенные сроки, и правительство передвинуло данные сроки для земельных участков, на которых расположены:
Для получения права собственности вместо права бессрочного пользования юридическому лицу необходимо произвести выкуп используемого надела у местных органов власти, но также можно заключить с властями договор аренды, в зависимости от экономических обстоятельств конкретного юридического лица.
Стоимость аренды, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137, составляет:
Стоимость выкупа земли с приобретением права собственности будет стоить два с половиной процента от кадастровой стоимости, но для городов с количеством жителей более трёх миллионов (Москва и Санкт-Петербург) стоимость приобретения увеличивается до двадцати процентов КС.
Долгосрочная аренда земельного участка подробно описана в этой статье.
Для выписки умершего из квартиры необходимо собрать пакет определенных документов. Об этом подробно можно узнать здесь.
Особенности переоформления для физических лиц
В бессрочном пользовании у физических лиц чаще всего имеются сельскохозяйственные земли для дачных или садовых участков. Оформление права собственности необходимо для возможности продать или оставить в наследство данный участок.
Для переоформления физическому лицу необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Нередко право постоянного пользования передавалось не конкретному садоводу, а всему садовому товариществу или дачному кооперативу.
В таком случае у пользователя земли может не быть документов на неё. Тогда землепользователю необходимо обратиться в местный орган исполнительной власти и запросить акт передачи земли в бессрочное пользование садовому товариществу, членом которого является землепользователь.
Для доказательства принадлежности к данному товариществу можно предъявить членскую книжку и документы об уплате в товарищество различных платежей (охрана, электричество) за последние годы, подтверждая таким образом фактическое пользование наделом.
Для проведения межевания необходимо обратиться в БТИ или стороннюю организацию и заключить договор о проведении кадастровых работ и определении границ участка. С полученной картой-схемой надела земли нужно обратиться в кадастровую палату для получения кадастрового документа.
Ранее необходимо было писать заявление в местные органы исполнительной власти для оформления права собственности, и там же утверждать предварительно границы участка, но сейчас все документы нужно сразу предоставить в регистрационную палату. Такое упрощение было сделано для ускорения приватизации земель гражданами в рамках дачной амнистии.
Итак, право бессрочного пользования земельным наделом является устаревшей формой вещного права, и оформление права собственности на такие наделы необходимо для совершения многих операций с земельной недвижимостью для физических лиц, а для юридических лиц переоформление позволит избежать крупных штрафов и проблем с законом.
Порядок оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено предоставление права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
При этом предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перед оформлением права постоянного бессрочного пользования, как правило, нужно выяснить: сформирован ли земельный участок и уточнены ли его границы?
В случае, если интересующий учреждение земельный участок не образован, или его границы не уточнены, алгоритм действий заявителя будет включать в себя: Подготовку схемы расположения участка (данную работу выполняет кадастровый инженер); Получение решения в утверждении данной схемы на кадастровом плане территории; Постановка испрашиваемого участка на государственный кадастровый учет.
При подготовке заявления о предоставлении участка следует учесть следующее: в силу положений п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении обязательно нужно указать: наименование и реквизиты предприятия или учреждения; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, и основание предоставления земельного участка, предусмотренное статьей 39.9 ЗК РФ; Кроме того, в заявление необходимо указать цель, для реализации которой испрашивается земельный участок; почтовый и электронный адреса для связи с заявителем, номер телефона.
В результате получения положительного решения, заявитель вправе зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования земельным участком путем обращения в регистрирующий орган. Документы, которые необходимо предоставить для регистрации права, предусмотрены ст. 18 и ст. 21 закона № 218-ФЗ, ст. 39.9 ЗК РФ.
Договор постоянного бессрочного пользования земельным участком образец 2020
Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
от 11 сентября 2020 года N 261
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
в Министерстве юстиции
14 сентября 2020 года,
регистрационный N 59820
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
от 11 сентября 2020 года N 261
Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов
I. Общие положения
Предмет регулирования Административного регламента
Круг заявителей
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
Информирование осуществляется бесплатно.
Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения Заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства Заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию Заявителя, или предоставление им персональных данных.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
2.1. Государственная услуга по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
2.2. Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Описание результата предоставления государственной услуги
2.5. Результатом предоставления государственной услуги является:
— осуществление подготовки проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания Заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
— принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направление принятого решения Заявителю;
— принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.06.2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5135) и направляет принятое решение Заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Срок предоставления государственной услуги
2.6. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.
В случае необходимости проведения оценки рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3821; 2020, N 9, ст.1189) срок оказания услуги может превышать срок, установленный настоящим Административным регламентом, на срок указанный в соответствующем договоре о проведении оценки).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
2.7. Перечень нормативных правовых актов представлен на Сайте, в Федеральном реестре и на Портале.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их представления
1) заявление в письменной форме или в форме электронного документа, содержащее следующую информацию:
— наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
— кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
— основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований;
— вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
— реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
— цель использования земельного участка;
— реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
— реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
— почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства;
5) к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
2.9. Заявление заполняется при помощи средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами черного или синего цвета.
2.10. Заявитель имеет право лично либо через своих представителей представить заявление с приложением копий документов в Росимущество и территориальные органы Росимущества:
— в письменном виде по почте (с описью вложения и с уведомлением о вручении) или на почтовый адрес Росимущества или соответствующего территориального органа Росимущества;
— в электронной форме, подписанных действительной усиленной квалифицированной электронной подписью Заявителя или представителя Заявителя;
— посредством личного обращения через многофункциональный центр при предъявлении Заявителем или представителем Заявителя документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия представителя.
— посредством личного обращения в Росимущество или территориальные органы Росимущества в приемные дни, согласно расписанию, размещенному на Сайте.
2.11. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается Заявителем в присутствии специалиста многофункционального центра.
2.12. Заявитель вправе подать заявление об оставлении запроса без рассмотрения.