договор стирки спецодежды на предприятии образец
Приказ о стирке спецодежды на предприятии
Работодатель должен обеспечивать своих сотрудников чистой спецодеждой. Ее стирка – ответственность предприятия. А потому требуется организовать данную процедуру. Для этого издается приказ о стирке спецодежды на предприятии.
Нормы закона
Стирка спецодежды – обязанность работодателя, оговоренная в ст. 221 ТК. Проводится она за счет предприятия на основании Приказа Минздравсоцразвития №290н от 1 июня 2009 года. Существуют эти варианты организации процедуры:
Передачу спецодежды в стирку нужно учитывать. Для этого создается специальная ведомость. На ней ставит подпись материально-ответственный сотрудник. Работник, получивший чистую одежду, должен поставить подпись, подтверждающую факт получения.
Стирка может проводиться в оборудованном для этого помещении. Оно должно соответствовать нормам, зафиксированным в постановлении Минтруда №75 от 16.10.2000. Для проведения стирки нужно назначить ответственных сотрудников. Их количество зависит от объемов спецодежды. Грязные вещи направляются в стирку на основании ранее созданного графика. Еще один вариант – назначение ответственного за сбор одежды.
Если предприятие решит воспользоваться услугами сторонней прачечной, ее нужно правильно выбрать. В ней должно быть специализированное оборудование, моющие средства для стойких загрязнений. Доставкой грязных вещей в прачечную будет заниматься сотрудник предприятия. Еще один вариант – прачечная сама будет предоставлять услуги по доставке.
ВАЖНО! Работодатель не имеет права обязать каждого из сотрудников сдавать свою одежду в прачечную самостоятельно. Соответствующее положение содержится в пункте 27 приказа Минздравсоцразвития №290н от 1.06.2009 года. Сотрудники также не могут самостоятельно стирать вещи у себя дома. Это запрещено санитарными нормами.
Приказ о стирке спецодежды
Распоряжение о стирке спецодежды требуется для того, чтобы распределить между сотрудниками соответствующие обязанности.
Образец
ООО «Новый мир»
Приказ №33
О назначении ответственного за выдачу чистой одежды
На основании ст. 22, 212 и 221 ТК, Межотраслевых норм, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития №290н от 1 июня 2009 года
1. Заключить с прачечной «Чистые берега» договор на оказание услуг по стирке спецодежды в срок до 1 июля 2020 года. Ответственным назначить секретаря Орлову О.О.
2. Сформировать график стирки спецодежды. Ответственной назначить секретаря Орлову О.О.
3. Назначить лицом, ответственным за сбор грязной спецодежды, транспортировку ее до прачечной «Чистые берега» и доставку чистой спецодежды до предприятия, бригадира цеха Солнцева В.О.
4. Контроль над исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Гендиректор (подпись) Грибов А.П.
С приказом ознакомлены:
Орлова О.О. (подпись)
Солнцев В.О. (подпись)
Договор № на оказание услуг по стирке (химчистке) спецодежды
на оказание услуг по стирке (химчистке) спецодежды
___________________ 201__ г.
___________________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице __________________ действующего на основании ________________, с одной стороны и ___________________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице __________________, действующее на основании ______________________________, с другой стороны, заключили между собой Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора и порядок оказания услуг
1.1. Исполнитель по заданию Заказчика обязуется оказать услуги по стирке (химчистке) спецодежды, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в настоящем договоре.
Задание на оказание услуг по стирке (химчистке) спецодежды указано в Приложении № 1 к настоящему договору.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Исполнитель обязуется:
2.1.1. Организовать приемку, сортировку, стирку (химчистку) и выдачу спецодежды.
2.1.2 Осуществлять оформление установленной документации.
2.1.3 При приеме от Заказчика спецодежды Исполнитель обязан предоставить акт приема – передачи (два экземпляра, по одному для каждой из Сторон) о количестве сданных Заказчиком комплектов спецодежды, с указанием ее целостности, комплектности, которые подписываются Сторонами по окончанию приема-передачи спецодежды.
2.1.3.1 Качество оказываемых услуг должно соответствовать ГОСТ Р Услуги бытовые. Химическая чистка.
2.1.4. Проводить стирку, сушку и глажение спецодежды вручную или на специальных машинах.
2.1.5 Самостоятельно осуществлять приготовление стиральных, крахмалящих и прочих необходимых растворов.
2.1.6 Сушку спецодежды проводить в сушильных барабанах (камерах) или в естественных условиях.
2.1.7 Глажение осуществлять на прессах, каландрах или вручную.
2.1.8. Осуществлять стирку (химчистку) спецодежды Заказчика по представленным заявкам.
В случае изменения информации обязан известить об этом Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней с момента внесения изменений с предоставлением подтверждающих документов.
В случае отказа предоставить Заказчику информацию, Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке. Расторжение Договора в одностороннем порядке осуществляется путем письменного уведомления другой Стороны. Договор считается расторгнутым со дня получения письменного уведомления соответствующей Стороной, если в уведомлении не указана более поздняя дата.
2.2. Заказчик обязуется:
2.2.1. Оплатить услуги Исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных в настоящем договоре.
2.2.2. Собственными силами осуществлять доставку спецодежды до места нахождения Исполнителя для проведения стирки (химчистки).
2.2.3. Направить письмом список лиц ответственных за прием – передачу спецодежды, уполномоченных подписывать акт приема-передачи спецодежды, с обязательным указанием паспортных данных ответственных лиц, Ф. И.О. (полностью).
2.2.4. Обеспечить наличие паспорта гражданина РФ у ответственного лица при получении спецодежды от Исполнителя.
2.3. Заказчик имеет право:
2.3.1. В любое время проверять ход и качество оказываемых Исполнителем услуг, не вмешиваясь в его деятельность.
Форма акта оказанных услуг по стирке (химчистке) спецодежды указана в Приложении № 2 к настоящему договору.
3. Сроки и порядок расчетов
3.1. Цена договора составляет __________ руб. с учётом (без учёта) НДС.
3.2. Оплата услуг Исполнителю осуществляется по факту оказанных услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя платежным поручением в течение 15 банковских дней, на основании выставленного счета.
3.3 Исполнитель предоставляет Заказчику счет-фактуру, оформленную в соответствии с требованиями п. п.5,6 ст 169 НК РФ, а так же акт выполненных услуг до 3-го числа месяца, следующего за отчетным.
3.3 Датой оплаты является дата списания средств с расчетного счета плательщика.
3.4 Сверка взаиморасчетов между Заказчиком и Исполнителем производится 1 раз в квартал, с выдачей акта – сверки Исполнителем до 10 – го числа месяца, следующего за отчетным.
Основанием для оплаты является подписанный сторонами акт об оказании услуг и счет на оплату.
4. Ответственность сторон
4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условия настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
4.2. В случае нарушения сроков оказания услуг и/или требований к качеству оказанных услуг Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в виде пени из расчета 0,1% от стоимости несвоевременно оказанных услуг за каждый день просрочки до полного выполнения их с надлежащим качеством.
4.3. В случае нарушения сроков оплаты оказанных услуг Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в виде пени из расчета 0,1% от стоимости несвоевременно оплаченных услуг за каждый день просрочки.
4.4. Сторона, не исполнившая или не надлежащим образом исполнившая свои обязательства по договору, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств оказалось не возможным вследствие непреодолимых сил (форс-мажор), т. е. чрезвычайных обстоятельств при конкретных условиях, конкретного периода времени.
4.5. В случае утраты или порчи имущества Заказчика, Исполнитель обязан возместить полную стоимость утраченного или испорченного имущества на основании обоснованного письменного требования.
5. Порядок разрешения споров
5.1. Споры и разногласия, возникшие при исполнении настоящего Договора, рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензий 10 дней с момента получения претензии.
5.2. Споры, неразрешенные в претензионном порядке, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
6. Дополнительные условия
6.1.Настоящий договор вступает в силу с __________ г. и действует до ___________г.
6.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.
6.3. Передача прав и обязанностей по договору третьим лицам без письменного согласования сторон запрещается.
6.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
6.5. В остальном, что не урегулировано положениями настоящего договора, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение – Задание на оказание услуг по стирке (химчистке) спецодежды
Приложение – Форма акта приема передачи выполнения работ по услугам химчистки
Приложение – Форма акта приема-передачи спецодежды
7. Адреса, банковские реквизиты и подписи сторон
Как организовать уход за средствами индивидуальной защиты и их хранение
Карлова Наталия Викторовна,
специалист в области промышленной безопасности,
охраны труда
Наниматель обязан выдавать работникам средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ, спецодежда) по установленным нормам и организовывать их хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание (п. 8 ч. 1 ст. 55, абз. 4 ч. 2 ст. 17, абз. 2, 4 ч. 1 ст. 28 Закона об охране труда). Рассмотрим, что нужно учитывать, выполняя эти мероприятия.
Общие требования к уходу за СИЗ
Порядок обеспечения работников спецодеждой закрепляется Инструкцией N 209 и регулирует в том числе вопросы ее использования. В соответствии с ним наниматель организует надлежащий уход за СИЗ, а именно своевременно осуществляет (абз. 3 п. 49 Инструкции N 209):
В случае производственной необходимости в структурных подразделениях организации (в цехах, на участках) устраиваются (п. 50 Инструкции N 209):
— сушилки для спецодежды и спецобуви;
— камеры для обеспыливания специальной одежды;
— установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.
Вышеназванные мероприятия по уходу за СИЗ проводятся нанимателем в сроки, установленные по согласованию с профсоюзами (при их наличии) с учетом производственных условий и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 51 Инструкции N 209).
С 28 июня 2020 г. Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами утратила силу. Полагаем, с указанной даты организации, в которых нет профсоюза, могут принимать решения, требующие согласования, самостоятельно.
Обратите внимание!
Если требуется, меры по уходу за СИЗ принимаются досрочно.
О необходимости принять меры по уходу за СИЗ работники обязаны немедленно информировать непосредственного руководителя (п. 48 Инструкции N 209).
Важно!
Б/у СИЗ (в том числе арендованные) выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта (п. 45 Инструкции N 209).
Особенности ухода за СИЗ
Стирка и химчистка
Стирка СИЗ выполняется с периодичностью, установленной исходя из характера работы по согласованию с профсоюзом, но не реже раза в месяц (ч. 2 п. 26 Специфических требований N 66, п. 51 Инструкции N 209). К примеру, на объектах биотехнологической промышленности стирку и замену комплектов СИЗ осуществляют еженедельно (п. 170 Специфических требований N 42).
Сбор и перемещение СИЗ к месту стирки производят в закрытой таре (п. 28 Специфических требований N 66).
Как правило, для стирки СИЗ наниматели привлекают сторонние организации на договорной основе. При выборе сторонней прачечной исходят из ее оснащенности специализированным оборудованием (способным отстирывать стойкие производственные загрязнения). Однако при наличии соответствующего оборудования и персонала (например, рабочий по стирке и ремонту спецодежды 4-го разряда) стирку СИЗ можно осуществлять в специально отведенных для этого помещениях организации (прачечная, помещение для стирки СИЗ).
Чтобы упорядочить процесс сдачи спецодежды в стирку и ее приемки из прачечной, целесообразно регламентировать выполнение таких работ ЛПА организации (приказ, распоряжение). Так, стоит предусмотреть, в каком порядке должна сдаваться спецодежда (например, индивидуально каждым работником или централизованно по структурным подразделениям); кто является ответственным за ее прием от работников и последующую транспортировку в прачечную, с которой заключен договор, или в помещение для стирки организации, а также за транспортировку чистых СИЗ из прачечной (помещения для стирки) и последующую выдачу работникам; где будет складироваться загрязненная спецодежда до отправки в стирку и т.п.
Справочно
На крупных производственных предприятиях наряду с приказом (распоряжением) целесообразно издать график стирки спецодежды.
Заключая договор на стирку СИЗ со сторонней организацией (прачечной), процесс доставки и возврата нужно урегулировать в договоре. Работники не должны заниматься доставкой своей спецодежды в прачечную самостоятельно, поскольку организовывать уход за СИЗ — обязанность нанимателя (абз. 3 п. 49 Инструкции N 209).
Требовать, чтобы работники сами стирали спецодежду дома (даже при условии компенсации им расходов на моющие средства и т.п.), наниматель не вправе, поскольку работникам запрещается выносить СИЗ за пределы территории нанимателя по окончании работы, а также поскольку организовывать уход за СИЗ — это обязанность нанимателя (абз. 2, 3 п. 49 Инструкции N 209). Кроме того, отдельные виды производственных загрязнений невозможно отстирать бытовыми стиральными машинами, а некоторые загрязнения могут быть опасны и должны до стирки обязательно обеззараживаться (например, загрязнения вредными веществами 1-го и 2-го класса опасности).
Важно!
Спецобувь стирке не подлежит. Однако она должна регулярно чиститься и смазываться соответствующими средствами в специально отведенных местах для чистки с использованием щеток, мазей и т.д. (п. 54 Инструкции N 209).
Обезвреживание
Перед стиркой и химчисткой в определенных случаях СИЗ могут подвергаться:
— дегазации — для обезвреживания (нейтрализации, разбавления) или удаления опасных химических веществ 1-го и 2-го класса опасности и инфицированных материалов. Например, от радионуклидов, свинца, ртути и т.д.
Справочно
Классы опасности определяются по гигиеническому нормативу «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны»;
— дезактивации — для удаления (снижения) радиоактивного загрязнения. Если после дезактивации имеет место остаточное загрязнение радионуклидами выше допустимых пределов, эксплуатация таких СИЗ прекращается (ч. 2 п. 52 Инструкции N 209);
— дезинфекции — для удаления (снижения) бактериального загрязнения. Если у работника, пользующегося СИЗ, выявлено инфекционное заболевание, СИЗ подвергаются дезинфекции или уничтожению, а помещение, в котором они хранились, — дезинфекции по решению органов и учреждений, осуществляющих госсаннадзор (п. 53 Инструкции N 209);
— дезинсекции — для удаления членистоногих.
Важно!
На объектах биотехнологической промышленности обезвреживание СИЗ проводится ежедневно (п. 171 Специфических требований N 2).
Обеспыливание
СИЗ работников, выполняющих работу, которая сопровождается пылеобразованием, подвергаются механическому обеспыливанию:
— ежесменно (к примеру, СИЗ работников производственного объекта, занятых производственными операциями, связанными с пылеобразованием) (п. 393 СанПиН N 85);
— ежедневно (к примеру, СИЗ работников объектов биотехнологической промышленности) (п. 171 Специфических требований N 42).
Для проведения обеспыливания выделяются специальные помещения, оборудованные местной вытяжной вентиляцией (ч. 1 п. 26 Специфических требований N 66).
Ремонт
Периодичность ремонта спецодежды законодательством не определена. При этом очевидно, что организовывать проведение ремонта СИЗ (если это не противоречит требованиям соответствующих ТНПА и/или эксплуатационных документов на них) наниматель должен по мере необходимости.
Обратите внимание!
Ремонт отдельных СИЗ может быть запрещен. В числе таковых — строительные каски (п. 545 Правил ОТ при работе на высоте).
Как правило, спецодежда требует ремонта в силу значительного износа и/или после стирки, химчистки и других процедур по уходу.
На производственных предприятиях работы по ремонту СИЗ может осуществлять рабочий (машинист) по стирке и ремонту спецодежды, в функциональные обязанности которого среди прочего входит мелкий ремонт спецодежды и белья вручную и на швейной машине, а также нашивка меток (§ 335 выпуска 1 ЕТКС).
Общие требования к хранению СИЗ
Хранение СИЗ на предприятиях осуществляется в специально отведенных для этих целей помещениях:
— на соответствующих складах. Здесь СИЗ следует хранить до выдачи работникам. При этом нужно соблюдать требования, установленные в НПА и ТНПА, эксплуатационных документах. В частности, СИЗ надо хранить в отдельных сухих помещениях, изолированно от других предметов и материалов, рассортированными по видам, ростам и защитным свойствам (п. 40 Инструкции N 209);
— в гардеробных. Тут хранятся выданные работникам СИЗ. Гардеробные должны быть оборудованы шкафами для раздельного хранения личной одежды (обуви) и спецодежды (спецобуви) с соблюдением требований НПА и ТНПА (п. 41 Инструкции N 209).
Обязанности по организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения работников возлагаются на нанимателя (абз. 12 ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда). В рамках их исполнения наниматели должны оборудовать с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (в том числе гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для обработки, хранения и выдачи СИЗ и т.д.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами. При этом нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА (ч. 1 ст. 30 Закона об охране труда).
Вопросы, касающиеся состава санитарно-бытовых помещений и устройств, их размещения и оборудования, урегулированы соответствующими НПА и ТНПА, в частности:
— Специфическими требованиями N 66;
— Межотраслевыми общими правилами по ОТ;
— СН 3.02.02-2019 «Общественные здания».
В вышеуказанных НПА и ТНПА содержится ряд требований к санитарно-бытовым помещениям (включая гардеробные, помещения для обработки, хранения и выдачи СИЗ). Так (ч. 1, 2 п. 19, п. 33 общих санитарно-эпидемиологических требований; ч. 1 п. 67, ч. 2 п. 73 Межотраслевых общих правил по ОТ; приложение к СН 3.02.02-2019 «Общественные здания»):
— в данных помещениях в зависимости от характера производства должна функционировать естественная и (или) механическая система вентиляции. При этом необходимо следить за ее исправностью;
— должны быть установлены раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной проточной воды, со стационарным смесителем, дозатором с жидким мылом и при необходимости средством дезинфекции для обработки рук, полотенцами разового пользования или устройством для сушки рук;
— полы гардеробных должны быть влагостойкими с нескользкой поверхностью;
— в гардеробных после каждой смены необходимо проводить уборку и проветривание;
— гардеробные и иные помещения для хранения СИЗ можно располагать в подвальных этажах зданий.
Обратите внимание!
Использовать санитарно-бытовые помещения не по назначению не допускается (ч. 2 п. 66 Межотраслевых общих правил по ОТ).
Кроме того, конкретные требования к санитарно-бытовым помещениям устанавливаются отдельными ТНПА в зависимости от вида деятельности или выполняемых работ. Например:
— производство и промышленность — СанПиН N 85, Специфические требования N 146 и N 42 и др.;
— строительная деятельность (выполнение строительных работ) — Правила N 24/33, СанПиН N 120.
В частности, в организациях производства, промышленности необходимо обеспечить (п. 89, 100, 113, 114, 394 СанПиН N 85; п. 53 Специфических требований N 146):
— раздельное хранение СИЗ, домашней или рабочей одежды, личных вещей;
— хранение в соответствии с санитарной характеристикой и группой производственных процессов;
— наличие оборудованной комнаты приема пищи. При количестве работников в наиболее многочисленной смене до 10 человек место приема пищи можно совместить с гардеробным помещением;
— наличие в гардеробных аптечек первой помощи универсальных;
— оборудование смежно с гардеробами вентилируемых помещений для чистки, обеспыливания и сушки СИЗ.
Обратите внимание!
Вынос СИЗ за территорию производственного объекта не допускается (п. 170 Специфических требований N 42).
Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие санитарно-эпидемиологические требования.
При этом санитарно-эпидемиологические требования, содержащиеся в ТНПА (различных санитарных нормах и правилах), подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Так, при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, данные требования можно не применять, если иное не предусмотрено Декретом N 7 и иными решениями Президента (ч. 1, 2 подп. 3.5 п. 3 Декрета N 7).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Стирка спецодежды на предприятии: требования Роспотребнадзора
Стирка спецодежды на предприятии – обязанность работодателя. Эта обязанность прописана ТК РФ, ст. 221, ФЗ-52 от 30/03/99 г., Приказе Минсоцразвития 290н от 01/06/09 и ряде других документов, подзаконных актов. Затраты на стирку, сушку, чистку спецодежды несет не работник, а работодатель. Работникам запрещено самостоятельно заниматься стиркой защитных комплектов. Роспотребнадзор наделен широкими надзорными полномочиями в сфере защиты потребительских прав. Организацию стирки спецодежды и документирование этой процедуры он также контролирует. Разберемся, как организовать стирку одежды специального назначения в соответствии с требованиями законодательства и Роспотребнадзора.
Стирка спецодежды: общие сведения
Большинство предприятий при организации стирки спецодежды руководствуется Приказом №290н, утверждающим межотраслевые правила ее использования. Стирке посвящен р. 3 этих правил. На предприятиях с особыми условиями труда применяются отраслевые, специальные документы аналогичного характера.
Конкретные правила стирки спецодежды содержатся в санитарных правилах и нормах (СанПиН). Например, приказом главного санитарного врача №141 от 11/06/03 г. введены в действие сразу несколько СанПиН, касающихся промышленности, сельского хозяйства, связи, строительства. Раздел 9 этого документа посвящен уходу за спецодеждой, а если работники предприятия имеют дело с радиоактивными компонентами и веществами, стирку производят согласно положениям СанПиН 2.2.8.46-03, в котором речь идет о дезактивации одежды.
Спецодежду стирают в зависимости от специфики отрасли, характеристик материалов, из которых она состоит. Так, Межотраслевыми правилами ОТ №36 от 17/06/03 г., утвержденными постановлением Минтруда, установлено, что спецодежду стирают раз в 6-10 дней, в зависимости от загрязнения (п. 7.14), на животноводческих комплексах, бойнях, при работе с молоком, на очистных сооружениях периодичность выше: как правило, раз в 3 дня. Работники обязаны ставить администрацию в известность о необходимости стирки и ремонта своих СИЗ.
Работник возвращает спецодежду, как правило, в день увольнения. Но желательно, чтобы он сделал это заранее, например накануне, потому что нужно определить процент износа спецодежды, оформить необходимые документы.
В каком порядке осуществляется возврат спецодежды при увольнении работника?
Посмотреть правила
Как организуется стирка
Организовать стирку спецовок можно двумя способами:
Со сторонними фирмами заключается договор (ГПХ) на оказание прачечных услуг, администрации остается лишь контролировать условия его исполнения.
Организация собственной прачечной – более трудоемкий процесс, требующий учитывать положения соответствующих СанПиН (2.1.2.2646-10), а также Постановления Минтруда №75 от 16/10/2000 г., утверждающего межотраслевые правила ПОТ Р М 013-2000. Законодатель прямо утверждает право уполномоченных органов, к которым относится Роспотребнадзор, осуществлять контроль за соблюдением установленных правил стирки.
Под прачечную выделяются надлежащим образом оформленное помещение и штатные сотрудники. Все нюансы устройства таких помещений содержатся в ПОТ Р М 013-2000. К примеру, особо подчеркивается, что места хранения обработанных и необработанных комплектов должны быть максимально изолированы друг от друга, для сотрудников организованы бытовки и пр.
Исходя из производственной необходимости работу прачечных можно организовать в двухсменном режиме.
Внутренними документами организации должен быть регламентирован порядок сдачи и приемки СИЗ из прачки: индивидуально каждым сотрудником или централизованно по цехам, бригадам, подразделениям.
В случае заключения договора со сторонней фирмой процесс доставки и возврата спецодежды должен быть прописан в договоре. Сотрудники не должны заниматься доставкой своих СИЗ в стороннюю организацию самостоятельно (п. 27 пр. №290н).
На заметку! Согласно СанПиН 2.1.2. 2646-10 работники прачечной также должны быть обеспечены спецодеждой. Ее заменяют не реже раза в неделю или по мере загрязнения.
График стирки и другие документы организации
Из приведенных нормативных документов видно, что конкретных сроков стирки спецодежды в законодательно-нормативной базе в настоящее время нет. В то же время осуществлять стирку работодатель обязан.
Урегулировать вопрос периодичности стирки СИЗ в организации поможет график стирки спецодежды. Он входит в состав ЛНА – «Положения о выдаче СИЗ», утвержденного приказом по организации. С учетом особенностей использования специальных комплектов одежды, в организации разрабатывается свой график стирки. Как правило, он содержит:
Обычно в этот график включается и блок о ремонте СИЗ. Он оформляется аналогично. Для учета сдачи спецодежды работниками в стирку и возврата в производство применяют специальную ведомость (методуказания, утв. пр. Минфина 135н от 26/12/02 г. п. 66). Ее подписывает материально ответственное за СИЗ лицо.
ВАЖНО! Справочная информация по нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ от КонсультантПлюс доступна по ссылке
Если одежду стирают в течение рабочей недели, а не в выходной, работников надо обеспечить сменными комплектами.
Подтверждающие выполнение требований законодательства документы подлежат тщательному хранению. Роспотребнадзор в момент плановой или внеплановой проверки имеет право потребовать любой из них, о чем говорится, в частности, на официальном сайте Управления. При этом специального разрешения от Роспотребнадзора организация на свою деятельность по стирке спецодежды сотрудников получать не должна.
На заметку! Отказ работника сдавать спецодежду для стирки не является основанием для освобождения работодателя от обязанности обеспечивать стирку СИЗ (Письмо Минтруда от 5/06/18 г., обзор актуальных вопросов за период 01/05/18-31/05/18).