договор в ново огарево
Новоогарёвский процесс
Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.
Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В новоогарёвском процессе принимали участие 9 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.
Первое заседание состоялось 23 апреля, в ходе которого было принято совместное заявления:
«Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума… В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней… Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик»
Первый раз подписанию договора помешали события 19-21 августа. Государственный комитет по чрезвычайному положению отстранил Михаила Горбачева от власти.
Однако, после провала ГКЧП по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором о создании ССГ уже как конфедерации. Последний раз главы большинства республик и президент СССР сделали заявление в ноябре 1991 года, которое транслировалось на телевидении. Подписание договора было намечено на декабрь.
1 декабря на Украине был проведён референдум по вопросу её независимости от СССР, который показал 90% утвердительных ответов.
Точку в Новоогарёвском процессе поставило подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, заявившего о прекращении существования СССР и создании организации СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик.
25 декабря 1991 года президент СССР ушёл в отставку.
Как разрушали СССР: Новоогарёвский процесс
Всесоюзный мартовский референдум 1991 года показал удивительные результаты. Удивительные потому, что проводился он в условиях тотального дефицита. Полки продуктовых и промтоварных магазинов были пусты. Затеянное накануне (в конце января) министром финансов СССР Валентином Павловым изъятие банкнот самого крупного достоинства с обменом их в три дня на купюры нового образца опустошило и карманы граждан. День ото дня росли безработица и преступность…
Под ногами шедших 17 марта на участки для голосования шелестели неубранные с осени листья напополам с листовками националистов, непримиримых сторонников автономизации. По странному стечению обстоятельств, гражданам каждой из союзных республик всеми возможными способами настойчиво вбивалась в голову мысль, что стоит перестать «кормить Москву», как они сразу же превратятся в подобие Франции или Швейцарии. Хотя на самом деле та же Украинская ССР, «житница страны», получала из центра помощи на сумму порядка 6 миллиардов долларов в год. Но об этом крикуны-провокаторы, понятно, молчали.
Пример агитационных листовок, синхронно призывавших граждан УССР (слева) и РСФСР бороться за распад СССР
А граждан РСФСР упорно убеждали в том, что если отказаться от нахлебников в лице союзных республик, то обновлённая Россия взлетит по качеству жизни чуть ли не на первое место в рейтинге государств мира. К «сэкономленным» украинским миллиардам добавьте белорусские, казахские, киргизские и прочие и поделите на количество населения Российской Федерации: да чуть ли не каждый выходил в этом случае если не в миллионеры, то, во всяком случае, превращался в держателя крупного состояния.
При этом следует иметь в виду, что Всесоюзный референдум 17 марта 1991 года был отнюдь не опросом с целью выяснить мнение жителей страны, которое можно учитывать или нет. Он проводился на основании Закона СССР от 27 декабря 1990 года, подписанного президентом Михаилом Горбачёвым и принятого Съездом народных депутатов СССР, статья 29 которого гласила: «Решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем референдума».
В полном соответствии с духом и буквой этого закона в своём интервью для Центрального телевидения Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов заявил о «проведении итогов референдума в жизнь». Были, однако, и другие заявленные мнения: газета «КоммерсантЪ», к примеру, вышла с заголовком «Референдум прошёл. И плебисцит с ним…», демонстрируя пренебрежение нарождающейся буржуазии, живущей иными интересами, к судьбе собственной страны.
Важно понимать, что референдум 1991 года проходил на фоне так называемого парада суверенитетов, начало которому было положено ещё 16 ноября 1988 года, когда Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете Эстонии, установившей верховенство республиканского законодательства над союзным. 6 мая 1989 года примеру соседки последовала Литовская ССР, 28 июля 1989 года – Латвийская и пошло-поехало… «Парад» неизбежно повлёк за собой «войну законов», республиканских с общесоюзными. Правовая вакханалия властно охватывала державу.
Но кое-какие общесоюзные законы кое-как ещё работали. Примером тому служит и запуск во исполнение закона СССР «О референдуме..» так называемого Новоогарёвского процесса: процедуры подготовки нового союзного договора, начавшейся в апреле 1991 года. Наименование он получил по названию президентской резиденции Михаила Горбачёва Ново-Огарёво под Москвой. Проходил по формуле «9+1» (9 союзных республик: Российская Федеративная, Азербайджанская, Белорусская, Казахская, Киргизская, Таджикская, Туркменская Узбекская и Украинская. А также союзный центр «как самостоятельный участник дискуссий».
Первое заседание состоялось 23 апреля, что, по словам Михаила Горбачёва, явилось важным шагом «к зарождению новоогарёвского процесса, позволившего реализовать курс на „центризм“». Его главный оппонент Борис Ельцин в своих воспоминаниях постфактум напрочь отрицает веру Горбачёва в успех этих переговоров и объясняет их исключительно надеждой Михаила Сергеевича, «загнанного в угол», выиграть за их счёт время.
Вопрос о том, кто пытался выиграть время и для чего, остаётся открытым, ибо, по словам советника президента СССР Георгия Шахназарова, «новоогарёвский» период явился, с одной стороны, «пиком противостояния» Горбачёва и Ельцина (с чем трудно не согласиться), а с другой – «высшей точкой их сотрудничества» (во что не верится вовсе). Поскольку накануне, 4 апреля, Ельцин обратился к съезду народных депутатов РСФСР с требованием наделить чрезвычайными полномочиями Верховный Совет и его председателя, то есть его самого. На следующий день съезд эти полномочия ему предоставил. Далее, 25 апреля, парламентарии одобрили российские законы «О президенте РСФСР» и «О выборах президента РСФСР», а уже 10 июля 1991 года Борис Николаевич реализовал своё право быть избранным на эту должность. И отнюдь не для того, чтобы делиться властью с Михаилом Сергеевичем, который оказывался попросту лишним, хотя понимание этого придёт к нему лишь пять месяцев спустя, когда он будет стоять перед опечатанной дверью своего кремлёвского кабинета, откуда были выброшены в коридор его вещи.
Параллельно с Новоогарёвским шли другие процессы. В последний день марта помощник президента СССР Анатолий Черняев записал в своём дневнике: «Объехал всю Москву начиная с Марьиной Рощи: на булочных либо замки, либо ужасающая абсолютная пустота. Такого Москва не видела, наверно, за всю историю – даже в самые голодные годы…»
Резкий скачок цен, произошедший 2 апреля 1991 года, подорожание товаров в два-пять, а то и больше раз не наполнил прилавки магазинов
Со вторника, 2 апреля, стартовала реформа розничных цен, которая по замыслу должна была уменьшить дефицит товаров, вздорожавших в среднем на 60% и дальше продолжавших неуклонно расти в цене. За пельмени, скажем, в марте брали 1 рубль 53 копейки, а в апреле – 4, 40; за килограмм полукопчёной колбасы – вместо 8, 43 – 19, 12; за говядину с костями – не 3,35, как раньше, а 7, 90. «По некоторым категориям товаров рост пяти- семи- десятикратный», писал аналитик.
В ответ на подорожание всего и вся вспыхивали протесты. Бастовали шахтёры Донецка, Кузбасса, Кировска, Воркуты.
Забастовка шахтеров Донецка, 1991 год
В знак солидарности с ними выходили на улицы городов железнодорожники и металлурги. Стотысячным митингом началась в Минске 10 апреля забастовка сразу на 64 предприятиях. В Киев она, как огонь лесного пожара, перебросилась через неделю. Политическая стачка в поддержку шахтеров Донбасса была объявлена общегородской. Звучали требования национализации имущества компартии. Компартии, генеральным секретарём которой оставался Михаил Горбачёв, вот уже год как занимавший пост президента СССР, что взаимно обесценивало его авторитет в обоих сферах – и государственной, и партийной.
Новоогарёвский процесс чётко делится на две фазы. Первая – 23 апреля – 23 мая – представляла собой «доверительную встречу с руководителями союзных республик», когда шло обсуждение общих вопросов. Вторая стартовала 24 мая, когда состоялось первое заседание под председательством Михаила Горбачёва, это была работа так называемого Подготовительного комитета по практической подготовке нового Союзного договора. Его подписание было намечено на 20 августа 1991 года.
По сути своей эти периоды мало чем отличались один от другого. Шла маловразумительная болтовня о возможности и принципах объединения, притом что каждый (а в этой работе приняли участие также председатели верховных советов 17 автономных республик) требовал себе как можно больше «суверенитета» и как можно меньше передачи прав «центру». Горбачёв со своей командой поступал ровно наоборот: по его предложениям республики получали прав даже меньше, чем по действовавшей Конституции СССР. Данные противоречия невозможно было разрешить, ибо вошедшие во вкус республики-«суверены» не желали поступаться ничем, прикрываясь «волей своего Верховного Совета» (из выступления Леонида Кравчука, поддержанного Исламом Каримовым от Узбекской ССР, и некоторыми другими).
Непримиримые друзья в Ново-Огарёво (справа налево): А.И. Лукьянов, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и «другие лица»
Даже название новообразуемого государства оставалось дискуссионным: старались сохранить аббревиатуру «СССР», с тем же содержанием или новым, например «Союз Советских Суверенных Республик». Однако против «республик» решительно возражал Борис Ельцин, категорически настаивавший на «государствах». И со свойственной ему энергией свой вариант он продавил.
В общем итоге «Новоогарёвская гора» родила мышь, причём дохлую. Тем не менее проект договора «О Союзе Суверенных Государств» 19 июня 1991 года был направлен в верховные советы союзных республик, а 27 июня с учётом полученных замечаний и поправок опубликован в «Правде». На эту публикацию последовала масса крайне критических отзывов. Суть уловила «Литературная газета»: в её номере за 19 июля сей документ был назван «. актом легализации развала Советского Союза».
«Шлифовка» его продолжалась, хотя ничего принципиально нового внести не удалось. Окончательный вариант союзного договора был парафирован 23 июля всеми участниками Новоогарёвского процесса (кроме президента РСФСР Бориса Ельцина) и вновь опубликован в центральных газетах. Но оставалась масса расхождений во взглядах участников встречи по самым принципиальным вопросам, в первую очередь о союзной собственности и налогах, однопалатном или двухпалатном устройстве парламента и очень многом другом. Некоторые автономии, к примеру, не хотели входить в состав Союза в составе своей союзной республики, а желали быть представленными напрямую, о чём заявил, в частности, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, только что (12 июня) занявший этот пост. Все разногласия предполагалось разрешать в текущем порядке, путём обсуждения в «суверенных» парламентах с последующим утверждением в общесоюзном. Процесс закладывался, что называется, «на века».
В последний момент название государства опять поменяли: с ССГ («Союз Суверенных государств», как оно и ушло в печать), на СССР («Союз Советских Суверенных Республик»). И этим положили явный камень преткновения к подписанию договора президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, категорически стоявшим за «ССГ».
Агрессивная агитация против подписания союзного договора на Украине шла с Галичины (листовка с обращением «К народу Украины», отпечатанная массовым тиражом в Ивано-Франковске). Любопытно, что её составитель манипулирует цифрами продукции, которую Западная Украина никогда не производила
Окончательное, торжественное подписание договора предполагалось ступенчатое: первыми должны были поставить свои подписи на документе представители РСФСР, Казахской и Узбекской ССР (20 августа), Белорусской ССР – 3 сентября, Азербайджанской и Таджикской ССР – 17 сентября, Туркменской и Киргизской ССР – 1 октября. Леонид Кравчук пообещал, что Украинская ССР подпишет договор 22 октября (с оговоркой: «возможно»). С такой же степенью вероятности и примерно тогда же обещали «подписаться» Армянская и Молдавская ССР.
Августовский путч, случившийся 18 – 21 августа, поломал все эти планы. Те, что стояли в конце списка подписантов, первыми и дёрнули прочь из СССР, объявив независимость: Армения – 23 августа, Украина – 24-го. Дольше всех продержалась в Советском Союзе Туркменская ССР – до 27 октября, 67-й годовщины образования республики.
Обложка, текст декларации и договора об образовании СССР. В нём вообще нет слова «суверенитет», ибо стороны реально договаривались об объединении четырёх советских республик, имевшее столь притягательную силу, что их число дошло до 16
Но и после подавления выступления ГКЧП, и «освобождения» из мнимого «форосского плена» Горбачёв продолжил свою затею: лепить союзное государство, теперь уже в форме конфедерации. Это был третий, заключительный этап Новоогарёвского процесса, точку в котором поставило подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, где было заявлено о прекращении существования СССР.
Соглашением объявлялось и о создании СНГ как межгосударственной организации. Однако это уже совсем другая история.
ed_glezin
ed_glezin
23 апреля 1991 года по инициативе М.С.Горбачева в Ново-Огареве состоялась встреча, на которой главы девяти республик в составе: Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, премьер-министра УССР В.М.Фокина, Председателя Совета Министров БССР В.Ф.Кебича, Президента Узбекистана И.А.Каримова, Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, Президента Азербайджана А.Н.Муталибова, Президента Кыргызстана А.А.Акаева, Президента Таджикистана М.М.Махкамова, Президента Туркменистана С.А.Ниязова и Президент СССР приняли «Совместное заявление» о новом Союзном договоре.
Так стартовали переговоры по формуле «9 + 1» по подготовке Союзного договора.
Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации
обстановки в стране и преодолению кризиса.
«Первое. Участники встречи считают, что непременным условием
стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по
восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному
соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного
договора и Конституции Союза. Из этого должны исходить в своей
деятельности союзные и республиканские органы власти, местные советы и
исполнительные комитеты, должностные лица всех организаций и
предприятий, граждане.
Второе. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является
заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов
проведенного всесоюзного референдума. В этой связи участники встречи
считают необходимым:
– завершить в ближайшее время работу над проектом нового Союзного
договора с тем, чтобы согласованный документ можно было подписать
делегациями названных республик;
– не позднее шести месяцев после подписания договора подготовить и
принять на Съезде народных депутатов СССР новую Конституцию Союза, в
основе которой должны быть положения договора о Союзе суверенных
государств; после принятия новой Конституции подготовить и провести
выборы органов власти Союза, предусмотренных договором и Конституцией;
в течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная
деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных
депутатов всех ступеней; высшие руководители союзных республик,
участвующие во встрече, признавая право Латвии, Литвы, Эстонии,
Молдовы, Грузии и Армении самостоятельно решать вопрос о
присоединении к Союзному договору, вместе с тем считают необходимым
установление режима наибольшего благоприятствования для республик,
подписавших Союзный договор, в рамках единого экономического
пространства, ими образуемого; недопустимы дискриминация по
национальному признаку, разжигание межнациональных конфликтов,
нарушения прав граждан СССР, где бы они ни проживали. Все факты
подобного рода должны решительно пресекаться правоохранительными
органами.
Третье. Подтвердить обязательства союзных органов и республик,
закрепленные в экономическом соглашении на 1991 год, и необходимость их
безусловного выполнения, в первую очередь – в отношении бюджетов и
формирования внебюджетных фондов.
При этом единодушно поддержано проведение совместных
антикризисных мер с учетом обострившейся социально-экономической
обстановки.
Должно обеспечиваться дальнейшее усиление и развитие
хозяйственных связей между предприятиями, регионами и республиками,
повышена ответственность за это Кабинета Министров СССР и правительств
союзных республик. В целях стабилизации обстановки в народном хозяйстве
страны участники встречи высказались за введение особого режима работы в
базовых отраслях промышленности, на предприятиях, выпускающих товары
народного потребления, на железнодорожном транспорте. При
необходимости органы власти республик примут дополнительные меры,
обеспечивающие нормальную работу народного хозяйства.
Участники встречи считают первоочередной задачей обеспечение
населения продуктами питания. Центральными и республиканскими
органами будут осуществляться скоординированные действия по
выполнению намеченных поставок материальных ресурсов сельскому
хозяйству, предприятиям агропромышленного комплекса. В течение второго
квартала Кабинет Министров СССР и правительства союзных республик
должны разработать и принять решения о поддержании эквивалентных
отношений сельского хозяйства и предприятий АПК с другими отраслями
народного хозяйства.
Четвертое. Признавая, что при проведении реформы розничных цен не
были учтены все факторы, негативно влияющие на жизненный уровень
населения, участники встречи считают необходимым принять ряд
дополнительных мер в интересах социальной защиты граждан, особенно
малоимущих. В частности: отменить 5-процентный налог на продажу
товаров повседневного спроса. Кабинету Министров СССР и правительствам
республик в недельный срок определить перечень таких товаров; Кабинету
Министров СССР и правительствам республик в течение двух недель
рассмотреть реальную ситуацию с ценами и принять согласованные решения
по вопросам, вызывающим наибольшую социальную напряженность;
принять меры по компенсации роста цен в студенческих столовых и
школьных буфетах, а также пересмотреть новые тарифы на
железнодорожном и авиационном транспорте в сторону их снижения; в
течение месяца принять решение об индексации доходов.
С учетом согласованных выше решений руководители Союза и
республик обращаются к шахтерам и всем трудящимся с призывом
прекратить забастовки по экономическим и политическим мотивам и
приложить усилия, чтобы уже в ближайшее время наверстать упущенное.
Пятое. Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в
стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки
достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому
неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно
избранных органов государственной власти.
Они высказались за сотрудничество и взаимодействие в рамках закона
всех общественных и политических сил с использованием возможностей,
предоставляемых развитием демократии, деятельностью представительных
органов власти, гласностью. При этом особо подчеркнуто, что в нынешнее
ответственное время превыше всего должны быть поставлены интересы
народа, практическая работа по выводу страны из кризиса, по продолжению
демократических преобразований в обществе, дальнейшей радикализации
экономической реформы при одновременном осуществлении мер социальной
поддержки населения.
Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по
стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без
кардинального повышения роли союзных республик.
Президент СССР М.Горбачев;
Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин;
премьер-министр УССР В.Фокин;
Председатель Совета Министров БССР В.Кебич;
Президент Узбекистана И.Каримов;
Президент Казахстана Н.Назарбаев;
Президент Азербайджана А.Муталибов;
Президент Кыргызстана А.Акаев;
Президент Таджикистана К.Махкамов;
Президент Туркменистана С.Ниязов».
«Правда», 1991, 24 апреля.
Новоогаревский процесс – это важнейший исторический этап периода перестройки. Он представлял собой процесс образования нового союзного договора для создания федеративного государства иного общественно-политического формата.
Несмотря на то, что решения эстонского парламента были отменены уже 26 ноября на заседании Президиума ВС СССР, они имели позитивное значение в рамках назревшего вопроса о пересмотре полномочий между центром и республиками. Резолюция Верховного Совета ЭССР, принятая в один день с декларацией о суверенитете, инициировала разработку нового Союзного договора. В ответ на это Президиум Верховного Совета СССР уже 28 декабря 1988 года издал постановление об «образовании рабочей группы из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик».
Пошел процесс разработки Союзного договора.
Весной и летом 1990 года прибалтийские, а затем и другие республики принимают декларации о национальном суверенитете. Таким образом, законы союза и республик стали противоречить друг другу. Создавшееся двоевластие мешало разрывало единое правовое поле в СССР.
А тем временем «парад суверенитетов» продолжает шагать по стране, в нем поучаствовали Удмуртская, Карельская, Якутская, Чукотская, Татарская, Мордовская республики, Южная Осетия и ряд других.
В конце 1990 года на сессии Верховного совета СССР обсуждался вопрос союзного договора. В свою очередь, Президент СССР М.С. Горбачев предлагает создать новый союз, носящий название Союза Суверенных Государств (ССГ). Процесс создания по сути нового союза был запущен в апреле 1991 года, он назван в честь резиденции Горбачева в Ново-Огарево, где проходила встреча («Новоогоревский процесс»).
На ней присутствовали представители 9 республик: Азербайджанской, Белорусской, Киргизской, Казахской, РСФСР, Таджикской, Туркменской, Узбекской, и Украинской. Горбачев предложил свой вариант союзного договора для обновления СССР. Он запланировал дать республикам обширные полномочия, сохраняя единое государство. Идею Горбачева поддержали 10 республик (из 15 имеющихся), они изъявили намерение вступить в Содружество Суверенных Государств.
В мае – июле 1991 года в Ново-Огарево проходило множество встреч с целью согласования проекта союзного договора. Переговоры выявили целый ряд противоречий в позициях сторон. Причем несостыковки обнаружились как в отношениях между республиками и союзным центром, так и в позиции самих республик.
На 20 августа было запланировано подписание договора представителями Казахской республики, Узбекской республики, Белоруссии и РСФСР. Для представителей других республик подписание планировалось осенью.
Действия ГКЧП вызвали массовый протест. Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, здесь сотни тысяч граждан устроили акции протеста против действий ГКЧП. Сторону закона занял Борис Ельцин и политическое руководство РСФСР. Уже 21 августа члены ГКЧП были вынуждены вывести войска из Москвы. После неудачной попытки провести переговоры с президентом СССР в Форосе, путчисты были арестованы по приказу Горбачёва.
В итоге, 8 декабря 1991 года тремя союзными славянскими государствами было подписано Беловежское соглашение. В нем говорилось об упразднении СССР и формировании СНГ – Содружества Независимых Государств. Соглашение готовилось и подписывалось втайне от Горбачева и народов страны. А уже 21 декабря 8 союзных республик присоединились к СНГ и признали распад СССР. 25 декабря первый и единственный Президент СССР объявил об отставке.