движение как всеобщая форма бытия классификация основных форм движения
26. Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их классификации.
Вокруг нас и в нас самих постоянно происходят какие-то изменения. Эти изменения в философии называются движением. Хотя существует и покой, но он относителен, а движение абсолютно.Поскольку понятием движение называются любые изменения (механические перемещения предметов, процессы ассимиляции в живых организмах, получение новых научных знаний и т.п.), очевидно, что оно неоднородно. В связи с этим в философии предпринимались неоднократные попытки дать классификацию форм движения. Исторически количество выделяемых философией и наукой форм движения увеличивалось по мере продвижения нашего познания. Так, до 17-18 веков о существовании некоторых форм движения, известных нам, даже не предполагали. Наиболее развитой наукой была механика, и наиболее изученной формой движения были механические перемещения. Поэтому любые виды движения в то время пытались объяснить и описать законами механики. Такой подход в философии получил название «механицизм» и этим термином впоследствии стали называть любые попытки объяснить более сложные формы движения законами, присущими более простым формам (например, объяснение поведения людей только законами биологи). Чтобы не допустить механицизма, в философии выработаны несколько основных принципов, которые должны учитываться при попытках дать классификацию форм движения:1. Каждой форме материи присуща своя форма движения. 2. Каждая более высокая и сложная форма движения предполагает существование более простой. 3.Каждая более высокая и сложная форма движения возникает на основе более простой и низкой. 4. Каждая более высокая и сложная форма движения не сводится к более простой и низкой.Одна из наиболее простых классификаций выделяет пять основных форм движения: механическая физическая химическая биологическая социальная.
27. Диалектика, ее сущность и исторические формы.
Понятие «диалектика» возникло еще в древности и первоначально связывалось с искусством диалога, спора, что было очень важно для публичных выступлений, судебных тяжб и т.д. Диалектика есть система принципов, правил, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Эффективность диалога как способа постижения истины была убедительно доказана Сократом и нашла отражение в произведениях Платона. В дальнейшем шел поиск объективных оснований диалектики, она применялась уже к природе и обществу. Основные исторические формы диалектики: 1) античная диалектика, во многом еще стихийная, так как не хватало строгих понятий, 2) идеалистическая диалектика, 3) материалистическая диалектика. Существуют еще промежуточные формы, характерные, например, для средневековья, а также различные варианты немарксистской диалектики (экзистенциальная, мистическая и др).
28. Принципы и законы диалектики
1. Закон единства и борьбы (или взаимодействия) противоположностей.Этот закон раскрывает источник, причины развития. С позиций этого закона, основной источник развития явлений и предметов – противоречия (противоречие – это отношение единства и борьбы между противоположными сторонами предметов и явлений).
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Этот закон раскрывает механизм (или форму) развития. Согласно ему, количественные изменения рано или поздно нарушают меру (то есть определенное единство между качественной и количественной сторонами предмета) и вызывают переход предмета в новое качественное состояние.
3. Закон отрицания отрицание. Он раскрывает направление развития. Этот закон гласит, что развитие происходит не по прямой, и не по кругу, а по спирали, что в развитии одновременно наблюдается и поступательность, и цикличность. То есть, любое развитие представляет собой, с одной стороны, движение вперед, с другой – повторение на новом уровне отдельных черт и свойств предмета, то есть возврат к старому. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ– фундаментальн. требования диалектического метода. Наиболее важными являются: 1)принцип противоречия, ориентирующий на выявление объективных противоречий, присущих изучаемому предмету,и синтез противоположных теоретич. положений; 2)принцип всеобщей взаимосвязи явлений;3)принцип развития,требующий рассмотрения предмета в его истории, выявления источников и направленности его развития;4) принцип детерминизма;5) принцип системности, требующий понять предмет в его системной целостности. В совокупности принципы диалектики создают методологическую базу глубокого и всестороннего познания действительности.
Движение. Классификация форм движения.
Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Структурность материи предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этим взаимодействие. Движение внутренне присуще материи.
Исходные положения диалектической и метафизической концепций движения были сформулированы ещё в античной философии. Истоки диалектической концепции движения восходит к Гераклиту. Все существует и в то же время не существует, так как все течет, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Своё представление о всеобщем изменении Гераклит образно выразил, сравнив мир с вечно текущим потоком.
Один из первых вариантов метафизической концепции движения был создан в элейской философии. Истолковывая многообразные и изменчивые явления природы как ложное, элеаты за истинное признавали лишь единое и неподвижное бытие. Изменение здесь отрывается от неизменного.
Ещё одна метафизическая концепция – античный атомизм, когда движения отрывается от пространства и времени. Аристотель выводил движение из неподвижного «перводвигателя». В философии Нового времени эту традицию продолжил Ньютон. В философии до ХIХ века понятие движения употреблялось в узком смысле, как механическое перемещение.
Современная наука признаёт бесконечное разнообразие видов материи и форм движения. Классификация форм движения является относительным знанием, так как в науке открываются все новые и новые формы движения материи. Рассмотрим основные классификации форм движения материи в ХIХ и ХХ веках.
Классификация, предложенная Ф.Энгельсом в середине ХIХ века. Выделяются пять основных форм движения материи: а) механическое движение – перемещение макротел в пространстве; б) физическое движение – движение молекул; в) химическое движение – взаимодействие атомов; г) биологическое движение – жизнь как движение белковых тел; д) социальное движение – развитие общества и человека.
Энгельс основное внимание уделил связи, переходам между механической, химической, физической, биологической и социальной формами движения материи. В центре его внимания связь генетическая, поэтому речь в его концепции шла не столько о координации, а о субординации взаимодействий между различными формами. Энгельс выдвинул ряд общих положений или принципов взаимодействия: одно материальное тело может одновременно совершать много движений; одна и та же форма может быть связана с различными материальными носителями; есть главная и побочные формы движения (в смысле превзойденности в ходе развития); между формами наличествуют связи генетического порождения (возникшие формы включают в себя низшие как структурный элемент).
Помимо выявления этих общих принципов, Энгельс сделал ряд вполне конкретных предположений, высказав догадки о необходимости нахождения связей между химической и биологической формами движения, он выдвинул трудовую теорию антропогенеза, идею о том, что каждому виду движения соответствует свой материальный носитель (масса, молекула, атом, белок, человек). Классификация форм движения, по Энгельсу, соответствует иерархической классификации наук: механика – физика – химия – биология – социология.
Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждой форме материи присуща своя форма движения, поскольку движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие одного объекта на другой неизменно вызывают изменения в каждом из них.
В окружающей действительности имеются пять основных форм движения материи, которые соответствуют основным структурным уровням и формам материи: механическая, химическая, физическая, биологическая и социальная
В составе каждой основной формы движения материи имеется несколько неосновных, а пространственное перемещение (механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел, распространение волн, движение элементарных частиц), равно как электромагнитные и гравитационные взаимодействия, присущи материальным образованиям всех без исключения структурных уровней.
Взаимосвязь форм движения материи таково, что каждая более высокая форма движения предполагает все низкие, но не сводится к этим «подчиненным» формам. Например, организму животного присущи не только биологические, но и физико-химические закономерности; человеку свойственны не только социальные, но также биологические и физико-химические закономерности, которые здесь имеют побочный характер.
Отрыв форм движения друг друга, сведение высших к низшим в итоге ведет к недопустимому упрощенчеству и редукционизму, механицизму. Наглядным примером такого механизма является попытка не владеющих диалектикой ученых свести биологические процессы к физико-химическим, игнорировать специфику живого, которая, как теперь выяснено, заключается в наличии целесообразной организации и соответствующих информационно-регулятивных процессов на всех уровнях живой материи.
Энгельсовская классификация основных форм движения материи лежит в основе современной теории структурных уровней действительности. Она имеет большое мировоззренческое и методологическое значение, поскольку позволяет создать стройную научную картину мира, осуществить классификацию всех известных на сегодняшний день отраслей научного знания.
Что же общего между различными формами движения материи, что представляет собой движение как таковое?
Обусловленное универсальным взаимодействием тел, предметов, движение тоже всеобще; оно является единственным способом существования материи. В окружающем мире нет объекта, который не претерпевает каких-то изменений, не находится в состоянии движения. Небесные тела постоянно движутся по определенным орбитам, в макротелах происходит движение молекул, в организме осуществляется обмен веществ, без которого было бы невозможным его выживание. В обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях; даже мышление человека представляет собой движение мысли. Как говорили еще древние, все течет, все изменяется. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
Итак, движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное свойство. Даже находящееся на первый взгляд в состоянии покоя тело на самом деле оказывается изменяющимся, движущимся в самых различных отношениях. Спящий человек, например, вместе с домом, в котором он находится, вращается с большой скоростью вокруг земной оси, вместе с Землей вокруг Солнца и т.д. К тому же в его организме осуществляются сложные процессы обмена веществ. Короче говоря, движение предполагает не только устойчивость, покой в частности, но и изменяемость. Более того, устойчивость тел, предметов окружающей действительности, дифференциация материи, сохранение телами своей качественной определенности и внешней формы обусловлены именно движением, точнее, взаимодействием молекул, структурой этих тел.
Движение и абсолютно, и относительно. Абсолютность движения проистекает из его универсальности, из того очевидного факта, что все в мире находится в постоянном изменении. Вместе с тем движение относительно, ибо каждому объекту присуща конкретная форма движения, так что единственный способ существования материи проявляется через свою противоположность – многообразие форм движения материи. Движение также есть единство прерывного и непрерывного, изменений количественных и качественных. Данная особенность движения фиксируется в понятии развития.
Развитие не всегда есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему; оно предполагает необратимость, хотя означает не только прогресс, но и регресс. Например, с повышением уровня организации живых существ, с прогрессом в области живой материи, в ходе ее эволюции постепенно снижается регенеративная способность к восстановлению утраченных органов: если оторванный у ящерицы хвост со временем отрастает, то у человека дальше заживания ран дело не идет и ни один утраченный орган не восстанавливается. С прогрессом в области науки, техники и производства происходят загрязнения окружающей среды, урбанизация, возрастают психологические нагрузки на организм человека, растет количество психонервных и соматических заболеваний.
Движение и материя неразрывно связаны, предполагают друг друга. Всякая попытка оторвать движение от материи, представить движение либо энергию без материи ненаучно. Немецкий естествоиспытатель Х1Х в. В. Оствальд пытался обосновать положение о движении без материи, о «чистом» движении. Однако мыслить движение без материи – значит признавать движение только в мысли, а это есть философский идеализм, вернее, мистика. Представить движение без материи – это все равно что увидеть «улыбку чеширского кота, которого в данном месте давно уже нет».
Несостоятельность взглядов Оствальда заключалась и в том, что, по его мнению, понятие «энергия» целиком поглощает философские категории «материя» и «сознание». Между тем энергия – мера материального движения и никакого отношения к сознанию, идеальному не имеет. Если мы говорим об энергичности человека, то совершенно в ином, не естественнонаучном смысле, употребляем этот термин, так сказать, метафорически. Назвать человека энергичным – совсем не значит считать его физически сильным, способным совершать большую физическую работу; речь идет о его психологической характеристике.
где v – фактическая скорость.
Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи. Материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.
Всякая попытка поставить под сомнение принцип сохранения материи и движения оказывается несостоятельной. Так, нельзя представить реакцию ядерного синтеза, в результате которой ядра атома водорода образуют ядро атома гелия, при этом оказывается меньше исходной суммарной массы ядер водорода (масса ядра гелия = 4,003, тогда как сумма четырех ядер водорода – 4*1,008 = 4,032). Просто в ходе этой термоядерной реакции часть вещества превращается в полевую форму материи, в излучение, так что подобный «дефект массы» не может быть свидетельством ликвидации, уничтожения материи.
Не является отрицанием философского принципа несотворимости и неуничтожимости движения и факт возрастания энтропии в замкнутых системах. Дело в том, что второе начало термодинамики, согласно которому в любой замкнутой системе происходит превращение всех видов энергии в тепловую, а последняя рассеивается в окружающую среду и не может быть применено к материальной действительности в целом, поскольку Вселенная бесконечна. В ней, как установлено, наряду с возрастанием энтропии, с остыванием и гибелью звезд, превращением их в газопылевую туманность, происходят процессы противоположного характера, связанные с образованием новых, «молодых» звезд, которым «всего лишь» сотни или даже десятки миллионов лет. Выдвинутая в Х1Х в. концепция «тепловой смерти Вселенной», таким образом, оказалась несостоятельной.
3.4 Движение и развитие — Философия для бакалавров
Покой и движение всеобщие формы бытия материи
ПОКОЙ И ДВИЖЕНИЕ – ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИИ
Однако это важное знание только один момент истины, полученный методом мышления формальной логики. Мы же придерживаемся метода современного научного мышления – диалектической логики. Абстрактное (простое) движение действительно не имеет границ. Означает ли это, что покоя нет совсем? – вовсе нет. Вернее, и да, и нет. Абстрактное абсолютное движение, отвлекаясь (отталкиваясь) от всего, отрицает и себя самоё в конкретных формах движения, превращаясь в свою противоположность – в покой. Так же в диалектике не бывает никогда, чтобы был один момент (движение) и не было момента другого, противоположного ему (покоя).
Движение, разумеется, отвлекается от покоя, которого не может быть никогда, но перед этим стремиться к покою, чтобы оттолкнуться от него, и с неизбежностью вступает с ним в необходимую, хотя и отрицательную, связь. Отрицание покоя утверждает покой. Всякое движение сопровождается движением к покою и возникновением покоя (отсутствия движения). Таким образом, покой, которого нет, порождается движением и становится формой движения бытия. Если мы, люди, не подготовлены к этому знанию и не замечаем покой, то данное обстоятельство вовсе не означает, что покоя нет.
Точно так же, как случайность является формой необходимости, так и покой является формой движения. С точки зрения диалектики мы обнаруживаем два действительно существующих момента бытия: движение и покой. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать: покой есть. Здесь мы видим другую правду (антитезис), противоположную первой. Нельзя забывать то, что это знание как и всякое человеческое знание относительно. Оно относительно бытия и сущности. Истина (синтез) состоит в том, что покой есть, и его нет. Всё находится в движении и покое одновременно.
Движение к покою или отсутствие движения, с точки зрения диалектики, обнаруживают одну и ту же сущность – покой. Вечное движение бесконечно стремиться к покою и порождает вечный покой. Два момента взаимодействуют, переходят один в другой, утрачивая различие и сохраняя, при этом, непримиримость противоположных тенденций. Движение и покой сохраняются снятием во всех формах развивающейся материи. Они содержатся в движениях изменения и развития, во всех сложных формах движения материи.
Невозможно понять и объяснить причину движения изменения и движения развития в отсутствие внутреннего противоречия (противоречия моментов: движения и покоя), содержащегося внутри этих абстрактных движений. Во всяком изменяющемся «нечто» есть момент, который не изменяется в изменениях. Без этого момента не может быть изменения и развития. Без него было бы невозможно ни одно определение какого-либо научного понятия. Г. Гегель даёт такое определение определения: «Определение – это качество, которое в-себе в простом «нечто», и находится в единстве с другим моментом этого «нечто» с в-нём-бытием». «В-себе-бытие» в единстве с «в-нём-бытием» и есть необходимый покой. Определение отражает состояние покоя.
Все известные формы движения материи находятся в движении изменения и развития. Сущность бытия материи сохраняется во всех формах материи и определяется как материя в движении. Эта сущность не зависит от изменения и развития материи. Она всегда остаётся прежней. Вот он – необходимый покой (отсутствие движения), который является в бытие содержанием понятия и отражением всеобщих законов материальной сущности. Не случайно же определение закона: «Закон – это спокойное в явлении», то есть то, что устойчиво в изменениях. Всякое определение закона в конкретной науке закрепляет состояние покоя в процессе научного познания.
Каждый переход от одного качества развивающейся материи к другому её качеству происходит скачкообразно и фиксирует состояние покоя как результат развития. Понятно теперь, что покой есть форма и момент движения материи. Наверное, ни у кого не осталось сомнения в необходимости понятия «покой». Можно выразить сожаление в связи с отсутствием категории «покой» в очень хорошем философском словаре и недоумение по поводу отношения составителей словаря к этому важному научному понятию.
Покой в физической форме движения материи проявляется устойчивостью атомного ядра, прочностью кристаллической решётки твёрдого материального объекта, законами магнетизма и взаимного притяжения различных масс. Покой в химической форме движения материи выражается устойчивостью химических связей и закономерностями химических реакций. Покой в биологической форме движения материи обеспечивается жизнеспособностью отдельных форм жизни. Покой в социальной форме движения материи определяется жизнью со знанием и смыслом, соответствием производственных отношений и производительных сил.
Великий российский учёный-нейрофизиолог И.П. Павлов теоретически обосновал и успешно реализовал в своей жизни принцип долголетия, основанный на активном отдыхе. Самый эффективный отдых, то есть покой, он видел в смене рода деятельности. Это означает, что для полноценного отдыха нужен такой покой, который является наиболее удачной формой движения, в том числе и двигательной активности. Никогда не устаёт тот человек, который благодаря правильно организованной деятельности постоянно отдыхает в процессе своего труда. В современном обществе повсеместно наблюдается дисгармония между физическим и умственным трудом. Физической активности для людей умственного труда катастрофически недостаточно.
Усталость современного человека, чаще всего, нервно-психическая. Это истощение энергетического потенциала нервной ткани головного мозга. Нужно экономно расходовать психо-эмоциональную энергию мозга и быстрее восстанавливать её, используя физическую активность. Необходимо вырабатывать способность к активной защите от стрессов, к разрешению внутриличностных конфликтов, к избавлению от когнитивного диссонанса. В этом и состоит движение к покою, то есть, собственно сам покой.
Для того и существует правильное мышление, дисциплинирующее сознание, которое обеспечивается развитой способностью к чётким оценкам и суждениям. Правильные мысли – это тоже движение, снимающее нервно-психическое напряжение. Правильные мысли (движение) порождают и аккумулируют положительные эмоции, сохраняют душевный покой и психо-эмоциональное равновесие. Таким образом, мы знаем, что в социальном бытии душевный покой возможен, он есть, но является результатом и формой движения хорошо организованной психики.
Революция как процесс развития общества содержит в себе движение изменения. Движение изменения – движение, имеющее два направления: прогрессивное, которое способствует развитию, и регрессивное, которое противоположно развитию. Так было, есть, и будет всегда. Всякое революционное движение всегда сопровождается контрреволюционной реакцией. Однако из этого знания вовсе не вытекает фатальная безысходность непреодолимой дисгармонии и трагичности общественной жизни. Социальная материя – это живая материя со знанием и смыслом. Знание и смысл дают значительное преимущество социальному бытию в условиях, продиктованных естественным отбором – всеобщим законом биологической материи.
Преимущество выражается диалектическим компромиссом: революция, отрицая контрреволюцию, сохраняет себя как движение совершенствования, созидания и развития. Отрицание контрреволюции всегда сопровождается разумными обоснованными репрессиями. В.И. Ленин писал о том, что только та революция чего-нибудь стоит, которая способна себя защитить. Только в этом случае возможен относительный социальный покой. Контрреволюция тоже может сопровождаться относительной социальной стабильностью, но такая «стабильность» закрепляет более низкий уровень развития общества. Определённому уровню развития материи соответствует определённое состояние покоя.
Движение и покой в диалектической психологии – отражённые моменты социального бытия. Каждый разумный человек стремится к познанию окружающего мира, его устойчивых связей и всеобщих законов, чтобы иметь возможность просчитать варианты движения своей жизни, которые позволяют сделать свободный выбор со знанием дела. Такое сознательное поведение обеспечивает правильный свободный выбор и веру в свои силы – уверенность в себе. Знание порождает душевный покой – психо-эмоциональное равновесие.
Всем известно, что эмоция – это элементарная оценочная реакция, которая сопровождает не только ориентировочный рефлекс, но и всякий другой психический процесс, в первую очередь, мышление. Правильное мышление порождает правильные эмоции, снимает избыточное, энергетически затратное, психо-эмоциональное напряжение. Вот так и формируется психическая устойчивость (психический хребет) – душевный покой. Культура нравственных чувств, культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Убеждения человека, которые составляют индивидуальную мировоззренческую концепцию личности, будучи её устойчивым моментом (покоем) проявляются в индивидуальном бытии твёрдым характером.
В современных учебниках по философии и философских словарях пишут о том, что движение абсолютно, а покой относителен или его («если присмотреться») нет вовсе. Пожалуй, это не так. Всё абсолютное (не имеющее границ) переходит в свою противоположность. То же утверждение верно для абсолютного покоя. Всё безграничное в своей бесконечности неизменно. Есть только одна бесконечность, она едина, хотя и переходит во множество. Бесконечность едина и неизменна. Абсолютное движение – абстрактная категория, изолированная (отвлечённая) от всего, в том числе, от движения как себя самого.
Оно жёстко ограничено смыслом абстрактного понятия «абсолютное движение» и не может выйти за его пределы, и неспособно к движению за его пределами, поскольку является определением, фиксирующим то, что не изменяется в изменениях. Не изменяется в изменениях только покой. Закон – это то, что устойчиво (спокойно) в явлении (в определении). Абсолютное движение есть определение (понятие), оно является законом для себя самого и, следовательно, покоем. Абсолютное движение – это абсолютный покой. С другой стороны, абсолютный покой не может быть абсолютным покоем, поскольку не может отвлечься (оттолкнуться) даже от себя самого,ведь всё абсолютное содержит в себе движение к предполагаемой границе безграничного. Покой есть то, что не изменяется, а всё неизменное обнаруживается только на контрасте с движением. Абсолютный покой – это абсолютное движение.
Таким образом, если мы говорим об абсолютном движении, то вынуждены признать и абсолютный покой (и наоборот). В таком случае оба понятия становятся относительными, более того, являются моментами, которые соотносятся друг с другом как форма и содержание. При этом безразлично, что из них форма, а что содержание. Покой есть форма движения, а движение – форма покоя. Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство, что является законом, содержащим в себе покой. Материя в движении вечна во времени и бесконечна в пространстве, и это тоже закон (покой). Материя в движении всегда находится в покое, поскольку, развиваясь, всегда остаётся материей в движении, то есть материя, изменяясь в развитии, никогда не изменяется (находится в покое).
С введением философской категории «материя» обнаруживается тождество различия между движением материи и материей в движении. За движением материи закрепляется понятие «форма», или «форма движения материи», а за материей в движении – понятие «содержание», которое подразумевает материю в развитии. Движение и покой, таким образом, становятся моментами содержания, являющимися в бытие сущностью материального мира. Оба понятия одновременно абсолютны и относительны. По этой причине всё движущееся не движется, всё изменяющееся не изменяется, всё развивающееся не развивается.
В бытие люди часто не замечают покой (неизменное), обращая своё внимание исключительно на движение изменения. Если мы видим только движение и не замечаем покоя, то это не значит, что покоя нет вовсе. Каждый человек, к сожалению, чаще всего видит только то, что он может и желает увидеть. Так происходит потому, что человек существует в ограниченном бытии, где в глаза бросается движение и развитие. Для того, что вечно, бесконечно и не имеет границ, не имеет значения ни пространство, ни время, ни движение, ни развитие. Это означает, что материя, которая в движении, находится в вечном покое. Однако же, мы, не обнаруживая развитие в бесконечной материи, не должны думать, что движения и нет вовсе.
Всякое конечное движение есть момент движения бесконечного, в котором, поэтому, есть движение, изменение, развитие и, в то же время, нет. Дело в том, что два противоположных движения – возникновение и прехождение – движения равноправные, что исключает изменение и развитие. Однако в процессе развития конечного бытия равноправие равноправных тенденций всё время нарушается. В диалектической логике всякое тождество (равенство и равноправие) существует как тождество различия.
На каком-то отрезке движения бытия может преобладать движение возникновения, которое обеспечивает преимущество для бытия. Это преимущество, к сожалению, так же конечно, как и само конкретное бытие. Но, в общем и целом, в бесконечном мире, равноправие двух противоположных тенденций сохраняется. Всё в этом мире преходяще: исчезает и разрушается. Всё в нём с беспредельным упорством возникает вновь и вновь.