договор транспортной экспедиции является возмездным
Договор транспортной экспедиции является возмездным
ГК РФ Статья 801. Договор транспортной экспедиции
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 801 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Энциклопедия судебной практики. Транспортная экспедиция. Договор транспортной экспедиции (Ст. 801 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Транспортная экспедиция. Договор транспортной экспедиции
(Ст. 801 ГК)
1. Общие вопросы квалификации договора транспортной экспедиции, его отграничение от иных видов обязательств
1.1. Если предметом договора является не перевозка груза, а организация такой перевозки, то правоотношения сторон должны регулироваться нормами ГК РФ о договоре транспортной экспедиции
Довод заявителя о том, что из договора-заявки следует, что по своей природе он является документом, подтверждающим сделку по разовой перевозке груза, подлежит отклонению. Предметом договора является не перевозка груза, а организация такой перевозки, в связи с чем правоотношения подлежат регулированию нормами гл. 41 [Гражданского] Кодекса.
1.2. Договор транспортной экспедиции заключается грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может выполнить для клиента любые услуги, связанные с перевозкой груза
Сфера применения договора транспортной экспедиции широка и позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем (клиентом) с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для клиента любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза.
1.3. Пункт 1 статьи 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, связанных с перевозкой груза, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции
Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг не ограничен законодателем.
1.4. Если наряду с обязанностями по организации платежных и информационных услуг в состав обязательств исполнителя не входят действия, связанные с перевозкой груза, то такие правоотношения не могут быть квалифицированы как договор транспортной экспедиции и должны регулироваться положениями гл. 39 ГК РФ
Общество не принимало груз, не сопровождало груз в пути следования, не оформляло перевозку груза и не выполняло иные обязанности экспедитора. Услуги, оказываемые обществом, могут быть включены в договор транспортной экспедиции, однако договор на оказание только этих услуг не может быть квалифицирован как договор транспортной экспедиции. Поэтому правоотношения по договору регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.5. Один из главных квалифицирующих признаков договора транспортной экспедиции заключается в том, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг связаны с перевозкой груза
Договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора. Общим для этих договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза и на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.6. Если сторонами исполнялся договор, в котором при наличии ряда обязанностей не согласованы все существенные условия транспортно-экспедиционных услуг, то такой договор может быть квалифицирован как обязательство по возмездному оказанию услуг
Суды пришли к выводам, что несмотря на обозначение сторонами договора в качестве договора транспортной экспедиции условия договора и правоотношения сторон, складывавшиеся в рамках исполнения договора, представляли отношения по оказанию услуг, заключенный сторонами договор представляет собой договор возмездного оказания услуг, урегулированный гл. 39 ГК РФ.
1.7. При отсутствии в договоре элементов транспортно-экспедиционных услуг спорное обязательство не может квалифицироваться как договор транспортной экспедиции только исходя из наличия в нем ссылок на применение норм законодательства об экспедиции
Доводы истца о том, что договор является смешанным и содержит элементы договора морской перевозки и договора об организации морской перевозки грузов, судами отклонены. Такие договоры заключаются с перевозчиком. Между тем истец перевозчиком не является. Тот факт, что в договор включено условие о возможности применения норм КТМ РФ, не даёт оснований для квалификации договора как содержащего элементы договора морской перевозки либо договора об организации морской перевозки грузов.
1.8. При квалификации спорного обязательства как договора транспортной экспедиции суд должен указать, какие условия договора содержат признаки транспортно-экспедиционных услуг
Суд не указал в решении, какие условия заключенного истцом и ответчиком договора позволили определить этот договор как договор транспортной экспедиции. Без выяснения правовой природы договора невозможно правильно определить объем прав и обязанностей сторон.
1.9. Наличие в договоре правоотношений по транспортной экспедиции препятствует его квалификации только как договора перевозки
Договором на общество возложены обязанности по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе обеспечить доставку груза в пункт назначения с использованием транспорта, находящегося в собственности, аренде или лизинге, а также по генеральной доверенности. Согласованные сторонами условия договора указывают на наличие между сторонами правоотношений по транспортной экспедиции, что препятствует его квалификации только как договора перевозки.
1.10. При квалификации спорного обязательства как договора транспортной экспедиции к договору не подлежат применению положения главы 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг
Основываясь на толковании условий договора и положений статьи 801 ГК РФ, статьи 20 Закона о морских портах, суды пришли к выводу о том, что данный договор является договором транспортной экспедиции. Исходя из этого, суды указали, что в силу пункта 2 статьи 779 ГК РФ к данному договору не подлежат применению положения главы 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг.
1.11. При определении территориальной подсудности иска клиента к экспедитору, не являющемуся перевозчиком, не применяются правила ч. 3 ст. 38 АПК РФ о предъявлении иска в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика
Апелляционной коллегией сделан вывод, что сложившиеся между сторонами правоотношения являются отношениями по транспортной экспедиции, в связи с чем при определении подсудности рассматриваемого спора нормы статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применил.
1.12. Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня
Договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса).
Договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличаться содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Перечень разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не является закрытым. Но во всех подобных случаях контракты, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса) (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2012 N ВАС-4665/12).
Договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличаться содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции.
1.13. Договор транспортной экспедиции и договор организации перевозок имеют различный предмет, однако это не мешает включать в условия договора транспортной экспедиции обязанность экспедитора по организации перевозки груза
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абзац 2 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2. Споры, связанные с оплатой вознаграждения экспедитору
2.1. В случае когда грузополучатель не является клиентом, факт получения груза не является безусловным основанием для возложения на него обязанности клиента по оплате вознаграждения экспедитору
Апелляционный суд только на основании того, что в товарно-транспортной накладной в графе получение груза стоит штамп ООО «Ф» сделал вывод об отсутствии обязательства по оплате доставки груза у ООО «Ф-С». Между тем такой вывод противоречит закону. ООО «Р» является экспедитором, обязавшимся по поручению ООО «Ф-С» доставить груз по определенному маршруту. Заказчик перевозки (клиент) может не являться грузополучателем.
2.2. При надлежащем исполнении обязательства по доставке груза экспедитор вправе требовать от клиента уплаты согласованного вознаграждения и процентов за просрочку его оплаты по ст. 395 ГК РФ
Груз доставлен по назначению, отсутствуют претензии об утрате груза или выдаче его неизвестному лицу. Экспедитор имеет право на получение от клиента согласованной провозной платы, а также процентов за пользование чужими денежными средствами при просрочке оплаты.
2.3. Обязанность клиента по оплате вознаграждения экспедитору наступает при документальном подтверждении факта оказания экспедитором транспортно-экспедиционных услуг
Основанием для выставления счета-фактуры и акта за оказанные транспортно-экспедиционные услуги служат данные путевых листов, заверенные заказчиком, подписанная заказчиком заявка на транспортно-экспедиционное обслуживание, отметка заказчика в сопроводительных документах. Суды пришли к выводу, что ООО «Н» доказало факт оказания услуг ООО «Т».
Факт оказания услуг истцом ответчику нельзя признать доказанным. Представленные документы не отражают полных сведений по организации исполнителем перевозки вверенного ему груза. Договоры-заявки не позволяют установить, в чей именно адрес должна быть произведена доставка груза.
2.4. Нарушение экспедитором сроков оказания услуг не освобождает клиента от возмещения расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации или Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, условия договора не предусматривают, что нарушение срока оказания услуг является основанием для освобождения клиента от возмещения понесенных экспедитором расходов в интересах клиента.
2.5. Использование ненадлежащей формы документов при оформлении клиентом поручения экспедитору не освобождает клиента от обязанности оплатить оказанные услуги при отсутствии у последнего возражений по их качеству и стоимости
Судом установлено, что форма документов, используемых сторонами, не соответствует форме, утвержденной приказом Минтранса РФ, однако это не свидетельствует о недействительности указанных документов. Подписание ответчиком актов приемки услуг свидетельствует об отсутствии претензий по качеству и стоимости оказанных услуг, а также, что все документы ответчиком получены.
2.6. Неподписание клиентом акта приемки услуг при доказанности факта их оказания, не освобождает его от оплаты экспедитору вознаграждения, предусмотренного договором
Суд пришел к выводу, что истец доказал оказание услуг по доставке всего груза. Неподписание ответчиком акта выполненных работ (услуг), при доказанности факта их выполнения не освобождает его от обязанности их оплаты. Поскольку ООО оказанные ему услуги в полном объеме не оплатило, суд иск о взыскании задолженности удовлетворил.
2.7. Приняв обязательство оплатить экспедитору оказанные услуги, клиент должен исполнить это обязательство надлежащим образом в соответствии с условиями договора
Суд указал, что приняв обязательство оплатить истцу оказанные услуги, ответчик должен надлежащим образом выполнить свое обязательство по оплате при том, что доводов о неисполнении или ненадлежащем исполнении истцом своих обязательств ООО не заявило.
2.8. Если договором не установлена конкретная ответственность клиента за просрочку уплаты вознаграждения экспедитору, то последний вправе требовать от клиента уплаты законной неустойки
Суды установили факт оказания экспедитором услуг по перевозке груза в отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг. Установив факт нарушения сроков оплаты, суды пришли к выводу о взыскании неустойки, рассчитанной по правилам Закона N 87-ФЗ.
3. Споры между клиентами и экспедиторами, связанные с возмещением стоимости дополнительных услуг и расходов по договорам транспортной экспедиции
3.1. Суд вправе отказать во взыскании с клиента стоимости дополнительных услуг, если экспедитор их не обосновал и не подтвердил документально
Суд апелляционной инстанции указал, что экспедитор не обосновал и документально не подтвердил заявленное им в одностороннем порядке увеличение тарифа на организацию перевозки контейнера, в связи с чем суд отклонил довод о подтверждении факта оказания истцом дополнительных услуг ответчику одним только актом сверки расчетов.
3.2. Если необходимость оказания дополнительных услуг возникла не по причине ненадлежащего исполнения экспедитором своих обязанностей, то клиент обязан оплатить расходы, понесенные экспедитором на оплату указанных услуг
Суды пришли к выводу об отсутствии вины экспедитора в том, что возникла необходимость проведения дополнительных работ, переоформления товарно-транспортных и перевозочных документов, следовательно, ООО «С» обязано оплатить задолженность ввиду понесенных экспедитором дополнительных расходов.
3.3. Если экспедитор, действуя разумно при выполнении своих обязательств, в интересах клиента понес дополнительные, заранее не согласованные расходы, то клиент обязан их оплатить
Факт надлежащего исполнения экспедитором обязательств по договору Завод не отрицает. Ответчик сослался на то, что дополнительные расходы, понесенные истцом при исполнении договора, и их размер не был согласован с Заводом. Доводы исследованы судами, которые пришли к [обоснованному] выводу об обязанности ответчика оплатить предъявленные ко взысканию расходы истца.
3.4. Клиент обязан оплатить экспедитору дополнительные расходы, понесенные последним в связи с задержкой груза по причине указания клиентом недостоверных сведений о грузе при его таможенном оформлении
Факт нахождения контейнера с грузом на таможенном оформлении свыше 48 часов именно по причине указания клиентом недостоверных сведений в документах на груз установлен и сторонами не оспаривается. Следовательно, доказать, что контейнер был возвращен с опозданием по иной причине, должен клиент.
Суд первой инстанции правомерно взыскал с Компании дополнительные расходы Общества в виде платы за сверхнормативное пользование контейнером.
3.5. Экспедитору может быть отказано в возмещении не предусмотренных договором затрат на хранение груза, если он не доказал, что такие расходы понесены в интересах клиента
Суды установили, что доказательства уведомления экспедитором клиента о действиях по приостановлению перевозки, передаче груза хранение отсутствуют. Суд отказал в удовлетворении иска в части возмещения затрат на хранение груза, так как указанные действия совершены экспедитором не в интересах грузоотправителя.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.
Расходы сторон договора транспортной экспедиции
Автор: Поздышева О. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
К транспортно-экспедиционным услугам относятся организация перевозки груза, заключение договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) оказать или организовать оказание определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Далее речь пойдет о том, как условия договора транспортной экспедиции влияют на исчисление налога на прибыль.
Правовое регулирование
Отношения сторон по договору транспортной экспедиции регулируются:
гл. 41 ГК РФ (причем правила данной главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком);
Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ;
Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, далее – Правила).
В силу п. 1 ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть установлены следующие обязанности экспедитора, связанные с перевозкой:
организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом;
заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
обеспечение отправки и получения груза; и др.
В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций, связанных с доставкой грузов, в том числе:
получение требующихся для экспорта или импорта документов;
выполнение таможенных и иных формальностей;
уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, хранение груза, его получение в пункте назначения.
В договоре транспортной экспедиции должны быть установлены права и обязанности сторон. Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 87-ФЗ клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, давать указания экспедитору, требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза (если это предусмотрено договором). Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента (в порядке, предусмотренном договором).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор должен проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается (п. 1).
При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4). Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5).
В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента о произведенных изменениях (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 87-ФЗ).
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц. При этом возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).
Экспедиторские документы
Договор транспортной экспедиции составляется в письменной форме (ст. 802 ГК РФ). Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п. 7 Правил). Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.
Согласно п. 5 Правил экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Обратите внимание: в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках гл. 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое оказание определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (письма Минфина России от 09.09.2021 № 03-03-06/1/72942, от 03.09.2021 № 03-03-06/1/71385).
Договор транспортной экспедиции…
Согласно ГК РФ экспедиция является самостоятельным видом договора, не относящимся ни к посредническим договорам, ни к договорам возмездного оказания услуг. Глава 25 НК РФ не содержит положений, регламентирующих порядок исчисления налога на прибыль при договорах транспортной экспедиции, поэтому договор должен быть составлен таким образом, чтобы его положения были понятны с точки зрения Налогового кодекса. Иными словами, во избежание разногласий с налоговыми органами схема данного договора должна быть близка к посредническим договорам (поручения, комиссии, агентирования) или к договору возмездного оказания услуг. Либо это может быть смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (ст. 421 ГК РФ).
И последнее. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Однако эта норма не устанавливает способ определения цены в договоре, а лишь защищает интересы экспедитора. Поэтому для целей налогообложения важно четко прописать в договоре, как будет определяться цена – либо в виде единой стоимости услуг экспедитора, либо в виде вознаграждения экспедитора, тогда затраты, понесенные им, «перевыставляются» клиенту.
…по схеме договора возмездного оказания услуг
Обычно такие договоры заключаются, когда экспедитор оказывает услуги клиентам своими силами, без привлечения сторонних организаций (например, осуществляет перевозку своим транспортом, проверяет количество и состояние груза, занимается погрузкой, выгрузкой, хранением груза).
Нередко экспедиторы привлекают третьих лиц, осуществляющих перевозку, погрузочно-разгрузочные и другие работы. При этом отношения с клиентом все равно строятся на основании договора транспортной экспедиции по схеме «возмездное оказание услуг». Как правило, это происходит, когда организация-экспедитор не хочет афишировать стоимость услуг транспортных компаний и размер своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну.
Данная схема удобна и в ситуациях, когда экспедитор оказывает услуги нескольким клиентам одновременно (в вагоне или автомашине перевозятся грузы сразу нескольких клиентов), что затрудняет «перепредъявление» клиентам стоимости услуг привлекаемых организаций.
Цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора. Вознаграждение, полученное от клиента – грузоотправителя или грузополучателя экспедитором, подлежит учету в его доходах для целей налогообложения прибыли организаций в том объеме, в котором оно получено (ст. 249 НК РФ). При этом выплаты перевозчику, связанные с исполнением перевозчиком обязанностей экспедитора, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли организаций, если указанные затраты не компенсируются клиентом (Письмо Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185).
При таком договоре экспедитор представляет клиенту акт на оказание услуг, свой счет-фактуру и, конечно же, транспортные документы.
…по схеме посреднического договора (комиссии, агентирования, поручения)
Как правило, такая схема применяется, если экспедитор для организации услуг, связанных с перевозкой грузов, привлекает сторонние компании. В этом случае понесенные им затраты он «перевыставляет» клиенту и отдельно показывает свое вознаграждение.
В силу п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или иному аналогичному договору. Согласно вышеуказанному пункту в состав расходов, в частности, не включаются суммы затрат экспедитора, которые в соответствии с заключенным договором экспедиции (исходя из условий договора и (или) положений законодательства РФ) возмещаются или должны быть возмещены клиентом.
На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.
С учетом изложенного расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом и в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются экспедитором при определении базы по налогу на прибыль (см. Письмо Минфина России от 30.03.2005 № 03-04-11/69).
Отметим, что гражданское законодательство не требует от экспедитора составления отчета в случаях, когда для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает сторонние организации. Лишь в п. 15 Правил установлено, что экспедитор может предоставлять клиенту определенную информацию, причем только по требованию последнего.
Однако, полагаем, во избежание разногласий с налоговыми органами, если договор оформлен по данной схеме, экспедитору лучше составить отчет для клиента. На необходимость составления такого отчета указывается, например, в Письме УФНС по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797. Как следует из этого письма, если договором предусмотрено, что клиент несет расходы на выплату вознаграждения экспедитору и расходы, связанные с оплатой (возмещением) стоимости отдельных услуг по транспортировке груза, предусмотренных договорными условиями, то данные расходы (при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ) для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены:
в части сумм, причитающихся в качестве вознаграждения, – отчетом экспедитора;
в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза – первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, транспортными накладными, актами выполненных работ и т. п.).
Экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг (Письмо УФНС по г. Москве от 29.08.2008 № 20-12/082058).
Чаще всего на практике возникают ситуации, когда для исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор часть услуг оказывает сам, а часть заказывает на стороне. Например, нанимает транспортную организацию для перевозки груза, а погрузочно-разгрузочные работы и сопровождение груза осуществляет самостоятельно, то есть в договоре предусмотрены и посредническая деятельность, и возмездное оказание услуг. В этом случае в договоре отдельно должны указываться стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер его вознаграждения за организацию перевозки.
Возмещение ущерба, вызванного необеспечением сохранности груза
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба (если не докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело). При этом экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (данное положение должно быть в договоре транспортной экспедиции). Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им вознаграждения экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора (ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ).
Например, в договоре экспедиции могут быть прописаны следующие условия: «В случае утраты (недостачи, повреждения) груза экспедитор обязан возместить клиенту ущерб, размер которого определяется исходя из стоимости принятого груза в соответствии с действующим законодательством РФ. Стоимость принятого груза составляет 1 200 000 руб., в том числе НДС – 200 000 руб. Кроме того, экспедитор обязан возвратить клиенту вознаграждение, ранее полученное за организацию перевозки утраченного (недостающего, поврежденного) груза».
В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитору может быть предъявлена претензия. Право на это имеют: клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо; получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции; страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии и удостоверяющих количество и стоимость отправленного груза (подлинники или копии, засвидетельствованные в установленном порядке).
Обратите внимание: для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 Федерального закона № 87-ФЗ).
Затраты экспедитора на возмещение ущерба клиенту учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). При применении метода начисления они признаются на дату признания экспедитором суммы причиненного ущерба или на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Для клиента (поставщика-грузоотправителя) сумма возмещения ущерба, подлежащая уплате экспедитором, является внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ). В целях налогообложения он может исключить из данной суммы стоимость утраченного (поврежденного) имущества, так как в этой части не возникает экономической выгоды (ст. 41 НК РФ). В таком случае стоимость утраченного (поврежденного) груза в расходы клиента не включается.
При методе начисления сумма возмещения ущерба учитывается в целях налогообложения на дату признания ее экспедитором или на момент вступления в законную силу соответствующего решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271, ст. 317 НК РФ).
О налоге на прибыль с доходов иностранной компании от оказания экспедиторских услуг российской организации
Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В свою очередь, к доходам от международной перевозки, указанной в пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся.
В силу п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
В связи с вышеизложенным, если иностранная организация осуществляет оказание экспедиторских услуг на территории РФ, доходы, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг, подлежат обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в РФ. В этом случае в соответствии со ст. 246 НК РФ иностранная компания будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, связанных с осуществлением ею деятельности на территории РФ.
В свою очередь, если иностранная организация оказывает экспедиторские услуги исключительно вне территории РФ, доходы, полученные ею в этой связи, не могут подлежать обложению налогом на прибыль в РФ.
В случае если услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, по своему объему и характеру могут быть квалифицированы в рамках норм НК РФ и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как международная перевозка, следует руководствоваться в том числе нормами п. 1 ст. 309, ст. 310 и 312 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.04.2021 № 03-08-05/32703).