договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным

ГК РФ Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 801 ГК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Источник

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к ст. 801 ГК РФ

4. Пункт 3 определяет основы механизма выполнения договора транспортной экспедиции, а также указывает на круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения по транспортной экспедиции. По общему правилу договор транспортной экспедиции выполняется на тех условиях, которые предусмотрены в самом договоре (соглашении сторон), однако иное в виде соответствующего императива может быть предусмотрено в нормативных правовых актах.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ норм о транспортной экспедиции не имеется. Статьей 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено принятие Правительством РФ правил о транспортно-экспедиционной деятельности (см.: Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890). Этими Правилами определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг и т.д.

Судебная практика по статье 801 ГК РФ

Установив указанные обстоятельства, учитывая, что замечаний или возражений по оказанным услугам и понесенным экспедитором расходам в установленный договором срок заказчиком не заявлено, доводы ответчика о том, что договор является незаключенным ввиду несогласования его существенных условий, были заявлены лишь при рассмотрении спора в суде, руководствуясь положениями статей 10, 182, 309, 310, 434, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу о наличии основания для удовлетворения требования о взыскании задолженности по договору.

Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 393, 401, 796, 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 146, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 июня 2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика, принявшего груз к перевозке, от ответственности за утрату груза.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 39, 41, 143, 146, 153, 208, 210, 346.43, 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 23, 421, 431, 784, 785, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Закона Кировской области от 29.11.2012 N 221-ЗО «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.12.1996 N 20-П и определениях от 25.07.2001 N 138-О, от 15.05.2001 N 88-О, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 16.03.2010 N 14009/09 и от 18.06.2013 N 18384/12, пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Удовлетворяя иск в части, суды руководствовались статьями 309, 310, 330, 784, 785, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика (грузоотправитель) от обязанности по оплате оказанных истцом (перевозчик) услуг и просрочки в их оплате.

Исследовав обстоятельства исполнения сторонами договора от 21.09.2017 N ДК-60 и применив к ним статьи 15, 307, 309, 310, 393, 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и их официальное судебное толкование, суды признали расходы на уплату неустойки возникшими вследствие ненадлежащего исполнения обществом «Логистик-Сервис» обязательств по доставке груза.

Признавая заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании статей 309, 310, 330, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды руководствовались установленными обстоятельствами оказания услуг во исполнение договора транспортной экспедиции от 01.09.2016 N 08-2016 и неоплаты их ответчиком.
В отношении судебных расходов судебные акты соответствуют постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», статьям 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельствам рассмотрения дела.

Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 15, 309, 310, 393, 421, 513, 506, 509, 510, 517, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что ответчиком (заказчик) допущен сверхнормативный простой вагонов, предоставленных истцом (исполнитель).

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и отказывая в удовлетворении иска, суд округа руководствовался статьями 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», статьями 1, 3, 4, 9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», пункте 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, и исходил из отсутствия между сторонами правоотношений по перевозке спорного груза ввиду недоказанности передачи спорного груза ответчику для перевозки.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт оказания экспедитором дополнительных услуг по привлечению сюрвейера в интересах клиента и с его согласия, несвоевременную оплату выставленного экспедитором счета, признав необоснованным отказ клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 10 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что ответчик в полном объеме исполнил свои обязательства, предоставив истцу для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС ноль процентов все запрашиваемые документы, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафа.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что во исполнение условий договора истец предоставил под погрузку транспортное средство с указанными в договоре характеристиками, однако в погрузке груза грузоотправителем отказано в связи с отсутствием на транспортном средстве боковой загрузки кузова, срыв погрузки груза произошел по вине ответчика, поскольку при составлении договора не были учтены особенности груза и технические характеристики транспортного средства, руководствуясь положениями статей 329, 330, 791, 794, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод о наличии оснований для возложения на ответчика ответственности в виде штрафа, предусмотренного договором, за непредставление груза к перевозке.

Источник

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным. договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным фото. картинка договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным. смотреть фото договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным. смотреть картинку договор транспортной экспедиции является консенсуальным или реальным.

🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.

Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

Экспедитор отвечает за груз клиента, если:

— вёз груз на своем транспорте;

— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;

— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Статья актуальна на 19.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Расходы сторон договора транспортной экспедиции

Автор: Поздышева О. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

К транспортно-экспедиционным услугам относятся организация перевозки груза, заключение договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) оказать или организовать оказание определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Далее речь пойдет о том, как условия договора транспортной экспедиции влияют на исчисление налога на прибыль.

Правовое регулирование

Отношения сторон по договору транспортной экспедиции регулируются:

гл. 41 ГК РФ (причем правила данной главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком);

Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ;

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, далее – Правила).

В силу п. 1 ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть установлены следующие обязанности экспедитора, связанные с перевозкой:

организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом;

заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

обеспечение отправки и получения груза; и др.

В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций, связанных с доставкой грузов, в том числе:

получение требующихся для экспорта или импорта документов;

выполнение таможенных и иных формальностей;

уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, хранение груза, его получение в пункте назначения.

В договоре транспортной экспедиции должны быть установлены права и обязанности сторон. Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 87-ФЗ клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, давать указания экспедитору, требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза (если это предусмотрено договором). Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента (в порядке, предусмотренном договором).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор должен проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается (п. 1).

При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4). Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5).

В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента о произведенных изменениях (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 87-ФЗ).

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц. При этом возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).

Экспедиторские документы

Договор транспортной экспедиции составляется в письменной форме (ст. 802 ГК РФ). Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п. 7 Правил). Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Согласно п. 5 Правил экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Обратите внимание: в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках гл. 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое оказание определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (письма Минфина России от 09.09.2021 № 03-03-06/1/72942, от 03.09.2021 № 03-03-06/1/71385).

Договор транспортной экспедиции…

Согласно ГК РФ экспедиция является самостоятельным видом договора, не относящимся ни к посредническим договорам, ни к договорам возмездного оказания услуг. Глава 25 НК РФ не содержит положений, регламентирующих порядок исчисления налога на прибыль при договорах транспортной экспедиции, поэтому договор должен быть составлен таким образом, чтобы его положения были понятны с точки зрения Налогового кодекса. Иными словами, во избежание разногласий с налоговыми органами схема данного договора должна быть близка к посредническим договорам (поручения, комиссии, агентирования) или к договору возмездного оказания услуг. Либо это может быть смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (ст. 421 ГК РФ).

И последнее. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Однако эта норма не устанавливает способ определения цены в договоре, а лишь защищает интересы экспедитора. Поэтому для целей налогообложения важно четко прописать в договоре, как будет определяться цена – либо в виде единой стоимости услуг экспедитора, либо в виде вознаграждения экспедитора, тогда затраты, понесенные им, «перевыставляются» клиенту.

…по схеме договора возмездного оказания услуг

Обычно такие договоры заключаются, когда экспедитор оказывает услуги клиентам своими силами, без привлечения сторонних организаций (например, осуществляет перевозку своим транспортом, проверяет количество и состояние груза, занимается погрузкой, выгрузкой, хранением груза).

Нередко экспедиторы привлекают третьих лиц, осуществляющих перевозку, погрузочно-разгрузочные и другие работы. При этом отношения с клиентом все равно строятся на основании договора транспортной экспедиции по схеме «возмездное оказание услуг». Как правило, это происходит, когда организация-экспедитор не хочет афишировать стоимость услуг транспортных компаний и размер своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну.

Данная схема удобна и в ситуациях, когда экспедитор оказывает услуги нескольким клиентам одновременно (в вагоне или автомашине перевозятся грузы сразу нескольких клиентов), что затрудняет «перепредъявление» клиентам стоимости услуг привлекаемых организаций.

Цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора. Вознаграждение, полученное от клиента – грузоотправителя или грузополучателя экспедитором, подлежит учету в его доходах для целей налогообложения прибыли организаций в том объеме, в котором оно получено (ст. 249 НК РФ). При этом выплаты перевозчику, связанные с исполнением перевозчиком обязанностей экспедитора, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли организаций, если указанные затраты не компенсируются клиентом (Письмо Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185).

При таком договоре экспедитор представляет клиенту акт на оказание услуг, свой счет-фактуру и, конечно же, транспортные документы.

…по схеме посреднического договора (комиссии, агентирования, поручения)

Как правило, такая схема применяется, если экспедитор для организации услуг, связанных с перевозкой грузов, привлекает сторонние компании. В этом случае понесенные им затраты он «перевыставляет» клиенту и отдельно показывает свое вознаграждение.

В силу п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или иному аналогичному договору. Согласно вышеуказанному пункту в состав расходов, в частности, не включаются суммы затрат экспедитора, которые в соответствии с заключенным договором экспедиции (исходя из условий договора и (или) положений законодательства РФ) возмещаются или должны быть возмещены клиентом.

На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

С учетом изложенного расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом и в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются экспедитором при определении базы по налогу на прибыль (см. Письмо Минфина России от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Отметим, что гражданское законодательство не требует от экспедитора составления отчета в случаях, когда для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает сторонние организации. Лишь в п. 15 Правил установлено, что экспедитор может предоставлять клиенту определенную информацию, причем только по требованию последнего.

Однако, полагаем, во избежание разногласий с налоговыми органами, если договор оформлен по данной схеме, экспедитору лучше составить отчет для клиента. На необходимость составления такого отчета указывается, например, в Письме УФНС по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797. Как следует из этого письма, если договором предусмотрено, что клиент несет расходы на выплату вознаграждения экспедитору и расходы, связанные с оплатой (возмещением) стоимости отдельных услуг по транспортировке груза, предусмотренных договорными условиями, то данные расходы (при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ) для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены:

в части сумм, причитающихся в качестве вознаграждения, – отчетом экспедитора;

в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза – первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, транспортными накладными, актами выполненных работ и т. п.).

Экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг (Письмо УФНС по г. Москве от 29.08.2008 № 20-12/082058).

Чаще всего на практике возникают ситуации, когда для исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор часть услуг оказывает сам, а часть заказывает на стороне. Например, нанимает транспортную организацию для перевозки груза, а погрузочно-разгрузочные работы и сопровождение груза осуществляет самостоятельно, то есть в договоре предусмотрены и посредническая деятельность, и возмездное оказание услуг. В этом случае в договоре отдельно должны указываться стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер его вознаграждения за организацию перевозки.

Возмещение ущерба, вызванного необеспечением сохранности груза

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба (если не докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело). При этом экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (данное положение должно быть в договоре транспортной экспедиции). Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им вознаграждения экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора (ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ).

Например, в договоре экспедиции могут быть прописаны следующие условия: «В случае утраты (недостачи, повреждения) груза экспедитор обязан возместить клиенту ущерб, размер которого определяется исходя из стоимости принятого груза в соответствии с действующим законодательством РФ. Стоимость принятого груза составляет 1 200 000 руб., в том числе НДС – 200 000 руб. Кроме того, экспедитор обязан возвратить клиенту вознаграждение, ранее полученное за организацию перевозки утраченного (недостающего, поврежденного) груза».

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитору может быть предъявлена претензия. Право на это имеют: клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо; получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции; страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии и удостоверяющих количество и стоимость отправленного груза (подлинники или копии, засвидетельствованные в установленном порядке).

Обратите внимание: для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 Федерального закона № 87-ФЗ).

Затраты экспедитора на возмещение ущерба клиенту учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). При применении метода начисления они признаются на дату признания экспедитором суммы причиненного ущерба или на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Для клиента (поставщика-грузоотправителя) сумма возмещения ущерба, подлежащая уплате экспедитором, является внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ). В целях налогообложения он может исключить из данной суммы стоимость утраченного (поврежденного) имущества, так как в этой части не возникает экономической выгоды (ст. 41 НК РФ). В таком случае стоимость утраченного (поврежденного) груза в расходы клиента не включается.

При методе начисления сумма возмещения ущерба учитывается в целях налогообложения на дату признания ее экспедитором или на момент вступления в законную силу соответствующего решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271, ст. 317 НК РФ).

О налоге на прибыль с доходов иностранной компании от оказания экспедиторских услуг российской организации

Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В свою очередь, к доходам от международной перевозки, указанной в пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся.

В силу п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В связи с вышеизложенным, если иностранная организация осуществляет оказание экспедиторских услуг на территории РФ, доходы, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг, подлежат обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в РФ. В этом случае в соответствии со ст. 246 НК РФ иностранная компания будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, связанных с осуществлением ею деятельности на территории РФ.

В свою очередь, если иностранная организация оказывает экспедиторские услуги исключительно вне территории РФ, доходы, полученные ею в этой связи, не могут подлежать обложению налогом на прибыль в РФ.

В случае если услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, по своему объему и характеру могут быть квалифицированы в рамках норм НК РФ и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как международная перевозка, следует руководствоваться в том числе нормами п. 1 ст. 309, ст. 310 и 312 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.04.2021 № 03-08-05/32703).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *