договор с оператором подвижной радиотелефонной связи
Корпоративная мобильная связь: что изменилось с июня 2021 года
Как организациям приобретать сим-карты с 1 июня 2021 года
С 1 июня 2021 года вступили в силу новые правила предоставления организациям и ИП услуг корпоративной мобильной связи (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
В числе прочих изменений – новый порядок приобретения бизнесом через интернет корпоративных сим-карт, которые предполагается использовать в разного рода оборудовании (например, в онлайн-кассах) или в мобильных устройствах сотрудников компаний.
По новым правилам организация или ИП могут заключить договор об оказании услуг связи и приобрести корпоративные сим-карты через интернет одним из указанных ниже способов (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):
Раскрытие информации о корпоративных сим-картах с 1 июня 2021 года
С 1 июня 2021 года обязательным условием предоставления и получения услуг корпоративной мобильной связи является раскрытие компаниями информации о себе и своих сотрудниках, которые пользуются такой связью.
Данная информация подлежит раскрытию в единой системе идентификации и аутентификации абонентов (ЕСИА), через которую будут контролировать и мониторить все организации и ИП, заключившие договоры с операторами мобильной связи и интернета.
В целях информационной безопасности и борьбы с телефонным мошенничеством компании теперь обязаны размещать в ЕСИА, которая интегрирована с единым порталом «Госуслуги», следующую информацию (п. 1.1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ):
Сведения подаются по каждому оператору связи, с которым заключен договор. Все эти сведения абоненты вносят в ЕСИА сразу же после заключения договора с оператором связи, но до начала получения соответствующих услуг. В свою очередь оператор связи обязан проверять наличие таких сведений в системе мониторинга посредством направления запроса в ЕСИА до начала оказания услуг связи.
Если при проверке оператор связи обнаружит, что вышеуказанные сведения в ЕСИА отсутствуют или являются недостоверными, оператор обязан уведомить об этом абонента, предоставив ему срок для внесения/исправления в ЕСИА соответствующих сведений.
Если абонент в оговоренный с оператором срок не раскроет достоверную информацию о пользователях корпоративных сим-карт, оператор должен будет расторгнуть договор с абонентом и перестать обслуживать ранее выделенный компании абонентский номер (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
Раскрытие сведений о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании
Если корпоративная сим-карта используется организацией/ИП в применяемом оборудовании (онлайн-кассах, модемах, платежных терминалах и т.д.), то в единую систему идентификации и аутентификации должны вноситься следующие сведения (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):
Порядок раскрытия сведений о корпоративных сим-картах
Сведения о корпоративных сим-картах вносятся в единую систему идентификации и аутентификации через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Внесение сведений осуществляется уполномоченным лицом абонента через учетную запись на портале «Госуслуги».
Уполномоченное компанией-абонентом физлицо вправе через портал «Госуслуги» вносить в ЕСИА и исключать из нее (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):
Раскрыть данные о корпоративной сим-карте необходимо еще до момента ее использования в целях получения услуг связи. А именно – не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи, если иной срок не определен договором с оператором мобильной связи/интернета (п. 3 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).
Если раскрытые сведения претерпели какие-либо изменения (например, сменился адрес использования онлайн-кассы или поменялось Ф.И.О. предпринимателя), такие изменения компания должна отразить в единой системе идентификации в течение 3 рабочих дней со дня изменения сведений.
Если корпоративные сим-карты приобретались до 1 июня 2021 года и к указанному моменту уже использовались, то раскрыть информацию о таких сим-картах компании должны не позднее 30 ноября текущего года.
В противном случае операторы связи должны будут уже 1 декабря 2021 года заблокировать корпоративные сим-карты, по которым не была раскрыта информация в ЕСИА (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).
Договор с оператором подвижной радиотелефонной связи
Статья 44. Оказание услуг связи
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 44
1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.
Заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случая, указанного в абзаце пятом пункта 1.1 настоящей статьи, осуществляется при наличии волеизъявления физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица одним из следующих способов:
с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица, с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 533-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:
помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;
оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
По договорам, заключенным до 01.06.2021, сведения в Единую систему вносятся до 30.11.2021, обязанности оператора, указанные в абз. 7 п. 1.1 ст. 44, возникают с 01.12.2021 (ФЗ от 30.12.2020 N 533-ФЗ).
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 533-ФЗ)
2. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.
Размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера, устанавливаемый оператором подвижной радиотелефонной связи при заключении нового договора об оказании услуг связи, не может превышать сто рублей.
(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 253-ФЗ)
5. В случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете. При отсутствии указанного обращения оплата данных услуг связи осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта.
Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
Расчеты за оказанные абоненту услуги осуществляются оператором связи.
(п. 5 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 229-ФЗ)
6. Оператор связи или лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи. Лицо, действующее от имени оператора связи, обязано направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 533-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предоставление документа, удостоверяющего личность;
использование единой системы идентификации и аутентификации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 533-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
использование усиленной квалифицированной электронной подписи;
(см. текст в предыдущей редакции)
использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Оператор связи предоставляет абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о заключенных им с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи.
(п. 7 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 304-ФЗ)
Договор с оператором подвижной радиотелефонной связи
Услугами мобильной (подвижной) повседневно пользуется практически каждый гражданин. Чтобы избежать нарушений в указанной сфере, потребителю необходимо знать свои права и некоторые особенности пользования услугами мобильной (подвижной) связи.
Оказание услуг мобильной (подвижной) связи регулируется:
1. Федеральным законом от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи»,
2. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. №328 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи» (далее Правила),
3. Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей).
Абонент имеет право:
а) получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;
б) требовать перерасчет абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества;
в) отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором;
г) получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
Абонент обязан:
а) использовать для подключения к сети подвижной связи оборудование, соответствующее установленным требованиям;
б) в полном объеме и сроки, которые определены договором, вносить плату за полученные услуги подвижной связи;
в) незамедлительно сообщать оператору связи об утере SIM-карты;
г) в течение 60 дней сообщать оператору связи об изменениях персональных данных (фамилии, наименования (фирменного наименования) юридического лица, места жительства (места нахождения)).
С 1 декабря 2013 года вступили в силу поправки к ФЗ от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи», а также к Постановлению Правительства РФ от 25.05.2005 г. №328 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи».
Основным нововведением является предоставление права абоненту сохранять свой абонентский номер при смене оператора связи.
Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при смене оператора подвижной связи, должен обратиться к оператору, в сеть которого он намерен перейти, с письменным заявлением о расторжении договора с прежним оператором и перенесении абонентского номера.
Между абонентом и новым оператором заключается договор, предусматривающий использование перенесенного абонентского номера.
Одним из условий перенесения абонентского номера является отсутствие у абонента задолженности за услуги, оказанные по договору с прежним оператором в отношении переносимого абонентского номера.
За использование сохраненного абонентского номера при заключении нового договора с абонента взимается плата, которая устанавливается новым оператором и не может превышать 100 рублей.
Оператор связи обязан:
а) оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия;
б) предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию.
Данное обязательство возложено на оператора также ст. 8,9,10 Закона о защите прав потребителей.
Оператор обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, сведения о лицензии (номер лицензии; срок ее действия; орган, выдавший лицензию).
Оператор обязан своевременно представлять абоненту необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (цена в рублях, информацию о правилах оказания услуг и т.д.).
в) предоставлять абонентам доступ к услугам своих информационно-справочных служб;
г) устранять в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи;
д) не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации (в т.ч. путем размещения указанной информации на официальном сайте оператора в сети Интернет);
е) возобновлять оказание услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи.
Кроме этого оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи.
Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию абонента.
Оператор связи обеспечивает абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 часа в сутки.
Вызов экстренных оперативных служб обеспечивается оператором связи каждому абоненту бесплатно и круглосуточно. К экстренным оперативным службам относятся: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиция; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба «Антитеррор».
Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно информационно-справочные услуги по предоставлению абоненту:
а) информации о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;
б) информации абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;
в) оператор осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.
Порядок и условия заключения договора
Услуги подвижной связи оказываются на основании возмездного договора, который заключается в письменной форме в 2 экземплярах на неопределенный срок (может быть заключен срочный договор) и подписывается сторонами.
Гражданин при заключении договора представляет оператору связи документ, удостоверяющий личность.
Существенными условиями договора являются:
а) назначенный абоненту абонентский номер;
б) перечень оказываемых услуг подвижной связи;
в) порядок, сроки и форма расчетов;
г) система оплаты услуг подвижной связи.
В договоре также должны быть указаны следующие данные:
Таким образом, гражданину при заключении договора должны быть выданы: SIM-карта, договор, правила оказания услуг связи, справочная информация об операторе и тарифах.
Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату.
Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи.
Потребитель в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором обязательств в соответствии с договором вправе предъявить оператору требования:
При этом, потребитель вправе потребовать возмещения причиненных убытков, уплаты неустойки в размере 3% стоимости услуги подвижной связи, а также компенсации морального вреда.
Важно отметить, что если абонентом была утрачена SIM-карта и он незамедлительно не сообщил об утере оператору, то абонент несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи, полученных с использованием утерянной SIM-карты, вплоть до момента получения оператором связи письменного заявления об ее утрате.
Обязательный претензионный порядок урегулирования спора
При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг подвижной связиабонент до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию в письменной форме.
Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее поступления оператору связи.
Претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии.
О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту.
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!
Если абонент получил от оператора смс-сообщение с извещением о подключении новой платной услуги на его абонентский номер, то он вправе от нее отказаться. Для этого, в ответ на пришедшее смс-сообщение от оператора, необходимо отправить ответное смс-сообщение с отказом или позвонить оператору по телефону или направить письменное заявление в его адрес (в т.ч. в случае, если указанная услуга все-таки была подключена). Если абонент не совершил указанных действий, то это признается согласием абонента на подключение дополнительных платных услуг.
Потребитель
в случае нарушения его прав при предоставлении услуг мобильной (подвижной) связи может обратиться с письменной жалобой в следующие надзорные (территориальные) органы:
Обращаем Ваше внимание, что в полномочия Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре входит следующее:
Консультационный центр для потребителей в ХМАО-Югре г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина,72
Заключение договора об оказании услуг связи с помощью биометрии
Автор: Нестеров С. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В рамках построения цифровой экономики и развития информационного общества особую актуальность приобретают вопросы расширения возможностей удаленной идентификации и дистанционных способов заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В этих целях в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 891465-7 (далее – Законопроект).
Действующие правила заключения договоров об оказании услуг связи
Порядок заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи регулируется:
статьей 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
разделами II и VII Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.
Договор может быть заключен в письменной форме в офисе обслуживания оператора связи или его официального представителя.
К сведению: Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» была введена возможность заключения договора через Интернет с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
Заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи через Интернет используется гражданами значительно реже, чем личное посещение офиса обслуживания оператора связи, в том числе в связи с отсутствием у населения электронных подписей.
Внесение изменений в Федеральный закон № 126-ФЗ
В пояснительной записке к Законопроекту отмечено, что в настоящее время на территории РФ не решена проблема незаконного распространения идентификационных модулей (SIM-карт). Однако наряду с ужесточением порядка распространения идентификационных модулей (SIM-карт) и усилением административной ответственности за его нарушение необходимо расширять возможности дистанционного взаимодействия граждан и организаций с операторами связи, использования технологических возможностей для автоматизации процесса обмена информацией и повышения качества собираемых данных. Этот вопрос приобретает особое значение в силу территориальной протяженности нашего государства, отдаленности значительного числа населенных пунктов, отсутствия сетей федеральных операторов связи в отдельных регионах. Кроме того, потребность в расширении способов заключении договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи сохраняет свою актуальность в связи с бурным развитием «Интернета вещей». Поэтому процедура дистанционного заключения договоров должна быть быстрой, понятной и удобной при соблюдении предусмотренных законодательством требований.
В Законопроекте предлагается ввести дополнительный способ заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством Интернета c применением информационных технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных и получения сведений, необходимых для заключения таких договоров. Особенности процедуры будут указаны в новой редакции Правил оказания услуг телефонной связи.
Для заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту потребуется установить на пользовательское оборудование специальное программное обеспечение оператора связи, с помощью которого:
осуществляется фотографирование человека и распознавание страниц документа, удостоверяющего личность;
подтверждается совпадение изображения человека, полученного с помощью программного обеспечения, с фотографией в документе, удостоверяющем личность.
Полученные сведения должны направляться оператору связи в режиме реального времени. SIM-карта будет заблокирована до внесения в базы данных оператора связи сведений об абоненте, полученных через программное обеспечение.
Поскольку физическое лицо или индивидуальный предприниматель не будут находиться в офисе оператора связи при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи указанным выше способом, то с целью обеспечения возможности дистанционной обработки биометрических персональных данных предусмотрено внесение изменений в ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ и в ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
К сведению: Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ предусмотрена обязанность оператора связи осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП. Проверка может проводиться, в частности, с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА), а также с помощью информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Ввиду реализации нового способа дистанционного заключения договора, повышающего качество идентификации абонента, а также с учетом существующих ограничений информационных систем органов власти, в том числе при взаимодействии со СМЭВ, и недостаточным количеством подтвержденных учетных записей о гражданах в ЕСИА необходимы дополнительные дистанционные способы проверки сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП.
В качестве дополнительного способа проверки сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП предлагается использовать сведения о плательщике, полученные от коммерческих банков и других кредитных организаций, при оплате в безналичной форме с банковского счета абонента, выставленного оператором связи счета за услуги связи. Предлагаемые Законопроектом меры позволят:
гражданам – заключать договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в любом месте на территории РФ, сократить распространение идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договоров;
операторам связи – создать дополнительные способы получения достоверных сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП, что будет способствовать выполнению требований Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».
Итак, чтобы заключить с физическим лицом или индивидуальным предпринимателем через Интернет договор об оказании услуг мобильной связи, будет достаточно его биометрических персональных данных. Для этого абоненту потребуется установить (например, на смартфон) специальное приложение оператора связи, которое позволит сделать фото лица и распознать страницы документа, удостоверяющего личность. Данные будут направлены оператору связи. При этом он не окажет услуги, пока в его базу данных не поступят достоверные сведения об абоненте. Согласие на обработку биометрических персональных данных не понадобится.
Также планируется ввести новый способ проверки достоверности информации об абоненте – физическом лице: использование сведений банка, полученных при безналичной оплате услуг связи абонентом.