договор вго что это
Настройка показателей сверки внутригрупповых оборотов (ВГО)
Показатели сверки ВГО используются при построении модели консолидации для организации процесса сверки внутригрупповых оборотов, который выполняется после этапа выделения внутригрупповых оборотов.
Показатели сверки ВГО создаются на основе показателей ВГО с целью их последующего использования для конструирования правил сверки ВГО.
Целью создания показателей сверки ВГО является получение «срезов» данных различных показателей ВГО для последующего сравнения и выявления расхождений в показателях, содержащих данные по «встречным» внутригрупповым операциям. Например, для выявления расхождений между данными компаний-арендодателей о доходах от сдачи помещений в аренду и данными компаний-арендаторов о расходах на аренду производственных помещений.
Для создания и настройки показателей сверки ВГО используйте «Конструктор аналитик и показателей».
В бизнес-приложении выделите конструктор аналитик и показателей и выполните одно из действий:
нажмите кнопку « Открыть » на вкладке « Главная » ленты инструментов;
выполните команду « Открыть » в контекстном меню конструктора;
дважды щёлкните по конструктору.
Пример настройки показателей сверки ВГО для данных компаний-арендодателей о доходах от сдачи помещений в аренду и данных компаний-арендаторов о расходах на аренду производственных помещений
На этапе выделения внутригрупповых оборотов сформированы 2 показателя ВГО – «Сумма прочих доходов (ВГО)» и Расходы на аренду (ВГО)».
Для создания на их основе показателей сверки ВГО выполните следующие шаги:
В окне «Параметры показателя» задайте наименование показателя, тип показателя «Показатель сверки ВГО», а в качестве источника укажите показатель ВГО «Сумма прочих доходов (ВГО)»:
Поскольку сверка ВГО выполняется для конкретного контура ВГО и версии планирования, то эти аналитики будут являться параметрами алгоритма и не подлежат фиксации при создании показателя сверки ВГО (отмечены символом ), а для остальных аналитик выберите и зафиксируйте значения.
Аналогично создайте «встречный» показатель сверки ВГО «Расходы на аренду (для сверки ВГО)» на основе показателя ВГО «Расходы на аренду (ВГО)». Для этого задайте наименование и тип показателя «Показатель сверки ВГО», а в качестве источника укажите показатель ВГО «Расходы на аренду (ВГО)» и зафиксируйте срез данных со следующими параметрами: «Бюджетные статьи» – Арендная плата за использование производственных активов, «Валюта» – Российские рубли, «Типы данных» – Внутригрупповые обороты, «Единицы измерения» – Тыс. руб, «Проекты» – Без учёта проектов:
Далее созданные показатели сверки ВГО используйте для конструирования правил сверки ВГО.
Для отображения созданных показателей сверки ВГО в списке показателей нажмите на кнопку « Детализация » и выберите элемент
« Показатели ВГО ». Созданные показатели отобразятся, как дочерние элементы исходных показателей ВГО:
Автоматизация холдингов на 1С
Сверка внутригрупповых расчетов и оборотов, когда есть агентские схемы продажи внутри группы через третью сторону, включение дополнительных расходов третьих сторон в расчеты между компаниями внутри группы вот задача, которую бы хотелось обсудить сегодня.
Основной спецификой производственных холдингов является выполнение крупных производственных заказов, которые распределяются по производственной цепочке состоящей из множества предприятий, которые готовят части заказа. Для того, чтобы собрать конечную продукцию на финальной стадии и реализовать через единую сбытовую компанию. Часто такие компании территориально распределены по территории России и имеют свои транспортные и заготовительные предприятия в группе.
Учет агентских договоров
Часто предприятия производственного сектора пользуются услугами посредников при производстве и реализации своей продукции или для приобретения имущества, заказа работ или услуг. Как правило, данные работы выполняются в рамках договоров, заключенных по агентской схеме. Разработка данного участка является наиболее сложным при автоматизации процесса консолидации отчетности.
Статья 1005 ГК РФ определяет агентский договор следующим образом:
«По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.»
На уровне группы внутригрупповые расчеты между агентом и принципалом должны исключаться, причем согласно стандарту МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» агент определял свою выручку только в размере комиссионного вознаграждения, а у принципала доход — это стоимость всей сделки, а расход — себестоимость проданных товаров или услуг.
В системе АСТИК на платформе 1С: Консолидация предусмотрены следующие варианты реализации учета договоров по агентской схеме:
Двухсторонняя агентская схема — Реализация через агента, когда принципалом выступает сам продавец. В данном случае, при заполнении данных о выручке, продавец указывает в качестве контрагента не агента, а грузополучателя, для того, чтобы отразить реализацию конечному покупателю.
Сверка и исключение ВГО проходят по стандартной схеме «контрагент против контрагента» с использованием данных, предоставленных компаниями Группы, без изменения
В данном случае система определяет наличие агентской схемы в договоре контрагента и автоматически выполняет Сворачивание дебиторской и кредиторской задолженности для каждого агентского договора по номеру договора, а также производит замену контрагента на принципала, после чего выверка и исключение ВГО проводится по стандартному механизму «контрагент против контрагента».
Пример реализации элиминации ВГО в трехсторонней агентской схеме
Обозначим три стороны — Принципал, Агент, Завод — Покупатель.
Все строится на соответствии договоров всех этих сторон. По идее агентский договор – он один у агента и завода и у агента и принципала. У договора одни и те же номер и дата.
В договоре есть признак – агентский договор.
1.Агент: агент заполняет Пакеты Электронных Таблиц (ПЭТ) в соответствующей форме ставит галку в колонке «Агентский договор» и заполняет номер и дату;
2. Завод-Покупатель — не знает, что договор агентский поэтому он ничего не ставит, а заполняет только номер и дату – которые соответствуют номеру и дате в Договора агента;
3. Принципал — тоже, что и Завод-Покупатель, заполняет только номер и дату.
После завершения процедуры импорта ПЭТ в систему Консолидации и выверки ВГО, в ней формируются поправки по агентской схеме. Данные поправки заполняются автоматически по заранее настроенным шаблонам – «Рекласс агентской схемы ДЗ/КЗ и Доходы/Расходы».
В следующем этапе — Трансформации по МСФО заполняется корректировка «Рекласс агентской схемы», а на ее основании заполняется «Корректировка агентской схемы» — дальше эта корректировка ложится на КПС (по-моему с учетом корректировок).
8 этапов договорной работы
В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.
1 этап: инициатива заключения договора
Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.
Если вы занимаетесь подготовкой:
Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.
Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.
Согласуйте условия с контрагентом.
2 этап: определение основных условий
Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.
Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:
Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).
Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).
Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).
Цену или условия расчетов.
Ответственность за неисполнение.
Сроки и дополнительную информацию.
3 этап: проверка контрагентов
Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.
Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.
Стандартный перечень документов для досье контрагента
Читайте также нашу статью о 17 бесплатных сервисах для проверки контрагента. Смотрите также: Как проверить контрагента
4 этап: доработка текста договора
На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.
5 этап: согласование
Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:
Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:
Обоснование необходимости составления договора.
Обоснование выбора контрагента.
Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.
Срок согласования для каждого подразделения.
Пояснительную записку с дополнительной информацией.
Лист согласования также должен содержать:
Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.
После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.
Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора
6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту
Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.
Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.
Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.
Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.
Реестр договоров
Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:
7 этап: контроль за исполнением
В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).
Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.
Задачи ответственного сотрудника
8 этап: хранение
Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах. Минимальный срок хранения — 4 года, после чего договоры сдаются в архив. Копии и подлинники выдаются на основании запроса, заверенного руководителем структурного подразделения.
Схема работы с договором в электронном виде
Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.
Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).
Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.
Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.
Регистрация договора в электронном реестре.
Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.
Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.
Смотрите также: Курс «Директор по правовым вопросам»
Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.
Схемы консолидации с ВГО на примерах
Рассмотрим на примерах основные схемы консолидации отчетности на предприятиях. Для начала рассмотрим, какие же общества подлежат консолидации, а какие нет.
Подлежат консолидации:
Не подлежат консолидации:
ДЗО, где ГК владеет менее 20% и не оказывает существенного влияния на деятельность ДЗО.
Примеры составления консолидированного баланса
Случай первый — ГК владеет 100% ДЗО
Консолидация происходит в несколько этапов:
Этап 1. Элиминировать балансовую стоимость инвестиций ГК в ДЗО и капитал ДЗО, принадлежащий ГК.
Пример:
Инвестиции в ДЗО выделяются из строки баланса «Долгосрочные финансовые вложения» в отдельную строку. Таким образом, потребуется ввод первоначальных остатков на плане счетов УУ, где будут выделены соответствующие инвестиции как в ГК, так и в ДЗО.
Этап 2. Учет внутригрупповых оборотов (ВГО).
Примеры ВГО
Цифрами в отчетах обозначены операции из примера.
Случай второй — ГК владеет более 50% ДЗО
Консолидация происходит в несколько этапов:
Этап 1. Элиминировать балансовую стоимость инвестиций ГК в ДЗО и капитал ДЗО, принадлежащий ГК.
Этап 2. Выделение доли меньшинства.
Пример №1 (прибыльная компания): ГК владеет 80% акций ДЗО. Чистые активы ДЗО составляют 100 т.р., доля в чистых активах ГК составляет 100 т.р.*80% = 80 т.р. Баланс будет иметь следующий вид:
Доля меньшинства в акционерном капитале равна 50*20% = 10 т.р.
Доля меньшинства в нераспределенной прибыли 60*20% = 12 т.р.
Пример №2 (убыточная компания):
Т.к. ДЗО несет значительные убытки, и доля меньшинства в нераспределенной прибыли (-28 т.р.) превышает долю меньшинства в капитале (10 т.р.), в консолидированной отчетности она равна 0. При условии ДЗО в последующие отчетные периоды такая прибыль будет относиться на увеличение чистых активов группы до момента покрытия ранее отнесенного превышения убытка (-18 т.р.) дочерней компании над долей меньшинства (п. 35 IAS 27)
Этап 2. Учет внутригрупповых оборотов (ВГО). Внутригрупповые обороты аналогичны 100% доле, однако в консолидированной отчетности необходимо выделять долю меньшинства.
Пример №3: Реализация товаров между компаниями группы: ГК владеет 80% ДЗО, 20% — доля меньшинства. ДЗО продала ГК товары стоимостью 50 тыс. руб. за 70 тыс. руб. Проданные товары находятся в запасах ГК и не реализованы на сторону (имеет место нереализованная прибыль). Для элиминации ВГО выручка ДЗО должна быть уменьшена на 70 т.р., а себестоимость на 50 т.р. В балансе необходимо уменьшить в активе стоимость запасов, а в пассиве нераспределенную прибыль. Так как ГК не полностью владеет ДЗО, прибыль доли меньшинства необходимо уменьшить на 20*0.2 = 4.
Случай третий — от 20 до 50%
Согласно методу долевого участия инвестиции в ассоциированную или зависимую компанию первоначально признаются по себестоимости. После первоначального признания ее (инвестиции) балансовая стоимость увеличивается или уменьшается на признанную долю инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций.
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Настройка правил сверки ВГО
Правила сверки ВГО используются при построении модели консолидации для организации процесса сверки внутригрупповых оборотов, который выполняется после этапа выделения внутригрупповых оборотов.
В процессе сверки нужно получить подтверждение, что данные отчетов по внутригрупповым операциям компаний, выступающих сторонами по подобным операциям, например, Организации А и Организации Б, не противоречат друг другу с учетом некоего допустимого порога существенности выявленных расхождений в отчетных данных.
Для формирования различных вариантов правил сверки ВГО используется « Конструктор правил сверки внутригрупповых оборотов ».
В бизнес-приложении выделите конструктор правил сверки внутригрупповых оборотов (ВГО) и выполните одно из действий:
нажмите кнопку « Открыть » в группе « Открыть » на вкладке « Главная » ленты инструментов;
выполните команду « Открыть » в контекстном меню конструктора;
дважды щёлкните по конструктору.
Основное окно конструктора правил сверки внутригрупповых оборотов:
С помощью команд панели инструментов выполняются обновление списка правил сверки, создание и удаление правил, создание папки.
Для обновления списка правил сверки ВГО нажмите на кнопку « Обновить » панели инструментов окна конструктора.
Для создания правила:
Задайте наименование и параметры правила в правой части рабочей области конструктора.
Нажмите на кнопку « Сохранить » в нижней части окна.
В результате созданное правило отобразится в списке правил сверки ВГО.
Для удаления правила:
Выберите в списке в левой части рабочей области требуемое правило.
Нажмите на кнопку « Удалить » панели инструментов.
Для создания новой папки:
Нажмите на кнопку « Новая папка » на вкладке « Аналитики ».
В диалоговом окне « Новая папка » введите наименование.
Нажмите кнопку « OK » для сохранения папки.
Перед созданием правила сверки ВГО должны быть сформированы показатели сверки ВГО, так как при создании правил задаются сравниваемые наборы показателей, содержащие данные организаций, являющихся сторонами по встречным внутригрупповым операциям, для выявления расхождений в таких данных.
Показатели сверки ВГО отображаются в областях « Левая сторона» и « Правая сторона» в правой части окна конструктора.
Элементы, выбранные в этих областях, составляют правило-равенство, выполнение которого будет проверяться при сверке ВГО. Для каждой стороны равенства можно отметить более одного показателя – в таком случае в правиле будут сравниваться суммы показателей левой и правой сторон.
Пример правила сверки ВГО
Рассмотрим пример, когда Организация А (Арендодатель) сдает в аренду производственные активы Организации Б (Арендатору).
Создадим новое правило для организации сравнения данных компаний-арендодателей о доходах от сдачи помещений в аренду и данных компаний-арендаторов о расходах на аренду производственных помещений с названием «Доходы/Расходы от аренды (Орг. А: Арендодатель/Орг. Б: Арендатор)».
Создаваемое правило должно обеспечить контроль выполнения равенства, где с левой стороны расположены данные о доходах от сдачи помещений в аренду, а справой стороны – данные о расходах на аренду производственных помещений.
Для этого отметим в области « Левая сторона» показатель «Доход от аренды (для сверки ВГО)», в области « Правая сторона » – показатель «Расходы на аренду (для сверки ВГО)».
При сохранении правила автоматически формируются расчетные блоки с названиями, идентичными названиям правил сверки, которые используются в алгоритмах для сверки ВГО.