договор с независимым экспертом
Что такое независимая экспертиза и зачем она нужна?
Принцип состязательности является важнейшим конституционным принципом российского судопроизводства. Этот принцип закрепляет ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.
Одним из важнейших элементов состязательности является правовое обеспечение экспертной деятельности. Чтобы принцип соблюдался, экспертная деятельность должна быть прерогативой не только государственных, но и негосударственных учреждений и экспертов.
Государственная и негосударственная судебная экспертиза в России: как реализуется? Почему нужна негосударственная экспертиза?
Что такое судебная экспертиза и кто такой судебный эксперт
Судебная экспертиза – процессуальное действие. Она нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.
Судебный эксперт – это человек, обладающий специальными знаниями. Это единственное требование, которое к эксперту предъявляет российское законодательство (см. ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ и ст. 55 АПК РФ).
Подтвердить то, что этими знаниями он обладает, эксперт должен до начала исследования, а также в заключении. Согласно процессуальным кодексам (см.ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ), экспертная организация или сам эксперт должны предоставить сведения:
Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержит ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001).
На основании этих требований суды (следователи и дознаватели) делают вывод о компетентности эксперта.
Кто может проводить экспертизу
Экспертизу могут проводить в государственном либо негосударственном судебно-экспертном учреждении. К экспертизе могут привлекать лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющимися работниками экспертного учреждения (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23).
Стороны судебного разбирательства вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении (см. п. 3 ст. 82 АПК РФ).
Государственная экспертиза: что это
Так называется исследование, которое проводят в одном из государственных судебно-экспертных учреждений.
В большинстве (по некоторым оценкам до 70% экспертиз) случаев суды поручают исследования государственным судебно-экспертным учреждениям.
Государственные эксперты в основном проводят: судебно-медицинские, медико-социальные, судебно-психиатрические, психолого-психиатрические, молекулярно- генетические, пожарно-технические экспертизы.
В России существует разветвленная система государственных судебно-экспертных учреждений:
Независимая экспертиза: что это
Это исследования, которые проводят негосударственные экспертные организации и эксперты.
Возможность производства экспертизы вне стен государственных учреждений закреплена в российском законодательстве.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Смотрим статью 41: «…в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Кодексы.
Возможность проведения экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе в независимых, то есть негосударственных экспертных учреждениях прописана и в важнейших кодексах:
Для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка: их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (см. п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).
Количество экспертиз, проводимых в негосударственных экспертных учреждениях, постоянно растет.
При этом отношение к экспертизам и исследованиям, проводимым в негосударственных учреждениях, по-прежнему является несколько предвзятым.
Согласно статистике деятельности судов общей юрисдикции за 2013 – 2018 годы, ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям.
Почему нужна независимая экспертиза
Независимая судебная экспертиза нужна для сохранения и реализации принципа состязательности в российских судах.
Разберём примеры, когда одной из сторон разбирательства независимая экспертиза нужна обязательно.
1. Когда в нарушение принципа состязательности сторону защиты лишают возможности контролировать полноту, подлинность и допустимость направляемых на экспертизу вещественных доказательств.
Следователи, исходя из тактических соображений, могут умышленно скрывать информацию о результатах осмотра места происшествия, изъятых вещественных доказательствах и результатах экспертиз. На практике информацию об этом сторона защиты получает из материалов, направляемых в суд при решении вопроса об избрании меры пресечения, назначении экспертиз либо при ознакомлении с материалами уголовного дела при выполнении требований ст. 217 УПК РФ.
Как это можно исправить? Например, дополнить статью 177 УПК РФ «Порядок производства осмотра» требованием об обязательном ознакомлении всех участников процесса с протоколом осмотра места происшествия. Эта норма позволила бы ходатайствовать о назначении более широкого круга судебных экспертиз и контролировать направление на экспертизу всех вещественных доказательств, а не только тех, исследование которых сочтет необходимым следователь.
2. Когда принцип состязательности нарушается непосредственно в процессе назначения и производства судебных экспертиз.
На практике чаще всего встречаются такие нарушения:
В методических рекомендациях часто встречается мнение о том, что у следователя с экспертом при назначении экспертиз «должны сложиться творческие и доброжелательные взаимоотношения, что будет способствовать устранению имеющихся недочетов и значительному улучшению работы по борьбе с преступностью». При этом рекомендуется поручать производство экспертизы специалисту, участвовавшему в осмотре места происшествия.
Фактически специалист, а затем и эксперт, активно взаимодействуют со следователем при сборе вещественных доказательств, образцов для сравнительного исследования, назначении и даже в процессе производства экспертизы. На практике это взаимодействие часто встречается, когда эксперт и следователь являются сотрудниками одного территориального подразделения.
Специалисты попадают в состав оперативно-следственных групп по раскрытию и расследованию конкретного преступления, и руководитель группы дает им поручения. Этот же человек позже выполняет экспертизу по этому уголовному делу.
В результате у эксперта появляется возможность получить непроцессуальную информацию по делу. Кроме того, постоянное общение со следователем и оперативными работниками вызывает вопросы к непредвзятости его деятельности.
При этом, привлечь эксперта к ответственности за ошибочное (вероятно, заведомо ложное) заключение крайне сложно. Заведомо ложное заключение эксперта выражается в заведомо ложных ответах на поставленные вопросы по обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Уголовная ответственность в ст. 307 УК РФ предусматривается за дачу экспертом заведомо ложного заключения лишь в том случае, если имеется наличие заведомой ложности, то есть эксперт должен быть убежден в ложности сообщаемых им сведений.
3. Когда следователи не знакомят обвиняемых и защитников с назначенными и даже уже проведенными экспертизами или безосновательно отказывают в назначении экспертиз, особенно повторных.
Представители профсообщества считают важным конкретизировать положение ч. 3 ст. 195 УПК РФ. Там должно быть четко указано: следователь знакомит до направления материалов для производства судебной экспертизы с постановлением о ее назначении подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 УПК РФ. В ином случае участники процесса лишаются права на защиту, грубо нарушается конституционный принцип состязательности и равноправия сторон.
К чему это приводит? К существенному снижению уровня доверия к институту судебной экспертизы в юридическом сообществе.
Поэтому представители профсообщества ратуют за повышение независимости экспертных учреждений и создание независимой от органов, осуществляющих предварительное расследование и дознание, систему, состоящую из государственной федеральной экспертной службы (возможно, под эгидой Министерства юстиции) и негосударственных экспертных учреждений.
Но в первую очередь они ждут принятия федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который должен помочь закрепить реальную конкуренцию между государственными и независимыми экспертным учреждениями.
Договор с независимым экспертом
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отсутствии требований, установленных законом, порядок проведения экспертизы поставленного товара силами заказчика должен определяться его внутренними локальными документами. Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных требований к квалификации работников заказчика, не определяет круг должностей, в которых работники могут привлекаться к данным мероприятиям, не требует, чтоб эти работники именовались «экспертами». О проведении экспертизы поставленного товара силами заказчика может свидетельствовать подписание заказчиком товарной накладной или иного документа о передаче товара, составлять экспертное заключение в виде отдельного документа для целей проведения экспертизы силами заказчика не требуется.
К сведению:
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, ст. 7.32.6 КоАП РФ, ст. 200.6 УК РФ). В то же время ответственность работников заказчика за результаты приемки и экспертизы поставленного по контракту товара, оказанной услуги, результата работы ограничена рамками трудового договора (здесь можно говорить о материальной и, или дисциплинарной ответственности работника в соответствии с нормами трудового законодательства).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ;
— Вопрос: Обязан ли заказчик привлекать «внешних» экспертов (экспертов, экспертные организации) в случае приемки товара по итогам электронного аукциона, в рамках которого были поданы три и более заявок и аукцион признан состоявшимся? Какими документами может подтверждаться факт проведения экспертизы силами заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Обязанность привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случаях закупок у единственного контрагента (за рядом исключением) была установлена частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, которая утратила силу с 31 июля 2019 года (пп. «а» п. 63 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ). Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Обязанность привлечения сторонних экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (до 31 июля 2019 года).
*(2) Так, например, в силу положений градостроительного законодательства в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства проводится строительный контроль. Соответственно, проведение экспертизы (проверки, испытаний) применяемых материалов, их качества и пригодности, а также качества результатов выполненных работ по существу является частью работ по проведению строительного контроля, который может выполнять сторонняя организация, обладающая должной компетенцией (ст. 53 ГрК РФ). Таким образом, проведение экспертизы в целях законодательства о контрактной системе в рамках осуществления строительного контроля с оформлением соответствующего заключения может быть предусмотрено контрактом с организацией, осуществляющей строительный контроль (п. 1 письма Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340, постановление АС Дальневосточного округа от 29.09.2015 N Ф03-3907/15).
*(3) Следует помнить, что в соответствии со ст. 60 ТК РФ работодатель не может требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Таким образом, если работа, связанная с приемкой товаров, работ и услуг, а также оформлением документов о приемке, не была изначально предусмотрена трудовым договором работника, возложение на него соответствующих обязанностей будет возможно только после изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом следует помнить, что дополнение должностных обязанностей работника является изменением его трудовой функции, поэтому внести данные изменения в трудовой договор возможно только по письменному соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), внесение таких изменений по инициативе работодателя не допускается (подробнее об этом смотрите в материале: Вопрос: Водители осуществляют доставку продукции в магазины. Согласно производственной инструкции в обязанности водителя входит экспедирование грузов. Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности? Нужно ли изменить его должность на должность водителя-экспедитора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)).
Постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. N 359 «Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. N 359
«Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частью 8 2 статьи 22 и частью 10 2 статьи 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов.
2. Пункт 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2021 г. N 359
Правила
приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов
С изменениями и дополнениями от:
Реестром предусматривается классификация информации о независимых экспертах по областям и видам профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, вопросам кадровых технологий и гражданской службы, в которых данные лица являются специалистами.
5. Сведения о кандидатуре независимого эксперта, включаемого в состав комиссии, направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления в организацию или орган запроса, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
6. Руководители организаций и органов вправе направить предложения о кандидатурах независимых экспертов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в инициативном порядке по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам.
7. Не допускается направление сведений о кандидатуре независимого эксперта без его согласия, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам, а также без согласия руководителя организации, представителем которой будет являться данное лицо.
8. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется рассмотрение сведений, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня их поступления.
9. По итогам рассмотрения сведений о кандидатурах независимых экспертов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
вносит в реестр сведения о кандидатурах независимых экспертов, соответствующих положениям пункта 2 настоящих Правил;
обеспечивает информирование руководителей организаций и органов, которыми были направлены сведения, указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, о включении (невключении) независимых экспертов в реестр посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.
Основанием для невключения кандидатуры независимого эксперта в реестр является несоответствие требованиям, установленным пунктами 2 и 7 настоящих Правил.
10. Представитель нанимателя не позднее чем за 45 календарных дней до формирования составов комиссий или изменения их составов, в том числе в связи с истечением 3-летнего срока пребывания независимого эксперта в составе комиссии (комиссий), направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации запрос о приглашении независимого эксперта (независимых экспертов), включаемого в состав комиссии (комиссий), без указания его персональных данных по форме согласно приложению N 2.
Запросы представителя нанимателя о приглашении независимых экспертов, включаемых в составы комиссий, образуемых в территориальных органах федерального государственного органа (при наличии), направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации кадровой службой центрального аппарата федерального государственного органа.
11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет отбор независимого эксперта (независимых экспертов), являющегося специалистом в областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы, которые указаны в запросе представителя нанимателя, и с учетом его согласия на включение в состав комиссии (комиссий) соответствующего федерального государственного органа не позднее 30 календарных дней со дня получения запроса представителя нанимателя направляет в федеральный государственный орган сведения о независимом эксперте (независимых экспертах).
12. Федеральные государственные органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об исключении из состава комиссии (комиссий) независимого эксперта (независимых экспертов) в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об исключении независимого эксперта из состава комиссии (комиссий) обеспечивает внесение изменений в реестр и информирование об этом независимого эксперта и организации, представителем которой является данное лицо.
13. Организации или органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об отзыве лица, рекомендованного для включения в состав комиссии (комиссий) в качестве независимого эксперта, в случае принятия такого решения руководителем организации, представителем которой является данное лицо, с обоснованием такого отзыва.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об отзыве независимого эксперта уведомляет об этом федеральный государственный орган, в состав комиссии (комиссий) которого включен независимый эксперт, и вносит соответствующие изменения в реестр.
14. С согласия независимого эксперта допускается его пребывание в составе комиссии (комиссий) после увольнения из организации, представителем которой является данное лицо, в пределах 3-летнего срока с момента первого включения данного независимого эксперта в состав комиссии (комиссий).
15. Повторное включение независимого эксперта в состав комиссии (комиссий) может быть осуществлено не ранее чем через 3 года после окончания срока пребывания в соответствующей комиссии (комиссиях).
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2021 г. N 1219 действие пункта 16 приостановлено до 1 января 2022 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам приглашения и отбора
независимых экспертов, включаемых
в составы конкурсных
и аттестационных комиссий
федеральных государственных органов
Месяц и год | Должность с указанием организации | Области и виды профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, вопросы кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации | |
поступления | ухода |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Правилам приглашения и отбора
независимых экспертов, включаемых
в составы конкурсных
и аттестационных комиссий
федеральных государственных органов
* При направлении запроса в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы, он может быть подписан простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью представителя нанимателя.
Минтруд установил порядок отбора независимых экспертов для конкурсных и аттестационных комиссий федеральных госорганов.
Экспертами могут быть граждане России с высшим образованием и стажем работы в областях деятельности гражданских служащих не менее 4 лет. Министерство создает реестр экспертов путем направления запросов в соответствующие организации. Специалист может повторно включаться в состав комиссии не ранее чем через 3 года после окончания срока пребывания в ней.
Реестр формируется с помощью ФГИС в области госслужбы с 1 июля 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. N 359 «Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов»
Вступает в силу с 21 марта 2021 г., кроме пункта 16 Правил, вступающего в силу с 1 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 13 марта 2021 г. N 0001202103130002, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 12 ст. 2004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 17 июля 2021 г. N 1219
Изменения вступают в силу с 20 июля 2021 г.
Действие пункта 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, приостановлено до 1 января 2022 г.