должна ли ставиться печать на трудовом договоре
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Обязателен ли оттиск печати в договоре?
Обязателен ли оттиск печати в договоре?
Нередко при заключении того или иного договора с организацией ее представитель не ставит оттиск печати в таком договоре, в связи с чем у потребителя возникает вопрос о допустимости отсутствия печати на подписываемом сторонами документе. Аналогичный вопрос возникает и в случае, когда потребителю необходима отметка организации о принятии претензии.
По общему правилу наличие оттиска печати на договорах не является обязательным. При оформлении сделок скрепление соглашения печатью считается лишь дополнительным требованием, что прямо вытекает из смысла абз.1 п.1 ст.160 Гражданского кодекса РФ. Отсутствие на договоре оттиска печати не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной.
Между тем, согласно с абз.3 п.1 ст.160 Гражданского кодекса РФ, соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.). Если соглашением сторон (например, заключаемым договором) такое требование не предусмотрено, то скреплять договор печатью нет необходимости. Вполне достаточно в этом случае простого его подписания обеими сторонами.
Кроме того, 06 апреля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 г. №82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», которым не только отменено применение печати при оформлении ряда документов, но и отменена сама обязанность хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) иметь печать. В настоящее время применение печати является правом хозяйственных обществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, Федеральным законом от 11.11.2003 г. №138-ФЗ «О лотереях», Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.12.1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности»).
Как известно, если потребитель вручает претензию к организации нарочно уполномоченному работнику организации, такой работник ставит на копию претензии соответствующую отметку о ее принятии, что позволяет потребителю в дальнейшем доказать факт и существо обращения. При проставлении данной отметки оттиск печати также не является обязательным, достаточно наличие подписи работника организации, принявшего претензию, его Ф.И.О. и занимаемой должности.
Должна ли ставиться печать на трудовом договоре
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Трудовой договор состоит из пяти страниц. Печать односторонняя.
Обязательно ли наличие текста на листе (странице), где проставляют реквизит «Подписи сторон трудового договора»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трудовое законодательство устанавливает только требование об оформлении трудового договора в письменной форме. Требования об обязательном наличии текста на листе (странице), где проставляют реквизит «Подписи сторон трудового договора», законом не предусмотрено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Действителен ли трудовой договор без печати
Мы все давно привыкли к тому, что бумага без печати не документ. И даже не задумываемся о том, что иногда это совсем не так. Но имеет ли силу трудовой договор без печати? Об этом нас спросили читатели.
Чтобы документ обладал юридической силой и служил основанием для совершения каких-либо действий, он должен содержать обязательные реквизиты.
Какие реквизиты в трудовом договоре обязательны
Перечень реквизитов, используемых при подготовке и оформлении трудового договора, установлен в ч. 1 ст. 57 Трудового кодекса:
— подписи сторон. В состав реквизита «Подпись» входит наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и расшифровка подписи (п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003).
Есть еще один реквизит, который в указанной статье Трудового кодекса не упоминается, но который необходим, потому что ссылки на него содержат другие кадровые документы. Это номер договора.
Его следует проставлять в графе «Номер трудового договора» приказа о приеме на работу (форма N Т-1) и личной карточке работника (форма N Т-2). Порядок оформления этого реквизита приведен в п. 3.12 ГОСТ Р 6.30-2003.
Печать как обычай делового оборота
Как видим, такой реквизит трудового договора, как печать работодателя, Трудовым кодексом не предусмотрен. А значит, ее отсутствие не делает документ юридически недействительным.
Косвенно этот вывод можно сделать на основании ч. 1 ст. 61 ТК РФ. В ней сказано, что трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома руководителя. О печати работодателя здесь речи не идет.
Поэтому в рассматриваемой ситуации можно говорить лишь о сложившемся обычае делового оборота удостоверять подписи должностных лиц на трудовых договорах печатью.
Подписей сторон вполне достаточно
Согласно ч. 1 ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Поэтому, если в документе нет печати, но есть подписи уполномоченных лиц, это однозначно подтверждает факт возникновения трудовых отношений.
В заключение заметим, что примерные формы трудового договора, рекомендованные работодателям для использования при оформлении трудовых отношений с работниками, Постановление Министерства труда РФ от 14.07.1993 N 135 и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 23.07.1998 N 29 также не предусматривают в тексте трудового договора места для проставления печати. Указанные нормативные документы применяются и сейчас в части, не противоречащей действующему трудовому законодательству.
Обязательна ли печать организации на трудовом договоре, приказе о приеме на работу и копиях кадровых документов
Обязательные реквизиты трудового договора
Отсутствие одного из этих реквизитов является основанием для признания договора недействительным документом.
Использование печати на трудовом договоре в практике
В соответствии с законодательством печать организации должна проставляться:
В этом перечне также отсутствует упоминание о необходимости проставления оттиска печати на трудовом договоре. Несмотря на это, в большинстве случаев на практике он ставится на всех документах, среди которых не только соглашение между работником и работодателем, но и прилагаемые к нему дополнения.
Мнение юристов и аудиторов об использовании печати
Юристы рекомендуют работодателям проставлять печать на трудовом договоре, чтобы у работника или его представителя не возникало вопросов о правомерности подписи. В особенности это касается ситуаций, когда она проставляется не руководителем компании, а другим уполномоченным лицом (к примеру, начальником кадрового отдела).
Некоторые аудиторы также делают замечание при отсутствии печати на трудовых договорах. При этом речь идет не об обязанности работодателя, установленной действующим законодательством, а правовом обычае в сфере трудового права. Грубым нарушением является использование «простой» печати (к примеру, кадрового отдела), а не печати компании.
Печать компании имеет круглую форму, на ней указывается фирменное наименование организации, её местонахождение. В некоторых случаях оттиск содержит сокращенное наименование юридического лица, товарный знак или иное средство, используемое для индивидуализации. К «простым» печатям относятся печати кадровых и иных отделов организации. Они могут быть выполнены в форме уголка, треугольника и т.д.
Посмотрите ролик, который расскажет нужна ли печать на договоре
Печать на приказе о приеме на работу и копиях кадровых документов
Приказ о приеме на работу оформляется работодателем после подписания сторонами трудового договора. Он относится к внутренним распорядительным документам, поэтому печать на нем также не проставляется.
Так, трудовой договор является действительным даже в случае отсутствия печати, удостоверяющей подпись представителя работодателя. Если же она используется при заключении соглашения с работником, то необходимо проставлять оттиск круглой печати.
Нужна ли печать на трудовом договоре
Отсутствие одного из этих реквизитов является основанием для признания договора недействительным документом.
Использование печати на трудовом договоре в практике
В соответствии с законодательством печать организации должна проставляться:
В этом перечне также отсутствует упоминание о необходимости проставления оттиска печати на трудовом договоре. Несмотря на это, в большинстве случаев на практике он ставится на всех документах, среди которых не только соглашение между работником и работодателем, но и прилагаемые к нему дополнения.
Мнение юристов и аудиторов об использовании печати
Юристы рекомендуют работодателям проставлять печать на трудовом договоре, чтобы у работника или его представителя не возникало вопросов о правомерности подписи. В особенности это касается ситуаций, когда она проставляется не руководителем компании, а другим уполномоченным лицом (к примеру, начальником кадрового отдела).
Некоторые аудиторы также делают замечание при отсутствии печати на трудовых договорах. При этом речь идет не об обязанности работодателя, установленной действующим законодательством, а правовом обычае в сфере трудового права. Грубым нарушением является использование «простой» печати (к примеру, кадрового отдела), а не печати компании.
Печать компании имеет круглую форму, на ней указывается фирменное наименование организации, её местонахождение. В некоторых случаях оттиск содержит сокращенное наименование юридического лица, товарный знак или иное средство, используемое для индивидуализации.
К «простым» печатям относятся печати кадровых и иных отделов организации. Они могут быть выполнены в форме уголка, треугольника и т.д.
Посмотрите ролик, который расскажет нужна ли печать на договоре
Печать на приказе о приеме на работу и копиях кадровых документов
Приказ о приеме на работу оформляется работодателем после подписания сторонами трудового договора. Он относится к внутренним распорядительным документам, поэтому печать на нем также не проставляется.
Так, трудовой договор является действительным даже в случае отсутствия печати, удостоверяющей подпись представителя работодателя. Если же она используется при заключении соглашения с работником, то необходимо проставлять оттиск круглой печати.
Ставится ли печать в трудовом договоре?
Трудовой кодекс регулирует правовые вопросы заключения договоров и устанавливает, что данный документ должен быть составлен в двух экземплярах. Согласно статье 67 ТК РФ, на каждом экземпляре должно стоять по две подписи – работника и работодателя. С того момента, как соглашение подписано обеими сторонами, оно вступает в полноправную силу.
В законодательных нормах, касающихся заключения контрактов, не оговаривается необходимость проставления печати. Нужна ли печать на трудовом договоре, если данный факт не регламентирован ТК?
Использование печати в документации
Печать — это механическое приспособление, которое делает оттиск, с нанесенными реквизитами организации. Целью проставления оттиска является заверение проставленной руководителем подписи. Печать хранится в организациях в специальных местах, а доступ к ней имеет ограниченное количество лиц.
Существует документация, которая не считается до конца оформленной, если на ней нет оттиска печати предприятия.
К такой документации относят:
Ориентируясь на данные критерии, несложно увидеть, что большая часть документов не нуждается в проставлении оттиска, но юридические лица стараются по максимуму использовать имеющийся оттиск, чтобы дополнительно защитить себя и организацию от возможной фальсификации.
Обязательные реквизиты трудового договора
Трудовой договор – это особая форма документа, которая устанавливает правоотношения между двумя сторонами сотрудничества. Он заключается при приеме на работу нового сотрудника. В соглашении должны быть учтены мельчайшие подробности, поэтому хотя законодательство и не имеет разработанных бланков для их написания, но оно регламентирует те сведения, которые должны быть в него включены.
Статья 57 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень того, что в обязательном порядке должно быть прописано в контракте. В ней же указывается, какой должен быть примерный вид документа, а именно как оформляется преамбула и завершающая часть бланка.
Комплектность пунктов и их содержание зависит от того, какие именно договоренности были достигнуты сторонами, но есть те моменты, без которых не обойтись. К ним относят сведения о сторонах будущего сотрудничества, дату подписания договоренности, реквизиты работника и работодателя.
Данные сторон
Каждый договор начинается обязательно с уточнения сведения о том, кто именно вступает в трудовые отношения.
Трудовые соглашения – это всегда две стороны взаимодействия:
Обратите внимание, что недопустимо в графе «работодатель» проставлять данные организации, а не руководителя.
Сведения о документах
Для представителя работодателя также важно указать документальное подтверждение его полномочий. Оно может быть выражено двумя документами:
Если в Уставе организации указано, что все функции представительские осуществляет директор, то в соглашении дается ссылка на данный документ. При наличии доверенности следует указать ее номер и дату окончания действия. Будьте внимательны, прописывается не дата выдачи доверенности, а дата окончания ее срока.
Идентификационный номер налогоплательщика
Идентификационный номер налогоплательщика – это удобный инструмент для систематизации налоговых выплат и возможности отслеживания истории их совершения. Для юридических получение ИНН – это необходимость, без которой им не обойтись, поэтому каждая организация имеет данный индивидуальный номер.
Физическое лицо может по своему усмотрению обратиться в отдел налоговой службы по месту регистрации и получить абсолютно бесплатно свой ИНН. Так как данная мера не является обязательной, то не все налогоплательщики озаботились его получением.
Поэтому для организации ИНН указывается в обязательном порядке, а для физического только при его наличии.
Место и дата заключения
Еще одним обязательным моментом является указание места и даты заключения контракта. Под местом подразумевается город, в котором располагается предприятие, уточнить более подробно его не следует, для этого есть иные пункты соглашения.
Без указания даты подписания документа договор вообще будет считаться ничтожным, поэтому не стоит забывать об этом небольшом нюансе. Датой считается тот день, когда соглашение подписывается сторонами. При этом дата не всегда может предшествовать началу работы, в некоторых случаях контракт подписывается уже после того, как работник приступил к выполнению своих обязанностей. ТК позволяет оформить соглашение после того, как работник начал работать, но не позже трех рабочих дней с момента приступления им к своим непосредственным обязанностям.
Нельзя заключать договора прошлым числом, дата всегда должна соответствовать реальному времени.
Подписи сторон
Документ в обязательном порядке завершается подписанием, именно это действие приводит его в действие, делает официальным.
Для оформления места подписей принимаемого работника и работодателя принято прописывать подробные адреса сторон. Для организации указывается юридический адрес, а для физлица может прописываться сразу два месса – регистрация и фактическое проживание, при условии, что он не живет по месту прописки. Здесь же указываются контактные телефоны. Могут быть прописаны подробные реквизиты организации. Ниже этих сведений ставятся ФИО сторон, рядом с которыми они проставляют свои подписи.
Нужна ли печать в трудовом договоре
Нужно ли ставить печать на соглашениях? Данный вопрос решен однозначно – нет, такой обязанности у работодателя не существует. Ни одна из норм законодательства не устанавливает обязательных условий, которые бы обязали нанимателя закреплять свою подпись на трудовых соглашениях печатями. Но наряду с этим такая норма принята негласно и ее соблюдает большинство юридических лиц. Наличие печати не нарушает никаких правовых норм, а является дополнительным подтверждением того, что подпись руководителя действительна. Именно поэтому большая часть контрактов оформлена с применением оттиска круглой печати.
А вот проставление печати иного образца, например, кадровой, которая предназначена для заверения внутренней документации, будет грубым нарушением норм закона.
Трудовое право и КДП
Трудовое право, кадровое делопроизводство и охрана труда
Основные понятия
Трудовой договор – это предусмотренная Трудовым кодексом (далее также – Кодекс) разновидность соглашения между работником и нанимателем по ключевым моментам рабочего процесса. Документ устанавливает права и обязанности сторон, определяет результат, получаемый организацией, и оплату, полагающуюся принимаемому в штат специалисту.
Важно знать! Граждане приобретают правоспособность в части заключения договорных отношений с работодателями с возраста 16 лет. Договор носит свободную форму, в которой прописывают обязательные и дополнительные условия.
Договорённости сторон скрепляют подписями генерального директора (иного уполномоченного сотрудника) и работника. Печать на трудовом договоре стравят в целях заверки подписи должностного лица. Как правило, это штамп организации, но в ряде компаний для кадровых документов заведена отдельная печать.
Основы законодательства о заключении письменных трудовых соглашений заложены в Главе III Кодекса. Разъяснения по отдельным вопросам, касающимся отношений работников и нанимателей, содержатся в письмах федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей области (Минтруд и Роструд России).
При возникновении трудовых споров, судьи руководствуются ранее принятыми решениями коллег по аналогичным делам, в целях сохранения единообразия правоприменительной практики.