доминирование правого полушария мозга характеристика
Доминирование правого полушария мозга характеристика
а) Концепция доминантного полушария. Функции главной интерпретирующей области Вернике и угловой извилины, а также функции областей, регулирующих двигательную активность и речь, обычно значительно более развиты в одном полушарии большого мозга, чем в другом. Это полушарие называют доминирующим полушарием. Примерно у 95% людей доминирующим является левое полушарие.
Уже при рождении более чем у половины новорожденных область коры, которая в итоге станет областью Вернике, в левом полушарии примерно на 50% больше, чем в правом. Следовательно, легко понять, почему левая сторона мозга может стать преобладающей над правой стороной. Однако если по какой-либо причине область слева поражается или удаляется в очень раннем детстве, противоположная сторона мозга обычно развивает характеристики доминирующего полушария.
Теория, объясняющая способность одного полушария доминировать над другим полушарием, заключается в следующем.
Локализация главных ассоциативных областей мозга, а также первичных и вторичных сенсорных областей
Внимание «разума», вероятно, в каждый момент времени направляется к одной главной мысли. Поскольку левая задняя височная доля при рождении обычно немного больше, чем правая, вероятно, левая сторона в норме начинает использоваться в большей степени, чем правая. Впоследствии из-за тенденции направлять внимание к лучше развитой области скорость обучения в полушарии мозга, которое выигрывает первый старт, быстро увеличивается, тогда как на противоположной, менее используемой, стороне доля обучения остается незначительной. Следовательно, левая сторона в норме становится доминирующей над правой.
Примерно у 95% людей доминантными становятся левая височная доля и угловая извилина, а у остальных 5% — либо обе стороны развиваются одновременно, обеспечивая парную функцию, либо правая сторона становится сильно развитой, с выраженным доминированием.
Премоторная речевая область (область Брока), локализованная латерально в промежуточной части лобной доли, также почти всегда доминирует с левой стороны мозга. Эта речевая зона ответственна за образование слов путем синхронного возбуждения гортанных, дыхательных и ротовых мышц.
Двигательные области, контролирующие мышцы кистей, также доминируют в левой стороне мозга у 9 из 10 людей, что способствует праворукости у большинства людей.
Хотя интерпретирующие области височной доли и угловой извилины, а также многие двигательные области обычно высокоразвиты только в одном полушарии, сенсорную информацию они получают от обоих полушарий и способны также контролировать двигательную активность обоих полушарий. Для этой цели они используют главным образом волоконные пути мозолистого тела, связывающие оба полушария. Эта единая, двусторонняя организация предупреждает интерференцию («конфликты») между двумя сторонами мозга; такая интерференция могла бы создать хаос и в психических процессах, и в моторных реакциях.
Роль языка в функции области Вернике и в интеллектуальных функциях
Основная часть наших сенсорных впечатлений преобразуется в их языковый эквивалент, прежде чем сохранится механизмами памяти или подвергнется обработке для других интеллектуальных целей. Например, читая книгу, мы не сохраняем зрительные образы слов, но вместо этого сохраняем сами слова или передаваемый ими смысл, часто в языковой форме.
Сенсорной областью доминирующего полушария для интерпретации языка является область Вернике, тесно связанная и с первичной, и с вторичной слуховыми областями височной доли. Это обусловлено тем, что первые встречи с языком осуществляются через слух. Позже, когда развивается зрительное восприятие языка посредством чтения, считываемая зрительная информация, по-видимому, передается через угловую извилину, зрительную ассоциативную область, в уже развитую зону интерпретации языка — область Вернике доминирующей височной доли.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Зачем бухгалтеру включать правое полушарие
Бухгалтеры — чаще всего люди рациональные: без логики в мире двойной записи не выжить. Но без эмоционального интеллекта, креативности и умения действовать в ситуации неопределённости тоже нелегко. Разберёмся, как это связано с возможностями левого и правого полушарий, какая нам польза от каждого из них и как быть, если сейчас вы задействуете их по-разному.
Лево- и правополушарное мышление
Что бы мы ни делали, мы задействуем оба полушария нашего мозга. Но при этом они имеют «специализацию» — каждое отвечает за свой способ обработки информации.
Левое полушарие обеспечивает последовательное восприятие информации: шаг за шагом, сначала одно, потом другое и только потом третье. Это про речь, логику и обобщение. Такой тип мышления может доминировать у правшей.
Правое полушарие помогает нам обрабатывать информацию одномоментно: благодаря ему мы «схватываем» образ целиком, видим картинку полностью. Это про конкретно-образное мышление и силу воображения. Так чаще мыслят левши.
Распределение психических функций между левым и правым полушариями мозга называется межполушарной асимметрией. Последние исследования не подтверждают, что между полушариями есть жёсткое разделение функций: и в логических процессах, и в творчестве задействованы оба полушария. Скорее, можно говорить, что левое и правое полушарие вносят разный вклад в разные психические функции.
Также нет однозначной зависимости между лево- и праворукостью и доминированием одного из полушарий. Указывая на эту связь, мы допускаем известное упрощение, чтобы изложить теорию доходчивее.
Это базовые принципы. Теперь соотнесём их с конкретными психическими процессами.
Левое полушарие (в большей степени у правшей) | Правое полушарие (в большей степени у левшей) |
---|---|
Речь, способность к языкам | Образное мышление |
Детали | Образ целиком |
Анализ | Синтез |
Числа, факты, даты, имена | Впечатления |
Склонность к порядку | Склонность к творческому поиску |
Разум | Эмоции |
Последовательность, причинно-следственные связи, перечни | Богатый контекст, целостное восприятие |
Сценарий | Эксперимент |
Линейные представления | Пространственная ориентация |
Расчёт | Озарение |
Стремление к стабильности | Стремление к новому |
Среди бухгалтеров чаще всего встречаются левополушарные люди. И это понятно: без стремления к порядку, умения работать с огромными объёмами информации и внимания к деталям в профессии не выжить. Неудивительно, что бухгалтерам удаётся с точностью запоминать даты, быстро считать в уме: кассир ещё пробивает чек, а бухгалтер уже знает, какая в нём будет сумма.
Казалось бы, идеальная картина. Но есть ситуации, когда бухгалтеру могут быть полезны навыки правополушарных людей.
Когда бухгалтеру «пригодится» правое полушарие
В ситуации аврала
Левополушарные люди углубляются в детали, скрупулезны в мелочах и любят решать проблемы последовательно. Но когда за день нужно успеть 10 своих дел да ещё закрыть задачи заболевшей коллеги, привычный план может не сработать.
Здесь важно оценить, что действительно срочно и чревато для компании серьёзными проблемами, а по каким делам отсрочка хоть и нежелательна, но не смертельна. Где-то попросить помощи коллег, где-то попросить программистов написать простейший скрипт, который избавит вас от механического Ctrl-C, Ctrl-V, где-то по-человечески поговорить с руководителем.
Вариантов масса, но чтобы их увидеть, нужно выйти из линейной последовательности задач и посмотреть на ситуацию с высоты птичьего полёта. Если вам это удаётся, ваше правое полушарие тоже не дремлет.
Когда вы общаетесь с людьми
Казалось бы, все взрослые люди, но из года в год сотрудники не отчитываются о командировках, а контрагенты не присылают подписанные документы. Так уж устроены люди: регламенты и правила мало кого мотивируют. Нужно включать переговорщика, слышать эмоции собеседника, говорить, зачем вам нужен тот или иной документ к определённому сроку (да, снова).
Правополушарным людям проще встать на позицию другого человека и выйти за рамки рациональной аргументации. Но научиться этому может каждый.
Читайте о том, как писать коллегам и партнёрам, чтобы вопросы решались и никто не ушёл обиженный, в нашей статье-инструкции от редактора Людмилы Сарычевой.
Если запускаете большой проект
Допустим, вы решили быть драйвером внедрения ЭДО в компании. Согласовали бюджет, предусмотрели все шаги, назначили ответственных, прикинули сроки окупаемости проекта. Но интеграция затянулась, коллеги стопорят процесс, а контрагенты не спешат отказываться от бумаги. Какую бы подробную дорожную карту вы ни разработали, всё равно что-то пойдёт не по плану.
Это нормально: жизнь богаче наших предположений. Но проще такие проекты даются людям, которые гибко реагируют на изменения, держат в голове сразу несколько сценариев развития событий и могут действовать в ситуации неопределённости. И такие навыки обеспечивает слаженная работа правого и левого полушарий.
Когда вы не на работе (ну вдруг)
Правое полушарие помогает нам человеку ориентироваться в пространстве — находить дорогу в лесу или в незнакомом городе.
Именно правое полушарие помогает нам легче решать творческие задачи. Придумать квест на день рождения 10-летнего сына и толпы его друзей? Снять ролик к юбилею мамы? Придумать необычный подарок мужу, у которого всё есть? Именно правое полушарие помогает нам «выходить за рамки», проявлять свое творческое начало.
Правое полушарие отвечает и за интуицию, учит нас «читать между строк». При слабо развитом правом полушарии человек может метафоры и шутки воспринимать буквально. Задействуя правое полушарие мозга, мы развиваем эмоциональный интеллект: без труда выражаем свои эмоции и понимаем эмоции окружающих, замечаем интонацию в голосе собеседника, распознаем жесты и мимику, учимся сочувствовать.
Гармония между полушариями нашего мозга делает нашу жизнь более наполненной, даёт волю и разуму, и чувствам. Задействуя оба полушария, мы лучше концентрируемся на задаче и можем выбрать самый оптимальный путь её решения — с учётом всех переменных. А действуя гибко, мы сохраняемся ясность ума на долгие годы.
Какое полушарие доминирует у вас: тест
Чтобы определить своё доминирующее полушарие, ответьте на 11 вопросов. Вы можете начертить табличку в две колонки и 12 строк на листочке или распечатать нашу заготовку.
Какое полушарие у вас ведущее
Скачать таблицу в формате docx или pdf.
Результат посчитаем по формуле (ЛП — ответы за левое полушарие, ПП — ответы за правое полушарие):
Как «разбудить» второе полушарие: упражнения
Полушарие, которое вы обычно не задействуете, можно «разбудить». Делать это можно с помощью простых упражнений.
Зеркальное и асимметричное рисование
Возьмите чистый лист бумаги и два карандаша — по одному в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда это будет даваться вам легко, можно усложнить задачу — рисовать асимметрично: одна рука, например, рисует квадрат, а другая в это время звезду.
«Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Далее хлопаем в ладоши, а после этого меняем положение рук. Со временем можно увеличивать темп.
«Капитан»
Это упражнение похоже на «ухо-нос», меняются только жесты. Вам нужно одну руку приставлять к «фуражке», а второй рукой показывать «класс».
Тест Струпа
Глядя на картинку, нужно как можно быстрее произносите вслух цвета, которыми написаны слова.
Перечисленные упражнения помогут активизировать оба полушария. Спустя несколько дней практики пройдите тест на ведущее полушарие снова — результаты вас удивят.
Если вам кажется, что вы не сможете найти время на эти тренировки, у нас для вас хорошая новость: «включать» оба полушария можно и во время повседневных занятий. Достаточно всего лишь начать чистить зубы по утрам другой рукой, сменить привычный маршрут по дороге на работу или читать вывески по пути задом наперёд.
Но если вы уже всерьёз задумались о состоянии своего мозга в будущем, спешите менять привычки: складывайте поздравления родным и друзьям в рифмованные строки, рисуйте во время телефонных разговоров, изучайте иностранные языки, решайте кроссворды и головоломки. Качайте свой мозг изо дня в день, как мышцу, и со временем вы заметите результат.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Доминирование правого полушария мозга характеристика
Деятельность по выпуску сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» прекращена с связи с перерегистрацией 18.05.2017. Сетевое издание преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174, свидетельство СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018).
Рецензируемое научное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» выпускается с периодичностью 4 раза в год и публикует научные статьи и обзоры, отражающие достижения в области медицинских наук (14.01.00 Клиническая медицина, 14.03.00 Медико-биологические науки, 14.04.00 Фармацевтические науки).
Рецензируемое научное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» включено в базу данных Российского индекса научного цитирования. При расчете показателей публикационной активности и в статистических отчетах используются сводные данные для журнала и его предыдущей версии.
Статьи, предоставленные на опубликование аспирантами, публикуются бесплатно.
Приглашаем к сотрудничеству!
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0003592 (регистрационный № 3376) от 31 марта 2020 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2026 года
Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru
Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.
Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.
© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021
22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>
03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>
08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>
11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>
28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>
- доминирование мужчины над женщиной формы
- доминировать в отношениях и постели это