долгосрочные инвестиции учитываются на счетах
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения: понятие, виды, отражение в учете
Экономическая деятельность хозяйствующего субъекта во многом определяется финансовыми вложениями, которые он осуществляет. Целью размещения свободных денежных средств является извлечение прибыли в форме дивидендов или процентов. Рассмотрим виды финансовых вложений и их учет.
Финансовые вложения и их основные черты
Финансовые вложения признаются таковыми при наличии:
Краткосрочными вложениями признаются инвестиции на срок до одного года, долгосрочные финансовые вложения – инвестирование предприятия, соответственно, на срок более года.
Краткосрочные инвестиции – это временное использование свободных денежных средств фирмы. Его целью, наряду с непосредственным получением прибыли, является защита от потерь в результате инфляции. Краткосрочные финансовые вложения обладают высокой ликвидностью и фактически приравниваются к платежным средствам. В бухгалтерском учете они входят в состав оборотных активов. В сфере управления финансами краткосрочные инвестиции признаются эквивалентом денежных активов, подходы к управлению тех и других едины.
Финансовые вложения на долгосрочную перспективу включаются в состав внеоборотных, долгосрочных активов для целей бухучета. Этому типу вложений присущ высокий финансовый риск.
К финансовым вложениям не относятся (по тексту ПБУ 19/02, п. 3):
Важно! Основные средства, запасы, любые активы, имеющие материально-вещественную форму, равно как и нематериальные (НМА), финансовыми вложениями признаваться не могут (ПБУ 19/02, п. 4).
Виды инвестиций
Направления вложений, вне зависимости от срока, в целом схожи, однако имеют место и некоторые нюансы.
Краткосрочные
В качестве примеров краткосрочных вложений можно привести такие:
Краткосрочные вложения в ценные бумаги имеют смысл при наличии достоверных сведений об их высокой ликвидности, возможности перевести в финансовый эквивалент без промедления. Такому инвестированию, как правило, предшествует серьезная аналитическая работа.
Выдача кредитов и займов под проценты на срок до года предполагает обычно более высокий уровень процентов, по сравнению с долгосрочными. Считается, что такая мера гарантированно обеспечивает возврат заемных средств. Размещение финансов на краткосрочный депозит также требует внимательного подхода, анализа процентных ставок, других условий размещения.
Долгосрочные
Долгосрочные инвестиции могут выступать как процентные займы, депозиты, ценные бумаги – по аналогии с краткосрочными, с поправкой на сроки погашения — более 1 года. Как правило, на долгосрочную перспективу размещают также свободные денежные средства по направлениям:
Ввиду высокого риска потери средств долгосрочные вложения требуют грамотного стратегического прогнозирования на перспективу.
Учет и проводки
Учет финансовых вложений, как было указано выше, ведется по правилам ПБУ 19/02 (Пр. Минфина № 126н от 10/12/02). Финансовые вложения учитываются на счете 58. Это активный балансовый счет. Субсчета вводятся в учетную практику по видам вложений: 1 – акции, паи, 2 – ценные бумаги, 3 – займы, 4 – вклады, связанные с договором простого товарищества, дополнительные, при необходимости.
Примеры типовых проводок:
На этом счете учитываются все финансовые вложения. Разделение на долгосрочные и краткосрочные формируется в аналитическом учете. Подробный регламент постановки на учет финансовых вложений и их выбытия содержится в ПБУ 19/02 (п. 8-17, 18-24, 25-33).
В балансе долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения относят к разным разделам, как внеоборотные и оборотные активы. При заполнении соответствующих строк учитывают также Дт 73/1 – займы персоналу от организации и Дт 55/3 по депозитам.
В учете финансовых вложений может применяться счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Резервирование нужно для погашения возможных убытков от продажи ценных бумаг. Таким образом, формула заполнения балансовых строк по краткосрочным и долгосрочным финансовым вложениям будет: Дт 58 – Кт 59 + Дт 73/1 + Дт 55/3 (сальдо).
Единицу учета вложений финансовых средств фирма имеет право выбрать самостоятельно. Допускается учет сериями, партиями, если при этом обеспечивается полная и достоверная информация об инвестициях, их надлежащий контроль.
Аналитический учет организуется по единицам бухгалтерского учета и по организациям, куда вкладывались средства (например, по фирмам-заемщикам). Важной для разделения вложений на долгосрочные и краткосрочные будет информация о сроках их погашения.
По ценным бумагам минимум необходимой информации в учетных документах установлен такой:
Любую дополнительную аналитическую информацию по финансовым вложениям фирма вправе формировать по своему усмотрению.
Долгосрочные инвестиции
Долгосрочные инвестиции представляют огромный интерес для грамотных инвесторов. Они привлекательны как в период кризиса и нестабильности, так и в спокойные времена. В первом случае долгосрочные вложения позволят надежно «спрятать» капитал, переждать кризис. Во втором – помогут не только сохранить деньги, но и приумножить их. Но именно пассивные долгосрочные инвестиции являются важным шагом на пути к достатку.
Содержание:
Что такое долгосрочные инвестиции
Долгосрочным инвестированием называется процесс размещения средств в прибыльные проекты на продолжительное время. Эксперты финансового рынка до сих пор не могут определиться с продолжительностью этого периода. Одни называют цифру 5–7 лет. Большинство же экспертов сходятся на мнении, что долгосрочными можно считать вложения на период более 3 лет.
Приказом Минфина РФ № 160 от 30.12.1993 года утверждено «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций». Согласно ему долгосрочная инвестиционная деятельность предприятий связана:
Классификация вложений на долгий срок
Понятие долгосрочных инвестиций предполагает многообразие их форм. При этом оценка и классификация проводятся по разнообразным признакам: степени готовности, назначению, направлению, источникам финансирования, отраслям, структуре и т. д. Рассмотрим основные виды.
Долгосрочные инвестиции классифицируются:
Правила успешных инвестиций
Эксперты финансового рынка выделяют три основных фактора, оказывающих существенное влияние на получение дохода от долгосрочных инвестиций.
1. Диверсификация портфеля
Основная цель – минимизация рисков. Инвестиционный портфель должен распределяться:
2. Снижение издержек
Некоторые издержки (комиссии за операции, расходы на управляющую компанию, плата за депозитарий и т. д.) способны «съедать» полученную прибыль. Особенно это ощущается при продолжительных сроках инвестирования. Даже если в год размер комиссии составляет 2–3 %, то за несколько лет, а особенно десятилетий, эти расходы обернутся колоссальной потерей в сотни тысяч рублей. Потому необходимо стремиться к минимизации издержек. Следует тщательно изучать предложения компаний и выбирать варианты с оптимальным соотношением стоимости услуг и их качеством.
3. Использование налоговых преференций
Все доходы облагаются налогом. Для физлиц – резидентов РФ ставка налога составляет 13 %. Он удерживается:
Существуют вполне законные способы сократить налогооблагаемую базу. Для этого следует воспользоваться:
Критерии привлекательности инвестиций
Существуют объективные критерии, демонстрирующие перспективность инвестиций. Они дают представление о доходах и расходах, связанных с реализацией инвестиционного проекта, хотя тоже базируются на финансовых прогнозах.
В Методических рекомендациях № ВК 477, разработанных Министерствами экономики и финансов РФ в 1999 году, говорится, что, проводя оценку инвестиционной привлекательности, следует:
Преимущества и недостатки долгосрочных инвестиций
К недостаткам можно отнести:
Но достоинств у долгосрочных инвестиций больше, так как они:
Выгодные варианты долгосрочных инвестиций
К вариантам выгодных долгосрочных вложений относят:
Такие вложения требуют грамотного управления. В ином случае большая часть инвестиций повлечет лишь потерю денег.
Наши возможности
Управляющая компания «Альфа-Капитал» предлагает вложить деньги на долгий срок в ПИФы и инвестиционные счета, воспользоваться доверительным управлением и мультивалютными инвестициями. Финансисты компании заставят деньги работать для формирования дохода.
Основные преимущества компании «Альфа-Капитал»:
Выгодными предложениями компании уже воспользовалось более 1,2 млн человек. Вы можете присоединиться к их числу и стать успешным инвестором прямо сейчас.
Тема 2. Учет долгосрочных инвестиций
Цель изучения темы – формирование у студентов представления о сущности долгосрочных финансовых вложений и правилах их учета.
Задачи:
Оглавление
2.1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
Инвестирование средств – это вложение ресурсов с целью увеличения объема функционирующего капитала. Инвестиции, срок действия которых превышает год, относятся к долгосрочным.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным приказом МФ РФ от 30.12.1993 г. № 160, долгосрочные инвестиции – это затраты организации на создание, увеличение размеров и приобретение внеоборотных активов сроком использования свыше года, не предназначенных для продажи, за исключением вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Долгосрочные инвестиции связаны со следующими видами деятельности:
Капитальное строительство – это отрасль материального производства, осуществляющая воспроизводство основных производственных и непроизводственных фондов народного хозяйства Российской Федерации. Основными направлениями воспроизводства основных фондов являются новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и организаций.
Новым строительством является строительство предприятия, здания, сооружения на новых или освобожденных для этой цели земельных участках (площадках) по первоначальному проекту, утвержденному в установленном порядке. Такое строительство считается новостройкой до полного его завершения и ввода в действие на полную проектную мощность. Если в процессе строительства до ввода мощностей объекта в действие производится пересмотр проекта строительства, обеспечивающего выпуск основной продукции, то продолжение этого строительства по измененному проекту также считается новостройкой.
Расширением действующих предприятий являются вторая и последующие очереди строительства, дополнительные производственные комплексы и производства на предприятии; дополнительные новые вспомогательные и обслуживающие производства на территории действующего предприятия; увеличение пропускной способности действующих вспомогательных и обслуживающих производств на территории действующего предприятия или примыкающих к ней площадках. Расширение предприятий производится также по утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Реконструкция действующих предприятий представляет собой обновление основных фондов на новой технической основе. К ней относится полное или частичное переоборудование предприятий без строительства новых и расширения действующих цехов предприятия. В зависимости от объемов выполняемых работ и степени обновления основных фондов различают полную, частичную и малую реконструкцию предприятий.
Техническое перевооружение – это меры и работы по повышению технического уровня отдельных производств и участков производства. Мероприятия и работы по техническому перевооружению производства производятся по проектам и сметам на действующих предприятиях. При техническом перевооружении производится замена физически и морально устаревшего оборудования, модернизация оборудования и технических процессов.
Субъектами инвестиционной деятельности при капитальном строительстве, расширении и реконструкции объектов недвижимости являются:
К задачам учета долгосрочных инвестиций относятся:
Объекты долгосрочных инвестиций при постановке на учет подлежат оценке. Оценка производится исходя из фактических затрат, связанных с приобретением (возведением) объекта, к которым относятся:
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:
При строительстве объектов организацию и управление строительством, контроль за ходом строительства, ведение бухгалтерского учета, а также сдачу объектов в эксплуатацию осуществляет застройщик. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат на строительство объектов застройщик должен предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
08-1 «Приобретение земельных участков»;
08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
08-3 «Строительство объектов основных средств»;
08-4 «Приобретение объектов основных средств»;
08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
08-7 «Приобретение взрослых животных»;
08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
На субсчете 1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты на приобретение в собственность организации земельных участков.
На субсчете 2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты на приобретение в собственность организаций объектов природопользования.
На субсчете 3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются затраты на приобретение оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
На субсчете 7 «Приобретение взрослых животных» учитываются стоимость взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.
На субсчете 8 «Выполнение научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются затраты на осуществление данных работ.
Организация аналитического учета по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» зависит от вида долгосрочных инвестиций.
По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, аналитический учет ведется по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.
По затратам, связанным с приобретением (созданием) нематериальных активов, аналитический учет ведется по каждому приобретенному или созданному самой организацией объекту нематериальных активов.
По затратам, связанным с осуществлением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ аналитический учет ведется по видам выполненных работ, а также по договорам (заказам).
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к не завершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.
В бухгалтерском балансе незавершенные долгосрочные инвестиции отражаются по ст. «Незавершенное строительство» разд. 1 «Внеоборотные активы».
2.2. Учет долгосрочных инвестиций в капитальное строительство
Как отмечалось, капитальное строительство – это вид деятельности, обеспечивающий воспроизводство основных средств путем создания новых и расширения действующих объектов, а также их реконструкции и технического перевооружения.
Учет капитального строительства организуется в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, основными из которых являются:
Организация строительства осуществляется застройщиком. В роли застройщика могут выступать дирекции строящихся и действующих предприятий, ведущих капитальное строительство. Застройщик может осуществлять капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом. При хозяйственном способе строительно-монтажные работы выполняются самим застройщиком, при подрядном – специализированной строительно-монтажной организацией, выступающей в роли подрядчика. Застройщик при этом является заказчиком, который заключает с подрядчиком договор на выполнение строительно-монтажных работ – договор подряда. Договор подряда оформляется на основе проектно-сметной документации, в которой наряду со специальными строительными показателями указывается стоимость объекта строительства. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) согласовывают объем строительно-монтажных работ, их стоимость, порядок приемки-сдачи, сроки выполнения, штрафные санкции.
У заказчика-застройщика при осуществлении капитального строительства объектами бухгалтерского учета являются незавершенное строительство и завершенное строительство.
Незавершенное строительство – это затраты заказчика-застройщика на строительство объекта от начала до завершения строительства, т. е. до приемки государственной приемочной комиссией.
Завершенное строительство – фактическая стоимость объекта строительства на дату его приемки государственной приемочной комиссией до ввода его в эксплуатацию или передачи инвесторам.
Затраты застройщика на строительство объекта согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций в бухгалтерском учете группируются по технологической структуре расходов, определяемой проектно-сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
К расходам на строительные работы относятся затраты, связанные с возведением, расширением и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения. К этой категории расходов относятся не только расходы на работы, связанные непосредственно с объектами капитальных вложений, подлежащих в дальнейшем вводу в эксплуатацию в виде инвентарных объектов основных средств, но и расходы на работы по возведению временных титульных зданий и сооружений. Временными титульными зданиями и сооружениями являются временные объекты строительной инфраструктуры, возводимые специально для строительства объекта, включенные в его проект и смету как вспомогательные производственные мощности. К таким объектам на крупных стройках относятся бетонные заводы, предприятия по производству асфальта, щебня и других строительных материалов и конструкций. Такие здания и сооружения обычно рассчитаны на срок строительства основного объекта. При начале строительства они вводятся в эксплуатацию в составе основных средств застройщика и переносят свою стоимость на стоимость основного объекта строительства путем начисления амортизации, рассчитанной на единицу произведенной продукции или срок строительства основного объекта. По завершении строительства такие объекты обычно сносятся по ветхости.
Расходы на строительные работы включают также затраты на подготовку участков к строительству, производство земляных, общестроительных, санитарно-технических, электротехнических и отделочных работ, работ по благоустройству прилегающей к объекту территории. Кроме того, к затратам на строительные работы относят затраты, включенные в сметы на строительство, связанные с командированием и транспортировкой работников к месту строительства, включая компенсации и доплаты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, вредными условиями труда, выплачиваемые работникам строительства в соответствии с действующим законодательством.
К работам по монтажу оборудования относят работы по монтажу основного технологического оборудования строящегося объекта в соответствии со специализацией его последующей эксплуатации.
К затратам на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, относят затраты на приобретение основного технологического оборудования, включенного в смету на строительство данного объекта.
К затратам, связанным с приобретением и монтажом оборудования, не относятся затраты на приобретение и монтаж оборудования для строительства объекта, относящегося к технологическому оборудованию строительства, например, строительных машин и оборудования, транспортных средств, обслуживающих строительство.
В смету на строительство может быть также включен инструмент и инвентарь, предназначенный для первоначального оснащения объекта строительства в связи с его назначением. Например, мебель и другой инвентарь предусматриваются в сметах при строительстве гостиниц, учебных заведений, больниц и других объектов социального назначения и сферы обслуживания.
В состав прочих капитальных работ и затрат сметы на строительство относят:
Не включаются в состав затрат по строительству объектов:
Учет затрат ведется по каждому объекту строительства в целом и по отдельным его составляющим, а при подрядном способе строительства и по договорам подряда.
Учет фактических затрат на строительство каждого объекта ведется нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию.
Порядок документального оформления и учета затрат на капитальное строительство у застройщика зависит от способа их осуществления.
2.2.1. Учет при подрядном способе строительства
Как отмечалось, при подрядном способе работы по строительству объекта выполняются для заказчика-застройщика по договорам строительного подряда специализированными строительными организациями. В этом случае заказчик в составе незавершенного строительства наряду с другими затратами по строительству (организации, предпроектными, проектными и т. п.) учитывает принятые от подрядчика работы, а также прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах.
Суммы НДС, предъявленные заказчику-застройщику проектными, подрядными и другими организациями по выполненным работам, учитываются на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Принятые заказчиком к учету выполненные проектно-изыскательские работы отражаются в составе незавершенного строительства записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с начала выполнения работ до полного завершения обязательств подрядчика по объекту строительства под контролем заказчика в журнале учета выполненных работ (форма № КС-6а) в одном экземпляре. При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы (СМР) на основании журнала № КС-6а оформляются актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Формы № КС-2, № КС-З и др. утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11. 1999 г. № 100.
Формы № КС-2 и КС-3 оформляются не менее чем в двух экземплярах: первый для подрядчика, второй – для заказчика и составляются по мере сдачи работ в сроки, установленные договором подряда. Стоимость выполненных работ отражается в справке по договорной стоимости нарастающим итогом с начала выполнения работ (в графе 4), с начала года (в графе 5) и в том числе за отчетный период (в графе 6) в целом по стройке и по каждому входящему в ее состав объекту. Принятые от подрядчика работы заказчик отражает в бухгалтерском учете на основании акта формы № КС-2 по стоимости отчетного периода, указанной в форме № КС-3 по дебету счета 08.3 записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитываются по дебету счета 08.3 по их видам в размере фактических затрат по мере их производства или по договорной стоимости записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по работам, выполненным подрядчиком и другими организациями, принимается заказчиком к учету на основании их счетов-фактур.
В соответствии с порядком, установленным п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 5 ст. 172 НК РФ, НДС, уплаченный подрядчикам и другим организациям в связи со строительством объекта основных средств, подлежит вычету на основании счетов-фактур подрядчиков и других организаций и соответствующих записей в книге покупок.
За последние годы порядок зачета НДС по объектам капитального строительства неоднократно изменялся. До января 2001 г. НДС по строящимся объектам не подлежал зачету и включался в первоначальную стоимость объекта. С 2001 по 2006 г. сумма НДС подлежала зачету после оплаты счетов подрядчиков и других организаций и ввода объекта в эксплуатацию. С 2006 г. в соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленные заказчику-застройщику, производятся в общем порядке. Следовательно, для применения вычетов необходимо наличие:
При этом объект капитального строительства должен использоваться в будущем для осуществления операций, облагаемых НДС. На сумму предъявленного бюджету к вычету НДС по выполненным подрядчиком и другими организациями работам делается запись:
Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».
Пример
Организация-застройщик заключила с подрядчиком договор на строительство объекта производственного назначения. Затраты организации застройщика на строительство составили: стоимость работ по составлению сметы – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.; стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб.;
Затраты по строительству объекта в бухгалтерском учете застройщика отражаются следующими записями: