договор россии и армении о военной помощи
Ереван попросил у Москвы военную помощь после боев с Азербайджаном
Из-за перестрелки на границе с Азербайджаном Ереван обратился к Москве с призывом защищать суверенную территорию Армении согласно двухстороннему договору от 1997 года, заявил секретарь Совбеза страны Армен Григорян, передает портал News.am. Пока это устное заявление, за ним последует официальное письменное обращение.
«Так как нападение было на суверенную территорию Армении, то мы обращаемся к России в рамках договора между двумя странами от 1997 года с призывом защитить территориальную целостность Армении, в логике реализации взаимных обязательств», — сказал Григорян.
Для защиты территориальной целостности Армения также задействует механизмы ОДКБ, добавил он. По его словам, «если мы не сможем решить кризис существующими структурами, Армения будет вынуждена обратиться к другим структурам, то есть другим международным партнерам».
Перестрелка началась около полудня 16 ноября на восточных границах Армении в районе горы Цицернакар. Обострению предшествовали взаимные обвинения стран в провокациях. Приграничная стычка, каких было много за прошедший год, быстро переросла в полноценные боевые действия с бронетехникой и артиллерией. Серьезности ситуации на границе добавил призыв армянского премьер-министра Никола Пашиняна к соотечественникам быть готовыми «защищать святую Родину». Взрывы и стрельба слышны даже в нескольких километрах от зоны боев — из Гориса, одного из крупнейших городов Сюникской области Армении.
Обе стороны быстро заявили о потерях друг у друга. Армянская сторона еще в разгар боев подтвердила наличие у себя убитых и заявила о том, что войска оставили две боевые позиции. Минобороны Армении также выложило видео боев — на нем видно, что бои ведутся с применением техники.
Почему Россия не стремится защищать Армению от азербайджанского вторжения
Хозяин тайги превращается в бумажного медведя
Вчерашние боестолкновения между армянской и азербайджанской армиями в Сюнике (территория Армении) сопровождались бурлением различных масс в головах армянской общественности по отношению к России. Блогосфера была полна народного возмущения на предмет того, почему Москва якобы не выполняет свои обязательства по ОДКБ и не приходит на помощь армянскому союзнику, подвергшемуся агрессии со стороны обнаглевшего от безнаказанности соседа. Ну и, соответственно, возмущенные делали выводы из серии тех, что транслировались на недавнем митинге в Ереване — о необходимости попрощаться с «немытой Россией» и выйти из ОДКБ.
Да, позиция Москвы выглядит весьма вяло — не с точки зрения защиты армянских интересов (в Кремле они и не должны быть приоритетом), а с точки зрения интересов российских. От внешнеполитической решимости 2008 и 2014 года не осталось и следа. Хозяин евразийской тайги превращается в самого настоящего бумажного медведя — не по военно-политическому потенциалу (с ним-то все в порядке), а из-за отсутствия политической воли для его применения. Последнее такое применение было в ноябре 2018 года, когда Киев решил спровоцировать кризис в Керченском проливе и лишился в итоге (пусть и на время) значительной части своего флота в количестве трех кораблей. После этого Россия пасовала перед ультиматумами Турции в Сирии, перед хамством Лукашенко в Минске (в частности, взятием в заложники трех десятков вагнеровцев), провокациями Украины в Донбассе (из последнего — оккупация Старомарьевки, где живут десятки граждан РФ) и, наконец, действиями Турции на Южном Кавказе. Неудивительно, что подобная бумажность снижает авторитет России как в глазах ее соперников, так и в глазах немногих оставшихся союзников по ОДКБ (видящих силу турецкого Шерхана и его местных Табаки и понимающих, на кого им стоит ориентироваться). Так что либо Кремль покажет мускулы и наведет порядок в своей тайге, либо с ним вообще перестанут считаться. Ибо в международных отношениях трусливые и/или нерешительные — это не партнеры, а еда.
Очереди нет
Однако наличие этих проблем у России ни разу не является основанием для бурления антироссийских масс в головах у значительной части армянской общественности. Гражданам Республики Армения стоит повыключать эмоциональные конфорки и уяснить для себя несколько ключевых тезисов. И уже потом, на основании этих тезисов, оценивать поведение Москвы на Южном Кавказе — да и, возможно, сделать какие-то выводы о себе любимых.
Все сами
О каком доверии и уважении может идти речь, если Армения добровольно выбирает в 2018 году премьером откровенного русофоба и сторонника выхода страны из пророссийских организаций — Никола Пашиняна? Когда Пашинян под молчание или улюлюканье толпы начинает преследовать в Армении личных друзей Путина (в частности, Роберта Кочаряна), когда унижает ОДКБ взятием под стражу ее действующего руководителя Юрия Хачатурова просто потому, что Пашинян решил ему отомстить за прежние обиды? Когда пашиняновские помощники посылают журналистов Первого канала с формулировкой «Мы не даем интервью пропагандистам», а его люди начинают зачистку силовых структур от пророссийских офицеров? Когда, наконец, население страны после унизительного поражения в войне (виной которому стал именно саботаж Пашиняна, не пославшего армянскую армию на помощь республике и фактически сдавшего Карабах Реджепу Эрдогану), майского вторжения Азербайджана на территорию Армении и отказа Пашиняна применить силу против оккупантов берет и переизбирает Никола Воваевича летом 2021 года?
Никол Пашинян Фото: Вадим Савицкий/ТАСС
«Н аш народ должен понимать, что, переизбрав 20 июня Пашиняна (чем бы люди свой выбор ни мотивировали), он послал миру месседж, что готов на серьезные односторонние уступки. И ведущие, и региональные державы начали строить свою политику в отношении Армении и региона с учетом именно этого позорного выбора 20 июня», — пишет армянский журналист Айк Халатян. Я же скажу жестче: если правящая ныне в Армении элита прозападников-грантоедов уже давно воспринималась в Кремле как враждебная (как говорил мне один армянский журналист, «в администрации президента на слово “Пашинян” уже аллергия»), то после июньских выборов население стало рассматриваться как группа самых настоящих терпил и куколдов, не желающих защищать территорию Армении от внешних посягательств.
Принтер украли?
Да, вроде вред от митинга осознали и от азербайджанцев начали защищаться (если в мае армянские вооруженные силы не отвечали на азербайджанскую агрессию, то сейчас стали отстаивать свою землю). Однако тут возникает третий тезис: прежде чем обвинять Россию, нужно понять, в какую игру сейчас играет сам Пашинян. Игру, целью которой является банальная попытка подставить Москву.
Для того чтобы Россия выполняла свои условия в рамках ОДКБ, ей нужно две вещи: настоящая готовность Армении самой защищаться и соответствующие юридические основания. На сегодняшний же день Пашинян не делает и не предоставляет ни того, ни другого.
Что же касается юридических оснований, то для официального вмешательства партнеров по ОДКБ нужен письменный запрос от пострадавшей стороны в секретариат организации. Для составления этого запроса нужен бланк, принтер и помощница, которая наберет его за 10 минут. После чего Россия просто обязана вмешаться, поскольку в ином случае ей придется банально распускать ОДКБ и расписываться в неспособности защитить союзника от явной внешней угрозы. Однако ни 16 ноября (когда армянские военнослужащие умирали в боях), ни 17 ноября (по крайней мере на момент сдачи статьи) армянский премьер не удосужился его написать. Прекрасно понимая, что без этой бумажки Кремль вмешиваться не будет, поскольку это не обязательно и чревато рисками ухудшить свое геополитическое положение на Южном Кавказе.
Кто переживет?
Позиция Москвы не совсем логичная — но она такая, какая есть, и Пашинян этим активно пользуется. Ведь на фоне молчания Кремля расчехляются различные пропагандисты (в том числе высокопоставленные армянские чиновники), которые публично разглагольствуют о том, что Еревану нужны другие защитники. «Армения считает, что возможно разрешить кризис первоочередно при помощи России и структуры ОДКБ, но если мы не сможем решить кризис существующими структурами, Армения будет вынуждена обратиться к другим структурам, то есть другим международным партнерам», — говорит секретарь Совета безопасности страны Армен Григорян. Прекрасно понимая, что других партнеров нет и что он вместе с другими пропагандистами банально разжигает русофобию в Ереване, тем самым еще больше осложняя российско-армянские отношения.
Россия это осложнение как-то переживет. Да, получит распад ОДКБ, контроль Турции на Южном Кавказе и разжигание исламизма на Северном — но переживет. А переживет ли Армения? Вряд ли. Без России и с Пашиняном площадь Республики в центре Еревана будет за считаные недели переименована в площадь Реджепа Эрдогана. Для того чтобы переименование не состоялось, армянскому обществу нужно сделать выводы и спуститься с красивых, но опасных небес собственного величия на бренную, но твердую и надежную землю окружающей реальности. Осознать, что причиной нынешних проблем является не Россия, а они сами — выбравшие Никола Пашиняна или оставшиеся дома в тот момент, когда его выбирали другие. Осознать, что свобода выбора подразумевает ответственность за этот выбор. А уже затем, после осознания, решить имеющуюся проблему либо электоральным, либо уличным путем.
Договор россии и армении о военной помощи
(с изменениями на 20 августа 2010 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 11 ноября 2003 года N 4 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 34, 21.08.2006) (вступил в силу 12 февраля 2005 года);
Международным протоколом от 20 августа 2010 года N 5 (Бюллетень международных договоров, N 3, 2012 год) (вступил в силу с 6 июля 2012 года).
Российская Федерация и Республика Армения, именуемые далее Сторонами,
считая, что дальнейшее развитие отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними отвечает коренным интересам народов обоих государств и служит делу мира и безопасности,
отмечая значение Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, от 21 августа 1992 года,
руководствуясь обоюдным стремлением к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации и Республики Армения,
признавая, что нахождение на территории Республики Армения российской военной базы отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Договора следующие термины означают:
3. «Лица, входящие в состав российской военной базы»:
а) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящие военную службу на российской военной базе;
в) лица, командированные Российской Стороной на российскую военную базу.
5. «Компетентные органы»:
Статья 2
Воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Армения, в течение 1995 года преобразуются в российскую военную базу на территории Республики Армения.
Статья 3
Российская военная база выполняет задачи, вытекающие из соответствующих договоренностей Сторон.
Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функций по защите интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения.
Для достижения указанных целей Российская Сторона осуществляет содействие в обеспечении Республики Армения современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой.
Применение воинских формирований российской военной базы осуществляется на основе взаимных договоренностей Сторон, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года и в соответствии с законодательством Сторон.
Статья 4
Статус российской военной базы определяется настоящим Договором и Протоколом N 1, который является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 5
Российская военная база размещается в районах и пунктах, определенных отдельным соглашением Сторон.
Условия пользования участками для размещения и функционирования российской военной базы с расположенным на них недвижимым имуществом, а также размеры и границы этих участков определяются отдельными соглашениями Сторон.
Статья 6
Российская Сторона имеет право проводить реконструкцию находящихся в ее пользовании объектов и осуществлять на выделенной территории капитальное строительство. Проведение таких работ согласовывается с Армянской Стороной.
Право собственности на объекты, возведенные на российской военной базе, после подписания настоящего Договора принадлежит Стороне, осуществившей финансирование их строительства.
Армянская Сторона сохраняет за российской военной базой право пользования жилищным фондом, занимаемым лицами, входящими состав Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения на момент подписания настоящего Договора, расположенным как на территории базы, так и вне ее, в порядке и на условиях, определяемых отдельным соглашением.
Статья 7
Движимое имущество воинских формирований российской военной базы по окончании срока их пребывания в Республике Армения используется по взаимному согласованию Сторон, за исключением имущества, приобретенного этими формированиями за счет средств Российской Федерации после подписания настоящего Договора.
Статья 8
Управление российской военной базой на территории Республики Армения осуществляется соответствующим органом управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 9
Стороны всячески содействуют поддержанию доброжелательных отношений между населением, государственными органами и общественными организациями Республики Армения и российской военной базой, лицами, входящими в ее состав, и членами семей этих лиц.
Российская военная база, лица, входящие в состав базы, а также члены семей этих лиц уважают суверенитет, соблюдают законодательство Республики Армения, не вмешиваются в ее внутренние дела.
Армянская Сторона уважает статус и правовое положение российской военной базы, лиц, входящих в ее состав, и членов семей этих лиц.
Статья 10
Армянская Сторона признает действующие в Российской Федерации документы, удостоверяющие личность лиц, входящих в состав российской военной базы, и членов семей этих лиц.
Статья 11
Российская военная базa осуществляет на занимаемой ею территории меры по обеспечению безопасности лиц, входящих в ее состав, и членов семей этих лиц, охране движимого и недвижимого имущества.
Вне российской военной базы эти меры осуществляются по взаимному согласованию Сторон и в соответствии с законодательством Республики Армения.
Статья 12
Порядок организации и обеспечения связи с российской военной базой определяется Протоколом N 2, который является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 13
В целях обеспечения российской военной базы обычными вооружениями и техникой, ограничиваемыми Договором об обычных вооруженных силах в Европе, Стороны согласуют порядок перераспределения их максимальных уровней для наличия таких вооружений. Такое перераспределение регулируется Протоколом N 3, который является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 14
Организация взаимодействия Сторон при инспектировании воинских формирований российской военной базы на территории Республики Армения в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и Венским документом по мерам укрепления доверия и безопасности 1992 года определяется отдельным соглашением.
Статья 15
Российская военная база принимает все необходимые меры по обеспечению экологической безопасности и предотвращению нанесения ущерба территории, объектам и населению Республики Армения. Российская Сторона несет ответственность за соблюдение воинскими формированиями военной базы норм экологической безопасности на территории Республика Армения.
В случае претензий со стороны Республики Армения, касающихся экологического ущерба, нанесенного воинскими формированиями российской военной базы, вопрос рассматривается Смешанной комиссией, образованной в соответствии со статьей 21 Договора.
Статья 16
Российская военная база осуществляет свою деятельность с соблюдением мер по сохранению культурных, исторических объектов и природных ресурсов Республики Армения.
Статья 17
Армянская Сторона не препятствует осуществлению полетов над своей территорией летательных аппаратов в интересах российской военной базы по заранее поданным заявкам.
Полеты могут выполняться по маршрутам, а также в зонах, районах, согласованных органом управления российской военной базы с Министерством обороны Республики Армения.
Статья 18
Армянская Сторона обеспечивает пересечение государственной границы Республики Армения воинскими формированиями российской военной базы.
Армянская Сторона всемерно содействует пропуску грузов, следующих в адрес российской военной базы и в обратном направлении по путям сообщения и в воздушном пространстве Республики Армения, обеспечивая их сохранность на своей территории. Особый режим таможенного контроля указанных грузов определяется отдельным соглашением Сторон.
В случае стихийных бедствий на территории Республики Армения и возникновения угрозы безопасности Сторон Армянская Сторона обеспечивает пропуск через свою государственную границу подразделений, частей Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационных ресурсов с использованием существующих коммуникаций Республики Армения по заявке Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решение о вводе на территорию Республики Армения воинских формирований, не входящих в состав российской военной базы, принимается совместно и по согласованию Сторон.
Статья 19
Финансовое обеспечение российской военной базы на территории Республики Армения осуществляет Российская Федерация.
Часть расходов на содержание российской военной базы несет Республика Армения.
Соглашения между Россией и Арменией по вопросам военного сотрудничества и помощи
Дипломатические отношения между Республикой Армения и Российской Федерацией были установлены 3 апреля 1992 г. С тех пор между странами было заключено более 270 различных договоров и соглашений, регулирующих отношения в политической, военно-политической, экономической и гуманитарной областях. «Кавказский узел» публикует фрагменты тех документов, которые касаются сотрудничества в военно-политической сфере.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения (29 декабря 1991 г., Москва)
Российская Федерация и Республика Армения, исходя из Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года и Конституционного Закона Республики Армения «Об основах независимой государственности» от 25 сентября 1991 года. договорились о нижеследующем:
Статья 2
Высокие Договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать в целях укрепления мира, повышения стабильности и безопасности как в глобальном, так и в региональном масштабе. Они будут способствовать продолжению процесса разоружения, созданию и укреплению систем коллективной безопасности, а также становлению структур и институтов, содействующих усилению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов. Они будут также прилагать усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Сторон.
Статья 3
В случае возникновения ситуации, создающей, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, угрозу миру, нарушение мира или нарушающей существенные интересы ее безопасности, эта Сторона может обратиться к другой Стороне с просьбой об оказании безотлагательной помощи, необходимость, виды и размеры которой определяются путем проведения соответствующих консультаций. Высокие Договаривающиеся Стороны будут стремиться к тому, чтобы занять общую позицию по вопросу и способах преодоления такой ситуации.
Статья 5
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется воздерживаться от участия в каких-либо действиях или мероприятиях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и не допускать, чтобы ее территория была использована в целях агрессии или иных насильственных действий против другой Высокой Договаривающейся Стороны.
Статья 6
Высокие Договаривающиеся Стороны, самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и оборонного строительства, будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия, в том числе вопрос о пребывании контингента вооруженных сил одной Стороны на территории другой в соответствии с отдельным соглашением.
Договор между РА и РФ о правовом статусе Вооруженных сил РФ, находящихся на территории РА (21 августа 1992 г., Москва)
Российская Федерация и Республика Армения, именуемые в дальнейшем «Договаривающиеся Стороны», учитывая новые политические реальности в Европе и во всем мире, обретение армянским народом государственной самостоятельности, убежденные в необходимости развития дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов и норм международного права, желая создать правовую основу для пребывания Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Армения, согласились о нижеследующем:
Статья 2
Вооруженные Силы, находящиеся на территории Республики Армения, лица, входящие в их состав, и члены семей этих лиц уважают суверенитет Республики Армения, соблюдают ее законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Армении.
Статья 4
Вооруженные Силы в период их пребывания на территории Республики Армения, кроме функций защиты Российской Федерации, обеспечивают совместно с Вооруженными Силами Армении безопасность Республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР. Республика Армения в связи с этим создает необходимые условия для выполнения Вооруженными Силами Российской Федерации своих функций и несет часть расходов на их содержание.
Соглашение между Ра и РФ о принципах взаимного технического и материального обеспечивания их вооруженных сил (21 августа 1992 г., Москва)
Статья 1
Разработка, производство, поставка и взаимное обеспечение Вооруженных Сил Сторон вооружением, военной техникой, продукцией производственно-технического назначения и другими материальными средствами, их накопление осуществляется по согласованным между Сторонами планам заказов и поставок военной продукции за счет оборонных бюджетов Сторон с сохранением и развитием производственно-хозяйственных отношений.
Статья 5
Стороны обязуются оказывать техническую помощь по восстановлению авиационной техники, средств ПВО и других образцов вооружения. Вооружение и военная техника, ремонтируемые для одной из Сторон, не могут в одностороннем порядке предназначаться третьей стороне или приватизироваться.
Статья 6
Перечень вооружения и военной техники, разрабатываемых и изготавливаемых для взаимных поставок, подлежит согласованию министерствами обороны Сторон.
Договор между РА и РФ о статусе Пограничных войск РФ, находящихся на территории РА, и условиях их функционирования (30 сентября 1992 г., Ереван)
Статья 2
Статья 3
Статья 5
В интересах охраны государственной границы Республики Армения с Турцией и Ираном Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Армения, во взаимодействии с Государственным управлением национальной безопасности и другими правоохранительными органами Республики Армения ведут оперативную и розыскную работу, дознание по делам о нарушении границы, производят неотложные следственные действия в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Республики Армения.
Статья 7
Пограничные войска Российской Федерации используют в охране границы силы и средства авиационных частей, базирующихся как на территории Республики Армения, так и за ее пределами, как с базовых аэродромов, так и с аэродромов (площадок) временного базирования.
Статья 8
В интересах последовательного формирования национальных Пограничных войск Республики Армения Пограничные войска Российской Федерации по заказам и на договорной основе оказывают необходимую помощь, в том числе и в подготовке национальных кадров для Пограничных войск Республики Армения. Подготовка офицеров, прапорщиков и мичманов для Пограничных войск Республики Армения будет осуществляться в учебных заведениях Российской Федерации по согласованию между Сторонами. Подготовка специалистов для Пограничных войск Республики Армения осуществляется в учебных центрах Российской Федерации и Республики Армения.
Соглашение между Министерством обороны РА и Министерством обороны РФ о сотрудничестве в области противовоздушной обороны (3 ноября 1994 г., Москва)
Статья 1
Стороны осуществляют сотрудничество и взаимодействие в области:
Статья 4
Поставки вооружения, боеприпасов, военной техники, запасных частей, учебного и вспомогательного имущества, предоставление услуг военного назначения осуществляются по заявкам Министерства обороны Республики Армения в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством.
Статья 6
Стороны обязуются не передавать третьей стороне, а также иностранным физическим и юридическим лицам или международным организациям поставленную одним государством другому государству военную продукцию или информацию о ней без предварительного письменного разрешения из страны-поставщика.
Договор между РФ и РА о российской военной базе на территории Республики Армения (16 марта 1995 г., Москва)
Российская Федерация и Республика Армения, именуемые далее Сторонами, считая, что дальнейшее развитие отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними отвечает коренным интересам народов обоих государств и служит делу мира и безопасности, отмечая значение Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, от 21 августа 1992 года, руководствуясь обоюдным стремлением к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации и Республики Армения, признавая, что нахождение на территории Республики Армения российской военной базы отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Устава Содружества Независимых Государств и Договора о коллективной безопасности, согласились о нижеследующем:
Статья 3
Российская военная база выполняет задачи, вытекающие из соответствующих договоренностей Сторон. Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функций защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армении безопасность Республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР. Применение воинских формирований российской военной базы осуществляется на основе взаимных договоренностей Сторон, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года и в соответствии с законодательством Сторон.
Статья 18
Армянская Сторона обеспечивает пересечение государственной границы Республики Армения воинскими формированиями российской военной базы.
Армянская Сторона всемерно содействует пропуску грузов, следующих в адрес российской военной базы и в обратном направлении по путям сообщения и в воздушном пространстве Республики Армения, обеспечивая их сохранность на своей территории. Особый режим таможенного контроля указанных грузов определяется отдельным соглашением Сторон.
В случае стихийных бедствий на территории Республики Армения и возникновения угрозы безопасности Сторон Армянская Сторона обеспечивает пропуск через свою государственную границу подразделений, частей Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационных ресурсов с использованием существующих коммуникаций Республики Армения по заявке Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решение о вводе на территорию Республики Армения воинских формирований, не входящих в состав российской военной базы, принимается совместно и по согласованию Сторон.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РА и РФ (29 августа 1997 г., Москва)
Российская Федерация и Республика Армения, убежденные в том, что неуклонное развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними отвечают жизненным интересам народов обоих государств и будут наилучшим образом содействовать их всестороннему развитию и процветанию. договорились о нижеследующем:
Статья 2
Высокие Договаривающиеся Стороны будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Республики Армения. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из них, возникнет угроза вооруженного нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны и поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Высокая Договаривающаяся Сторона окажет другой Высокой Договаривающейся Стороне в целях содействия преодолению возникшей ситуации.
Статья 3
Высокие Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира или противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и окажут друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Статья 4
Самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и военного строительства, Высокие Договаривающиеся Стороны будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия на основе настоящего Договора, двустороннего Договора о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года, а также других соответствующих соглашений.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут расширять взаимодействие своих национальных вооруженных сил. В случае возникновения угрозы безопасности одной из Сторон или вооруженного нападения на одну из них Высокие Договаривающиеся Стороны будут исходить из принципа взаимного использования военных объектов и сооружений на условиях, установленных для национальных вооруженных сил, а также совместной эксплуатации объектов оборонного значения.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в проведении военно-технической политики, кооперировании военного производства с учетом стандартизации вооружений, включая финансирование согласованных военных программ.
Соглашение между Республикой Армения и Российской Федерацией по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности (27 сентября 2000 г., Сочи)
Российская Федерация и Республика Армения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, признавая необходимость объединения усилий и согласованных действий в вопросах обеспечения совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства, согласились о нижеследующем:
Статья 3
Уполномоченные органы Сторон совместно анализируют военно-политическую обстановку, согласовывают сделанные выводы, с учетом направленности потенциальных угроз и на основе общего замысла определяют состав Объединенной группировки войск (сил), планируют ее применение и управление ею в соответствии с законодательством Сторон.
Статья 4
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации и Главный штаб Вооруженных Сил Республики Армения готовят проекты документов по созданию Объединенного командования, согласовывают перечень и содержание документов по вопросам совместного планирования применения войск (сил), последовательности и сроков их ввода в действие в мирное время и в угрожаемый период, а также порядок разработки этих документов.
Разработанные документы рассматривают и утверждают в пределах своей компетенции министр обороны Российской Федерации и министр обороны Республики Армения или начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и начальник Главного штаба Вооруженных Сил Республики Армения. Основополагающие документы утверждают Президент Российской Федерации и Президент Республики Армения.
Статья 5
Уполномоченные органы Сторон проводят согласованные мероприятия по созданию объединенной системы управления. Объединенная система связи и автоматизированного управления войсками (силами) создается на основе организационных принципов и технических средств Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уполномоченные органы Сторон осуществляют финансирование проводимых работ на основе отдельного соглашения между ними.
Статья 6
Стороны признают, что информация, полученная в рамках настоящего Соглашения, может являться объектом интеллектуальной собственности Стороны, передавшей такую информацию. Сторона, получившая упомянутую информацию, гарантирует обеспечение должных мер по правовой охране такой информации и несет ответственность в случае ее несанкционированного использования в соответствии с законодательством своего государства, а также в соответствии с международными договорами, участниками которых Стороны являются.
Статья 7
Уполномоченные органы Сторон планируют и проводят согласованные мероприятия по оперативному оборудованию территорий Сторон, а также по созданию и накоплению всех видов запасов материальных средств для Объединенной группировки войск (сил), действующей в интересах совместной обороны.
Статья 8
В ходе реализации настоящего Соглашения и в течение пяти лет после прекращения его действия, уполномоченные органы Сторон обязуются обеспечить защиту секретной информации в соответствии с Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 года.
Статья 9
При разработке плана совместного применения войск (сил) Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации и Главный штаб Вооруженных Сил Республики Армения исходят из того, что тыловое, техническое, финансовое и другие виды обеспечения войск (сил), кроме оперативного, осуществляются каждым из уполномоченных органов Сторон в интересах своих войск (сил), выделенных для включения в состав Объединенной группировки войск (сил).
Статья 10
Настоящее Соглашение не направлено против третьих стран и не затрагивает каких-либо прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.
Также между РФ и РА были приняты следующие соглашения 1 :
Примечания:
Автор: Кавказский Узел