древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука

Наука, искусство, религия

от непосредственного единства к опосредованному единению познания

Наука, религия, искусство, несмотря на огромные расстояния, разделяющие их, интуитивно воспринимаются нами как нечто целое, принадлежащее к одному уровню отношений человека к Миру — отношений не непосредственно вещественных, а опосредованно идеальных. Хотя наука, религия, искусство и разнесены по разным полюсам, мы неизбежно приходим к пониманию, что эти полюса принадлежат одному пространству, и как три точки задают в нем единую плоскость познания.

Прежде всего, мы можем констатировать, что и наука, и религия, и искусство — это формы не прямого, не непосредственно-физического, а духовно-интеллектуального отношения человека к Миру. Этим замечанием мы отличаем, отделяем сферу их единства от области человеческой деятельности, направленной на обеспечение его физиологического (биологического) существования — добычи пищи, защиты от природных стихий и т.д. или, если говорить о современном обществе — от производственно-экономических отношений.

Другой особенностью, объединяющей искусство, науку, религию и одновременно отделяющей их от внутренних переживаний и мыслей единичного человека, является их обязательная внешняя человеку фиксация. То есть, говоря о науке, искусстве, религии, мы имеем в виду не просто обдумывание, чувствование, созерцание мира человеком, а обязательное представление этих процессов в виде текстов, звуков, вещей. Благодаря этой внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, наука, религия, искусство имеют не только личностную, но и общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.

Общая схема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал, уловил – и зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме: в словах, линиях, звуках. Можно, конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такое непосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только не может быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемо внутри человека. Оно не может быть отделено от чистых восприятий, чувствований, ощущений и поэтому лежит вне искусства, науки, религии. Сугубо внутреннее, непосредственное (не выявленное) индивидуальное познание предшествует им или, наоборот, может рассматриваться как частный сухой остаток, послевкусие.

Следовательно, рассматривая искусство, науку, религию как способ познания мы, прежде всего, должны иметь в виду не внутренний мимолетный акт прозрения, а процесс его внешнего закрепления, фиксации в форме, доступной для передачи другим людям. Поэтому точнее было бы говорить об искусстве, религии, науке как о формах общественного познания. Этим уточнением подчеркивается не только необходимость внешней реализации внутреннего чувствования, но и констатируется обязательная социальная значимость формы закрепления индивидуального познавательного порыва. Ни пророчество, ни поэма, ни теорема произнесенные на неведомом языке не имеют познавательной ценности, то есть не являются элементами религии, искусства, науки. И реликвия, и картина, и научный метод до общественного признания их таковыми являются лишь частными предметами, хотя и имеют форму реликвии, картины, научного метода.

Итак, мы констатировали, что наука, религия, искусство являются способами общественного познания. Или, если рассматривать их с точки зрения отдельного человека – способами фиксации индивидуального познания, средствами представления этого познания в общественно значимых формах. При этом само индивидуальное познание – это всего лишь вздох, задержка дыхания в момент прозрения, предчувствия истины, ощущения всеобщности. По своей природе все разнообразные «вздохи познания» – вызванные и ощущением всеобщности Мира как целого, и видением единства Человека и Мира, и пониманием тождественности разрозненных явлений – близки и даже, более того, неразличимы. Радость открытия, экстаз творчества, восторг причастности едины для всех – для ученого, художника, проповедника.

Различия же начинаются тогда, когда человек пытается зафиксировать момент прозрения, передать другим свое предчувствие истины. Он может взять в руки музыкальный инструмент, кисть, перо и попытаться в звуках, красках, словах запечатлеть свои ощущения. Такую сугубо личностную, субъективную форму выражения индивидуально познанной истины мы называем искусством.

Если человек ощущает внутреннюю истину, как нечто всеобщее, мировое, ему не принадлежащее, единое для множества людей, он начинает проповедовать. В отличие от художника (поэта, музыканта), верующий человек не придумывает, не изобретает новых оригинальных форм фиксации своего прозрения, а находит подкрепление, подтверждение ему в уже предзаданной системе ритуалов, символов, текстов. Религия, по сути, и является набором исторически сложившихся, строго зафиксированных форм (ритуалов), предназначенных для выражения индивидуальных познавательных актов. Унифицированность и абсолютность религии как способа познания мира, с одной стороны, отражают (констатируют) всеобщее единство самого Мира, и, с другой стороны, предлагают единый язык для выражения индивидуальных «вздохов», язык человеческого взаимопонимания.

Ученый же уверен, что проблеск истины, ощущение некоторой взаимосвязанности, тождественности различных явлений есть не только единичное отражение абсолютной всеобщности Мира (как в религиозном познании) и не только его индивидуальное, субъективное ощущение гармонии (как в искусстве), но и выражение некоторой конкретной объективной закономерности. Он пытается однозначно закрепить это понимание взаимозависимости явлений мира в виде формальной системы – научной теории. (Когда мы говорим «художник», «верующий», «ученый», то, конечно, имеем в виду разные сферы деятельности, при этом понимая, что реально все они могут воплотиться в одном человеке.)

Для терминологического однообразия все возможные формы фиксации человеческого познания (этого вздоха предчувствия истины) будем обозначать словом «высказывание». Так вот, высказывание художника (мелодия, картина и т.д.), вызванное каким-либо явлением, вернее, чувством, порожденным этим явлением – абсолютно субъективно и уникально. Пробудит ли это явление такое же чувство у других художников, никто не знает, но можно гарантировать, что их высказывания будут другими (не рассматривая, конечно, случаи плагиата или редких совпадений). Кроме того, что все высказывания художников об одном и том же явлении мира уникальны, так еще и восприятия этих высказываний другими людьми совершенно не однозначны. Именно эта мимолетность, случайность, уникальность (и со стороны творения, и со стороны восприятия) являются отличительными чертами искусства как способа познания. Оно запечатлевает Мир в мгновенности и неповторимости его явлений и индивидуальных восприятий.

Проповедник, в отличие от художника, не выражает личное отношение к миру в самостоятельных, уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий. Для такой унификации религия изначально строится как некая абсолютная система, на языке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство, предощущение истины. В отличие от искусства, в котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших произведениях искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминах единой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременного единства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.

Если высказывания художника отражают лишь его субъективное отношение к явлениям, а религиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементов Мира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения отдельных явлений Мира друг к другу, их некоторое относительное единство, их взаимозависимую последовательность. Высказывания в искусстве и религии абсолютно истинны. Первые – потому, что тождественны самим себе; вторые – потому, что тождественны абсолютной системе религиозных постулатов. Научные же высказывания, как выражающие относительное единство различных явлений мира, не являются абсолютно истинными. Но именно эта неабсолютность придает научным высказываниям познавательную ценность – позволяет распространять их с той или иной долей достоверности на другие явления, или, что равносильно, подводить другие явления под готовые высказывания. То есть реальным результатом (и смыслом) научного познания является не создание индивидуальных субъективных высказываний (произведений искусства) и не констатация тождества всех явлений в рамках абсолютной системы высказываний (религии), а получение, генерация новых относительных высказываний о явлениях мира в терминах конечных систем (теорий). Именно эта относительность, текучесть, преемственность науки делает ее инструментом для познания ограниченных во времени и пространстве элементов Мира.

С представленной точки зрения науку, религию, искусство можно рассматривать как закономерное расслоение, разветвление изначально единого, синкретического человеческого познания. Желание зафиксировать, закрепить, передать другим тот первобытный «вздох», то перовое, неопределенное, непосредственное понимание Мира, предчувствие истины как единства Человека и Мира неизбежно привело к появлению трех, все более удаляющихся друг от друга способов познания, трех форм его представления. То есть для отражения всей полноты индивидуального познавательного порыва человеку потребовалось три разных языка: язык всеобщей, индивидуальной и относительной истин; потребовалось три разных формы: религиозная система, произведение искусства, научная теория.

Но с другой стороны, внешне столь явно различимые, разнесенные по разным полюсам, эти три формы воплощения человеческого познания – религия, искусство, наука – всегда оставались и остаются в непосредственном единстве. И как дополняющие друг друга, дополнительные друг другу. И как реально единые в единичном сознании — та изначальная синкретическая целостность познавательного потенциала сохранилась в непосредственной неразличимости индивидуального внутреннего творческого порыва.

Человек сочиняет стихи, музыку, исследует просторы вселенной, изобретает новые устройства, верит в Будду, Аллаха, Христа… и пока он не произнес ни единого слова, пока перо не прикоснулось к листу бумаги, переполняющие его предощущение истины, чувство единения с Миром и являют собой те отзвуки архаического синкретического познания, а также прообраз будущего познания, не разделенного на способы, методы, области, сферы.

Это познание не будет религией – оно не будет ссылаться на регламентированные ритуалы, канонизированные истины, предписанные ответы, хотя в фундаменте его будет лежать вера в Единство Мира, которую невозможно исчерпать, выразить, запечатлеть ни словами, ни формулами, ни красками, ни звуками.

Это познание не будет искусством – оно не будет переполнено самостью, эгоцентричной уверенностью в истинности частного видения, но по своей сути оно будет эмоциональным, эстетическим восприятием каждого мгновения Мира, его красоты и гармонии.

Это познание не будет наукой — оно не будет приписывать каждому элементику мира свое определение, в надежде заменить реальный мир его формальной моделью, но оно будет основано, выстроено на всем рациональном знании, являющимся не только средством выживания цивилизации, но и способом ее развития.

Источник

Философия. Краткий курс

древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука. древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука фото. картинка древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука. смотреть фото древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука. смотреть картинку древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Источник

Миф, религия, искусство и наука в качестве элементов культуры

Элементы культуры

Реализоваться в творческой сфере каждый человек в состоянии по-разному, и достижение его творческого самовыражения происходит посредством различных культурных форм, каждая из которых обладает своей смысловой нагрузкой и символической системой.

Миф и религия

Миф есть наидревнейшая система ценностей. Культуре свойственен такой путь развития: от мифа к логосу, то есть от вымысла к знанию. В современной культуре с ходом развития цивилизации ценностям и идеалам мифа отводится архаичная роль, но дающая нам средства символического мышления, позволяющая объяснять ценности современной культуры посредством идеи «героического».

В мифе все становится условным и символичным, а потому фантазия позволяет легко воспринимать несовместимость, а зачастую даже противоречивость, смыслов и содержания.

В той же мере как и миф, религия транслирует потребность личности в том, чтобы ощущать свою причастность к основаниям бытия. Однако в отличие от мифа, здесь божественной силой наделяются сверхъестественные силы, а не природа, дух человека с его свободой и творчеством.

Трактуя божественное в качестве сверхъестественного абсолюта, религия помогала человеку обрести независимость от стихийных сил и страстей. Ценностная нагрузка религии и ценностная нагрузка светской культурной жизни зачастую вступают в противоречие друг с другом (например, в миропонимании либо определении смысла жизни). Главное место в религии отводится вере – в сверхъестественное, в Бога, в чудо – во все то, что невозможно постичь рациональным путем. Как правило, изначально культура модифицирует становление религии, но с ходом времени религия начинает вносить изменения в культуру, попадающую все больше и больше под ее ощутимое влияние.

Религия прививает ценностям безусловность и святость, формирует ценности от земных до божественных. При попадании в русло предлагаемых религией ценностей, человек совершает свой выбор в пределах греховного и справедливого.

Однако из-за того, что светские ценности обладают более условным характером, а также более легко подвержены преобразованиям в духе эпохи, со временем появляется тенденция к высвобождению культуры из-под влияния религиозных догм и правил.

Искусство

Искусство всегда фигурировало в истории культуры в одном ряду вместе с мифом и религией. Оно было трансляцией потребности человека в образно-символической интерпретации ключевых моментов его жизненного процесса.

Ключевая задача искусства есть познание эстетического, художественное выражение человеком явлений окружающей их среды. Обогащение культуры посредством духовных ценностей через искусство происходит с помощью системы образов, символизирующих идеалы определенной эпохи. Данные ценности отличаются.

Они могут быть направлены в прошлое, в будущее либо в настоящее, но всегда ориентированы на человеческое «Я» и создают как рациональные, так и иррациональные мотивы в поведенческой жизни человека. В связи с этим в развитии культуры роль искусства довольно противоречивая, так как оно может воспитывать как в духе возвышенных идеалов, так и, напротив.

Наука

Невзирая на то, что в структуре культуры наука – новый институт, значение ее быстро растет. В науке достоверность получаемых знаний проверяется с помощью специально созданных средств, это особый способ производства объективных знаний, который не предполагает оценочного отношения к объекту.

Истина есть самая высокая ценность для науки, а для культуры эта высшая ценность – человек.

Наука создает ограничения для возможностей духовного развития, так как сдерживает иные формы истин. По мнению Н. Бердяева, жажда познания становится фатумом в судьбе человечества, если она оторвана от идеалов Добра и Красоты. В сознании общества зафиксированы идеалы прогресса в связи с перманентным стремлением совершенствовать и обновлять технику, технологию, материалы. Данные идеалы начинают преобладать над иными установками и смыслами жизни человека.

В связи с этим, цивилизацию и культуру в определенном отношении невозможно соединить, так как духовной сущности человека противостоят технофицированные формы его бытия.

Культуру можно трактовать как творческую лабораторию человеческого духа, а науку – это творческую лабораторию лишь разума.

Источник

Древнейшая форма человеческого знания это религия мифология искусство наука

История философии в контексте времени: Учебное пособие для музыкальных вузов (академический бакалавриат)

Козлов Иван Иванович

кандидат философских наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

Дмитриева Нина Анатольевна доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Заборских Тамара Петровна кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

В оформлении обложки использована «Афинская школа» – фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура («Залеуказов») Ватиканского дворца.

Что такое философия и зачем ее нужно изучать?

За последние годы произошло качественное преобразование социума на основе стремительного развития информационных технологий и высокого уровня инноваций. В современном мире большинство людей продолжают размышлять на так называемые философские темы, задавая обманчиво простые вопросы, в надежде получить столь же простые ответы. Именно с ответа на вопросы «почему», «зачем» и «для чего» следует приступать к изучению новой области знания.

Как разобраться в перипетиях философии? Что такое разум и сознание? Какова природа реальности? Что представляет собой человек? Свободны ли мы в своем выборе? Можем ли мы вообще быть в чем-то уверены?

Большинство философских вопросов не имеет ничего общего с повседневной жизнью. Однако это не значит, что не нужно пытаться найти на них исчерпывающие ответы. Иногда это получается, но гораздо чаще эти вопросы остаются без ответов.

Осознаем ли мы это или нет, но философия является частью нашего жизненного мира, а философские размышления проходят через всю нашу повседневную жизнь. Изучать философию имеет смысл потому, что ее предмет является самым важным из того, что нужно знать, чтобы быть настоящим Человеком. Если выявление и уточнение философских размышлений осуществляется отдельным человеком, то они носят личностный характер. Однако одновременно они являются и всеобщими, поскольку с их помощью открывается все более глубокое и единое понимание человеческого мира. Такого рода деятельность является философской по своей природе и можно многому научиться, зная, что думали и говорили по поводу различных жизненных вопросов философы.

Как и наши современники, философы прошлого утверждали, что говорят истину. В этом смысле они бросают вызов нашему времени точно так же, как они бросали его своему. Вот почему необходимо серьезно относиться и к мыслителям античности, и, например, философам Нового времени, только заняв определенную позицию по отношению к сказанному ими. Такой подход предполагает вступление с ними в диалог, позволяющий сопоставить и испытать наши и их точки зрения. Именно в этом состоит одно из отличий философствующей истории философии от вторичной реконструкции идей прошлого.

Вопрошание продолжает оставаться наиболее важным для понимания того, что такое философия. Изучающий ее должен сам задавать вопросы, не бояться прибегать к помощи других. В философии не существует «окончательных» ответов, которые легко отыскать в перечне готовых решений. Поэтому, только начав задавать вопросы, можно прийти к ее лучшему пониманию.

Философия – это не готовое знание, а поиск истины. Иначе говоря, освоившим философию как учебный предмет является такой обучающийся, который научился думать самостоятельно. Безусловно, такое мышление должно быть культурным и грамотным. Грамотность подразумевает знание хотя бы элементарных вещей в области философии – основных проблем, терминов, идейных течений, а культура мышления включает в себя умение созерцать сверхчувственные феномены, умение видеть проблему и правильно ставить вопросы, умение размышлять и логично связывать свои мысли, умение адекватно выражать и обосновывать свою позицию, умение понимать оппонента и учиться у него.

Пособие познакомит с древними и современными философами и позволит узнать, что они думали об устройстве Вселенной, истине, нравственности, человеке. Вы сможете узнать о наиболее важных философских учениях, школах, направлениях в контексте времени, чтобы понимать взгляды и оценки великих мыслителей в свете их собственных представлений и, возможно, это поможет Вам по-новому понять мир.

Цели и задачи дисциплины «Философия»

• способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

• сформировать и развить философское мировоззрение и методологическую культуру в качестве основы практических навыков для дальнейшего использования в рамках избранной образовательной программы;

• содействовать воспитанию гармонично развитой личности с гуманистически ориентированной ценностной системой.

Эти цели соотнесены с общими целями основной образовательной программы, способствуют освоению знаний междисциплинарного характера, служат основой решения воспитательных задач в ходе учебного процесса.

В ходе освоения историко-философской проблематики студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленным временем, культурной и цивилизационной спецификой стран и регионов, внутренними закономерностями и основными векторами развития. Теоретические аспекты курса включают в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и ценностном отношении.

Изучение курса философии опирается на исторические знания студентов, а также на полученные ими знания по обществознанию в средней школе.

Реализация основных целей в ходе преподавания учебной дисциплины «Философия» предполагает решение следующих задач:

развить у студентов интерес к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность в философских оценках исторических событий и фактов действительности, способствовать усвоению ими идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм;

• обеспечить изучение студентами всеобщих законов бытия и общественного развития, достижений мировой и русской философской мысли, осмысление общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, способствовать на этой основе формированию у них устойчивой мировоззренческой ориентации, необходимого уровня общей и философской культуры;

• помочь студентам в овладении методологией научного анализа, в том числе междисциплинарного, адекватной современным требованиям и вызовам социального развития, потребностям эволюции основных сфер общественной жизни;

• содействовать формированию духовного мира будущих профессионалов (юристов, экономистов, психологов, специалистов в области государственного и муниципального управления и других), воспитанию чувства высокой ответственности за выполнение гражданского и профессионального долга, способствовать развитию интеллекта, культуры, высокой нравственности, патриотизма, чести и достоинства российского интеллигента;

• сформировать у студентов навыки и умения систематической работы над философскими источниками и литературой;

• содействовать решению воспитательных задач и формированию гармонично развитой, граждански и профессионально ответственной личности, руководствующейся высокими духовными ценностями и моральными нормами.

В ходе изучения выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями:

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *