доклад уполномоченного при президенте рф по защите прав предпринимателей 2020
Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину доклад о результатах своей деятельности в 2020 году. Отдельное внимание в ходе рабочей встречи уделено мерам поддержки бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции.
Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей ранее был направлен Президенту в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
В.Путин: Борис Юрьевич, Вы прямо как заправский бюрократ, столько бумаг принесли.
Б.Титов Титов Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей : К сожалению, проблем пока много, поэтому и доклад большой.
В.Путин: Я знаю, что Вы пришли как раз с докладом о том, что сделано за прошедший год Вами как главным защитником интересов прав предпринимателей. Я обязательно всё это посмотрю и попрошу Вас всё прокомментировать.
Но попросил бы вначале просто дать Вашу оценку того, насколько эффективны были меры по поддержке бизнеса, предпринимательства за прошедший непростой пандемийный период.
Б.Титов: Знаете, очень взвешенные были. Честно говоря, мы вначале немножко кряхтели, немножко нам не всё нравилось, но на самом деле по тому результату, который есть, мы видим, что меры были взвешенные, меры были эффективные, меры были вовремя.
Главная мера, которая, наверное, сработала больше всех, что всё-таки очень осторожно относились к закрытию бизнеса: то есть на первом этапе это было необходимо, но на втором этапе, конечно, осень прошла без полных закрытий, и это, конечно, больше всего помогло бизнесу.
При этом я должен сказать, что мы немножко, может быть, рано успокоились, мы видим сейчас опять обострение ситуации. Но дело в том, что III–IV кварталы [2020 года] были очень успешными, потому что мы практически восстановили малый, средний бизнес, крупный вообще меньше терял (производственный, промышленный бизнес).
Но I квартал [2021 года], к сожалению, оказался не таким хорошим. Мы делаем со Сбербанком специальный индекс развития малого бизнеса. К сожалению, он показал, что выручка малых предприятий снизилась на 19 процентов, то есть, понимаете, волна догоняла бизнес в I квартале.
Б.Титов: Был отложенный спрос, III–IV квартал дал такую серьёзную прибавку к реализации, к выручке малого бизнеса. I квартал стал уже более взвешенным, люди уже стали выходить к нормальной жизни, оценивать свои возможности лучше, больше экономить, и поэтому, к сожалению, I квартал оказался не таким хорошим. Говорят, что сейчас лучше, но пока ещё данных у нас нет.
Мы делаем мониторинг, большие мониторинги на COVID мы делали практически каждые две недели, с большими выборками – опросы предпринимателей. Последний, который был, показал, что у нас спрос снизился, ещё не почувствовали увеличения спроса 65,8 процента бизнеса. То есть пока ещё всё-таки надо быть начеку.
Конечно, в этой связи, с учётом этих осложнений, что, не дай бог, будут вынуждены какие-то вводить ограничения власти, хотелось бы, чтобы были продуманы всё-таки ещё меры. Очень эффективная мера была – это двухпроцентный кредит под сохранение занятости рабочих мест. Он больше всех был востребован, не одна сотня миллиардов рублей была бизнесу предоставлена в качестве кредитов. Наибольшая часть не была возвращена, потому что предприятия сохранили занятость, и с них была снята обязанность возврата этих денег.
Хотелось бы думать, что если вдруг будут какие-то сложности сейчас опять, чтобы продлить эту меру или сделать второй этап – эту меру реализовать.
Но кроме этого, конечно, у нас есть ещё целый ряд предложений по каким-то новым мерам поддержки бизнеса. Это связано и с кадастровой стоимостью, связано с вопросами…
В.Путин: Изначально эта мера была спорная.
Б.Титов: Большая проблема, да. Но мы хотели, чтобы её зафиксировали на уровне 2019 года, потом было решение на уровне 2020 года зафиксировать, но потом так и не состоялось это решение.
В.Путин: Надо прорабатывать это с нашими крупными городами. Это актуально прежде всего для крупных мегаполисов и их доходов.
Б.Титов: Конечно.Это их доходы.
Но кроме этого одна мера работала очень удачно. Мы уже с Вами говорили на эту тему – это социальные взносы. Когда была принята первая мера, чтобы малому и среднему бизнесу снизили до 15 процентов сверх базы, то результат был. Честно говоря, мы даже сами такого не ожидали, мы увидели, что доходы Пенсионного фонда выросли больше чем на два процента, мы в два раза снизили ставку, а доходы выросли больше чем на два процента.
В.Путин: Она стала более экономически обоснованной, вот и всё.
Б.Титов: Так надо дальше продолжать. Значит, она экономически обоснована: НДФЛ больше шести процентов вырос по доходам бюджета, то есть бизнесу стало выгодно платить в белую, никакие серые схемы…
В.Путин: Никому не нужны.
Б.Титов: И поэтому мы предлагаем сейчас – давайте продолжать. Во-первых, можно на всю зарплату распространять, убрать минимальную заработную плату как базу до вычета. Ну, а дальше смотреть, может быть, в дальнейшем смотреть и на другие виды бизнеса.
В.Путин: Правительство работает сейчас над этим, мне докладывают.
Б.Титов: Это одна из тех мер, которая очень сильно сдерживает развитие, потому что очень большие налоги у нас на заработную плату – 30 процентов.
В.Путин: Особенно для высокотехнологичных компаний – это основное.
Б.Титов: Конечно, ещё мы хотели бы об одном [решении] поговорить, хотя, честно говоря, у нас год был в одном очень хороший, – 2020 год имеется в виду, – в том, что количество проверок снизилось в три раза. Это, конечно, связано было с тем, что пандемия…
В.Путин: С желанием сохранить предприятия, рабочие коллективы.
Б.Титов: Да, и я хотел об этом сказать, потому что государство приняло решение о том, чтобы продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, и это сработало. Поэтому в нашем докладе просим до 2022 года [продлить], потому что, к сожалению, всё-таки мы видим, что, во-первых, пандемия нас не отпускает.
И главный, наверное, вывод, который можно сделать из того, что количество проверок снизилось резко…
В.Путин: Хуже не стало.
Б.Титов: Да, ничего не произошло – никаких ни катастроф, ни отравлений массовых, ничего. То есть мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать. Вот сейчас «[регуляторную] гильотину» уже отрабатывают, сейчас вводятся уже принятые законы о контрольно-надзорной деятельности. И это очень важная задача, которая сегодня стоит, чтобы не допустить возврата вот этих массовых проверок, которые, к сожалению, у нас иногда раньше были.
В.Путин: Понимаю. Давайте поподробнее поговорим.
Борис Титов направил Президенту ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил доклад о результатах своей деятельности в 2019 году главе государства в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 7 мая 2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Доклад включает оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.
В докладе отмечено, что всего за время функционирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации поступило 79 990 обращений, из них федеральному Уполномоченному – 15 602, региональным – 64 388.
Основные темы обращений к Уполномоченному при Президенте по защите прав предпринимателей связаны с обжалованием фактов уголовного преследования, проблемами малого и среднего бизнеса, вопросами в сфере земельно-имущественных отношений и кадастра, торговли, строительства и ЖКХ и других.
На основе обработки обращений, результатов экспертных опросов и иных материалов в соответствующих разделах доклада представлено мнение Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей о системных проблемах российского бизнеса, а также мнение региональных уполномоченных о ключевых проблемах бизнеса в субъектах Российской Федерации и путях их решения.
Борис Титов предложил изменить критерии определения пострадавших от пандемии предприятий
pressmaster / Depositphotos.com |
Бизнес-омбудсмен в своем ежегодном докладе 1 о ситуации в бизнесе представил предложения по реализации мер господдержки в условиях пандемии COVID-19. Как отмечено в докладе, поддержка государства на сегодня затронула лишь меньшую часть субъектов предпринимательства. Так, от последствий пандемии пострадали предприятия, относящиеся к 161 кодам ОКВЭД. Однако 95 кодов из них не включены в перечни поддерживаемых отраслей, а на 26 кодов меры поддержки распространяются частично. Только 25,9% опрошенных компаний входит по основному ОКВЭД в перечень пострадавших отраслей, из них лишь порядка 10% компаний воспользовались мерами поддержки.
По мнению бизнес-омбудсмена, необходимо изменить критерии определения пострадавших предприятий и устанавливать наиболее пострадавшие от пандемии предприятия по показателю снижения выручки более чем на 30 % за референтный период, либо предоставлять все виды мер поддержки не только по основному, но и по дополнительному ОКВЭД из перечня пострадавших отраслей и расширить перечень пострадавших ОКВЭД в 65 классах. В этом случае кредиты под 2% для сохранения занятости могут получить от 60% до 90% пострадавших компаний.
Кроме того, для повышения эффективности реализации уже принятых мер поддержки предлагается:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Помимо этого, в докладе уделено внимание необходимости проработки понятных и исполнимых правил возобновления работы и выполнения санитарно-эпидемиологических рекомендаций субъектами предпринимательства на основе сотрудничества и партнерства государства и бизнеса. В частности, предлагается поощрять в регионах лучшие практики открытия предприятий. Для примера приведен опыт Ульяновской области, где предприниматель при возобновлении работы подписывает декларацию об обязательстве обеспечить исполнение санитарно-эпидемиологических требований и в случае их нарушения понести ответственность, вплоть до уголовной, ввести жесткий режим безопасности (масочный режим, измерение температуры, порядок уборки). Данная декларация заполняется онлайн, к ней прикрепляется фотография с подтверждением выполнения требований и ознакомления с условиями ответственности.
Также Уполномоченный считает важным ввести механизмы компенсации бизнесу затрат (их части) на закупку средств по дезинфекции (термометров, СИЗ, тест-систем, бактерицидных облучателей и т. д.) либо предоставлять их организациям напрямую, предусмотрев на эти цели средства из федерального бюджета. В целом следует предусмотреть объективно необходимые меры санитарно-эпидемиологического характера, например, пересмотреть нуждаемость в бесконтактных термометрах и в бактерицидных облучателях воздуха для небольших компаний, больше уделять внимание профилактической и разъяснительной работе, а при выявлении нарушений в организации в качестве наказания назначать предупреждение.
Бизнес-омбудсмен представил Путину доклад о предпринимателях в России
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ Борис Титов направил президенту России Владимиру Путину ежегодный доклад с оценкой условий ведения предпринимательской деятельности в стране. Как сообщается на официальном сайте Кремля, доклад включил в себя оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в РФ. Помимо этого, в нем присутствуют предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции бизнес-омбудсмена.
В докладе отмечается, что всего за время работы института уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ поступило 79 тысячи 990 обращений. Из них федеральному уполномоченному поступило 15 тысяч 602 обращения, а региональным — 64 тысячи 388 обращений.
Основными темами обращений к уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей в докладе называются те, что связаны с обжалованием фактов уголовного преследования, проблемами малого и среднего бизнеса, вопросами в сфере земельно-имущественных отношений и кадастра, торговли, строительства и ЖКХ и других.
На основе обработки обращений, результатов экспертных опросов и иных материалов в соответствующих разделах доклада представили мнение бизнес-омбудсмена о системных проблемах российского бизнеса, а также мнение региональных уполномоченных о ключевых проблемах бизнеса в субъектах РФ и путях их решения.
Десять дней назад АБН написало, что Борис Титов направил российскому президенту Владимиру Путину письмо, в котором предложил освободить от страховых взносов за II квартал 2020 года пострадавшие от пандемии коронавируса компании, не относящиеся к малым и средним предприятиям (МСП).
Ежегодный доклад
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html
Опубликован ежегодный Доклад-2019 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2018 году
В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.
Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:
1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг из-за обязанности исполнения государственных социальных гарантий для работников на Крайнем Севере.
2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность).
3. Практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/ услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит местный бизнес в неравные условия.
4. Изменения в законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона.
5. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив.
Указанная проблематика была направлена в аналитический аппарат федерального бизнес-омбудсмена в составе отчетного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области по итогам работы правозащитного института в регионе в 2018 году.
Основой составления доклада-2019 (по итогам 2018 года) послужили обращения субъектов предпринимательской деятельности к региональному бизнес-омбудсмену, результаты проведенных им социологических опросов, анализ правоприменительной практики в регионе и другие данные.
Кроме того, в докладе Президенту РФ отмечена положительная судебная практика отстаивания прав предпринимателей по административным и уголовным делам в 2018 году с участием мурманского бизнес-омбудсмена Дмитрия Барышева, которая доказывает эффективность института в случаях, когда предприниматели не могут самостоятельно защищать свои законные интересы.
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2019.html
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2018 года
Доклад подготовлен на основе анализа поступивших обращений (жалоб) субъектов предпринимательской деятельности и/или их представителей, на основе ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2018 году, а также по результатам рабочих встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, личных приемов заявителей.
При подготовке доклада также были использованы результаты взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и органов местного самоуправления.
Доклад содержит ряд системных проблем осуществления предпринимательской деятельности в Мурманской области, а также предложения по включению выявленной региональной проблематики в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
К проработке и обсуждению на федеральном уровне предложена следующая проблематика, значительно сдерживающая развитие предпринимательства в Мурманской области:
1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг в сравнении с предпринимателями из других регионов из-за обязанности исполнения местным бизнесом государственных социальных гарантий работникам на Крайнем Севере и связанные дополнительные издержки хозсубъектов, изначально ставят в неравные условия региональный бизнес по сравнению с предпринимателями из других регионов, где не действуют подобные требования и обязанности по ТК РФ.
2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозсубъектами госгарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хоздеятельности)
3. Сложившаяся практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит в неравные условия местный бизнес по сравнению с участниками конкурсных процедур из других регионов.
4. Изменения закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР вынудит местных рыбаков свернуть свои инвестиционные программы обновления флота, окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона, создадут предпосылки для снижения эффективности деятельности предпринимателей, вплоть до их банкротства (единовременная потеря половины бизнеса, оставшаяся половина рискует быть потерянной в течение последующих 10-15 лет).
5. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в регионах, относящихся к особым климатическим зонам и регионам, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях (трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозяйствующими субъектами государственных гарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хозяйственной деятельности
6. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив
Опубликован ежегодный Доклад-2018 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2017 году
В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.
Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:
1. Отсутствие внятной федеральной стратегии развития арктических регионов, что вызывает неуверенность предпринимателей в будущем бизнеса на Крайнем Севере;
2. Государственное обременение при ведении бизнеса на Крайнем Севере и неравенство условий его ведения по сравнению с бизнесом в центральных районах РФ создают искусственное ограничение конкуренции в регионе. Существующие государственные гарантии для наемных работников на Крайнем Севере вместе с решением Конституционного суда от 07.12.2017г. о МРОТ в этой части перекладываются на региональный бизнес;
3. Многократный рост аренды муниципальной недвижимости, вызванный применением кадастровой оценки без учета рыночных критериев, снижает рентабельность бизнеса вплоть до его ликвидации;
4. Отток активного населения, снижение платежеспособного спроса, вызванное «северным удорожанием» из-за обособленности региона не обеспечивают благоприятных условий для бизнеса;
5. Избыточная налоговая нагрузка и возложение ответственности на добросовестных налогоплательщиков, вызванная претензиями к третьим лицам, отнесенными налоговыми органами к недобросовестным, мешают развитию остающихся на рынке региона хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2018.html
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2017 года
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей подготовлен по итогам соответствующих ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2017 году на основе поступивших жалоб, встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, взаимодействия с органами исполнительной власти Мурманской области
Предложения по реализации потенциала Мурманской области, вошедшие в совместную резолюцию по итогам конференции
При формировании элементов федеральной поддержки создания высокопроизводительных рабочих мест в России необходимо в первую очередь учитывать специфику субъектов Арктической зоны Российской Федерации.
Стратегическая цель развития Мурманской области – рост человеческого потенциала и качества жизни населения на основе инновационного развития, обеспечивающего сохранение статуса опорного центра России в Арктике.
Имеющийся потенциал Мурманской области, в части создания высокопроизводительных рабочих мест, в полной мере может быть реализован с учетом следующих предложений по совершенствованию законодательства:
1. Предусмотреть систему мер государственной поддержки и стимулирования деятельности, направленной на удовлетворение потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах Арктики, предусматривающей:
— компенсация затрат недропользователей на ранних стадиях геологоразведки, связанных с обеспечением работ по поиску новых участков недр стратегических видов минерального сырья, путем субсидирования или предоставления налогового вычета;
— снижение суммы стартового размера разового платежа за право пользования недрами и увеличение сроков его уплаты для месторождений стратегического минерального сырья, находящихся на территории Арктической зоны Российской федерации;
— распространение особого порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых с использованием в течение 10 лет с момента получения лицензии льготного коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.
2. Установить на территории арктических субъектов Российской Федерации особые правовые режимы ведения хозяйственной деятельности в сфере налогообложения, градостроительства и землепользования, таможенного регулирования, тарифного регулирования и ценообразования в энергетике.
3. Установить для арктических субъектов Российской Федерации особенности государственного регулирования в области кадровой политики и трудовых отношений, предусматривающих установление особых норм налогообложения хозяйствующих субъектов Арктической зоны Российской Федерации в целях стимулирования работодателей к расширению мер социальной поддержки и увеличению затрат на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам сверх установленных действующим законодательством.
Резолюцию совместно подписали представители региональной власти и общественных организаций
Заместитель Губернатора Мурманской области Г.И.Стратий
Руководитель регионального исполкома ОНФ в Мурманской области М.Л.Сахневич
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Д.Д.Барышев