договор публичной оферты на вывоз мусора для жителей частного сектора
Публичный договор на вывоз мусора – что это такое, законно ли
С недавних пор в стране начал действовать публичный договор на вывоз мусора. Данное законодательное решение вызвало немало толков и пересудов, многие сомневаются, законно ли принуждать заключать это соглашение. Стоит отметить, что забота о чистоте окружающей среды, своевременное избавление от отходов на прилегающей к дому территории – это прямая гражданская обязанность каждого члена общества, независимо от статуса физического или юридического лица и места жительства. Услуга доступна и для жителей частного сектора. С целью сохранения чистоты территории заключается договор о вывозе мусора. В добровольном порядке гражданам, проживающим в многоквартирных домах или сельской местности, предоставляется право воспользоваться этой услугой.
Что значит «Публичный договор на вывоз мусора»?
Для начала стоит разобраться, что означает определение «публичный договор». Итак, согласно словарю юридических терминов, публичный договор – это соглашение, заключенное между лицом и коммерческой организацией, регламентирующее ее обязанности по предоставлению различных товаров и услуг. Заключается на добровольной основе по согласию двух сторон. С 2019 года договор на вывоз мусора действует на основе законодательства РФ. За вывоз и утилизацию мусора отвечают компании или частные предприниматели.
Согласно этому законодательству утилизируют следующие виды отходов:
Закон гласит, что компания, предоставляющая услуги по сбору и утилизации ТБО, может заключать договор с лицами, которые изъявили желание воспользоваться данной услугой. Условия осуществления пунктов документа одинаковы для всех, но могут обсуждаться. Заказчик не может оспаривать имеющиеся условия после того, как заключил сделку. Компания имеет право изменять пункты, только осведомив об этом заказчиков.
Условия исполнения договора
Необходимо, чтобы в документе были прописаны все пункты, в которых оговариваются права и обязанности заказчика и исполнителя.
Договор подписывается по обоюдному согласию сторон в двух экземплярах. В случае внесения поправок исполнитель должен уведомить заказчика и заключить с ним новое актуальное соглашение об услугах.
Правила для физических лиц
Правила вывоза и утилизации мусора одинаковы для физических и юридических лиц. Услуги предоставляются людям, живущим в многоквартирных домах, частном секторе и сельской местности. Договор заключается между домом и управляющей компанией по согласованию с жильцами.
Правила для юридических лиц
Для того, чтобы заключить договор между ИП и компанией, необходимо предоставить свидетельство о регистрации в налоговом органе и прочие необходимые документы, которые вправе потребовать исполнитель. Должностные лица должны составить заявление и подписать соглашение, которое будет включать в себя: график, адресные данные, контактную информацию.
Договор об оказании услуг по вывозу мусора заключается на добровольной основе, однако, со времени его принятия судебная практика уже столкнулась с недобросовестными заказчиками и исполнителями. Важно понимать, что каждый обязан сохранять в чистоте свое жилье и участок и принятие соответствующего законодательного решения значительно облегчает эту задачу.
Публичная оферта. Что это такое? Объясняем простыми словами
– Часто на глаза попадается фраза «публичная оферта» или «данное предложение не является публичной офертой». Мудрёные слова вызывают недоумение, неужели нельзя объясняться на очевидном для всех языке? Объясните подробно, простыми словами, что это такое.
– Первое выражение дословно переводится, как «предложение для неограниченного количества людей», а второе означает, что сообщение, под которым оно расположено:
Публичная оферта и непубличное предложение
Простым (или непубличным) называют предложение, адресованное:
Публичным считается предложение:
Основными признаками публичной оферты, согласно ст. 437 Гражданского Кодекса РФ (ГК) являются:
Существенными условиями называют положения, без которых договор нельзя заключить:
Что это такое и что всё это значит, можно описать по-другому, простыми словами.
Например, необходимо купить какую-то вещь. Можно это сделать на рынке, в магазине за углом или в интернете. Публичной офертой будет считаться одновременное существование следующих признаков:
Ознакомившись со всем этим, любой человек принимает решение, соглашаться с этим предложением, которое ни к чему не обязывает, или поискать более выгодное.
Реклама и публичная оферта
Реклама по своей сути отражает волю конкретного лица (продавца) заключить договор на продажу товара или услуги.
Для примера возьмём две рекламы:
В первом случае реклама не является публичной офертой, потому что не содержит существенных условий – описание конкретных услуг с указанием их стоимости. Во втором случае в рекламе имеются все признаки публичной оферты – конкретные цены стрижек на фото с их изображением (предмет договора), адрес, телефон, порядок оплаты (условия заключения договора на оказание услуг).
Публичная оферта в объявлении ограничивает рекламодателя в получении прибыли. Он обязан предоставить услугу по цене, указанной в рекламе. Покупателю выгодно подобное предложение. Он может оценить будущие расходы и выбрать поставщика с минимальной стоимостью услуг или товаров.
Можно ли отказаться от публичной оферты
Оферта – это всего лишь предложение, приглашение к заключению договора. Публичный характер предусматривает в этом приглашении возможность заключить будущий договор с любым человеком и конкретные условия, по которым он будет заключаться. Соглашаться на это предложение или нет – выбирает потребитель.
Но как тогда объяснить, например, появление публичной оферты регионального оператора по вывозу мусора и необходимость оплачивать эту услугу даже без заключения договора? Получается, что от этой публичной оферты нельзя было отказаться и ст. 421 ГК РФ не действует?
Публичная оферта в мусорной реформе
Целью мусорной реформы в России является наведение порядка, уничтожение стихийных свалок и улучшение экологии путём сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Для этого были созданы региональные операторы. Чтобы заявить о себе и об оказываемых услугах, все операторы опубликовали в средствах массовой информации предложения, обращённые ко всем гражданам российских регионов, содержащие, помимо прочего, образец типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Если внимательно прочитать публичную оферту любого регионального оператора, нигде не удастся найти упоминания об обязанности заключать договор с оператором только на основании факта опубликовании этой оферты в средствах массовой информации. Везде указано, что эта обязанность предусмотрена ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и Жилищным Кодексом (ЖК) РФ (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).
А что же делать в этом случае со свободой выбора и недопустимостью принуждения к заключению договоров в соответствии с пунктом 1 ст. 421 ГК РФ? Здесь тоже всё в порядке. Во втором абзаце этого пункта после слов о недопустимости принуждения стоит фраза: «за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом (ГК РФ) и законом».
Подведём итог
Публичная оферта – это предложение, предназначенное для широкого круга лиц и содержащее существенные условия для возможного заключения договора в будущем.
Принимать оферту или нет – зависит только от желания лица, получившего это предложение.
В законодательстве есть исключения, предусматривающие обязательность заключения договора после обнародования публичной оферты.
Договор публичной оферты на вывоз мусора для жителей частного сектора
Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором. К заключенным до 01.01.2016 госконтрактам по обращению с ТКО на срок более 10 лет применяются правила ч. 9 ст. 23 ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
(п. 6 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
Публичный договор на вывоз мусора
Проживаю в МКД компания по вывозу мусора отказывается предоставить и заключить со мной договор на вывоз мусора. Ссылаются на публичный договор.
Мне в квитанции выставляют за услуги по вывозу ТБО. Договора между нами нет и фактически вывоз мусора не осуществляется. Теперь они ссылаются на публичный договор.
Скажите пожалуйста с кем имеет право ЖКХ заключать публичный договор на вывоз мусора? И надо ли для этого договора согласие самих жильцов?
У регионального оператора, который занимается вывозом мусора КТО, размещен на его веб-сайте договор публичной оферты. Я случайно акцептировал договор тем, что первый раз оплатил их квитанцию по вывозу мусора, хотя в данной услуге не нуждаюсь (вывожу мусор до полигона самостоятельно).
Могу ли я расторгнуть договор публичной оферты, если могу, что я для этого должен сделать?
Нам сообщили, что будут вывозить мусор, опубликовали Договор публичной оферты, но мусорных контейнеров у нас в селе нет. Должны ли мы в данном случае платить за вывоз мусора, квитанции на оплату уже прислали, но мусор мы пока никуда не выносили?
Может ли организация ограниченной ответственности заключать публичные договоры с населением на вывоз мусора? Может ли она назначать цену оплаты за услугу вывоза мусора без согласования с потенциальными клиентами?
Если да, то каким образом можно заставить ООО уменьшить стоимость ее услуги?
Обязан ли я заключать договор на вывоз мусора в частном доме? Читал что договор публичный с администрацией села заключён и все теперь обязаны платить.
Наверное, с начала 2019 г. многих интересует вопрос о заключении договора на вывоз мусора из частного сектора. Ситуация такая. Частный жилой дом в Подмосковье на землях населенных пунктов, хозяйка в нем не прописана, основную часть года живет и прописана в городском многоквартирном доме, где в течение всего года исправно платит счета ЖКХ за вывоз мусора. С января 2019 г. вместе со счетом за оплату эл.энергии в частном доме добавилась строка за вывоз мусора. Как объяснили представители регионального оператора по вывозу мусора, договор на вывоз ТБО размещен на сайте компании и является публичной офертой, и если в течение 15 дней собственник не пришлет свои замечания в договор, он считается заключенным. В то же время, на наш вопрос, где выбрасывать мусор, оператор указал старые площадки, расположенные в черте соседнего с н.п. города.
Вопрос: правомерны ли действия этого оператора о понуждении к заключению договора и что делать в этой ситуации собственнику дома?
Если я не заключала договор публичной оферты с региональным оператором на вывоз мусора, могут ли они принудить меня к оплате счётов?
Договор публичной оферты на вывоз мусора для жителей частного сектора
По пунктам 1-2 обращения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Кроме того, в соответствии с нормами Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Таким образом, законодательством об обращении с отходами производства и потребления для лиц, являющихся потребителями по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2 Правил, обязанность по наличию лицензии для осуществления указанной в обращении деятельности не предусмотрена.
По пункту 3 обращения.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Таким образом, возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
По пункту 4 обращения.
Пунктом 8(7) Правил N 1156 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке потребителя.
Согласно пункту 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Так, пунктом 8(11) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
На основании пункта 8(15) Правил обращения с ТКО в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих правил.
Вместе с этим следует учесть, что на основании пункта 8(10) Правил N 1156 в отношении иных положений, дополняющих договор, может быть составлен протокол разногласий. Ввиду указанного, региональный оператор обязан рассмотреть указанный протокол.
Вместе с этим, пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По пункту 5 обращения.
Вместе с этим следует учесть, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Таким образом, главным отличием ТКО от ОИТ является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления.
Следовательно, указанные в обращении ООО » » отходы не являются ТКО в случае их раздельного накопления.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Также региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Вместе с этим, договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по обращению с указанными видами отходов.
По пункту 6 обращения.
На основании положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
На основании пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Также на основании пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Кроме того, пунктом 21 типового договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления | Н.А. Борисов |
Обзор документа
Минприроды рассмотрело некоторые вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами и указало:
— вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с ними, возложенных на образователя отходов, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений;
— законом установлены случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления отходов или исходя из количества и объема контейнеров;
— коммерческий учет для организаций исходя из нормативов накопления ТКО возможен в случае установления нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых ведется деятельность;
— главным отличием ТКО и отходов от использования товаров является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления;
— договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с организаций или ИП, занимающимися деятельностью по обращению с указанными видами отходов.