договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены следующие ограничения

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены следующие ограничения

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

2. Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.

3. Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Источник

Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 216-ФЗ статья 1033 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1033 ГК РФ

1. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

2. Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.

3. Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Коммерческая концессия. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии (Ст. 1033 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Коммерческая концессия. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии
(Ст. 1033 ГК)

1. Общая характеристика ограничений прав сторон по договору коммерческой концессии

1.1. Если ограничения, предусмотренные ст. 1033 ГК РФ, не указаны в договоре коммерческой концессии, они не могут предполагаться

Поскольку положения статьи 1033 Гражданского кодекса прямо предусматривают право сторон включить в договор коммерческой концессии определенные ограничения, такие ограничения при отсутствии их установления в договоре не могут предполагаться и, следовательно, применяться к отношениям сторон.

2. Ограничение права правообладателя осуществлять аналогичную деятельность

2.1. Договорное ограничение правообладателя не передавать право на использование комплекса исключительных прав третьим лицам не лишает его права осуществлять самостоятельную аналогичную деятельность на территории, предусмотренной для пользователя

Антимонопольный орган в оспариваемом решении необоснованно исходил из наличия в договоре ограничения, не предусмотренного сторонами, чем превысил полномочия и нарушил гражданское законодательство.

В силу статьи 1033 Гражданского кодекса договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в том числе обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

В разделе 7 «Ограничения» упомянутого договора коммерческой концессии правообладатель и пользователь установили определенные ограничения прав его сторон. Общество приняло на себя единственное обязательство не предоставлять другим лицам аналогичные или сходные до степени смешения комплексы исключительных прав либо отдельные элементы комплекса исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории (подпункт 7.2.1 договора). При этом стороны не включили в договор условие о запрете правообладателю осуществлять аналогичную деятельность на территории Республики, хотя в силу статьи 1033 Гражданского кодекса вправе были это сделать.

2.2. Запрет правообладателю осуществлять аналогичную деятельность на территории, предусмотренной для пользователя, должен быть прямо предусмотрен договором коммерческой концессии

Антимонопольный орган в оспариваемом решении необоснованно исходил из наличия в договоре ограничения, не предусмотренного сторонами, чем превысил полномочия и нарушил гражданское законодательство.

В силу статьи 1033 Гражданского кодекса договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в том числе обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

В разделе 7 «Ограничения» упомянутого договора коммерческой концессии правообладатель и пользователь установили определенные ограничения прав его сторон. Общество приняло на себя единственное обязательство не предоставлять другим лицам аналогичные или сходные до степени смешения комплексы исключительных прав либо отдельные элементы комплекса исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории (подпункт 7.2.1 договора). При этом стороны не включили в договор условие о запрете правообладателю осуществлять аналогичную деятельность на территории Республики, хотя в силу статьи 1033 Гражданского кодекса вправе были это сделать.

3. Ответственность правообладателя за нарушение договорных обязанностей

3.1. В случае нарушения правообладателем договорной обязанности не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, переданных пользователю, последний вправе взыскать с правообладателя убытки, соответствующие уменьшению дохода пользователя за соответствующий период

В соответствии с пунктом 2.1.4 договора правообладатель обязан не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, аналогичных настоящему договору, для их использования на закреплённой за пользователем согласно пункту 1.2 настоящего договора территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории при объёмах работ, исчисляемых годовым общим пассажиропотоком Международного аэропорта не выше 1 миллиона 200 тысяч человек/календарный год.

Истолковав по правилам ст. 431 ГК РФ условия спорного договора, в том числе пункт 2.1.4, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что ОАО приняло на себя обязательство предоставить право оказания услуг по упаковке багажа пассажиров и по реализации товаров посредством вендинговых аппаратов на своей территории исключительно ИП, а ИП приняла на себя обязательство оплачивать предоставленное на данных условиях право в размере, установленном в пункте 4.1 договора.

Нарушение ОАО установленной пунктом 2.1.4 договора обязанности повлекло для ИП убытки, которые суд счел подтвержденными бухгалтерскими документами, а также аудиторской справкой, представленной истцом по встречному иску суду апелляционной инстанции.

С учетом установленного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что уменьшение доходов ИП на 628 852 руб. 74 коп. в месяц в 2012 году по сравнению с 2011 годом представляет собой убытки предпринимателя, возникшие вследствие нарушения ОАО своих обязательств по договору от 20.10.2010.

Как следствие, требования ИП о взыскании убытков признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источник

Статья 1033 ГК РФ. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии (действующая редакция)

1. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

2. Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.

3. Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Комментарий к ст. 1033 ГК РФ

1. Установленные комментируемой статьей ограничения прав сторон характерны лишь для договора коммерческой концессии. Применительно к другим договорам они могли бы рассматриваться как дискриминационные условия, нарушающие нормы закона.

Специальные нормы применительно к договору коммерческой концессии содержатся в ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с п. 1.2 ст. 11 которого в рамках договора коммерческой концессии допускаются установление и регулирование правообладателем цены перепродажи товара (работы, услуги), а также установление запрета на продажу продукции конкурентов правообладателя.

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 названного Закона), если:

— такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2. В том случае, если перечисленные в п. 1 комментируемой статьи условия не включены в договор, они не подлежат применению. При этом условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными (п. 2 комментируемой статьи).

3. Каковы бы ни были ограничительные условия, установленные договором коммерческой концессии, каждое из них может быть признано недействительным по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству (п. 3 комментируемой статьи). При этом недействительность данных положений автоматически не влечет недействительности договора в целом.

Поскольку положения комментируемой статьи прямо предусматривают право сторон включить в договор коммерческой концессии определенные ограничения, такие ограничения при отсутствии их установления в договоре не могут предполагаться и, соответственно, применяться к отношениям сторон по договору, о чем свидетельствует и судебная практика.

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 2549/11 по делу N А65-4166/2010-СА3-36;

— Определение ВАС РФ от 16.05.2011 N ВАС-2549/11 по делу N А65-4166/2010-СА3-36;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу N А65-6777/2010.

Источник

Составляем договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии — это двухсторонний документ (соглашение), по которому одна сторона за вознаграждение предоставляет второй стороне право использовать наименование, деловую репутацию, секреты производства, товарный знак.

Когда и кому нужен

Договор коммерческой концессии именуется иначе франчайзингом или франшизой. Гражданским кодексом РФ не установлено, какой договор преимущественно понимается под договором франчайзинга, потому что определение происходит через понятие коммерческой концессии. В его рамках предполагается использование технологии изготовления (производства) товаров, репутации, товарного знака. Такая форма взаимодействия между правообладателем и пользователем является выгодной для обеих сторон. Пользователь получает возможность сразу привлечь к себе больше внимания за счет имени брэнда. Вторая сторона расширяет степень сетевого охвата на разных территориях. Оба участника коммерческой концессии преследуют экономическую выгоду.

Такой вид взаимодействия между сторонами сделки распространен в настоящее время.

Примеры договора коммерческой концессии из жизни:

Со стороны правообладателя осуществляется контроль над качеством продукции, дальнейшее обслуживание или техническая поддержка. По этой причине заключение договора коммерческой концессии выгодно и для потребителей товаров: покупатели, приобретая товар или услуги определенной марки, независимо от местоположения рассчитывают на одинаковое качество.

Форма и содержание документа

По своей юридической природе соглашения коммерческой концессии являются сложными, поэтому п. 1 ст. 1028 Гражданского кодекса РФ установлена их обязательная письменная форма. Несоблюдение этого требования переведет сделку в разряд недействительных, и несмотря на то что документ подписан, юридической силы он иметь не будет. Обязательные условия, без которых сделка признается незаключенной, установлены законом, существенные условия договора коммерческой концессии определены в статье 1027 Гражданского кодекса РФ. К ним относят следующие:

Обязательная форма соглашения коммерческой концессии не установлена. Какие разделы включает документ:

Определяется, в каком виде будут урегулироваться разногласия, устанавливается срок ответа на претензии, порядок направления корреспонденции. Рекомендуем подробнее описывать условия. Например, указать следующие пункты:

Указанный выше перечень не является исчерпывающим. Стороны свободны в определении условий сделки с учетом особенностей ее предмета. В зависимости от того, какие обязательства из договоров коммерческой концессии образуются для сторон, текст документа может содержать приложения. В них подробнее раскрывается специфика передаваемого права (логотипы, изображения, планы, таблицы, схемы).

Используйте готовое решение от КонсультантПлюс

Используйте бесплатный доступ в систему, чтобы скачать проверенный юристом шаблон, избежать подводных камней и защитить свои интересы при оформлении франшизы.

Как подписать договор коммерческой концессии и зарегистрировать право

Предоставление права по коммерческой концессии подлежит государственной регистрации. Правила регистрации устанавливаются приказом Минэкономразвития №371 от 10.06.2016. Рассмотрение заявления о предоставлении права через договор комконцессии является платным, стоимость устанавливается постановлением правительства №941 от 10.12.2008. Государственная пошлина составляет 3 300 руб. + 11 500 руб. за каждый товарный знак, знак обслуживания + 3 300 руб. за каждый патент, свидетельство, расширяющие предмет сделки.

Вместе с прилагаемыми документами в Роспатент подается заявление. Оно составляется в письменном виде или подается в электронной форме. Заявление подается посредством почты по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. Предусмотрена возможность подачи через официальный сайт Роспатента. Регистрация осуществляется в течение 68 дней с момента поступления заявления. Несмотря на такой порядок действий, право пользования секретами производства и коммерческим обозначением передается по договору франчайзинга; право собственности переходит не по рассматриваемому виду сделки. Рассмотрим порядок предоставления услуги по регистрации права на основании следующей схемы.

Государственный орган может принять решение об отказе в оказании услуги. Исчерпывающий перечень таких оснований установлен приказом Минэкономразвития №371 от 10.06.2016. К ним относятся следующие:

В случае изменения условий достигнутого соглашения стороны обязаны снова обратиться в Роспатент. Заявление об изменении коммерческой концессии заполняется по установленной форме. За рассмотрение заявления о регистрации изменений уплачивается государственная пошлина — 2 500 руб. + 850 руб. за каждый патент + 11 500 руб. за каждый товарный знак, расширяющие предмет договора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

РазделКакую информацию содержит
ПредметОпределяется перечень прав, используемое наименование, товарный знак, сфера деятельности.
Порядок и срок использованияУстанавливается период, на который предоставляются права, территория использования, право на заключение субконцессии.
Права и обязанности сторонПраво на использование как минимум одного товарного знака содержит в своих условиях договор франчайзинга; это — что отличает его от лицензионного договора.
Размер и порядок выплаты вознагражденияОпределяется сумма, подлежащая уплате, варианты выплаты (единовременная, периодическая или смешанная), срок внесения платежей.
Ответственность сторонРазмер и вид возмещения, в случае если одной из сторон не исполняется договор коммерческой концессии; что это такое и каким способом происходит урегулирование, участники сделки определяют сами.
Изменение и досрочное расторжениеУстанавливается порядок внесения изменений в заключенное соглашение и условия его расторжения.
Разрешение споров