доклад уполномоченного по правам человека за 2020г
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год
Вступительное слово
В представляемом докладе изложены взгляды Уполномоченного на ситуацию с правами человека в России и в мире в системе координат современных реалий, в концентрированном виде показаны проблемы на правочеловеческом треке и представлены возможные пути их решения, подводятся итоги работы за нелегкий и во многом судьбоносный 2020 год.
В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в нашей стране была по сути создана принципиально новая система прав на социально- экономическую поддержку, которую установило государство для широких слоев населения на время пандемии и в посткарантинный период: отсрочки по налогам, кредитам и страховым взносам, льготные кредиты, арендные каникулы, мораторий на банкротство, социальная поддержка семей с детьми и тех, кто потерял работу, субъектов малого и среднего предпринимательства, застройщиков и туроператоров, смягчение требований в лицензировании и в иных разрешительных процедурах, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, страховые и стимулирующие выплаты медицинским работникам и гражданам, принявшим на патронаж инвалидов и престарелых людей, отмена оформления специального продления патентов, разрешений на временное проживание и других документов, легализующих нахождение иностранных граждан на территории России, и многие другие.
Острая востребованность в помощи института государственной правозащиты человека стала ощущаться с первых дней пандемии. На специально организованную горячую линию и по электронной почте в этот период к нам поступило около трех тысяч обращений. Они были крайне эмоциональными, наполненными тревогой, а порой и отчаяньем. Особенно когда дело касалось потери работы, невозможности вернуться на Родину из других стран из- за закрытых границ или, напротив, выехать с территории России к месту постоянного проживания и воссоединиться с семьей, сложностей в обеспечении для детей- школьников дистанционного обучения ввиду отсутствия в доме компьютеров для каждого ребенка, оказания срочной медицинской помощи, недопусков адвокатов к лицам, находившимся под стражей, и т.д.
Несмотря на то что сотрудники Аппарата Уполномоченного также перешли на дистанционную форму работы, выполняя предписания о самоизоляции, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан не останавливались ни на один день. По видео- конференц- связи велся личный прием, большая доля переписки стала осуществляться по электронной почте. В результате удалось добиться восстановления прав свыше 5 тыс. человек только по обращениям, поступившим на горячую линию.
В таком же режиме трудились и региональные уполномоченные. Они проводили масштабную работу по соблюдению и защите прав человека в условиях стремительного распространения COVID-инфекции. Укрепление взаимодействия между уполномоченными позволило не только не снизить результативность в решении вопросов по оказанию помощи людям в защите прав, но и, напротив, улучшить эти результаты.
На этом фоне проявились морально устаревшие, не отвечающие современным потребностям законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также отсутствие в законах и подзаконных актах норм, регулирующих правоотношения в условиях ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией или другой чрезвычайной ситуацией. В настоящем докладе содержатся предложения и рекомендации государственным органам по этому поводу, сформулированные на основе примеров конкретных жизненных ситуаций, которые нам пришлось разрешать в наиболее острые фазы действия режимов ограничительных мер.
Кроме того, нам удалось, как представляется, не снизить темпы в работе и по другим направлениям: в области международного сотрудничества, правового просвещения, законотворчества и координации деятельности региональных уполномоченных.
На правопросветительском направлении были проведены все без исключения традиционные мероприятия. Реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов. Среди них: Всероссийский единый урок по правам человека, охвативший впервые студентов вузов; интерактивный просветительский проект «Школа правозащитников: учиться и действовать»; Всероссийский социально-ориентированный проект «Правовой марафон для пенсионеров»; Всероссийский конкурс «Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты»; в интернет- формате впервые был запущен «Правозащитный диктант» для студентов вузов и другие. В дека бре 2020 года состоялась очередная церемония награждения медалью Уполномоченного «Спешите делать добро».
Законотворческая активность в 2020 году была ознаменована не только изменениями в Конституцию Российской Федерации, о которых говорилось в первых строках вступительного слова, но и принятием многочисленных законов, направленных на укрепление гарантий прав граждан буквально во всех сегментах общественной жизни.
Продолжала развиваться и укрепляться правоприменительная практика института региональных уполномоченных, осуществлялись ротации омбудсменов в субъектах Российской Федерации, которым предшествовала процедура согласования соответствующих кандидатов на эту должность. Был проведен Всероссийский координационный совет по вопросам защиты прав граждан в условиях пандемии.
2020 год позволяет подвести и итоги моей пятилетней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Еще придет время более объемному и глубокому по содержанию описанию этого непростого, но, как представляется, вполне результативного периода в истории института Уполномоченного и, конечно же, моей жизни.
Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием.
Пройден огромный путь по укреплению системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с помощью использования новых механизмов. Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости.
В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан, в том числе по резонансным делам. В частности, речь идет об освобождении К. Вышинского, М. Бутиной, И. Голунова и других.
Высшей наградой за эту работу являются благодарности людей, которым удалось помочь на основе конструктивного взаимодействия с компетентными органами. Например, от российских моряков, освобожденных из пиратского плена в Нигерии, от эвенков, проживающих на Байкале, в связи с отменой им запрета на вылов омуля, от 6 тыс. строителей космодрома «Восточный», которым была погашена задолженность по заработной плате, от членов экипажа судна «Норд», более полугода удерживаемых на Украине без малейших на то оснований, от жителя села Ворга в Смоленской области (в отношении него отменили незаконный отказ в регистрации кандидатом в районные депутаты), от чернобыльца, наконец получившего квартиру, и многих других.
Принят пакет нормативных актов, направленных на укрепление правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, над которым вместе с палатами Федерального Собрания Российской Федерации мы работали с 2016 года. Его основой стал Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»1, в котором впервые в отечественной истории правозащиты определено функциональное назначение региональных уполномоченных, закреплены единые стандарты их организации и деятельности, что крайне важно для создания равных возможностей каждому человеку в доступе к механизмам защиты прав и свобод.
За эти годы выстроена разветвленная система правопросветительской работы, ориентированной на различные категории граждан и возрастные группы населения. Аппаратом Уполномоченного за 2016-2020 годы организовано порядка 500 мероприятий по правовому просвещению. Одним из наиболее масштабных стал Единый урок по правам человека, проводимый ежегодно с 2017 года. За это время в нем приняли участие более 27 млн школьников и студентов.
С 1 февраля 2019 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует созданный при поддержке Президента Российской Федерации Научно- образовательный центр по правам человека, который не только содействует научному и методическому обеспечению деятельности омбудсмена, но также организует обучение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, государственных служащих их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.
Одним из результатов пятилетней работы стало укрепление международных связей, что особенно важно в условиях геополитических противоречий и конфликтов, характерных для современного мира. Выстроены каналы взаимодействия Уполномоченного со структурами в рамках ООН и Совета Европы, осуществлялось тесное сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств. С 2017 года дан старт работе Евразийского Альянса Омбудсменов, учредителями которого выступили омбудсмены трех государств: России, Армении и Киргизии. На сегодняшний день он насчитывает 8 участников. Альянс позволяет объединить усилия государственных правозащитников в деле обмена опытом и, что особенно важно, защиты прав конкретных граждан, попавших в беду.
Прошедшие пять лет и особенно 2020-й год показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Возможно, для меня как Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом и заключается главный вывод доклада, который предлагается вашему вниманию.
В представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сохраняется преемственность с докладами прошлых лет.
Как и прежде, в нем приведены: тематическая статистика, инфографика о динамике состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 32 параграфа.
Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.
События
Сардана Гурьева представила доклад за 2020 год
Сардана Гурьева 11 марта 2021 года представила доклад за 2020 год на расширенном заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству в формате видеоконференцсвязи.
В рамках повестки народные депутаты республики, члены комитета рассмотрели шесть вопросов. В частности, рекомендованы к рассмотрению Госсобрания (Ил Тумэн) проекты постановлений парламента Якутии, утверждающие кандидатуры представителей законодательного органа в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Республики Саха (Якутия), отчет о деятельности органов внутренних дел и доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2020 год.
Участники расширенного заседания рассмотрели «Проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2020 году».
Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) Сардана Гурьева сообщила, что в отчетном 2020 году всего поступило 1321 обращение (2019 — 2448), в том числе непосредственно к Уполномоченному по правам человека — 671 (2019 — 1423), к общественным представителям Уполномоченного в муниципальных образованиях — 650 (2019 — 1025).
В условиях ограничительных мероприятий в связи с пандемией в аппарате Уполномоченного по правам человека работа с обращениями граждан осуществлялась в дистанционных форматах: прием граждан проводился посредством телефонной связи, видеоконференцсвязи, обращения граждан поступали на «горячую линию». Письменные жалобы граждане направляли по электронной почте, почтовой и факсимильной связью, а также на портал обращений на официальном сайте Уполномоченного по правам человека https://.sakha.gov.ru. Также, в режиме видеоконференцсвязи проводились совместные приемы граждан с Прокуратурой РС (Я), Управлением Федеральной службы исполнения наказания по РС (Я), Министерством труда и социального развития РС (Я).
Традиционно лидирующее место по количеству поступивших занимают обращения от жителей ГО «Город Якутск» — 415 (2019 — 920), затем идут Нерюнгринский — 71 (2019 — 16), — 15 (2019 — 7), Ленский районы — 15 (2019 — 6). От граждан, проживающих в других субъектах РФ и странах ближнего зарубежья, поступило 33 обращения (2019 — 29).
В 2020 году тематика обращений не претерпела значительных изменений и коснулась таких вопросов как, нарушение жилищных прав — 143 (2019 — 344), нарушение прав в сфере здравоохранения, оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение — 101 (2019 — 115), нарушение прав в сфере социального и пенсионного обеспечения — 90 (2019 — 149). По вопросам защиты прав на справедливое судебное разбирательство, несогласия с судебным решением, приговором, неисполнения решения суда поступило 66 обращений (2019 — 88). Число обращений о нарушениях уголовного судопроизводства в деятельности правоохранительных структур и следственных органов, нарушениях в исправительных учреждения составило 64 (2019–134), о нарушении трудовых прав поступило 52 (2019 — 126). За отчетный период количество обращений о нарушении права собственности и иных прав на землю, предоставления земельных участков составило 25 (2019 — 54), по вопросам семейного права, охраны семьи, опеки над детьми — 11 (2019 — 25), по вопросам гражданства, миграции, паспортного и визового режима — 10 (2019 — 23) и др.
При рассмотрении обращений граждан Уполномоченным направлялись запросы о даче разъяснений и проведении проверок по обращениям граждан в исполнительные органы государственной власти РС (Я), территориальные органы федеральных органов власти, органы прокуратуры, местного самоуправления и др. По результатам данной работы по 609 обращениям даны письменные и устные разъяснения (2019 — 1286), удовлетворены 62 обращения (2019 — 127). Исходя из содержания обращений, в адрес профильных органов власти разработаны 32 пункта рекомендаций.
Вопросы Сардане Гурьевой задали народные депутаты республики Юрий Николаев, Валерий Лютый, Евгений Кожухов, Игорь Григорьев, Алексей Еремеев.
Далее в выступлениях парламентарии призвали обратить внимание Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) на вопросы восстановления нормативов компенсации за жилье обманутым дольщикам, на реализацию проекта по переселению из аварийного жилья, создание условий для ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание. Народные депутаты республики поблагодарили Сардану Гурьеву за большой объем проделанной работы.
Рассмотрев доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) о деятельности в 2020 году, члены постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству приняли решение внести проект постановления на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) и рекомендовать к принятию.
Уполномоченного по правам человека в РС(Я)
События
Татьяна Москалькова представила Президенту Доклад о деятельности Уполномоченного за 2020 год
1 апреля федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова представила Президенту Российской Федерации Владимиру Путину Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год и проинформировала главу государства об основных итогах своей деятельности с момента назначения в 2016 году.
Татьяна Москалькова сообщила главе государства о главных вопросах защиты прав, которые сегодня волнуют россиян, уделив особое внимание обеспечению гарантий прав человека в период пандемии.
«В этом году впервые такой огромный объём поступлений был — 44 с лишним тысячи, причём больше трёх тысяч — по „горячей линии“. Люди обращались в отчаянии, что они не могут вернуться на родину, того что перекрыты границы. Те иностранные граждане, которые находились на территории [России], не могли выехать к себе домой или оформить документы для продления работы в России», — отметила федеральный омбудсмен.
Как сообщила Уполномоченный, всего за последние 5 лет в адрес государственного правозащитника поступило 205 тыс. обращений, из них 11 тыс. — коллективные.
Полный текст Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год будет опубликован в Российской газете и на официальном сайте Уполномоченного.
Эксперты прокомментировали Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2020 г.
Как ранее писала «АГ», 1 апреля федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова представила президенту Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г.
В сфере права на защиту семьи, материнства, отцовства и детства Уполномоченный указала, что пандемия новой коронавирусной инфекции обострила такие проблемы, как задержки или невыплата зарплаты либо дополнительных стимулирующих мер, рост безработицы, ограничение доступа к госорганам, трудности в дистанционном образовании, сужение сферы санаторно-курортного обеспечения и иные негативные явления. Всего поступило 2060 обращений от семей, что на 10% превышает показатели 2019 г. (1866).
По мнению адвоката АП Томской области Ольги Башковой, в докладе не хватает жизненных ситуаций, указывающих на реально оказанную помощь, а именно какими инструментами владеет Уполномоченный для разрешения вопросов, связанных со спорами о месте жительства и порядке общения с детьми. «К сожалению, в своей практике я столкнулась с тем, что Уполномоченный реальную помощь оказать не может, поэтому ожидала, что в докладе данный вопрос найдет отражение. Хотелось бы, чтобы федеральный омбудсмен имела инструменты реального оказания помощи гражданам, у которых отобрали детей», – подчеркнула она в комментарии «АГ».
Отмечается, что почти вдвое увеличилось число обращений к Уполномоченному по проблеме домашнего насилия в период действия ограничительных мер. Более чем на 20% возросло количество обращений граждан, поступивших на телефон доверия ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» Департамента труда и соцзащиты г. Москвы, по вопросам семейного (бытового) насилия (1396 обращений за январь – май 2020 г. против 1176 обращений за аналогичный период 2019 г.).
Адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев посчитал, что доклад отражает реальную картину увеличения объемов домашнего насилия в период действия ограничительных мер, и указал, что в режиме самоизоляции жертвы насилия фактически оказались «запертыми» с агрессорами.
Уполномоченный также посчитала, что в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в регионах.
По мнению Антона Лебедева, особую пользу могут принести профессиональные объединения специалистов, обладающих познаниями в области правовой защиты, – ассоциации юристов и адвокатские палаты. Например, может формироваться объединение, состоящее из юристов и адвокатов, желающих осуществлять правозащитную деятельность на условиях pro bono. Для специалистов интерес может представлять освещение этой деятельности в СМИ, а для доверителей – возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
В докладе омбудсмена отмечается, что в 2020 г. апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 г. – 4393) и 521 оправдательный (в 2019 г. – 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 г. – 12 386). Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены. Причиной обращений участников уголовного процесса в апелляционные и кассационные инстанции послужило отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.
По мнению руководителя ООО «Юридическая Контора “Щит и Меч”» Андрея Коновалова, омбудсмен обратила внимание на ряд действительно важных моментов – например, чрезмерную суровость уголовно-процессуальных процедур и наказаний; необходимость принятия поправок, позволяющих приостанавливать производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом; необходимость внесения корректив в практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; предложение о необходимости отказа от стадии возбуждения уголовного дела; создание фонда выплат компенсаций жертвам нераскрытых преступлений и т.д.
Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.
По мнению Андрея Коновалова, данная проблема носит поистине массовый характер и вряд ли в России найдется хоть один практикующий юрист, который с ней никогда не сталкивался. «Нельзя не учитывать и то, что подобные действия могут свидетельствовать о нарушении судьей Кодекса судейской этики, а то и вовсе говорить о вынесении заведомо неправосудного решения», – посчитал он.
Юрист полагает, что бороться с данной проблемой можно, например, с помощью введения самостоятельного состава преступления. Однако каких-либо конструктивных предложений, кроме указания на необходимость судов следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в докладе не приводится, заметил Андрей Коновалов.
Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.
По мнению Татьяны Москальковой, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые позволят учитывать процессуальные особенности расследования уголовных дел в случае возникновения эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности человека. Нормы могли бы устанавливать возможность приостановления производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом, которое предусматривало бы также возможность возобновления производства после окончания такого режима или до его окончания по мотивированному ходатайству участников уголовного процесса; процедуры, обеспечивающие непрерывное производство по уголовному делу с лицами, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (с применением видеосвязи, электронного документооборота и т.п.). Кроме того, омбудсмен считает необходимым расширить возможности применения видео-конференц-связи в уголовном процессе при производстве следственных действий.
Указывается, что в Докладе за 2019 г. Уполномоченный предлагала осуществить реформирование стадии возбуждения уголовного дела в целях обеспечения неукоснительного соблюдения прав заявителей. В УПК были внесены изменения, касающиеся разумного срока уголовного судопроизводства, который теперь включает период со дня подачи заявления или сообщения о преступлении до дня прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора.
Отмечается, что принципиальное значение для развития уголовной политики России по пути гуманизма и справедливости имеет скорейшее принятие внесенного в Госдуму проекта поправок в УК и УПК РФ в связи с введением понятия уголовного проступка (законопроект № 1112019-7). Федеральный омбудсмен неоднократно указывала на своевременность принятия данной законодательной инициативы.
Управляющий партнер, адвокат МКА «РУБИКОН» Виктория Шевцова заметила, что хотя Конституцией и закреплены положения о праве потерпевших от преступлений на охрану законом, обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, но нельзя сказать, что они в полной мере реализуются на практике.
«С учетом того, что процесс расследования и рассмотрения уголовного дела занимает много времени, как правило, уже нет таких средств, которые могли бы компенсировать нарушенные права граждан. Расследование уголовных дел по экономическим преступлениям длится до пяти лет, за это время многие граждане теряют финансы, источники доходов, их права нарушаются, и защитить их иным образом, кроме как признать данных лиц потерпевшими, нельзя», – указала адвокат.
Виктория Шевцова отметила, что в период пандемии возбуждено огромное количество уголовных дел, расследование по которым не только идет очень медленно, но и не всегда эффективно. Таким образом, нарушаются права сразу широкого круга лиц.
По мнению адвоката, председателя КА Уральского федерального округа Ильи Сливко, Уполномоченный, возможно, не всегда правильно трактует суть поступающих обращений граждан либо по каким-то причинам уклоняется от анализа работы правоохранительной системы. «Очевидно, что общество волнует не изменение процессуальных понятий, а несовершенная система правосудия», – подчеркнул он.
Адвокат указал, что согласно докладу выявляемые нарушения при применении меры пресечения в виде заключения под стражу свидетельствуют о необходимости внесения корректив в соответствующую практику. «Данная формулировка из года год переходит в доклад Уполномоченного. При этом никакие реальные меры не принимаются. Давно созрела необходимость в создании “арестантских домов” с более гуманными и человеческими условиями или более широкого применения меры пресечения в виде домашнего ареста», – посчитал он.
Илья Сливко заметил, что в докладе указывается на необходимость продолжения работы госорганов по гуманизации уголовной политики. «Но смысл в том, что при введении различных форм уголовной ответственности в виде “уголовного проступка” или “судебного штрафа” не изменяется сам факт – привлечение к уголовной ответственности. Не исключаются, а, наоборот, создаются условия для незаконного привлечения к уголовной ответственности. Проблема не в том, чтобы смягчить наказание, а в том, чтобы его, во-первых, индивидуализировать, а во-вторых, позволить лицу после осуждения вернуться к нормальной жизни. Однако реалии таковы, что, будучи хотя бы раз привлеченным к уголовной ответственности, человек лишается многих возможностей, доступных для несудимого лица. Такая же участь постигает его детей. К сожалению, в наше время дети отвечают за грехи родителей, чего не было даже в условиях сурового 1937 г.», – отметил эксперт.
В рамках взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями к Уполномоченному поступило 11 обращений, касающихся отказов в допуске членов ОНК и адвокатов в учреждения УИС, оказания медпомощи осужденным, перевода осужденного в другое учреждение, совершенствования законодательства в части условий содержания заключенных.
Отмечается, что почти на 50% возросло число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. Граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников акций и митингов. По данным ГИАЦ МВД России, было задержано 2452 человека. Многие жалобы задержанных на несанкционированных митингах были связаны с недопуском к ним адвокатов.
Согласно докладу в конце 2020 г. на общественное обсуждение был представлен разработанный Минюстом России проект поправок в УК и УПК, устанавливающий режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств.
Илья Сливко посчитал, что с учетом «обычной» скорости по внесению изменений в законодательство следует быть готовыми к тому, что реальные меры будут приняты в лучшем случае через 10 лет.
Доклад содержит предложение дополнить гл. 30 «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ нормой, закрепляющей право Уполномоченного по правам человека обжаловать в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.
«Удивительно, что Уполномоченному неизвестно о том, что по состоянию на 2020 г. внесение любых изменений в КоАП было приостановлено ввиду разработки нового КоАП, – указал адвокат. – В действующем КоАП не предусмотрена ни процедура рассмотрения административных дел, ни толком порядок их обжалования. В частности, невозможно обжаловать решение должностного лица, если пропущен 10-дневный срок обжалования. При том размере административных штрафов, который сейчас предусматривает КоАП, такое формальное отношение к процессу является форменным издевательством».
По мнению омбудсмена, целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении России к Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 г. Ее сторонами на сегодняшний день являются 26 стран. Источниками формирования компенсационного фонда, указано в докладе, могли бы служить средства, получаемые в результате уплаты штрафов, внесения залогов, а также конфискации имущества осужденных и имущества госслужащих, которые не могут обосновать его происхождение, и т.п.
Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.
В докладе отмечается работа Уполномоченного по принятию Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
Илья Сливко указал, что федеральному омбудсмену представлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту нарушенных прав как отдельного гражданина, так и неопределенного круга лиц, а также право обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, знакомиться с материалами гражданских и административных дел, решение по которым вступило в законную силу, и т.п.
Адвокат с сожалением отметил, что при таком количестве прав отсутствуют обязанности омбудсмена – непонятно, каким образом он будет выбирать, по какой жалобе работать, а какую – игнорировать. «Надеясь на лучшее, хочется верить, что принятый закон действительно внесет новые вехи в работу системы правосудия в России», – подчеркнул он.
В докладе также отмечается, что ввиду обращения Уполномоченного в Минздрав России препарат для лечения граждан, страдающих спинальной мышечной атрофией, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 г.
«Петиция в защиту больных СМА была размещена в интернете еще в 2019 г. Для внесения изменений в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и включения туда дорогостоящих препаратов от СМА требовалось внесение изменений в Закон об основах охраны здоровья граждан. Соответствующий проект поправок был внесен в Госдуму депутатами фракции ЛДПР Евгением Марковым, Сергеем Натаровым, Кириллом Черкасовым и Игорем Торощиным в феврале 2020 г. Препарат действительно будет включен в Перечень на 2021 г. При этом роль Уполномоченного в данном процессе ни из СМИ, ни по информации из официальных источников не просматривается», – указал Илья Сливко.
Вице-президент ФПА РФ, член СПЧ Генри Резник заметил, что далеко не все жалобы заявителей законны и обоснованны. «Аппарат Уполномоченного изучает их. В ряде случаев привлекаются эксперты по достаточно спорным и сложным делам, где для того, чтобы разобраться, необходимо “глубокое бурение”», – рассказал он.
В заключение Генри Резник указал, что институт Уполномоченного выполняет свое предназначение и работа Татьяны Москальковой, учитывая ее высокий профессионализм, который включает, с одной стороны, теоретические познания, с другой – знание практики, обеспечила определенное приращение деятельности федерального омбудсмена. «Есть системные проблемы, которые могут быть решены через совершенствование законодательства и судебной практики, и к ним уполномоченные постоянно привлекают внимание, а есть конкретные случаи, которые положительно разрешаются вмешательством Уполномоченного, в том числе по жалобам адвокатов. Надеюсь, взаимодействие ФПА и Уполномоченного по правам человека и дальше будет конструктивно осуществляться и содействовать обеспечению прав граждан», – резюмировал Генри Резник.