достройка воспоминаний за счет включения новых это
Вопрос 16. Факторы трансформации воспоминаний. Исследования Э. Лофтус.
Расхождения воспоминаний с реальностью могут включать в себя:
— полную потерю доступа к информации о событии;
— конфабуляции (достройка воспоминаний с помощью включения новых, не присутствовавших в момент запечатления элементов);
— искажение значения события;
— контаминации (перепутывание фрагментов различных воспоминаний);
— ошибки в установлении источника информации.
Первые экспериментальное подтверждения возможности трансформаций получили в начале 20 века А. Бине и В. Штерн. Они предъявляли детям разные объекты и рассказы, а потом по специальным вопросникам проверяли запоминание. Вопросы были как нормальные, так и сбивающие с толку. В итоге показали, что память детей неточна.
В то же время – книга Мюнстерберга о неточности свидетельских показаний. Наш адвокат Кони говорил о необходимости психологической экспертизы показаний. Фрейд различал парамнезии (ложные воспоминания о забытых событиях при убежденности в их адекватности) и экранированные воспоминания (замена одних воспоминаний другими), в наибольшей степени это касалось детства. Гештальтисты говорили о действии законов структурирования пол и в памяти (запоминается более идеальная форма, чем была в реальности).
Пик интереса к искажениям памяти попал на конец 20 века. Сформировался корреспондентный подход, представители которого развивают методологию «экологической психологии памяти» Найссера. Особенности подхода:
— предмет исследования – именно содержание воспоминаний;
— отдельно изучается синтаксис, грамматика и прагматика мнемического рассказа;
— забывание – потеря связи между продуктом памяти и ситуацией в прошлом;
— особое значение придается проблеме селективности памяти;
— признается существенная роль метапамяти, или рефлексии мнемических процессов;
— вводится дихотомия «знание-воспоминание».
Память здесь анализируется в единицах событий прошлого; обычно же смотрели на безошибочно воспроизведенные фрагменты из предъявленных для запоминания (сама не очень поняла, в чем тут суть ^_^”).
Потеря доступа к информации о событии.
Экспериментатор – Э. Лофтус.
Участники – 150 студентов.
Суть: показывали видео со столкновением 5 машин из-за того, что первая проехала на сигнал «стоп». Потом раздавали бланки вопросников. Первый вопрос у половины был «с какой скоростью ехала машина, когда проехала мимо сигнала стоп», у другой – «…, когда повернула направо». Последним был тестовый вопрос: видели ли Вы сигнал стоп?
Результаты: 53% первых и только 35% вторых ответили, что видели сигнал. Умолчание о значимом компоненте опыта привело к его стиранию из памяти.
Ошибки времени.
Еще Джемс говорил, что время, заполненное событиями, проходит быстро, но кажется долгим при воспоминании, и наоборот.
Экспериментаторы – Нуркова, Бернштейн, Лофтус.
Участники – москвичи, помнившие о теракте в Москве в 1999 и в Нью-Йорке в 2001.
Суть эксперимента – просили рассказать о событии, в частности об интервале между взрывами (дни в Москве, минуты между тараном самолетами разных башен в Нью-Йорке).
Результаты: и там, и там наблюдалась переоценка временной дистанции. Москва: 126,7 часов против реальных 101, 25,5%; Нью-Йорк – 30,14 минут против реальных 18, 67,4%.
Ошибки времени, видимо, совершаются в момент кодирования информации, поэтому настолько устойчивы.
Эффект веера.
Вариант конфабуляции. Сведения, уже содержащиеся в памяти, влияют на процессы запоминания; вновь заученный материал осложняет доступ к уже хранящемуся в памяти. Работает механизм проспективного означивания материала в момент фиксации (влияние ожиданий на запоминание).
Экспериментаторы – Салин, Дулинг.
Участники – две группы людей.
Суть: зачитывали название рассказа – «Потребность …. в профессиональной помощи». В одном случае имя было нейтральным (Кэрол Хэррис), в другом – принадлежало слепоглухонемой девочке, которая смогла преодолеть недуг; случай был известным (Элен Келлер). Потом читали кусок рассказа, через неделю спрашивали, была ли героиня слепоглухонемой.
Результат: в первой группе 5% ошибок, во второй – 50%.
Экспериментаторы – Льюис, Андерсон.
Испытуемые – 4 группы людей.
Суть: заучивались 1-4 вымышленных фактов о реальных исторических персонажах. Потом – тестирование, где высказывания трех типов: заученные ложные, истинные, известные испытуемым, ложные. С первыми двумя типами надо было согласиться, третий отвергнуть.
Результат: чем больше фальшивых фактов заучивали, тем медленнее оценивали истинность остальных. Так показали деструктивное влияние новой информации на уже сформированное содержание памяти.
Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память.
Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память.
Определение памяти
В самом общем смысле слово «память» применимо не только к человеку и даже не только к живым организмам. Так, о сохранении и передаче информации мы можем говорить относительно молекул ДНК, о запечатлении – о фотоплёнке и любых физических объектах, которые пережили на себе воздействие другого объекта и, таким образом, несут на себе его след. Леонтьев А.Н. называет всё это мнемическими свойствами, явлениями.
Конкретно-психологическое определение памяти будет зависеть от теоретического подхода, которого мы придерживаемся. Так, например, в рамках когнитивной психологии память определяется как:
Нуркова В.В. предлагает следующее обще-психологическое определение памяти, которое ближе к деятельностному подходу:
Память – психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление в сфере сознания.
Аналогичным образом дело обстоит с определением функций, классов и видов памяти. Это будет зависеть а) от теоретической платформы б) от целей исследования и классификации. Детально классификации будут даны далее. Тем не менее, мы можем выделить ряд функций памяти, которые будут сохраняться вне зависимости от теоретической базы, в рамках которой рассматривается категория памяти. Это: сохранение, хранение, забывание и извлечение (использование) информации/прошлого опыта.
Функции памяти по Рубинштейну:
1. приобретение, сохранение, использование индивидуального опыта;
2. приобретение, сохранение, использование и передача общественного опыта;
3. поддержание единства и тождества личности.
(В соотнесении с многокомпонентной моделью памяти: 1 – процедурная память; 2 – семантическая память; 3 – эпизодическая и автобиографическая память)
Феноменология памяти чрезвычайно обширна и разнородна. Среди прочего сюда входят и содержательно раскрываются (в качестве примеров и демонстрации своих познаний) по мере желания, знания и времени:
Различные случаи «необычной памяти». [1] Эйдетизм (напр., «Маленькая книжка о большой памяти» Лурия, случай Шерешевского). Flashbulb memories (воспоминания-вспышки, отдельные ярко запомнившиеся сценки). Ложные и искажённые воспоминания (конфабуляции – т.е. достройка воспоминания новыми элементами; контаминации – т.е. перепутывание фрагментов различных воспоминаний; имплантация – т.е. индуцирование постройки новых воспоминаний в автобиографической памяти, исследования Лофтус, Нурковой; и др.). Мгновенный жизненный обзор («вся жизнь пролетела перед глазами», исследования в рамках ИСС (изменённых состояний сознания), Нуркова). Все феномены и синдромы патогенеза памяти (нейропсихология, клиническая психология): различные амнезии – ретроградные и антероградные, забывание автобиографической информации (вплоть до потери личности), парамнезии (конфабуляции, криптомнезии, дежавю) и др. Примеры построения управления памятью (узелки на память); мнемотехники.
Теория поля Курта Левина
Центральным понятием данной теории выступает понятие «поля». Состояние поля определяется как результирующая всех влияний и факторов, участвующих в его структурировании. Основной «энергетической» составляющей поля являются актуальные потребности, посему гипотеза: легче воспроизводится то воспоминание, которое имеет отношение к цели, реализуемой человеком в данной ситуации. Факты, подтверждающие гипотезу:
Психоанализ Фрейда
Особое значение теории Фрейда в контексте проблематики памяти состоит в том, что он указал на возможное функциональное значение забывания для психики субъекта, т.е. психоаналитическая интерпретация позволяет увидеть, что забывание чего-либо не «просто досадная ошибка», «поломка» психического аппарата, но активное бессознательное действие, имеющее свои специфические механизмы и законы.
Забывание (т.е. вытеснение содержания сознания, работа механизмов психологической защиты), имеющее мотивационно обусловленную природу, происходит главным образом по двум причинам:
Пример о самом Фрейде: почему он трижды забывал купить в писчебумажном магазине свой любимый сорт бумаги (по-немецки: fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess), поэтому вытеснялось и было забыто.
Пьер Жанэ
По теории П. Жанэ память — это акт социальный (память-рассказ всегда социальна). Память появляется только тогда, когда появляется полный и складный рассказ. Приказ «запомнить» нечто вначале, по Жанэ, исходит от другого человека, а затем этот приказ «запомнить» (а также сохранить и воспроизвести нечто) человек отдает самому себе. Память-рассказ необходимо отличать от памяти-реминисценции. Реминисценция — это точное, автоматическое построение действий (она нарушает непрерывность течения жизни; она неадаптивная, т.е. не изменяется с течением времени; она не социальна, т.е. выполняется в отсутствии других людей). Поэтому условно (строго говоря, память-реминисценция – это и не память вовсе, в смысле социального акта) 2 вида «памяти»:
Деятельностный подход
Теория
Деятельность, в отличие от реакции, это процесс активного отношения человека к действительности. Деятельность включает в себя три иерархически организованные структурные единицы: деятельность, действие, операцию. Деятельность определяется мотивом, действие целью, а операция конкретными условиями ее протекания. В феноменальном плане можно наблюдать только действие (ответ на вопрос: что конкретно человек делает в данный момент?), а деятельность, в которую включено то или иное наблюдаемое действие, приходится реконструировать, исходя из знаний о мотивах данного лица.
Исследования
Смотреть вопрос 29. Память: феномены, функции и виды. Непроизвольная и произвольная память. – там исследования Смирнова, Зинченко, Истоминой.
Когнитивный подход
См. вопрос 32. Многокомпонентная модель памяти. Там всё-всё-всё есть.
Развитие памяти
1. Фило- и социоогенез (Блонский, Жане, Выготский)
2. Онтогенез (Выготский, Леонтьев, Истомина)
3. Патогенез (Рибо, Корсаков)
4. Актуалгенез (Когнитивные теории памяти, деятельностный подход, автобиографическая память)
Введение
Развитие (генез) памяти (как и любой другой психической функции или явления) может рассматриваться в нескольких ракурсах. Филогенез памяти – рассмотрение развития того, что мы можем назвать памятью, т.е. того, что сохраняет (забывает), хранит и воспроизводит, в исторической перспективе от животных к человеку. Социогенез – это развитие памяти как социального явления, т.е. развития памяти в рамках культурно-общественной истории. Онтогенез – то, как память развивается в жизни одного индивида, какие стадии она проходит, как видоизменяется с возрастом. Патогенез – патологическое развитие памяти, которое может рассматриваться как процесс обратный развитию, т.е. просто механическое разрушение того, что есть, а может рассматриваться как развитие, но протекающее качественно иным способом (взгляд ЛСВ). Наконец, актуалгенез – это то, как происходит процесс памяти здесь и сейчас, в акте запоминания, в акте воспроизведения и т.п., какие закономерности и законы мы можем обнаружить относительно реального функционирования памяти.
Фило- и социогенез
Разделять эти два понятия довольно трудно, ведь социогенез неумолимо входит в филогенез как новый этап развития психической функции в условиях культурно-исторической общности.
Онтогенез памяти
Конечно, в этом же пункте необходимо раскрыть развитие памяти согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Для этого нужно взять вопрос 30: ЛСВ и параллелограмм развития Леонтьева. Из вопроса 29: эксперимент Истоминой, который показывает развитие памяти в детском возрасте.
Важно понимать, что, две линии развития (натуральные и высшие психические функции) не могут быть оторваны от филогенетического и социогенетического планов рассмотрения, потому как натуральные функции есть и у животных, а путь овладения памятью как ВПФ – целая отдельная история (см. пред. пункт). Но, вероятно, удобнее сделать акцент на онтогенетическом рассмотрении.
Патогенез памяти
Еще бывают амнезии постгипнотические и инфантильные (мы не помним ничего, что было до 2-3-х лет) – об этом много у психоаналитиков.
Классификация амнезий (Рибо):
1. Временные амнезии. Неожиданно начинаются и неожиданно кончаются (напр., при эпилепсии).
2. Периодические амнезии.Забывание некоторых периодов жизни, а иногда и всего того, что человек умеет.
Закон Рибо (закон обратного развития памяти): сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате научных, абстрактных знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний.
Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти. Особенности (по Корсакову):
· Страдает только кратковременная память. Все умения и навыки (напр., игра в карты) сохранны.
· Память ограничивается тем, что было до болезни (больной очень точно описывает свое путешествие, но забывает, что уже 10 раз повторил это рассказ).
· Упроченные сочетания (пословицы, поговорки и т.п.) легко воспроизводятся и часто стереотипно повторяются.
Актуалгенез памяти
Актуалгенез – это то, как разворачивается процесс памяти здесь и сейчас. Здесь можно говорить про следующее:
1. Когнитивные теории все подряд: структурные (СРàКПàДП) и уровневой переработки См. когнитивные теории в вопросе 32.
2. В связи с концепцией уровневой переработки можно также вспомнить эксперименты Зинченко, на базе которых эта теория развивалась (там же + вопрос 29. Произвольная и непроизвольная память)
3. Можно говорить и о деятельностном опосредовании памяти (т.е. реальный процесс памяти развивается в рамках деятельности, в которую включена мнемическая деятельность, какое место она занимает в структуре деятельности) – 29 вопрос
4. Наконец, можно говорить об исследованиях автобиографической памяти, если знаете. Немного об этом.
Эхоическая память
Время хранения информации: 2-3 сек. Согласно Ф. Крейку и М. Кирснеру, несмотря на то, что эхоическая память о содержании сообщения угасает примерно за 3 с., сведения об интонации голоса сохраняются и через 8 с. Эхоическая память была эмпирически обнаружена в экспериментах Н. Морея. [8]
Различия свойств иконической и эхоической памяти приводят к т.н. эффектам модальности. Например, эффект края гораздо сильнее выражен, если материал предъявляется в аудиальной форме, чем если в визуальной форме.
ДП: Декларативная память
Декларативную память можно разделить по-крайней мере на две подструктуры
Оппозиция структурному подходу:
Введение
Что такое научение? Это в первую очередь процедурное знание, т.е. знание о том, как выполнить то или иное действие.
Научение основывается на различных механизмах. По степени активности организма в процесс е научения выделяют реактивное научение, при котором организм непроизвольно реагирует на внешние воздействия, и оперантное научение, при котором opгaнизм сам инициирует активное взаимодействие со средой. По акценту на изменениях во внешнем поведении или во внутренней картине мира можно различать поведенческое и когнитивное научение.
Теория Н.А. Бернштейна
Интегративная теория формирования двигательных навыков была разработана выдающимся отечественным физиолоrом Николаем Александровичем Бернштейном (1896 1966). Концепция Н.А.Бернштейна исходит из ряда фундаментальных принципов научения:
1. Принцип упражняемости: повторения улучшают исполнение действия
2. Принцип «повторение без повторения»: каждое действие уникально и не является слепым копированием предыдущего, но его развитием
Стадии построения навыка по Бернштейну
1. Выделение смысловой структуры действия и двигательного состава действия (формирование цели действия и внешней формы действия). Человек решил, что нужно поплыть и смотрит как это делают другие.
2. Выявление и роспись сенсорных коррекций («прощупывание» движения, изучение чувственной основы действия). Здесь используется понятие рефлекторного кольца (в отличие от рефлекторной дуги). Теперь человек плещется на бережку и пробует на движение воду. По этому поводу сам НАБ: «Секрет освоения движения заключается не в каких-то особых телодвижениях, а в особого рода ощущениях. Их нельзя показать, а можно только пережить». Этот же этап опровергает теорию «тождественных компонент» бихевиористов. Она заключается в том, что перенос навыка осуществляется за счёт заученных движений. Контрпример: человек умеет пилить бревно, но это не поможет ему играть на скрипке (ровно как и наоборот), однако конькобежец легко обучается езде на велосипеде и наоборот. В чём дело? В том, что важно не действие в своей внешней форме, но сенсорные коррекции, которые его обеспечивают. Так что перенос тем лучше, чем ближе системы сенсорных коррекций внешне сколько угодно различающихся действий.
3. Автоматизация двигательного навыка. Теперь человек просто плывёт – сенсорные коррекции уходят на бессознательный уровень, т.е. повышается ведущий уровень движения.
4. Срабатывание фоновых коррекций. Интегрирование движений. Человек всё реже срывается на более низкие уровни, движение строится всё плавнее, различные уровни движения синхронизируют свою работу.
5. Стандартизация навыка. Внешне каждое движение всё более и более похоже на предыдущее.
6. Стабилизация навыка. Теперь навык устойчив к помехам, выполняется автоматически. Человек может оплывать вдруг всплывающих аквалангистов без нарушения движения, кроме того, теперь он может параллельно говорить по телефону.
Конечно, в любой непонятно ситуации можно написать уровни построения движения:
Уровень | Название | Специфика уровня | Пример |
A | Уровень тонуса | Определяет тонус мышц туловища и шеи (осанка), а также отвечает за возбудимость мышц конечностей | Человек не падает |
B | Уровень синергий | Отвечает за совместную, слаженную работу нескольких групп мышц | Человек может похлопать в ладоши с закрытыми глазами |
C | Уровень пространства | Обеспечивает целевые перемещения в пространстве: локомоции, спортивно-гимнастические перемещения, точные, целенаправленные движения рук и других органов, преодоление сопротивлений, метательные и ударные движения, подражательные движения | Человек может взять какой-то объект с полки |
D | Уровень действий | Обеспечивает выполнение предметных действий | Человек может снять шляпу с крючка (при этом взять её именно как шляпу, не помяв, т.е. взяв не объект, а определённый предмет) Другой пример: человек ест китайскими палочками |
E | Символический уровень | Обеспечивает выполнение символических движений: любые ритуалы – не просто действия, но определённым образом выполненные действия, которые несут коммуникативную, религиозную функцию, имеют особый смысл | Теперь человек ест китайскими палочками согласно всем правилам приличия поедания еды китайскими палочками |
[1] «Луций Сципион помнил имена всех жителей Рима; Кир знал поименно всех солдат своей армии (а их насчитывалось 35 тысяч); Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в ero владениях; Киней мог повторить имена всех сенаторов; флорентиец Малебеки, библиотекарь Цезаря Борджа, помнил названия и точное расположение 80 тысяч рукописей в библиотеке cвoero rосподина» и др.
[2] Результаты получены с использованием метода антиципации: необходимо воспроизвести ряд элементов в том же порядке, что они и предъявлялись. Каждая ошибка, которую совершает испытуемые приводит к правке. Среднее количество поправок на элемент и показывает сложность его заучивания.
[3] Испытуемые получали 22 задания, которые требовалось выполнить как можно быстрее и лучше. Задания были крайне разноплановы, они включали в себя как ручную работу (лепка, склеивание моделей, нанизывание бисера), так и интеллектуальные задания (rоловоломки, шарады), а также творческие задания (сочинить стихотворение). В момент наибольшей вовлеченности испытуемых в задание, когда они были уже «на волосок» от конечного результата, часть заданий прерывалась экспериментатором. Экспериментатор буквально «вырывал» незавершенное задание и подсовывал следующее со словами: «А теперь сделайте-ка это!» После завершения экспериментальной серии испытуемых неожиданно спрашивали, какие из заданий они запомнили.
[4] Испытуемым предлагался ряд математических задач, каждая из которых была напечатана на отдельном листе бумаги. По мере решения задач испытуемые, следуя инструкции, должны были ставить свою подпись внизу каждого листа. После выполнения нескольких заданий делалась пауза, которая заполнялась отвлекающими заданиями, потом испытуемые продолжали прерванную работу. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решеными заданиями, но потом «вспоминали» о своем «обязательстве» и вновь начинали подписывать листы.
[5] Обнаружено на том же материале, в условии монограмм: в том случае, если перед тем как ставить подпись, было необходимо поставить монограмму (стилизованную подпись), испытуемые забывали ставить подпись.
[6] Испытуемые приrлашались для проведения исследования в лабораторию. Эксперимент проводился пока испытуемые сидели на скамейке в коридоре и ждали эксперимента: представители одной гpуппы испытуемых слышали, как за дверью идет обсуждение неполадок в компьютере, потом дверь открывалась, из нее выходил человек с каким-то прибором в руках, здоровался и удалялся. Другая гpуппа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы, крики и стоны, после чего дверь распахивалась и из неё выходил человек с окровавленным ножом. Результат: группа, пережившая стресс, могла воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека, так как их внимание было полностью сконцентрировано на «оружии».
[7] Испытуемому в течении 50 миллисекунд предъявляли матрицу 3 на 4 из букв и цифр. В среднем испытуемые воспроизводили 4,3 символа. Была придумана уловка: использовать не полный, а частичный
Вопрос 16. Факторы трансформации воспоминаний. Исследования Э. Лофтус
Расхождения воспоминаний с реальностью могут включать в себя:
— полную потерю доступа к информации о событии;
— конфабуляции (достройка воспоминаний с помощью включения новых, не присутствовавших в момент запечатления элементов);
— искажение значения события;
— контаминации (перепутывание фрагментов различных воспоминаний);
— ошибки в установлении источника информации.
Первые экспериментальное подтверждения возможности трансформаций получили в начале 20 века А. Бине и В. Штерн. Они предъявляли детям разные объекты и рассказы, а потом по специальным вопросникам проверяли запоминание. Вопросы были как нормальные, так и сбивающие с толку. В итоге показали, что память детей неточна.
В то же время – книга Мюнстерберга о неточности свидетельских показаний. Наш адвокат Кони говорил о необходимости психологической экспертизы показаний. Фрейд различал парамнезии (ложные воспоминания о забытых событиях при убежденности в их адекватности) и экранированные воспоминания (замена одних воспоминаний другими), в наибольшей степени это касалось детства. Гештальтисты говорили о действии законов структурирования пол и в памяти (запоминается более идеальная форма, чем была в реальности).
Пик интереса к искажениям памяти попал на конец 20 века. Сформировался корреспондентный подход, представители которого развивают методологию «экологической психологии памяти» Найссера. Особенности подхода:
— предмет исследования – именно содержание воспоминаний;
— отдельно изучается синтаксис, грамматика и прагматика мнемического рассказа;
— забывание – потеря связи между продуктом памяти и ситуацией в прошлом;
— особое значение придается проблеме селективности памяти;
— признается существенная роль метапамяти, или рефлексии мнемических процессов;
— вводится дихотомия «знание-воспоминание».
Память здесь анализируется в единицах событий прошлого; обычно же смотрели на безошибочно воспроизведенные фрагменты из предъявленных для запоминания (сама не очень поняла, в чем тут суть ^_^”).
Потеря доступа к информации о событии.
Экспериментатор – Э. Лофтус.
Участники – 150 студентов.
Суть: показывали видео со столкновением 5 машин из-за того, что первая проехала на сигнал «стоп». Потом раздавали бланки вопросников. Первый вопрос у половины был «с какой скоростью ехала машина, когда проехала мимо сигнала стоп», у другой – «…, когда повернула направо». Последним был тестовый вопрос: видели ли Вы сигнал стоп?
Результаты: 53% первых и только 35% вторых ответили, что видели сигнал. Умолчание о значимом компоненте опыта привело к его стиранию из памяти.
Ошибки времени.
Еще Джемс говорил, что время, заполненное событиями, проходит быстро, но кажется долгим при воспоминании, и наоборот.
Экспериментаторы – Нуркова, Бернштейн, Лофтус.
Участники – москвичи, помнившие о теракте в Москве в 1999 и в Нью-Йорке в 2001.
Суть эксперимента – просили рассказать о событии, в частности об интервале между взрывами (дни в Москве, минуты между тараном самолетами разных башен в Нью-Йорке).
Результаты: и там, и там наблюдалась переоценка временной дистанции. Москва: 126,7 часов против реальных 101, 25,5%; Нью-Йорк – 30,14 минут против реальных 18, 67,4%.
Ошибки времени, видимо, совершаются в момент кодирования информации, поэтому настолько устойчивы.
Эффект веера.
Вариант конфабуляции. Сведения, уже содержащиеся в памяти, влияют на процессы запоминания; вновь заученный материал осложняет доступ к уже хранящемуся в памяти. Работает механизм проспективного означивания материала в момент фиксации (влияние ожиданий на запоминание).
Экспериментаторы – Салин, Дулинг.
Участники – две группы людей.
Суть: зачитывали название рассказа – «Потребность …. в профессиональной помощи». В одном случае имя было нейтральным (Кэрол Хэррис), в другом – принадлежало слепоглухонемой девочке, которая смогла преодолеть недуг; случай был известным (Элен Келлер). Потом читали кусок рассказа, через неделю спрашивали, была ли героиня слепоглухонемой.
Результат: в первой группе 5% ошибок, во второй – 50%.
Экспериментаторы – Льюис, Андерсон.
Испытуемые – 4 группы людей.
Суть: заучивались 1-4 вымышленных фактов о реальных исторических персонажах. Потом – тестирование, где высказывания трех типов: заученные ложные, истинные, известные испытуемым, ложные. С первыми двумя типами надо было согласиться, третий отвергнуть.
Результат: чем больше фальшивых фактов заучивали, тем медленнее оценивали истинность остальных. Так показали деструктивное влияние новой информации на уже сформированное содержание памяти.