доверенность на выкуп земельного участка у администрации образец
Как составить доверенность на оформление земельного участка — рекомендации, образец документа
Представитель, действующий по доверенности в интересах лица, может получать для исполнения любые полномочия. Не исключение – операции с земельной недвижимостью. Для составления доверительного документа на действия с землёй нужно иметь в виду некоторые существенные нюансы. В данной статье подробно описано как составить доверенность на оформление земельного участка а также предоставлен образец документа.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Для каких целей требуется?
Доверенность требуется при всех операциях с земельной недвижимостью, которые проводит не собственник участка, а его представитель, или поверенный. Согласно статье 182 ГК РФ такое право предоставляется беспрепятственно всем правоспособным гражданам. А нормы статьи 183 ГК РФ и Закона №218-ФЗ констатируют, что без надлежаще оформленного документа по передаче полномочий, все имущественные и иные гражданские процедуры считаются незаконными, так как они проводятся ненадлежащим лицом.
Соответственно, целевое назначение документа – представительство интересов собственника земельного участка (ЗУ) перед учреждениями и инстанциями, в которых планируется проведение той или иной гражданской процедуры. Например:
Виды документа
Документ может составляться в различных формах, соответствующих статье 185 ГК РФ. Из них выделяют следующие:
Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки, если ошибиться в её выборе. Например, генеральные доверенности дают практически неограниченные возможности. Это удобно тем, что представитель сможет проявить максимальную активность, действуя наиболее эффективно, исходя из своего опыта и компетенций. Ему не придётся постоянно обращаться к собственнику или оформлять дополнительную разовую доверенность, если возникнет форс-мажор.
Но в руках мошенников такая доверенность станет инструментом, который позволит им совершить любое недобросовестное действие в ущерб владельца участка.
Специальные доверенности наиболее распространены. Они не несут риска, так как все действия в них расписаны подробно и чётко. Иные процедуры исполнить по данному документу недопустимо. Но в случаях, требующих дополнительных действий, которые не удалось предусмотреть при составлении документа, понадобится составление новой доверенности, либо – собственнику ЗУ придётся их выполнить самому.
Разовые доверенности выдаются на совершение одного простого действия в одном учреждении. Они удобны, когда вся процедура состоит из одного шага. Так же используются как дополнительные приложения к специальным доверенностям, в которых не были предусмотрены определённые полномочия и поручения, в рамках указанной гражданской процедуры.
Содержание
В доверительной документации, передающей полномочия на соответствующие действия с участком, обязательно указывается нижеследующее:
При необходимости указываются срок действия доверенности и право поверенного на передачу полномочий третьим лицам. Делается удостоверительная запись.
Больше информации об обязательных и дополнительных требованиях к содержанию доверенности вы найдете в этой статье.
Пошаговая инструкция по составлению
Документ, независимо от специфики передаваемых полномочий, всегда состоит из нижеследующих блоков:
В «шапке» всегда указывают наименование документа, прописью – дату составления и место составления, которым является населённый пункт. Вводная часть для всех форм и видов доверенности не имеет существенных различий. Она состоит из нижеследующих сведений:
В основной части выражается специфика документа, по которой определяется вид поручения и действия, которые в него включаются. Поэтому данная часть будет в разных ситуациях различной.
С целью оформить землю
Под оформлением обычно понимается процедура регистрации в Росреестре, с предварительными действиями в администрации населённого пункта, или – в риэлтерской (юридической) фирме. В этом случае доверитель ещё не является собственником участка, поэтому обязательно указывается источник потенциального возникновения права на ЗУ.
Например: «быть моим представителем в земельном отделе Центрального исполкома г. Новокузнецка Кемеровской области для оформления положенного мне как многодетной матери земельного участка с правом выбора расположения и места нахождения участка, подачи и подписания ходатайств и заявок, оформления требующейся документации, в том числе – в Росреестре г. Новокузнецка, где от моего имени подавать и подписывать заявление, сдавать под расписку и получать положенную документацию на оформленную на моё имя земельную собственность».
На перераспределение
В этом случае в процедуре участвуют несколько участков, которые прекращают свою правоспособность, или возникают после проведения процедуры. На этот факт в документе нужно обратить особое внимание.
Например: «представлять мои интересы при оформлении перераспределения принадлежащего мне участка, расположенного в дачном посёлке «Газовик» из числа земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 14 соток, путём выделения из него двух равных участков, общей площадью по 7 соток, выступая от моего имени в правлении СНТ «Газовик», в геодезической компании «Землемер», в МФЦ или отделении Росреестра, с правом делать заявления и голосовать на общем собрании собственников, получать протоколы голосования и выписку из решения общего собрания, подавать документацию на проведение кадастровых работ по разделению участка, присутствовать лично при проведении геодезических работ, получить от кадастрового инженера акт перераспределения границ земельных участков, акт передачи межевых знаков, с правом передачи полученной документации для регистрации обоих вновь возникших земельных участков на моё имя и т.п.».
На управление
В этом случае составляется генеральная или общая доверенность, с передачей всех полномочий, которые в приоритете у доверителя или представляются эффективными доверенному лицу.
Формулировки здесь обычно используются максимально общие: «быть моим представителем по всем вопросам, касающимся имеющихся в моей собственности земель, расположенных на территории Белгородской области, выступая от моего имени во всех муниципальных и налоговых инстанциях, в МФЦ и отделении Росреестра по всей Белгородской области от моего имени, подписывая все требующиеся документы и декларации, с правом продажи и приобретения земель сельскохозяйственного назначения и их регистрацией в Росреестре, на моё имя, действуя исключительно в моих интересах, с правом передачи земельных участков в аренду для ведения сельскохозяйственного бизнеса, подписания договоров имущественных сделок и получения денежных средств по сделке и за арендную плату».
Здесь обязательно указывается срок действия, не превышающий 3 года и право передоверия.
На приватизацию
Здесь уместно составить как специальную доверенность, если оформляется один участок, так и генеральную, если их несколько.
Обязательно указывается форма права обладания ЗУ, допускающая приватизацию: «представлять мои интересы в администрации Исилькульского райисполкома Омской области, в МФЦ и отделении Росреестра г. Омска по всем вопросам, связанным с приватизацией земельного участка, которым я владею на правах аренды у администрации п. Исилькуль в течение десяти лет, с правом сбора, подачи и получения всей требующейся документации, с правом подписи от моего имени заявлений и ходатайств, в том числе – для регистрации права собственности на земельный участок и т.п.».
На регистрацию
Эту процедуру можно оформить простой разовой доверенностью, которая останется в МФЦ после подачи документов на регистрацию. Например: «подать на регистрацию права собственности в отделение Росреестра г. Махачкалы договор купли продажи земельного участка, общей площадью 8 соток из числа земель населённых пунктов».
Далее вносятся основные параметры ЗУ, соответствующие указанным в договоре характеристикам, в том числе – кадастровый и почтовый адрес. После подачи такая доверенность останется у регистратора, а получить документацию после регистрации можно по полученной в Росреестре (МФЦ) расписке.
На прирезку
Такой документ будет представлен: в геодезическую компанию для выноса границ в натуру, в администрацию – для ходатайства об увеличении участка и в МФЦ для регистрации новых сведений о ЗУ. Соответственно, данные учреждения должны быть внесены в перечень. При необходимости вносятся так же:
В перечень требующихся действий могут быть включены: «для оформления процедуры увеличения принадлежащего мне на правах собственности участка, расположенного по улице Ударников дом № 34, относящегося к землям населённых пунктов, установленной площадью в 4 сотки, за счёт прилегающих бесхозяйственных земель по правую сторону от моего участка, выполнять все требующиеся процедуры, входящие в данное действие с правом выступать от моего имени, подписывать ходатайства и заявления, подавать и получать справки и акты в указанных уполномоченных Службах и отделениях, с правом подачи заявления на регистрацию для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости и с правом внесения установленной оплаты за увеличение участка».
Способы удостоверения
Определённая категория лиц, находящаяся на постоянном пребывании в лечебных, реабилитационных и социальных центрах, в местах лишения свободы, или в местах дислокации воинских частей, вправе удостоверить документ по месту пребывания.
Заключение
Передать все полномочия по процедурам, связанным с земельной собственностью, можно по доверенности. Для этого нужно правильно выбрать соответствующую форму, составить правоспособный текст и удостоверить документ нотариально, или у лица, заменяющего нотариуса.
Как составляется, кем заверяется доверенность на оформление земельного участка?
Правами на проведение действий регистрационного характера, в качестве объекта которых выступает участок земли, наделяется собственник.
Если по ряду субъективных причин он не имеет возможности осуществить сделку самостоятельно, закон допускает следующий вариант — делегирование прав стороннему лицу, круг полномочий которого определяется посредством доверенности.
Процедура составления, подписания, применения наделенного юридической силой документа регламентирована нормами гл. 10 ГК РФ.
Разберем подробнее, как составляется доверенность на оформление земельного участка.
Особенности
Доверенность на оформление земельного пая либо участка – документ, имеющий силу в правовой сфере, предоставляющий право третьему лицу, фактически являющемуся сторонним, принимать на себя обязательства от имени собственника в рамках совершения сделок регистрационного характера.
Важно учесть, что ответственность за решение проблем финансового спектра возлагается на лицо, фактически являющееся собственником.
Правила составления доверенности, использования, а также спектр ограниченных законом действий доверенного определены и регламентированы нормами гл. 10 ГК РФ.
В пределах юридического спектра взаимоотношения сторон фактически рассматриваются в качестве безвозмездных. Но закон не умаляет их права на самостоятельное определение стоимости процедуры делегирования собственнических прав.
Виды документа
В соответствии с положениями ГК РФ, имеется возможность оформления доверенности в трех различных вариантах:
Специальная доверенность позиционируется в качестве наиболее популярного и востребованного документа, так как ограничивает круг правомочий доверенного лица и предупреждает недобросовестные действия с его стороны.
Правила составления
Правила оформления непосредственно документа и сбора сопутствующего пакета несколько варьируются в зависимости от характера и особенностей сделок.
К примеру, для оформления доверенности на составление договора аренды земельного участка потребуется минимальный пакет документации, тогда как для проведения сделки купли-продажи необходимым является сбор достаточно большого числа документации.
Ниже приведены нюансы и особенности составления документа для проведения сделки того или иного рода:
На покупку и продажу ЗУ
С целью предоставления стороннему лицу правомочий, позволяющих провести сделку купли-продажи от имени доверителя, потребуется подготовить доверенность в соответствии с рядом требований, регламентированных нормами ГК РФ.
В качестве обязательных к включению позиционируется ряд следующих пунктов:
При реализации участка документ оформляется идентичным образом. Однако в пункте, включающим круг правомочий поверенного, требуется перечислить права последнего, в числе которых может быть не только наличие возможности участия в сделке, но также получения расчета, то есть, денежных средств.
В собственность
Доверенность на приведение земельного надела либо участка в статус личной собственности необходимо составлять согласно принятому нормативно-правовыми актами образцу.
В качестве обязательных к включению характеризуются следующие пункты:
В аренду
Для передачи земельного надела либо участка арендатору посредством участия третьего лица, в данном случае – поверенного, требуется задействование ограниченного объема документов, в числе которых только паспорт участников правовой процедуры и, собственно, доверенность.
Упрощенный характер обусловлен тем фактом, что сделка такого рода позиционируется в качестве проводимой исключительно на основании волеизъявления сторон.
Нотариальное заверение
Нотариальное заверение доверенности, независимо от особенностей процедуры, является обязательным ее элементом.
Доверенность, в пунктах которой отсутствует пометка нотариуса, автоматически утрачивает правовую силу, соответственно, доверенное лицо теряет возможность совершать любые действия и процедуры, выступая от имени доверителя.
Процедуру составления и оформления допустимо проводить как в присутствии нотариуса, так и до момента визита. Стороны вправе самостоятельно составить доверенность, внеся в заранее оговоренные пункты. Однако подписывать необходимо исключительно в присутствии нотариуса и после разъяснения им сторонам гражданских прав и последствий.
Требование относительно проведения процедуры в присутствии нотариуса обусловлено необходимостью подтверждения психического здоровья и адекватности сторон. Исключения, касающиеся заверения указаны в ст. 185.1 ГК РФ.
Стоимость и сроки
Цена на услуги третьего лица, выступающего в качестве доверителя, оговаривается сторонами самостоятельно. Но требуется учесть, что фактически процедура составления доверенности позиционируется в качестве возмездной услуги, где в качестве получателя финансовых средств выступает нотариус.
Что касается сроков, то доверенность рассматривается, как документ, наделенный правовым статусом, только с момента подписания сторонами и включения отметки нотариуса.
Сроки же действия, согласно ст. 186 ГК РФ определяются участниками самостоятельно, но если срок действия не указан, то по умолчанию он не может длиться более года.
Допустимо досрочное прекращение действия, если имеются следующие условия:
Возможно ли признание бумаги недействительной?
Законом выделен ряд правил оформления доверенности, нарушение которых влечет признание ее недействительной. В их числе:
Признание сделки, проведенной на основании доверенности, недействительной может произойти при нарушении сторонами правил, оговоренных и прописанных в теле документа. Факт признания сделки недействительной может быть признан только в рамках судебного делопроизводства.
Нюансы совершения сделок
Процедура совершения сделок на основании доверенности имеет некоторые особенности, регламентированные нормами ГК РФ.
Рекомендуется обратить внимание на следующие пункты:
Заключение
Доверенность на проведение регистрационных или иных действий, объектом которых выступает земельный участок, выступает оптимальным вариантом для доверителя при отсутствии у него возможности принимать участие в сделках самостоятельно.
Но нерациональное составление документа, нарушение правил его оформления могут привести к негативным последствиям, в числе которых признание сделки недействительной. Для предупреждения подобного составлять доверенность рекомендуется только при участии нотариуса.
Доверенность на выкуп земельного участка у администрации образец
Планируете купить эту квартиру? Заполните форму и мы зарезервируем её для Вас!
Планируете купить эту недвижимость? Заполните форму и мы зарезервируем её для Вас!
Планируете купить этот дом? Заполните форму и мы зарезервируем его для Вас!
Планируете купить этот земельный участок? Заполните форму и мы зарезервируем его для Вас!
Доверенность на продажу квартиры
Доверенность в банк
Доверенность для военной ипотеки
Доверенность для продавца
Доверенность на квартиру без права продажи
Доверенность на подписание документов образец
Доверенность на оформление наследства на квартиру
Доверенность на обмен жилой площади
Доверенность на заключение договора
Доверенность на дарение части жилого дома
Доверенность на бронирование жилой площади
Типовая форма генеральной доверенности на квартиру
Доверенность на распоряжение жилым домом
Доверенность на приватизацию квартиры
Доверенность на приватизацию квартиры от своего имени и имени своих детей
Доверенность на получение свидетельства о праве на наследство
Доверенность на получение документа
Доверенность на получение денег
Доверенность на оформление земельного участка
Доверенность на выписку из квартиры
Доверенность на заключение договора дарения земельного участка
Образец генеральной доверенности
Образец доверенности на обмен жилой площади
Образец доверенности на покупку квартиры
Образец доверенности на получение денег
Образец доверенности на получение документа
Образец доверенности на приватизацию квартиры
Образец доверенности на продажу квартиры
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ БЕСПЛАТНО
Отправляя заявку вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Доверенность может быть заверена нотариусом, если это требуется. Обычно заверение нотариусом необходимо при сделках с недвижимостью и для представительства в различных государственных учреждениях. Если доверенность выдана юридическим лицом, то обязательное заверение не требуется. При составлении этого документа важно помнить, что он является односторонним. То есть доверитель предоставляет доверенному лицу права, но при этом не может от него ничего требовать. Если представитель не выполнил свои обязательства, которые указаны в доверенности ответственность за это несет доверитель.
В зависимости от наделяемых полномочий, доверенности делят на 3 категории. Первая это разовые документы, в них прописывается доверие только на одно действие. На пример, доверенность на покупку квартиры. Хотя, действие одно, в доверенности можно прописать большое количество полномочий. От подписания договора до возможности писать заявления и претензии в государственные службы от лица доверителя.
Доверенность, которая наделяет самыми обширными правами представителя, называется генеральной доверенностью. На ее основании может быть совершена любая сделка с имуществом, на которое выписана доверенность. На пример, можно продать квартиру по доверенности, обменять, подарить или заложить.
Помимо доверенности существует предоверенность, это документ, который позволяет доверенному лицу, поручить права своему представителю.
Юридически все сделки совершенные с участием доверенностей находятся в группе риска и могут быть в любое время оспорены в суде.
Доверенность на выкуп земельного участка у администрации образец
Образцы заявлений об оформлении прав на земельные участки:
1. образец заявления аренда без торгов от юридических лиц (Скачать)
2. образец заявления аренда без торгов для физических лиц (Скачать)
3. образец заявления аренда без торгов для индивидуальных предпринимателей (Скачать)
4. образец заявления Безвозмездное пользование (Скачать)
6. образец заявления продажа ЗУ для юридических лиц (Скачать)
7. образец заявления продажа ЗУ для физических лиц (Скачать)
8. образец заявления продажа ЗУ для индивидуальных предпринимателей (Скачать)
9. образец заявления о предоставлении ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование (Скачать)
10. образец заявления без предоставления зу и установления сервитута (Скачать)
11. образец заявления Выдача разрешения на использование земельного участка 1244 (Скачать)
12. образец заявления сервитут пп. 1-7 п.4 ст. 23 ЗК РФ (Скачать)
13. образец заявления по перераспределению земель Н (Скачать)
14. форма заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для юр.лиц, ИП (Скачать)
15. форма заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для физ.лиц (Скачать)
16. ходатайство на публичный сервитут по ст 39.37 ЗК РФ (Скачать)
17. образец заявления по установлению сервитута юр.лица, физ.лица, ИП (Скачать)
18. образец заявления предоставление ЗУ в собственность бесплатно физ.лица (Скачать)
Оформляем в собственность земельный участок под частным или дачным домом
Здравствуйте. На этой странице я рассказываю об оформлении в собственность земельного участка, на котором стоит жилой или дачный дом. Статья вышла большая, ведь я хочу, чтобы собственники дома понимали с чем им придется столкнуться, какие могут быть сложности в оформлении и как их избежать, какие документы требуются на каждом этапе и т.п. Все нижеперечисленное подходит для любых участков (ИЖС, ЛПХ, дачных, садовых и т.д.). Главное, чтобы дом на участке был в собственности.
Согласно п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ, все владельцы дома должны быть согласны на оформление участка. Если у дома несколько собственников, я советую им оформить на одного из них доверенность на сбор документов и оформлению участка. Или на другого гражданина. Например, на нанятого юриста. Потому что придется собирать много справок и ходить по различным инстанциям. После прочтения статьи вы в этом убедитесь.
(чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
Выясняем, можно ли оформить участок бесплатно или его придется выкупать
Внимательно прочтите примеры ниже, чтобы было проще разобраться.
В этой ситуации собственникам дома следует найти правоустанавливающий документ на участок — инструкция ниже. И потом можно оформлять право собственности.
Небольшое отступление — если нужна бесплатная консультация, напишите онлайн юристу справа или позвоните (круглосуточно и без выходных): 8 (499) 938-45-78 — Москва и обл.; 8 (812) 425-62-89 — Санкт-Петербург и обл.; 8 (800) 350-24-83 — все регионы РФ.
Есть исключение: если нынешним собственникам дом перешел по наследству после 30 октября 2001 года, но наследодатель оформлял свое право собственности на дом до 30 октября 2001 года — участок наследнику можно оформить бесплатно — инструкция. Выкупать его не придется. Без разницы наследство было по закону или завещанию.
Интересуемая дата в свидетельстве о наследстве
(нажмите на картинку, чтобы ее увеличить)
В вышеуказанном образце видно, что наследник получил дом в 2011 году, т.е. после 30 октября 2001 года. Но наследодатель регистрировал свое право собственности на дом 5 декабря 1996 года, т.е. до 30 октября 2001 года. Поэтому наследник-собственник дома имеет право оформить участок бесплатно — инструкция.
Датой собственности на дом считается дата регистрации этого права — пп. 2 по 6 ст. 1 Федерального закона о регистрации недвижимости. Без разницы дом был куплен, подарен, получен по наследству, право оформлено по решению суда, дом был построен и оформлен в собственность по декларации и так далее. Дата регистрации обычно указана в свидетельстве о собственности, в выписке из ЕГРН (как получить выписку), в самом договоре приобретения дома и т.п. Если дом был получен по наследству, то нас еще интересует дата регистрации права собственности на дом наследодателем — оно указано в свидетельстве о наследстве, где перечисляется наследуемое имущество. Почему это важно я писал выше.
Записи о дате регистрации права в свидетельствах и договорах
Пример №1 : Олег купил дом 5 сентября 2005 года. Именно такая дата указана в свидетельстве о собственности и договоре купли-продажи как дата регистрации права. Олегу придется выкупать участок, потому что его право собственности на дом зарегистрировано после 30 октября 2001 года.
Ситуация №1 — Если участок можно только выкупить
О стоимости выкупа
Выкупная стоимость — это определенный процент от кадастровой стоимости участка. Данный процент везде разный, потому что его устанавливает местная администрация — ст. 39.4 ЗК РФ.
Например, в Ленинском муниципальном районе Московской области установлена ставка в 3% от кадастровой стоимости — Постановление администрации района от 06.06.2014 N 904. В Самаре ставка в 20% — Постановление администрации от 16 декабря 2016 года N 1601. В Кемеровской области уже 60% — Закон области от 7 февраля 2013 года N 10-ОЗ.
Указанные проценты актуальны на момент написания статьи. Через год они могут измениться. Процент можете найти в интернете, спросить у сотрудника местной администрации или юриста.
1. Предварительное согласование с администрацией
В какой именно орган нужно подавать заявление стоит уточнить у местного юриста. В каждом населенном пункте установлен местный закон о перераспределении полномочий.
Например, в Московской области подать документы нужно в МФЦ (Многофункциональный центр «Мои документы»), оттуда их в электронном виде подают в Комитет управления муниципальным имуществом района (КУМИ). Или можно воспользоваться их официальным сервисом — uslugi.mosreg.ru. Чтобы в нем зарегистрироваться, нужно иметь учетную записать в Госуслугах (ЕСИА).
В Самаре уполномоченным органом по распоряжению землями является Администрация городского округа, но заявление нужно подавать в Департамент градостроительства. Если участок в поселке, чаще всего нужно обращаться в администрацию муниципального района, иногда в администрацию поселка.
Образец заявления дадут там же. В нем нужно указать, что участок просят предоставить в собственность без проведения торгов. Без торгов, потому что собственники дома имеют преимущественное право выкупа участка – пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
К заявлению приложить (оригиналы и копии):
Ее лучше заказать у местного кадастрового инженера. Стоит от 4 000 рублей. По закону схему можно оформить и самостоятельно (ст. 11.10 ЗК РФ), но нужно уметь пользоваться специальной программой. Я советую довериться профессионалам.
В схеме будут указаны точные координаты границ участка. Заранее уточните в администрации сколько нужно экземпляров. На моей практике требуют 6.
Предоставлять какой-либо правоустанавливающий документ на участок необязательно.
Если будет отказ, в нем обязательно распишут законные основания (они перечислены в ст. 39.16 ЗК РФ). Чаще всего отказывают по трём причинам:
Все эти ситуации бывают из-за того, что во время постройки дома и оформления его в собственность действовали одни законы, а сейчас появились новые законы или ужесточились старые. Правомерен ли отказ или нет лучше рассматривать вместе с юристом, без знаний и опыта с этим разобраться очень сложно.
2. Заказываем межевание участка
Межевание нужно, чтобы установить точные местоположение участка, его границы и конфигурации. Межевание может проводить только кадастровый инженер. Услуга стоит от 15 000 рублей и проводится примерно месяц. После работ инженер выдаст межевой план участка и акт согласования границ с соседями – ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, ст. 39 и ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Как проводится межевание — подробная и пошаговая инструкция. Для заказа услуги обязательно возьмите с собой распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
3. Ставим участок на кадастровый учет
Во многих городах/поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату (УФРС). Если в вашем населенном пункте можно подать напрямую в Рег. Палату, лучше так и сделать.
Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.
Решение администрации о предварительном согласовании подавать не нужно, потому что информация о решении будет уже указана в межевом плане.
«Дачная аминистия» — что это за закон, какая недвижимость попадает под его действие и до какого года действует Как разделить участок на 2 и более участков
4. Выкупаем участок
Теперь нужно подать заявление и документы в ту же организацию, что и при предварительном согласовании. Например, в Московской области нужно подать в МФЦ, оттуда их отправят в Комитет управления имуществом района (КУМИ). Или можно воспользоваться официальным сервисом — uslugi.mosreg.ru. Регистрация проходит только через учетную запись в Госуслугах (ЕСИА).
К заявлению достаточно приложить паспорта собственников дома, нотариальную доверенность (если заявление подает доверенное лицо) и полученное ранее распоряжение о предварительном согласовании – инструкция по ссылке.
Образец договора и акта ↔
Ситуация №2 — Если участок можно оформить бесплатно (без выкупа)
Сразу предупреждаю: Даже если собственники дома имеют право оформить участок бесплатно, часто они сталкиваются с различными трудностями. На моем практике 2 самые частые из них: 1) Не всегда получается найти правоустанавливающий документ на участок. 2) Администрация отказывает предоставить участок бесплатно и предложит его выкупить. Отказ не всегда правомерен, поэтому придется отстаивать свои права в суде. Но обо всем по порядку.
1. Найти правоустанавливающий документ на участок
У собственников дома должен быть на руках какой-либо документ на участок, который доказывает факт его образования и подтверждает право пользования. Это может быть: свидетельство/договор/государственный акт о предоставлении участка на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, договор на право застройки и т.п. Можно удостоверенную копию/дубликат документа.
Необязательно, чтобы участок по правоустанавливающему документу был выдан только на имя текущих собственников дома. Главное, найти этот документ.
Образцы правоустанавливающих документов ↔
Если у собственников дома есть на руках есть такой документ — они могут сразу зарегистрировать право собственности.
Если правоустанавливающего документа на руках нет, нужно сначала найти его реквизиты и только по этим реквизитам можно найти сам документ. Будьте готовы, что документ или реквизиты могут и не сохраниться в архивах – утеряны, пришли в негодность, нечитаемы или уничтожены. Все-таки подобные документы оформлялись давно.
Даже если вы на 100% уверены, что документов на участок нет, все равно запрашивайте в архивах реквизиты правоустанавливающего документа. И когда будут получены справки об их отсутствии, можно пойти в местную администрацию с просьбой бесплатно предоставить участок в собственность. Об этом написано ниже.
1. Ищем реквизиты правоустанавливающего документа
Почему нужно сначала найти реквизиты, а не сам правоустанавливающий документ? Потому что в организациях, где может храниться этот документ, не смогут найти просто по адресу земельного участка. Им нужно знать номер документа и дату оформления, т.е. реквизиты. А сами реквизиты можно запрашивать просто по адресу участка.
Архив БТИ и архив Росреестра. Адрес местного архива БТИ уточняйте на сайте организации — Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ. Если местоположение определилось неправильно, свой населенный пункт можно найти во вкладке «Выбрать город».
Адрес местного архива Росреестра также можно узнать по единому справочному телефону Росреестра — 8 (800) 100-34-34.
Инструкция получения справок с архива БТИ и с архива Росреестра одинакова. Всем собственникам дома или доверенному лицу нужно обратиться в архив и написать заявление на предоставление сведений из инвентарного дела объекта недвижимости. В заявлении достаточно указать адрес участка — он такой же как и у дома. Бланк и образец дадут там же. К заявлению нужно приложить копии паспортов собственников, нотариальную доверенность (если обращается доверенное лицо) и копию документа о праве собственности на дом — свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРН/ЕГРП.
Теперь решаем по ситуации что делать дальше:
Как узнать кадастровую стоимость земли — инструкция с картинками В этой статье я подробно расскажу как выкупить часть земли у соседей
2. По реквизитам ищем сам правоустанавливающий документ
В справке с реквизитами обязательно указана организация, в которой может храниться правоустанавливающий документ. Чаще всего организацией выступают архив нотариальной палаты, архив местной администрации или государственный архив региона. Советую обращаться в каждый архив.
Чтобы узнать контакты архива нотариальной палаты, позвоните или лично обратитесь за консультацией в нотариальную палату региона (области, края и т.п.). Но лучше всего проконсультироваться у местного земельного юриста, они обычно знают необходимые адреса. Контакты архива местной администрации и государственного архива региона можно легко найти в интернете. Примеры ниже.
Во всех 3-х архивах документ на участок выдают одинаково. Все собственники дома должны написать заявление о предоставлении правоустанавливающего документа на участок, форму и образец выдаст сотрудник. При себе иметь: справку с реквизитами; правоустанавливающий документ на дом (свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРН); паспорта. Стоимость и срок получения документов везде разный, уточняйте на месте.
Если правоустанавливающего документа не нашли, ниже я подробно написал что делать дальше.
Не нашли правоустанавливающий документ? Обратитесь в местную администрацию с просьбой предоставить участок в собственность бесплатно
В какой именно орган нужно подавать заявление стоит уточнить у местного юриста. В каждом населенном пункте установлен местный закон о перераспределении полномочий.
Например, в Московской области подать документы нужно в МФЦ (Многофункциональный центр «Мои документы»), оттуда их в электронном виде подают в Комитет управления муниципальным имуществом района (КУМИ). Или можно воспользоваться их официальным сервисом — uslugi.mosreg.ru. Чтобы в нем зарегистрироваться, нужно иметь учетную записать в Госуслугах (ЕСИА).
В Самаре уполномоченным органом по распоряжению землями является Администрация городского округа, но заявление нужно подавать в Департамент градостроительства. Если участок в поселке, чаще всего нужно обращаться в администрацию муниципального района, иногда в администрацию поселка.
В администрации собственникам дома или доверенному лицу нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка — ст. 39.15 ЗК РФ. Образец заявления дадут там же. В заявлении нужно указать, что участок просят предоставить в собственность бесплатно (на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ), а не через выкуп.
К заявлению нужно приложить следующие документы (оригиналы и копии):
Ее лучше заказать у местного кадастрового инженера. Стоит от 4 000 рублей. По закону схему можно оформить и самостоятельно (ст. 11.10 ЗК), но нужно уметь пользоваться специальной программой. Я советую довериться профессионалам.
В схеме будут указаны точные координаты границ участка. Заранее уточните в администрации сколько нужно экземпляров. На моей практике требуют 6.
Администрация в течение месяца будет принимать решение — предоставить участок бесплатно или отказать (п. 7 ст. 39.15 ЗК). При отказе будут указаны основания — п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ.
Какие решения принимает администрация и что делать дальше
В такой ситуации нужно разобраться — правомерен ли отказ. Довольно часто администрация интерпретирует закон по-своему, не учитывает судебную практику или просто не хочет видеть законные основания для бесплатного предоставления участка. Опишу самые распространенные случаи по таким отказам.
Бывает такое, что наследодатель реконструировал дом, тем самым увеличил его площадь. Но не успел или не захотел реконструкцию документально оформить. В итоге, после смерти наследодателя наследник получил дом в собственность с большей площадью.
При таком случае администрация считает, что раз дом реконструирован, участок нельзя предоставлять бесплатно. Дом ведь изменился. Наследнику придется обращаться в суд и доказывать, что реконструкция дома была произведена до 30 октября 2001 года, но не была сразу документально оформлена. Это один и тот же объект, просто он был изменен.
Инструкция по обращению в суд описана ниже — перейти.
Такие случаи расписаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Чаще всего по трём причинам:
Все эти ситуации бывают из-за того, что во время постройки дома и оформления его в собственность действовали одни законы, а сейчас другие – появились новые или ужесточились старые. Каждую ситуацию здесь нужно отдельно рассматривать. В общем, разбираться по отказу нужно индивидуально, обязательно с юристом.
Это самый редкий случай, поэтому не буду сильно акцентировать на этом внимание. Напишу кратко что делать дальше:
Услуга бесплатна, срок – 7 рабочих дней. В конце дадут письменное уведомление о постановке участка на кадастровый учет. Участку будет присвоен кадастровый номер.
Администрация в течение месяца оформит распоряжение о бесплатном предоставлении участка, которые собственники дома должны подписать и забрать.
Признание права собственности на участок через суд
Перед тем как пойти в суд, следует узнать — стоит ли судиться с администрацией, тратить свое время и деньги или проще будет выкупить участок. Я советую обратиться к юристу за консультацией в такой ситуации.
Для примера выше я уже описывал сколько стоит выкупить участок из Московской области (ссылка вверх). Там была сумма примерно в 82 000 рублей. С другой стороны, юрист посчитал за свои услуги по суду в 40 000 рублей, оформление документов для суда примерно в 15 000 (доверенность, план участка и т.п.). Разница здесь в 27 000 рублей. Я понимаю, что цифры примерные, но общую картину показывают.
Сначала в канцелярии суда нужно взять квитанцию на оплату госпошлины. Размер госпошлины — 300 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) и оплатить её можно в самом здании суда. Далее после оплаты уже в приемную суда (экспедицию) подаете следующие документы (оригиналы и минимум 4 копии):
Ответчиком по суду указывается местная администрация, которая отказала в предоставлении участка. Третьим лицом – местное отделение Росреестра. В некоторых случаях ответчиками или третьими лицами могут быть собственники соседних участков.
Даже не думайте самостоятельно составлять исковое заявление по скачанным образцам из интернета. Обязательно обратитесь за помощью к юристу.
Если участок куплен, то договор купли-продажи. Если получен по наследству — свидетельство о наследстве. И так далее.
Не путайте этот план со схемой расположения участка на кадастровом плане территории. Это разные документы. Схема расположения не нужна на суде, ее и заменит план.
Такой план нужно заказать у кадастрового инженера. Стоит от 8 000 рублей и оформляется примерно месяц. Так долго, потому что на плане будут отображены красные линии и территории общего пользования. А чтобы получить такую информацию, кадастровый инженер сделает запрос в местную администрацию. Ответ и приходит примерно месяц.
Он потребуется, чтобы доказать судье, что с собственниками соседних участков нет споров по границам.
Данный акт составит любой кадастровый инженер. Впишет в него данные собственников соседних участков и соберет их подписи.
Судебных заседаний будет несколько. Не всегда представитель местной администрации (ответчик) участвует в них. Чаще всего представитель приходит в суд, если затрагиваются интересы администрации на данный участок или имеются запреты в его использовании. Например, участок находится рядом с берегом или лесом. Или на участке проходят какие-либо коммуникации общего пользования.
Истцам (собственникам дома) на судебных заседаниях нужно также отстаивать свою позицию — почему они считают, что их права нарушены и почему суд должен принять решение о признании за ними права собственности на участок.
Если будет положительное решение суда, собственники дома могут забрать его в канцелярии суда. Через месяц решение суда вступает в силу, но только после принятия в окончательной форме — п. 1 ст. 209 и ст. 321 ГПК РФ. Дата принятия будет указано в самом решении.
После того как решение суда вступит в силу, собственникам дома нужно заказать у кадастрового инженера межевание, чтобы установить границы участка — инструкция. Кадастровому инженеру нужно отдать копию решения суда. Он на основании судебного решения установит фактические границы участка и оформит межевой план — ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. После получения на руки межевого плана, участок можно зарегистрировать в собственность.
Заключительный этап — Регистрируем право собственности на участок
Во многих городах и поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату (УФРС). Если в вашем населенном пункте можно подать напрямую в Рег. Палату, лучше так и сделать.
Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.
Госпошлина за регистрацию права собственности — 350 рублей (пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):
Согласно п. 10 ст. 39.20 ЗК, доля участка у собственника будет равен размеру его доли дома. Например, в доме два владельца — у одного 1/3 дома, у другого 2/3 дома. Значит и участок будет оформлен с такими же долями — у одного 1/3 участка, у другого 2/3 участка. Размер долей менять нельзя. Если же дом оформлен в совместную собственность (доли не определены), тогда и участок будет оформлен в совместную собственность.
Образец выписки из ЕГРН на землю