дополнения к апелляционной жалобе в арбитражный суд образец
Три правила, чтобы суд принял дополнения к жалобе
Андрей Ларин рекомендует:
Как уточнить позицию в ходе рассмотрения дела в суде
Компания хочет подать в апелляцию или кассацию дополнительное обоснование позиции, которое поможет отменить решение суда. Как приобщать дополнения, непонятно, ведь АПК не устанавливает специальных правил для этого. В такой ситуации необходимо ориентироваться на мнение судов. В статье — три правила из практики, придерживайтесь их, чтобы суд принял дополнительные доводы.
Подавайте дополнения вовремя
Иногда после подачи жалобы в суд апелляционной или кассационной инстанции возникает необходимость представить дополнительные доводы в пользу отмены или изменения обжалуемого решения. Это актуально в ситуациях подачи коротких жалоб без обоснования, например, когда еще отсутствует мотивировочная часть либо когда заявитель не получал судебных извещений и не знаком с материалами дела.
Чтобы принять дополнения к жалобе, суд выяснит срок, когда компания их представила. АПК не устанавливает конкретный промежуток времени, в который нужно подать дополнения. Суды придерживаются правил, которые установлены для подачи апелляционных и кассационных жалоб.
Апелляционную жалобу подают в течение месяца после того, как арбитражный суд первой инстанции принял обжалуемое решение. Время, чтобы подать кассационную жалобу, — два месяца. Этот срок начинает течь со дня, когда обжалуемый судебный акт вступил в силу.
Компания могла пропустить сроки на подачу дополнений. В таком случае следует подготовиться к тому, чтобы обосновать причины, по которым представление дополнительных доводов в срок оказалось невозможным.
Заявителю, который пропустил срок без уважительной причины, суд может отказать в том, чтобы принять дополнения к жалобе. Пример: таможня подала ходатайство в суд кассационной инстанции о приобщении дополнений. Суд отказал, ведь заявитель пропустил срок: нижестоящая инстанция вынесла решение 17 января, а ходатайство таможня заявила лишь в апреле.
Суд также отметил, что госорган фактически заявил дополнительную жалобу с новыми доводами, пропустил момент ее подачи, но не обосновал уважительными причинами пропуск данного срока.
Дополнительным основанием для отказа будет тот факт, что заявитель представил дополнения непосредственно перед заседанием. Например, в одном деле общество хотело оспорить решение суда и подало дополнительные материалы к жалобе. Суд все равно отказал компании.
Во-первых, общество подало новые доказательства и привело аргументы, которых раньше не было, а так делать нельзя. Во-вторых, компания подала ходатайство приобщить к делу дополнения за 15 минут до заседания, поэтому суд не принял новые доводы.
Суды не всегда отказываются принимать дополнения, которые заявители подают за пределами периодов на обжалование. Например, суды склонны принимать дополнения, если у них возникают сомнения в позиции, в таком случае заседание откладывается или объявляется перерыв. Время между заседаниями судьям необходимо для того, что отдельно изучить новые представленные аргументы.
Апелляционные и кассационные суды редко разъясняют причины, по которым удовлетворяют ходатайства о приобщении дополнений. Из-за этого в судебной практике все же преобладают выводы о том, что недопустимо приобщать дополнения, которые заявитель представил позже установленных промежутков времени.
Встречаются и противоположные позиции, когда судьи принимали дополнительные доводы за пределами сроков, но при этом не мотивировали свои решения. Например, ВАС принял дополнительные доводы стороны, но даже не высказался по поводу того, что заявитель подал их с опозданием. Это говорит о том, что законно подавать дополнения, даже если заявитель упустил сроки.
Направляйте дополнения другой стороне спора
Компании, которые представляют в суд дополнительные доводы к жалобам, обязаны показать их всем участникам дела. То есть необходимо направить дополнения другим участникам, в том числе второй стороне спора, чтобы она успела подготовить аргументы в защиту.
Рискованно не направлять дополнительные доводы оппонентам в споре, поскольку суды считают, что в таком случае компания нарушает процессуальный порядок, и отказываются принимать дополнения. Пример: компания обратилась в суд, чтобы взыскать с ответчика упущенную выгоду, и проиграла. При повторном рассмотрении дела она подала в суд дополнения к жалобе, но он их не принял. Причина отказа — компания не направила их ответчику, тем самым нарушила принципы состязательности арбитражного процесса.
Когда станете направлять дополнительные доводы второй стороне, сохраните доказательства, что вы это сделали. Например, если отправляете материалы в бумажном виде по почте, то не выбрасывайте квитанции об отправке. У второй стороны попросите, чтобы она отправила подтверждение о получении письма. Суд может не принять дополнения к жалобе, если компания не докажет, что направляла их другим участникам спора.
Иногда суд может принять дополнительные доводы к жалобе, даже если заявитель не направлял их второй стороне. Тогда судьи предоставят всем участникам дела время, чтобы ознакомиться с дополнениями и подготовить возражения на новые аргументы. Для этого суд по ходатайству стороны объявит перерыв или отложит рассмотрение жалобы на время.
Учитывайте характер доводов в дополнениях
Суды смотрят на характер новых доводов в жалобах, когда рассматривают заявленные дополнения к ним. Чтобы суд принял дополнения, аргументы в жалобах должны быть основаны на тех доказательствах, которые уже есть в материалах дела. Это связано с тем, что другая сторона ограничена в представлении новых доказательств на стадии апелляционного обжалования, а на стадии кассационного рассмотрения это вовсе недопустимо.
Дополнительные доводы компании, которые не основываются на материалах дела, суды не рассмотрят. В дополнениях к жалобе не предъявляйте новые требования, ведь апелляция или кассация их не оценивает.
Суд поддержит компанию, даже если она подаст позже срока правильные дополнения, которые основаны на имеющихся доказательствах. Пример: в одном деле общество представило дополнительные доводы к жалобе. Другая сторона просила не принимать во внимание дополнения, поскольку их представили с опозданием.
Судьи отклонили ходатайство и отметили: на стадии кассационного обжалования стороны вправе привести правовые обоснования доводов, которые основываются на материалах дела, не содержат новых требований и доказательств.
По любым спорным вопросам и за консультацией вы можете обращаться к юристам Юридического бюро «АргументЪ».
Архив лучших апелляционных жалоб. Как писать апелляционную жалобу: оформляем правильно
Прежде чем написать апелляционную жалобу, следует определиться, куда она будет направлена.
К примеру, если решение было вынесено судом, расположенным в области, тогда апелляционная жалоба направляется в Судебную коллегию областного суда. А если это был городской суд, то писать апелляционную жалобу следует в Судебную коллегию городского суда.
Несмотря на то, что в качестве адресата указывается Судебная коллегия Москвы или области, направлять жалобу следует в суд, который выносил решение. Суд первой инстанции перенаправит вашу жалобу, приложив к ней гражданское делом.
Как написать апелляционную жалобу?
В верхнем правом углу размещается наименование суда и инстанции, указывается, от кого жалоба (ФИО, адрес и телефон), процессуальный статус (истец, ответчик, третье лицо). Затем следует перечислить фамилии, имена, отчества и адреса всех лиц, которые участвуют в деле.
Ниже шапки по центру листа размещается наименование документа «Апелляционная жалоба» и указывается решение суда, на которое она подается.
Если вы решили написать апелляционную жалобу, будьте готовы подробно проанализировать решение суда и указать, где были нарушены нормы права. Также в жалобе следует отметить, оценил ли суд в полной мере ваши доказательства.
Составить апелляционную жалобу и рассчитывать на отмену либо изменение решения суда обязательно следует, если:
Неправильно определены обстоятельства дела;
установленные судом обстоятельства не имеют доказательств;
выводы суда первой инстанции, изложенные в судебном решении, не соответствуют обстоятельствам дела;
неправильное применение или нарушение судом норм права (материального или процессуального).
Существуют неоспоримые основания для отмены решения суда первой инстанции:
Дело рассматривалось незаконным составом суда;
при рассмотрении дела отсутствовало лицо (или несколько лиц), принимающее участие в деле, по причине его неоповещения;
нарушены правила о языке, на котором проводится судебное заседание;
принятие судом решения, касающегося лиц, непричастных к делу;
на решении суда отсутствует подпись судьи;
отсутствие протокола заседания суда в деле;
нарушение тайны совещания судей в процессе принятии решения.
Составить апелляционную жалобу в таких случаях будет правильным решением. Но прежде чем написать апелляционную жалобу убедитесь, что вы готовы предоставить в ней ссылки на нарушения со стороны суда.
Апелляционная жалоба должна завершаться просьбой. До того как написать апелляционную жалобу правильно сформулируйте просьбу в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции. К примеру, «отменить решение. и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. ».
Копии жалобы по количеству лиц, участвующих в деле, и квитанция об оплате госпошлины размещаются в приложении. Здесь же могут быть приложены документы, которые необходимо приобщить к материалам дела.
Апелляционная жалоба (образец):
Бесплатные образцы исков, жалоб, договоров и др. сайт
По статистике число судебных решений, которые отменены апелляционными инстанциями, довольно невелико. Поэтому, если районный суд вынес постановление, с которым вы не согласны, прежде всего, необходимо детально изучить, как правильно пишется апелляционная жалоба в суд. Безусловно, для ее подачи должны быть серьезные основания — указание причин, которые нарушают положения процессуального права. Давайте рассмотрим, как грамотно писать апелляцию в суд.
Что такое апелляционная жалоба?
Апелляционная жалоба — это процессуальная форма документации, которая позволяет оспорить неправомерное судебное решение, не вступившее в законную силу. Составить такую жалобу имеет право любой участник процесса — обвиняемый, потерпевший, прокурор и иные лица, участвовавшие в деле. При этом выступать апеллянтами могут и другие граждане, которые не имеют отношения к делу, если о подобном полномочии был принят судебный акт ранее.
В процессуальном праве имеется 2 вида апелляции:
Сроки апелляционного обжалования
Судебные постановления не вступают в силу сразу же после их вынесения. Законодательство дает время на их обжалование — месяц со дня принятия судебного решения (ст. 321 ГПК РФ). Есть исключение: постановление по делам административных нарушений оспаривают в сжатые сроки — 10 суток. В случае если сроки апелляционного обжалования пропущены, их можно восстановить за счет подачи заинтересованным лицом обращения с указанием уважительной причины этого пропуска (112 ст. ГПК РФ). Для того чтобы подать данное ходатайство, необходимо уложиться в 6 месяцев после момента вынесения приговора.
Важно! Составленные апелляции представляются в тот судебный орган, который вынес постановление в первой инстанции окончательно. Затем в течение 3-х суток апелляцию вместе с делом направляют в вышестоящий судебный орган, который будет ее разбирать.
Как правильно составить апелляционную жалобу в суд?
Законодателем РФ не установлены конкретные требования касательно составления апелляционной жалобы, помимо упоминания того, что ее нужно оформлять в письменном виде. Поэтому её содержание должно основываться на общих пунктах делопроизводства и требованиях ст. 322 ГПК РФ. Итак, как правильно написать апелляцию или заявление в суд?
Для этого необходимо:
Важно! Подобная жалоба не должна содержать синтаксических, орфографических и иных ошибок. Помните, что иные стороны могут подать апелляционное возражение, поэтому четко подтверждайте свои доводы.
Апелляционное представление подписывается прокурором.
Когда можно подавать апелляционную жалобу?
Апелляционная жалоба должна быть написана грамотно
Подать апелляционную жалобу можно только через суд, который принимал решение по делу. Апелляционная жалоба и представление могут подаваться на протяжении 1 месяца после вынесенного вердикта судом. Именно в этот срок вы имеете право просить обжаловать судебный приговор.
Чего ожидать от результата апелляционной жалобы?
Рассмотрев апелляционную жалобу/представление, суд имеет полное право на такие действия:
Что послужит весомым аргументом для отмены вердикта?
Как писать апелляционную жалобу, подскажет любой юрист или нотариус
Для отмены решения по делу основательной причиной послужит следующее:
Однозначно, для успеха в апелляционном слушании лучше всего найти высококвалифицированного юриста, который знает свою работу на зубок. Знайте свои права, это поможет вам добиться справедливости, а ознакомиться с бланком апелляционной жалобы можно в интернете. На сегодняшний день бланков и образцов заполнения в сети Интернет предостаточно.
Решение апелляционного суда набирает законность и начинает действовать со дня вынесения вердикта.
Может быть успешной для вас, если к этому вопросу подойти ответственно и суметь выразить весомые аргументы. Не падайте духом и не теряйтесь, ведь таким образом вы даете возможность суду усомниться в вашей правоте.
Конечно, самому очень сложно доказать, да и не на всякого адвоката можно рассчитывать. Поэтому на поиски высококвалифицированного адвоката можно потратить не мало времени. Но доверить защиту своих интересов однозначно можно только надежному специалисту.
Описание процедуры составления апелляционной жалобы на решение налогового органа по проведенной выездной или камеральной проверке:
Апелляционная жалоба является специальной формой обращения к апелляционному суду, который является вышестоящей инстанцией, пересматривающей судов первой инстанции.
Подача апелляции как правило сложное, мероприятие. Важно учесть все ошибки, которые допустил суд при вынесении решения. Важно грамотно изложить. Пользуйтесь внимательно образцами
Апелляция на решение в гражданском процессе
Главная » Апелляция на решение в гражданском процессе. Образец, как подать апелляцию. Подача апелляционной жалобы в суд. Апелляционная жалоба — ОБРАЗЕЦ
Субсидия матерям-одиночкамЯ являюсь матерью-одиночкой, один ребенок, мне 27 лет, специалист хозяйства, не имею своего жилья, имеется ли субсидия для. Вся новость
Апелляционная жалоба — это специальная форма обращения к апелляционному суду, который является вышестоящей инстанцией, пересматривающей решения судов первой инстанции.
Если Вас по какой-либо причине не устраивает решение суда, придется писать апелляцию.
Как написать апелляционную жалобу на решение районного (городского) суда
Чтобы отстоять свою точку зрения в рамках судебного заседания стороны гражданского процесса представляют доказательства, ходатайствуют о допросе свидетелей, о назначении судебной экспертизы.
Однако зачастую граждане не согласны с вынесенным судебным решением по гражданскому делу, считают, что их доказательства не были учтены при вынесении решения либо считают, что суд неправильно применил процессуальные или материальные нормы закона.
В этом случае сторона, чьи интересы ущемлены вынесенным судебным решением, обжалуют вынесенное решение, доказывая свою правоту в суде второй инстанции.
До внесения изменений в ГПК РФ до 2012 года судебные первой инстанции обжаловались в кассационном порядке, исключение составляли лишь решения мировых судей — они обжаловались в апелляционном порядке.
Правом на апелляционное обжалование обладают стороны и другие лица, участвующие в деле.
Как написать апелляционную жалобу
Давайте рассмотрим в этой статье, как написать апелляционную жалобу. Это непросто, и лучше прибегнуть к помощи адвоката. Но если такой возможности нет, можно написать апелляционную жалобу самостоятельно. Но сначала следует внимательно изучить правила составления апелляционной жалобы.
К примеру, если решение было вынесено судом, расположенным в области, тогда апелляционная жалоба направляется в Судебную коллегию областного суда.
Как Написать Апелляцию
Сразу отметим, что написать апелляционную жалобу самостоятельно очень сложно, − поэтому лучше обратиться сразу к адвокату, который обладает для этого специальными знаниями. Но, если вы все же решили сделать это самостоятельно, то давайте рассмотрим основные требования к тому, − как написать апелляционную жалобу и что необходимо при этом учесть.
Для начала определитесь с тем, в какой суд вы подаете жалобу.
Как написать обжалование в суд?
С каждым днем все больше и больше суд решает вопросов. Не важно, каких именно. Это могут быть любые вопросы, но очень важные и трудные. И, конечно же, почти каждое дело подвергается обжалованию, если кому-то что-то не понравилось и есть доказательства, по которым суда можно будет немного поменять.
Конечно же, все знают, что обжалование пишут тогда, когда суд уже выдвинул свое.
Как обжаловать решение суда
Бывает, что судья вынес решение, которым не достаточно удовлетворил наши исковые требования, либо это решение состоялось вовсе не в нашу пользу. Так или иначе, мы с вынесенным решением не согласны и хотим, чтобы оно было изменено или отменено и принято другое решение по делу. Для этого нам нужно до вступления решения суда в законную силу обжаловать это судебное решение в вышестоящий суд. Если вы не знаете, когда решение суда вступает в законную силу, узнайте об этом в этой статье.
Что значит обжаловать судебное решение? Это значит подать в вышестоящий (апелляционный) суд апелляционную жалобу на решение суда, с которым вы не согласны.
Как правильно написать и подать апелляционную жалобу по гражданскому делу в суд второй инстанции
Данная статья посвящена вопросам правильного написания и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу в суд второй инстанции. Эта статья является продолжением другой ранее опубликованной на моём сайте статьи, которая называлась: В каких случаях подается апелляционная жалоба по гражданскому делу в суд второй инстанции. В отличие от предыдущей статьи сейчас мы рассмотрим практические вопросы отмены или изменения решения суда по «проигранному» гражданскому делу в апелляционном порядке.
Образец дополнений к жалобе на определение суда по гражданскому делу
В Самарский областной суд
Дополнение к жалобе на определение суда по гражданскому делу
В силу пунктов 2 и 3 части 3 статьи 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков); кредитный потребительский кооператив граждан — кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 указанного закона кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).
Порядок приема в члены кредитного кооператива регламентирован статьей 11 Федерального закона «О кредитной кооперации». Согласно частям 2 и 3 указанной статьи заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.
Члену кредитного кооператива (пайщику) выдается документ, подтверждающий его членство в кредитном кооперативе (часть 4 статьи 11 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
Договора займа, заключенный между НАЗВАНИЕ2 и ФИО1 является недействительным, так как нарушен при заключении данного договора пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О кредитной кооперации», поскольку указанный договор займа был заключен кооперативом с лицом, не являющимся членом кредитного кооператива.
ФИО1 фактическим членом кредитного потребительского кооператива не являлась, следовательно, кооператив не вправе был передавать ей деньги пайщиков в качестве заемных средств.
Кредитные потребительские кооперативы вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», в частности, только членам кооператива.
Заем, оформленный между НАЗВАНИЕ2 и ФИО1, является целевым, связанным с ведением предпринимательской деятельности и не используется на потребительские цели.
Соответственно, договор займа между НАЗВАНИЕ2 и ФИО1 является недействительным.
Уступка прав НАЗВАНИЕ1 не соответствует требованиям законодательства, процессуальное правопреемство не может быть установлено.
Кроме того, закладная является именной ценной бумагой (п. 2 ст. 142 ГК РФ), которая удостоверяет права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. Закладная удостоверяет права ее законного владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.
Возможность уступки права требования по кредитному договору лицам, не являющейся кредитной организацией и не имеющей лицензии на осуществление банковской деятельности, не согласовано сторонами при заключении кредитного договора, что следует из его содержания. При таких обстоятельствах сделка, по которой НАЗВАНИЕ2 передал права на закладную противоречит закону.
Сторонами не предусмотрена передача прав по закладной третьему лицу, не имеющему права осуществления банковской деятельности.
2.НАЗВАНИЕ2 и НАЗВАНИЕ1 не уведомили ФИО1, ФИО3, ФИО2 о передаче прав по закладной. Данное обстоятельство является нарушением требований закона. ФИО1, ФИО3, ФИО2 не сообщены реквизиты нового владельца закладной, необходимые для исполнения обязательств по ипотечному займу.
Определение Промышленного районного суда от 12 марта 2020 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель ФИО1 по доверенности _____________________
Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены
Дополнение к апелляционной жалобе в арбитражном процессе: образец 2021 года
Дополнительная или уточненная апелляционная жалоба – это процессуальный документ, который составляется и подается в таком же порядке, как и основная жалоба. Поскольку процессуальное законодательство не регулирует отдельно этот вопрос, нужно опираться на сложившуюся судебную практику.
Необходимость дополнить апелляционную жалобу может быть объективной. Например, появились новые обстоятельства, которые не нашли отражение в жалобе. Или нужно уточнить требования и (или) обоснование. На решение о подаче дополнительной жалобы может повлиять представленный другой стороной отзыв, на который нужно дать свои оценки и встречные доводы.
Однако нередко разделение апелляционной жалобы на основную и дополнительную – заранее предусмотренный план действий. Первично соблюдаются только формальные требования к жалобе, где главная задача – уложиться в срок и добиться принятия жалобы к производству.
На втором этапе тщательно готовится дополнительная жалоба, в которой подробно излагается позиция, а главное – подробно приводятся все аргументы и доказательства. По сути, такой подход позволяет хорошо проработать жалобу в условиях ограниченного срока апелляционного обжалования.
Он также позволяет «прощупать» позицию второй стороны дела – посмотреть, как она отреагирует на сам факт апелляции и что укажет в отзыве на жалобу. Нередко оппонент просто ставиться в неудобное положение – ему не дают возможности тщательно подготовиться к процессу.
Сроки подачи дополнения к жалобе
Поскольку процессуальное законодательство не разделяет апелляционную жалобу на основную и дополнительную, руководствоваться нужно сроками, установленными для апелляционного обжалования в целом.
В арбитражном процессе, по административному делу и гражданским делам срок апелляционного обжалования – 30 дней (месяц). Он считается с момента принятия обжалуемого решения в окончательной форме, если для определенных решений не установлены иные сроки и порядок их исчисления. По уголовному делу сроки намного короче – всего 10 дней.
Если сроки подачи нарушены, их можно восстановить. Для этого необходимо включить в текст жалобы просьбу о восстановлении срока и привести уважительные причины просрочки.
Это правило касается только основной (первой) жалобы. Если просьбу не включить, в жалобе откажут (не примут к рассмотрению), а значит, запланированное дополнение утратит всякий смысл.
Установленные сроки применяются к подаче основной жалобы. Ее необходимо направить в суд, который принял обжалуемое решение для последующего направления в суд апелляционной инстанции.
Пока не истекли сроки для апелляционного обжалования, суд не направит жалобу в апелляционную инстанцию. Именно в этот период, как правило, и подается дополнительная жалоба. Можно ли направить дополнение позже, когда дело уже поступило в апелляцию – вопрос спорный.
Поскольку процессуальное законодательство об этом ничего не говорит, остается надеяться на суд апелляционной инстанции и его позицию. Некоторые судьи считают, что дополнение может быть принято, пока не назначена конкретная дата заседания по рассмотрению апелляционной жалобы или за 5 дней до этой даты.
Но некоторые руководствуются сроками апелляционного обжалования и полагают, что дополнение может быть подано только до того, как они истекут. Именно поэтому желательно руководствоваться сроками обжалования, а не рассчитывать на снисходительность апелляционного суда или наличие у него своего мнения по этому вопросу.
Составление дополнительной жалобы
Дополнение к апелляционной жалобе составляется идентично основной жалобе. На практике первая жалоба берется за основу: что-то полностью копируется, что-то дополняется и уточняется.
Обязательно соблюдаются все требования закона к форме и содержанию апелляционной жалобы. То есть, нельзя просто подготовить некое письмо, ходатайство и заявление – все должно быть сделано так, как и в случае с первой жалобой.
Важно:
Как написать дополнение к апелляционной жалобе:
Дополнение должно касаться только содержательной части – позиции, аргументов, доказательств, ссылок на законы. Все процессуальные формальности остаются неизменными.
Как направить дополнение к жалобе
В этом плане есть некоторая специфика:
В суд дополнение представляется лично, направляется почтой, курьером или в электронном виде – все как обычно.
Некоторые юридические хитрости применения дополнения к жалобе
Юристы зачастую используют дополнительную жалобу как инструмент для решения своих задач. В этом случае основная жалоба – это просто способ обозначить намерения и выполнить формальности. Она составляется кратко, поверхностно, и главная задача – чтобы жалобу просто приняли. Основной акцент – на дополнительной жалобе:
Если нет задачи осложнить жизнь оппонентам, то лучше не рисковать со сроками и соблюдением формальностей – готовьте дополнение в сроки для обжалования и направляете в обычном порядке. Чтобы правильно и расчётливо использовать инструмент дополнения к жалобе, нужен опыт в этом вопросе.
Три правила, чтобы суд принял дополнения к жалобе
Андрей Ларин рекомендует:
Как уточнить позицию в ходе рассмотрения дела в суде
Компания хочет подать в апелляцию или кассацию дополнительное обоснование позиции, которое поможет отменить решение суда. Как приобщать дополнения, непонятно, ведь АПК не устанавливает специальных правил для этого.
В такой ситуации необходимо ориентироваться на мнение судов. В статье — три правила из практики, придерживайтесь их, чтобы суд принял дополнительные доводы.
Подавайте дополнения вовремя
Иногда после подачи жалобы в суд апелляционной или кассационной инстанции возникает необходимость представить дополнительные доводы в пользу отмены или изменения обжалуемого решения. Это актуально в ситуациях подачи коротких жалоб без обоснования, например, когда еще отсутствует мотивировочная часть либо когда заявитель не получал судебных извещений и не знаком с материалами дела.
Чтобы принять дополнения к жалобе, суд выяснит срок, когда компания их представила. АПК не устанавливает конкретный промежуток времени, в который нужно подать дополнения. Суды придерживаются правил, которые установлены для подачи апелляционных и кассационных жалоб.
Апелляционную жалобу подают в течение месяца после того, как арбитражный суд первой инстанции принял обжалуемое решение. Время, чтобы подать кассационную жалобу, — два месяца. Этот срок начинает течь со дня, когда обжалуемый судебный акт вступил в силу.
Компания могла пропустить сроки на подачу дополнений. В таком случае следует подготовиться к тому, чтобы обосновать причины, по которым представление дополнительных доводов в срок оказалось невозможным.
Заявителю, который пропустил срок без уважительной причины, суд может отказать в том, чтобы принять дополнения к жалобе. Пример: таможня подала ходатайство в суд кассационной инстанции о приобщении дополнений. Суд отказал, ведь заявитель пропустил срок: нижестоящая инстанция вынесла решение 17 января, а ходатайство таможня заявила лишь в апреле.
Суд также отметил, что госорган фактически заявил дополнительную жалобу с новыми доводами, пропустил момент ее подачи, но не обосновал уважительными причинами пропуск данного срока.
Дополнительным основанием для отказа будет тот факт, что заявитель представил дополнения непосредственно перед заседанием. Например, в одном деле общество хотело оспорить решение суда и подало дополнительные материалы к жалобе. Суд все равно отказал компании.
Во-первых, общество подало новые доказательства и привело аргументы, которых раньше не было, а так делать нельзя. Во-вторых, компания подала ходатайство приобщить к делу дополнения за 15 минут до заседания, поэтому суд не принял новые доводы.
Суды не всегда отказываются принимать дополнения, которые заявители подают за пределами периодов на обжалование. Например, суды склонны принимать дополнения, если у них возникают сомнения в позиции, в таком случае заседание откладывается или объявляется перерыв.
Время между заседаниями судьям необходимо для того, что отдельно изучить новые представленные аргументы.
Апелляционные и кассационные суды редко разъясняют причины, по которым удовлетворяют ходатайства о приобщении дополнений. Из-за этого в судебной практике все же преобладают выводы о том, что недопустимо приобщать дополнения, которые заявитель представил позже установленных промежутков времени.
Встречаются и противоположные позиции, когда судьи принимали дополнительные доводы за пределами сроков, но при этом не мотивировали свои решения. Например, ВАС принял дополнительные доводы стороны, но даже не высказался по поводу того, что заявитель подал их с опозданием.
Это говорит о том, что законно подавать дополнения, даже если заявитель упустил сроки.
Направляйте дополнения другой стороне спора
Компании, которые представляют в суд дополнительные доводы к жалобам, обязаны показать их всем участникам дела. То есть необходимо направить дополнения другим участникам, в том числе второй стороне спора, чтобы она успела подготовить аргументы в защиту.
Рискованно не направлять дополнительные доводы оппонентам в споре, поскольку суды считают, что в таком случае компания нарушает процессуальный порядок, и отказываются принимать дополнения. Пример: компания обратилась в суд, чтобы взыскать с ответчика упущенную выгоду, и проиграла.
При повторном рассмотрении дела она подала в суд дополнения к жалобе, но он их не принял. Причина отказа — компания не направила их ответчику, тем самым нарушила принципы состязательности арбитражного процесса.
Когда станете направлять дополнительные доводы второй стороне, сохраните доказательства, что вы это сделали. Например, если отправляете материалы в бумажном виде по почте, то не выбрасывайте квитанции об отправке.
У второй стороны попросите, чтобы она отправила подтверждение о получении письма. Суд может не принять дополнения к жалобе, если компания не докажет, что направляла их другим участникам спора.
Иногда суд может принять дополнительные доводы к жалобе, даже если заявитель не направлял их второй стороне. Тогда судьи предоставят всем участникам дела время, чтобы ознакомиться с дополнениями и подготовить возражения на новые аргументы. Для этого суд по ходатайству стороны объявит перерыв или отложит рассмотрение жалобы на время.
Учитывайте характер доводов в дополнениях
Суды смотрят на характер новых доводов в жалобах, когда рассматривают заявленные дополнения к ним. Чтобы суд принял дополнения, аргументы в жалобах должны быть основаны на тех доказательствах, которые уже есть в материалах дела.
Это связано с тем, что другая сторона ограничена в представлении новых доказательств на стадии апелляционного обжалования, а на стадии кассационного рассмотрения это вовсе недопустимо.
Дополнительные доводы компании, которые не основываются на материалах дела, суды не рассмотрят. В дополнениях к жалобе не предъявляйте новые требования, ведь апелляция или кассация их не оценивает.
Суд поддержит компанию, даже если она подаст позже срока правильные дополнения, которые основаны на имеющихся доказательствах. Пример: в одном деле общество представило дополнительные доводы к жалобе. Другая сторона просила не принимать во внимание дополнения, поскольку их представили с опозданием.
Судьи отклонили ходатайство и отметили: на стадии кассационного обжалования стороны вправе привести правовые обоснования доводов, которые основываются на материалах дела, не содержат новых требований и доказательств.
По любым спорным вопросам и за консультацией вы можете обращаться к юристам Юридического бюро «АргументЪ».
Как правильно составить и подать дополнение к апелляции?
При помощи апелляционной жалобы можно оспорить вынесенное судом решение. Но можно ли дополнить текст жалобы, если появилась или была упущена крайне важная информация? Судебная система в России предусмотрела подобные моменты, в связи с чем появилась возможность составить дополнение к апелляционной жалобе.
Особенности
Статьей 321 ГПК РФ предусмотрена возможность обжалования решения, которое принял судья, путем подачи апелляции. Благодаря данному документу у любой из сторон появляется возможность обжаловать судебное решение, но при условии, если оно не вступило в законную силу.
Документ, с помощью которого это делается, называется апелляционной жалобой и направляется она исключительно в судебный орган, которым было принято это конкретное решение.
Однако довольно часто появляются уточнения и новая информация, которые необходимо занести в уже поданную апелляцию. Законодательство РФ позволяет это сделать. Более того, суд не имеет права отказать в принятии данных документов. С этих пор апелляция будет называться уточнённой или дополненной.
Главными требованиями к данному документу являются следующие:
Следует помнить, что не существует закона, который точно определяет сроки подачи дополнения к апелляции. В виду того, что судебная практика довольно противоречива в данном вопросе, сроки могут серьёзно различаться.
В большинстве своем суды склонны приравнивать дополнения к самим апелляционным жалобам, в связи с чем сроки их подачи становятся идентичными. Беря в пример апелляционную жалобу, сроки для подачи дополнения равняются 30 суткам после вынесения результатов судебного заседания (а не с момента, когда гражданин подал саму апелляцию).
На законодательном уровне не существует конкретного срока для подачи дополнения, значит, подавать данный документ возможно в любое время. Но лишь до того, как жалоба будет передана на рассмотрение в апелляционную инстанцию. То есть, до начала судебного заседания (не позже 5 суток) по данному вопросу.
Как правильно составить дополнение к апелляционной жалобе?
Судебная практика показывает, что апелляция на решение суда довольно часто может изменить результаты судебного дела в пользу участника процесса, который подал жалобу. Если подойти к оформлению дополнения с максимальной ответственностью, то апелляцию могут не только удовлетворить, но и всецело отказаться от рассмотрения дела.
Самое главное при составлении дополнения к апелляционной жалобе – это правильное оформление документа:
1. Сперва заполняется правая верхняя часть бумаги:
2. В основной части документа указывается его название: «Дополнение к апелляционной жалобе по уголовному/гражданскому делу». Затем сообщается о том, что данный документ является дополнением к поданной ранее апелляционной жалобе.
После этого полностью копируется текст апелляционной жалобы. Однако отныне в данном документе будут указаны новые доказательства, которые не были представлены в суде первой инстанции.
Важно подчеркнуть, что причины, по которым доказательства не были предоставлены вовремя, являются уважительными. А сами причины должны быть указаны в виде обоснования в конце документа.
Нельзя заявлять новые требования касательно судебного дела, которые не были озвучены ранее. Основная информация в тексте документа должна быть полностью идентична апелляционной жалобе в виду того, что данный документ является лишь способом дополнить доказательства по делу.
3. В конце документа ставится подпись заявителя и дата составления дополнения к апелляции.
Уточнение к апелляционной жалобе
Следует учитывать, что судебное заседание в апелляционной инстанции отличается от того же заседания в суде первой инстанции и момент окончания рассмотрения апелляционной жалобы не совпадает с моментом удаления судей в совещательную комнату. О процедуре рассмотрения дела в апелляционном суде и о процедуре внесения уточнений мы поговорим ниже.
Подача уточнений к апелляции
Как известно, апелляционная жалоба первоначально подается в суд, вынесший решение или приговор по первой инстанции. Именно этот суд направляет дело на дальнейшее рассмотрение во вторую инстанцию – апелляционную.Как правило, вторая инстанция назначает дело к слушанию в течение одной-двух недель с даты поступления этого дела.
Соответственно, право на внесение уточнений к жалобе возникает у апеллянта с момента подачи жалобы в суд первой инстанции и сохраняется за ним до момента ее рассмотрения.
Следует отдельно поговорить об этом «моменте рассмотрения». Выше мы уточнили, что процедура рассмотрения в судах первой и второй инстанций имеет существенные различия. Так:
То есть, апеллянту следует быть готовым к тому, что его жалоба будет рассматриваться одновременно с несколькими другими. Это означает, что в зале судебных заседаний будут находиться множество людей, чьи дела и жалобы находятся у разных докладчиков.
Упрощенно говоря, каждый член коллегии судей является докладчиком по нескольким делам, рассматриваемым в рамках одного судебного заседания. Выступления апеллянтов происходят в порядке очередности, то есть каждая из участвующих сторон просто ждет, пока докладчик не назовет ее имя и не предложит высказаться по существу жалобы.
После того, как заинтересованные лица по одному делу выскажут свое мнение, рассмотрение жалобы будет считаться оконченным. При этом сами судьи могут еще долго опрашивать истцов и ответчиков по другим делам. После того, как будут заслушаны все, суд удалится в совещательную комнату, из которой выйдет не с одним, а с несколькими решениями.
Исходя из вышеизложенного, можно определить временные рамки на подачу уточнений к апелляционной жалобе с момента подачи жалобы в суд первой инстанции до момента окончания разбирательства жалобы.
Отказать в приеме уточнений ни суд первой инстанции, ни суд второй инстанции не могут, поскольку, в соответствии с Постановлением №13 Пленума ВС РФ от 19 июня 2012 года, отказ в принятии уточнений и дополнений недопустим.
Пределы уточнений
Апеллянты в своих уточнениях к апелляционной жалобе не могут ссылаться на новые доказательства, которые не были исследованы первой инстанцией. Исключение составляют случаи, когда некие новые обстоятельства и доказательства не могли быть представлены суду первой инстанции по объективным причинам.
Разумеется, ссылаясь на новые доказательства, апеллянту потребуется доказать объективность причин, по которым они не были заявлены первой инстанции.
В известной степени уточнения к апелляционной жалобе и дополнения к ней же – это однородные явления. Исключением будут дополнения к так называемым кратким (предварительным) жалобам. В этих случаях дополнительная апелляционная жалоба, по сути, является единственной мотивированной, поскольку предварительная жалоба не содержит в себе мотивировки.
Что касается уточнений, то они всегда подаются в дополнение к ранее поданной мотивированной жалобе при условии, что в ней были упущены некоторые моменты, имеющие существенное значения для полного и объективного рассмотрения дела во второй инстанции.