договорное письмо вместо договора

Как написать гарантийное письмо. Образцы популярных гарантийных писем

Служебная переписка изобилует различными видами документации. Среди тех или иных деловых документов предпринимателям приходится сталкиваться и с гарантийными письмами.

Определение и юридические нормы

С точки зрения законодательства, гарантийное письмо является элементом документооборота, одним из видов деловой переписки – как правило, между юридическими лицами. Из самого названия документа следует, что гарантийное письмо – это письменный способ подтверждения обязательств или выполнения определенных условий в необходимый срок и в требуемом объеме. Такое дополнительное подтверждение используется, когда обычных договоренностей может оказаться недостаточно.

ВАЖНО! Гарантийное письмо не является коммерческим документом.

Гарантийные письма достаточно часто применяются в предпринимательской деятельности, однако, никаких специальных правил, регламентирующих их оформление и использование, в российском законодательстве не закреплено. Поэтому следует руководствоваться стандартными нормами деловодства и стремиться достичь максимально ясных и однозначных формулировок, точно отражающих намерения и обязательства обеих сторон.

Гарантийное письмо вместо договора

По сути, составление гарантийного письма выступает альтернативой заключению договора, когда такое действие по каким-то причинам нецелесообразно.

В отличие от договора, который включает в себя предложение (оферту) и обязательства в соответствии с этим предложением (акцепт), гарантийное письмо выступает как одна из этих составляющих.

Гарантийное письмо как оферта

Оферта всегда выражает предложение, направленное одному или нескольким адресатам вступить в определенные отношения, причем четко декларирует намерения адресующего. С этой точки зрения, гарантийное письмо может быть сочтено офертой, если в нем содержится:

Письмо-предложение должно быть сформулировано достаточно подробно, ведь оно заменяет собой часть договора, а значит, должно содержать его основные существенные элементы:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сроки, обозначенные в гарантийном письме-оферте, имеют решающее значение: направленное адресату, оно уже не может быть отменено отправителем в течение указанных периодов для ответных действий, если других условий не прописано в самом тексте или не вытекает из него.

Получивший такое гарантийное письмо в случае принятия предложения может выполнить условия или просто явно выразить согласие: данное действие считается соответствующим ответом, то есть выполнением второй части, необходимой для заключения договора. Таким образом, в результате действия гарантийного письма и ответа адресата между ними происходит правовое действие, равнозначное заключению договора (никто не мешает в дополнение к нему подписать и стандартный двусторонний договор).

Гарантийное письмо как акцепт

Этот документ может выступать и в качестве второго элемента договора – акцепта, то есть намерения принять договорные предложения, если такие предложения уже озвучивались контрагенту ранее. Например, организация получала коммерческое предложение, приняла решение на основании рекламы или информационного сайта партнера. Тогда направление гарантийного письма фактически будет ответом на сделанное, пусть и в неявной форме, предложение договорных отношений.

К ответу требования не так строги, как к предложению: в таком письме достаточно сформулировать однозначный и развернутый ответ – согласие на принятие предложенных условий.

К СВЕДЕНИЮ! Если отправитель решил отозвать свое гарантийное письмо-акцепт, то сделать это нужно немедленно, желательно до того, как оно попадет к адресату или немедленно после этого – до совершения по нему каких-либо процедурных действий.

Плюсы и минусы гарантийного письма как заменителя договора

Положительные моменты:

Недостатки обмена гарантийными письмами:

Таким образом, юридически правомерны договорные отношения посредством гарантийных писем, однако, не исключены спорные моменты, могущие повлечь судебное разбирательство.

Конкретные разновидности гарантийных писем

В зависимости от функции, которую призвано выполнить данное гарантийное письмо, различают их виды.

Особенности составления и оформления

Как правило, любое гарантийное письмо не превышает стандартного листа формата А4, печатается на специальном бланке юридического лица-отправителя, подписывается руководящими органами (директором, иногда главным бухгалтером), скрепляется печатью организации. Обязательные реквизиты:

Дальнейшие нюансы зависят от вида гарантийного письма. Рассмотрим их подробнее и приведем конкретный пример составления гарантийного письма, призванного выполнить ту или иную функцию.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Большинство организаций не включают в текст такого гарантийного письма указание своей ответственности за нарушение обязательств, между тем как упоминание санкций за несоблюдение гарантий имеет психологическое влияние на контрагента.

А теперь рассмотрим конкретные образцы гарантийных писем.

Пример гарантийного письма о поставке товара

Генеральному директору
ООО «Специнвест»
Студенцову П.И.

Исх. № 124/56н
12.09.2016 г.

Настоящим просим вас поставить партию продукции (средств индивидуальной защиты) по заявке № 46-18 от 10.09.2016 г.

Гарантируем, что оплата за поставку будет совершена в срок до 10.10.2016 г.

Если в установленный срок оплата не будет произведена в полном объеме, за каждый день просрочки обязуемся осуществить оплату пени в процентном соотношении 1% от суммы невыполненных обязательств.

ОАО «Бета-банк», г.Уфа
р/с № ххххххххх;
к/с ххххххххх;
БИК ххххххх;
ИНН ххххххх;
КПП хххххххх.

ООО «Домсервис» (подпись) Н.П.Работниченко

Бухгалтер ООО «Домсервис» (подпись) Л.О.Раскидайлова

Подтверждаем гарантии оплаты

Такой документ может иметь хождение не только между организациями, но и между предпринимателями – физическими лицами.

Письмо, признающее задолженность и гарантирующее ее погашение, обязательно должно иметь, помимо подписи руководителя, подпись финансово ответственного лица (финдиректора, главбуха).

Тонкости оформления:

Пример гарантийного письма на подтверждение выполнения работ

Директору
ООО «Терция»
Олиференко М.В.

О завершении ремонтных работ

Исх. № 124/1
05.05.2016 г.

В случае невыполнения данного обязательства ООО «Мастеровой» готов уплатить за каждый просроченный день 1,5% от суммы, обозначенной в Договоре подряда.

Генеральный директор
ООО «Мастеровой» (подпись) А.Ф.Закревский

Главный бухгалтер
ООО «Мастеровой» (подпись) С.Е. Резвых

Подтверждаем выполнение

Заверяя, что услуги или работа обязательно будут выполнены к означенной дате, отправитель подтверждает объем, сроки и качество работ.

Специфика оформления:

Пример гарантийного письма о предоставлении юридического адреса

ИНФС № 2 по г.Санкт-Петербург

О предоставлении юридического адреса

Г.Санкт-Петербург
18.10.2016 г.

ООО «Мегаполис», в лице генерального директора Самохваленко Р.Г., действующего на основании Устава, предоставляет помещение для офиса общей площадью 60 кв.м., имеющее местонахождение по адресу: Г.Санкт-Петербург, ул.Магнитогорская, д.15.. офис № 4 для совершения государственной регистрации ООО «Кодекс». ООО «Мегаполис» гарантирует заключение после завершения регистрации договора субаренды. Обозначенный адрес допустимо использовать в качестве юридического в учредительных документах ООО «Кодекс».

Вышеуказанное помещение принадлежит ООО «Мегаполис» на правах аренды (Договор аренды № 567/18 от 10.12.2013 г.) с правом заключать договоры субаренды.

ООО «Мегаполис» (подпись) Р.Г.Самохваленко

Подтверждаем предоставление юридического адреса

Чтобы оформить гарантийное письмо, подтверждающее намерение арендодателя, нужно учесть следующие нюансы:

Пример гарантийного письма о приеме на работу

О приеме на работу

Исх. № 634/78
14.07.2016 г.

Данным документом ООО «Домашний учитель» подтверждает свое намерение принять на работу и обязательство заключить трудовой договор с Алениковой Полиной Станиславовной, взяв ее в штат в должности преподавателя английского языка с 01.09.2016 г.

ООО «Домашний учитель» обязуется предоставлять Алениковой П.С. официальную заработную плату в размере 65 000 руб. в месяц плюс ежемесячная премия по результатам работы. Гарантируем официальное оформление в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и полный социальный пакет.

Генеральный директор
ООО «Домашний учитель» (подпись) В.К. Лицезоров

Главный бухгалтер
ООО «Домашний учитель» (подпись) Ю.Л.Зарубинская

Подтверждаем прием на работу

Данное гарантийное письмо составляется с учетом следующих особенностей:

Источник

Сопроводительное письмо к договору

Организации могут обмениваться друг с другом различной документацией для подписания, в том числе и договорами. В этом случае принято вместе с бумагами прикладывать сопроводительное письмо. В нем указывают, какие документы были отправлены и какие действия с ними компания ожидает от получателя. Разберемся, как составить сопроводительное письмо к договору.

Для чего пишут сопроводительные письма к договору

Обязательство по прикладыванию к документации сопроводительных писем нигде не прописано. Однако компаниями это часто практикуется для избежания недопонимания.

Функции такого письма:

Письмо должно иметь исходящий номер. Документ рекомендуют составлять в двух экземплярах, один из которых компания-отправитель должна оставить себе.

Что важно помнить

Ставить печать на письме не обязательно, за исключением тех случаев, когда стороны договорились об этом.

Сопроводительное письмо с документами можно передать через курьера, лично, по почте либо с помощью систем электронного документооборота. Получатель письма, если оно отправлено по почте, должен зарегистрировать его в журнале входящей корреспонденции, проверить комплектность, передать для подписания руководству, а затем отправить компании-отправителю.

Если документы переданы лично или курьером, то получатель должен поставить отметку о получении на втором экземпляре сопроводительного письма и вернуть его. Это делается для подтверждения получения бумаг.

Составляем сопроводительное письмо к договору

Законодательно закрепленного бланка такого документа нет, поэтому составить его можно в свободной форме, учитывая структуру деловых писем.

Не нужно писать слишком длинный текст. Получатель должен потратить на чтение от 30 секунд до минуты, чтобы вникнуть в суть письма и передать его в необходимое подразделение.

Текст должен быть написан с использованием официально-делового стиля, без орфографических и любых других ошибок. Письмо оформляют на фирменном бланке организации.

Что требуется указать в письме:

Образец сопроводительного письма к договору

Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий»
Адрес: 427960, г. Сарапул, ул. Гончарова, д. 13, оф.12 А,
ИНН 1834561238, КПП 3412345645, ОГРН 2345673453456, тел.: 8 (34147) 2-22-22

Генеральному директору ООО «Сатурн»
Николаеву Семену Семеновичу

Исх. № 34526-2
«23» июля 2020 года

Сопроводительное письмо к договору

Уважаемый Семен Семенович!

Высылаем Вам подписанный договор поставки канцтоваров № 456 от «20» июля 2020 года с приложениями. Просим подписать его и один экземпляр возвратить нам в течение 7 дней.

Источник

Как безопасно для компании обмениваться сканами договоров

Компании заключили сделку и обменялись сканами договоров. Потом одна из них отказалась платить и сказала, что ничего не подписывала.

договорное письмо вместо договора. договорное письмо вместо договора фото. картинка договорное письмо вместо договора. смотреть фото договорное письмо вместо договора. смотреть картинку договорное письмо вместо договора.

Виктория Краснова

Юрист по интеллектуальному праву

Часто компании обмениваются сканами подписанных договоров по электронке или в мессенджерах. Это быстрее, чем ждать бумажную копию по почте, и дешевле, чем отправлять документы с курьером. Разбираемся, насколько безопасно так работать.

Что говорит закон

По закону компании должны заключать сделки письменно: составлять и подписывать договоры. Можно заключить договор на бумаге и в электронном виде — например, обменяться сканами подписанных документов.

Есть несколько случаев, когда нужен договор на бумаге:

В остальных случаях закон не требует личной встречи директоров компаний для подписания договора. У обмена сканами такая же сила, как и у бумажного договора. Но есть несколько условий, чтобы сделать все юридически правильно.

Для бухгалтерских документов нужны оригиналы

Бухгалтерские документы должны быть оригиналами или нотариально заверенными копиями.

Минфин говорит, что в исключительных случаях можно хранить сканы первичных документов, но не объясняет, что это за случаи.

Общее правило: если оригиналов нет, налоговая может оштрафовать и не принять расходы к учету по таким документам.

Как сделать скан законным документом

Есть два условия, чтобы обмен сканами договоров был законным.

Установить, что сканы подписанных договоров пришли именно от стороны сделки. Пропишите в договоре адреса электронной почты, ведите переписку и обменивайтесь сканами с них. Лучше, если адрес будет корпоративным: так проще установить, что электронная почта принадлежит той компании, с которой вы заключили договор.

Почту на публичных серверах (mail, gmail, yandex и других) тоже можно использовать, но в этом случае значительно сложнее доказать в суде, что письмо пришло от вашего партнера.

Предприниматель хотел получить деньги за аренду, но суд ему отказал

ИП пытался доказать, что другая компания должно выплатить деньги и неустойку по договору аренды. Договор аренды ИП отправлял на почту catvik@bk.ru.

Переписку с почты catvik@bk.ru мог вести человек, который не имеет отношения к компании. Эта почта не указана в договоре компании с ИП или открытых данных компании. Нельзя подтвердить документом, что тот, кто переписывался с ИП имел право согласовывать договоры от имени компании.

Суд отказал предпринимателю.

Договор в электронном виде должен храниться. Например, на сервере электронной почты компании или на жестком диске. Не удаляйте письма со сканами договоров из почты. В случае проблем со сделкой вы сможете найти адрес, с которого вам отправили скан, дату получения и сам договор. Это поможет подтвердить вашу правоту в суде.

Как подписать договор без личной встречи, чтобы не было проблем

Поставить квалифицированную электронную подпись — КЭП. Получить ее можно только в аккредитованном центре.

Это самый надежный способ подписания электронного договора, подделать КЭП сложно. Но есть неудобства: чтобы подписать документ, у вас и партнера должна быть и КЭП, и система электронного документооборота — ЭДО. Для этого нужно установить программы, купить КЭП и подключить ЭДО.

Даже если у вас и другой стороны есть КЭП и ЭДО, лучше вписать в договор, что каждая сторона обязана следить за конфиденциальностью доступов. Напишите в договоре так:

«Стороны согласовали возможность подписания документов с помощью оператора электронного документооборота. Стороны гарантируют обеспечение конфиденциальности ключей электронных подписей. Сторона, которой стало известно о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи, обязана уведомить другую Сторону о данном факте и отказаться от использования данной подписи».

Записать в договор, что компании сначала обменяются сканами, а потом отправят подписанные оригиналы по почте. Так сможете быстро начать работу и не ждать бумажный оригинал договора. Напишите так:

«Стороны признают надлежащим подписание договора, отчетов, актов, дополнительных соглашений путем обмена отсканированными копиями по электронной почте. Такие документы обладают полной юридической силой до момента получения сторонами оригиналов документов».

Вписать в договор, что обмен сканами имеет ту же силу, что и бумажные договоры. Тогда сканов будет достаточно и оригиналы на бумаге не нужны. В договоре напишите так:

«Стороны признают надлежащим подписание договора, отчетов, актов, дополнительных соглашений путем обмена отсканированными копиями по электронной почте. Такие документы считаются подписанными простой электронной подписью и приравниваются к документам на бумажном носителе».

Как правильно работать по сканам договоров

Вот несколько возможностей подстраховаться при заключении сделки по сканам договоров.

Пропишите в договоре электронные адреса, с которых могут прийти документы. Отслеживайте, чтобы документы приходили именно с них.

Если переписка по сделке будет идти с несколькими сотрудниками, укажите все адреса: менеджера, юриста, бухгалтера и директора. Добавьте в договор такую формулировку:

«Для обмена документами и сообщениями по электронной почте должны использоваться следующие адреса: _________».

Если договорились об обмене сканами, укажите в договоре, что компании отвечают за конфиденциальность доступа к электронной почте. Это значит, что логин и пароль не должны попасть к посторонним. Это обезопасит вас, если в суде другая сторона начнет доказывать, что ее почту украли или взломали. Напишите в договоре так:

«Стороны обязуются сохранять конфиденциальность доступов к электронной почте и не передавать их третьим лицам».

Проверьте, чтобы тот, кто подписывает договор, имел на это право. По умолчанию подписывать документы могут ИП и директор ООО. Если документ со стороны партнера подписывает менеджер по продажам, попросите доверенность и проверьте сроки ее действия.

Отправляйте и принимайте сканы с высоким разрешением. Проверьте, чтобы при пересылке почта не сжимала скан. Подпись и печать должны быть хорошо читаемы. Еще лучше, если партнер не только поставит подпись, но и от руки впишет свои ФИО. Тогда в случае суда будет проще провести графологическую экспертизу.

Не отправляйте сканы договоров в пустом письме. Напишите пояснение. Это поможет подтвердить ваши отношения с партнером:

Плюс стоит подтвердить отправку сканов, например, по СМС:

А можно обмениваться сканами через мессенджеры?

В целом, можно, но мы не рекомендуем. В мессенджерах собеседник может удалить свои сообщения в переписке не только у себя, но и у вас. А электронное письмо из чужой почты удалить не получится.

Если все же решили обмениваться документами и обсуждать сделку в мессенджерах, пропишите это в договоре. Напишите так:

«Стороны признают надлежащим согласование всех текущих рабочих вопросов в связи с исполнением договора, в том числе направление писем, запросов и других сообщений по электронной почте и с использованием мессенджеров. При отсутствии доказательств фальсификации такая переписка признается юридически значимой и является надлежащим доказательством при судебном споре».

Как доказательство в суде примут только переписку, которую заверил нотариус. Это правило действует не только для распечаток сообщений из мессенджеров, но и для распечатки переписки по электронной почте.

Суд не принял переписку, которую не заверил нотариус, и отказал компании в иске

В деле № А56-55043/2015 компания «АЛЬКОР ГЕОПРОДЖЕКТС Лимитед» требовала у ООО «Севморгео» 614 320 долларов. Договоренности с партнером «АЛЬКОР» подтверждала распечаткой переписки. Суд ее не принял, потому что она не была заверена нотариусом, и отказал в иске.

Уже работаете по сканам, но не прописали ничего в договоре. Как быть?

Если партнер обменялся с вами сканами договора, а потом говорит, что ничего такого не было, все равно можно подтвердить сотрудничество и заставить его выполнить обязательства.

Закон считает сделку заключенной, если стороны одобрили ее своими действиями: оплатили полный или частичный аванс, подписали акт сверки о задолженности, получили товар, приняли работу или услугу. В таком случае партнеру не удастся доказать, что сделки не было.

Предпринимательница утверждала, что не подписывала договор, а суд признал сделку совершенной и заставил выплатить деньги

В деле № А19-1050/2012 арбитражный суд обязал ИП Мартынову выплатить ООО «Домик» 300 000 ₽ долга и 9000 ₽ за просрочку. ИП Мартынова пыталась доказать, что договор не заключала. Но контрагент показал платежку, которая подтверждала, что ИП Мартынова внесла аванс по этому договору. Суд счел это одобрением сделки.

Можно подтвердить законность сделки, даже если скан договора пришел с несогласованного адреса. Достаточно переписки с почты, которая размещена на домене компании.

Письмо со сканом пришло не с согласованного адреса, но его все равно признали законным

В деле № Ф06-1047/2015 ООО «Стройдом» пытались признать сделку с ООО «Химсталькон-Инжиниринг» недействительной. Скан договора отправили не с почты ivanov@himstalcon.ru, которая была прописана в договоре, а с почты kosova@himstalkon.ru. В остальном же договор был оформлен верно. «Химсталькон-Инжиниринг» предоставил документы на домен, и суд признал сделку законной.

Если вы с партнером уже работали по сканам, суд может признать новый договор законным.

Компания не хотела платить неустойку, потому что документы отправили по электронке. Суд с ней не согласился

В деле № Ф07-1046/2016 ЗАО «Вытегралесторг» отказывалось платить неустойку ИП Роздухову. Компания утверждала, что по электронке ничего не получала и не согласовывала такой порядок обмена документами. Суд установил, что по электронной почте и раньше отправляли договоры, счета-фактуры, прайс-листы. Это привычный способ обмена по электронке компаний, а значит и договор законный.

Главное

По сканам договоров можно безопасно работать, если:

Сейчас читают

Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу

Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками

Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных

Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде

Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита

Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

договорное письмо вместо договора. договорное письмо вместо договора фото. картинка договорное письмо вместо договора. смотреть фото договорное письмо вместо договора. смотреть картинку договорное письмо вместо договора.

договорное письмо вместо договора. договорное письмо вместо договора фото. картинка договорное письмо вместо договора. смотреть фото договорное письмо вместо договора. смотреть картинку договорное письмо вместо договора.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Как доказать, что договор есть

Если его нет

Главное юридическое правило — всегда оформляйте отношения договором.

Бумажный или электронный договор — лучшее доказательство того, что отношения на самом деле были. Например, что одна сторона должна оказать услуги или поставить товар, а другая — оплатить все это.

Но иногда бывает так, что договора еще нет, а он внезапно оказывается нужен. Так случилось у одного моего клиента.

Что произошло

Интернет-магазину срочно понадобились курьеры. Курьерскую службу оперативно нашли в интернете, посмотрели отзывы и решили сотрудничать.

Стороны обсудили условия по электронной почте и начали работать. Курьерская служба сбросила на почту шаблон договора, а его бумажные экземпляры стороны договорились передать друг другу в процессе. Но не успели. Никаких подписанных сканов тоже не было.

На второй же доставке курьер в метро потерял товар на 140 тысяч рублей, и директор курьерской службы спустя день в этом признался. Заверил, что всё компенсируют. Через месяц деньги интернет-магазину так и не поступили, а письма и звонки игнорировались.

Интернет-магазин и курьерская служба не успели подписать договор на бумаге, хотя договорились именно об этом. То есть без бумажного варианта их отношений как будто и не было.

Посмотрев переписку и документы, я предложила идти в суд. В первой инстанции мы выиграли: доказали, что договор был, а курьерская служба вместо доставки принесла интернет-магазину убытки. Доказать свою правоту нам помогла электронная переписка, безналичные переводы и шаблон договора курьерской службы.

Электронная переписка

Интернет-магазин и курьерская служба общались через электронную почту, а их адреса были привязаны к адресам сайтов. Еще у интернет-магазина на сайте курьерской службы был зарегистрирован личный кабинет для заявок.

Весь процесс согласования можно было отследить по письмам. Стороны договаривались об условиях работы, о подписании и передаче бумажных документов, регистрировали личный кабинет. В электронном письме генеральный директор курьерской службы даже подтвердил потерю товара и уверил в скорой компенсации убытков. Эти письма — отличное подтверждение того, что договорные отношения были и что курьерская служба свои обязанности не выполнила.

Часто партнеры договариваются о сотрудничестве или изменениях в работе по телефону. Бывает так, что на письмо нет времени — позвонить проще. Но в бизнесе все, что нельзя подтвердить доказательствами, не существует. Поэтому все телефонные договоренности стоит продублировать письмом и дождаться подтверждения условий по электронной почте. Переписку проще представить в суд в качестве доказательства: часто суды отказываются приобщать аудиозаписи разговоров, а для идентификации голоса нужна экспертиза или свидетели.

Но распечатанные скриншоты электронных писем для суда веса не имеют. Чтобы письма стали доказательствами, нужно обратиться в нотариальную контору и провести осмотр интернет-страниц. Нотариус сам сделает скриншоты и составит протокол осмотра доказательств. К протоколу он подошьет скриншоты страниц.

На сегодняшний день такой протокол — единственный способ доказать то, что происходило в интернете. Цена услуги немаленькая, но, если идти в суд, оно того стоит. Например, в Санкт-Петербурге заверение одной интернет-страницы будет стоить от 5 тысяч рублей.

В случае моего клиента единого договора на бумаге не было, но переписка с официальных адресов стала одним из доказательств того, что договор между сторонами был.

Безналичные переводы тоже доказательство отношений

Расчеты юрлиц между собой могут проходить только по безналу. Исключение — суммы до 100 тысяч рублей в рамках одного договора. Столько можно передавать наличными.

За превышение лимитов предусмотрена административная ответственность: юридическому лицу могут назначить штраф от 40 до 50 тысяч рублей.

Курьерская служба не только доставляла товар покупателям интернет-магазина, но и принимала от них оплату на свой расчетный счет. После доставок курьеры составляли отчет и отправляли его по электронной почте. Если в отчете все было верно, деньги от покупателей курьерская служба переводила интернет-магазину по безналу.

Курьерская служба переводила деньги за купленный товар со своего расчетного счета на счет интернет-магазина. В назначении платежа она указывала номер договора и основания для оплаты.

Факт безналичных взаиморасчетов стал еще одним доказательством того, что отношения между курьерской службой и интернет-магазином были.

Суть договоренностей

Когда договор есть, его условия определяют, какие законы регулируют отношения партнеров. Например, несмотря на схожесть, договор аренды и договор найма жилого помещения регулируются разными статьями гражданского кодекса.

Значит, и последствия договора для сторон тоже могут быть разными.

Когда договора нет, не всегда очевидно, какой закон регулирует отношения между партнерами. По переписке и расчетам интернет-магазина и курьерской службы было понятно, что по сути договор между ними был, но какой именно — нужно было уточнить. Это мог быть договор перевозки или договор на оказание услуг — курьерских.

Между этими договорами большая разница. Если это договор перевозки, курьер обязан возместить причиненный ущерб в размере объявленной стоимости. На этот счет закон конкретен. В 2017 году Верховный суд заявил, что перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от своей вины: даже если груз потерялся или его украли, он обязан вернуть деньги.

С договором на оказание услуг сложнее: ущерб не всегда должен возмещать поставщик услуг. В 2016 году одна организация в Санкт-Петербурге потеряла 800 тысяч рублей из-за кражи оборудования при транспортировке. Первая и вторая инстанции встали на ее сторону и обязали курьерскую службу возместить ущерб. Но кассация отменила решения нижестоящих судов: организация не смогла доказать, что передала оборудование курьерам.

Поэтому мне было важно определить отношения между магазином и курьерами как договор перевозки, а не как договор оказания курьерских услуг. Это повышало наши шансы получить компенсацию, потому что в отношении перевозчиков закон конкретен.

До суда — всегда претензия

Нельзя сразу идти в суд, не направив контрагенту-должнику претензию. Досудебный порядок урегулирования споров в этом случае обязателен. Если нет претензии, арбитражный суд может возвратить исковое заявление.

Чтобы соблюсти досудебный порядок, претензию лучше называть претензией и указывать в ней все требования к должнику, включая расходы, проценты, штрафы. В конце претензии стоит предупредить должника о том, что вы намерены идти в суд. Почему-то для судей это важно.

Прежде чем идти в суд, интернет-магазин обратился к курьерской службе с претензией о возмещении ущерба. В тексте претензии я указала на все доказательства и напомнила, что в письмах они подтвердили факт утери товара на 140 тысяч рублей. И предложила урегулировать конфликт мирно: перечислить деньги интернет-магазину.

Неподписанная болванка договора с курьерской службой содержала пункт о сроках рассмотрения претензии — 10 дней. От этих сроков я и отталкивалась. Через 10 дней молчания курьерской службы я направила исковое заявление о возмещении убытков в суд.

Если в договоре не указан срок рассмотрения претензии или договора нет вообще, то после отправки претензии придется ждать 30 дней. И только потом отправлять иск в суд.

Если ответа на претензию нет — в суд

Мирно урегулировать спор не получилось: курьерская служба ущерб так и не возместила.

Поэтому мы обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с курьерской службы стоимость утерянного товара, проценты на эту сумму, расходы на нотариуса и на юридические услуги, а также пошлину за подачу иска.

В исковом заявлении я перечислила факты, которые доказывают, что договор был: наличие электронной переписки и безналичных расчетов. То, что товар был утерян и курьерская служба признает это, подтверждало письмо от генерального директора.

Поскольку взыскиваемая сумма была меньше 500 тысяч рублей, иск интернет-магазина к курьерской службе суд рассмотрел в порядке упрощенного производства. В таком порядке суд не вызывает стороны в заседание и судья рассматривает дело единолично.

Для истца это хорошо тем, что дело рассматривается быстрее и нет необходимости тратиться на представителя в суде.

Оценив доказательства и учтя тот факт, что курьерская служба отзыв на иск в суд не представила, суд удовлетворил все исковые требования.

В своем решении суд не согласился, что между сторонами был заключен договор перевозки, и определил его как оказание услуг. Но это не повлияло на удовлетворение всех требований. Я бы поспорила, но подавать апелляцию смысла не было: результат нас устраивал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *