договор стм что это
Контрактное производство
Такой вид сотрудничества, как контрактное производство, выгоден и для производителя (позволяет загрузить имеющиеся у него мощности), и для заказчика (дает возможность получить необходимый готовый товар под своим товарным знаком). Чтобы избежать разногласий, сторонам договора на контрактное производство целесообразно детализировать в нем каждый этап.
Что такое контрактное производство
Законодательство Беларуси не дает определения понятию «контрактное производство». На практике такое производство подразумевает под собой выпуск товаров (продукции) по заказу на производственных мощностях независимого производителя, который обеспечивает полное соблюдение технологического цикла и контроль качества готовых товаров (продукции) в соответствии с требованиями заказчика. При этом речь может идти как об отдельных технологических операциях, так и о полном цикле изготовления товаров.
В случае когда контрактное производство предполагает выполнение отдельных технологических операций, в изготовлении готовых товаров (продукции) участвуют несколько производителей. Заказчик в этом случае координирует поставку сырья, комплектующих, занимается логистикой и выстраивает взаимосвязи между производителями в целях успешного изготовления конечного товара.
Если контрактное производство представляет собой полный цикл изготовления товаров, то производитель здесь один и он должен учесть все пожелания заказчика, а заказчик, по сути, забирает от него уже готовый товар.
Контрактное производство достаточно распространено в сетях розничной торговли, фармацевтических и косметических компаниях, предприятиях электроники.
При контрактном производстве отношения сторон отличаются от отношений продавца и покупателя, поскольку в правоотношениях купли-продажи покупатель не имеет никакого отношения к процессу производства товаров, реализуемых продавцом-производителем. В то же время при контрактном производстве производитель и заказчик взаимодействуют между собой на стадии (стадиях) производства товаров (продукции).
Контрактное производство имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому вступая в подобные договорные отношения, следует учитывать ряд правовых моментов, имеющих важное значение и снижающих риски для обеих сторон.
Какой договор при контрактном производстве заключить
Отметим, что по своей правовой природе отношения сторон при контрактном производстве более всего схожи с правоотношениями подряда. Но это не говорит о том, что стороны не могут заключить между собой иной договор.
Обратим внимание, что существенными условиями договора при контрактном производстве являются :
— условия о предмете договора;
— условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида;
— условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Неотъемлемая часть указанного договора — техзадание. В нем следует предусмотреть все технические детали процесса производства товаров.
Как оформить техзадание и техдокументацию
Задача заказчика — продать изготовленные производителем товары. Поэтому требования к ним (технические характеристики, состав и т.п.) чаще всего устанавливает именно заказчик. Однако нужно понимать, что технологический процесс при производстве товаров осуществляет именно производитель, которому известны все технические детали такого процесса. При подготовке проектов документов необходимо учесть все тонкости технологии производственных процессов. Поэтому важно, чтобы, формулируя условия техзадания и оформляя техдокументацию, имеющую отношение к процессу производства товаров, заказчик и производитель понимали друг друга.
Целесообразно рассматривать техзадание и техдокументацию как неотъемлемую часть заключаемого договора на контрактное производство. Соответствующее указание надо включить в текст такого договора.
Как правило, в техзадании и прилагаемой техдокументации детализируется процесс производства товаров, оговариваются применяемые материалы, способы производства, контроля, измерений и т.п., приводятся ссылки на ТНПА, применяемые при производстве товаров, характеристики товаров, требования к внешнему виду и т.п.
Как оформить использование производителем товарного знака заказчика
Контрактное производство предполагает, что товары будут произведены и в дальнейшем реализованы под товарным знаком заказчика. В связи с этим возникает вопрос законного использования такого знака производителем в процессе производства. На практике мнения юристов о том, требуется ли заключать отдельный лицензионный договор или достаточно указать об этом в договоре на контрактное производство, расходятся.
Попытаемся ответить на этот вопрос, проанализировав законодательство об интеллектуальной собственности.
Как видно, ГК оперирует понятием «переход исключительных прав на товарный знак». Это говорит о том, что при таком переходе иное лицо получает право использовать товарный знак по форме и способами, согласованными сторонами в договоре.
На первый взгляд получается, что, исходя из ГК, при передаче прав на товарный знак необходимо заключать либо лицензионный договор, либо договор уступки исключительного права. Однако в силу ст. 979 ГК законодательство об интеллектуальной собственности состоит не только из ГК, но и из других актов законодательства.
Рассмотренная норма ч. 2 п. 3 ст. 20 Закона о товарных знаках интересна и следующим. В ней законодатель указывает, что товарный знак можно использовать не только на основании договора, но и с разрешения владельца, т.е. теоретически вне рамок договорных обязательств. Полагаем, что законодатель допускает использование товарного знака другим лицом (не владельцем такого знака) не только на основании лицензионного договора либо договора уступки исключительного права, но и на иных правовых основаниях.
Ведь нужно учитывать, что специфика контрактного производства состоит в том, что производитель фактически использует товарный знак заказчика только в целях его нанесения на упаковку (этикетку), при этом товар в дальнейшем отгружается именно заказчику, а не третьим лицам. Поэтому, по нашему мнению, в договор на контрактное производство можно включить указание на то, что производитель вправе использовать товарный знак заказчика в процессе производства, при этом такое использование не связано с извлечением дохода. Поэтому заключать отдельный лицензионный договор либо договор уступки исключительного права здесь не требуется.
Как контролировать производителя на стадии производства и качество готовой продукции
Поскольку произведенные товары будет реализовывать именно заказчик под своим товарным знаком, ему очень важно, чтобы товары были качественными. Это снизит риск причинения ущерба его репутации. В такой ситуации отражение в договоре на контрактное производство правовых механизмов контроля как на стадии производства товаров, так и при их отгрузке заказчику имеет принципиальное значение.
На стадии производства заказчик должен иметь возможность контролировать технологические операции (частично или полностью — если подобное позволяют технические параметры), при этом не вмешиваясь в оперативную деятельность производителя. Данное право предоставлено ему нормой п. 1 ст. 669 ГК.
— использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо;
— по окончании работ представить заказчику отчет об израсходовании материалов;
— возвратить их остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену (смету) работ с учетом стоимости остающихся у производителя неиспользованных материалов.
Как правило, оценку соответствия проходит производитель, однако стороны могут предусмотреть в договоре на контрактное производство, что это обязанность заказчика.
Особенности контрактного производства СТМ
Выпуск товаров под СТМ зачастую становится самым выгодным вектором развития для производителей, поскольку обеспечивает гарантированные объемы продукции, совместные с сетью закупки комплектующих, гарантии выкупа остатков. Кроме того, производителю не требуется создавать отдел продаж и развивать каналы сбыта.
Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы розничных сетей при желании нанять производителя продукции по контракту, это, собственно, поиск производителя. Итак, какие существуют способы найти производство у российского предпринимателя?
К примеру, если предприниматель планирует пополнить полки своих магазинов молочной продукцией, то есть смысл обратиться в «Национальный союз производителей молока».
IPLS — это единственная специализированная в РФ и СНГ выставка контрактного производства продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых под собственной торговой маркой. На сайте выставки можно заранее ознакомиться со списком потенциальных партнеров. Выставка проходит ежегодно.
На подобных сайтах частенько можно найти производителей той или иной продукции и наладить с ними контакт.
Этот способ позволит найти все необходимые контакты на официальных сайтах интересных предпринимателю производителей.
В чем заключается сотрудничество при выпуске СТМ?
Всё начинается с проведения торговой сетью тендера, на котором объявляются основные требования к товару, условиям поставки, порядку оплаты и цене. Производитель проводит оценку своих возможностей, а затем согласовывает с сетью сроки поставки и объемы продукции. После этого сеть проверяет поставщиков сырья, производство и начинается выпуск товаров.
Отметим, что ценовая модель при сотрудничестве с производителями включает в себя не только стоимость поставки, но и премии, отсрочки платежей, оплату услуг сети. Стоимость услуг рассчитывается либо в процентах от товарооборота, либо в фиксированных суммах.
Основные преимущества контрактного производства для торговой сети:
Именно контрактное производство позволяет обеспечить оперативный запуск нового товара на рынок.
Если предприниматель передает изготовление товара на аутсорсинг, то он автоматически избавляется от необходимости инвестировать в оборудование, закупать материалы, сырье, комплектующие, нанимать рабочий персонал.
Контрактное производство позволяет высвободить средства и время на продвижение своих брендов, совершенствование системы сбыта, разработку новинок.
Предприниматель получает возможность проверить интерес потребителя к товару на небольшой пробной партии продукции. Это также позволяет своевременно выявить имеющиеся недостатки и внести изменения в заказ.
Если запуск товара окажется неудачным, предприниматель сможет срочно закрыть проект. Риски в таком случае пропорционально разделены между всеми участниками процесса.
Основные риски контрактного производства для торговой сети:
Предприниматель не застрахован от прекращения деятельности подрядчика. Существует также риск, что подрядчик переоценит свои возможности, приняв заказ. Кроме этого, производители предпочитают браться за выполнение крупных заказов, поэтому клиентам с небольшими объемами приходится ждать дольше.
У предпринимателя отсутствует возможность снижать цены на товары под своими брендами за счет снижения внутренних затрат на производство.
После получения рецептур и технологий производства от заказчика, производитель может начать выпуск аналогичной продукции под собственным брендом и даже выпустить его на рынок раньше продукции заказчика. В связи с этим необходимо заранее согласовать все вопросы по интеллектуальной собственности и зафиксировать их в договоре.
Покупатели могут перестать доверять продукции компании, если выпускаемая производителем продукция окажется ниже необходимых стандартов качества.
Что такое СТМ. Объясняем простыми словами
Это работает так: розничная сеть разрабатывает продукт, ориентируясь на своих покупателей и их предпочтения. Затем она ищет производителя, который готов выпускать этот продукт, и заключает с ним контракт. Готовый продукт расфасовывается в упаковку с дизайном СТМ.
Продаётся такая продукция, как правило, дешевле на 10–30% (в зависимости от категории), чем бренд — лидер категории. При этом качество может быть на том же уровне. Это связано с тем, что сеть не тратит деньги на маркетинг и рекламу, а продвигает товар непосредственно в местах продаж.
В итоге выигрывают все: покупатель получает товар дешевле, сеть зарабатывает больше, чем на бренде, а производитель загружает избыточные мощности.
Примеры употребления на «Секрете»
«Ретейлер «Лента» вслед за конкурентами X5 Retail Group и «Магнитом» решил сделать ставку на формат дискаунтеров. Первые магазины низких цен под вывеской «365+» открылись на месте бывших супермаркетов основного бренда. 60% ассортимента новых магазинов состоят из продукции собственной торговой марки сети «365». Остальное приходится на локальные и наиболее популярные федеральные бренды».
«Чтобы поднять выручку, мы выпустили собственную марку. Зарабатываем мы на продаже именно этих изделий. Украшения других дизайнеров в наших магазинах представлены для разнообразия и расширения ассортимента, вся маржа от их продажи уходит на покрытие расходов: на обеспечение бэк-офиса, на налоги и так далее. Наценка на свою марку у нас довольно высокая, около 150%, поэтому главное направление для развития — private label. У нас нет собственного производства, мы размещаем заказы на двух заводах».
(Основатель сети магазинов «Сахарок» Светлана Ефремова — об истории своего бизнеса.)
Нюансы
Понятия private label часто используют как синоним white label. Но в случае с private label состав/комплектацию, упаковку и т. п. определяет сам ретейлер. В случае с white label заказчик только указывает, как брендировать готовый, выпускаемый производителем продукт.
Иногда СТМ могут выглядеть как самостоятельные бренды, без явного указания на принадлежность к ретейлеру. Но их продажа также ограничена одной торговой сетью.
Что такое СТМ, и в чем их отличие от других товаров?
Линейки собственных торговых марок с каждым годом расширяются и становятся все более узнаваемы. Но уверены ли вы, что знаете кому принадлежит тот или иной товар на полке в магазине? И кто несет ответственность за его качество? Давайте выясним!
Что такое СТМ?
СТМ расшифровывается как «собственная торговая марка», то есть торговая марка, владельцем которой является розничная сеть либо супермаркет.
Компания, создавая СТМ, полностью распоряжается тем, какие товары производить, как они будут выглядеть, сколько стоить и так далее. Это позволяет делать товары более бюджетными по сравнению с аналогичными. Разница в цене может достигать в Европе 25-30%, в России эта цифра пока куда скромнее — 10-20%.
Собственные торговые марки в России: мнение эксперта
Первые СТМ начали появляться в России в начале 2000-х, однако активный рост пришелся на последние годы. Среди экспертов есть мнение, что развитию рынка СТМ в России помог кризис 2008-2009 годов. У потребителей стало меньше денег и появилась потребность в более доступных товарах.
Кто скрывается под СТМ?
«Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Дикси», «Ашан», «Лента», «Окей», «Магнит», «ВкусВилл», «Азбука Вкуса» и практически все крупные магазины имеют собственными торговые марки. Причем как вполне очевидные, так и такие, о которых мало кто подозревает.
Самые известные СТМ:
«Красная цена» — СТМ универсамов «Пятерочка».
«365 дней» — СТМ «Лента».
«Просто», «Шеф Перекресток», «Маркет Перекресток» — СТМ супермаркетов «Перекресток».
«Каждый день», «Зеленая птица», «Красная птица», «Золотая птица» — СТМ гипермаркета «АШАН».
«Первым делом» и «Д» — СТМ «Дикси».
«Круглый год» — СТМ гипермаркетов «Карусель».
«ВкусВилл» производит СТМ под своим же названием.
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети магазинов «ВкусВилл»:
У нас сейчас две торговые марки — «ВкусВилл» и «Избёнка». Под торговой маркой «ВкусВилл» производится 1800 единиц наименований, под СТМ «Избёнка» — 250-300. Новые СТМ пока не планируем вводить. Самая большая категория товаров — молочная продукция. Очень быстро растут категории готовых блюд, овощи и фрукты. Например, манго из «ВкусВилл» — это абсолютный хит сейчас!
Менее очевидные примеры СТМ:
Global Village, Fish House, «Русское молоко», «Селяночка», Restoria, «Шарлиз» — это все СТМ универсамов «Пятерочка».
Bonvida — СТМ «Ленты».
«Новый океан», Bonte — СТМ супермаркетов «Перекресток». Также «Перекресток» выпускает товары для дома под собственным брендом Home Story (влажные салфетки, пищевой пергамент, губки для мытья посуды, салфетки для уборки и влажная туалетная бумага).
Cosmia (косметика), ACTUEL (товары для дома), Qilive (техника), In Extenso (текстиль) — СТМ «АШАН».
А что с качеством?
Есть мнение, что СТМ — это дешевая и не самая качественная продукция, однако магазины пытаются разрушить этот миф.
Мария Уткина, руководитель по стратегическим коммуникациям АШАН Ритейл Россия:
В 2018 году была запущена обновленная собственная торговая марка в рамках изменения стратегии работы департамента СТМ АШАН Ритейл Россия. Ранее продукция СТМ позиционировалась как товары с низкими ценами, которые достигались в большей степени за счет экономии на разработке дизайна, рекламе и простоте упаковки. Главная цель этих товаров – составить конкуренцию известным брендам и предоставить при аналогичном уровне качества цену на товар, которая была бы ниже на 20-30%.
Теперь же собственная торговая марка АШАН – это пример создания принципиально нового продукта на рынке, не являющегося аналогом какого-либо бренда. Товары имеют единый дизайн упаковки с логотипом АШАН с птицей и представлены в трех ценовых сегментах: «Зеленая птица» (эконом сегмент), «Красная птица» (средний ценовой сегмент), «Золотая птица» (премиум сегмент).
Что можно и что нельзя делать в магазине
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети магазинов «ВкусВилл»:
Мы не согласны с мнением, что СТМ — это дешевые и не самые качественные продукты. У нас изначально был другой подход и отношение к СТМ. Считаем, что если уж и продавать товары под своим именем, то это должны быть товары лучшего качества, с максимально честным составом, высокого качества. И предлагать их с лучшим соотношением цены и качества. Изначально наша задача была — изменить отношение покупателей с ТМ сети, а то что сейчас ТМ «ВкусВилл» продается не только в наших магазинах — это для нас доказательство того, что это уже самостоятельная марка, которой доверяют покупатели.
Кто отвечает за качество?
Росконтроль неоднократно публиковал результаты проверок товаров, относящихся к СТМ. Они бывают как качественные, так и с нарушениями. Только вот, если за качество известных брендов магазин отвечать не может, и все вопросы к производителю, то с СТМ ситуация прямо противоположная. Производя собственную торговую марка, ритейлер берет на себя ответственность за то, что на выходе получит потребитель.
Мария Уткина, руководитель по стратегическим коммуникациям АШАН Ритейл Россия:
В магазинах компании представлено восемь собственных брендов, общее количество наименований товаров, выпускающихся под СТМ, составляет 4000 штук. На сегодняшний день доля СТМ-продукции составляет 15% от ТО, и компания планирует ее наращивать. Ключ к лояльности покупателя лежит через создание имиджа гаранта качества, поэтому АШАН уделяет этому особое внимание.
Процесс обеспечения высокого уровня качества продукции СТМ состоит из двух этапов:
1. Отбор поставщика. Проводятся независимый аудит, слепая дегустация среди потребителей, анализ лабораторных исследований, составление технических спецификаций на каждый товар.
2. Продажи. Проводятся периодические аудиты производств, лабораторные исследования, дегустации, работа с рекламациями клиентов.
О чем говорит статистика
Как бы замечательно не звучала теория, лучше всего на вопрос о качестве товаров может ответить экспертиза. За годы работы Росконтроля было проверено более 3000 продуктов питания, в том числе и произведенных под собственными торговыми марками. Насколько высоко качество этих продуктов?
Каталог проверенных продуктов
Приведенные выше цифры говорят о том, что процент качественных и не очень товаров в сегменте СТМ не выше и не ниже, чем среди остальной продукции. Конкретные цифры зависят от отрасли. Так, согласно результатам исследований Росконтроля, традиционно высокий процент нарушений в категории мясных и молочных продуктов. Напротив, в основном благополучные результаты показывают экспертизы круп, горячих напитков, овощных и фруктовых консервов.
Учтивая рост объема продаж СТМ и увеличение ассортимента предлагаемых товаров, можно сказать что за собственными торговыми марками — будущее.
15 способов сэкономить, покупая продукты
Согласно данным NeoAnalytics, объем российского рынка собственных торговых марок розничных сетей в России за 2018 год составил 1,3 трлн рублей. Доля СТМ в общей структуре оборота российского рынка составила 9%. Однако эксперты уверены, что к 2021 году цифра вырастет до 12%. Для сравнения, в таких странах, как Германии, Великобритании и Швейцарии эта цифра давно перешагнула порог в 30% и более. Российским СТМ определенно есть куда стремиться! Остается надеяться, что соотношение цены и качества будет радовать покупателей.
Покупали ли вы товары, относящиеся к СТМ? Если да, то поделитесь своими впечатлениями в комментариях под этой статьей.
Как договориться о продаже СТМ с сетью и получать прибыль?
Завершилась выставка Собственная Торговая Марка 2016. Было много экспонентов, сети рассказывали о своем опыте производства частных марок, требованиях к производителям, вели переговоры. Производители делились успешными кейсами. Эксперты рассказывали о том, как сетям и производителям найти общий язык и начать взаимовыгодное сотрудничество. Поделюсь своим мнением опроизводстве товаров под чужими марками.
Плюсы и минусы выпуска СТМ
Бесспорно, к выпуску СТМ необходимо подходить осмысленно, несмотря на то, что в производстве частных марок есть большие плюсы:
Но есть у производства СТМ и некоторые «минусы»:
Но, допустим, все идет отлично.
Маркетологи производителя разработали отличные бренды. Отдел продаж их усиленно продает, повышая дистрибьюцию, узнаваемость бренда и прибыль. Но есть свободные мощности и, по расчетам экономического отдела, производство СТМ позволит заработать какие-то деньги, оптимизировать закупки и себестоимость.. А, по мнению «продажников», удастся наладить новые контакты с сетями.
И тут возникает второй вопрос. А как же договориться о производстве СТМ с сетью? Она то еще не в курсе, что мы хотим заработать!
Продажи наоборот, или Как договориться с ритейлером о выпуске СТМ?
Как говорят все без исключения эксперты по продажам, необходимо узнать потребности клиента, рассказать, как вы можете помочь и доказать, что вы это можете сделать лучше всех.
Когда производитель предлагает свой товар – менеджеры по продажам знают, как это можно сделать. Но как продавать, когда байер все рассказывает сам?
Ведь при выпуске СТМ происходят «продажи наоборот»!
Байер «продает» производителю почетное право произвести товар: «Да, вы ничего на этом не заработаете! Но представьте: вы загрузите производство, оптимизируете логистику, просто станете нашим ключевым партнером! Вы же хотите быть нашим партнером. » Заметьте, никакой конкретики, никаких реальных бонусов от сети! Выгоды только от внутренней экономии производителя и обещания «партнерских отношений». И, как правило, поставщики верят!
Менеджер докладывает руководству об условиях сети, весь коллектив начинает подсчеты, можно ли выпустить качественный товар за такие деньги. А если нельзя, то что необходимо положить в упаковку, чтобы хоть немного зарабатывать? В конце концов, в счет будущих доходов, принимается решение: «пока будем производить качественный товар в убыток, а потом разберемся…». Вот только «потом» не наступает.
Как производителю зарабатывать на СТМ?
Я сам производил товары под своими марками, работая в сети, и договаривался об их производстве от лица производителей. Самое главное: Возьмите инициативу на себя!
Когда вы предлагаете свой товар, вы рассказываете о выгодах и прочем. Предложите байеру идею СТМ. Можно похожую на тот товар, что уже есть на полке, но чуть лучше (красивее, качественнее, надежней, но чуть-чуть дороже)
Докажите, что вы более надежный, престижный, удобный производитель, чем тот, кто производит СТМ в вашей товарной категории сейчас. Но производить можете чуть дороже.
На рынке образовалась «пустота». Закрылся завод, товар попал под санкции и так далее. Можно, конечно, пользуясь случаем, вести свой товар на полку. Но за место на полке всегда идет война. А если вы договоритесь о производстве СТМ, вытолкать вас с полки будет значительно сложнее.
Сеть хочет производить товар под собственными марками в другом сегменте. Не может найти надежного производителя. А вы, надежный и проверенный, можете производить такой товар. Надо просто немного перестроить одну линию и найти сырье.
Если же вы придете и скажете: «Я слышал, у вас проблемы с производителем СТМ и вы теряете деньги. Мы просчитали, мы смогли бы производить для вас такой товар. Но более качественный и с уровнем сервиса 100%. Правда, для этого необходимы определенные инвестиции. По нашим оценкам, ваши инвестиции окупятся уже со второй партии». А уже потом начинаем переговоры, ведем торг, договариваемся и начинаем зарабатывать деньги.
Иными словами, СТМ производить выгодно если:
— вы понимаете, что это выгодно уже сейчас. Завтра может не наступить!
— это не вредит продажам собственных товаров производителя.
— вы продаете себя как продавца СТМ, а не просите сеть поручить вам производство. Следовательно, вы имеете право голоса
— договор защищает не только интересы сети, но и ваши.
Если это не выполняется – имейте смелость отказаться от контракта. По крайней мере, вы не потеряете денег. А, может быть, сеть осмыслит предложение и согласится работать на ваших условиях.