договор россии и германии о пенсионном обеспечении

Журнал «ПАРТНЕР»

договор россии и германии о пенсионном обеспечении. договор россии и германии о пенсионном обеспечении фото. картинка договор россии и германии о пенсионном обеспечении. смотреть фото договор россии и германии о пенсионном обеспечении. смотреть картинку договор россии и германии о пенсионном обеспечении.

Соглашения о соцобеспечении между ФРГ и странами СНГ

Судьба соглашений о социальном обеспечении между ФРГ и странами бывшего СССР

Вадим Горелик (Франкфурт-на-Майне)

договор россии и германии о пенсионном обеспечении. договор россии и германии о пенсионном обеспечении фото. картинка договор россии и германии о пенсионном обеспечении. смотреть фото договор россии и германии о пенсионном обеспечении. смотреть картинку договор россии и германии о пенсионном обеспечении.В связи с подписанием межгосударственного Соглашения о социальном обеспечении (далее Соглашение) между РФ и Израилем многие читатели пенсионного и предпенсионного возраста обращаются в редакцию журнала с вопросом: «А когда же очередь дойдет и до нас; когда, наконец, мы перестанем мучиться с «терминами» в консульствах РФ для получения справок о личной явке, выполняемой (невыполняемой) работе, с переводом российской пенсии на свои немецкие счета?»

Сегодня мы хотим предоставить этим людям информацию из первых рук и заранее приносим извинения за то, что «воз и ныне там», что пожилые люди стали заложниками большой политики, о которой знаток политической кухни, 40-й президент США Р. Рейган, сказал: «Говорят, что политика – вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой» (с проституцией – Прим. авт.).

Соглашение с Израилем. Госдума РФ 2 декабря 2016 г. в непривычном для нее быстром темпе ратифицировала Соглашение между РФ и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения. Это Соглашение положило конец почти десятилетнему спору о правах тех граждан Израиля, которые эмигрировали из РФ до 1992 г. и по существовавшим тогда законам при выезде были лишены советского гражданства, без которого российская пенсия им не была положена. Уже в 2017 г. российские трудовые пенсии получат 30 тыс. человек, а всего упомянутый документ предусматривает выплаты для 100 тыс. бывших соотечественников.

Суть такого Соглашения заключается в том, что стороны доверяют соответствующим службам нынешней страны проживания своих пенсионеров (в данном случае – Израиля) проводить все бюрократические процедуры, связанные с подготовкой и передачей документов из страны проживания в страну происхождения и обратно. Принципиально важно и то, что такое Соглашение имеет силу закона и поэтому соответствующее изменение уже существующих законов договаривающихся стран не требуется. И ездить в консульство России в Израиле за справками теперь не нужно.

Почему же в течение 10 лет все попытки Израиля заключить такое Соглашение блокировались российской стороной, а в 2016 г. РФ резко изменила свою позицию? Дело в том, что вооруженное вмешательство России в сирийский конфликт поставило РФ в определенную зависимость от позиции Израиля, поскольку военные действия сосредоточены на очень узком участке, где сходятся государственные границы Сирии, Ливана, Турции и Израиля. А это чревато конфликтами, что и доказала Турция, сбив российский военный самолет, случайно нарушивший турецкое воздушное пространство.

Судьбы пенсионеров из стран СНГ, живущих в Германии. Такого политического интереса к сотрудничеству по пенсионным вопросам, как с Израилем, сегодня ни у РФ, ни тем более у других стран СНГ нет. Ситуация другая: введены санкции, противостояние по вопросам прав человека, экономические трудности.

Слово – немецкому федеральному Министерству труда и социальной политики (BundesministeriumfürArbeitundSoziales – BMAS). Это ведомство в конце 2015 г. отчитывалось перед депутатами бундестага о состоянии дел по Соглашениям со странами СНГ. И делало это отнюдь не по своей воле, а по запросу депутатов бундестага, которые интересовались, почему это старики-иммигранты из стран бывшего СССР мучаются с положенными по праву трудовыми пенсиями, заработанными ими в странах исхода?

Казалось бы, какое дело Германии до российских пенсионеров, у нее своих проблем хватает. Ан нет, депутаты бундестага задают вопросы министрам. Можете ли вы, уважаемые читатели, представить аналогичную ситуацию в российской Госдуме? Например, чтобы защитник русского народа, сын юриста Владимир Жириновский (кстати, зам. председателя Думы), вызвал бы на думский ковер министра Минтруда РФ Максима Топилина и строго потребовал от него ответа за почти 10-летнюю проволочку с проектом Соглашения? У меня лично фантазии на это не хватает.

Ну, а теперь к делу.Передо мной стенограмма заседания бундестага от 17.12.2015 (Deutscher Bundestag Drucksache 18/7096 18. Wahlperiode 17.12.2015, http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/070/1807096.pdf). Вопрос депутатов: «Возможность заключения Соглашения со странами бывшего СССР существует с 1992 г. Почему правительство не смогло до сих пор заключить эти Соглашения?»

договор россии и германии о пенсионном обеспечении. договор россии и германии о пенсионном обеспечении фото. картинка договор россии и германии о пенсионном обеспечении. смотреть фото договор россии и германии о пенсионном обеспечении. смотреть картинку договор россии и германии о пенсионном обеспечении.

Ответ BMAS: «Инициатива таких Соглашений принадлежит немецкой стороне, чтобы сделать возможным получение трудовых пенсий соответственно советскому трудовому стажу тем гражданам бывшей ГДР, которые до воссоединения Германии работали в СССР».

Российская Федерация. Переговоры, начатые в начале 90-х годов, были прерваны по инициативе российской стороны, поскольку РФ сначала должна была заключить такие Соглашения со странами СНГ. В 2005 г. по инициативе немецкой стороны переговоры были продолжены. С тех пор состоялось 11 раундов переговоров между уполномоченными обеих сторон. В основу переговоров был положен проект немецкой стороны, соответствующий стандартам таких Соглашений с многими странами мира. Тем не менее, несмотря на стремление немецкой стороны, результат до сих пор не достигнут.

Украина.Переговоры, начатые в 2004 г., продвигались весьма успешно. Уже в 2008 г. рабочий текст Соглашения был парафирован. Однако после этого подписание Соглашения многократно откладывалось. После смены власти в Украине в 2014 г. проведены переговоры с послом Украины, чтобы выяснить отношение нового правительства к Соглашению. Украинская сторона выразила большие опасения по поводу возможных существенных расходов, связанных с экспортом украинской пенсии в Германию для пока неизвестного количества украинских пенсионеров. Поэтому стороны предполагали заключить особое Соглашение (Entsendeabkommen), которое предусматривало бы только избежание двойного налогообложения для работников одной стороны, работающих на предприятиях другой стороны, и не предполагало экспорта пенсий. Однако дальнейших шагов с украинской стороны не последовало.

Государства Балтии (Латвия, Литва, Эстония).Эти страны являются с 2004 г. членами ЕС и соблюдают европейское пенсионное законодательство, согласно которому пенсии из этих стран могут выплачиваться в Германии, а трудовой стаж в этих странах может суммироваться с немецким трудовым стажем, минимально необходимым для назначения немецкой пенсии.

Казахстан. В Казахстане до сих пор нет системы пенсионного страхования, позволяющей заключать подобные соглашения.

Молдова.Первый раунд переговоров состоялся в мае 2016 г., а 12.01.17 Молдова и ФРГ на правительственном уровне подписали соответствующее Соглашение, которое после его ратификации парламентами обеих стран получит статус закона. Теперь 15 тыс. граждан Молдовы, живущие в ФРГ, после 5 лет работы в Германии получат право на немецкую пенсию на свои немецкие счета.

Общие замечания. Заключение подобных соглашений не предусматривает в общем случае зачета иностранного трудового стажа при назначении немецкой пенсии. Речь идет только о том, что, если работнику не хватает минимального трудового стажа в стране проживания, необходимого для назначения трудовой пенсии, то разрешается добавить недостающий иностранный стаж, заработанный в стране происхождения, до требуемой величины минимального стажа в стране проживания (в Германии сегодня – 5 лет. Прим. автора). Но любое Соглашение предусматривает экспорт пенсии только соответственно трудовому стажу в стране-экспортере.

От автора. Я знаю, что ждет гонца, приносящего плохие вести. Но скрыть правду от читателей мне совесть не позволяет. Хотелось бы только сказать вот о чем. В Израиле есть мощное активное лобби, в том числе и в кнессете, которое на всех уровнях, вплоть до премьер-министра, «выбивало» из чиновников Израиля и РФ честно заработанную российскую пенсию для иммигрантов из бывшего СССР. У нас, в Германии, ничего этого нет и не предвидится. И дело даже не только в том, что нас здесь значительно меньше, чем в Израиле. Хуже другое. Позорная инертность наших соотечественников, ждущих, как обычно, «подарка» сверху и упорное нежелание еврейских общин и ЦСЕГ отстаивать интересы своих соплеменников и вступать в конфликт с властью предержащей и «рукой дающего».

Ну что ж, придется ждать, пока живущие в Германии выходцы из СССР понадобятся политикам, или пока проблема, увы, отпадет сама собой.

Источник

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей, осуществляется в соответствии с Федеральными законами “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации” от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ и рядом других нормативно-правовых актов, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. При этом имеется ряд особенностей пенсионного обеспечения этих лиц.

Выплата пенсий лицам, проживающим за границей, осуществляется в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ и Положением “О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 510. Данные нормативно-правовые акты подлежат применению только в случае отсутствия международного договора (соглашения), предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей.

В настоящее время право лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством может реализовываться по трём вариантам:

восстановление выплаты пенсий, которые были назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации до отъезда из России. Этот вариант распространяется как на граждан России, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть если иностранцу была назначена российская пенсия, он будет продолжать её получать в случае соответствующего волеизъявления и при выезде из России;

новое назначение пенсий лицам, выехавшим за рубеж до наступления права на пенсионное обеспечение. Это вариант может быть реализован только при условии наличия российского гражданства. То есть если иностранец, работавший в России, выехал из страны, к примеру, до наступления пенсионного возраста, пенсия ему не может быть назначена, если иное не предусмотрено международным договором;

на основании международных соглашений (договоров) Российской Федерации в области пенсионного обеспечения (в том числе на основании Соглашения с Литовской Республикой в отношении граждан, выехавших на жительство в Литву).

В настоящее время при установлении и выплате пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальными органами применяются 12 пенсионных международных договоров, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-правопреемник СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.

Подписанные СССР

Подписанные Россией

1. Соглашение между СССР

и Чехословацкой Республикой

о социальном обеспечении

от 2 декабря 1959 г.;

2. Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

3.Соглашение между СССР

и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

4. Соглашение между СССР

и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.

2. Временное Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.;

3. Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.;

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.;

7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

* Участниками данного Соглашения на сегодняшний день являются: Российская Федерация, Казахстан, Украи­на, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Из этих договоров три построены с использованием пропорционального принципа и предусматривают выплату пенсий за рубеж в отношении граждан договаривающихся сторон: с Испанией, Украиной и Белоруссией. Другие, как и Соглашение с Литвой, основаны на территориальном принципе и предусматривают осуществление пенсионного обеспечения по законодательству страны проживания, то есть выплата российских пенсий, как правило, в такие страны не производится.

Условия назначения и исчисления размера пенсии в отношении граждан, проживающих за рубежом, аналогичны условиям, действующим для лиц, которые живут в России, если иное не предусмотрено международным соглашением. При выполнении необходимых требований они могут иметь право на установление (восстановление) пенсии любого вида, кроме социальной, которая представляет собой по своей природе социальное пособие и за рубеж не переводится.

Порядок обращения за получением пенсии лиц, проживающих за границей, зависит от варианта реализации соответствующего права: восстанавливается ли выплата пенсии, осуществляется ли новое назначение пенсии или происходит её установление исходя из норм международного договора.

Назначение пенсии в соответствии с международным договором осуществляется на основании формуляров связи, которыми обмениваются компетентные органы договаривающихся сторон.

Гражданам, которым в России была установлена пенсия, перед выездом за границу на постоянное место жительства по их желанию и на основании необходимых документов выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев вперёд (то есть авансом).

В дальнейшем этим лицам на основании их письменного заявления пенсия может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства. Такое заявление подаётся в ПФР. Кроме того, в Пенсионный фонд Российской Федерации представляются документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справка о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) (образцы смотрите в ссылке “Бланки заявлений, справок, свидетельств”).

ПФР на основании заявления гражданина и документов для организации выплаты пенсии запрашивает у органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, справку по его пенсионному делу по установленное форме.

После получения справки по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ПФР осуществляет перевод пенсии за пределы Российской Федерации.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учётом выплаты пенсии за шесть месяцев вперёд перед выездом).

Обращение за новым назначением пенсии осуществляется в общем порядке. Граждане постоянно проживающие за границей, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР со всеми необходимыми документами (удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о страховом стаже и среднемесячном заработке). В необходимых случаях (при назначении конкретного вида пенсии) прилагаются дополнительные документы, определенные законодательством.

Документы вправе представить в ПФР и доверенное лицо гражданина.

В ПФР по результатам рассмотрения заявления и всех необходимых документов выносится решение о назначении пенсии либо об отказе в её назначении.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится при условии представления в ПФР документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, на 31 декабря каждого года (образец смотрите в рубрике “Бланки заявлений, справок, свидетельств”).

Такой документ выдаётся дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

В случае непредставления указанного документа выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После представления выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет перевод пенсии гражданину на его счёт в банке или другом финансово-кредитном учреждении иностранного государства, котором он постоянно проживает, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции.

Выплата пенсий за пределы Российской Федерации осуществляется один раз в квартал. Сложившаяся с учётом международного опыта практика позволяет сократить затраты пенсионеров, поскольку банковские или иные финансово-кредитные учреждения иностранного государства, в котором они постоянно проживают, взимают с пенсионера определённую плату при получении пенсии.

Важно, что гражданам, проживающим за рубежом, пенсия может выплачиваться и на территории России. Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации и соответствующие документы подаются в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации. Также и граждане, постоянно проживающие за границей, но имеющие регистрацию по месту пребывания (жительства) на территории Российской Федерации и изъявившие желание получать пенсию на территории Российской Федерации, подают заявление в соответствующий территориальный орган ПФР.

Как отмечалось выше, согласно пунктам 11 и 23 Положения от 08.07.2002 г. № 510 гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсия (кроме социальной), назначенная в соответствии с российском законодательством, на основании их письменного заявления может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства или выплачиваться на территории Российской Федерации.

Название Банка_______________________________________________ ________________________

IBAN/Номер личного счёта ____________________________________________________________

Банк-Посредник (если есть)_____________________________________________________________

Согласно статье 12 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы.

Для этого необходимо представить в ПФР следующие документы: заявление на проведение заочного медицинского освидетельствования (в произвольной форме); медицинские документы медицинского учреждения по месту постоянного проживания, содержащие достаточную информацию для освидетельствования в соответствии с рекомендованными стандартами обследования больных.

Согласно пункту 29 Правил от 20.02.2006 г. № 95 по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, а гражданину, признанному инвалидом, выдаётся (направляется) справка, подтверждающая факт установления инвалидности (пункты 35, 36 Правил).

Для заочного освидетельствования Главным бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы в соответствии с пунктом 16 Правил от 20.02.2006 г. № 95 в медицинском документе должны содержаться результаты обследования, объективные данные, подтверждающие диагноз и отражающие степень выраженности функциональных нарушений.

Примерный перечень документов, которые необходимо представить гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за границей,
для установления трудовой пенсии

Источник

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

В настоящее время у Российской Федерации действует 20 международных соглашений с 24 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

Страна

Название

Дата подписания

Соглашение о социальном обеспечении

2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)

Румынская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 декабря 1960 года

Монгольская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

6 апреля 1981 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе территориальности

Страна

Название

Дата подписания

Особенности

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения

13 марта 1992 года

Пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны. При переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата назначенной пенсии может быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

10 февраля 1995 года

Соглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан

27 апреля 1996 года

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

Соглашение о пенсионном обеспечении

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе пропорциональности

Страна

Название

Дата подписания

Особенности

Временное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

15 января 1993 года

Граждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии гражданам, проживающим на территории Украины, производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.

Договор о социальном обеспечении

11 апреля 1994 года

Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 января 2006 года

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

18 декабря 2007 года

Договор о социальном обеспечении

27 февраля 2009 года

Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

Договор в области социального обеспечения

Договор в области социального обеспечения

19 декабря 2017 года

Договор о социальном обеспечении

8 декабря 2011 года

Стаж, приобретенный до 31.12.2008, учитывается по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживал пенсионер на указанную дату, при условии, что продолжительность стажа на территории этой Договаривающейся Стороны составляет не менее 1 года. Стаж после 31.12.2008 учитывается Договаривающейся Стороной, на территории которой он был приобретен по ее законодательству

Договор о социальном обеспечении

30 октября 2019 года

Иные международные договоры

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За стаж, выработанный на территории Республики Абхазия после 01.01.2002, установление и выплата пенсии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Для указанной категории граждан, в зависимости от величины пенсионного обеспечения, устанавливается доплата к пенсии до среднего уровня в Южном федеральном округе, равному 10179,65 рублей.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия и не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За стаж, выработанный на территории Республики Южная Осетия после 01.01.2002, установление и выплата пенсии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.

Для указанной категории граждан, в зависимости от величины пенсионного обеспечения, устанавливается доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе, равному 10410,7 рублей.

Дополнение по Латвии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Латвии, может производиться по следующим вариантам:

Вариант 1: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, пенсию назначает страна проживания гражданина. За периоды после 1 января 1991 года, каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Латвия – за стаж, выработанный на ее территории);

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой является пенсионер. В этом случае пенсия гражданину Российской Федерации назначается по российскому законодательству, а гражданину Латвийской Республики – по латвийскому законодательству, независимо от места проживания. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Белоруссии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Белоруссии, может производиться по следующим вариантам:

ВАРИАНТ 1: назначение и выплата российской пенсии за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. А за периоды стажа, приобретенного после этой даты на территориях Договаривающихся Сторон, – по законодательству и за счет средств страны, на территории которой этот стаж приобретен;

ВАРИАНТ 2: по желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит;

ВАРИАНТ 3: при переезде пенсионера с территории одной страны на территорию другой страны, если по законодательству страны по новому месту жительства право гражданина на пенсию не определяется, то выплачивать пенсию продолжает страна по прежнему месту жительства до приобретения им права на пенсию, в том числе пенсию другого вида, согласно законодательству страны по новому месту жительства пенсионера.

ВАРИАНТ 4: при переезде из одной страны в другую пенсионера, имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из стран (в том числе в период СССР), выплату пенсии может продолжить страна, назначившая пенсию. При этом нормы Договора не применяются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Чехии

Назначение пенсии гражданину Российской Федерации, проживающему в Чехии, производится по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж.

При этом за стаж, приобретенный до 31 декабря 2008 года, назначение пенсии осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой он постоянно проживал на указанную дату, при условии, что продолжительность стажа на территории этой Договаривающейся Стороны составляет не менее 1 года.

Назначение и выплата пенсии в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Государством Израиль

Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения подписан 6 июня 2016 года и вступил в силу с 01.10.2017 (в первый день третьего месяца, следующего за днем обмена ратификационными грамотами, который состоялся 11.07.2017).

При этом социальная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, которые постоянно проживают в России.

— являются гражданами России или Израиля;

— проживают на территории России или Израиля;

— подпадали или подпадают под действие законодательства России или Израиля (то есть работали или работают на их территориях).

Также право на пенсионное обеспечение в рамках Договора имеют члены семей указанных лиц, проживающие на территории России или Израиля.

Кроме того, действие Договора распространяется на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 в период проживания на территории России или Израиля, а также членов их семей.

Гражданам других государств, в том числе государств – бывших республик СССР, право на пенсионное обеспечение по нормам Договора не предоставлено.

Также, Договором не регулируются вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других, созданных согласно законодательству этих Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц, пенсионирование которых осуществляется согласно специальному законодательству, а также на государственных гражданских служащих.

В случае, когда общая продолжительность стажа, приобретенного на ее территории, не дает право на пенсию, то при определении права учитывается стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон (в том числе на территории бывшей РСФСР), за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Если продолжительность стажа, приобретенного на территории одной из Договаривающихся Сторон, составляет менее 12 месяцев и этот период не дает права на пенсию, то этот стаж засчитывается другой Договаривающейся Стороной, при условии, что с учетом этого стажа возникает право на пенсию.

Таким образом, при определении права на российскую пенсию в соответствии с Договором учитывается стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе, на территории бывшей РСФСР)[2]. Периоды стажа, приобретенные на территории других бывших республики СССР, а также на территории иных государств, не учитываются. При этом, если стажа, приобретенного на территории России (РСФСР) недостаточно для назначения пенсии, применяется правило суммирования и учитывается стаж, приобретенный на территории Израиля, за исключением случаев совпадения приобретения стажа одновременно в России и Израиле.

При этом за один год стажа работы в Израиле применяется ИПК, равный единице, при определении величины ИПК[6], в случае определения права на российскую пенсию с учетом суммирования стажа.

Еще одним аспектом правового регулирования является установление фиксированной выплаты к страховой пенсии, (по старости, по инвалидности либо по случаю потери кормильца), повышения фиксированной выплаты и (или) увеличения повышения фиксированной выплаты, которая выплачивается одновременно с пенсией.

Право на указанную выплату по Договору имеют граждане, проживающие на территории Российской Федерации. Ее размер устанавливается пропорционально отношению фактической продолжительности стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная пропорция применяется если продолжительность стажа работы на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию на день назначения пенсии.

Таким образом, все необходимые условия соблюдаются и его право на российскую пенсию определяется.

При этом размер страховой пенсии по старости будет определен из стажа, приобретенного на территории России, т.е. 4-х лет.

В случае если размер пенсии в результате пересмотра уменьшается, то такой пересмотр не производится и продолжает выплачиваться ранее назначенная пенсия в прежнем порядке.

Таким образом, граждане, проживающие в Израиле, могут реализовать свои права путем обращения в Институт национального страхования Государства Израиль.

Для решения вопроса об установлении и выплате российской пенсии гражданам, проживающим в Израиле, формуляры, заявления граждан и иные представляемые ими в целях пенсионного обеспечения документы направляются Институтом национального страхования Государства Израиль в Отделение ПФР по Тульской области, являющееся уполномоченным по реализации Договора с Израилем.

Заявление о назначении и выплате пенсии по нормам Договора, поданное по законодательству одной Договаривающейся Стороны в компетентное учреждение этой Стороны считается одновременно поданным в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны и датой его подачи считается день обращения за назначением пенсии в компетентное учреждение первой Договаривающейся Стороны.

В свою очередь решение о группе и причине инвалидности, на основании представленных результатов, принимает медико-экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, по законодательству которой производится назначение и выплата соответствующей пенсии или пособия.

Тем самым, в целях назначения российской страховой пенсии по инвалидности при обращении гражданина в компетентное учреждение Израиля с соответствующим заявлением и документами названное учреждение направляет формуляр и медицинские документы в ПФР. Для заочного медицинского освидетельствования ПФР перенаправляет эти документы в соответствующее медико-экспертное учреждение Российской Федерации, которое проводит указанное освидетельствование и сообщает о результатах в ПФР. На основании этих результатов ПФР выносит решение об установлении страховой пенсии по инвалидности.

на территории Российской Федерации – путем ежемесячного зачисления на счет пенсионера в банке или иной кредитной организации либо путем перевода через организации почтовой связи при условии ежегодного подтверждения факта нахождения гражданина в живых[8];

переводиться в Государство Израиль – путем перевода сумм пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации до 15 числа первого месяца каждого квартала за предшествующий квартал на банковский счет компетентного учреждения Израиля, которое в свою очередь обеспечивает доставку российской пенсии на банковский счет пенсионера, реквизиты которого он представил в компетентное учреждение Израиля. При этом, ежегодное подтверждение гражданином факта нахождения в живых не требуется.

При переселении гражданина, которому назначена пенсия в рамках Договора, из России в Израиль и наоборот выплату этой пенсии продолжает осуществлять государство, ее назначившее. В случае выезда указанного гражданина для постоянного проживания на территорию третьего государства, либо выхода из гражданства России или Израиля пенсия по Договору не выплачивается.

В этом случае гражданину (члену его семьи) компетентное учреждение дает разъяснения о действиях, которые ему (им) необходимо предпринять в целях решения вопроса о его (их) дальнейшем пенсионном обеспечении.

[2] Далее – периоды работы.

[4] В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) продолжительность страхового стажа должна составлять 15 лет. При этом, согласно статье 35 Закона № 400-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла шесть лет, и, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, с достижением 15 лет в 2024 году.

[5] Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее – ИПК) – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию и продолжительность страхового стажа. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ С 01.01.2015 требуемая величина ИПК должна быть не ниже 30. При этом в 2015 году эта величина должна была быть не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 к 2025 году.

[6] Один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

[7] Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль от 06.06.2016, подписанное 11.07.2017.

[8] Подтверждение данного факта производится путем представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, выданного компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства или нотариусом на территории Российской Федерации, а также составления акта о личной явке гражданина дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями России за границей либо Пенсионным фондом Российской Федерации или его территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации (Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386).

О подтверждении российского и «советского» стажа на территории Российской Федерации (РСФСР) гражданами Израиля

Информация о порядке реализации пенсионных прав граждан, проживающих на территории Государства Израиль, в рамках Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 с учетом необходимости истребования документов о стаже и заработной плате в архивных учреждениях Российской Федерации

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории Государства Израиль и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 (далее – Договор).

Гражданин, проживающий на территории Государства Израиль, при возникновении права на пенсию по Договору обращается в Институт национального страхования Государства Израиль по месту своего жительства с необходимыми документами для установления пенсии, имеющимися в его распоряжении.

При этом, в случае необходимости получения архивных документов о периодах трудовой деятельности и (или) заработной плате на территории Российской Федерации (РСФСР) гражданином заполняется соответствующее заявление[1] с просьбой об оказании содействия в истребовании необходимых документов Пенсионным фондом Российской Федерации. При этом гражданином обязательно указывается его фамилия имя отчество, период (периоды) трудовой деятельности на территории Российской Федерации (РСФСР), в отношении которых требуется подтверждение сведений о стаже и (или) заработной плате; наименование и адрес организации (учреждения), где протекала трудовая деятельность гражданина.

При поступлении от Института национального страхования Государства Израиль комплекта документов с заявлением об оказании содействия Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы) в установленном порядке обеспечат направление соответствующих запросов в архивные учреждения (организации) Российской Федерации и обработку поступивших по ним ответов.

Самостоятельный розыск архивных документов самим пенсионером либо через посредника в таком случае не требуется и не целесообразен.

[1] Форма бланка прилагается (представлен Пенсионным фондом Российской Федерации в Институт национального страхования Государства Израиль письмом от 17.07.2017 № СА-21-2/23474).

Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СтранаНазваниеДата подписанияОсобенности
АбхазияСоглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия14 апреля 2014 года
Южная ОсетияСоглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия25 ноября 2016 года