движение и его основные формы в философии
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 12. Движение
Движение в широком смысле слова — любое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как результат движения микрочастиц.
Если движение материальной системы подчиняется некоторому единому закону и включает в себя целостное изменение системы, то оно выступает как процесс ее развития. При восходящем развитии происходят усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивное преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развития системы.
Движение и его основные формы
Движение – это категория философии, отображающая любые изменения, происходящие в природных, духовных и общественных системах. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменчивости, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции. Условно можно выделить следующие типы изменений, имеющих место в объективном мире: количественные и качественные изменения, а также развитие.
Материалистическая концепция рассматривает движение как способ существования всех материальных систем, как внутренне присущий им атрибут. Это означает признание неразрывной связи между материей и движением. Движение является объективной характеристикой бытия. Движение реализуется через взаимодействие, и наоборот, любое взаимодействие порождает движение. Неподвижная материя была бы неспособна обнаруживать свое существование, именно в движении тело обнаруживает свое существование как фрагмент объективной реальности, противостоящей нашему сознанию. Тезис о неразрывности материи и движения находит свое подтверждение в данных современных наук.
Основные свойства движения: объективность, всеобщность, неуничтожимость и несотворимость, абсолютность.
Опираясь на тезис о неразрывной связи материи и движения, можно сделать вывод о том, что основным, качественно различающимся видам материи, должны соответствовать и свои качественно отличные формы движения. Под формой движения материи понимается движение, связанное с определенным материальным носителем, имеющее достаточно широкую область распространения и охватывающее явления, которые обладают определенным качественным единством, подчиняются одним и тем же основным закономерностям.
Первая классификация была предложена Ф.Энгельсом в середине XIX в. и включает пять форм движения материи: механическую (перемещение в пространстве макротел), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (формы существования белковых тел) и социальную. Эта концепция не может не устаревать в силу постоянного прогресса научного знания. Так, в рамках физического движения различают на сегодняшний день движение элементарных частиц, внутриатомные, ядерные, молекулярные, электромагнитные процессы. В рамках химической формы: неорганические реакции, процессы образования органических веществ, элементоорганические процессы и т.д. Однако классификация Энгельса имеет непреходящую ценность, поскольку вытекает из принципов диалектического материализма.
Принципы построения данной классификации используются и в современной научной картине мире, конечно, с дополнением и уточнением. Это пять основных принципов: 1) Принцип развития. Субординация форм движения непосредственно совпадает с реальным процессом эволюции материальных систем от простого к сложному, от низшего к высшему. 2) Принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем. 3) Принцип генетической и структурной обусловленности высших форм низшими. Каждая высшая форма движения порождается более простой, является естественным продуктом ее развития. Вместе с тем высшая форма сохраняет в себе низшую в снятом виде. 4) Принцип несводимости высших форм к низшим. В методологическом плане это означает, что невозможно познать сущность более высокой формы движения только посредством изучения закономерностей функционирования низшей формы, на основе которой возникла первая. Например, сущность жизни нельзя понять только через изучение тех химических процессов, посредством которых осуществляются процессы жизнедеятельности. Жизнь проявляет себя в таких типах взаимодействия, которые специфичны только для биологической формы движения. 5) Принцип связи каждой формы движения с определенной группой наук. Это позволяет выявлять закономерности, специфичные для этой формы движения, и те материальные носители, с которыми эта форма движения связана.
В советской философии наиболее целостная классификация форм движения была предложена Б.М. Кедровым, который выделил ряд новых видов и подвидов форм движения материи. Все формы движения он разделили на частные и общие. Частными называются такие, которые связаны с одним строго определенным материальным носителем, или субстратом. Обычно это указывается в названии наук, изучающих соответствующие формы движения и их носители (ядерная физика, молекулярная физика, органическая химия и т.д.). Общими формами движения мы называем такие, пишет Кедров, которые не имеют отдельного, специфического для каждой из них материального носителя, но которые связаны с определенными системами различного рода материальных образований. Все общие формы движения, а также изучающие их науки (механика, квантовая механика, термодинамика, кибернетика), имеют общую черту: они учитывают лишь тип взаимосвязи и взаимодействия между элементами, общий для той или иной группы систем.
Диалектический материализм XIX века и современный материализм рассматривают движение как проявление внутренней активности материи, ее самодвижения. Данный принцип отстаивали Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, а также современная концепция синергетики. Так, Энгельс писал о том, что источником самодвижения материи являются диалектические противоречия между устойчивостью и изменчивостью, простым и сложным, прогрессивным и регрессивным. Например, в развитии живых организмов устойчивость выражается в сохранении наследственных признаков, а изменчивость – в приспособлении организмов к новым условиям среды.
Теория синергетики была создана бельгийским ученым Ильей Романовичем Пригожиным (род. В 1917 г.). Долгое время в науке преобладало представление о том, что процессы самоорганизации присущи только живым системам. Что же касается неживых, то, согласно второму закону термодинамики, они могли эволюционировать лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но тогда становится непонятным, откуда появились живые системы, способные к самоорганизации и почему физические законы не применимы к живым телам, состоящим из тех же молекул и атомов? Синергетика – это теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы. Сложнодинамические самоорганизующиеся системы (например, отдельная живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив, машина-автомат, машина-робот) способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта. Самоорганизующиеся системы приобретают присущие им свойства или функции без какого бы то ни было вмешательства извне. Примерами могут служить деление клеток в биологии или рост снежинок. Можно выделить три основные характеристики процесса самоорганизации: гомеостаз, информация, обратная связь. Гомеостаз – это стремление живой системы сохранить стабильность своей организации, рода, популяции. Информация – это отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала. Механизм обратной связи – это реакция системы на внешнее воздействие, определяющий изменение состояния данной системы.
Признавая многообразие типов изменчивости, диалектический материализм уделяет особое внимание прогрессивному развитию. Проблема прогресса имеет несколько аспектов. 1. Выявление критериев прогресса как на универсальном, всеобщем уровне, так и на уровнях трех сфер бытия – неорганическоой природы, органической природы, социальной. 2. О формах прогрессивного развития. 3. О конечности или бесконечности прогресса человеческой цивилизации.
Необходимо подчеркнуть трудность выделения универсального критерия прогресса. Например, для неорганической природы достаточным критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы, например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным. Прогресс применительно к живой природе определяется повышением степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой. Регресс же – это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.
Относительно прогресса общественной системы можно говорить о его критериях только в комплексном подходе: темпы роста производства и производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; степень свободы работников производства от эксплуатации; уровень демократизации общественной жизни; уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; увеличение человеческого счастья и добра. При этом ведущее место в этом комплексе занимает гуманитарный критерий.
Возвращаясь к вопросу о выделении универсального критерия прогресса, который был бы подходящим для любой сферы бытия, можно предположить, что он включает целый ряд признаков, например: увеличение степени разнообразия системы, сопряженное с интегрированностью ее частей; усиление мобильности и надежности системы; увеличение способности преодолевать противоречия; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени целостности системы. Очевидно, что системообразующий фактор является основным критерием прогрессивного развития системы, но он может дополняться другими – экологическим (для живой природы), информационным (для познавательной сферы), энергетическим (для материальной деятельности).
Прогресс всегда относителен. Прогресс, хотя и связан с гармоничным развитием системы, однако в нем есть и дисгармония, и конфликты, и регресс. Всегда нужно ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и тоже явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным. Прогрессивная ветвь может совмещаться с временным отступлением назад (спиралевидная форма). Прогресс связан с регрессом и вертикально, когда общий прогресс системы включает в себя регресс ее отдельных элементов. Диалектика такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.
В проблему прогресса, как уже отмечалось, входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся только в одном: формы такого развития многообразны. Выделяются линейная (восходящая линия), спиралеобразная, веерная, волновая и другие формы.
В связи с вопросом о прогрессе встает проблема конечного или бесконечного развития человеческой цивилизации. Другими словами, это вопрос о развитии человеческого духа и познания. Научная философия, в принципе, не ставит пределов духовному прогрессу, за исключением одного: дух, сознание всегда будут находиться во взаимодействии с природой; материя неисчерпаема, поэтому при постоянном росте объема информации познание все же никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью.
В последние десятилетия происходят глубокие изменения в представлениях о Вселенной. Все больше доводов обретает концепция пульсирующей Вселенной, в рамках которой создается картина постоянного изменения, движения галактик, но не гибели всей системы. Не исключается возможность в крайне отдаленном будущем установления преемственности в развитии ряда однопланетных или однозвездных цивилизаций и слияния духовных систем планетного масштаба в единый поток интеркосмического сознания. Такая возможность маловероятна, но не исключена. Если она реализуется, то мыслящий разум обретет новое измерение, и перед ним откроются перспективы бесконечного существования.
Движение в философии
Движение — атрибут бытия.
Понятие
Движение — это общее понятие, объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращение одних объектов в другие. Движение противопоставляется покою в обычном опыте человека.
Определение понятия движения в философии, пожалуй, самое простое: это всякое изменение вообще, где бы (с кем бы) и когда бы это изменение ни происходило.
Всё, весь мир находится в постоянном движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир, все вещи не бывают законченными, а находятся в непрерывном самодвижении. Быть — значит быть в движении, изменении.
Движение неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи — это процесс взаимодействия противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, смены качественных состояний.
Типы движения материи
Формы движения
В научной классификации форм движения материи необходимо учитывать:
В соответствии с этими требованиями и данными современной науки выделяются три основные группы форм движения материи:
И в каждой из этих групп имеется множество форм движения материи.
Надо помнить, что любые классификации форм движения не абсолютны, вполне возможно, что будут открыты новые формы движения, которые пока неизвестны науке.
Движение как способ существования материи
Категория «движение» является одной из старейших в философии. Это Связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется.
Поэтому в философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение есть неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.
Формы и способы движения материи
Выделяются следующие формы движения:
То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
Движение представляет собой единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.
Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:
Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.
Движение также может быть:
Качественное движение (самоизменение материи) делится на:
Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:
23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
Движение в философии — это всякое изменение вообще.
В это понятие входят:
1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).
2. Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).
3. Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).
4. Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).
5. Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).
6. Изменения в форме (изменение внешнего очертания).
7. Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).
8. Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т. д. групповых или парных взаимодействий)
и т. д. и т. п., то есть движение — это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.
Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.
В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.
Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.
Таким образом, движение есть:
1. Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.
2. Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.
3. Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).
Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:
1. Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости (материализм),
2. Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).
Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.
При этом в их системах допускается тот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.
Материализм же полагает, что движение — это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут, присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.
Ведь, если движение — это способ существования материи, если движение — это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.
Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.
Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:
1. Становление — это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.
Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.
Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.
Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.
2. Изменение — это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.
Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.
Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах — в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.
3. Развитие — это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.
Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).
Развитие бывает:
— эволюционное — медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и
— революционное — быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.
По своему направлению развитие бывает:
— прогрессивным, так называемым, «восходящим» — в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;
— регрессивным, так называемым, «нисходящим» — в направлении, противоположном прогрессу.
В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.
Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения. Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.
Формы и виды движения:
1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т. д. и т. п.
2. Материальные формы движения материи представляют собой:
— механическое движение — пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.
Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т. д. и т. п.
— квантово-механическое движение — характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.
Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т. д.
— физическое движение — процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.
Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т. д.
— химическое движение — образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.
Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т. д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.
— биологическое движение — процессы живых организмов.
Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т. д.
Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемые сложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т. д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга.
АТРИБУТ — неотделимое свойство.
ДВИЖЕНИЕ — в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма — способ существования материи.
ИДЕАЛИЗМ — течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.
МАТЕРИАЛИЗМ — течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.
МАТЕРИЯ — то, из чего вещественно состоит мир.
РАЗВИТИЕ — целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.
ИЗМЕНЕНИЕ — превращение объекта, системы или явления в нечто другое.
ПРОГРЕСС — восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.
ПСИХИКА — совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир.
РЕГРЕСС — нисходящее развитие, противоположное прогрессу.
СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ЭВОЛЮЦИЯ — медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Тема абсолютно несложная, кроме одного момента, где заявляется, что становление — это есть постоянный переход бытия в небытие. Здесь часто возникает серьезное недоумение относительно привычного уже к этому этапу знания, что небытия не бывает, и — в какое же тогда небытие переходит бытие?!
Небытия, действительно, не бывает и понятие «переход в небытие» здесь относится лишь к качественным характеристикам того или иного этапа бытия, которые в процессе становления исчезают из состава бытия. Вот это запомним, и именно так будем понимать постоянный переход бытия в небытие — по факту исчезновения некоторых качественных характеристик бытия в процессе его становления.
Само бытие никуда и ни в какое небытие не переходит и не может переходить. Исчезают, то есть переходят в небытие, только те или иные его качественные характеристики. В этом заявлении диалектики о постоянном переходе бытия в небытие больше литературщины, чем действительно философии, но, поскольку оно традиционно принимается, то его следует традиционно озвучивать.
При этом, чтобы легче понимался этот небольшой парадокс, порожденный терминологией, следует понять, что бытие всякий раз переходит в небытие не вперёд по своему движению в становлении, а назад, по факту исчезновения своего прежнего вида. Бытие отваливается в хвостовой части своего становления своими отмершими частями в небытие, как отваливается и исчезает в черном космосе сгоревшая ступень ракеты.
Точно также можно сказать, что тот девятилетний мальчик, который во втором классе не хотел учить математику, перешел в небытие, потому что из него сейчас получился вот этот вдумчивый читатель, который проникает в философские вопросы движения. В этом смысле любой человек — это тоже единство бытия и небытия, и в нём тоже постоянно совершается переход из бытия в небытие: побрился, умылся, и вот уже ушло в небытие это небритое и неумытое бытие. Литературщина.
То есть, диалектика на вопрос, который можно было бы и не задавать, но который задается — «а куда уходят старые качественные характеристики бытия, когда оно изменяется?», отвечает — «в никуда, то есть в небытие, потому что их нет, и пусть кто-нибудь поспорит с этим фактом». С фактом не поспоришь, но из него можно раздуть нечто, абсолютно его превышающее по его значению, то есть вывести из этого факта, что постоянное изменение бытия (становление) — это есть единство бытия и небытия, заключающееся в постоянном переходе бытия в небытие.
Читайте также
2. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ
2. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ Способом существования бытия является движение.В широком смысле движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут (т. е. неотъемлемое всеобщее свойство). Учение об атрибутивности движения было
Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство
Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство Опровергая порочный метод Дюринга, его пресловутый «новый способ мышления», Энгельс обращает специальное внимание на проблему единства мира, которая трактовалась Дюрингом в духе, близком
Материя и движение. Формы существования материи
Материя и движение. Формы существования материи Значительное место в работах Энгельса по диалектике природы и естествознания уделено философскому анализу категории «материя» и понятию «формы существования материи». Ввиду того, что в рассматриваемый период имело место
Принципы действия материи; притяжение тел и движение планет, объясненные из этих принципов
Принципы действия материи; притяжение тел и движение планет, объясненные из этих принципов О ПРИНЦИПАХ ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИИРаздел I. О существенных свойствах и различиях вещей1. У нас нет знания о субстанциях, или о чем-либо сущем, или о какой-либо вещи, отделенного от действия
2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали
2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали Но самосознание, которое прежде всего есть дух лишь непосредственно и согласно понятию, вышло из этого счастливого состояния, когда оно достигло своего определения и живет в нем, — или же оно его
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303]
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303] Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения
[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК]
[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК] * * *Causa finalis [Конечная причина. Ред.] — материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все
Основные формы движения
Основные формы движения <289>Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения
[Формы движения материи. Классификация наук]
[Формы движения материи. Классификация наук] * * *Causa finalis[272] – материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все вещества, хотя и
3. МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ?
3. МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ? Использование философским идеализмом новой физики или идеалистические выводы из нее вызываются не тем, что открываются новые виды вещества и силы, материи и движения, а тем, что делается попытка мыслить движение без материи. Вот этой-то
ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ СИЛ
ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ СИЛ Рассмотрим теперь, как движение — объясняет суть и наличие сил. Во Вселенной, теоретически — должно существовать безграничное разнообразие всевозможных сил. Однако все силы, по своему действию — могут быть разделены всего на два