договор сайкса пико 1915
Политическая ситуация на Ближнем Востоке, сложившаяся в результате Первой мировой войны, определялась несколькими факторами. Важнейшим из них были успехи Великобритании в регионе Персидского залива, которые не могли не беспокоить Российскую империю и Францию: правительства этих государств понимали, что их обходят в разделе наследия Османской империи. После вступления ее в войну на стороне Центральных держав, вопрос «османского наследия» вновь встал на повестку дня. Переговоры держав Антанты по этой теме проходили медленно и тяжело. Первым их результатом стало франко-русско-британское соглашение, заключенное 10 апреля 1915 г. о передаче России Черноморских проливов и образовании в Аравии независимого арабского государства.[1]
Конечным результатом этих переговоров стало так называемое «Соглашение Сайкс — Пико»[2] (по именам дипломатов) между Великобританией и Францией о разделе азиатских, главным образом, арабских владений Османской империи. Заключенное в мае 1916 г., оно предусматривало создание пяти зон. «Синяя зона» (часть Юго-Восточной Анатолии, Киликия, Ливан, Западная Сирия) отходила во владение Франции, «красная» (Ирак южнее Мосула, палестинские порты Хайфа и Акка) — Великобритании, «желтая» (армянские вилайеты, Северный Курдистан) — России. В «коричневой зоне» (остальная часть Палестины) устанавливался международный контроль. Зоне «А» (Восточная Сирия и Мосульский вилайет) становились сферой влияния Франции; зона «В» (Трансиордания, северная часть Багдадского вилайета) — Великобритании.
Россия, обменявшаяся с Великобританией соответствующими нотами осенью 1916 г., притязаний на арабские страны не имела. За присоединение к соглашению «Сайкс — Пико» союзники обещали России армянские вилайеты Турции и Северный Курдистан, подтверждали ее «права» на Константинополь и защиту интересов православных в Палестине. Так появилась «желтая зона» — район озера Ван.
Позже свою «долю» потребовала Италия: на карте появилась «зеленая зона» (Юго-Западная Анатолия) и зона «С» (часть Западной и Центральной Анатолии). В апреле 1917 г. был произведен обмен соответствующими нотами между Италией и Францией. Великобритании сделала оговорку, что вступление Италии в число участников Соглашения должно быть санкционировано Россией.[3]
Текст соглашения «Сайкс — Пико» был опубликован советским правительством в ноябре 1917 г. и вызвал на всем Арабском Востоке возмущение истинными планами колонизаторов.
Заключение соглашения «Сайкс — Пико» означало конец традиционной политики Великобритании по отношению к Османской империи, которая предусматривала не только недопущения захвата Черноморских проливов Россией, но и недопущение присутствия Франции на Ближнем Востоке. В то же время, территориальный раздел Османской империи рассматривался в Лондоне как компромисс, который мог быть пересмотрен при иных обстоятельствах.[4]
Такими обстоятельствами стали военное истощение Франции и произошедшие в России революции. Еще за месяц до окончания войны, 30 сентября 1918 г., в Лондоне была подписана англо-французская конвенция об управлении Сирией и Палестиной в переходный период (до заключения мира). Эта конвенция во многом воспроизводила условия соглашения «Сайкс — Пико». Она выделяла синюю зону в границах, намеченных этим соглашением, и передавала ее под французское гражданское управление. «Зона А» передавалась под арабское гражданское управление при участии французских советников. «Коричневая зона» полностью переходила под управление британцев. В отличие от соглашения «Сайкс — Пико» новая конвенция ставила все три зоны под верховную власть британского главнокомандующего на Ближнем Востоке фельдмаршала Э.-Г.-Х. Алленби, как военную, так и гражданскую. Верховный комиссар французской зоны считался наместником не только Франции, но и британского командования. Он подчинялся как французскому правительству, так и британскому главнокомандующему, являясь посредником между ними.
В соответствие с Лондонской конвенцией союзники упразднили арабскую администрацию, учрежденную в Бейруте после ухода турок и на ее место поставили французского верховного комиссара. В арабской зоне, в Дамаске, с разрешения Алленби было сформировано правительство эмира Фейсала. Оно действовало именем короля Хусейна и фельдмаршала Алленби.[5]
По окончании Первой мировой войны на конференции в Сан-Ремо, состоявшейся в апреле 1920 г., и по Севрскому договору от 10 августа 1920 г. соглашение «Сайкс — Пико» было окончательно изменено в пользу Великобритании. Так, значительными поправками к нему стали передача британцам Мосула и всей Палестины.[6] Их от имени Великобритании внес премьер-министр Д. Ллойд Джордж, и от имени Франции принял премьер-министр Ж. Клемансо.[7] В декабре 1920 г. по соглашению «Лейг — Гардинг» были уточнены границы подмандатных территорий и условия мандатов, что завершило раздел арабских территорий Османской империи.[8]
В результате раздела азиатских владений Османской империи появился ряд новых арабских государств: Королевство Хиджаз (1916), Имамат Асир (1918), Йеменское королевство (1918), Государство Великого Ливана (1920), Эмират Трансиордания (1921), образованный на Палестинских территориях, выделенных в 1920 г., Королевство Ирак (1921), Государство Сирия (1925).[9] Как видно из официальных названий, большинство этих государств образовались как монархии.
[1] Системная история международных отношений. М., 2007, с. 183–184.
[2] Ключников Ю.В., Сабанин А.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 2. М., 1926, с. 40–43.
[3] Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1965, с. 340–342.
[4] Системная история международных отношений, с. 184.
[5] Луцкий В.Б. Арабский вопрос и державы победительницы в период Парижской мирной конференции. — В кн.: Арабские страны: История, экономика. М., 1966, с. 16.
[6] См.: Loder J. The Truth about Syria, Palestine and Mesopotamia. L., 1923; Great Britain and Palestine 1915–1936. L., 1937.
[7] Луцкий В.Б. Арабский вопрос и державы победительницы…, с. 17–18.
[8] Системная история международных отношений, с. 190.
[9] См.: Раздел Азиатской Турции. М., 1924.
Столетие договора Сайкса-Пико как напоминание туркам о хрупкости их государства
В переговорах, предшествовавших англо-франко-русскому секретному соглашению 1915 года, Англия и Франция потребовали от России признания их притязаний на арабские страны взамен признания русских требований относительно Константинополя и проливов. Однако эти же переговоры обнаружили наличие серьёзных разногласий между Англией и Францией по вопросу о разделе арабских стран. Чтобы урегулировать их, в Лондоне 23 ноября 1915 были открыты новые переговоры между бывшим французским генеральным консулом в Бейруте Франсуа Жорж-Пико и постоянным заместителем министра иностранных дел Англии Артуром Никольсоном, которого затем сменил английский эксперт по ближневосточным делам Марк Сайкс.
В «красной» и «синей» зонах Англия и Франция могли установить любой режим по своему усмотрению.
В зонах «А» и «Б» предполагалось образовать «независимое» арабское государство или федерацию арабских государств, причём каждая держава получала в своей сфере влияния приоритет в финансовых и экономических вопросах (концессии, займы) и право назначать иностранных советников при местных арабских властях. imageБыло решено, что Англия и Франция не будут приобретать на Аравийском п-ове территориальных владений и не допустят, чтобы третья держава приобрела таковые или построила морскую базу на побережье я о-вах Красного моря; что Англия получит право на сооружение железной дороги Хайфа — Багдад, Франция — на дорогу Алеппо — Багдад (вдоль Евфрата); что до окончания постройки этих линий будет прекращено строительство Багдадской ж. д.; что Александретта и Хайфа будут свободными портами; что переговоры с шерифом Мекки Хусейном о границе будущего арабского государства или федерации государств будут продолжаться от имени обеих держав.
По проекту Сайкса — Пико Англия шла на некоторые уступки Франции. Они объяснялись тем, что Англия испытывала в то время серьёзные трудности на ближневосточных фронтах и нуждалась в помощи Франции. Кроме того, Англия в то время должна была считаться с наличием русских интересов в Палестине.
В феврале 1916 года русская армия, заняв Эрзерум и Битлис, оказалась на ближайших подступах к Ираку и Сирии. Опасаясь перехода арабских стран под русскую оккупацию, союзники поспешили согласовать свои требования и предъявить их России.
Прибыв в Петроград, Сайке и Пико вручили 9 марта 1916 года Сазонову меморандум с изложением их проекта. Сазонов выдвинул ряд контрусловий, потребовав в частности передачи России Турецкой Армении, области Хаккяри и части южного побережья Чёрного моря. 26 апреля 1916 года французский посол Палеолог принял условия России и сообщил о намерении Франции заключить с Англией соглашение на основе проекта Сайкса — Пико.
После этого Англия и Франция заключили в Лондоне соглашение в форме обмена нотами между министром иностранных дел Англии Греем и французским послом Камбоном. 9 мая Камбон в своей ноте изложил условия соглашения; 15 мая Грей выдвинул дополнительное условие — взаимное признание всех существующих английских и французских концессий и привилегий на территориях, подлежащих разделу; Камбон принял это дополнительное условие, и тогда 16 мая Грей принял всё соглашение в целом.
Договор Сайкса — Пико был заключен в глубокой тайне — не только от арабов, но и от союзников. Италия, узнав о существовании договора Сайкса — Пико тщетно добивалась, чтобы ей сообщили его содержание. Лишь после объявления Италией войны Германии союзники в августе 1916 года удовлетворили её требование, а затем, 19 апреля 1917 года, заключили с ней договор Сен-Жан де Морьенн, приобщивший её к разделу Азиатской Турции.
В мае 1917 года Сайкс и Пико посетили Хиджаз и вели с королём Хусейном переговоры о будущей судьбе Сирии и Ирака. Они скрыли от Хусейна содержание договора Сайкса — Пико и давали Хусейну широкие обещания, несовместимые с договором, заранее зная, что Англия и Франция не будут их выполнять.
Арабы узнали о договоре Сайкса — Пико лишь после того, как он в ноябре 1917 года был опубликован Советским правительством. Стремясь удержать арабов от выхода из войны, союзники пошли на новый обман: министр иностранных дел Англии Бальфур публично отрицал существование договора Сайкса — Пико. Однако на Парижской мирной конференции союзники были вынуждены признать наличие такого соглашения.
Уже в 1917 году Англия выдвинула т.н. декларацию Бальфура, под предлогом которой она отказалась от установления в Палестине международного режима и настояла на передаче Палестины исключительно под английскую власть.
После войны, в декабре 1918 года, Ллойд-Джордж заявил Клемансо, что договор Сайкса — Пико недействителен, так как выбыл один из его «участников» — Россия. Клемансо настаивал на том, что договор Сайкса — Пико заключен только между Англией и Францией и поэтому сохраняет силу. Тем не менее он был вынужден отказаться в пользу Англии от обещанного Франции по договору Сайкса — Пико Мосульского вилайета и от участия в управлении Палестиной. Этот отказ был оформлен 26 апреля 1920 соглашением, заключённым в Сан-Ремо, и 10 августа 1920 Севрским мирным договором. Таким образом, при послевоенном разделе арабских стран договор Сайкса — Пико вследствие нового соотношения сил между союзниками подвергся ревизии в пользу Англии. Кроме того, арабские страны были переданы под мандаты Лиги наций, и различие между «цветными» зонами, отходящими в непосредственное владение Англии и Франции, и зонами «А» и «Б», образующими «сферы влияния», было стёрто. «Независимое» арабское государство даже в том жалком виде, в каком его намечал договор Сайкса — Пико так и не было создано.
awrus7
AWRUS NEWS
О ТОМ ЧТО КАЖЕТСЯ МНЕ ВАЖНЫМ
Кто и почему участвовал в соглашении?
Как были поделены османские владения?
• Владения Османской империи были поделены на зоны, каждая из которых подлежала или прямой аннексии, или переходила под протекторат.
• Франции должны были отойти юго-восток современной Турции, северные территории Ирака, Сирия и Ливан.
• Великобритания получала контроль над южными и центральными областями современного Ирака и портами Хайфа и Акка (современный Израиль).
• На землях между французской и британской зонами (в настоящее время часть территории Сирии, Иордания, западный Ирак и северо-восточная часть Саудовской Аравии) планировалось создать арабское королевство под британо-французским протекторатом.
• Практически вся Палестина с Иерусалимом включалась в зону международного управления Россией, Францией и Британией.
• Россия не имела притязаний на арабские территории, но рассчитывала на получение контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.
• Италия в августе 1917 г. добилась того, что за ней признали зону влияния в юго-западной и центральной Анатолии (территории современной Турции).
Как соглашение получило огласку и почему было негативно воспринято в арабском мире?
Как это повлияло на судьбу Ближнего Востока?
Секретный раздел Турции: соглашение Сайкса — Пико
Франция и Британия, не без участия России, начали делить Османскую империю ещё в 1915 году. В результате между Британией и Францией было заключено соглашение, разработанное Марком Сайксом и Франсуа Жорж-Пико. Османскую империю, по секретному соглашению Сайкса — Пико, поделили между тремя союзниками и что-то ещё досталось Италии. Принципиально важно, что соглашение было секретным и не подлежало огласке. В ноябре 1917 года большевики опубликовали его текст и карты, чем — говоря прямо — подложили свинью царским союзникам.
В зону Российского влияния, кстати, попадали Босфор и Дарданеллы, Турецкая Армения, часть Курдистана и часть побережья Черного моря, Карс, Ардаган, Эрзрум, Трабзон, вилайет Ван — большие территории, но с английскими и французскими не сравнятся. Но это и не важно.
Большевики, как известно, были против империализма и секретных договоров империалистов. В ноябре 1917 года текст соглашения был опубликован, а сам договор охарактеризован как «империалистический сговор» за спиной народов, проявление политики аннексий, контрибуций и так далее. Это был конфуз для союзных держав. Ранее дружественные колониальным империям арабы поняли, что их решили, по сути, просто переподченить.
Сэр Эдвард Грей Полу Камбону
Имею честь подтвердить получение замечаний Вашего Превосходительства о пункте 9, утверждающих, что французское правительство приемлет границы будущего арабского государства — или конфедерации государств — и тех частей Сирии, где преобладают французские интересы, вместе с условиями, ставшими результатом переговоров в Лондоне и Петрограде по данному вопросу.
Также имею честь в ответ проинформировать Ваше Превосходительство, что принятие всего проекта в том виде, в каком он существует сейчас, потребует отказаться от значительной части британских интересов, но, так как правительство Его Величества признаёт первостепенность общего дела союзников в создании более благоприятной внутриполитической ситуации в Турции, оно готово принять достигнутые на данный момент соглашения, при условии обеспечения сотрудничества арабов, выполнения ими условий соглашения и передачи им городов Хомс, Хама, Дамаск и Алеппо.
Французское и британское правительства одинаково понимают:
1. То, что Франция и Великобритания готовы признать и защитить, соответственно обозначениям на прилагаемой карте, независимые арабские государства или конфедерацию государств (A) и (B) сюзеренитет арабского лидера. То, что в зоне (A) Франция и в зоне (B) Великобритания будут иметь приоритетное право на предпринимательскую и кредитную активность. То, что в зоне (A) Франция и в зоне (B) Великобритания будут единственными, кто будет предоставлять советников или иностранных функционеров по просьбе арабского государства или конфедерации арабских государств.
2. То, что в синей зоне Франции и в красной зоне Великобритании позволено устанавливать прямые или косвенные администрирование или контроль по своему усмотрению и в такой форме, в какой они сочтут нужным и целесообразным для достижения договорённостей с арабским государством или конфедерацией арабских государств.
3. То, что в коричневой зоне будет установлена международная администрация, форма которой будет установлена после консультации с Россией, а затем с другими союзниками и представителями шерифа Мекки.
4. То, что Великобритании будут предоставлены (1) порты Хайфа и Акра, (2) гарантирована вода из Тигра и Ефрата, находящихся в зоне (A), для зоны (B). Правительство Его Величества, со своей стороны, обязуется ни при каких обстоятельствах не вступать в переговоры об уступке Кипра третьей стороне без предварительного согласия французского правительства.
5. То, что Александретта будет свободным портом для Британской империи, в котором не будут устанавливаться дискриминационные условия или портовые сборы в отношении британских кораблей и товаров; что будет осуществляться свободный транзит британских товаров через Александретту и по железной дороге через синюю зону или зону (B), или зону (A); и там не будут устанавливаться дискриминационные меры, прямые или косвенные, в отношении британских товаров на какой бы то ни было железной дороге или британских товаров и кораблей в любом порту в упомянутых зонах.
То, что Хайфа будет свободным портом для Франции, её доминионов и протекторатов, в котором не будут устанавливаться дискриминационные условия или портовые сборы в отношении французских кораблей и товаров; что будет осуществляться свободный транзит французских товаров через Хайфу и по британской железной дороге через коричневую зону, в независимости от того, направляются ли эти грузы в синюю зону, зону (A) или зону (B), и там не будут устанавливаться дискриминационные меры, прямые или косвенные, в отношении французских товаров на какой бы то ни было железной дороге или французских товаров и кораблей в любом порту в упомянутых зонах.
6. То, что в зоне (A) Багдадская железная дорога не будет протянута в южном направлении за пределы Мосула и в зоне (B) в северном направлении за пределы Самарры до тех пор, пока железная дорога, соединяющая Багдад и Алеппо через долину реки Ефрат, не будет достроена; затем с согласия двух правительств.
7. То, что Великобритания имеет право на постройку, управление и единоличное владение железной дорогой, соединяющей Хайфу с зоной (B), а также постоянное право на переброску войск вдоль этой линии в любое время. Оба правительства понимают, что эта железная дорога облегчит сообщение между Багдадом и Хайфой, а также, учитывая возможность того, что инженерные трудности и затраты на постройку этой линии в коричневой зоне сделают проект невыполнимым, французское правительство готово к тому, что линия возможно пересечёт полигон Баниас-Кеис, Мариб-Салхад сообщившись с Отсда-Месми прежде, чем достигнет зоны (B).
8. Существующий таможенный тариф Турции будет оставаться в силе в течение двадцати лет во всех синих и красных зонах, а также в зонах (A) и (B). Пошлины и тарифы от ad valorem до особых ставокне будут устанавливаться иначе как по соглашению двух держав.
Между любыми из вышеупомянутых областей не должно быть внутренних таможенных барьеров. Таможенные пошлины, взимаемые за товары, предназначенные для внутреннего пользования, собираются в порту въезда и передаются администрации района назначения.
9. Следует согласиться с тем, что французское правительство никогда не вступит в какие-либо переговоры о передаче своих прав и не уступит такие права в синей зоне любой третьей власти, кроме арабского государства или конфедерации арабских государств, без предварительных договорённостей с правительством Его Величества, которое со своей стороны даёт аналогичное обязательство французскому правительству относительно красной области.
10. Британское и французское правительства, как защитники арабского государства, соглашаются, что они сами не приобретут и не будут соглашаться на третью власть, приобретающую территориальные владения на Аравийском полуострове, или согласятся на третью власть, создающую военно-морскую базу на восточном побережье или на островах, в Красном море. Однако это не должно препятствовать такой корректировке границы Адена, которая может потребоваться в результате недавней турецкой агрессии.
11. Переговоры с арабами о границах арабских государств будут продолжены по тому же курсу, который уже был ранее установлен двумя державами.
Я имею честь заявить, что для того, чтобы сделать соглашение завершённым, правительство Его Величества предложит российскому правительству обменяться нотами, аналогичными тем, которые были обменены между последним и правительством Вашего Превосходительства 26 апреля прошлого года. Копии этих бумаг будут переданы Вашему Превосходительству сразу после обмена. Я также хотел бы напомнить Вашему Превосходительству о том, что заключение настоящего соглашения поднимает для практического рассмотрения вопрос о требованиях Италии к доле в любом разделе или перестройке Турции в Азии, как это сформулировано в статье 9 соглашения 26 апреля 1915 года между Италией и союзниками.
Правительство Его Величества также считает, что правительство Японии должно быть проинформировано о заключённых в настоящее время договоренностях.
какие же ужасные эти советы с пактом Молотого Риббентропа. давайте об этом говорить!
Секретные документы 4
Спецсправка Секретно-политического отдела ОГПУ «Об эмиграции из Казахстана в Китай». Октябрь 1931 г.
№ 78
В пограничной с Китаем полосе Казахстана, в связи с допущенными при проведении различных кампаний перегибами (главным образом, при скотозаготовках), перебоями в снабжении населения промтоварами, усилившейся активностью антисоветских слоев населения, наблюдаются широкое развитие эмиграционных настроений и многочисленные откочевки коренного населения в Западный Китай. Движением охвачена значительная часть социально близких нам слоев населения — середняков, бедняков и даже колхозников — и в ряде случаев она носит буквально массовый характер. При этом наблюдаются тенденции к дальнейшему росту откочевок.
В 1930 г. число откочевавших за кордон вместе с задержанными при переходе границы составило 10 636 чел. В течение истекших месяцев 1931 г., по далеко не полным данным, число эмигрировавших и задержанных при попытке эмигрировать превысило 15 тыс. чел. По сравнению с I кварталом 1930 г. число эмигрировавших в январе —марте 1931 г. увеличилось с 2686 чел. до 4377 чел. Во II квартале 1931 г. число эмигрировавших, по неполным данным, возросло до 5 тыс. чел. За два мес. III квартала, по приблизительным подсчетам, число эмигрировавших и задержанных на границе превысило 6 тыс. чел. Только за 10 дней августа мес. эмигрировало и было задержано при попытке эмигрировать: 1 аул (численность неизвестна) — 1066 хозяйств, 1670 одиночек.
Приведенные данные о размерах откочевок — неполные. Фактически число откочевавших и готовившихся откочевать больше. В некоторых районах пограничной полосы была проведена специальная проверка размеров откочевок. В результате было установлено, что в отдельных районах откочевало в Китай более 1/3 всего населения.
Обращает на себя внимание социальный состав откочевников. Среди откочевников весьма значительный процент составляют середняки и бедняки. При этом доля социально близких нам слоев возрастает. Процент бедняков, середняков и колхозников в общей массе откочевников в 1931 г. доходит до 80%, в то время как среди откочевников 1930 г. значительную часть составляли баи и прочий антисоветский элемент.
Влияние на развитие откочевок перегибов
Развитие откочевочного движения в значительной мере является результатом допущенных при проведении различных кампаний перегибов. Особенно большое значение в этом отношении имеют перегибы и ошибки, допущенные при скотозаготовках. Скотозаготовительные планы в пограничных районах в ряде случаев были сильно перенапряжены. Скотозаготовки сопровождались грубым произволом местных властей, требовавших сдачи скота от населения под угрозой штрафов, судебных репрессий, арестов и т.д. Выявлено много случаев, когда у населения, в том числе у бедняков, в порядке заготовок отбиралась последняя скотина. Нередко забивался молочный, стельный и рабочий скот. При всем этом в связи с отсутствием у заготовительных организаций денежных средств, сильно задерживался расчет со скотосдатчиками, которые в некоторых случаях причитавшихся им денег так и не получили.
В Зайсанском районе в 4 аулсоветах контрактация скота проводилась даже у таких хозяйств, где одна корова имелась на 5 чел.
В Тайпакском районе контрактация скота проводилась главным образом среди колхозников, причем контрактовался молочный и рабочий скот.
В Бахтинском районе, в связи с требованием сдать рабочий скот, откочевало 44 хозяйства колхозников.
Члены комиссии крайисполкома в аулах Курали и Батырхане подвели под индивидуальное обложение 26 бедняцких хозяйств, плативших ЕСХН от 30 до 20 руб. В результате бедняцкие хозяйства эмигрировали в Китай.
В Алакульском районе уполномоченный по скотозаготовкам, угрожая судом и конфискацией имущества, потребовал от колхоза сдачи рабочего скота. В результате 40 колхозников ушли в Китай.
В связи с указанными перегибами в мае мес. в пограничных районах поднялась массовая волна откочевок. Имели место случаи, когда откочевки организовывались членами партии и комсомольцами. В Джаркенском районе за одну неделю было задержано на границе 314 хозяйств середняков, бедняков и колхозников. В Зайсанском районе готовились к откочевке в Китай до 3 тыс. хозяйств. В Китай пытался перейти в полном составе колхоз «Джалонаш», объединяющий 125 хозяйств. В Тарбогатайском районе на границе была задержана откочевка в 222 хозяйства, организованная секретарем сельской партийной ячейки и рядом других членов партии. В Урджарском районе за границу откочевали колхозники во главе с председателем колхоза и ячейкой ВЛКСМ в полном составе. В Лепсинском районе пытались перейти границу 101 хозяйство, среди которых 6 баев, а остальные колхозники и комсомольцы.
В пограничных районах наблюдается острый недостаток и промышленных товаров и предметов первой необходимости. В ряде мест совершенно отсутствуют — чай, мануфактура, керосин, сахар, кожтовары, табак.
Планы завоза в пограничные районы промышленных товаров систематически недовыполняются. В последнем квартале 1930 г. план завоза местами не был выполнен на 50%. Такое же невыполнение завоза имело место и в 1931 г. В частности, в Алакульский район в I квартале вместо предполагавшихся товаров на сумму 489 тыс. руб. было завезено товаров только на 127 тыс. руб. В связи с недостатком промтоваров в пограничную полосу производился дополнительный завоз товаров. Между тем, в Катон-Карагайский, Тарбогатайский, Джаркенский, Октябрьский и Кегеньский районы промтовары в счет дополнительного завоза в I квартале совершенно не поступали.
Со стороны ведающих снабжением в пограничных районах организаций наблюдается полная бездеятельность. Составленные на 1931 г. контрольные цифры по снабжению погранрайонов рассматривались Казнаркомснабом только 19 апреля. Крайсельсоюз до мая мес. не проработал план перевозок товаров в пограничные полосы. В связи с бездеятельностью Союзтранса, на ж.д. станциях имелись залежи товаров, назначенных для погранрайонов, лежавших здесь с 1930 г.
Одновременно с недостатком ходовых товаров в некоторых районах пограничной полосы наблюдаются большие излишки парфюмерии, трикотажа, скобяных товаров и проч. предметов, не употребляемых населением. Так в Алакульском и Лепсинском районах при отсутствии керосина, обуви, кожтоваров н недостатке сахара, чая, табака, имеется сколько угодно парфюмерии и трикотажа.
Влияние на откочевки деятельности закордонных группировок
На рост эмиграционных настроении среди казахского населения большое влияние оказало оживление зарубежных контрреволюционных националистических группировок. Группировки эти фактически являются организующим центром откочевочного движения. В нюне 1930 г. в Западном Китае была создана казахская контрреволюционная Алаш-Ордынская организация во главе с казахским ханом (князем) Аллен[ом] и бежавшим в Китай известным алаш-ордынцем Марсековым. Организация эта поставила перед собой задачу создания в западном Китае зависимого от Китая казахского национального ханства. Китайские власти на создание такого рода ханства дали свое согласие. Одновременно они поставили условием организаторам этого дела перетянуть с территории СССР в Китай как можно больше казахского населения.
Организация Аллена с июня прошлого года приступила к активной работе. Деятельность ее, главным образом, выражалась в ведении агитации в казахских аулах за массовую откочевку в Китай. В агитации широко использовались перегибы, допущенные при проведении различных хозяйственно-политических кампаний, в особенности скотозаготовок. В качестве агитаторов посылались (и посылаются) родственники проживающих на нашей территории семей. Для организации откочевок и прикрытия их при переходе границы присылаются специальные вооруженные банды.
Откочевки и бандитизм
Как выше уже указывалось, откочевки в ряде случаев происходят под прикрытием переходящих из-за кордона банд. Одновременно наблюдается, что в последнее время откочевники сами организуют самостоятельные вооруженные отряды, оказывая активное сопротивление погранохране при попытке задержать их на границе. Приводим некоторые факты вооруженных откочевок и попыток к ним, имевшие место в течение августа мес[яца].
6 августа в Семипалатинском районе двинулись по направлению в Китай 2 откочевки, в количестве 700 чел., при 95 винтовках и 50 охотничьих ружьях.
Того же 6 августа в Кокпектинском районе организовалась откочевка в 250 чел., вооруженных 30 винтовками. Одновременно организовалась вторая откочевка в 400 чел., при 25 — 30 винтовках.
В Джаркенском районе были задержаны две откочевки в 70 и 40 хозяйств. При задержании откочевники оказали сопротивление и вступили с задержавшим их отрядом в перестрелку.
9 августа в районе Караколь местной бандой была организована откочевка всего населения аула Табын.
13 августа в Джаркенском районе задержана пытавшаяся перейти границу откочевка в 500 хозяйств. Откочевка оказала вооруженное сопротивление.
19 августа из Уржарского района откочевало под прикрытием вооруженных джигитов 66 хозяйств из колхоза «Путь Ленина».
20 августа в Курчумский район прибыла из-за кордона банда, организовавшая в двух аулах откочевку 500 хозяйств. К откочевке присоединились местные партийные ячейки. 22 августа в районе заставы Урыль перешло в Китай 150 чел., оказавших при переходе границы вооруженное сопротивление пытавшейся их задержать погранохране.
24 августа в Урджарском и Аягузском районах пытались откочевать в Китай под вооруженным прикрытием 500 чел.
Рост откочевного движения создает широкую базу для развития бандитизма в приграничной полосе. Даже в случаях, когда откочевке не удается перейти границу, участники ее, оставаясь на нашей территории, или присоединяются к оперирующим в районе бандам, или организуют новые банды. Имели место отдельные случаи, когда местные банды, в течение короткого времени увеличивались за счет откочевников до 1 тыс. чел.
Еще большую базу представляют откочевки для развития зарубежного бандитизма. Откочевники представляют за кордоном основной резерв, из которого черпаются бандитские кадры и пополняются зарубежные банды. Развитие откочевочного движения грозит постоянным напряжением политической обстановки на нашей границе и создает возможность систематической организации зарубежными контрреволюционными группировками активных выступлений и нападений на нашу территорию.
Вопрос о развитии эмиграционно-откочевочного движения и методах борьбы с ним неоднократно обсуждался в местных партийных и советских организациях. Казкрайкомом в течение 1930 и 1931 гг. по этому поводу было принято ряд решений. Однако существенного результата эти решения не дали, ибо в большинстве случаев остались невыполненными.
16 мая 1930 г. постановлением Казкрайкома было предложено разработать контрольные цифры хозяйственного и культурного развития в погранрайонах, укрепить бюджет этих районов, укрепить их кадрами.
16 августа 1930 г. Казкрайкомом по докладу Зайсанского и Тарбогатайского райкомов было принято решение: принять меры к укреплению и развитию в этих районах животноводства, укрепить кадрами колхозы, принять решительные меры к советизации аула, выправить допущенные перегибы при проведении заготовок и т.д.
25 сентября 1930 г. постановлением крайкома были созваны две пограничные комиссии по бывшему Алма-Атинскому и Семипалатинскому окр. Задачами комиссии являлось обследование состояния районов и наблюдение за проведением в жизнь решений крайкома по поводу погранполосы. Кроме того, было постановлено мобилизовать 50 партийцев для работы в погранрайонах, создать специальные курсы на 100 чел.
6 марта 1931 г. крайком на заседании бюро констатировал, что все приведенные выше решения до сих пор наркоматами и другими краевыми учреждениями не выполнены и что в результате этого политическое состояние погранрайонов остается неблагополучным. В связи с этим крайкомом вновь были подтверждены прежние решения и кроме того дополнительно было постановлено:
а) Разработать ряд мероприятий по поднятию экономики в пограничных районах и улучшению партийной, советский и общественной работы.
б) Принять меры к ликвидации организации колхозов по родовому принципу и к очистке их от классово-чуждых элементов.
в) Предоставить особые льготы по сельхозналогу для колхозов, бедноты и середняков в погранполосе.
г) Подходить с особой осторожностью к построению планов и проведению различных заготовок, проводя их исключительно на основе массовой работы.
д) Укрепить погранрайоны кадрами, создать особый контроль за выполнением мероприятий крайкома, создать пограничный отдел при орготделе крайкома.
При проверке выполнения этих решений оказалось, что и они остались невыполненными, как прежние. Вследствие этого на заседании бюро крайкома 26 июня было принято решение о создании погранкомиссии при крайкоме с рабочим аппаратом, на которую было возложено повседневное руководство работой в погранполосе и проверке выполнения решения крайкома о работе в погранрайонах. Однако и эти решения крайкома до последнего времени полностью реализованы не были и положение в погранполосе, как это видно из изложенного выше, не улучшилось, а ухудшилось.
Зам. начальника СПО ОГПУ Запорожец
Начальник 2 отделения СПО Люшков
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 34. Л. 65—72. Подлинник.