дополнительные функции государства по отношению к бизнесу
Дополнительные функции государства по отношению к бизнесу
Государство в период становления и развития предпринимательства выполняет следующие основные функции.
Первая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики.
Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные «правила игры» на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования.
Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.
Вторая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Третья функция государства в становлении и развитии предпринимательства – создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур.
Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.
Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом.
Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.
Четвертая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию.
Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.
Государственный заказ – это не только заказ федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.
Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.
Пятая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.
В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса.
Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство).
Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ.
Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).
Шестая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества.
Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.
Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах.
Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества.
Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование.
Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода.
Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной властью.
Как государство поддерживает малый и средний бизнес
Поддержка малого и среднего бизнеса — это меры помощи государства МСП и индивидуальным предпринимателям. Во время экономического подъема они стимулируют развитие предприятий и организаций, рост их численности и доли в ВВП. В периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций помощь состоит из прямых выплат, процентных и налоговых льгот и направлена на сохранение работников и бизнеса.
Государственная поддержка малого, среднего бизнеса и ИП
Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:
Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:
Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.
Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.
Финансовая помощь МСП и ИП
Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)
Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.
Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.
Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.
Имущественная помощь МСП и ИП
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.
Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.
На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.
Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП
Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.
Оказывается по двум основным направлениям:
В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.
Государственная помощь для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях
В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.
Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:
Вид государственной помощи МСП и ИП в 2020 году | На кого распространяется | Нормативно-правовой акт | |
---|---|---|---|
Финансовая поддержка | |||
Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей | Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей | П. 1 постановления правительства №409 от 02.04.2020 (ред. от 24.04.2020) | |
Предоставляется государственная поддержка малого бизнеса и ИП из перечня пострадавших отраслей | Организации МСП и ИП из пострадавших отраслей экономики, прочие организации этой категории | Все МСП и ИП | Документы в разработке |
Принадлежность к пострадавшим отраслям определяют по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В соответствии с законодательством государственная поддержка микропредприятий осуществляется согласно тем же НПА.
Кроме перечисленных, дополнительными мерами государственной поддержки могут воспользоваться туроператоры:
Туроператорам также предоставляется поддержка малого бизнеса от государства, они получат субсидии на возмещение затрат, связанных:
Для этого правительство определило:
С 17 апреля 2020 в качестве меры поддержки бизнеса со стороны государства действуют правила возврата туристам денег, уплаченных за туристский продукт.
Важно. На 2020 год туроператоры освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» (размер взноса составляет всего 1 руб.). Мера не касается тех, кто ранее не работал в сфере выездного туризма и впервые вступает в ассоциацию.
Все отраслевые меры поддержки малого и среднего бизнеса в туриндустрии перечислены в следующих постановлениях правительства: №428 от 03.04.2020; №434 от 03.04.2020; №461 от 08.04.2020; №583 от 25.04.2020; №660-р от 18.03.2020, а также в информационном сообщении Банка России от 17.03.2020.
Как узнать
Официальная информация о мерах господдержки в РФ для преодоления последствий пандемии содержится на двух основных сайтах:
Федеральная и региональная поддержка малого бизнеса в Москве описана на сайте «Малый бизнес Москвы».
Все ведомства предоставляют навигацию по вариантам поддержки в зависимости от региона, запроса и вида МСП. Необходимо ввести ИНН, ОГРН (ОГРНИП) и пройти короткое анкетирование.
Шаг 1. Укажите организационную форму, количество занятых, доход и предоставьте сведения о структуре уставного капитала МСП.
Шаг 2. Выберите отраслевую принадлежность вашего малого или среднего предприятия (ИП) по основному выполняемому виду деятельности.
Шаг 3. Система обработает введенные данные и подтвердит принадлежность вашей организации к малому и среднему предпринимательству. Откроется страница, на которой размещены все действующие меры господдержки.
Обратите внимание: с мерами поддержки вы можете ознакомиться и у себя в регионе. Для этого найдите местный Центр поддержки бизнеса (его сайт) или тематический раздел на портале министерства (департамента) экономического развития. Ф едеральные ресурсы в период пандемии обновляются быстрее, и информация там, как правило, актуальнее.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Понятие регулирования бизнеса. Функции государства в бизнесе.
17 Корпоративные стратегии: их виды и назначение. Корпоративная стратегия разрабатывается для диверсифицированных компаний. Диверсификация используется для того, чтобы фирма не стала чрезмерно зависимой от одного вида деятельности, одной ассортиментной группы товара, одного рынка.
Разработка корпоративной стратегии для диверсифицированной компании предусматривает четыре вида действий.
Действия по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма. Стратегия концентрируется на способах улучшения работы во всех сферах деятельности компании. Материнские компании могут помочь дочерним фирмам быть более успешными путем финансирования создания дополнительных мощностей и мероприятий по повышению эффективности производства, предоставления недостающих управленческих технологий и «ноу-хау», приобретения другой компании, действующей в той же отрасли или имеющей сильные позиции на рынке, или объединения двух направлений в одно более эффективное.
Нахождение путей получения синергетического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. При родственной диверсификации компания имеет возможность осуществлять передачу навыков, опыта работы с акциями, тем самым снижая общие издержки, повышая конкурентоспособность некоторых изделий компании, улучшая возможности определенных подразделений, которые могут обеспечить конкурентное преимущество. Чем теснее связь между различными направлениями деятельности компании, тем больше перспектив для совместных усилий и достижения конкурентных преимуществ.
Установление инвестиционных приоритетов и перевод ресурсов корпорации в наиболее перспективные отрасли. Руководителю компании необходимо ранжировать привлекательность инвестирования в различные сферы деятельности для распределения средств в наиболее перспективные направления.
19 Конкурентная стратегия типа «патиент»: характеристика, преимущества, необходимые рыночные условия для реализации, дестабилизирующие факторы.компания- «патиент» — это производство узкой специализации. Здесь нет места стандартной продукции и любые идеи отбрасываются, если они выходят за рамки специализации. В отличие от стратегии типа «виолент», компания-«патиент» — производство узкой, а не стандартной специализации. Это стратегия товаропроизводителя, который добивается успеха в конкуренции хитростью, а не масштабами и силой, как «виолент». В этой стратегии четко прописаны два начала: ставка на дифференциацию производимой продукции и необходимость сконцентрироваться на очень узком сегменте рынка («нишевая стратегия»). Потребительская ценность дифференцированного продукта, который превышает по своему качеству продукт стандартный, так высока, что покупатель готов переплатить производителю, с лихвой окупив его дополнительные издержки, связанные с высоким уровнем качества. При узкоспециализированном производстве компании-«патиента» неконкурентная способность ее продукции формируется за счет высокой потребительской ценности товара, его наукоемкости и таких же высоких издержек производства. Поэтому продукция «патиента», как правило, дорогостоящая, отличного качества, имеет великолепный дизайн, сервис, прекрасную рекламу, отлично работает на рынке монополистической конкуренции как «минимонополист». Узкая специализированная ниша на рынке определяет для компании-«патиента» следующие преимущества: во-первых, в ценовой сфере. Положение мини-монополиста дает возможность товаропроизводителю диктовать цены и получать повышенную прибыль. во-вторых, в привлечении новых слоев потребителя за счет инноваций. в-третьих, дифференциация продукта является одним из самых
эффективных средств защиты от конкуренции, поскольку обеспечивает
товару такое свойство, как уникальность, а чем уникальное товар, тем
сложнее конкурировать с ним. Компания- «патиент» нередко становится «лакомым куском» для крупной корпорации, которая ее поглощает. Такого рода поглощения происходят регулярно — это единственный реальный способ проникнуть на узкоспециализированный рынок «хитрой лисы», получить доступ к ее ноу-хау, специализированной сбытовой сети и т.п. Но будучи поглощенной, фирма-«патиент» чаще всего продолжает сохранять свою самостоятельность, даже находясь в структуре поглотившей ее корпорации. Она управляется как дочерняя компания, с высокой степенью автономности и может позднее снова стать самостоятельной. Преимущества компании-«патиента» состоят в следующем: объем продаж и получение сверхприбыли происходят за счет специализации производства на конкретном сегменте рынка; дифференциация продукции предназначена для ограниченного круга потребителей; имидж компании формируется в результате заботы о потребностях конкретного покупателя. Необходимые рыночные условия для компании- «патиента»: наличие потребителей, которых не устраивает стандартная продукция и которые готовы платить за качество; наличие конкурентов, которые нацелены на обслуживание всех групп потребителей; компания ориентируется на узкоспециализированный сегмент рынка.
Дестабилизирующие факторы, для фирмы-«патиента»: характеристики товаров для узкого сегмента и общего рынка становятся идентичными; конкуренты концентрируют свою работу на рынке и постепенно вытесняют компанию-«патиента».
45 Экономическая несостоятельность: сущность, формы и меры ее преодоления. Экономическая несостоятельность (банкротство) – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с Законом.
Марки эконом-классаориентированы на покупателей, чувствительных к цене, у которых преобладают рациональные мотивы покупки. Основная выгода для них — экономия денег при приобретении более дешевого аналога товара приемлемого качества.Имиджевые (нишевые)собственные торговые марки делятся на инновационные и статусные. Их создают для усиления благоприятного имиджа торгового предприятия за счет инновационных и престижных товаров. Эти нишевые решения предназначены для определенных сегментов потребителей. Инновационные собственные торговые маркиориентированы в первую очередь на покупателей-новаторов, которые испытывают повышенный интерес к товарам-новинкам.Статусные собственные торговые марки ориентированы на средний сегмент и сегмент класса premium. Это высококачественные дорогие марки. Реализуются они, как правило, в гипер-и супермаркетах, поскольку целевой потребитель заинтересован прежде всего не в экономии денег, а в эксклюзивном качественном дорогом товаре, подчеркивающем статус его владельца. Имиджевые торговые марки помогают сформировать положительный имидж, обеспечивают высокое доверие к торговому предприятию и способствуют продаже других товаров. Маркировка товаров под собственной торговой маркой проводится по-разному:
Функция защиты.Право собственности защищает торговую марку от имитаций и подделок. Позиционирование — это определение места предложения товара на рынке, создание такого имиджа, который позволит ему занять достойное место в сознании покупателей и будет отличаться от товаров конкурентов. Функция капитализации.Торговые марки (бренды) относятся к нематериальным активам фирмы и в современной экономике часто являются наиболее ценными составляющими рыночной деятельности компаний.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 707 ; Мы поможем в написании вашей работы!