договор с неопределенным объемом 223 фз
Договор с неопределенным объемом 223 фз
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Превышение начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг над максимальным значением цены контракта при формировании извещения и документации о закупке не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Особенности проведения закупок с неопределенным объемом по 44-ФЗ
Закупки с неопределенным объемом по 44-ФЗ — это заказы, при размещении которых заказчик не указывает конкретное количество покупаемого товара.
Что закупают
Заказчики при проведении закупок без определённого объёма руководствуются ч. 24 ст. 22 и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Эти положения разъясняют, что основание для проведения аукциона с неопределенным объемом 44-ФЗ — невозможность заранее определить количество товара, который подлежит поставке, или конкретное количество услуг. Пример: покупка топлива для заправки, перевозка грузов, ОСАГО.
Кому полезны такие закупки
Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:
3. Медучреждениям по направлениям:
Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.
Как заказчик рассчитывает цену
Заказчик для закупки неопределённого объёма вместо начальной цены контракта (НМЦК) определяет:
Расчёт показателей проводят по общей методике, которая закреплена в положениях ст. 22 44-ФЗ. Мониторинг цен — приоритетный метод определения стоимости ТРУ.
При закупке с неопределенным объемом по 223-ФЗ руководствуются п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона о закупках отдельными категориями юрлиц. По правилам заказчик рассчитывает и указывает в извещении одно из двух:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно использовать формулу цены в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Какую цену снижать поставщикам
Участники подают ценовые предложения исходя из начальной суммы затрат. Эту величину формируют из стоимости всех ТРУ, которые входят в покупку. Заказчик выбирает договор в ходе его исполнения в соответствии с текущими потребностями. На деле часть предусмотренных тендером расходов не реализуют.
По какой цене заключают контракт
Заказчики проводят заключение контракта с неопределенным объемом исходя из суммы затрат, с учётом коэффициента тендерного снижения. Например:
Сумма затрат = 100 000,00 руб.
Коэффициент аукционного снижения = 0,98
Цена контракта = 100 000,00 руб. * 0,98 = 98 000,00 руб.
Коэффициент аукционного снижения = цена предложения победителя/сумму тендера = 98 000,00 руб./100 000,00 = 0,98.
Преференции для УИН и ОИ в денежном размере рассчитывают исходя из суммы всех затрат.
Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта
Размер обеспечения исполнения поставщиком заявки и обязательств рассчитывают исходя из максимальной стоимости расходов. Конкретный процент обеспечения заказчик прописывает в извещении исходя из способа размещения заказа и суммы контракта.
Особенности контракта
В такой договор включают:
Порядок заключения контракта с неопределенным объемом с единственным поставщиком отсутствует в контрактном законодательстве. Некоторые заказчики оформляют такие договора. В качестве суммы затрат берут предельный лимит финансирования. Пример: договор на услуги по электроснабжению.
Скачать образец контракта с неопределенным объемом по 44-ФЗ: оказание услуги по техническому обслуживанию и ремонту прочих автотранспортных средств из ЕИС |
Изменения в госзакупках с 1 июля
До введения новых правил проведения закупки с неопределенным объемом заказчики размещали заказы без конкретного количества товара только при заказе услуг:
С 1 июля 2019 года изменения в 44-ФЗ сняли эти ограничения с заказчиков. С этой даты и до настоящего времени организации размещают такие заказы вне зависимости от предмета закупки, руководствуясь необходимостью. Покупать лекарства без точного количества разрешили с 1 октября того же года.
Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.
Позже этих сроков закупки можно отменить, только если наступит форс-мажор. Это указано в ч. 2 ст. 36 44-ФЗ.
Как участвовать в закупках с неопределенным объемом
В автобусном парке не знают заранее, какие запчасти потребуется для ремонта техники, а в администрации города — сколько снега придется убрать за сезон. В этом случае можно провести закупку с неопределенным объемом. Что предусмотреть поставщикам, участвуя в таких закупках?
иллюстратор — Дарья Привалова
Что можно закупить
Если коротко — всё ( ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). С 1 июля 2019 года заказчик сам решает, что будет закупать без конкретного объема, например:
Как заказчик рассчитывает цену
В закупках с неопределенным объемом заказчик указывает в извещении:
В закупках с установленным объемом общая НМЦ и сумма цен единиц товаров совпадают, а в закупках “без объема” — нет.
Давайте посмотрим пример.
Самая большая сумма получилась у запчастей, потому что заказчик сложил стоимость всех возможных запчастей, которые могут пригодиться при ремонте оргтехники.
Какую цену снижать поставщикам
Во время аукциона или в заявке на другие виды закупках участники снижают не НМЦ закупки, а сумму всех цен объектов закупки. Если опираться на пример, то не 20 000 руб., а сумму всех цен — 164 750,24 руб. Нельзя подать предложение, которое превышает начальную сумму цен.
По какой цене заключат контракт
Контракт заключат на НМЦ закупки (в нашем примере — на 20 000 руб.), но плата за каждый отдельный товар или услугу будет снижена пропорционально снижению цены победителя во время торгов (ч. 17 ст. 68 44-ФЗ).
Чтобы рассчитать цену за единицу товара или услуги, заказчик делит сумму цен, которую предложил победитель, на начальную сумму цен единиц. Полученный коэффициент применяют к стоимости каждого объекта закупки или позиции технического задания.
Предположим, что победитель закупки на обслуживание картриджей и ремонт оргтехники снизился до 131 800 руб. Коэффициент снижения составил 0,8. Значит, за каждую услугу или запчасть для ремонта заказчик заплатит меньше на 20%, например:
Как часто потребуется восстанавливать картриджи или ремонтировать оргтехнику, зависит от потребности. Главное — в своих заявках он не сможет выйти за 20 000 рублей.
Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта?
Антидемпинговые меры заказчик применит, если участник предложит сумму цен товаров, которая меньше начальной на 25% и более. Правила применения мер будут такими же, как при обычных закупках.
Размер преимущества для организаций инвалидов и учреждений УИС также будут рассчитывать от предложенной участником суммы цен.
На что обратить внимание
Будьте внимательнее при расчете своей цены
Вы снижаете сумму всех единиц товара, а не НМЦ. Например, в этой закупке на ремонт компьютеров победитель слишком сильно снизился. Возможно, из-за этого был вынужден отказаться заключать контракт. НМЦ закупки — 1 450 000 рублей, но снижаться нужно было от суммы всех товаров и услуг — 4 266 777, 97 руб.
Заказчик может закупить меньше, чем вы рассчитывали
В контракте заказчик обязательно указывает, что объем товаров или услуг определяется на основании заявок ( ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Поставщик получает оплату не при заключении контракта, а по мере выполнения работ. Если не будет заявок или их будет меньше, чем вы рассчитывали, оспорить это нельзя.
Ответим на вопросы
Вы снижаете сумму цен, а заказчик может потратить на обслуживание и ремонт не больше 20 000 руб.
Цена каждой детали или выезда будет снижена пропорционально вашему снижению. Вы снизились на 10%, значит за каждую деталь и работу заказчик заплатит на 10% меньше от цены из сметы.
По логике вещей можно кидать закупки, торговать их, а потом заказчик сидит и выбирает что делать, а что нет, тем самым Подрядчик на крючке и всем хорошо, кроме исполнителя )).
При всем при этом подрядчик УЖЕ попал на БГ или обеспечение контракта, и если его продинамили с заказами то ушел в минус.
Хорошо бы как-то и заказчика наказать, но.
Алло, какие Антидемпинговые меры?
Ведомство пояснило, что при проведении таких закупок не применяются следующие антидемпинговые меры:
— предоставление повышенного обеспечения исполнения контракта;
— представление информации о добросовестности участника закупки.
Напомним, данные меры предусмотрены, если участник предлагает цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Условия применения этих мер перечислены в ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Полагаем, если проигнорировать мнение Минэкономразвития и отказаться в описанных случаях заключать контракт из-за несоблюдения участником антидемпинговых мер, должностному лицу госзаказчика грозит штраф 50 тыс. руб.
Я сначала поднапряглась, потом расслабилась) Спасибо, что держите в тонусе! Пишите, если замечаете несоотвествие законам, это ценно, правда. Они так быстро меняются((
Добрый день!
Фраза «Участник процедуры закупки должен предложить единый размер (процент) снижения в отношении всех стоимостных величин единиц продукции» означает, что по каждой из 3-х позиций размер (процент) снижения должен быть одинаковым.
Например, процент снижения составляет 1%: по позиции №1 (предложенная цена (стоимость единицы продукции) = НМЦ 498 руб.- 1% ( 4,98 руб.)), по позиции №2 снижение должно быть такого же размера (предложенная цена (стоимость единицы продукции) = НМЦ 512 руб. – 1% (5,12 руб.)) и т.д.
При этом в электронной форме на ЭТП указывается цена заявки, равная суммарной стоимости величин единиц продукции, предлагаемой участником.
Добрый день! Просьба помочь разобраться. В закупке https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0133200001721003416
Начальная цена единиц запасных частей, расходных материалов, используемых при оказании услуг по ремонту холодильного и торгово-технологического оборудования – 3 389 442,10 рубля.
Начальная цена единицы услуги по ремонту холодильного и торгово-технологического оборудования (стоимость одного часа по всем видам услуг): 2 050,00 рублей.
Начальная сумма цен указанных единиц – 3 391 492,10 рубля.
Максимальное значение цены контракта – 700 000,00 рублей.
Начальная сумма цен указанных единиц включает в себя начальную цену всех запасных частей, расходных материалов, и начальную цену единицы услуги (одного часа).
Цена единицы запасной части, расходного материала и цена единицы одного часа определяется путем пропорционального снижения каждой начальной цены единицы товара, услуги на коэффициент снижения суммы цен единиц товара, услуги, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Коэффициент снижения определяется как частное от деления суммы цен единиц товара, услуги, предложенной участником закупки, с которым заключается Контракт, на начальную сумму цен указанных единиц (товара, услуг).
Оплата оказанных услуг осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг, по цене каждой запасной части, расходного материала к холодильному и торгово-технологическому оборудованию, исходя из количества использованных запасных частей, расходных материалов и затраченных часов, но в размере, не превышающем максимальное значение цены контракта.
Вопрос: В документации не требуется прикладывать конкретные показатели на используемые зап части. Как узнать цену каждой конкретно зап части, от которой будет считаться понижающий коэффициент?
Например: замена холодильного компрессора, микродвигателей, поиск и устранение утечек, ремонт системы автоматики дозаправка фреоном, очистка испарителя. Работы будут считать исходя из времени потраченного на услугу. А как понять цену компрессора, которую заложил Заказчик и от которой действует понижающий коэффициент?
Проведение закупок с неопределённым объемом по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году
Закупки с неизвестным объемом — это тендеры, при размещении которых заказчик не знает конкретное количество покупаемого товара, работ или услуг. Изначально госзаказчик планирует только стоимость единицы закупаемого ТРУ и общую сумму предполагаемых расходов.
Что закупают таким способом?
Когда у заказчиков нет возможности заранее определить требующееся количество предмета закупки, они проводят закупку с неопределенным объемом. При этом покупать сразу большой объем ТРУ дешевле, проще и разумнее, чем организовывать множество маленьких закупок с известным объемом. Например, значительно рациональнее провести закупку топлива для заправки транспортных средств в большом, пусть и не определенном заранее, объеме, чем регулярно проводить маленькие закупки по несколько литров, когда они необходимы.
Важно! Закупка с неопределенным объемом 44-ФЗ, статья ей посвященная — ч. 24 ст. 22 и п. 2 ст. 42 — применяется в исключительных случаях и как общую практику госзаказчикам ее использовать не следует.
Закупки без заранее определенного объема полезны самым разнообразным, в основном крупным госзаказчикам, которые регулярно нуждаются в идентичных ТРУ, таких как, например, расходные материалы. Например:
Законом не установлен перечень ТРУ, которые заказчики вправе закупать через тендеры без заранее установленного количества. Однако, такие тендеры не организуются для поставщиков из числа субъектов малого предпринимательства, и в рамках таких тендеров не применяются правила приказа Минфина № 126н от 04.06.2018.
Кому полезны закупки с неизвестным объемом?
Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:
Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.
Закупки с неопределённым объёмом не проводят для СМСП. Основание: отсутствие твердой суммы покупки. Также не применяют приказ Минфина № 126н от 04.06.2018. Или не покупают товары, на которые он распространяется.
Как заказчик рассчитывает цену в закупках с неопределённым объемом?
При организации обычной закупки, заказчик рассчитывает начальную максимальную цену будущего контракта — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить в рамках планируемого тендера, которая в ходе торгов снижается.
В отличие от классического тендера, правила проведения закупки с неопределенным объемом предполагают, что заказчик посчитает:
В отличие от тендеров по 44-ФЗ, закупки с неопределенным объемом по 223-ФЗ требуют от заказчиков указания в извещении одного из двух следующих параметров:
Стоимость единицы рассчитывается при помощи методик, перечисленных в ст. 22 44-ФЗ, например, с помощью методики анализа рынка.
В ходе торгов участники делают предложения по второй величине — сумме единиц, изменение цены контракта с неопределенным объемом в ходе торгов происходит за счет нее. На основании предложенной участником цены заказчик считает коэффициент снижения цены единицы ТРУ, и стоимость единицы каждого ТРУ подлежит пропорциональному снижению.
Система проведения такого рода торгов наглядна и понятна на примере:
Заказчик организует тендер с неопределенным объемом на два товара:
Товар № 1 стоит 800 рублей;
Товар № 2 стоит 700 рублей.
800 и 700 рублей — начальные стоимости единицы каждого из товаров.
Сумма цен единиц, таким образом, составляет 800 + 700 = 1500 рублей.
При этом заказчик устанавливает предельный размер затрат по будущему контракту в 5 000 000 рублей.
Победивший в тендере участник предложил сумму цен, равную 1475 рублям, то есть выразил желание поставить одну единицу Товара № 1 и Товара № 2 по совокупной цене 1485 рублей.
На основании начальной суммы единиц предложения участника заказчик считает коэффициент снижения: 1485 / 1500 = 0,99.
С помощью этого коэффициента снижается цена каждого товара:
В итоге, когда происходит заключение контракта с неопределенным объемом, в нем указывается общая допустимая сумма расходов — изначальные 5 000 000 рублей, и полученная цена за единицу каждого товара: 792 и 693 рубля за первый и второй товары соответственно.
Аналогично заключается контракт с неопределенным объемом с единственным поставщиком, только в нем не происходит снижения цены в ходе торгов.
При этом в тексте контракта, как правило, указывается, что поставка происходит по заявкам заказчика. Поставки производятся вплоть до исчерпания общего лимита соглашения.
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта?
Когда проводится закупка с неопределенным объемом ТРУ, сумма обеспечения заявки и сумма обеспечения исполнения контракта рассчитывается из предельной величины расходов по соглашению. То есть в приведенном выше примере — от пяти миллионов.
223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.
Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики
Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:
Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.
Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.
Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.
Поставщики
Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.
Электронные торговые площадки
Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.
Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).
На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.
Оператор ЭТП обеспечивает:
Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).
Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.
Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ
Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).
Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ
Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.
Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).
В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.
Что не регулирует 223-ФЗ
Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:
Правовая основа 223-ФЗ
Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ.