досуговые формы в культуре средневековья
Досуг в средневековье
Своеобразные «организаторы досуга» и артисты были и в средневековье. Эти люди, благодаря церковной пропаганде, вызывали у средневековых жителей страх и восхищение одновременно. Церковь разрешала христианам смотреть театральные представления только с библейскими сюжетами. Уличных певцов и артистов, устраивавших представления на другие темы, церковь проклинала, обещая им вечные муки на том свете. Объяснение столь большой неприязни церковных служителей к бродячим артистам скрывалось в стойком убеждении, что люди, умевшие с помощью масок, кукол и других приспособлений перевоплощаться, были сродни Дьяволу.
Несмотря на все запреты трубадуры, жонглеры, шуты и другие бродячие артисты пользовались в те времена большой популярностью. Жизнь средневекового человека, заключенного в неприступных замках, редко покидавшего родной дом, была достаточно скучной и безрадостной, поэтому появление бродячих артистов всегда было праздником.
Очень любили средневековые обитатели цирковые номера с дрессированными животными: собаками, кошками и особенно обезьянами, которых считали человеческим отражением. Не менее популярными среди бродячих артистов были шуты и мимы, беспощадно высмеивающие всевозможные человеческие пороки и нелицеприятные поступки.
Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к которым детей приучали уже в 10-12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали даже специальные руководства по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, по выслеживанию и разделке дичи, уходу за гончими.
Модным увлечением средневековья были игры в карты, на которых до нашего времени сохранилось изображение дам и рыцарей в средневековых костюмах. Кроме игры в карты, распространенной среди знати была игра в шахматы, простонародье же больше увлекалось игрой в кости. Несмотря на многие ограничения, даже в жестокое средневековье устраивались шумные праздники, соревнования и, конечно, знаменитые рыцарские турниры.
Турнирами назывались военные состязания, которые происходили на специально устроенной арене, окруженной местами для зрителей. Место проведения турниров выбиралось наиболее людное, чаще всего около больших городов, чтобы можно было привлечь большее количество зрителей. Обычно турниры назначались по какому-нибудь особенно торжественному случаю. На такие состязания съезжалось очень много народа: участники, знатные и почетные гости, прекрасные дамы, артисты, поэты и просто любопытствующие. Участвовали иногда целые отряды, а иногда пары рыцарей или оруженосцев.
Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой перед настоящими боями, поэтому на них разрешалось использовать только копья с закругленными концами и затупленные мечи, чтобы наносимые ими удары не представляли серьезной опасности для жизни. Нельзя было наносить удары в лицо противнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, несчастные случаи были не такими уж редкими, случались и трагические исходы, хотя турниры проводились по тщательно разработанным правилам, строго определявшим критерии отбора участников и правила их поведения.
Допуск на турнир для участия давал герольд, который тщательно проверял знатность рода и заслуги участника. Герольды же отрабатывали программу проведения празднества и непременно знакомили с ней потенциальных участников и гостей не меньше чем за месяц до проведения турнира. По сути, герольды являлись своеобразными менеджерами на подобных мероприятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за соблюдением правил и регламента.
Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или боевым конем с полным вооружением. Одним из самых волнующих моментов на рыцарском турнире был выбор «дамы сердца» победителем. После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали съехавшиеся на турнир артисты и поэты.
Таким образом, в суровое средневековье досуг тоже был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.
Проведение досуга в Средневековье
В Средневековье были своеобразные организаторы досуга и артисты. Эти люди благодаря церковной пропаганде вызывали у всех одновременно и страх, и восхищение. Церковь разрешала христианам смотреть театральные представления только с библейскими сюжетами. Уличных певцов и артистов, устраивавших представления на другие темы, церковь проклинала, обещая им вечные муки на том свете. Большая неприязнь церковных служителей к бродячим артистам объяснялась их стойким убеждением, что люди, умеющие с помощью масок, кукол и других приспособлений перевоплощаться, являются сродни дьяволу.
Несмотря на все запреты, трубадуры, жонглеры, шуты и другие бродячие артисты пользовались в те времена большой популярностью. Жизнь средневекового человека, заключенного в неприступных замках, редко покидавшего родной дом, была достаточно скучной, поэтому появление бродячих артистов всегда было праздником.
Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками к которым детей приучали с 10-12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали специальные руководства: по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, выслеживанию и разделке дичи, а также по уходу за гончими.
Место для проведения турниров выбиралось наиболее людное, чаще всего около больших городов, чтобы можно привлечь большее количество зрителей. Участвовали иногда целые отряды рыцарей или оруженосцев. Обычно турниры назначались по особенно торжественному случаю. На такие состязания съезжалось очень много народу (участники состязаний почетные гости и знатные дамы, артисты, поэты и просто любопытствующие)
Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой перед настоящими боями, поэтому на них разрешалось использовать только копья с закругленными концами и затупленные мечи, чтобы наносимые ими удары не представляли сер опасности для жизни. Нельзя было наносить удары в лицо противнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, несчастные случаи были не такими уж редкими. Случались и трагические исходы, хотя турниры проводились по тщательно разработанным инструкциям, строго определявшим критерии отбора участников и правила их поведения.
Допуск к участию в турнире давали герольды, которые тщательно проверяли знатность рода и заслуги участников. Герольды отрабатывали программу празднества и не меньше чем за месяц до его проведения знакомили с ней потенциальных участников и гостей. По сути герольды являлись своеобразными менеджерами на подобных мероприятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за соблюдением игравшими правил и регламента.
Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или боевым конем с полным снаряжением. Одним из самых волнующих моментов на рыцарском турнире был выбор победителем «дамы сердца». После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали артисты и поэты.
Таким образом, в суровое Средневековье досуг был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.
1.2.3. Досуг в эпоху средневековья
В этот период продолжают существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, которые свойственны Древнему миру. В Средние века продолжают углубляться такие виды деятельности, которые потенциально способны динамизировать общественное развитие, – философская мысль, наука, искусство и др.
а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год.
В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо-мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались религией и контролировались Церковью. Так, в христианском мире жестко разграничивались дни труда и дни, свободные от работы.
В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно выделялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и богатых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.
Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собрались и у них хватило времени на организацию одного из видов состязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.
Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельможа, был обычай преподносить подарки всем
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.
Жители средневековых городов – как зажиточные, так и бедные – развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских замков и крупных поместий. Среди горожан были распространены домашние праздники с разнообразными играми, музицированием. Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодельничали, танцевали. Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.
Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вечеров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была создавать романтическую атмосферу.
В Средние века на массовых праздниках были и другие развлечения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хождение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней и др.). Популярными были петушиные бои, участие в травле собаками привязанного быка.
Среди спортивных развлечений самыми популярными были всевозможные варианты игры в мяч. Небольшие кожаные шары, которые легко ложились в руку, расшивали золотом и украшали гербами. Не менее знамениты были игры в шарики – каменные, металлические, деревянные или из драгоценной слоновой кости. Богатые вельможи приобретали шары из диковинного малахита, бирюзы, можжевельника или тяжелого самшита. Значительное место среди спортивных развлечений занимали и верховые игры, когда сочетались искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы, а вечером, когда тепло и мягкий свет наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры: тавлеи, игры-голово- ломки, шахматы.
На праздничных улицах и площадях всегда было множество мастеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, дрессировщиков, фокусников, кукольников, шутов.
1.2.4. Развитие досуга в России
Досуг русских людей в древности и в средневековый период. В дохристианский период у восточных славян существовали традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вечерами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киевской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.
После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угрофинскими народами стали распространяться христианские праздники, а также регламентироваться свободное время в соответствии с религиозными догматами. В Киевской и Московской Руси
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
развивалось также такое явление, как русская святость, вырастающее из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние как на повседневную жизнь населения России, так и на досуг простых людей.
С принятием христианства на Руси складывается явление «двух культур» – духовной и светской. Духовная культура подразумевала изменение мировоззрения людей, их восприятия всей жизни, а значит, и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Развитие русской культуры отразило эту особенность в духовной жизни общества, народном быту и в содержании досуга.
Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе закреплялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душеспасительному занятию. Церковь формировала подозрительное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. Так же как и в средневековом западноевропейском обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обряды. В свободное время рекомендовались освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Общественные формы досуга долгий период развивались на церковно-религиоз- ной основе.
Появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Церковь вводит жесткую регламентацию в жизнь крестьян, упорядочив систему календарных праздников. Церковные праздники гарантировали крестьянам право на отдых, проводя четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.
В народной культуре продолжали воспроизводиться фольклорные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время будней и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои.
В эпоху Средневековья к XV в. появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты – скоморохи. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» – травлю медведей и волков собаками.
Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах, а также во многих семьях можно было встретить гусельника, сказителя, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось на их досуге. Женщина-крестьянка имела право принимать участие во всех коллективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов.
При царском дворе также сохранялись досуговые занятия, бытовавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держали «бахарей», «домрачеев» – людей, которые пели песни, рассказывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. Для представлений во дворце была построена «Потешная палата».
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально-обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был напрямую связан с природно-климатиче- скими условиями, и поэтому представления о связи некоторых праздников с божественными силами не имели столь важного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.
В городах по сравнению с деревнями и селами устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать новые знакомства, обменяться новостями. Городская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть различные уличные представления.
Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI
– XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудованных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII – XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.
В селах и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выполняли торговые агентыодиночки или представители торгово-ремесленных артелей – офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса, но и книги, гравюры, народные картинки и др.
Досуг и виды занятий в петровский и послепетровский период. В Киевской и
Московской Руси досуг аристократии и состоятельных городских слоев мало чем отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду.
Первую попытку вытащить человека из скорлупы домашнего быта, расширить круг его интересов и контактов предпринял Петр I. Понимая, что разрушить устоявшиеся обычаи
и традиции досуга не так-то легко, он пошел по пути принуждения. Появились его распоряжения об ассамблеях – новой форме проведения досуга дворян. Неотъемлемым элементом ассамблей были музыка и танцы. Важным в данной форме проведения досуга являлось присутствие женщин. Петр I буквально вырвал дворянских жен из домашнего «заточения». Балы и маскарады с присутствием женщин стали обязательным элементом ассамблей. Петр I сам сочинял программы для маскарадов, шествий, зрелищ. Зрелища выполняли театральную функцию.
Петровский период был во многом переломным по отношению к содержанию свободного времени. И хотя все новации этого периода не осмысливались в связи с таким понятием, как «досуг», по своей сути они были таковыми. Первым шагом в этом направлении было стремление ограничить влияние церковников. Наряду с молебном, колокольным звоном и крестным ходом – так испокон веков на Руси отмечали военные победы – Петр I ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, с пушечной пальбой
Возникают гражданские библиотеки, которые рассматриваются как важные для просвещения учреждения. Первая бесплатная библиотека общественного пользования была учреждена в 1714 г. Петром I в Петербурге. В год открытия в ней насчитывалось 2000 книг. По свидетельству иностранцев библиотека была одной из ведущих в Европе. Петром I положено начало существования еще двух учреждений, приобщавших человека к знаниям и вовлекавших его в мирские дела. Одним из этих учреждений был публичный есте-
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
ственно-исторический музей. Как форма просветительной работы музеи начали зарождаться лишь во второй половине XIX в.
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Дворянская среда стала более «открытой» для заимствования новых форм досуга, возникали и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
С конца XVIII в. в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.
Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора, парикмахеры, модистки и др.
Семейный досуг проводили лишь в узкосословном кругу. Вместе с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живопись, организация театра, исполнение светской музыки и др.), коллекционирование, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получают возможность проводить немало времени в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получения образования в университеты Западной Европы.
Досуговые занятия у среднеобеспеченных и бедных слоев населения. Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а на удовлетворение бытовых нужд, поддержание здоровья и гигиены, на воспитание детей.
Жизненные потребности русских крестьян, городского мещанства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и торговцев удовлетворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий.
Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоятельно строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, делали нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.
Под народными промыслами понимаются те направления хозяйственно-вспомогатель- ной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым обслуживанием крестьян, жителей разных национальных территорий, крупных, средних и малых городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия время и которое рассматривалось в качестве источника дополнительного заработка.
Наиболее распространенными видами русских народных промыслов стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивка, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек.
В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение серебра и др. В помещичьих мастерских создавались особо изысканные виды вышивки. В мужских монастырях традиционно культивировались ремесла: кузнечное, столярное, плотницкое, ювелирное дело, иконопись. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетением или вязанием кружева, шитьем.
На основе народных промыслов нередко создавались произведения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыночного спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
важный компонент досуговой деятельности разных групп населения. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей как украшение в частных домах, в личных коллекциях и музейных фондах.
Досуг в советский период. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве
и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.
В 1950-е годы получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера, вечера-встречи, вечера-чествования, устные журналы, воскресные чтения и др.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями. Большое распространение в то время получили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки, ансамбли бального танца, эстрадно-цирковые ансамбли; расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.
Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались концерты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.
В советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно-плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Финансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов
и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений и др. Существовало льготное потребление – потребление, частично оплачиваемое населением: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.
На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.
У разных групп населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки жизни: оптимальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания широких слоев населения
в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались разнообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к снижению. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и развлекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания.
В 1970 – 80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга, широкое распространение получила неорганизованная самодеятельность, особенно
в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы. Набрали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры и др.
В 1980-е годы в стране ощущалась нарастающая потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, многих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных, компьютерных игр, ночных клубов, баров и др. Назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего
в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.