древний китай государство и право

Тема 6. Государства и право Древнего Китая

древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право. древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право. древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право. древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право.

древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право.

древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право.

1. Периодизация истории государства и права Древнего Китая.

2. Государственный и общественный строй Древнего Китая.

3. Основные аспекты развития древнекитайского права.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Высшую ступень социальной иерархии занималцарь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе«колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля. «Общественное» поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины, а затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.

В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и, в конечном счете, распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал, стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

древний китай государство и право. древний китай государство и право фото. картинка древний китай государство и право. смотреть фото древний китай государство и право. смотреть картинку древний китай государство и право.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов.Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом.Легистынапротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.

Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того, были известны договора дарения, аренды земли, личного найма и др.

Длясемейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений:

1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но, начиная, с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.

Источник

Правовая система Древнего Китая

История Китая берет свое начало в периоде неолита, который был семь тысяч лет назад. Третья часть истории Китая сейчас именуется эпохой древнекитайской цивилизации, это одна из самых древних цивилизаций из существующих. Данная эпоха датируется III–II веком до нашей эры, в те времена жители Китая селились в долинах реки Хуанхэ по нижнему и среднему течению.

Название реки Хуанхэ переводится, как «желтая», ее назвали так из-за цвета воды.

На этом месте появились первые не укрепленные поселения. Кроме возделывания земель жители Древнего Китая занимались охотой и рыбалкой, собирали ягоды и травы. Численность населения была мала, несмотря на богатый природными ресурсами край. Население не увеличивалось из-за междоусобиц с соседними поселениями.

История гласит, что изначально на берегу реки Хуанхэ появилось племя Ся, оно смогло подчинить себе близлежащие племена. Последний правитель племени Ся оказался очень жестоким, благодаря чему вожди подчиненных племен были настроены враждебно. Вождь племени Тан поднял восстание против деспота. Ему удалось свергнуть его с трона и объединить Древний Китай. Новая династия Шан началась с Чэн-Тана. Позднее ее переименовали в династию Инь. Племя переселилось в лощину Хуанхэ.

Политическая древнекитайская история начинается с образования новой страны Шань-Инь.

Геополитические и социально-экономические аспекты сыграли важную роль в возникновении Древнего Китая. Первое, что нужно было сделать – это организовать систему полива, объединить работу множества людей. Не имея государства, сложно освоить незнакомые почвы, которые находятся далеко от воды, построить каналы, поливать почву, уберечь от разрушительного исхода природных стихий, половодья.

Второе – это необходимость примирения людей с разными интересами. Важно было управлять государством и поддерживать порядок среди неравного населения. В Иньских племенах произошло разложение родоплеменных отношений. Общество разделилось на управляющую верхушку и обычных работников: земледельцев, скотоводов, ремесленников.

Третье – это защита государством населенных племенами земель.

Периоды развития

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II–I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI–III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель – Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II–I тыс. до нашей эры – 770 г. до нашей эры). К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь(221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры- 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

Право Древнего Китая

Право Древнего Китая отличалось развитием от государства. Оно развивалось в 3 этапа. Данные периоды связаны механизмами социального урегулирования и его отношения с остальными соц нормами. Конфуцианство и легизм описывает различное отношение к праву. Эти идеи общества Древнего Китая сформировали правосознание в разных этапах политической истории.

Первый этап

Первый этап – это права государств Шан и Чжоу (VI–V вв до нашей эры). На этом этапе выступают законы права, обычаи, ритуалы и эстетичные правила. В VI веке до нашей эры появилось ортодоксальное конфуцианство. Оно стало сознательной концепцией политической и правовой древнекитайской социальной системы. Появился механизм социального регулирования. Людские счастье и гармония становятся главным условием порядка, такие учения проповедовал Конфуций (ок. 551-479 г. до нашей эры). Это приносило гражданам гармонию с природой, легкие отношения друг с другом. Все эти принципы строились на правилах морали и этики. Появились такие понятия как человеколюбие, единство и умеренность.

Конфуций считал, что для того,чтобы поддерживать порядок нужен не закон, а следование традициям и обычаям, моральным порядкам. Выполнение этих норм вело к тому, что человек шел на уступки, примирение. Из учений Конфуция следует, что если соблюдать требования и следовать ритуалам, то проще предопределить роль права и закона (фа).

Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.

Второй этап

Второй этап – государство и право Древнего Китая периода Чжаньго и Цинь(V–III вв до нашей эры). В V–III вв до нашей эры возросла роль права. Объяснение теории о том, что необходимо управлять народом, через законы и жестокие порицания, принадлежит законоведам (Шан Ян, Хань Фэй-цзы). Чжаньго переводится как «воюющее царство».

Легенда гласит, циньский император Шихуанди в 213 году до нашей эры казнил более четырех сотен приверженцев Конфуция и сжег множество книг.

Третий этап

В третьем этапе в империи Хань (III в. до нашей эры. – III в. нашей эры) право было основано на комбинировании легизма и учений Конфуция, при этом учения Конфуция преобладали.

Идеей государства Хань становится ортодоксальное конфуцианство. Оно использовалось для упрочнения жесткой власти императора, которое было обосновано поддержкой политической дисциплины. Главным положением ортодоксального конфуцианства становится учение Конфуция. Это отражается на том, что людское неравенство вполне справедливо и оно зависит от сословия, ранга, пола и возраста, а также положения в семье. Устойчивостью этого неравенства служила полной регламентацией действий горожан в обществе и семье, это был официальный ритуал, который поддерживался с помощью жестких мер. Учение Конфуция поддерживало закон о строгих наказаниях и предлагало взаимодействовать морали и праву, строгости и снисхождению. Нравственность давала модель поведения в человеческой среде, а право поддерживало его выполнение с помощью наказания. Если нарушались нормы морального поведения, то нарушителей ждало жестокое наказание. Порядок поддерживался благодаря закону фа.

Формулы для регулировки механизма соц регулирования:

Специфика древнекитайской политики

Политика и право на Древнем Востоке отличалось от политического права Древнего Китая.

В железном веке произошло резкое похолодание и это только усугубило древнекитайский прагматический деспотизм. После того, как произошло резкое похолодание, леса начали пустеть. Животные и растения начали исчезать. Жители вынуждены были плотно заняться возделыванием земли, выращивать зерно и рис. Именно он стал главной культурой страны. Чтобы пережить кризис в первом тысячелетии нашей эры, нужно было создать централизованное стабильное государство. Эпоха Ранней Хань (206 г. до нашей эры. – 23 г. нашей эры.) устойчиво и стабильно развивалась в течении двух тысяч лет.

Данная эпоха стояла на «3х китах»:

Отсюда следует, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае была стабильность. Главной ценностью для китайцев были соблюдения законов, порядка, традиций и почтение к предкам. В течении длительного времени, до двадцатого века, Китай оставался неизменным. В связи с этим китайцы жили на много лучше, чем европейское общество, вплоть до восемнадцатого века. Китайцы освоили поливные работы и поэтому за год собирали по два и даже три урожая риса и овощей с одного поля.

Источник

Древний Китай

Государство Шан-Инь

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые следы человеческой деятельности на территории Китая относятся

к 30-му тысячелетию до н.э. Однако переход первобытных племен к земледелию и оседлому образу жизни произошел лишь на рубеже VI-V тысячелетия до н.э. Около середины II тысячелетия до н.э. Китай вступил в эпоху бронзы, появились первые протогосударственные образования, возникла письменность, благодаря которой историю Китая даже столь отдаленных эпох можно изучать по письменным памятникам.

Легендарный период «пяти справедливых» мифологических императоров сменился правлением воинственного племени ся, которое занимало главенствующее положение до 1766 г. до н.э. и было оттеснено племенем шан, сумевшим создать устойчивое государственное объединение и оставить свое имя в истории, дав название первому раннерабовладельческому государству на территории Китая.

Произошло слияние двух племен с сохранением всей ранее сложившейся в государстве Шан социальной структуры, что позволяет говорить не о смене одного государственного образования другим, а лишь об изменении названия. Согласно китайской историографической традиции, его именуют Шан-Инь. Столица первого китайского государства, город Шан, находилась в районе современного города Аньяна, в среднем течении реки Хуанхэ.

Общественный строй. Государство Шан-Инь было рабовладельческим. Господствующим классом была слившаяся воедино родоплеменная и жреческая знать племен шан и инь. Замкнутый клан составляли родственники и приближенные царя, местные правители, главы родовых кланов. Каждый приближенный к царю получал соответствующий титул и привилегии.

Значительную категорию свободного населения составляли ремесленники и торговцы.

Постоянные войны требовали содержания многочисленной армии, которая рекрутировалась в основном из крестьян- общинников.

Источниками рабства являлись военный плен, долговая кабала, наказание за совершение преступлений. Первоначально рабство в Древнем Китае носило патриархальный характер. В эпоху Шан-Инь появляется государственное рабовладение. Царь жаловал рабов своим подданным. Купля-продажа рабов была запрещена. Со временем развивается частное рабовладение. Количество частных рабов увеличивается.

Государственный строй в эпоху раннего Шан-Инь представлял собой военную демократию. Органами власти были народное собрание вооруженных воинов, совет старейшин и вождь.

В эпоху позднего Шан-Инь верховная власть сосредоточилась в руках вана и передавалась по наследству старшему сыну. На престол могли претендовать братья и племянники правителя. Складывается практика назначения регента для малолетнего правителя. Персона вана обожествляется, утверждается верховная собственность вана на землю. Складывается дворцовая система управления. Ван опирался на разветвленный чиновничий аппарат: высших администраторов-сановинков, низших чиновников- распорядителей, должностных лиц, отвечающих за военную подготовку и охоту, гадателей, прорицателей, стольников, оружейников, конюших, писарей, надсмотрщиков и т.д.

Чжухоу (местные вожди, правители), признав власть центра, обязывались исполнять приказы вана, регулярно прибывать ко двору и присылать дань. Они могли рассчитывать на военную помощь вана в случае вторжения врага на их территорию.

Сведения о судебной организации эпохи Шань-Инь достаточно отрывочны. Из китайских источников следует, что суд не был отделен от администрации. Судебными полномочиями обладали ван, чжухоу, многочисленные чиновники и сельские старосты.

Военная организация в период Шань-Инь была представлена разнообразными воинскими контингентами. Верховным главнокомандующим являлся ван. Чжухоу поставляли отряды численностью от 3000 до 10000 человек. Непосредственное руководство ополчением могло быть возложено на избранного военачальника. Войска структурно делились на пехоту, всадников, боевые колесницы. Воины были вооружены мечами, копьями, луками и стрелами.

Государство Чжоу (1122-221 гг. до н.э.)

На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй осели земледельческие племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь.

Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»), определяющий их подчиненное положение от династии Шан-Инь. В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, выращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материальной культуры неумолимо приходило в противоречие с реальностями политической соподчиненности.

Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен и в 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе разбили шан-иньское войско и государство Шан-Инь.

История государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.).

Общественный строй. Рабовладельческая аристократия во главе с царем (ваном) занимала господствующее положение. В ее состав влилась и частично сохранившаяся иньская племенная знать.

С течением времени аристократия захватывает лучшие земли, происходит нарушение принципа распределения наделов и разрушение системы «колодезных полей». Для рытья каналов, сооружений плотин и дамб, устройства запруд привлекались значительные людские ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую повинность.

Труд рабов использовался на строительстве дворцов, царских усыпальниц, оборонительных сооружений. Рабский труд активно применялся в домах знати.

Государственный строй. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы(«сын неба»). Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником.

Военное ведомство возглавлял советник, носивший звание «великий начальник лошадей и войск царских поместий». Он руководил набором рекрутов в армию, их обучением, обеспечивал снабжение армии.

Ведомство общественных (земледельческих) работ возглавлял советник, имевший титул «Начальник множества, охраняющий народ». В трактате «Чжоу-ли» значилось, что ведомство земледелия должно «считать население и давать ему поля, проверять его вооружение, обучать его сеять и жать». Кроме того, чиновники ведомства вели земельные кадастры, учет скота, контролировали работы на «дом царя» и землепользование рядовых общинников в целях взимания с них податей. В 594 г. до н.э. был введен налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными семьями с правом наследования.

«Простонародье» включало в себя слои свободных ремесленников и крестьян. Разорение, долги, потеря земли привели к складыванию слоя полузависимых наемных работников и арендаторов- издолыциков. К «подлым» относились рабы, оброчные невольники, крепостные.

В сельских общинах сохранялось местное самоуправление. Жители общины избирали старейшин (фулао), а из их среды выбирался староста <личжей).

Процесс ослабления центральной власти привел к созданию семи «могущественных царств»: Вэй, Хань, Ци, Цинь, Чжао, Чу, Янь. Эти княжества стали самостоятельными государствами. Центробежные тенденции объясняются экономическим развитием отдельно взятых княжеств, разложением сельской общины, образованием крупного землевладения.

Период с начала V по III вв. до н.э. именуют периодом Чжаньго («воюющие царства»). Междоусобные войны привели к окончательному крушению единого государства.

Государство Цинь

Шан Ян сумел прежде всего провести в 350 г. до н.э. земельную реформу, окончательно уничтожившую систему «колодезных полей».

Вводился поземельный налог в зависимости от размеров земельной площади. До реформы налог (« vetgt;) взимался с урожая, в размере одной десятой части, независимо от размеров землевладения. Новая система налогообложения позволила государству получать стабильный ежегодный доход, строго фиксированный по величине и независимый от урожая.

Шан Ян предписал для сельскохозяйственных нужд строить новые каналы и другие ирригационные сооружения.

Шан Ян боролся с привилегиями старой родовой аристократии, но вместе с тем поставил под жесткий контроль государства и разбогатевших собственников из числа купечества. Под угрозой наказания владельцам ремесленных мастерских и торговцам предлагалось приобретать у правительства социальные ранги за плату. Излишние, по мнению чиновников, накопления экспроприировались в пользу казны.

Немаловажное значение имело введение единой системы мер и весов, единой денежной системы, унификация иероглифического написания.

К середине III в до н.э. царство Цинь присоединило одно за другим соседние царства. Последним непокоренным южным княжеством оставалось Чу в долине среднего течения реки Янцзы. Благодаря умелой политике, правитель Ин Чжэн (будущий император Цинь Ши-хуанди) завершил объединение Китая под своей властью. В состав централизованной империи Цинь входили обширные территории от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуандуна. На востоке ее границы простирались до Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников с севера была сооружена Великая китайская стена, простирающаяся от Ляодунского залива до границ современной провинции Ганьсу, одно из грандиознейших сооружений на Земле.

В 221 г. до н.э. Ин Чжэн принял титул «хуанди» (владыка, император). Перед молодым императором стоял ряд задач по укреплению государства. Реформированию подверглись административная, финансовая, сельскохозяйственная и военная сферы.

Надпись на стеле 219 г. до н.э. гласила: «Он навел порядок в стране, ввел единое законоположение и единую, новую систему управления страной».

Общественный и государственный строй. В руках императора была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная власть. Хуанди являлся верховным главнокомандующим, его персона священна и неприкосновенна. Императорская власть переходила по наследству старшему сыну.

Ближайшими помощниками императора являлись три гуна (чэнсян, таив эй и юйши дафу). Чэнсян возглавлял работу аппарата управления и осуществлял все указания императора. Тайвэй выполнял функции главнокомандующего вооруженными силами Китая. Юйши дафу и его помощники осуществляли надзор и контроль за многочисленной армией чиновников. Особые чиновники выполняли важнейшие поручения императора, расследовали заговоры, преступления, направленные против императора, контролировали деятельность местной администрации.

Особую роль в государстве играл верховный жрец. Он вел наблюдение за совершением жертвенных обрядов. В его ведении были музыканты, государственные гадатели, а также многочисленные советники императора.

Для государственных служащих вводилось 20 рангов. Чиновники, обладающие рангами, получали за службу натуральное государственное довольствие. Ранг чиновника не всегда совпадал с должностью. Восемь низших рангов были доступны выходцам из простого народа, которые могли их заслужить или купить. Высшие ранги присваивались за безупречную службу императору на чиновничьих должностях. Чиновники 19 и 20 ранга имели дополнительное право на получение доли налогов с выделенной им территории (при этом административной власти над ней они не получали).

Местное управление. Полному уничтожению подвергались государственные организации мелких царств, были физически истреблены царские семьи в покоренных государственных образованиях, распущены их войска, запрещено употреблять старые наименования царств. Все жители Поднебесной должны были называться «черными головами» и забыть о старых местных обозначениях. Всех свободных разделили на «благородных» и «простонародье», а все титулы были уничтожены. Не родовитое происхождение, а личное богатство и государственные заслуги стали главным мерилом благородства. Около 120 тыс. знатных семей были переселены в столицу.

Во главе административных единиц были поставлены императорские чиновники. Они не являлись родственниками императора, как ранее. Чиновники назначались и смещались по воле императора.

Благодаря проведенной административной реформе пресекались сепаратистские устремления аристократии и сохранялось единство государства.

Судебная система. Суд не был в полной мере отделен от администрации. Судебные полномочия принадлежали государственным чиновникам. Верховным судьей государства являлся император. Он мог рассматривать любую категорию дел. Решения императора обжалованию не подлежали. В эпоху Цинь выделяется судебное ведомство. Возглавлял ведомство тинвэй, который с двумя помощниками рассматривал уголовные и гражданские дела. Судебные споры разбирали окружной судья, начальники волостей, уездов, тин. Окружному судье подчинялся чиновник, ведающий местными тюрьмами. На уровне территориальной сельской общины мелкие споры разрешали фулао и личжэн.

Реорганизация армии была проведена по образцу военной реформы Шан Яна. Армия формировалась на основе воинской повинности. Комплектование воинских подразделений проводилось путем мобилизации мужчин, достигших 23-летнего возраста. Новобранцы проходили годичную воинскую подготовку. Служба подразделялась на месячную в ополчении по месту жительства, годичную в войске (гарнизоне) и службу по охране границ. На охрану границ направлялись провинившиеся чиновники, бродячие торговцы, преступники, лица, попавшие в долговую кабалу.

Император являлся верховным главнокомандующим.

Была реформирована письменность. Упрощено начертание иероглифов. Единообразная для всей страны письменность позволила большему кругу лиц обучаться грамоте. За отступление от новых правил письма люди сурово наказывались.

Проводимые в китайском государстве реформы, с одной стороны, усилили центральную власть, а с другой стороны, приводили к обострению социально-экономических и политических противоречий. Против реформ в 213 г. до н.э. выступили конфуцианцы. Их постигла жестокая кара. 460 человек были заживо похоронены. Большая часть философских трактатов Конфуция и его учеников была уничтожена. Преследованию и физическому уничтожению подвергались инакомыслящие из разных слоев населения.

Захват земель знатью, многочисленные сделки с землей разоряли крестьян. Частые войны, крупные строительные работы отвлекали население от ремесленных и сельскохозяйственных работ, приводили к гибели сотен тысяч людей. К концу правления Циньской династии страна оказалась разоренной дотла. Китайский историк Сыма Цянь (примерно 145-86 гг. до н. э.) писал: «Хань, придя к власти после Цинь, наследовали страшное разрушение. Мужчины находились в войсках, полевые работы и перевозку зерна выполняли старики и слабосильные. Заниматься какой бы то ни было деятельностью было чрезвычайно трудно. Хозяйство истощилось. Для выезда императора невозможно было подобрать лошадей одной масти, а чиновники зачастую ездили в повозках, запряженных быками».

Рост недовольства в народе, обострение классовых противоречий приводили к восстаниям на всей территории империи. В этих восстаниях участвовали оторванные от земли крестьяне, ремесленники, рабы из осужденных, свободные люди. В 210 г до н. э. умер Цинь Ши-хуанди. В 209 г. до н. э. началось крупное восстание в Хэнани под руководством крестьян Чэнь Шэна и У Гуана. Затем восстание перекинулось в долину Янцзы, на восток и север страны. Преемник Цинь Ши-хуанди не смог подавить восстание. В стране началась междоусобная война. В различных регионах Китая создавались военные отряды, которые вступали в борьбу между собой, правительственными войсками, повстанцами. Победителем из кровопролитной войны вышел волостной начальник Лю Бан. Он основал династию Хань, просуществовавшую более 400 лет.

Право Древнего Китая

Источники права. К источникам права Древнего Китая следует отнести правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику.

В царстве Вэй сановник Ли Куй (424-387 гг. до н. э.) составил достаточно полное собрание законов всех царств. Кодификация получила название Фацзин («Книга законов»). В структурном плане «Книга законов» состояла из 6 глав: Законы о ворах, Законы о разбойниках, Законы об аресте, Законы о поимке преступников, Законы разные, Законы об определении наказания. Следует отметить несовершенство кодификационной техники и противоречивость в систематизации материала. Тем не менее, уголовно-процессуальное уложение Ли Куя явилось основой дальнейших работ по систематизации китайского права. Опыт Ли Куя был воспринят и развит сановником Шан Яном из царства Цинь. Была сохранена прежняя система распределения правового материала.

К III в. до н.э. в отдельных царствах появляются сборники законов, закреплявших рабовладельческие отношения. При объединении страны под властью Цинь правовые различия территорий были ликвидированы.

Вещное право. В рабовладельческом Китае длительное время собственником земли являлась община. С течением времени концентрация управленческих функций в руках вана и аристократии привела к появлению «азиатского способа производства», основанного на государственной собственности на землю. Общины и должностные лица объявлялись владельцами и пользователями земель, но не получили возможности ими распоряжаться. Ван мог в любой момент изъять землю у одного пользователя и передать ее другому.

В эпоху распада единого Китая (VII-V вв. до н.э.) на отдельные царства право верховной собственности на землю фактически переходит из рук чжоуского вана в руки различных правителей, которые приобрели возможность наделять землей своих приближенных. Подданные получили лишь право «кормления» со своих земельных владений. Без санкции правителя такие владения нельзя было отчуждать.

В период Чжоу происходил процесс превращения владений в частную земельную собственность, о чем свидетельствуют разнообразные операции с землей (аренда, залог, купля-продажа, мена).

В царстве Цинь частнособственническое землевладение устанавливается к IV в. до н.э. С возрастанием роли военачальников и гражданских чиновников, купцов и торговцев начинается процесс концентрации земель в их руках. Сосредоточение земель происходило за счет императорских пожалований, скупки и захвата общинных земель, исполнения залоговых договоров.

Контракт оформлялся в письменной и устной форме при наличии свидетелей. При заключении контракта о купле-продажи земли необходимо было присутствие представителей общины. Их имена вносились в купчую. При заключении сделки уплачивалась государственная пошлина. Договор заключался по поводу вещей, не изъятых из оборота, как движимых, так и недвижимых.

В эпоху позднего Чжоу широкое распространение получает договор займа. Непосредственно с договором займа развиваются залоговые, ростовщические, кабальные отношения. Договор займа оформлялся долговой распиской, объектом договора могли быть деньги, зерно, иные потребляемые и не потребляемые вещи. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Невозможность уплатить кредитору порождала у должника обязанность закладывать или продавать зе

мельный участок, продавать в рабство членов своей семьи, а часто и самого себя. В Китае протекало формирование слоя рантье, живущих на проценты от кредитных операций. Ростовщиками часто становились купцы, торговцы, а также крупные государственные чиновники. Они обогащались за счет взимания процентов по займу от 5 до 20% в год.

В период правления династии Цинь нужда заставляла глав семей отдавать в залог своих подраставших сыновей. «Заложники» использовались на любых работах. В течение 3 лет их можно было выкупить. По истечении этого срока заложник обращался в раба. Кредитор имел право усыновить долгового раба или женить на своей дочери. После заключения брака «заложник» назывался чжуйсюй, т.е. «заложенный зять».

Договор найма в Китае был представлен двумя видами: найм земли (аренда) и найм рабочей силы (личный найм).

Во времена Цинь собственник в качестве арендной платы получал 50% урожая. Кроме этого, арендатор платил государственные налоги, выполнял разнообразные повинности (военную, строительную, гужевую).

Разорение крестьян-общинников и ремесленников приводило к необходимости продажи своей рабочей силы третьим лицам на определенный срок за вознаграждение. Труд наемных работников применялся в сельском хозяйстве, торговле, ремесле, на строительстве и ремонте различных сооружений. Вознаграждение за труд выдавалось в денежной или натуральной форме (зерно, овощи, материя).

Брачно-семейное право. В эпоху Шан-Инь сохранялись элементы матриархата, допускались браки между родственниками, совершались богатые и торжественные жертвоприношения в честь предков-мужчин и предков-женщин. В государстве Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами. Способом заключения брака являлся религиозный обряд с соблюдением ритуала сватовства. Условием вступления в брачные отношения признавались согласие между родителями жениха и невесты, достижение брачного возраста (мужчиной 16-30 лет, женщиной 14-20 лет), отсутствие принадлежности к одному роду. Препятствием к заключению брака были ношение траура по мужу или родственникам, совершение преступления, разное сословное состояние. Развод инициировался мужем или членами патриархальной семьи. Основания для развода считались достаточными, если муж утверждал, что жена непочтительна к старшим родственникам мужа, распутна, бесплодна, тяжело больна, болтлива, завистлива, тайно и корыстно распоряжается семейным имуществом.

В богатых домах широкое распространение получило многоженство и гаремы с наложницами-рабынями. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Главной женой становилась старшая сестра. Остальные женщины объявлялись младшими женами или наложницами. Главная жена занимала привилегированное положение, распоряжалась женской половиной дома, ее должны были почитать и слушаться все младшие жены и наложницы мужа. В то же время среди простолюдинов очень часто мужчины и женщины оказывались без семьи.

После заключения брака женщина теряла связь со своей прежней семьей. Власть мужа над ней и ее детьми была безгранична. Жена не имела собственности, не могла совершать сделки, выступать в суде. Приданым и всем семейным имуществом управлял муж. Жена должна была пребывать до конца своей жизни в затворничестве, находясь в особой половине дома. Она считалась большой грешницей, если покидала дом мужа. В одном трактате говорилось, что «если женщина не умерла в своей комнате, то табличку ее духа не следует помещать рядом с табличкой ее мужа». Глава семьи нес ответственность за проступки членов своей семьи. Он имел право наказывать подвластных. Допускалось нанесение побоев вплоть до смерти младшим сыновьям, невесткам, внукам. Как правило, отец не наказывался в уголовном порядке за эти «воспитательные» меры. Домовладыка имел право отдавать членов семьи в долговую кабалу, за исключением старшего сына.

Наследственное право. На наиболее ранних стадиях развития китайского общества наследником семейного достояния являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь наследственные правоотношения изменяются. Постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Этот порядок был официально признан в период Чжоу. Кроме того, при отсутствии сыновей и родственников к наследованию призывалась вдова умершего. У чжоуских аристократов дети законных жен наследовали власть отца, а дети наложниц не имели такого права.

Преступления и наказания. На становление и развитие уголовного права оказала влияние идеология конфуцианской и легистской школ. Понятие преступления связывалось с проявлением преступной воли человека, его низости. Мера виновности и тяжесть наказания определялась характером духовного состояния виновного. Выделялись следующие виды преступлений: предумышленные и преднамеренные; преступления, совершенные с умыслом и без умысла; преступления, совершенные по ошибке. Формировалась концепция о стадиях преступления: покушение

или оконченное преступление. Китайские правоведы различали организатора преступления и его соучастников. В уголовном праве смягчающие и отягчающие вину обстоятельства определялись конфуцианским учением, требовавшим оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к детям, беременным женщинам и т.д.

Преступления. В период династии Шан-Инь классифицировалось 10 видов преступлений: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебрежение к указаниям императора, сопротивление откровенным и искренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными.

В период правления династии Цинь устанавливается четкая классификация преступлений. К государственным преступлениям относились заговор против вана, мятеж, неподчинение императорским приказам, высказывания против правителя, хранение запрещенной конфуцианской литературы.

Древнекитайское право знало преступления против личности: убийство, нанесение ранений, клевета. Убийство раба, прелюбодействующей жены и ее любовника, подвластных членов семьи в «воспитательных» целях не наказывались. Если рабовладелец убивал чужого раба, то возникала лишь обязанность возместить материальный ущерб.

Серьезное внимание уделялось преступлениям против собственности. К данной группе преступлений относили кражу (имущества из храма, различных документов, деревьев в саду), грабеж, убой чужого скота и т.п.

Особое место занимали преступления против нравственности и семейных устоев: непочтительное отношение к отцу или старшему в семье, нарушение сроков ношения траура, прелюбодеяние со стороны жены, расторжение брака без законных оснований и т.д.

В самостоятельную группу можно выделить воинские преступления. К ним относились дезертирство, переход на сторону врага, трусость, неисполнение приказа начальника, непочтение к начальнику, неявка к установленному сроку на место сбора, езда галопом в расположении войск, шум в строю, неповиновение команде, ходьба не в такт барабанной дроби и т.д.

Наказания. Санкции государства за противоправное деяние, проступок отличались суровостью. Наказания имели своей целью причинить физические мучения виновному. По мере обострения классовой борьбы увеличивалось число наказаний и усиливалась их репрессивность. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем слабее уголовное наказание. В конечном итоге уголовная политика стала сводиться к каре виновных, устрашению поданных и отчасти к пополнению казны.

Согласно исторической традиции сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. В период правления императора У-вана вводится клеймение за 10 видов преступлений. В X в. до н. э. государственная власть стала прибегать к замене смертной казни и членовредительных наказаний денежными штрафами. В эпоху Цинь для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности. Освобождались от телесных наказаний дети в возрасте до 8 лет и старики старше 70 лет. Во времена династии Цинь чиновники, обладающие рангом, имели право на смягчение наказания, а по достижении 56 лет освобождались от него совсем.

Процесс. В Древнем Китае суд не был еще отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение.

В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В дальнейшем в связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс находит все более широкое применение. Государство активно вмешивается в розыск и наказание преступников, чаще по собственной инициативе возбуждает преследование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *