доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год

Вступительное слово

В представляемом докладе изложены взгляды Уполномоченного на ситуацию с правами человека в России и в мире в системе координат современных реалий, в концентрированном виде показаны проблемы на правочеловеческом треке и представлены возможные пути их решения, подводятся итоги работы за нелегкий и во многом судьбоносный 2020 год.

В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в нашей стране была по сути создана принципиально новая система прав на социально- экономическую поддержку, которую установило государство для широких слоев населения на время пандемии и в посткарантинный период: отсрочки по налогам, кредитам и страховым взносам, льготные кредиты, арендные каникулы, мораторий на банкротство, социальная поддержка семей с детьми и тех, кто потерял работу, субъектов малого и среднего предпринимательства, застройщиков и туроператоров, смягчение требований в лицензировании и в иных разрешительных процедурах, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, страховые и стимулирующие выплаты медицинским работникам и гражданам, принявшим на патронаж инвалидов и престарелых людей, отмена оформления специального продления патентов, разрешений на временное проживание и других документов, легализующих нахождение иностранных граждан на территории России, и многие другие.

Острая востребованность в помощи института государственной правозащиты человека стала ощущаться с первых дней пандемии. На специально организованную горячую линию и по электронной почте в этот период к нам поступило около трех тысяч обращений. Они были крайне эмоциональными, наполненными тревогой, а порой и отчаяньем. Особенно когда дело касалось потери работы, невозможности вернуться на Родину из других стран из- за закрытых границ или, напротив, выехать с территории России к месту постоянного проживания и воссоединиться с семьей, сложностей в обеспечении для детей- школьников дистанционного обучения ввиду отсутствия в доме компьютеров для каждого ребенка, оказания срочной медицинской помощи, недопусков адвокатов к лицам, находившимся под стражей, и т.д.

Несмотря на то что сотрудники Аппарата Уполномоченного также перешли на дистанционную форму работы, выполняя предписания о самоизоляции, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан не останавливались ни на один день. По видео- конференц- связи велся личный прием, большая доля переписки стала осуществляться по электронной почте. В результате удалось добиться восстановления прав свыше 5 тыс. человек только по обращениям, поступившим на горячую линию.

доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. доклад о деятельности уполномоченного по правам человека фото. картинка доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть фото доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть картинку доклад о деятельности уполномоченного по правам человека.

В таком же режиме трудились и региональные уполномоченные. Они проводили масштабную работу по соблюдению и защите прав человека в условиях стремительного распространения COVID-инфекции. Укрепление взаимодействия между уполномоченными позволило не только не снизить результативность в решении вопросов по оказанию помощи людям в защите прав, но и, напротив, улучшить эти результаты.

На этом фоне проявились морально устаревшие, не отвечающие современным потребностям законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также отсутствие в законах и подзаконных актах норм, регулирующих правоотношения в условиях ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией или другой чрезвычайной ситуацией. В настоящем докладе содержатся предложения и рекомендации государственным органам по этому поводу, сформулированные на основе примеров конкретных жизненных ситуаций, которые нам пришлось разрешать в наиболее острые фазы действия режимов ограничительных мер.

Кроме того, нам удалось, как представляется, не снизить темпы в работе и по другим направлениям: в области международного сотрудничества, правового просвещения, законотворчества и координации деятельности региональных уполномоченных.

На правопросветительском направлении были проведены все без исключения традиционные мероприятия. Реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов. Среди них: Всероссийский единый урок по правам человека, охвативший впервые студентов вузов; интерактивный просветительский проект «Школа правозащитников: учиться и действовать»; Всероссийский социально-ориентированный проект «Правовой марафон для пенсионеров»; Всероссийский конкурс «Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты»; в интернет- формате впервые был запущен «Правозащитный диктант» для студентов вузов и другие. В дека бре 2020 года состоялась очередная церемония награждения медалью Уполномоченного «Спешите делать добро».

Законотворческая активность в 2020 году была ознаменована не только изменениями в Конституцию Российской Федерации, о которых говорилось в первых строках вступительного слова, но и принятием многочисленных законов, направленных на укрепление гарантий прав граждан буквально во всех сегментах общественной жизни.

доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. доклад о деятельности уполномоченного по правам человека фото. картинка доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть фото доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть картинку доклад о деятельности уполномоченного по правам человека.

Продолжала развиваться и укрепляться правоприменительная практика института региональных уполномоченных, осуществлялись ротации омбудсменов в субъектах Российской Федерации, которым предшествовала процедура согласования соответствующих кандидатов на эту должность. Был проведен Всероссийский координационный совет по вопросам защиты прав граждан в условиях пандемии.

2020 год позволяет подвести и итоги моей пятилетней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Еще придет время более объемному и глубокому по содержанию описанию этого непростого, но, как представляется, вполне результативного периода в истории института Уполномоченного и, конечно же, моей жизни.

Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием.

Пройден огромный путь по укреплению системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с помощью использования новых механизмов. Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости.

В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан, в том числе по резонансным делам. В частности, речь идет об освобождении К. Вышинского, М. Бутиной, И. Голунова и других.

Высшей наградой за эту работу являются благодарности людей, которым удалось помочь на основе конструктивного взаимодействия с компетентными органами. Например, от российских моряков, освобожденных из пиратского плена в Нигерии, от эвенков, проживающих на Байкале, в связи с отменой им запрета на вылов омуля, от 6 тыс. строителей космодрома «Восточный», которым была погашена задолженность по заработной плате, от членов экипажа судна «Норд», более полугода удерживаемых на Украине без малейших на то оснований, от жителя села Ворга в Смоленской области (в отношении него отменили незаконный отказ в регистрации кандидатом в районные депутаты), от чернобыльца, наконец получившего квартиру, и многих других.

Принят пакет нормативных актов, направленных на укрепление правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, над которым вместе с палатами Федерального Собрания Российской Федерации мы работали с 2016 года. Его основой стал Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»1, в котором впервые в отечественной истории правозащиты определено функциональное назначение региональных уполномоченных, закреплены единые стандарты их организации и деятельности, что крайне важно для создания равных возможностей каждому человеку в доступе к механизмам защиты прав и свобод.

За эти годы выстроена разветвленная система правопросветительской работы, ориентированной на различные категории граждан и возрастные группы населения. Аппаратом Уполномоченного за 2016-2020 годы организовано порядка 500 мероприятий по правовому просвещению. Одним из наиболее масштабных стал Единый урок по правам человека, проводимый ежегодно с 2017 года. За это время в нем приняли участие более 27 млн школьников и студентов.

С 1 февраля 2019 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует созданный при поддержке Президента Российской Федерации Научно- образовательный центр по правам человека, который не только содействует научному и методическому обеспечению деятельности омбудсмена, но также организует обучение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, государственных служащих их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.

Одним из результатов пятилетней работы стало укрепление международных связей, что особенно важно в условиях геополитических противоречий и конфликтов, характерных для современного мира. Выстроены каналы взаимодействия Уполномоченного со структурами в рамках ООН и Совета Европы, осуществлялось тесное сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств. С 2017 года дан старт работе Евразийского Альянса Омбудсменов, учредителями которого выступили омбудсмены трех государств: России, Армении и Киргизии. На сегодняшний день он насчитывает 8 участников. Альянс позволяет объединить усилия государственных правозащитников в деле обмена опытом и, что особенно важно, защиты прав конкретных граждан, попавших в беду.

доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. доклад о деятельности уполномоченного по правам человека фото. картинка доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть фото доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть картинку доклад о деятельности уполномоченного по правам человека.

Прошедшие пять лет и особенно 2020-й год показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Возможно, для меня как Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом и заключается главный вывод доклада, который предлагается вашему вниманию.

В представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сохраняется преемственность с докладами прошлых лет.

Как и прежде, в нем приведены: тематическая статистика, инфографика о динамике состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 32 параграфа.

Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

Источник

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год

Вступительное слово

Этот сложнейший процесс происходит сегодня в постоянной дискуссии органов власти и отдельных институтов гражданского общества, которая порой приобретает крайне острые формы, вплоть до протестных акций. К счастью, в 2019 году они не превратились в институциональные ловушки, когда каждая из сторон не может предложить что-то лучшее в решении вопроса, а в конечном счете проигрывают обе стороны. Вместе с региональными уполномоченными по правам человека мы постоянно работали по этой теме, нередко фактически выполняя роль медиатора (город Москва, Свердловская область, Республика Ингушетия), пытаясь прежде всего обеспечить превенцию нарушения прав граждан, а если это не удавалось, использовали весь свой инструментарий для восстановления нарушенного права, реабилитации невиновного, сатисфакции за причиненный ему вред.

В этом отношении 2019 год был временем обретений и неудач, осмысления процессов в сфере правозащиты и поиска нового инструментария для реагирования на вызовы и угрозы правам человека в современных реалиях. Надеюсь, наработанные нами положительные практики будут востребованы нашими региональными и зарубежными коллегами, а также будущими поколениями омбудсменов.

Люди боятся необоснованных уголовных преследований и провокаций, применения к ним насилия, назначения несоразмерных содеянному наказаний, отсутствия возможности доказывать свою невиновность. Высказывается мнение, что быть бедным не так страшно, как невинно осужденным. Восстановить социальный статус при поддержке государства, как считают многие, проще, чем потерянную репутацию в результате признания человека обвиняемым или осуждения. И даже снятая судимость или опровержение в СМИ о необоснованном привлечении к уголовной ответственности не дают возможности вернуться к полноценной жизни.

В связи с этим все большую актуальность приобретают осмысление категории «процессуальная справедливость» в современной России и выработка позиции прокуратуры, руководства следственных органов и органов дознания в отношении этого явления. Надеемся, что прокуроры, руководители органов предварительного расследования будут нетерпимы к негативным фактам и используют все предоставленные им законом средства, чтобы потребовать от следователей и дознавателей строгого соблюдения законности при расследовании по уголовным делам, собирании доказательств, ориентируясь на закрепленные в УПК РФ принципы уважения чести и достоинства, презумпции невиновности, охраны прав и свобод личности в уголовном процессе. Как здесь не вспомнить слова Анатолия Федоровича Кони из его знаменитой статьи «Нравственные начала в уголовном процессе»: «Эти приобретения человечества куплены слишком дорогою ценою многовековых страданий и заблуждений, чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться». Они были сказаны по поводу состязательного суда, хотя по праву могут быть отнесены ко всем стадиям уголовного процесса.

В этом сегменте институт Уполномоченного особенно востребован, и я с благодарностью хочу отметить, что в большинстве случаев встречаю максимальное понимание и стремление оказать помощь в восстановлении справедливости и законности по конкретным делам со стороны судей, прокуроров, руководителей органов дознания и следственных органов всех ведомств.

В связи с этим крайне важными видятся предложенные Президентом Российской Федерации поправки в Конституцию Российской Федерации по установлению дополнительных гарантий прав граждан в социальной сфере. Они отвечают общественному запросу и при условии их неукоснительной реализации, обеспеченной жестким контролем и мерами реагирования на нарушения, позитивно скажутся на общественном климате в государстве. Соответствующий комментарий по данному вопросу дан мною в публичном пространстве.

В сфере защиты прав человека в 2019 году были и успехи. Как обычно, они воспринимаются населением без особых эмоций. Но нельзя не признать, что за этим стоит большой труд и Аппарата Уполномоченного, и государственного аппарата и прежде всего тех его представителей, которые нацелены на развитие нашего государства и укрепление гарантий прав человека.

Анализ динамики обращений в адрес Уполномоченного показывает, что наряду с общим снижением количества жалоб, пусть небольшим, но все же снижением, в некоторых сферах защиты прав граждан оно было весьма ощутимо: в сфере жилищных отношений (особенно по вопросам долевого строительства жилья, переселения из аварийных домов, постановки на жилищный учет, платы за жилье и оказания коммунальных услуг); в сфере трудовых отношений (в первую очередь по вопросам оформления трудовых отношений и правил охраны труда); в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства (в отношении исполнения алиментных обязательств и взаимоотношений с органами опеки и попечительства); в сфере гражданства и внешней миграции (по вопросам получения разрешений на временное проживание и вида на жительство, легализации пребывания на территории Российской Федерации лиц, не имеющих для этого соответствующих документов) и в ряде других областей.

Данные результаты являются следствием в том числе начавшейся реализации национальных проектов стратегического развития страны, совершенствования законодательства о правах и свободах человека, усиления контроля со стороны институтов гражданского общества. Последние получили мощную поддержку в форме президентских грантов.

Используя весь арсенал полномочий, предусмотренных законом для осуществления защиты прав человека, непосредственно Уполномоченному удалось во взаимодействии с государственными органами, в первую очередь с органами прокурорского надзора, при поддержке институтов гражданского общества добиться положительных решений по 1442 жалобам, в том числе 82 коллективным. Оказана адресная помощь в защите прав 2503 гражданам. Всего же положительный эффект от правозащитных мероприятий в связи с рассмотрением жалоб «ощутили» сотни тысяч человек. Помощь в восстановлении своих нарушенных прав получили труженики 35 предприятий, жители 47 населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой, жильцы 7 аварийных домов.

Еще одним значимым успехом стал российско-украинский обмен заключенными в формате 35 на 35, в числе которых были освобождены из-под стражи и вернулись к своим родным и близким бывший руководитель РИА «Новости Украины» Кирилл Вышинский, военнослужащие Черноморского флота Александр Баранов и Максим Одинцов и другие. Мы принимали самое непосредственное участие в этой акции в теснейшем взаимодействии с профессионалами из силовых структур и правоохранительных органов после того, как были достигнуты договоренности между Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Президентом Украины В. А. Зеленским. Этому кульминационному моменту предшествовали большой переговорный процесс с Уполномоченным Верховной рады Украины по правам человека, работа с международными органами и т. д.

Помимо работы с обращениями граждан Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает еще четыре направления его деятельности: международное сотрудничество, правовое просвещение, совершенствование законодательства о правах человека и координация деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Каждому из названных направлений посвящен самостоятельный раздел данного Доклада, где изложена концепция их развития (мировоззренческая составляющая) и дана фактология мер по продвижению прав человека с использованием форм и методов в конкретной системе координат (практическая составляющая). Поэтому во вступительном слове мне хотелось бы обратить внимание только на несколько обстоятельств, имеющих, как представляется, принципиально важное значение.

Основной задачей Центра являются обучение и повышение квалификации уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка, уполномоченных по правам предпринимателей, членов их аппаратов, а также членов ОНК и общественных правозащитников, фундаментальные исследования в области защиты прав и свобод человека и гражданина. На Уполномоченного возложено научно-методическое руководство НОЦ.

Построен и в 2019 году открыт Дом прав человека в городе Москве. Отныне в этом здании сосредоточена основная рабочая активность Уполномоченного и его Аппарата. Новейшие разработки техники приема населения, представленные в новом здании, призваны повысить комфортные условия и доступность помощи для всех граждан, и создают дополнительный импульс для развития института уполномоченных в целом.

11 марта 2020 г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в подготовке которого активное участие принимали уполномоченные по правам человека.

Важным событием в истории российской государственной правозащиты стала встреча Президента Российской Федерации с уполномоченными по правам человека в Кремле 10 декабря 2019 г., на которой были обсуждены наиболее важные проблемы признания, соблюдения и защиты прав человека.

Сегодня запрос общества на повышение уровня защиты прав и свобод человека и гражданина требует от института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации большей результативности, поиска новых форм работы, повышения эффективности использования уже имеющегося инструментария. Новые условия работы не только позволяют, но и обязывают к этому. Согласно принятым в 2019 году Венецианским принципам омбудсмены должны являться связующим звеном между государственной администрацией и гражданином и, как правило, последним средством, позволяющим устранить нарушения закона.

Сегодня мы сталкиваемся все чаще с ситуациями, когда индивидуальные права и права большого количества людей нарушаются государственно-частными и частными организациями, которые сегодня выполняют функции, ранее бывшие прерогативой органов государственной власти. Однако уполномоченные по правам человека здесь ограничены в возможностях оказать помощь, поскольку их сфера контроля опосредована деятельностью государственных и муниципальных органов. В связи с этим мы намерены выработать предложения по разрешению данной проблемы.

Дефицит взаимной терпимости и самоограничения в реализации своих прав и полномочий актуализирует задачу формирования культуры уважения прав человека во всех сферах жизни, и в первую очередь в среде служащих публичной власти. И эту задачу мы перед собой ставим, разрабатывая и частично уже предлагая комплекс мер по правовому просвещению.

Доклад состоит из вступительного слова, восьми глав, объединяющих 28 параграфов. Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

Эмпирического материала при этом оказалось так много, что во избежание значительного увеличения объема Доклада вынуждены были оставить за его рамками освещение целого ряда проблем, в развитии которых в 2019 году не обнаружилось какой-либо динамики или новых тенденций. В качестве самостоятельного издания выпущен сборник лучших практик Уполномоченного и его Аппарата по оказанию содействия в защите прав человека.

Выражаю свою искреннюю благодарность всем гражданам и правозащитникам, а также государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н.Москалькова

доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. доклад о деятельности уполномоченного по правам человека фото. картинка доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть фото доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. смотреть картинку доклад о деятельности уполномоченного по правам человека.

Глава 1

Права и свободы человека и гражданина: общественное восприятие, мониторинг обращений и результаты их рассмотрения

1.1. Права и свободы в общественном восприятии

Граждане в последние годы стали более требовательно относиться к соблюдению и защите своих личных и социальных прав. И эта тенденция, по нашему мнению, будет нарастать.

По-прежнему наибольшее значение россияне отводят правам в сфере здравоохранения, образования, жилищного и социального обеспечения, трудовых правоотношений.

Второе место в рейтинге заняло право на бесплатное образование. Как и в 2018 году, его отметили в качестве значимого 62% респондентов.

В территориальном разрезе показатели значимости права на бесплатное образование также сопоставимы с результатами социологических исследований 2018 года: самый высокий спрос на бесплатное образование в 2019 году по-прежнему демонстрируют Южный (67%) и Сибирский (66%) федеральные округа.

Право на жилище и его справедливую оплату сохраняет третье место среди наиболее значимых для граждан прав и свобод, однако показатели заинтересованности граждан в реализации этого права несколько увеличились в сравнении с прошлыми годами и составили 56% (на 3% больше, чем в 2018 году, и на 1% больше, чем в 2017 году).

Максимальная доля респондентов, отметивших право на жилище и его справедливую оплату, наблюдалась в Сибирском федеральном округе (62%). Также средний показатель по России был превышен в Южном, Приволжском, Дальневосточном федеральных округах (по 57%).

Значимость права на труд и его справедливую оплату (53%) среди респондентов выросла на 7% в сравнении с 2018 годом, что подняло его в рейтинге с пятого на четвертое место. Наибольшая заинтересованность в соблюдении права на труд и его справедливую оплату отмечена в Сибирском (62%) и Приволжском (59%) федеральных округах.

Право на социальное обеспечение, отмеченное 48% респондентов, заняло пятую строчку в рейтинге значимости прав и свобод. Количество граждан, отметивших указанное право, увеличилось в 2019 году в сравнении с предыдущим годом на 7%. Чаще всего респонденты отмечали названное право в качестве значимого в Приволжском (52%) и Сибирском (53%) федеральных округах.

Показатели права на свободу и личную неприкосновенность в сравнении с 2018 годом не претерпели изменений: на его значимость, как и в предыдущем году, указали 47% опрошенных, что позволило ему сохранить в вышеназванном рейтинге шестое место. Наибольшая доля респондентов, отметивших значимость указанного права, наблюдалась в Южном (52%) и Центральном (51%) федеральных округах.

Девятую позицию в рейтинге наиболее существенных прав и свобод заняло право иметь землю в частной собственности (28%), наибольшая актуальность которого отмечена респондентами в Южном (36%) и Северо-Кавказском (35%) федеральных округах. В целом доля опрошенных, отметивших указанное право, увеличилась в сравнении с 2018 годом (27%), однако незначительный рост не повлиял на его место в рейтинге наиболее значимых прав и свобод.

Наметилась тенденция повышения значимости политических прав. В сравнении с 2018 годом отмечается увеличение доли респондентов, указавших в числе значимых свободу слова (с 20% до 24%), право на участие в управлении обществом и государством (с 3% до 6%), свободу публичных мероприятий (с 2% до 4%), право направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы публичной власти (с 2% до 3%), свободу создания и деятельности общественных объединений (с 1% до 2%).

Сохраняющаяся внешнеполитическая напряженность, политизация международных инструментов защиты прав человека нашли отражение и в результатах социологических исследований. Граждане России обеспокоены возможным нападением со стороны других государств: в 2019 году среди угроз, в наибольшей степени волнующих участников опроса, данная тема заняла второе место (29%), уступив только повышению цен и бедности.

В его основу могут быть положены разработанные Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека Руководящие принципы, касающиеся национальных планов действий по образованию в области прав человека, и Справочник по национальным планам действий в области прав человека, а также опыт более 50 зарубежных государств по созданию национальных планов действий в области прав человека.

Среди институтов гражданского общества, играющих важную роль в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод человека, по-прежнему наибольшее число респондентов указывают средства массовой информации (14%). С 6% до 8% увеличилась доля опрошенных, отметивших значимость Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Примерно столько же (8%) ​положительно оценили деятельность негосударственных правозащитных организаций.

Однако нужно отметить, что защищенность прав человека остается той задачей, решение которой требует консолидации усилий органов всех уровней и ветвей власти с правозащитными общественными объединениями и иными институтами гражданского общества. Только объединенными усилиями мы сможем укрепить гарантии прав и свобод, обеспечить развитие нашей страны как демократического, социального и правового государства.

1.2. Масштабы, динамика и структура обращений

Обращения к Уполномоченному поступали по различным каналам.

Введенная в 2017 году практика приема граждан с использованием видео-конференц-связи в 2019 году была продолжена. В таком формате проведены приемы граждан в Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, Краснодарском крае.

Всего в режиме личного приема сотрудниками Аппарата принято 4482 граждана. По телефону даны необходимые консультации 12 009 гражданам.

В 2019 году продолжена доказавшая свою эффективность работа горячих телефонных линий, организуемых Аппаратом в преддверии значимых событий в общественной жизни. В частности, такая линия действовала накануне и в Единый день голосования.

По результатам мониторинга информации в Интернете и СМИ приняты к рассмотрению более 100 сообщений, по которым были осуществлены соответствующие меры по реагированию на нарушения прав граждан: проведены проверки, подготовлены и направлены ходатайства Уполномоченного в прокуратуру, органы внутренних дел, к руководителям государственных органов исполнительной власти и главам субъектов Российской Федерации.

В потоке обращений в сравнении с 2018 годом произошли определенные изменения. Увеличилось число обращений, поступивших по вопросам уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, законодательства о социальном страховании и социальном обеспечении. Напротив, уменьшилось число обращений о нарушении прав граждан в сфере жилищного законодательства и законодательства в области религиозных отношений.

Несмотря на общее снижение количества обращений, жалобы граждан по вопросам соблюдения и защиты жилищных прав остаются на втором месте по своим масштабам. Поступило 4492 таких обращения (11,7%). По сравнению с 2018 годом их количество сократилось на 15,7%. Так, значительное уменьшение объема обращений произошло по поводу участия в долевом строительстве жилья (на ​43%). Наряду с этим уменьшилось количество обращений по вопросам обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилищного фонда и признания права собственности на жилое помещение.

В группе жилищных обращений наиболее острыми остаются темы платы за жилье и коммунальные услуги, постановки на жилищный учет, предоставления социального жилья.

Каждое девятое обращение поступило по вопросам реализации уголовно-исполнительного законодательства (4187). В данном секторе произошел рост количества обращений на 13%. Так, значительно увеличилось число жалоб по вопросам содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах с 791 до 1059 (на 34%), досрочного освобождения от отбывания наказания с 195 до 250 (на 28%), также наблюдается рост числа жалоб на применение физической силы и специальных средств с 152 до 364 (более чем в 2 раза).

В 2019 году на 10 тыс. человек населения приходилось в среднем по 2,61 обращения к Уполномоченному, что меньше, чем в 2018 году (2,63) и меньше, чем в 2017 (2,85).

В субъектах Российской Федерации наиболее высокий коэффициент интенсивности обращений с увеличением по сравнению с 2018 годом наблюдался в республиках Калмыкия (6,16) и Карелия (3,67), Краснодарском крае (3,17), Архангельской (4,93), Калужской (4,77), Липецкой (4,77) и Курской (4,01) областях. Несмотря на снижение коэффициента по сравнению с 2018 годом, он также является наиболее высоким в республиках Коми (3,69, снижение на 0,6), Мордовии (3,26, снижение на 0,36) и Крым (3,19, снижение на 0,54), в городах Москве (4,68, снизился на 0,1) и Севастополе (3,29, снижение на 27,1), Московской области (3,13, снижение на 0,8) и в Ямало-Ненецком автономном округе (3,90, снижение на 0,24).

В сравнении с 2018 годом коэффициент интенсивности обращений наиболее значительно увеличился в Республике Калмыкия (+4,45), Архангельской (+2,64), Липецкой (+2,49), Курской (+2,36) и Калужской (+1,05) областях.

Прирост коэффициента интенсивности в Республике Калмыкия (с 1,71 до 6,16) связан с резким увеличением количества обращений, касающихся условий отбывания наказания в исправительных учреждениях (с 2 до 118).

Заметное увеличение коэффициента в Архангельской области (с 2,29 до 4,93) связано с большим количеством поступивших обращений о разрешении земельных споров (242 жалобы). В 2018 году этот вопрос не поднимался.

Прирост коэффициента интенсивности по сравнению с 2018 годом отмечается в Липецкой области (с 2,28 до 4,77). Он произошел ввиду увеличения количества обращений по вопросам уголовно-процессуального законодательства более чем в 1,7 раза (с 96 до 170), социального страхования и социального обеспечения (с 13 до 62) и увольнения с военной службы, пребывания в запасе (с 2 до 22).

В Курской области увеличение коэффициента интенсивности (с 1,65 до 4,01) связано с ростом обращений о социальном страховании и социальном обеспечении (с 11 до 63) и о браке и семье (с 4 до 29).

Более подробный анализ обращений по группам прав, территориальной принадлежности заявителей, интенсивности обращений, а также примеры восстановления прав граждан в 2019 году по регионам содержатся в «Правозащитной карте России», которая размещена на официальном сайте Уполномоченного.

1.3. Основные результаты рассмотрения обращений граждан

Главным назначением института Уполномоченного является оказание содействия людям, которые не смогли найти правды при защите своих прав и свобод в органах публичной власти, но не утратили веру в законность и справедливость. При этом не имеет значения социальное положение заявителя, его вероисповедание или национальность, место проживания и нахождения. Защищая с помощью предоставленного законом инструментария каждого конкретного человека или целые коллективы людей, институт Уполномоченного вносит свой вклад в развитие цивилизационного пространства, основанного на принципах уважения человека, его чести и достоинства.

Благодаря взаимодействию с органами государственной власти, правозащитным сообществом, международными организациями и зарубежными омбудсменами институту Уполномоченного ежегодно удается добиваться отмены многих незаконных и необоснованных решений органов власти и должностных лиц, восстановления нарушенных прав, реабилитации невиновных, в том числе выплаты компенсаций за причиненный вред и возвращения доброго имени невинно пострадавшим. Не стал исключением и 2019 год.

В рамках договоренностей Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Украины В.А. Зеленского и в результате кропотливой совместной деятельности российских и украинских уполномоченных по правам человека и силовых структур стало возможным взаимное возвращение заключенных граждан России и Украины. На протяжении последних трех лет поступали десятки обращений от самих обвиняемых и осужденных, их родственников и близких, общественных организаций с просьбой помочь возвращению домой.

Данной гуманитарной акции предшествовала большая работа в русле правозащитной дипломатии, в том числе проведение совместно с украинским омбудсменом и компетентными органами власти верификации списков граждан, документирования тех, кто утратил свои паспорта, поиск правовой формы их освобождения. Приходилось неоднократно выезжать на Украину с целью проведения переговоров с украинским омбудсменом, встреч с нашими соотечественниками, находящимися под стражей, участия в судебных заседаниях, ознакомления с условиями содержания в местах несвободы, мониторинга состояния их здоровья. Уполномоченный и сотрудники Аппарата посещали и граждан Украины, которые находились в московском СИЗО в связи с расследованием преступлений. Родным и близким людей, оказавшихся в этом положении, было крайне важно услышать из первых уст об их состоянии, потому что ситуация порождала немало фейков и провокаций, обрастала слухами и домыслами. В результате 7 сентября 2019 г. 70 граждан России и Украины вернулись домой. В списке возвращенных в Россию 35 человек.

В течение года правозащитную помощь в восстановлении нарушенных прав и свобод получили труженики 35 предприятий, жители 47 населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой и жильцы 7 аварийных домов.

Оказана адресная помощь в защите нарушенных прав 2503 гражданам. Всего же позитивный эффект от правозащитных мероприятий в связи с рассмотрением жалоб ощутили сотни тысяч человек (более 460 тыс.).

В защиту прав граждан К., Ч., Т. и других потерпевших по уголовному делу, возбужденному по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 172.2 и ч. 2 ст. 210 УК РФ, в Аппарат обратилась уполномоченный по правам человека в Пензенской области Е.Н. Рогова. В связи с длительным сроком расследования заявители просили оказать содействие в передаче уголовного дела в ГСУ Следственного комитета России. В ходе рассмотрения обращения также стало известно о том, что с момента возбуждения уголовного дела признаны и допрошены в качестве потерпевших 3183 человека, проживающих в 25 регионах России. В настоящее время в интересах этих людей уголовное дело расследуется ГСУ Следственного комитета России.

Рассмотрение обращений граждан, оказание им содействия в восстановлении нарушенных прав является сердцевиной работы Уполномоченного. Данная деятельность осуществляется в рамках инструментария, предусмотренного Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». По поступившим обращениям дано 20 697 разъяснений заявителям относительно средств и способов защиты своих прав и свобод. В адрес органов прокуратуры, других государственных и муниципальных органов направлено 12 486 мотивированных обращений о проведении проверок и принятии мер реагирования, оказании адресной помощи гражданам в реализации их прав, 1945 запросов о предоставлении сведений, документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалоб. Изучено 75 уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, прекращенных производством дел и материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Подготовлено и направлено в адрес должностных лиц 39 заключений по результатам рассмотрения конкретных жалоб граждан. Уполномоченный и сотрудники Аппарата присутствовали на 88 судебных процессах с тем, чтобы можно было провести личный мониторинг и оценить аргументы заявителей в условиях состязательности.

Результативными были и личные приемы граждан с выездами в регионы, которые проводились с приглашением руководителей тех органов, на которые жаловались люди.

В г. Владивостоке, например, гражданин в присутствии руководителя следственного подразделения органов внутренних дел рассказал, что в течение полутора лет не может добиться привлечения к уголовной ответственности лица, жестоко его избившего, хотя последний был установлен материалами дела. При этом потерпевший на личном приеме представил видеоматериалы, которым в процессе следствия не было дано оценки. В этот же день руководителем следственного подразделения были приняты меры по исправлению ситуации по данному уголовному делу.

В целом во взаимодействии с государственными органами и институтами гражданского общества положительное разрешение получили 1442 жалобы, в том числе 82 коллективные, по которым были восстановлены нарушенные права граждан. По сравнению с 2018 годом эффективность рассмотрения жалоб граждан выросла (с 9,6% до 12,7%). Больше всего увеличилось число положительных решений по защите прав человека в уголовном процессе, в местах принудительного содержания, а также по защите жилищных и трудовых прав.

Самое заметное количество обращений, по которым оказано содействие в защите нарушенных прав, приходится на сферу уголовного судопроизводства. Положительных результатов удалось достичь по 620 жалобам, оказана правовая поддержка 4055 участникам уголовного процесса. Среди этих лиц 134 подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, 3921 пострадавший от преступлений.

Положительно разрешены 196 жалоб, поступивших в защиту прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Поддержка оказана более чем 4 тыс. человек.

Еще в 2018 г. было возбуждено уголовное дело в отношении 15 сотрудников УИС по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ст. 286 УК РФ, в результате избиения осужденного М. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области. В январе 2020 г. двое виновных в жестоком обращении с заключенными были осуждены к 3,5 годам лишения свободы.

Из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Удмуртской Республике от осужденного Т., инвалида I группы, поступила просьба об оказании содействия по вопросу досрочного освобождения от отбывания наказания по состоянию здоровья. В защиту его прав во ФСИН России было направлено обращение, на основе которого проведена проверка. По ее результатам установлено, что у Т. имеется заболевание, препятствующее дальнейшему отбыванию наказания в виде лишения свободы. Поэтому заявитель был освобожден.

По вопросам соблюдения и защиты жилищных прав положительное разрешение получили 153 жалобы, оказано содействие в реализации своих прав 25 375 лицам.

Так, после обращения Уполномоченного прокуратурой Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края был внесен законопроект, направленный на повышение уровня защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря его принятию 1472 человека, относящихся к данной категории граждан, которые своевременно не смогли реализовать право на льготное обеспечение жильем, получили право на компенсацию расходов за наем жилого помещения до обеспечения их жилыми помещениями. С 2019 г. в бюджете Приморского края предусмотрены средства на исполнение данных мероприятий.

Позитивный результат достигнут по 67 заявлениям в сфере социального обеспечения.

Гражданин Р., находящийся в ОГАУСО «Психоневрологический интернат в пос. Дальнее Поле» (ПНИ) в пос. Дальнее Поле Ульяновской области, пожаловался на ненадлежащие условия проживания (отсутствие постельного белья и ремонта, грязь в палатах, плохое питание). По результатам проверки, проведенной в целях восстановления его прав, прокуратурой Ульяновской области директору ПНИ внесено представление об устранении допущенных нарушений, которое исполнено в полном объеме. Директор учреждения привлечен к административной ответственности. Восстановлены права как обратившегося Р., так и иных проживающих в ПНИ граждан.

Нарушения прав граждан на оказание медицинской помощи были выявлены в деятельности СОГБУ «Издешковский психоневрологический интернат для инвалидов молодого возраста». В адрес директора данного учреждения внесено представление об устранении нарушений. Требования были восприняты администрацией.

Трудовые права защищены по 40 заявлениям. Юридическую помощь получили 15 478 граждан. В результате этой работы и по материалам, направленным в соответствующие органы власти, прокуратурой: внесено 25 представлений и 8 предостережений; поданы в суды 293 заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по заработной плате. Погашена задолженность по оплате труда в общем размере на сумму более 580 млн руб.

В связи с публикациями в СМИ о забастовке работников ООО «Тольяттинский кирпичный завод» из-за невыплаты заработной платы Уполномоченным в прокуратуру Самарской области направлено обращение с просьбой провести проверку. По ее итогам установлено, что общая сумма задолженности по заработной плате составила 6,5 млн руб. Внесено 2 представления, 6 предостережений, 14 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Задолженность по заработной плате 165 работникам погашена полностью.

Образовательные права граждан защищены по 22 жалобам. Соответствующая помощь оказана 380 гражданам.

Гражданка К. и другие родители 114 воспитанников МБДОУ «Танаевский детский сад» Республики Татарстан пожаловались на его закрытие и отсутствие информации о порядке дальнейшего обучения детей. В целях защиты права детей на получение дошкольного образования было подано обращение в МКУ «Управление образования Елабужского муниципального района». Как следует из поступившего ответа, здание детского сада было вынужденно закрыто в связи с образованием трещины в стене, что повлекло необходимость ее демонтажа. При этом приняты меры по обеспечению прав воспитанников: большая их часть размещена для временного обучения в здании Танаевской средней общеобразовательной школы, некоторые дети по согласованию с родителями направлены в другие дошкольные учреждения. Выделены денежные средства на осуществление ремонта в связи с аварийной ситуацией.

Положительно разрешены 47 жалоб на нарушения прав граждан в сфере экологии и природопользования. Соответствующие меры поддержки получили 121,4 тыс. граждан.

Поступила жалоба П. на неблагоприятную экологическую обстановку в Дзержинском районе Калужской области вследствие нарушения промышленными предприятиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В этой связи в Калужскую межрайонную природоохранную прокуратуру было направлено обращение. По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями промышленное предприятие ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива» привлечено к административной ответственности, нарушения законодательства устранены, в адрес руководителя управления Роспотребнадзора по Калужской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, начальник территориального отдела привлечен к дисциплинарной ответственности.

Во взаимодействии с органами прокуратуры по 3 жалобам оказано содействие в защите прав участников публичных мероприятий.

К Уполномоченному обратился Ш. с жалобой на отказ администрацией Коломенского городского округа Московской области в согласовании публичного мероприятия. Как следует из материалов жалобы, группа граждан направила уведомление в администрацию Коломенского городского округа о проведении в центре г. Коломны митинга против повышения тарифов на вывоз мусора. В согласовании мероприятия было отказано, предложена альтернативная площадка, однако, по мнению заявителя, ее выбор ограничивал численность участников и препятствовал достижению целей митинга. В целях проверки доводов, изложенных в жалобе, Уполномоченный обратилась в Коломенскую городскую прокуратуру. Вопрос решен положительно.

По 18 обращениям оказано содействие в защите прав граждан при производстве по делам об административных правонарушениях.

Граждане А. и К. пожаловались на действия сотрудника отделения по вопросам миграции ОМВД России по району Филевский парк г. Москвы в связи с незаконным привлечением к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета). Уполномоченный обратилась в Дорогомиловскую межрайонную прокуратуру г. Москвы в целях проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования. По результатам проверки установлено, что А. и К. привлечены к административной ответственности в нарушение требований федерального законодательства. Постановления о привлечении заявителей к административной ответственности отменены.

9 граждан получили поддержку в реализации своего права на рассмотрение обращений в государственных органах.

Гражданин В. написал о неправомерных действиях сотрудников ОМВД России по Бутырскому району, которые дважды передавали его обращения в государственные органы, не наделенные процессуальными полномочиями по решению вопроса. По запросу Уполномоченного Останкинская межрайонная прокуратура г. Москвы провела проверку, по результатам которой в адрес начальника ОМВД России по Бутырскому району г. Москвы внесено представление об устранении нарушений, а виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Оказано содействие в реализации права на гражданство и свободу передвижения по 29 жалобам. Помощь при этом получили 65 человек.

Во взаимодействии со своими коллегами из других государств, в рамках совместной работы с МИД России, компетентными органами зарубежных стран оказана помощь 57 российским гражданам, находящимся за границей.

В феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту г. Стамбула. Им не выплачивалась заработная плата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченным были направлены обращения в МИД России и Главному Омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу, в результате чего обеспечены продовольственные и бытовые потребности членов экипажа, а позднее им выплачена заработная плата в полном объеме.

По обращениям зарубежных коллег, самих граждан и заинтересованных лиц осуществлялась поддержка в реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории России. В общей сложности в результате рассмотрения обращений коллег-омбудсменов удалось оказать содействие 35 иностранным гражданам. Особенно широко данная работа проводилась в отношении граждан Украины, находящихся в местах принудительного содержания в Российской Федерации.

По системным вопросам, вытекающим из рассмотрения обращений, готовились предложения по совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека и гражданина. В адрес соответствующих государственных органов направлено более 40 таких предложений, значительная их часть воспринята органами власти в нормотворческой деятельности.

Заслуживает отдельного обсуждения тема расширения категорий жалоб, по которым уполномоченные по правам человека могут принять меры. В настоящее время мы рассматриваем жалобы лишь на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Однако нередко заявители, обращаясь за помощью, указывают на нарушения своих прав со стороны организаций, не относящихся к органам публичной власти. В этом случае закон не позволяет Уполномоченному провести проверку и принять меры реагирования, ограничиваясь направлением поступившего обращения в иные надзорные органы. Поэтому актуальным представляется распространение предмета деятельности Уполномоченного на область общественных отношений, складывающихся в связи с деятельностью негосударственных организаций, выполняющих делегированные публичные функции, когда ими допускаются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Граждане, вовлекаемые в сферу деятельности этих организаций, также должны располагать дополнительными гарантиями защиты своих прав от их неправомерных действий. В мировой практике имеются примеры подобного рода компетенции омбудсмена. Такими полномочиями, в частности, наделен Защитник прав человека в Республике Армения.

Несмотря на то что нам удалось в 2019 году добиться лучших результатов, следует признать, что, к сожалению, по многим жалобам мы не смогли достучаться до сердец тех, от кого зависело принятие решения о восстановлении нарушенных прав, пробиться через толстое стекло равнодушия и формализма, устоявшихся стереотипов о том, что отмена ранее принятого решения, даже если есть понимание о его незаконности, воспринимается как брак в работе, за который кто-то должен быть наказан. Но мы не теряем надежду на изменение ситуации, настраиваясь в первую очередь на совершенствование своей деятельности.

Повышение результативности в работе с обращениями граждан зависит от ряда факторов. В их числе поднятие уровня профессиональной подготовки служащих Аппарата, внедрение в работу новых информационных технологий, усиление ответственности руководителей государственных органов по исполнению запросов и восприятию рекомендаций Уполномоченного, более активное использование потенциала общественных правозащитных организаций при рассмотрении жалоб граждан на нарушения их прав, совершенствование организационно-правового статуса омбудсмена и другие меры, которые мы намерены осуществлять.

Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» для направления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Полный текст Доклада с графическими материалами и сведениями об источниках доступен по ссылке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *