должен ли ип на осно вести бухгалтерский учет
Порядок ведения бухгалтерского учета ИП (нюансы)
Кто обязан вести бухгалтерский учет в РФ
Ответ на этот вопрос дает ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. К обязанным вести бухучет в Российской Федерации относятся:
Таким образом, формально индивидуальные предприниматели причислены к хозяйствующим субъектам, которым государство вменяет в обязанность вести бухгалтерский учет.
Однако в п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ ИП упоминаются среди тех, кто может этого не делать. При этом должно соблюдаться обязательное условие: предприниматель ведет учет доходов и расходов и других связанных с его деятельностью объектов налогообложения и физических показателей.
Так что же понимается под ведением учета, упомянутого законодателем в п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, и кто из предпринимателей обязан вести бухучет, а какие ИП ведением бухгалтерского учета могут с полным правом себя не затруднять?
Что подразумевается под учетом доходов и расходов
Понятие «учет доходов и расходов» используется в НК РФ, который обязывает налогоплательщиков в установленных законом случаях производить учет доходов, расходов и имеющихся у них налогооблагаемых объектов (подп. 3 п. 1. ст. 23 НК РФ). Таким образом, ведение бухгалтерского учета ИП могут не осуществлять, если ведут налоговый.
Напомним, что предприниматели могут применять в своей деятельности следующие налоговые режимы:
Какие налоги должен платить ИП и какие отчеты должен сдавать, узнайте в КонсультантПлюс.
Рассмотрим, какие из этих режимов предусматривают учет доходов, расходов и прочих объектов налогообложения. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Должны ли вести бухгалтерский учет ИП на УСН
Обратимся к разъяснениям Минфина России (письмо от 26.07.2012 № 03-11-11/221), специалисты которого трактуют эту ситуацию следующим образом.
Согласно ст. 346.24 НК РФ упрощенцы обязаны фиксировать свои доходы и расходы в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения. Ее форма и порядок оформления утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.
Следовательно, обязательное условие по учету доходов и расходов упрощенцами, установленное п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, будет соблюдено, а это значит, что бухучет они могут не вести.
Правильно заполнить указанный налоговый регистр вам помогут статьи:
ИП вправе сомещать УСН с ПСН.
Как правильно вести учет доходов и расходов в этом случае, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Ведут ли бухучет ИП на ОСНО
Данная ситуация аналогична предыдущей (письмо Минфина России от 26.07.2012 № 03-11-11/221).
Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ предприниматели, работающие на ОСНО, учитывают доходы и расходы по своей коммерческой деятельности в книге учета доходов и расходов и хозопераций ИП, утвержденной приказом от 13.08.2002 Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430.
О налоговой нагрузке ИП на ОСН читайте здесь.
Таким образом, условие об учете доходов и расходов (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ) здесь также выполняется. Следовательно, ИП на ОСНО, как и упрощенцы, вольны отказаться от ведения бухгалтерского учета.
О сравнении популярных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства читайте в статье «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?».
Нужен ли бухучет ИП на ЕСХН
Ответ на этот вопрос также можно найти в разъяснениях финансового ведомства (письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-11-11/257).
Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ для определения налоговой базы по ЕСХН предприниматели обязаны учитывать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов ИП, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ее форма и правила оформления закреплены в приказе Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н. Кроме того предприниматели на ЕСХН с января 2019 года обязаны уплачивать НДС. Для учета НДС-операций ИП необходимо вести книгу покупок и книгу продаж, а также выдавать счета-фактуры.
ИП сельхозпроизводитель вправе применить льготу и не уплачивать НДС. Подробнее о порядке оформления льготы читайте здесь.
И опять приходим к аналогичному выводу: ИП на ЕСХН могут отказаться от ведения бухучета.
Корректно оформить книгу учета для ИП на ЕСХН поможет статья «Правила ведения книги учета доходов и расходов при ЕСХН».
Ведение бухучета ИП на патенте
Предприниматели, выбравшие для своей деятельности ПСН, так же, как и все остальные ИП, могут не вести бухучет, поскольку осуществляют налоговый (п. 1 ст. 346.53 НК РФ) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 22.12.2012 № 135н.
ВАЖНО! Отсутствие необходимости вести бухучет предпринимателям влечет за собой необязательность сдачи ими бухгалтерской отчетности.
Как вести книги доходов и расходов
Существует ряд критериев, которые необходимо соблюдать предпринимателям (и другим лицам, заполняющим соответствующие регистры) при ведении книг учета доходов и расходов:
Возможные объекты учета у предпринимателей
Стоит понимать, что учетные регистры, которые следует вести предпринимателям, не ограничиваются книгами учета доходов и расходов. Так, ИП не освобождается (при наличии у него соответствующей обязанности, обстоятельств или объектов) от учета:
ИП также могут быть субъектами уплаты некоторых налогов (НДС, транспортного, налога на имущество, НДФЛ), взносов во внебюджетные фонды и др. В этом случае ему придется не только вести соответствующие учетные регистры, но и формировать на их основе отчетность и представлять ее в контролирующие органы.
О том, как предпринимателю перейти на электронную сдачу отчетности, читайте в статье «Как подключить электронную отчетность для ИП (нюансы)?».
Может ли ИП по своему желанию вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность
Несмотря на предоставленное предпринимателям законом № 402-ФЗ право не вести бухучет и не формировать бухгалтерскую отчетность, многие ИП от бухучета не отказываются. И объективные причины на то есть.
Конечная цель ведения бухучета — составление отчетности, достоверно отражающей финансовое состояние субъекта. Сведениями, содержащимися в этой отчетности, пользуется не только государство, но также внутрикорпоративные потребители информации (собственники, руководители, сотрудники) и сторонние заинтересованные лица (инвесторы, кредиторы, контрагенты, аудиторы). Эти пользователи на основе такой отчетности принимают те или иные важные хозяйственные и стратегические решения.
ИП, не ведущий бухучет и не составляющий бухгалтерскую отчетность, может столкнуться с рядом объективных трудностей:
Кроме того, возможны ситуации, когда предприниматель не сумеет отказаться от ведения бухгалтерского учета и составления бухотчетности по внутрикорпоративным причинам. Например, если ИП входит в состав холдинга, составляющего консолидированную отчетность и осуществляющего жесткий внутренний контроль за деятельностью входящих в него лиц.
Заметим, что внешним пользователям (как правило, в целях кредитования и инвестирования) может понадобиться бухгалтерская отчетность (формы 1, 2), заверенная не только подписью предпринимателя, но и отметкой налогового органа.
ВАЖНО! Если предприниматель принял решение вести бухучет и составлять бухотчетность, он может сдавать ее в органы ФНС в общем порядке. Отказать в приеме бухгалтерской отчетности у ИП и проставлении на ней отметки о принятии налоговики не имеют права.
Образец составления формы 1 вы найдете в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
Итоги
Независимо от выбранного режима налогообложения, ИП имеет право отказаться от ведения бухгалтерского учета. В то же время закон не запрещает предпринимателям вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность в контролирующие органы в общем порядке.
Ну сколько же можно требовать от ИП бухгалтерскую отчетность по форме №1 и №2 с отметкой налоговой?
А все же, должен ли ИП вести бухгалтерский учет?
К нам обратился индивидуальный предприниматель с вопросом, как ему получить бухгалтерскую отчетность с отметкой налоговой инспекции.
Предприниматель планирует поставку в одну крупную фирму и принес нам запрос документов, которые потребовали от него для заключения договора.
Посмотрели? Вот-вот, и я про это же, как с индивидуального предпринимателя требовать бухгалтерскую отчетность, да еще под грифом «обязательно» и с отметкой налогового органа?
Можно, конечно, и посмеяться над этим. Может быть, контролеры-аналитики на той стороне придерживаются традиции древнеримских бухгалтеров о том, что все ценности, включая личные вещи собственника и членов его семьи, должны быть включены в систему бухгалтерских записей?
А если серьезно, то должен ли индивидуальный предприниматель вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность?
В общем случае — нет. Правило таково: бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты. ИП — тоже экономические субъекты, но для них сделано специальное исключение (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
ИП имеют право не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Даже для предпринимателей на ЕНВД или ПСН есть место налоговому учету, и они также не обязаны вести бухгалтерский учет.
Предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета и сдачи в ИФНС бухгалтерской отчетности (Письма Минфина от 20.03.2018 N 03-11-11/17116, от 07.02.2018 N 03-11-12/7268, от 02.03.2015 N 03-11-11/10791).
И кстати, если у вас, как у ИП, налоговая запрашивает регистры учета (ох как они любят это делать), оборотки и карточки по 60 и 62 счетам и т.д., то можете их не давать, так как обязанности вести бухгалтерский учет у вас нет.
Хотя, с другой стороны, если кто-либо падет жертвой обрядолюбия, то может попытаться сдать в налоговую бухгалтерскую отчетность… самостоятельно выступить, так сказать, участником единичного пилотного проекта. Главное не сильно увлекаться, а то и любимую собачку (кошечку) на баланс поставить можно, как животное на откорме, а там еще шаг — и привет, зеленые человечки!
Есть и исключение, когда бухгалтерский учет вмешивается в жизнь предпринимателей. Если ИП применяет упрощенную систему налогообложения, то должен следить за остаточной стоимостью основных средств, рассчитываемой по правилам бухгалтерского учета, начислять амортизацию, то есть, по сути, вести такой бухгалтерский «мини-учет» ОС.
Ведь ИП утрачивает право на упрощенку, если остаточная стоимость основных средств в отчетном (налоговом) периоде превысит 150 миллионов рублей (Письмо Минфина России от 30.01.2019 N 03-11-11/5277).
В этот лимит не включается личное имущество, а только имущество, непосредственно используемое в предпринимательской деятельности.
Как вести бухгалтерию ИП самостоятельно
Ведение бухгалтерии – первое, о чем стоит задуматься при планировании собственного дела. Все по-разному относятся к этому: кто-то считает, что для ИП это не нужно, а кто-то подходит со всей ответственностью. В статье мы покажем, что это важно и несложно.
Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно: пошаговая инструкция в 2021 году
Два года назад Елена уволилась из салона красоты и начала работать на себя. У нее была собственная клиентская база, а увеличить ее помогла реклама в соцсетях.
Муж предложил ей оформить ИП, но Елена всегда боялась вопроса ведения бухгалтерии – она ничего об этом не знала. На что нужно обратить внимание прежде всего?
Для начала внесем ясность: правы и те, кто считает, что предпринимателям не нужна бухгалтерия, и те, кто думает, что нужна.
Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ говорит, что индивидуальные предприниматели действительно не обязаны вести полноценную бухгалтерию. Но в том же законе прописано, что контроль финансов все же обязателен. Фактически можно обойтись самостоятельным ведением книги учета доходов и расходов.
Елена посчитала, что это звучит не так сложно. Но все же ей хотелось разобраться в вопросе до конца. Ведь не зря вокруг этого ведется столько обсуждений.
Специалисты рекомендуют определиться с ведением финансов сразу после того, как вы решили открыть свой бизнес.
Аргументы в пользу такого решения:
Бухгалтерский учет – это не прихоть бюрократов. Смотрите на него как на способ объективной оценки вашего бизнеса. Учет покажет реальную прибыль и поможет выбрать направление развития для улучшения работы.
Главный вопрос, который волнует всех начинающих предпринимателей: с чего начать?
Существует два варианта: упрощенная форма налогообложения (УСН) и общая форма налогообложения (ОСНО). Изучите правила ведения каждой из них, организацию отчетности, сроки и главные отличия.
Прозвучит банально, но при отсутствии знаний и опыта постарайтесь узнать о бухгалтерском учете самостоятельно. Ресурсов, которые помогут познать основы учета, на самом деле больше, чем вы думаете. Расспросите знакомых, прочитайте нашу статью, и даже это уже даст вам общие сведения и поможет не бояться самостоятельной бухгалтерии.
Ведение бухгалтерии ИП на ОСНО
Пошаговое руководство о выборе способа учета показалось Елене не таким сложным. Но она сразу задумалась: что такое УСН и ОСНО? Чем они отличаются?
ОСНО – общая система налогообложения. Ее смысл заложен в названии, т.е. система является главной формой налогообложения в России. Она не обладает никакими ограничениями и распространяется на все виды предпринимательской деятельности. Это значит, что после регистрации ИП вас автоматически припишут именно к ОСНО, если вы не подали заявление на переход на специальную систему.
Сразу после регистрации ИП или в течение 30 дней перейдите на упрощенную систему отчетности. Если у вас нет опыта, то общая покажется слишком сложной для самостоятельного ведения.
Можно посвятить целую статью рассказу об общей системе уплаты налогов, но сейчас обратим внимание только на ее функциональную роль в деятельности ИП.
Предприниматели на ОСНО платят три вида налогов:
Почему предприниматели ведут учет бухгалтерии по общей системе:
Можно ли добровольно перейти на общую систему? А в каких случаях предпринимателя могут заставить?
Все зависит от дохода бизнеса и контрагентов, с которыми вы сотрудничаете.
В ст. 346.13 НК «Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения» прописаны условия, при которых налогоплательщик имеет право или обязан перейти на общую систему налогообложения.
Например, в пункте 3 говорится, что если вы решили самостоятельно перейти на общую систему уплаты налогов, то сначала вы дожидаетесь окончания текущего налогового периода, а затем уже переходите на иной режим.
Если же ваши доходы за отчетный период превысили 200 млн рублей, либо в течение года ваших сотрудников стало больше 30 человек, то вы обязаны перевести организацию на общий режим налогообложения. Об этом подробнее говорится в пункте 4 ст. 346.13.
Иногда роль в предпочтении ОСНО могут сыграть ваши подрядчики и контрагенты. Компании зачастую предпочитают сотрудничать с организациями, которые выплачивают НДС, поэтому предприниматели меняют систему налогообложения ради развития и приобретения партнеров.
Вам могут сказать, что уведомлять о переходе на общую систему никого не нужно. Но это не так. Режим ОСНО действует для всех предпринимателей РФ, но закон требует сообщить об изменении системы налогообложения в налоговый орган. Для этого напишите заявление и отправьте в налоговую службу не позднее 15 января того года, в котором планируете перейти на новую систему.
Ведение бухгалтерии ИП на УСН
Елена поняла, что ее бизнес еще слишком мал, и она не готова платить налоги на общих основаниях. И из-за отсутствия опыта не справится с бумажной работой. Поэтому она решила узнать о специальных системах, которые призваны упростить уплату налогов.
УСН – это упрощенная система налогообложения, и она не зря так называется. Все сводится к подаче лишь одного документа за целый год – налоговой декларации.
Этот режим очень удобен тем, что обеспечивает небольшую финансовую нагрузку, а также избавляет от волокиты. Предприниматель освобождается от всего, что было перечислено выше: НДФЛ, НДС и налог на транспорт/землю/имущество.
Хотя от ИП на УСН требуется всего лишь сдавать налоговую декларацию, вести учет доходов и расходов все равно нужно. Подается отчетность по адресу проживания предпринимателя.
Есть два варианта упрощенной системы, которые можно выбрать:
Доходы | Доходы минус расходы |
Учитываются только доходы, с которых удерживается 6% налогов. В зависимости от региона может отличаться и составлять от 1% до 6%. | В расчет берется разница между доходами и расходами за отчетный период. Удерживается налог 15%, но в зависимости от регионов может меняться от 5% до 15%. |
Выгодно только для тех, у кого расходы небольшие, т.к. они просто не учитываются. Доход производится за весь расчетный год, а вот оплата происходит раз в квартал в качестве авансов. Это помогает разгрузить уплату налогов, а поступление платежей происходит равномерно. | Выгодно в том случае, если расходы составляют больше половины от суммы доходов. Оплата также осуществляется поквартально. Главное – собирать все документы, которые подтверждают факт расходов: чеки, выписки и т.д. |
Кому не подходит упрощенная система:
Сроки сдачи отчетности ИП в 2021 году
Елена решила, что упрощенная система – как раз то, что нужно. С подсчетом по системе «Доходы» она справится сама. Но предприимчивый муж посоветовал сразу же обратить внимание на сроки уплаты налогов, чтобы избежать штрафов.
Важно помнить, что для упрощенной и общей систем разные сроки подачи и виды документов для отчетности:
ОСНО:
Если у вас есть сотрудники, независимо от налоговой системы, не забудьте подать следующие отчеты:
Даже для предпринимателей на «упрощенке» существуют свои сроки уплаты налогов, которые необходимо соблюдать. В противном случае за позднюю декларацию налоговая назначит штраф 5-30% от суммы налога за каждый месяц. При опоздании с уплатой налогов – штраф 20-40% от суммы и пени государству.
Сдача отчетности онлайн
С развитием интернета сдача отчетности заметно упростилась. Для ИП есть множество сервисов, которые не только помогут составить документы, но и сами отправят их в нужный налоговый орган.
В чем плюсы онлайн-сервисов:
Заполняйте отчетность там, где вам комфортно. Для этого даже не обязательно пользоваться одним и тем же компьютером: вы можете подключиться с любого устройства.
Сервисы самостоятельно найдут вашу ошибку и помогут ее исправить. А также в специальных разделах вы найдете рекомендации о правилах заполнения документов.
ПФР, ФСС, ФНС, РОССТАТ и многие другие службы доступны в сервисах онлайн-отчетности.
Если у вас есть вопросы по оформлению документов, то всегда можно проконсультироваться с техническим специалистом. Сервис свяжется с вами и по собственной инициативе, если возникнут какие-то вопросы или проблемы.
Онлайн-бухгалтерия – альтернативный вариант привычному бумажному способу подачи отчетности. Прекрасно подойдет и для новичков, которые только учатся заполнять свою первую декларацию, и для опытных предпринимателей, которые ценят свое время.
Инструменты для ведения бухгалтерии для ИП
Елене очень понравилась идея вести бухгалтерию онлайн. Это и правда удобно, особенно когда с утра до вечера она занята клиентами. Но какой сервис выбрать?
Существует множество вариантов, которые позволяют вести отчетность онлайн и самостоятельно:
Это лишь несколько примеров из множества предложений на рынке. Какой из них выбрать – решать вам.
Изучите тарифы, акции с условием бесплатного периода использования (где-то они могут достигать года), закажите пробную отчетность, почитайте истории других ИП о тех или иных сервисах, узнайте, можно ли подключиться к системе со смартфона. Возможно, вы смените один или два сервиса, но в конце концов найдете удобный для себя.
Бухгалтерия – это важно и ответственно. Но при выборе режима с ней может справиться даже начинающий предприниматель. Первые пару раз сдача отчетности займет какое-то время, зато потом вы будете знать все тонкости.
Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно и какой режим налогообложения выбрать
В России работают более 4 миллионов индивидуальных предпринимателей, и каждый из них обязан отчитываться перед налоговыми органами.
По закону 402-ФЗ ИП освобождены от бухгалтерского учета, но необходимость считать и платить налоги никто не отменял. Предприниматель может не составлять бухгалтерский баланс, но знать, сколько он должен заплатить в бюджет – обязан. Поэтому перед каждым предпринимателем стоит выбор – нанимать специалиста для расчета налогов или пытаться справиться самому. Если вы задаетесь вопросом как вести бухгалтерию самостоятельно – эта статья для вас. Мы расскажем какой режим налогообложения выбрать, чтобы максимально упростить учет.
Прежде чем выбирать режим налогообложения, следует разобраться со страховыми взносами. Все предприниматели должны платить взносы в пенсионное и медицинское страхование, но есть и хорошая новость – иногда можно получить налоговый вычет на всю сумму взноса.
Страховые взносы
Индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают страховые взносы. Размер взносов определен заранее, поэтому они называются «фиксированными».
Так в 2019 году сумма фиксированных страховых взносов «на себя», для предпринимателей с доходом до 300 тысяч рублей в год, составляет 36 238 рублей. Из них пенсионные взносы – 29 354 рублей за год, медицинские – 6 884 рублей в год. Размер взносов определяется пунктом 1 статьи 430 Налогового Кодекса.
Взносы нужно заплатить до конца отчетного года, так взносы за 2019 год нужно перечислить до 31 декабря 2019 года. Чтобы учесть их в вычетах и равномерно распределить финансовую нагрузку, лучше платить взносы равными частями каждый квартал.
Сумма квартального платежа составляет 9059,5 рублей – это одна четвертая от 36 238 руб. При поквартальной оплате предприниматель должен оплатить взносы до конца квартала, то есть, взносы за третий квартал платятся в сентябре.
Если доход предпринимателя больше 300 тысяч рублей, то, кроме фиксированных взносов, он должен дополнительно заплатить 1% от суммы превышения в Пенсионный Фонд. Срок уплаты – до 1 июля года, следующего за отчетным.
Предположим, что ИП заработал за 2019 год 450 тысяч рублей. В этом случае, он должен заплатить:
Несмотря на то, что взносы идут в пенсионный фонд, предприниматель платит их в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Общая система налогообложения (ОСНО)
Эта система не имеет ограничений и применяется по умолчанию, с момента регистрации ИП.
На общей системе предпринимателю придется вести администрирование налога на добавленную стоимость: рассчитывать разницу входящего и исходящего НДС, уплачивать ее в бюджет. Для этого нужно учитывать сумму НДС за все товары, которые вы продали, а затем вычитать из нее сумму НДС всех товаров, которые вы приобрели. Малейшая ошибка ведет к расхождениям в отчетности с вашими покупателями и поставщиками. Налоговая инспекция строго за этим следит. Кроме того, предприниматель обязан уплачивать налог на доходы физических лиц (13% со своих доходов) и фиксированную сумму страховых взносов.
Плюс ОСНО в том, что организации, использующие общую систему, охотнее сотрудничают с теми, кто выделяет НДС в своем учете, так как это позволяет снизить размер уплачиваемого налога покупателям ваших работ, услуг или товаров.
Рассмотрим на примере:
ИП приобрел какой-то товар для последующей реализации. Закупочная цена – 12 000 рублей, цена продажи товара – 18 000 рублей. НДС равен 20% и входит в цену. Цена складывается из стоимости товара и НДС:
Цена покупки (руб.) = 10 000 + 2 000, где 2 000 – сумма НДС
Цена продажи (руб.) = 15 000 + 3 000, где 3 000 – сумма НДС
В случае, если поставщики не выделяли НДС, вычесть его было бы невозможно, и сумма налога к уплате составила бы 3 000 рублей.
Общая система налогообложения самая сложная для учета, скорее всего, придется нанять бухгалтера или передать учет сторонним организациям. Оставаться на ОСНО не обязательно, есть более простые режимы налогообложения. Специальные режимы значительно облегчают жизнь предпринимателю, экономят время и предоставляют льготные условия. Для перехода на спецрежим нужно проверить, соответствует ли ваш бизнес условиям его применения, и написать заявление в налоговую инспекцию.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Может применяться, если соблюдены следующие условия:
Использовать ее могут как предприниматели, работающие в одиночку, так и крупные организации.
Предприниматель при подаче заявления о переходе на УСН сам выбирает, какой объект для расчета налога ему подходит. Можно учитывать только доходы и платить 6% от доходов. Это выгодно, если расходы небольшие, например, при сдаче в аренду помещений. Все поступления денежных средств отражаются предпринимателем в Книге учета доходов и расходов, на основании этих данных рассчитывается сумма налога к уплате.
Если бизнес связан с большими затратами, например в случае оптовой торговли или строительства, выгоднее платить налог в размере 15% на сумму разницы между доходами и расходами. В этом случае в Книге учета отражаются и доходы, и расходы. Такой вариант требует больше времени, но позволяет сократить налоговую нагрузку.
Для оптимального выбора объекта налогообложения, а именно суммы, с которой нужно будет платить налог, необходимо хорошо знать структуру движения денег. Если вы ведете финансовый учет, выбрать объект легко и просто.
Платить налог нужно каждый квартал. Важно – расчет платежей производится нарастающим итогом, с учетом предыдущего периода. Подробнее покажем на примере:
Предприниматель использует объект «доходы минус расходы». Предположим, что в первом квартале (с января по март) дела шли не так хорошо, и ему удалось заработать 70 тысяч рублей, а потратить пришлось 50 тысяч:
20 000 х 0,15 = 3 000 (руб.) – сумма налога к уплате (15% от суммы прибыли)
Во втором квартале (с апреля по июнь) ситуация улучшилась, и доходы составили 150 тысяч рублей, а расходы – 30 тысяч рублей:
Суммируем прибыль за два квартала:
20 000 + 120 000 = 140 000 (руб.)
140 000 х 0,15 = 21 000 (руб.) – нужно заплатить в бюджет за два квартала (15% от суммы прибыли)
Такая схема расчета может показаться сложной, ведь можно просто рассчитать платежи по отдельности за каждый квартал. Однако, в декларации суммы налога отражаются нарастающим итогом. Такой подсчет также пригодится для корректного расчета вычетов.
Чтобы получить сумму платежа за второй квартал, вычитаем авансовый платеж за предыдущий период (3 000 рублей):
Срок уплаты авансовых платежей – не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Таким образом, платеж за первый квартал нужно заплатить до 25 апреля, за второй – до 25 июля, за третий – до 25 октября. Если платеж пропустить, штрафов не будет, но налоговая инспекция начислит пени. Итоговый платеж за год оплачивается до 30 апреля следующего года, налог за 2019 год нужно будет оплатить полностью в 2020 году.
Сумма авансового платежа уменьшается:
Если предприниматель из предыдущего примера работает один и платит фиксированные страховые взносы, за это он может уменьшить сумму налога на всю сумму уплаченных страховых взносов (9059,5 рублей за первый квартал) и не платить ничего. Во втором квартале ситуация следующая: сумму авансовых платежей за два квартала можно уменьшить на 18 119 рублей (сумму фиксированных взносов за два квартала):
Важно – если выбран объект налогообложения «доходы минус расходы», в конце года нужно будет рассчитать:
Заплатить нужно тот налог, сумма которого больше. Даже если расходов больше, чем доходов и бизнес закрывает год с отрицательным результатом, нужно уплатить 1% от суммы дохода.
Возьмем для примера следующие данные:
Минимальный налог: 308 000 х 0,01 = 2900 (руб.)
Заплатить нужно – 4 200 рублей.
Если выбран объект налогообложения «доходы», то в расчет берется только доход. Посчитаем налог за год, используя данные из предыдущего примера:
290 000 х 0,06 = 17 400 (руб.) – сумма налога к уплате (6% от дохода)
Если у предпринимателя есть наемные сотрудники, он может уменьшить налог на всю сумму страховых взносов, но не больше 50% от суммы налога.
17 400 / 2 = 8 700 (руб.) – 50% от суммы налога, которые можно списать за счет страховых взносов на сотрудников.
В нашем примере сумма к уплате с учетом максимального вычета составит 8 700 рублей.
Если предприниматель из примера работает один, он может использовать вычет в размере уплаченных страховых взносов за себя (их фиксированный размер за год – 36 238 рублей) и сократить налог до нуля.
Декларация подается в налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным. За 2019 год нужно будет отчитаться до 30 апреля 2020 года. Декларация подается в любом случае, даже если налог по итогам года равен нулю или если деятельность не велась вообще.
УСН позволяет сократить время на ведение бухгалтерии. Плюсом является также то, что сумму налога можно уменьшить, используя вычеты. Однако, остается необходимость постоянного учета, отражения всех доходов и расходов, подсчета налога.
Екатерина Данилова, PR-специалист Центра структурирования бизнеса taxCOACH:
«Уже второй раз веду деятельность в качестве ИП. Последние несколько лет оказываю услуги маркетинга. Я выбрала упрощенную систему налогообложения, только доходы, 6%. У меня нет сотрудников, отчитываюсь только за себя.
Один раз в год я сдаю декларацию, которую заполняю самостоятельно. Она содержит 3 страницы. Заполнение занимает около 30-40 минут + 10-15 минут трачу на заполнение квитанций и уплату налогов (онлайн). После чего я либо еду на почту, чтобы отправить декларацию заказным письмом, либо отвожу ее в отделение ФНС. На это уходит около часа. Еще 10-15 минут я трачу на заполнение квитанций для уплаты фиксированных взносов (страховые и пенсионные) в декабре.
Таким образом, на бухгалтерию я трачу 2-2,5 часа в год.
В первый год работы мне пришлось кроме основной декларации сдать 2 «уточненки», корректный вариант получился только с третьего раза, но зато я запомнила порядок заполнения. Теперь использую его в качестве образца, и декларацию принимают с первого «дубля».
Благодаря тому, что я изучила этот вопрос самостоятельно, экономлю минимум 24 тысячи рублей ежегодно»
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
ИП может использовать ЕНВД при соблюдении следующих условий:
Вмененный доход – это доход, который предпринимателю устанавливает (вменяет) государство. Он может соответствовать реальному доходу, а может сильно от него отличаться – как в большую, так и в меньшую сторону. Решать, выгоден или нет такой режим нужно исходя из особенностей вашего бизнеса.
Особенность ЕНВД в том, что сумма к уплате остается неизменной и не зависит от доходов. Это удобно для тех предпринимателей, которые хотят понять как вести бухгалтерию самостоятельно и сэкономить время на заполнении деклараций.
Сумма к уплате рассчитывается как величина вмененного дохода, умноженная на ставку налога. Ставка ЕНВД составляет 15%, но решением местной власти может быть снижена до 7,5%.
В розничной торговле основанием для расчета базовой доходности, а следовательно, и налога, является площадь. Если в огромном магазине продажи маленькие, то, возможно, будет выгоднее платить налог по упрощенной системе. А если маленькая торговая площадь приносит большой доход, то лучше выбрать ЕНВД с его фиксированной ставкой.
Единый налог на вмененный доход может применяться в розничной торговле, области оказания бытовых услуг, услуг общественного питания, ремонта автомобилей и других сферах. С полным перечнем можно ознакомиться в статье 346.26 Налогового кодекса.
Формула расчета вмененного дохода:
ВД = БД × К1 × К2 × Величина физического показателя,
БД – базовая доходность по определенному виду деятельности;
К1 – коэффициент-дефлятор, утверждается приказом Минэкономразвития;
К2 – коэффициент, учитывающий особенности ведения бизнеса деятельности, утверждается решениями муниципалитетов.
Величина физического показателя – количественная характеристика, которая зависит от деятельности организации, в розничной торговле это количество квадратных метров торгового зала, в сфере бытовых услуг – количество сотрудников.
Для примера расчета возьмем магазин площадью 20 квадратных метров. Для розничной торговли базовая доходность равна 1 800 рублей на квадратный метр. Коэффициент-дефлятор в 2019 году – 1,915. К2 возьмем равный 0,7 (для города Брянска в 2019 году).
1800 х 20 х 1,915 х 0,7 = 48 258 (руб.) – вмененный доход за месяц
48 258 х 3 = 144 774 (руб.) – вмененный доход за квартал (сумма за месяц, умноженная на три)
ЕНВД за квартал составит:
144 774 х 0,15 = 21 716 (руб.) – 15% от суммы вмененного дохода
Если бы магазин имел такую же реальную «выручку», но использовал упрощенную систему с объектом «доходы», за квартал нужно было бы заплатить 8 868 рублей:
144 774 х 0,06 = 8 686 (руб.) – 6% от суммы вмененного дохода
Мария Чалая, основатель смузи-маркета «Зелёнка»:
«На этапе запуска моего проекта и в первые полгода я привлекла бухгалтера для заполнения налоговых деклараций. Он вел бухгалтерию 2 квартала.
Я индивидуальный предприниматель на ЕНВД, и по прошествии полугода я решила вести бухгалтерию самостоятельно, так как при выбранной мной системе налогообложения это довольно легко. На создание налоговой декларации у меня уходит около 30-40 минут, для меня это приемлемое время. Также оплату налоговых и прочих сборов я произвожу самостоятельно.
Считаю, что для малого бизнеса это выгодно, так как не требует особенных временных и умственных затрат и экономит денежные средства, которые на старте бизнеса не будут лишними. Главное – разобраться в вопросе, желательно при поддержке эксперта в данной области»
Для ЕНВД действуют такие же вычеты, как и для УСН:
Если у предпринимателя из предыдущего примера нет наемного персонала, и он заплатил фиксированные страховые взносы за квартал, он может сократить налог за квартал на 9 059 рублей. В этом случае сумма к уплате составит:
Сроки сдачи декларации по ЕНВД: ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Уплата налога – до 25 числа, следующего за отчетным. Так налог за второй квартал 2019 года нужно будет заплатить до 25 июля, а за третий – до 25 октября.
ЕНВД – удобный налоговый режим. С ним разобраться как вести бухгалтерию самостоятельно очень легко, ведь сумма налога меняется не чаще раза в год и не зависит от прибыли.
Патентная система налогообложения (ПСН)
Это специальный режим, который предполагает приобретение разрешения для осуществления деятельности в налоговой инспекции. Плюс патента в том, что сумма к уплате определяется сразу, и предприниматель может оценить налоговую нагрузку. Кроме того, в ряде случаев патент выгоднее, чем УСН.
Список видов деятельности, при которых можно применять патент, определяется властями субъекта федерации, в частности, к ним относятся розничная торговля, бытовые и транспортные услуги. Субъект федерации также устанавливает размер потенциально возможного дохода, от которого зависит величина налога, подлежащая уплате. Размер налога определяется как произведение ставки и потенциального дохода.
Ставка налога составляет 6%. Законами субъектов федерации она может быть уменьшена до 0% – это так называемые налоговые каникулы для впервые зарегистрировавшихся предпринимателей в производственной, научной и социальной сферах. Также законами республики Крым ставка может быть понижена до 4% для определенных категорий налогоплательщиков.
На ПСН предприниматель обязан вести Книгу учета доходов. В этом документе отражаются все доходы предпринимателя от его деятельности. Это необходимо, чтобы налоговые органы имели возможность проверить, соблюдаются ли ограничения по размеру доходов. Кроме того, Книга учета доходов позволит восстановить данные, в случае, если предприниматель потеряет право использования патента и нужно будет рассчитывать налоги по общей системе.
Патент приобретается на срок от одного месяца до года. Короткие сроки выгодны для сезонного бизнеса – сдачи жилья в курортных городах, торговли новогодними сувенирами и т. д.
В зависимости от срока действия патента варьируются и сроки уплаты:
ПСН прозрачна для налогоплательщика. Предприниматель точно знает, какую сумму необходимо выплатить, нет необходимости подавать декларации. Однако, все равно нужно вести учет доходов. Минус патентной системы в том, что нет возможности использовать вычеты и сократить размер налога.
Как вести бухгалтерию самостоятельно
Разобраться как вести бухгалтерию самостоятельно не так уж сложно. Это не требует больших временных затрат, экономит деньги на найме бухгалтера и позволяет лучше контролировать свой бизнес. Главное – выбрать оптимальный режим и быть в курсе нововведений налогового законодательства.