дополнительные формы обучения консультации экскурсии конференции тьюториал вебинары тренинг и др
Видеолекция Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися
Нашим экспертом при подготовке видеолекции выступила Колода Екатерина Вячеславовна, учитель высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 14 г. Минска»
Для кого: Учителя начальной школы, учителя-предметники общеобразовательных школ, заместители директора, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, педагоги учреждений образования, реализующие программы внеурочной деятельности.
Описание: Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, обретение авторского стиля деятельности. Тьютор – это новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии. В данной видеолекции рассматриваются сущность, специфика, принципы и функции профессии тьютора, история возникновения и основные этапы тьюторского сопровождения.
План видеолекции:
Часть 1. Профессия «тьютор» в мире профессий.
Часть 2. История возникновения тьюторства и тенденции развития.
Часть 3. Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности.
Часть 4. Основные принципы и функции тьюторской деятельности.
Часть 5. Основные этапы тьюторского сопровождения.
Часть 6. Содержание и организационные условия реализации программы тьюторского сопровождения в школе.
Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Методы тьюторского сопровождения:
— методы практикоориентированной деятельности
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
— методы активного обучения,
— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
2.2.Технология тьюторского сопровождения.
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• технологии профильных и профессиональных проб;
Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
В технологии тьюторского сопровождения, как в любой другой технологии, присутствуют свои формы и методы работы.
Формы тьюторского сопровождения можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным можно отнести индивидуальную тьюторскую консультацию или беседу, к групповым – групповую тьюторскую беседу, тренинг, образовательное событие.
Некоторые формы могут быть как индивидуальными, так и групповыми, например, тьюториал (учебный тьюторский семинар).
Ниже представлено краткое описание некоторых основных форм и методов тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к обучающимся и студентам.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Основным методом тьюторского сопровождения в этой форме являются собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время индивидуальной или групповой тьюторской консультации. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным школьником или студентом, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы.
Групповая тьюторская консультация (беседа). На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов и школьников с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (также как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников и студентов на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий тьюторантов, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ.
Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие тьюторантов между собой.
Н. Пилипчевская в своей работе: «Тьюторская деятельность: теория и практика» выделяет несколько типов тьюторских консультаций, которые применимы при работе с обучающимися и студентами:
стартовая – проводится в начале года; на ней обучающиеся или студенты совместно с тьютором намечают ближайшие цели и задачи, формулируют свои ожидания, планируют работу индивидуально или своей тьюторской группой;
аналитическая – анализируется определенный этап реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее;
рабочая – подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления;
итоговая – фиксируются продвижения каждого школьника или студента относительно целей и задач, поставленных первоначально на определенном этапе реализации индивидуальной образовательной программы;
Следующей формой организации тьюторского сопровождения может быть тьюториал (учебный тьюторский семинар). Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся и студентов. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.
При организации тьюториала необходимо учитывать следующие особенности: тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения школьников и студентов заранее, для того чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если тьюториал проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему не только наиболее интересна, но и соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.
Тьюториалы могут быть индивидуальными и групповыми. Под индивидуальным тьюториалом Т. М. Ковалева понимает специально организованную встречу тьютора и тьюторанта, целью которой является продвижение по трем направлениям тьюторского сопровождения студентов. Ключевые функции индивидуального тьюториала:
— выявление, фиксация, проектирование и анализ образовательных целей и интересов тьюторанта;
— выявление ресурсов и построение ресурсной карты под выявленные образовательные запросы;
— сопровождение построения и реализации ИОП (индивидуальной образовательной программы);
— организация рефлексии образовательных проб, событий, движения по ИОП;
— подбор адекватного способа преодоления трудностей в деятельности;
— поэтапное корректирование ИОП и образовательных стратегий.
Цели группового тьюториала принципиально отличаются от индивидуального в следующих моментах:
— выход на индивидуальную позицию за счет группового ресурса, а значит, и удерживание индивидуального образовательного продвижения на фоне общей групповой работы;
— вероятностный характер (в отличие от тренинга, где идет работа на конкретный навык);
— обнаружение внутригрупповых ресурсов в лице участников тьюториала;
— возникновение проектных и исследовательских мини-групп;
Тренинг. В последнее время тренинги все активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы.
В технологии тьюторства активно используются методы картирования – составление карт. Это могут быть карты познавательных интересов, карты целей, ресурсная карта. Картирование дает возможность увидеть, зафиксировать цели и задачи, определить их взаимосвязи, отчетливо понять, что мешает и что помогает в движении к поставленной цели. Работа по составлению карт может строиться следующим образом: в качестве помощи обучающимся и студентам предлагают последовательно зафиксировать на карте, что они хотят:
— или просто перечислить интересы, свободно расположив их на листе.
Далее мы можем возвращаться к этому листу при расстановке приоритетов, выборе образовательной траектории. Работа с картой интересов плавно перетекает в работу с картой целей. Схема работы с картой целей может быть такой:
— зафиксировать на листе бумаги себя (образ) и свои цели (образ). Соблюдая масштаб, фиксируя величину и временную отдаленность.
— проложить «дороги» там, где способ достижения ясен и принят тьюторантом. Разрывы остаются там, где не ясен «путь» или существует много вариантов.
— расставить метки, обозначить шаги, точки сверки по результату на пути к цели.
— описать «ландшафт» вокруг. Фиксируя то, что потребуется, обозначив дефицит ресурсов, необходимых для продвижения, других участников, возможные риски и преграды.
— проверить карту на предмет целостности: отражение всех областей жизни, но их место должно быть зафиксировано на карте.
— проложить маршрут на определенное время. Выписать в любой форме на отдельный лист шаг развития, зафиксировать решения или план действия.
Начиная работу с созданной картой, фиксируются успехи и точки роста. Рефлексия проводится по результату и способу движения, что было трудно, что далось легко, эффективность использования ресурсов и пр. При планировании тьюторского действия важно соблюдать цикличность:
— работа с ИОП – каждый тьюториал;
— карта целей – 1 раз в 2 недели до момента появления навыка эффективного планирования;
— индивидуальный тьюториал – 1 раз в неделю, 60 минут;
— групповой тьюториал – 1 раз в 2 месяца;
— события – 1 раз в месяц;
— супервизия тьютора – на каждые 5 часов работы с тьюторантом 1 час супервизии;
Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нем принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
К методам тьюторского сопровождения можно отнести:
— методы практикоориентированной деятельности;
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса);
— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио, метод service-learning);
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование);
— методы активного обучения;
— методы анализа и самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей);
— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
Выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей тьюторанта, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
[1] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 92.
[2] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 94
[3] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 134-136.
[4] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 96-97.
[5] Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». – М. : МПГУ, 2012. – С. 136-138.
Проект дополнительной образовательной программы по тьюторскому сопровождению
дополнительной образовательной программы
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
«Сопровождать нельзя стоящего»
Глобальные изменения в социальном и политическом устройстве в нашей стране по-новому определяют положение человека в мире, возможности его успешного развития и самореализации, границы его ответственности. В соответствии с данными изменениями изменяется и миссия общеобразовательных учреждений. Школа должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в реформируемом обществе, к активному участию в социальном развитии, к совершению ответственных и сознательных поступков, направленных на самореализацию и прогрессивное развитие общества. Задача тьютора – помочь ребенку определиться в этом обществе, самореализоваться и самоутвердиться, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни, уверенно шагнул в своё будущее.
Приобретет ли ученик базовый набор ключевых компетенций? Станет ли полноценным гражданином своей страны или окажется неприспособленным к жизни в обществе?
Наиболее удачной технологией, позволяющей создать условия для развития и становления личности, является тьюторское сопровождение. Школьники быстрее адаптируются к постоянно меняющимся условиям жизни, демонстрируют стабильные результаты обучения, творческий подход к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвуют в жизни школы.
В рамках Программы основными формами взаимодействия являются:
индивидуальное консультирование обучающегося и его родителей по вопросам формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, выбора и продолжения образования;
различного рода тренинги, способствующие формированию у школьника ключевых компетенций, создающие предметную содержательность для индивидуальной работы с ним;
рефлексивно-проектные мероприятия с учащимся по вопросам формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, подготовки и реализации профессиональных проб и социальных практик.
Методологическую основу Программы составляют научные труды выдающихся ученых психологов и педагогов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия, Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и др.
Среди методологических оснований Программы на первый план выдвигаются реализация личностно-ориентированного, системного и деятельностного подходов. Их реализация базируется на ряде принципов:
Право ребенка обучаться и воспитываться в условиях постоянного выбора с целью развития умения ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.
Право на диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития личности при сохранении психологической комфортности.
Право на развитие ключевых компетенций личности посредством активной деятельности.
Право на самореализацию в личностно и социально значимой деятельности, успешность и состоятельность жизненных планов.
Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.
Право, определяющее возможность получения обучающимся дополнительного образования в соответствии с его познавательными потребностями и интересами.
Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в увлекательной, интересной, нестандартной форме.
Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.
Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества.
В соответствии с данными принципами тьютор должен создать оптимальные условия, при которых обучающийся сможет удовлетворить свои потребности и интересы, получит возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в проектно-исследовательской деятельности, в работе школьной детской организации и ученическом самоуправлении, волонтерском движении, получать удовлетворение от процесса и результата своей интеллектуальной деятельности.
Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Программой развития и Уставом МОУ «Никифоровская СОШ №1».
Программа рассчитана на 2 года, предполагает тьюторское сопровождение обучающегося на старшей ступени профильного обучения. Разработка настоящей Программы осуществлялась с учетом потребностей обучающегося и его родителей, особенностями образовательного процесса в школе, ресурсами социального окружения.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося, становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.
содействовать составлению и реализации индивидуальной образовательной программы через формирование индивидуального стиля и работу с профессиональными и образовательными интересами обучающегося;
координировать взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений профильного обучения;
организовать взаимодействие с родителями по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающегося, проектированию и корректировке индивидуальной образовательной программы;
формировать у школьника учебную и образовательную рефлексию, собственные образовательные мотивы и интересы;
обеспечить развитие способности школьника к самооценке собственной деятельности;
обучить управлению ресурсами собственного образовательного движения;
оказать помощь в профессиональном самоопределении обучающегося, в преодолении проблем и трудностей.
Персональные занятия с тьютором позволяют обучающемуся правильно расставить приоритеты в своем обучении, сформировать индивидуальную образовательную траекторию, выстроить стратегию и тактику личностного роста.
Прогнозируемым результатом является достижение учащимся своего собственного личностного и профессионального образа, определение своего пути в образовании, осмысливании своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее.
Таким образом, главным результатом сопровождения обучающегося на старшей ступени профильного обучения станет высокий уровень развития личности школьника, обладающей комплексом ключевых компетенций: