доктрина в международном праве это

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Смотреть что такое «ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА» в других словарях:

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — в широком смысле система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком смысле научные труды юристов международников. Д.м.п. является вспомогательным источником международного права.… … Юридическая энциклопедия

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА в широком смысле — система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком смысле научные труды юристов международников. Д.м.п. является вспомогательным источником международного права. Так, в ст. 38… … Энциклопедический словарь экономики и права

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДОКТРИНА — ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДОКТРИНА — (см. ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. И.м.п. едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов международного права. Основными И.м.п. являются… … Юридическая энциклопедия

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. И.м.п. едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов международного права. Основными И.м.п. являются… … Энциклопедический словарь экономики и права

Источники международного права — Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который… … Википедия

Ассоциация международного права — International Law Association Тип международная организация Год основания 1873 году … Википедия

Принципы международного права — Принципы международного права это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных… … Википедия

Академия международного права — Дворец мира. Резиденция Академии международного права Академия международного права (фр. … Википедия

Источник

Международное право и движущие силы истории

доктрина в международном праве это. доктрина в международном праве это фото. картинка доктрина в международном праве это. смотреть фото доктрина в международном праве это. смотреть картинку доктрина в международном праве это.

Председатель совета директоров компании «Гарант»

Что такое международное публичное право?

Право имеет множество определений, однако ни одна из дефиниций не является общепринятой. Тем не менее, все правоведы и философы признают наличие у права двух признаков – общеобязательности (действие права распространяется на всех) и гарантированности (исполнение требований права подкрепляется мерами принуждения).

Названия бывают обманчивы. Международное публичное право, хотя и именуется правом, не отвечает основным признакам понятия «право». Можно утверждать лишь, что международное публичное право – это особая правовая система, регулирующая отношения между государствами.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

Изучение истории, в том числе новейшей, показывает, что принципы международного права в ряде случаев не согласуются друг с другом, применение их избирательно и непоследовательно.

Приведем несколько примеров. Принцип территориальной целостности государств противоречит принципу самоопределения народов. В частности, США и ряд стран Западной Европы готовы признать независимость Косово в соответствии с принципом самоопределения народов, но настаивают на принципе территориальной целостности государств в случаях присоединения Крыма к России и объявления независимости Южной Осетией.

Известно еще немало примеров, доказывающих, что в международном публичном праве, во-первых, не действует принцип общеобязательности: сильные государства могут по своей воле и, как правило, без последствий нарушать те или иные принципы международного публичного права; во-вторых, не работает принцип гарантированности: сильные государства не привлекаются к ответственности даже в случае очевидных грубых нарушений.

Таким образом, в международном публичном праве можно выделить одиннадцатый универсальный принцип – принцип двойных стандартов, согласно которому идеи обязательности и гарантированности реализуются сильными странами в отношении слабых, а международное публичное право может «подчинять» себе сильное в военном плане государство лишь до тех пор, пока это выгодно последнему.

Что является источником движения исторического процесса?

Фактически на протяжении всей истории человечества отношения между государствами являются отношениями силы, в которых сильная сторона либо навязывает свою волю слабой дипломатическими и/или экономическими методами, либо добивается своих целей военным путем.

Развитие человечества происходит в форме международной публичной конкуренции, т. е. конкуренции между странами. Далее для краткости будем именовать ее межгосударственной конкуренцией.

Межгосударственная конкуренция является движущим механизмом в истории. В результате межгосударственной конкуренции для создания более эффективной экономики и построения более сильного государства меняются общественно-экономические формации и формы государственного устройства. На одном временном отрезке могут сосуществовать государства с самыми разными характеристиками: феодальные, частнокапиталистические, государственно-империалистические, социалистические; федеративные, конфедеративные и унитарные; монархии абсолютные и конституционные; республики президентские и парламентские; демократии и тирании; огромные империи и страны-лилипуты. В ходе межгосударственной конкуренции одни государства развиваются и усиливаются (так как их устройство объективно является прогрессивным), другие (поскольку их устройство объективно неэффективно) исчезают или попадают в зависимость от сильных. Так происходит историческая эволюция и идет своеобразный исторический «естественный отбор» прогрессивных форм организации общества.

Межгосударственная конкуренция проявляется в самых разных формах, имея в конечном счете задачу подчинить конкурента своей воле. И если борьба между компаниями внутри страны ограничена рамками национального законодательства, то для государств на международных просторах ограничений практически нет: можно использовать военную силу (вспомним определение войны по К.Ф. Клаузевицу: «Война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю»), можно похищать деньги конкурента (весной 2019 года США и Великобритания «заморозили» золотой запас Венесуэлы, размещенный в их банках). Манипуляции валютными курсами и биржевыми ценами на важнейшие для экономики конкурента товары – это тоже обычные методы межгосударственной конкуренции. В ХХ веке стали применяться показавшие свою эффективность технологии подрыва конкурента «изнутри», за счет искусственной эскалации межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий, создания и финансирования «пятой колонны» внутри государства-соперника. Этими методами были разрушены СССР и Югославия, они стали бикфордовым шнуром для «цветных» революций в богатых нефтью арабских странах.

Для выживания в условиях то явной, то скрытой борьбы государству необходимы две точки опоры – конкурентоспособная и независимая экономика и надежная военная сила. Конкурентоспособной является эффективная экономика, обеспечивающая условия для хозяйствующих субъектов, которые выпускают необходимую стране продукцию, достаточную по количеству, качеству и номенклатуре. Только мощная экономика и армия, боеспособная и конкурентоспособная по отношению к военным возможностям других государств, могут обеспечить реальный суверенитет государства.

В случае если внутренние условия какой-то из стран тормозят ее экономику по сравнению с экономиками стран-конкурентов, то для экономически слабой страны неизбежны изменения – военным путем или через мирное принуждение. Либо возникает война, в ходе которой под контроль победителя переходит управление политикой и экономикой слабой страны, либо нужные сильной стране условия диктуются слабой стране путем дипломатического давления, либо путем революции в интересах сильной страны проводится смена режима в слабой стране, чтобы привести к власти марионеточное правительство, готовое передать контроль над внутренней политикой и экономикой сильному конкуренту.

Таким образом, межгосударственная конкуренция запускает механизмы замены экономически неэффективных форм хозяйствования на прогрессивные методы организации экономики.

Приведем несколько примеров из отечественной истории.

В середине XIX века в России крепостное право мешало развитию промышленности. Для перехода рабочей силы из деревни в город необходимо было освободить крестьянство, привязанное к земле и помещику крепостным правом. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. выявило экономическое отставание России от стран Западной Европы, прежде всего Англии и Франции. Проведенные императором Александром II в начале 1860-х годов Великие реформы позволили начать в стране промышленную революцию. В результате в конце XIX века Россия вернулась в число сильных государств, однако к началу 1920-х годов снова сильно отстала от ведущих промышленных держав.

Для преодоления отставания в стране необходимо было провести индустриализацию, что было возможно только за счет повышения производительности труда в сельском хозяйстве и кардинального укрупнения сельскохозяйственных производителей. Таким образом из сельскохозяйственного производства высвободились миллионы крестьян, которые пришли в промышленное производство. В крупном плане (не без проблем, но грандиозные задачи никогда не решаются без ошибок) через коллективизацию в 1930-е годы задача была решена, к 1941 году СССР получил конкурентоспособную военно-промышленную экономику, что предопределило победу Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Развитие экономики и научно-технический рывок, сделанный СССР в 1950-е годы, позволили не только покорить космос, но и до конца ХХ века обеспечили мир не только в Советском Союзе, но и отсутствие катастрофических войн во всем мире. Потеря международной конкурентоспособности в экономике СССР в 1980-е годы привели к распаду великой державы в 1991 году.

Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?

Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот», менее известны его слова: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». Единственный метод борьбы с «огромностью» – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.

В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы».

Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.

После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.

Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.

В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.

В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.

Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете «Правда» 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: «Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться».

Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.

В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.

В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.

Источник

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — в широком смысле — система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком смысле — научные труды юристов-международников. Д.м.п. является вспомогательным источником международного права. Так, в ст. 38 Статута Международного Суда ООН отмечается, что Суд применяет доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Доктрины квалифицированных юристов способствуют разработке проектов международных договоров и резолюций международных организаций, правильному толкованию и применению международно-правовых норм. В доктринах разрабатываются и формулируются новые правила международного общения, которые могут стать нормами международного права, если получат признание государств в международных договорах или международных обычаях. Хотя в современный период значение Д.м.п. как вспомогательного источника международного права уменьшилось, она оказывает значительное влияние на формирование международно-правового сознания человека и международно-правовую позицию государств.

Смотреть что такое «ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА» в других словарях:

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — в широком смысле система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком смысле научные труды юристов международников. Д.м.п. является вспомогательным источником международного права.… … Энциклопедический словарь экономики и права

ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА в широком смысле — система взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком смысле научные труды юристов международников. Д.м.п. является вспомогательным источником международного права. Так, в ст. 38… … Энциклопедический словарь экономики и права

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДОКТРИНА — ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДОКТРИНА — (см. ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. И.м.п. едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов международного права. Основными И.м.п. являются… … Юридическая энциклопедия

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. И.м.п. едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов международного права. Основными И.м.п. являются… … Энциклопедический словарь экономики и права

Источники международного права — Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который… … Википедия

Ассоциация международного права — International Law Association Тип международная организация Год основания 1873 году … Википедия

Принципы международного права — Принципы международного права это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных… … Википедия

Академия международного права — Дворец мира. Резиденция Академии международного права Академия международного права (фр. … Википедия

Источник

Источники международного права

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие источников международного права

Под источником международного права понимаются формы, в которых выражаются и закрепляются нормы международного права.

В ст. 38 Статута Международного Суда ООН закреплены основные виды источников международного права. В соответствии с ней «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело Ex aequo et bono “по добру и справедливости”, если стороны с этим согласны».

Статья 38 Статута содержит определенную последовательность, которая должна быть применена судом. Сначала он должен применять международные договоры, затем международные обычаи, в случае отсутствия относящихся к делу договоров и обычаев тогда может обращаться к общим признанным принципам права, к решениям международных судов и к доктрине, к работам квалифицированных специалистов по международному праву для восполнения пробелов в международном праве.

Есть еще другие источники международного права, которые не указаны в ст. 38, к ним относятся односторонние акты государства, акты международных организаций, которые также могут создавать международные обязательства.

Основные виды источников международного права

К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.

Международный договор представляет собой основной источник международного права, благодаря следующим обстоятельствам:

Международный договор определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «”договор” означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. «”договор” означает международное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями; или между международными организациями, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

В этих определениях ничего не говорится об устных договорах между государствами, а также о договорах с участием других субъектов международного права. К договорам, заключенным в устной форме, применяются международные обычаи.

Международные договоры, которые создают обязательства в рамках международного правопорядка, являются источниками международного права.

Объектами международного договора может быть все то, о чем субъекты международного права заключают международные договоры.

Международные договоры подразделяются на общие договоры и специальные договоры, а с точки зрения их сторон: двусторонние, многосторонние договоры.

Международный обычай в соответствии с п. «b» ст. 38 Статута Международного Суда — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Международный обычай — это правило поведения, сложившееся на практике и признаваемое в качестве международной правовой нормы субъектами международного права как обязательное правило поведения.

Международный обычай может быть определен как незафиксированное правило поведения, сложившееся в результате многократного пользования, которое признано и санкционировано государствами.

Международные обычаи в большинстве отраслей международного права используются наряду с международными договорами и в некоторых отраслях являются главными источниками регулирования международных отношений (например, в праве международной ответственности). Международные обычаи складывались в таких отраслях, как право внешних сношений, международное морское право, право вооруженных конфликтов и т.д.

В доктрине международного права сформировались две точки зрения относительно природы международного обычая.

Первая предусматривает, что международный обычай — это молчаливое соглашение. Обычай является источником регулирования, если новое государство вступает в отношение с тем государством, которое признает данный обычай, в данном случае является молчаливым, а не явно выраженным, как в договоре. Как справедливо отмечает Г. И. Тункин: «Что касается вновь возникающих государств, то юридически они имеют право не признать те или иные обычные нормы международного права. Однако если новое государство вступает без оговорок в официальные отношения с другими государствами, это означает, что оно принимает определенный комплекс принципов и норм действующего международного права, являющихся основными принципами отношений между государствами»1.

Вторая точка зрения предусматривает, что международный обычай формируется в результате действий многих, но не обязательно всех государств. Такой подход позволяет распространить действие обычая на государства, не принимающие участие в его формировании и не выразившие свое мнение относительно его применимости.

Международный обычай состоит из двух элементов: практики поведения и признания ее юридической обязательностью.

Для формирования международного обычая необходимо, чтобы определенной практики поведения придерживались все или большинство государств, работающих в конкретной области международного права.

Признание ее юридической обязательности (opinion juris) может выражаться во внутригосударственных нормативных правовых актах, в официальных заявлениях государственных органов и должностных лиц, международных договорах, актах международных организаций и в др.

Примерами обычая являются: высота границы государственного суверенитета и границы государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и институт признания государств и правительств.

Многими международными соглашениями являются кодификации обычных норм.

Международные обычаи могут формироваться на основе международного соглашения.

Вспомогательные источники международного права

К вспомогательным источникам международного права относятся следующие.

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. В доктрине международного права нет единого понимания природы данного источника. Однако большинство ученных в области международного права утверждают, что общие принципы права — это совокупность принципов, вытекающих из внутренних правовых систем государств, которые являются общими принципами для этих государств и которые могут применяться в области международных отношений. Речь идет о принципах, признанных различными правовыми системами.

Существует мнение, что общие принципы права имеют межсистемный характер. К сторонникам данного мнения относится Г. И. Тункин: «общие принципы права — это общие национальные правовые системы международного права ненормативные положения, имеющие, однако, значение для применения норм действующего права; они складываются обычно в национальном праве и входят в международное право через договор или обычай»1. Г. В. Игнатенко полагает, что «общие принципы права — это именно общеправовые, т.е. единые для внутригосударственного права и для международного права, базовые регулятивные императивы, признанные международным сообществом государств».

В практике международных судов применялась данная позиция.

В своих решениях они ссылались на принципы добросовестности, принцип эстоппеля, принцип, в соответствии с которым любое нарушение обязательства влечет обязанность произвести возмещение, принцип уважения приобретенных прав, принцип, согласно которому судья не может считаться судьей и потерпевшим одновременно.

Международный Суд применил некоторые правила, основанные на общих принципах права в деле «Пролив Корфу» 1949 г. Суд постановил, что «в случае, если все неопровержимые доказательства не могут быть приняты,

Суд может полагаться на установленные правила в правовых системах государств». Это, конечно, общие принципы права.

В доктрине международного права к общим принципам права относятся следующие: «специальный закон отменяет общий закон», последующий закон отменяет предыдущий», «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», и т.д.

Главной задачей данного источника является восполнение пробелов в международном праве и избежание ситуации, когда суд не в состоянии вынести решение из-за отсутствия относимых правовых норм.

Судебные решения и доктрина. К судебным решениям, которые являются источником международного права, относятся судебные решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных судов. Согласно ст. 59 Статута Международного Суда решение Суда является обязательным лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Нельзя не заметить, что в реальной жизни решения международных судов оказывают существенное влияние на правоприменительную практику и на прогрессивное развитие международного права.

Судебные решения в некоторых случаях могут служить основанием для формирования обычной нормы международного права.

Международный Суд часто ссылается на свои предыдущие решения, и большинство международных трибуналов прибегают к опыту прошлых дел в качестве руководства по установлению содержания международного права. Судебные решения имеют первостепенное значение в толковании международно-правовых норм.

Доктрина ведущих авторов международного публичного права в разных странах не создает международные правила, а помогает идентифицировать их. В настоящее время доктрина международного права способствует толкованию отдельных международно-правовых положений, а также может воздействовать на создание международно-правовых норм. Международный Суд ООН согласно Статуту может обращаться к научным трудам квалифицированных специалистов различных государств по международному праву для толкования и уточнения содержания норм международного права в случае их коллизии.

Так, в 1992 г. при подготовке решения Международного Суда ООН по делу о пограничном споре между Сальвадором и Гондурасом в отношении сухопутных и морских границ суд ссылался на работы трех ученых международников: Х. Лаутерпахта, Л. Оппенгейма и Ж. Гиделя.

Доктрина также играет важную роль при подготовке текста международных договоров. Разработчики текста часто ссылаются на мнение ученых из различных стран.

Необходимо отметить, что национальные судебные решения и национальное законодательство не являются источниками международного права, но они могут влиять на развитие международного права.

В п. 2 ст. 38 Статута говорится о праве международного суда разрешать дело exaequoetbono, т.е. по справедливости. Некоторые ученые считают, что правила справедливости должны использоваться для дополнения источников международного права и устранения пробелов в международном праве, когда не представляется возможным принять решение на основе действующих норм международного.

Резолюции международных организаций. В ст. 38 Статута Международного Суда не содержится упоминание о резолюциях международных организаций в качестве источника международного права. Это объясняется тем, что в момент создания ООН и принятия Устава и Статута международных организаций было мало и они не играли большую роль в международных отношениях. После создания ООН появились специализированные учреждения ООН, региональные международные организации и иные организации, которые стали активно принимать участие в мировой политике.

Сегодня есть основание утверждать, что основные органы большинства этих международных организаций наделены правом разрабатывать и принимать нормативные акты.

Акты международных организаций могут содержать нормы международного права, которые выступают в качестве источника международного права. Такие акты могут принимать некоторые специализированные учреждения ООН (Международная морская организация,

Всемирная организация здравоохранения). Согласно ст. 21, 22 Устава Всемирной организации здравоохранения Ассамблея здравоохранения имеет право устанавливать в некоторых областях правила, которые являются обязательными для всех членов ВОЗ. Они могут определить содержание обычных норм и их формирование, а также подтверждать существование opinio juris.

Они могут принять рекомендации, одобряемые международным сообществом и данной организацией. Рекомендации могут относиться к содержанию международных договоров. В некоторых областях государства не в состоянии создать договорные или обычные нормы, поэтому международные организации принимают соответствующие акты, которые носят рекомендательный характер, и их называют «мягкое право» (soft law).

Данные акты содержат индивидуальные предписания, на основании которых возникают международные обязательства (например, резолюции Совета Безопасности ООН).

Односторонние акты государств. Статья 38 Статута Международного Суда не содержит упоминание об односторонних актах государств. Односторонние акты государств представляют собой действие государства, которое принимает на себя международные обязательства.

Односторонние акты государств, которые влекут юридические последствия, — это те акты, которые совершены органами и должностями, обладающими компетенцией в сфере внешних сношений. Это главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, представители в международных организациях и на международных конференциях.

К основным видам односторонних актов государств относятся: извещение (нотификация), признание, протест, отказ и обещание.

Извещение (нотификация) — это отправление другим государствам сообщения о каких-либо фактах, имеющих правовое значение (об аварии, начале военных действий и др.). Извещение может быть юридически обязательным.

Признание представляет собой акт, посредством которого государство в соответствии с международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства. Наиболее распространенной разновидностью признания является признание государств, правительств, границ, исторических заливов, движений, долгов, факта правонарушения и др.

Эстоппель — это правовой принцип, согласно которому государство утрачивает право ссылаться на какие-либо факты или обстоятельства в обоснование своих международных притязаний. Например, утрата права ссылаться на основания недействительности, прекращения или приостановления международного договора или выхода из него.

Протест — акт, посредством которого государство выражает намерение констатировать факт нарушения права и требовать исправления положения и компенсации ущерба. Нередко протест сопровождает определенные действия: разрыв дипломатических отношений, объявление persona non grata, отзыв посла.

Отказ — это акт, выражающий намерение отказа государства от своих прав и претензий. Отказ может быть представлен в виде передачи права другому государству или отказа от него (к примеру, отказ Украины от обладания ядерным оружием).

Обещание — это выражение намерения государства воздерживаться от определенного поведения. Обещание порождает международное обязательство. Обещание возможно в виде заявления о присоединении к договору, его ратификации, в виде внесения оговорок, одностороннего отказа от исполнения договора (денонсации, аннулирования). Обещание может быть связано также с обязательством изменить свой правовой статус, например, в случае заявления о постоянном нейтралитете.

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *