долгосрочные инвестиции в бухгалтерском учете
Тема 2. Учет долгосрочных инвестиций
Цель изучения темы – формирование у студентов представления о сущности долгосрочных финансовых вложений и правилах их учета.
Задачи:
Оглавление
2.1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
Инвестирование средств – это вложение ресурсов с целью увеличения объема функционирующего капитала. Инвестиции, срок действия которых превышает год, относятся к долгосрочным.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным приказом МФ РФ от 30.12.1993 г. № 160, долгосрочные инвестиции – это затраты организации на создание, увеличение размеров и приобретение внеоборотных активов сроком использования свыше года, не предназначенных для продажи, за исключением вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Долгосрочные инвестиции связаны со следующими видами деятельности:
Капитальное строительство – это отрасль материального производства, осуществляющая воспроизводство основных производственных и непроизводственных фондов народного хозяйства Российской Федерации. Основными направлениями воспроизводства основных фондов являются новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и организаций.
Новым строительством является строительство предприятия, здания, сооружения на новых или освобожденных для этой цели земельных участках (площадках) по первоначальному проекту, утвержденному в установленном порядке. Такое строительство считается новостройкой до полного его завершения и ввода в действие на полную проектную мощность. Если в процессе строительства до ввода мощностей объекта в действие производится пересмотр проекта строительства, обеспечивающего выпуск основной продукции, то продолжение этого строительства по измененному проекту также считается новостройкой.
Расширением действующих предприятий являются вторая и последующие очереди строительства, дополнительные производственные комплексы и производства на предприятии; дополнительные новые вспомогательные и обслуживающие производства на территории действующего предприятия; увеличение пропускной способности действующих вспомогательных и обслуживающих производств на территории действующего предприятия или примыкающих к ней площадках. Расширение предприятий производится также по утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Реконструкция действующих предприятий представляет собой обновление основных фондов на новой технической основе. К ней относится полное или частичное переоборудование предприятий без строительства новых и расширения действующих цехов предприятия. В зависимости от объемов выполняемых работ и степени обновления основных фондов различают полную, частичную и малую реконструкцию предприятий.
Техническое перевооружение – это меры и работы по повышению технического уровня отдельных производств и участков производства. Мероприятия и работы по техническому перевооружению производства производятся по проектам и сметам на действующих предприятиях. При техническом перевооружении производится замена физически и морально устаревшего оборудования, модернизация оборудования и технических процессов.
Субъектами инвестиционной деятельности при капитальном строительстве, расширении и реконструкции объектов недвижимости являются:
К задачам учета долгосрочных инвестиций относятся:
Объекты долгосрочных инвестиций при постановке на учет подлежат оценке. Оценка производится исходя из фактических затрат, связанных с приобретением (возведением) объекта, к которым относятся:
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:
При строительстве объектов организацию и управление строительством, контроль за ходом строительства, ведение бухгалтерского учета, а также сдачу объектов в эксплуатацию осуществляет застройщик. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат на строительство объектов застройщик должен предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
08-1 «Приобретение земельных участков»;
08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
08-3 «Строительство объектов основных средств»;
08-4 «Приобретение объектов основных средств»;
08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
08-7 «Приобретение взрослых животных»;
08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
На субсчете 1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты на приобретение в собственность организации земельных участков.
На субсчете 2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты на приобретение в собственность организаций объектов природопользования.
На субсчете 3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются затраты на приобретение оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
На субсчете 7 «Приобретение взрослых животных» учитываются стоимость взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.
На субсчете 8 «Выполнение научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются затраты на осуществление данных работ.
Организация аналитического учета по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» зависит от вида долгосрочных инвестиций.
По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, аналитический учет ведется по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.
По затратам, связанным с приобретением (созданием) нематериальных активов, аналитический учет ведется по каждому приобретенному или созданному самой организацией объекту нематериальных активов.
По затратам, связанным с осуществлением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ аналитический учет ведется по видам выполненных работ, а также по договорам (заказам).
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к не завершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.
В бухгалтерском балансе незавершенные долгосрочные инвестиции отражаются по ст. «Незавершенное строительство» разд. 1 «Внеоборотные активы».
2.2. Учет долгосрочных инвестиций в капитальное строительство
Как отмечалось, капитальное строительство – это вид деятельности, обеспечивающий воспроизводство основных средств путем создания новых и расширения действующих объектов, а также их реконструкции и технического перевооружения.
Учет капитального строительства организуется в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, основными из которых являются:
Организация строительства осуществляется застройщиком. В роли застройщика могут выступать дирекции строящихся и действующих предприятий, ведущих капитальное строительство. Застройщик может осуществлять капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом. При хозяйственном способе строительно-монтажные работы выполняются самим застройщиком, при подрядном – специализированной строительно-монтажной организацией, выступающей в роли подрядчика. Застройщик при этом является заказчиком, который заключает с подрядчиком договор на выполнение строительно-монтажных работ – договор подряда. Договор подряда оформляется на основе проектно-сметной документации, в которой наряду со специальными строительными показателями указывается стоимость объекта строительства. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) согласовывают объем строительно-монтажных работ, их стоимость, порядок приемки-сдачи, сроки выполнения, штрафные санкции.
У заказчика-застройщика при осуществлении капитального строительства объектами бухгалтерского учета являются незавершенное строительство и завершенное строительство.
Незавершенное строительство – это затраты заказчика-застройщика на строительство объекта от начала до завершения строительства, т. е. до приемки государственной приемочной комиссией.
Завершенное строительство – фактическая стоимость объекта строительства на дату его приемки государственной приемочной комиссией до ввода его в эксплуатацию или передачи инвесторам.
Затраты застройщика на строительство объекта согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций в бухгалтерском учете группируются по технологической структуре расходов, определяемой проектно-сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
К расходам на строительные работы относятся затраты, связанные с возведением, расширением и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения. К этой категории расходов относятся не только расходы на работы, связанные непосредственно с объектами капитальных вложений, подлежащих в дальнейшем вводу в эксплуатацию в виде инвентарных объектов основных средств, но и расходы на работы по возведению временных титульных зданий и сооружений. Временными титульными зданиями и сооружениями являются временные объекты строительной инфраструктуры, возводимые специально для строительства объекта, включенные в его проект и смету как вспомогательные производственные мощности. К таким объектам на крупных стройках относятся бетонные заводы, предприятия по производству асфальта, щебня и других строительных материалов и конструкций. Такие здания и сооружения обычно рассчитаны на срок строительства основного объекта. При начале строительства они вводятся в эксплуатацию в составе основных средств застройщика и переносят свою стоимость на стоимость основного объекта строительства путем начисления амортизации, рассчитанной на единицу произведенной продукции или срок строительства основного объекта. По завершении строительства такие объекты обычно сносятся по ветхости.
Расходы на строительные работы включают также затраты на подготовку участков к строительству, производство земляных, общестроительных, санитарно-технических, электротехнических и отделочных работ, работ по благоустройству прилегающей к объекту территории. Кроме того, к затратам на строительные работы относят затраты, включенные в сметы на строительство, связанные с командированием и транспортировкой работников к месту строительства, включая компенсации и доплаты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, вредными условиями труда, выплачиваемые работникам строительства в соответствии с действующим законодательством.
К работам по монтажу оборудования относят работы по монтажу основного технологического оборудования строящегося объекта в соответствии со специализацией его последующей эксплуатации.
К затратам на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, относят затраты на приобретение основного технологического оборудования, включенного в смету на строительство данного объекта.
К затратам, связанным с приобретением и монтажом оборудования, не относятся затраты на приобретение и монтаж оборудования для строительства объекта, относящегося к технологическому оборудованию строительства, например, строительных машин и оборудования, транспортных средств, обслуживающих строительство.
В смету на строительство может быть также включен инструмент и инвентарь, предназначенный для первоначального оснащения объекта строительства в связи с его назначением. Например, мебель и другой инвентарь предусматриваются в сметах при строительстве гостиниц, учебных заведений, больниц и других объектов социального назначения и сферы обслуживания.
В состав прочих капитальных работ и затрат сметы на строительство относят:
Не включаются в состав затрат по строительству объектов:
Учет затрат ведется по каждому объекту строительства в целом и по отдельным его составляющим, а при подрядном способе строительства и по договорам подряда.
Учет фактических затрат на строительство каждого объекта ведется нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию.
Порядок документального оформления и учета затрат на капитальное строительство у застройщика зависит от способа их осуществления.
2.2.1. Учет при подрядном способе строительства
Как отмечалось, при подрядном способе работы по строительству объекта выполняются для заказчика-застройщика по договорам строительного подряда специализированными строительными организациями. В этом случае заказчик в составе незавершенного строительства наряду с другими затратами по строительству (организации, предпроектными, проектными и т. п.) учитывает принятые от подрядчика работы, а также прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах.
Суммы НДС, предъявленные заказчику-застройщику проектными, подрядными и другими организациями по выполненным работам, учитываются на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Принятые заказчиком к учету выполненные проектно-изыскательские работы отражаются в составе незавершенного строительства записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с начала выполнения работ до полного завершения обязательств подрядчика по объекту строительства под контролем заказчика в журнале учета выполненных работ (форма № КС-6а) в одном экземпляре. При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы (СМР) на основании журнала № КС-6а оформляются актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Формы № КС-2, № КС-З и др. утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11. 1999 г. № 100.
Формы № КС-2 и КС-3 оформляются не менее чем в двух экземплярах: первый для подрядчика, второй – для заказчика и составляются по мере сдачи работ в сроки, установленные договором подряда. Стоимость выполненных работ отражается в справке по договорной стоимости нарастающим итогом с начала выполнения работ (в графе 4), с начала года (в графе 5) и в том числе за отчетный период (в графе 6) в целом по стройке и по каждому входящему в ее состав объекту. Принятые от подрядчика работы заказчик отражает в бухгалтерском учете на основании акта формы № КС-2 по стоимости отчетного периода, указанной в форме № КС-3 по дебету счета 08.3 записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитываются по дебету счета 08.3 по их видам в размере фактических затрат по мере их производства или по договорной стоимости записью:
Дебет сч. 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»,
Дебет сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по работам, выполненным подрядчиком и другими организациями, принимается заказчиком к учету на основании их счетов-фактур.
В соответствии с порядком, установленным п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 5 ст. 172 НК РФ, НДС, уплаченный подрядчикам и другим организациям в связи со строительством объекта основных средств, подлежит вычету на основании счетов-фактур подрядчиков и других организаций и соответствующих записей в книге покупок.
За последние годы порядок зачета НДС по объектам капитального строительства неоднократно изменялся. До января 2001 г. НДС по строящимся объектам не подлежал зачету и включался в первоначальную стоимость объекта. С 2001 по 2006 г. сумма НДС подлежала зачету после оплаты счетов подрядчиков и других организаций и ввода объекта в эксплуатацию. С 2006 г. в соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленные заказчику-застройщику, производятся в общем порядке. Следовательно, для применения вычетов необходимо наличие:
При этом объект капитального строительства должен использоваться в будущем для осуществления операций, облагаемых НДС. На сумму предъявленного бюджету к вычету НДС по выполненным подрядчиком и другими организациями работам делается запись:
Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит сч. 19, субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».
Пример
Организация-застройщик заключила с подрядчиком договор на строительство объекта производственного назначения. Затраты организации застройщика на строительство составили: стоимость работ по составлению сметы – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.; стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб.;
Затраты по строительству объекта в бухгалтерском учете застройщика отражаются следующими записями:
Тема 8. Учет долгосрочных инвестиций
Цель: раскрыть сущность и значение долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, рассмотреть особенности учета затрат на приобретение основных средств и оборудования, специфику учета расходов по строительству объектов и монтажу оборудования и порядок формирования первоначальной (инвентарной) стоимости законченных капитальных вложений.
Задачи:
Оглавление
8.1. Понятие долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 22.02.1999 г. В соответствии с данным законом капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются отдельно от текущих затрат основной деятельности организации.
Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.
Долгосрочные инвестиции осуществляются в форме:
Организации, осуществляющие капитальное строительство, являются застройщиками. Застройщики могут осуществлять капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом.
При подрядном способе работы выполняются сторонней организацией-подрядчиком по договору строительного подряда. Застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает заказчиком. Подрядчик выполняет предусмотренные договором подряда работы и сдает их заказчику по акту. Заказчик оплачивает принятые им работы по договорной стоимости.
Договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:
При подрядном способе застройщик-заказчик не ведет учет затрат строительного производства, а учитывает законченные работы в оценке по договорной стоимости и расчеты с подрядчиком за выполненные работы.
При хозяйственном способе работы выполняются собственными силами застройщика, который ведет пообъектный учет выполненных капитальных работ и относящихся к ним затрат. Для выполнения таких работ организация может иметь специальное подразделение (отдел капитального строительства), которое осуществляет строительно-монтажные работы, приобретает объекты основных средств. Законченные строительством и приобретенные объекты данная служба передает основной деятельности организации.
Законченные и оформленные в установленном порядке долгосрочные инвестиции принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат.
8.2. Учет затрат по объектам долгосрочных инвестиций
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», счет активный, калькуляционный. К данному счету открываются следующие субсчета:
08-1 «Приобретение земельных участков»;
08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
08-3 «Строительство объектов основных средств»;
08-4 «Приобретение объектов основных средств»;
08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
Аналитический учет затрат, связанных со строительством и приобретением основных средств, ведется по каждому строящемуся или приобретаемому объекту.
Аналитический учет затрат, связанных с приобретением нематериальных активов, ведется по каждому приобретенному объекту.
По расходам, связанным с выполнением НИОКР, аналитический учет ведется по видам работ, договорам (заказам).
8.3. Учет затрат по приобретению основных средств и оборудования
Организации могут приобретать в собственность здания, сооружения, оборудование (требующее монтажа и не требующее монтажа), транспортные средства, земельные участки, объекты природопользования, нематериальные активы. При этом к оборудованию, требующему монтажа, относится технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное и другое оборудование, входящее в сметы строек.
К оборудованию, не требующему монтажа, относятся свободно стоящие станки, строительные механизмы, производственный инструмент и инвентарь, измерительные и другие приборы и т. п.
Затраты на приобретение зданий, сооружений, транспортных средств и других объектов основных средств, а также оборудования, не требующего монтажа, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на основании оплаченных или принятых к оплате счетов поставщиков и подрядчиков, без НДС, после поступления объектов и их оприходования. При этом в бухгалтерском учете производятся записи:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость отдельных объектов основных средств и расходы, связанные с их приобретением, включая НДС.
В случае предварительной оплаты счетов поставщиков в бухгалтерском учете производится запись:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по авансам выданным»
К-т сч. 51 «Расчетные счета.
При окончательном расчете с поставщиком производится зачет суммы предварительной оплаты записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по авансам выданным».
Затраты на приобретение оборудования, требующего монтажа, с момента приобретения до сдачи его в монтаж учитываются на счете 07 «Оборудование к установке», счет активный, материальный.
При этом делается запись:
Д-т сч. 07 «Оборудование к установке»
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость оборудования и услуг по его доставке.
По мере сдачи оборудования в монтаж начиная с того месяца, в котором начаты работы по установке оборудования на постоянном месте его эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу или другим несущим конструкциям зданий, сооружений), затраты на его приобретение списываются со счета 07 на основании акта приема-передачи оборудования в монтаж (унифицированная форма № ОС-15) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3) бухгалтерской записью:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т сч. 07 «Оборудование к установке» – на фактическую себестоимость оборудования.
Налог на добавленную стоимость, включенный в счета поставщиков и учтенный на счете 19 по приобретенным объектам основных средств и оборудованию, списывается в уменьшение задолженности бюджета по данному налогу после документального оформления ввода их в эксплуатацию.
При этом делается запись:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
8.4. Учет затрат по строительству объектов и монтажу оборудования
В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией следующим образом:
К строительным работам относятся работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу строительных конструкций; устройство и разборка подкрановых путей; сооружение сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения; устройство оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование; озеленение и благоустройство территории застройки; другие строительные работы.
К монтажным работам относятся: сборка и установка технологического, энергетического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного оборудования на месте его постоянной эксплуатации; устройство подводок (воды, воздуха, пара) к оборудованию; изоляция и окраска оборудования и трубопроводов; другие монтажные работы.
Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования зависит от способа их выполнения — подрядного или хозяйственного. При подрядном способе выполнения работ заказчик (застройщик) учитывает на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования по договорной стоимости без НДС на основании принятых к оплате счетов подрядной организации. При этом в бухгалтерском учете делаются записи:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость работ, включая НДС.
Оплата выполненных работ по счетам подрядчика отражается записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета».
При хозяйственном способе выполнения работ застройщик учитывает фактически произведенные им затраты до ввода объекта в эксплуатацию на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на основании надлежаще оформленных первичных документов.
При этом делается запись:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 70 «Расчеты по оплате труда»
К-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и соцобеспечения»
К-т счета 02 «Амортизация основных средств» и др.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ выполненные строительно-монтажные работы для собственного потребления являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим при принятии к учету объекта основных средств, построенного (смонтированного) хозяйственным способом, застройщик начисляет НДС, подлежащий уплате в бюджет. Базой для начисления налога является сумма фактических затрат, учтенная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Начисленный НДС отражается записью:
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Начисленная сумма НДС по работам, выполненным хозяйственным способом, включается в состав налоговых вычетов по мере уплаты этого налога в бюджет:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» – оплата НДС; и одновременно
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — списание оплаченного НДС по работам, выполненным хозяйственным способом.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, по материалам, работам и услугам, использованным при строительстве объекта хозяйственным способом, включается в состав налоговых вычетов с момента начала начисления амортизации по принятому к бухгалтерскому учету объекту основных средств.
8.5. Формирование первоначальной (инвентарной) стоимости законченных капитальных вложений
Приобретенные и законченные строительством объекты принимаются к бухгалтерскому учету на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (унифицированные формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б). Затраты по принятым в эксплуатацию объектам основных средств на основании вышеуказанных документов списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по первоначальной (инвентарной) стоимости бухгалтерской записью:
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Первоначальная (инвентарная) стоимость приобретенных и законченных строительством объектов формируется из фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплаченные по договору поставщику (продавцу), подрядчику по договору строительного подряда и иным договорам, за информационные и консультационные услуги; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Первоначальная (инвентарная) стоимость законченных строительством зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат. Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению. Если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов.
В первоначальную (инвентарную) стоимость оборудования, требующего монтажа, включаются фактические затраты по приобретению оборудования, расходы на строительные и монтажные работы, прочие капитальные затраты, относимые на стоимость вводимого в эксплуатацию оборудования по прямому назначению или пропорционально стоимости оборудования по ценам поставщиков.
8.6. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
Финансирование долгосрочных инвестиций осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Источниками собственных средств являются амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, нераспределенная прибыль.
Размер возмещенной части амортизационных отчислений в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг), которая может использоваться организацией на финансирование долгосрочных инвестиций, определяется расчетным путем.
Нераспределенная прибыль используется организацией на финансирование долгосрочных инвестиций только по решению учредителей (участников) организации.
Источниками привлеченных средств могут быть кредиты банков, займы, целевое финансирование других организаций и лиц, бюджетные средства. Учет привлеченных средств ведется на пассивных счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 86 «Целевое финансирование». По кредиту счетов 66, 67 учитываются:
1) суммы полученных кредитов и займов в корреспонденции со счетами 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»;
2) начисленные проценты по кредитам и займам, оплаченные до ввода объекта основных средств в эксплуатацию – в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы» и включаются в первоначальную стоимость объекта. Проценты по кредитам и займам, начисленным и оплаченным после ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не включаются в первоначальную стоимость объекта, а учитываются в составе прочих расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы» бухгалтерской записью:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
В соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» средства на финансирование капитальных расходов отражается записями:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 86 «Целевое финансирование».
При получении средств дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуется 51 «Расчетные счета».
8.7. Бухгалтерские записи по учету долгосрочных инвестиций
Корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям показана в таблице.
Выводы
Инвестиции (от лат. «облачать») – это долгосрочные вложения капитала в какое-либо предприятие или дело в целях получения прибыли или достижения определенного социального эффекта.
В практике бухгалтерского учета понятие «долгосрочные инвестиции» используется в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года), не предназначенных для продажи.
В учетной политике долгосрочные инвестиции понимаются в узком смысле, т. е. как инвестиции в форме капитальных вложений.
Необходимость учета капитальных затрат обусловливается следующими причинами:
Долгосрочные инвестиции в форме капитальных вложений классифицируются по видам приобретаемых объектов: капитальное строительство; приобретение зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования и других отдельных объектов основных средств; приобретение земельных участков и объектов природопользования; приобретение и создание нематериальных активов, включая выполнение НИОКР, приобретение и выращивание животных основного стада.
Затраты, связанные с долгосрочными инвестициями, учитываются по субсчетам счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Долгосрочные инвестиции могут осуществляться двумя способами: хозяйственным и подрядным.
При выполнении работ расчеты с подрядчиком учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При хозяйственном способе производства работ затраты осуществляют застройщик в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.