движение за уравнение женщин в правах с мужчинами

Права женщин: история борьбы за равенство

Сегодня никого не удивляет, когда в парламенте, на футбольном поле, в такси, на должности профессора находятся женщины. Но каких-то сто-двести лет назад такую картину сложно было бы себе представить.

Какие ограничения для женщин существовали в истории? Как они боролись за свои права и какие государства первыми совершили революцию в правах женщин? Обо всем этом в новой статье.

Предыстория доминирования мужчин

В период Древней истории стал формироваться общественно-политический уклад, в котором главную роль играла физическая сила. Те, кто сильнее определял как распределять добычу, в какие походы идти, с кем воевать, а с кем договариваться. Постепенно руководящую роль в обществе занимают мужчины. Такой уклад называется патриархальным.

Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин.

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.Клавдий Лебедев «Боярская свадьба»

Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел – домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков? Нет. Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве – пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй.

В Средние века и Новое время философы и ученые формировали доказательства того, что многие права являются природными. Вот только многих из них потянуло в другую сторону: значит, существующий уклад говорит о природности отдельного набора прав для мужчин, отдельно – для женщин. Ведь мы разные, а значит – и набор прав должен быть разным.

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года

Первая борьба и первые жертвы

Революции в США и Франции в конце 18 века создавали возможности для разрушения старого порядка и формирования нового, свободного общества. Принимались Конституции, декларировались права и свободы человека и гражданина. Как в такое время не начать бороться за права женщин? Вот только первые попытки остались незамеченными.

Олимпия де Гуж в 1791 году написала «Декларацию прав женщин», но документ был отклонен Конвентом, а в 1793 году де Гуж казнили якобинцы. В 1804 году в Кодексе Наполеона появилась статья, согласно которой мужчина обязан был опекать женщину и отвечать за ее гражданские права. Ситуация накалялась, а в 1848 году в Америке подписали «Декларацию чувств», признавая равенство мужчин и женщин исходя из того, что все мы – люди.

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.Александр Кучарский «Портрет Олимпии де Гуж»

Изменение обстоятельств

Историки, занимающиеся правами женщин, отмечают, что на закрепление их прав в законодательстве главную роль сыграла Первая мировая война. Пока мужчины воевали, именно женщины спасали производство, за что правительства разных стран вынуждено было пойти им на уступки.

Более того, Первая мировая стала следствием образования СССР. Именно в этой стране, формирующей равное общество, женщины получили широкие права: частичный доступ к власти (другого при Сталине и представить сложно), право на выбор профессии и свободное получение образования. После 1918 года мир начал меняться, но обо всем по порядку.

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.Прапорщицы, выпускницы Александровского училища, 1917 год

Как отстаивали отдельные права

Права человека – очень широкий термин, включающий в себя большой набор прав и свобод. Женщины получили полное равенство не в один день, поэтому ниже разберемся, как постепенно, шаг за шагом, женский пол получал равные права.

Избирательное право

Массовая борьба за права женщин началась именно за политические права. В период формирования республиканского строя, важную роль играл голос граждан. И тогда-то женщины задались вопросом: а почему нас никто не спрашивает, почему мы должны жить по законам, которые не выбирали?

Впервые это движение охватило США. В переводе с английского слово «suffrage» означает избирательное право. Так сторонников этого движения стали называть суфражистками. В 1869 году жительницы штата Вайоминг получили право голоса на региональном уровне. В 1906 году в автономной Финляндии (в составе Российской империи) женщины также получили право голоса.

В 1917 году Временное правительство, а затем и большевики дали политические права женщинам. Через год женщины старше 30 лет получили избирательное право в Британии, а в 1920 году начали голосовать американки.

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.Энни Кенни и Кристабель Панкхёрст проводят кампанию за избирательное право женщин

Право на образование

Знания и умения – один из основных рецептов карьерного роста в Новейшее время. Именно поэтому женщинам без права на образование тяжело было добиться равного социального положения. С 18 века в России начали появляться Институты благородных девиц. Формально они готовили дам для семейного общества либо преподавательниц, они стали первыми учебными заведениями России, где женщины смогли получать образование, выше, чем начальное.

В 1878 году в Калькутте (Индия, тогда колония Британии) женщинам разрешили свободный доступ в университет и получение ученой степени. Примерно в тоже время в Британии и США на базе университетов формируются колледжи, в которые открыт доступ женщинам. Позже им дают место и в университетах.
Лист из альбома к 25-летию Высших женских курсов. Санкт-Петербург, [1903]. Фотоателье Карла Буллы. СПБГУ

Право на труд

В середине 19 века, с развитием промышленной революции, все больше женщин получают рабочие места. Некоторые из них становятся частью пролетариата, вступая в ряды социалистических партий. Равное участие в производстве – предпосылка равного статуса в обществе.

Более того, государства создают сеть школ и детских садов, тем самым снимая с женщин часть функций, они получают шанс развития профессиональной карьеры. В СССР женщины были руководителями строек, главами колхозов, а плакаты с женщинами-трактористками стали известны на весь мир.

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.Плакат времен СССР с женщиной-трактористкой

Благодаря этим первичным правам женщины перестали считаться собственностью мужчин. А значит, они получили возможность самим выбирать свой жизненный путь, формировать вкусы и предпочтения. И пусть во многих странах ситуация не идеальная, но сегодня уже невозможно поспорить с тем, что женщина – это самостоятельная личность.

Источник

Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня

Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?

Что такое феминизм и кто его придумал?

Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.

Первая волна феминизма

Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.

Вторая волна феминизма

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.

Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия », «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.

За финансовое благополучие.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Почему феминизм не устаревает?

Источник

Краткая история гендерного активизма: как на Западе появился феминизм и к чему он пришел

В издательстве Ad Marginem вышла серия иллюстрированных книг «The Big Idea. Введение в XXI век», одна из них — труд Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?». «Афиша Daily» публикует фрагмент из главы об истории гендерного активизма.

В каком‑то смысле гендерный активизм существует столько, сколько существует гендерная вариативность. Гендерные вариации, о которых шла речь в предыдущих главах, всегда находили поддержку отдельных людей и организаций по борьбе за свободу гендерного самоопределения.

Но большинство современных гендерных общественных движений уходит корнями в историю развития феминизма (с конца XVIII века в Европе и США) и движения за права трансгендеров (с конца XIX века связаны с первыми движениями за права ЛГБТК и сексологией).

В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж (1748–1793) и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. Де Гуж, чья «Декларация прав женщины и гражданки» «Декларация прав женщины и гражданки» написана Олимпией де Гуж в 1791 году и основана на «Декларации прав человека и гражданина», принятой Национальным учредительным собранием Франции и ставшей одним из первых в мире официальных документов по правам человека. Своей работой де Гуж показывает, что Французская революция не признала права женщин. вышла в свет в 1791 году, за год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они повсюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.

Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса, даже на самом раннем этапе развития.

Интерсекциональный подход имел особое значение в текстах черного и постколониального феминизма, поскольку рассматривал пересечения гендера и расы. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых феминисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.

История Соджорнер Трут Соджорнер Трут (около 1797–1883) — псевдоним женщины, рожденной в Нью-Йорке и сбежавшей из рабства еще до его отмены в штате в 1828 году. Сыграла значительную роль в раннем движении за права женщин. проливает свет на то, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» Трут произнесла во время выступления на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года: «Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я собирала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»

Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».

Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.

Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.

Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?» Но она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.

Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Харриет Табман (около 1822–1913) в конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.

Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо при званных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам, но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам, которые подорвали незыблемость гендерных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.

Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».

Источник

Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня

движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. движение за уравнение женщин в правах с мужчинами фото. картинка движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть фото движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. смотреть картинку движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.

Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?

Что такое феминизм и кто его придумал?

Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.

Первая волна феминизма

Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.

Поскольку суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США, они быстро добились победы. В 1920 году США приняли 19-ю поправку к Конституции, которая гарантировала женщинам избирательное право; в Великобритании этого добились в 1928 году. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы решат политики, избранные женщинами.

Вторая волна феминизма

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Как феминизм развивался в России?

Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.

Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.

Сегодня фемдвижение и в России, и в мире поделено на десятки течений. В нашей стране можно найти последовательниц либерального феминизма (в основном они занимаются политикой), постмодернистского феминизма (выступают против бинарной гендерной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (отказываются от отношений с мужчинами, потому что они подавляют женщин), интерсекционального феминизма (борются как за права женщин, так и отдельных меньшинств).

За что борются современные феминистки в России?

За финансовое благополучие.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Почему феминизм не устаревает?

В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.

Источник

Женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами

Последняя бука буква «м»

Ответ на вопрос «Женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами «, 8 (восемь) букв:
феминизм

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова феминизм

Определение слова феминизм в словарях

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
наличие у мужчины вторичных половых признаков и (или) характерологических и поведенческих особенностей, свойственных женщине.

Примеры употребления слова феминизм в литературе.

Во всяком случае, именно со второй половины 80-х годов в англоязычном мире развернулась резкая критика традиционного американского феминизма как проявления буржуазного либерализма и гуманизма со стороны таких постструктуралистских теоретиков феминизма, как Торил Мой, Крис Уидон, Рита Фельски и т.

Я не поклонница того феминизма, который выражает себя в сожжении лифчиков, ненависти к мужчинам или в кампаниях против материнства, но я испытывала глубокое уважение к таким женщинам, как Ада Маймон, Беба Идельсон, Рахел Янаит-Бен-Цви, много и энергично работавших в рядах партии Поалей Цион и сумевшим вооружить десятки городских девушек теоретическими знаниями и практическими навыками, которые помогли им справляться с сельским трудом в новых палестинских поселениях.

Однако здесь нет того непримиримого мужененавистничества, столь характерного для классического феминизма.

Феминизм, как и современные методы детского воспитания, появился только тогда, когда мы эволюционно готовы или почти готовы к этому.

Учитывая уникальность публичного изложения подобных взглядов в то время, мы можем без большой натяжки назвать Эмилию Лэньер предтечей феминизма.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *