двухчастная и трехчастная форма в музыке
Двухчастная и трехчастная форма в музыке
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА —сочетание 2 периодов, содержащих различный тематичесий материал. Простейший вид двухчастной формы представляет собой сопоставление 2 периодов повторного строения. 2-й период, контрастирующий по материалу 1-му, может развивать мысль, изложенную в 1-м периоде, служить ей дополнением, подытоживанием. Нередко 2-е предложение 2-го периода сходно по содержанию с обоими предложениями 1-го периода, образуя репризу; в этом случае 3-е, контрастное предложение двхцчастной формы (то есть 1-е предложение 2-го периода) составляет ее середину. Такую репризную разновидность двухчастной формы не следует смешивать с 3-частной формой, поскольку середина и реприза двухчастной формы представляют один целый период, сопоставляемый с 1-м.
ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА —музыкальное построение из 3 разделов, из которых 1-й и 3-й представляют собой сходные по музыкальному содержанию периоды. Простая рехчастная форма близка к 2-частной репризной форме, однако важный признак 3-частности — самостоятельное значение середины, чем определяется и вполне самостоятельное значение 3-го повторного раздела — репризы. Трехчастная форма может иметь вступление, а также дополнение — коду. Так, в вокальных произведениях (напр., в романсах) часто встречаются фортепианное вступление и заключение. Схема трехчастной формы А — В — А. Сложная трехчастная форма является репризной трехчастной формой, в которой 1-я часть — простая 2- или 3-частная форма, средняя контрастирует ей, а 3-я часть — точный или варьированный повтор 1-й. Середина сложной трехчастной формы может быть изложена в простой 2- или 3-частной форме (в этом случае она носит название трио); она может не иметь определенной формы и состоять из ряда неустойчивых построений (в этом случае она носит название эпизода). Средние части в трехчастной форме обычно излагаются не в основной, а в другой тональностях — доминанты, субдоминанты, одноименной и др. Трехчастная форма — одна из самых распространенных музыкальных форм. В трехчастной форме в частности, излагается много песен, танцев, маршей.
Музыкальные формы
Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:
Классический период.
Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.
Фраза= 2 такта
Предложение= фраза+фраза= 4 такта
Период= предложение+ предложение= 8 тактов
Примеры периодов повторного строения:
Простая двухчастная форма (АВ)
Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..
Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.
Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.
Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:
Простая трехчастная форма (АВА).
Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)
Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.
В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:
Сложная трехчастная форма (АBА)
Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.
Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.
Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).
Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:
Сложная двухчастная форма (АВ)
Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.
Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.
Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:
Характерные черты формы:
Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:
Вариационная форма (А А1 А2 А3…)
Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).
Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.
В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:
Форма рондо.
Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).
Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).
Форма рондо: А В А С А.
Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).
Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.
Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.
Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.
Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:
Самые распространённые формы музыкальных произведений
Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.
Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.
Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.
Формы музыкальных произведений
Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).
Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.
Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.
В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.
Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор
Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.
Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.
В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.
Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:
Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).
Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.
Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.
Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.
На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.
Двухчастная и трехчастная форма в музыке
Простыми называются формы, состоящие из двух или трех частей, где первая часть излагается в форме периода, а последующие – в формах не сложнее периода.
Основные виды простых форм: простая двухчастная и простая трехчастная.
Простой двухчастной называется форма, где первая часть является периодом, а вторая может им быть, но чаще представляет собой не чисто экспозиционное по смыслу построение не сложнее периода.
Образно-смысловая сущность формы выражается либо в показе двух этапов становления одного образа (однотемная двухчастная форма), либо – в показе двух различных образов (двухтемная двухчастная форма).
Истоки простой двухчастной формы коренятся в народной музыке (соотношение запева и припева в песне, сольного и общего танца, песни и инструментального наигрыша). Отсюда – связь простой двухчастной формы с песенно-танцевальными жанрами. Также характерными чертами являются приблизительная равномасштабность частей, отсутствие резкого контраста между ними, тональная замкнутость формы.
Существует две разновидности простой двухчастной формы, различающиеся строением II части:
Репризной считается такая двухчастная форма, во втором разделе II-й части которой содержится повторение одного из предложений I части. Например:
Если во II части не содержится отчетливого повторения тематического материала I части, то форма называется безрепризной двухчастной.
I часть – период повторного или неповторного строения, квадратный или неквадратный, замкнутый или модулирующий.
II часть репризной двухчастной формы состоит из двух разделов. Первый раздел может быть развивающего характера на материале I части или излагать новый материал. Второй раздел – репризное предложение, которое может быть расширено.
Первый раздел отличается активным развитием, неустойчивостью, тип изложения – развивающий.
Таким образом, в целом II часть не чисто экспозиционная по смыслу и периодом не является, хотя может напоминать его. Пример репризной двухчастной формы: Моцарт. Соната № 11 A-dur, ч. I.
II часть безрепризной двухчастной формы может быть двух типов: контрастная и развивающая.
Контрастная II часть излагает новый или существенно обновленный материал. Если тип изложения – экспозиционный, то возможна структура периода, если нет – то приближается к периоду. Часто этот тип формы применяется в качестве куплета (I часть – запев, II часть – припев) в вокальной музыке, ритурнеля в вальсах, или в качестве развитого дополнения. Примеры: Алябьев. «Соловей»; Шопен. Вальс № 7 cis-moll; Чайковский. «Шарманщик поёт».
Развивающая IIчасть продолжает движение начального периода. Тип изложения – развивающий ⇒ структуры периода не образуется. При этих чертах II часть отличается устойчивым завершением. Примеры: Шопен. Этюд As-dur, соч. 25, № 1; Бетховен. Соната № 25, ч. III.
Повторение частей возможно как точное, так и варьированное. Традиционно раздельное повторение частей:
||: I часть : |||: II часть : ||
Возможно повторение только I части или только II части. В вокальной музыке куплетная форма складывается из повторений всей двухчастной формы.
Часть первая. Классические основы музыкальных форм (стр. 15 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
40 а) А. Скрябин. Прелюдия ор.37 №3
Простую двухчастную репризную форму с повторением частей в соединении со сквозным, скрыто-фабульным развитием имеет Ноктюрн H-dur ор.32 №1 Шопена (с драматическим концом). Тематизм выдержан в характере оперной сцены: А — ариозо, В — «дуэт согласия», rit. — оркестровый ритурнель, в Коде — речитативы, изобразительные «удары». Схема такова:
Двойная простая двухчастная форма
Двойная простая двухчастная форма образуется путем повторения формы с тонально-гармоническими изменениями (транспозиция, изменение каданса). Такую форму, со сложным симфоническим развитием, имеет 1-я ч. II ч. Andantino in modo di canzona b-moll из 4 симфонии Чайковского. Две части простой двухчастной безрепризной формы соотносятся как сольный запев (период а а1) и хоровой припев (В), но в условиях драматической симфонии «припев» переходит в большую разработочную связку, меняющую направление модуляции при повторении формы: первоначально Des-dur — b-moll, 24 тт., вторично — Des-dur — F-dur, 16 тт. Схема такова:
Простая двухчастная форма может иметь существенные черты других музыкальных форм. Так, соединение двухчастной формы (с повторением частей) с орнаментальными вариациями на одно предложение периода (а) представляет собой II ч. Andante, un poco Adagio F-dur из Сонаты для ф.-п. Моцарта C-dur (К.309), что позволяет простой двухчастной форме составить самостоятельную часть цикла. Схема такова:
Соединением простой двухчастной с микроостинатной формой (на остинатный ритм) является тема «Болеро» Равеля, с двутактной микротемой у малого барабана. Такой же симбиоз форм осуществлен и в знаменитом Allegretto a-moll, II ч. 7 симфонии Бетховена. В теме для вариаций двухчастная форма с повторением 2-й ч. пронизана двутактной ритмо-темой
,
в которой композитор воспроизвел древнегреческий «адонический ритм», связанный с мифом об Адонисе и смерти-зиме.
4.2. Простая трехчастная форма
Простая трехчастная форма, со схемой ABA, — одна из самых универсальных по содержанию, которое значительно шире одного лишь «песенного» значения. Если в эпоху музыкального барокко эталонной была форма из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы чистой, абсолютной музыки, ознаменовалась введением в качестве эталона зеркально симметричной формы из трех частей. Совершенство трехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея — симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками (сравнения Монтескье). От немецких установок на мысль, идею («Гамбургская драматургия» Лессинга) идет риторическая трактовка трехчастной формы: А — изложение мысли, В — анализ, обсуждение мысли, А (репризное) — возвращение и утверждение первоначальной мысли. Различаются два вида простой трехчастной формы — однотемная и двухтомная. Кроме того, имеются формы двойная и тройная трехчастная. Простая трехчастная форма весьма часто имеет коду и весьма редко — вступление. Области применения данной формы: инструментальная миниатюра (прелюдии, этюды, ноктюрны, пьесы с программными названиями, части фортепианных сюит и других циклов), часть более крупной формы (сложной трехчастной, рондо, вариаций, сонатной), номер классического балета (у Чайковского, Глазунова).
Вступление к простой трехчастной форме может указывать на повестзовательно-балладный характер пьесы: Шопен. Прелюдия cis-moll №25 (5 тт.), Шопен. Ноктюрн cis-moll ор. posth., 4 тт.
Экспозиция
Экспозиция простой трехчастной формы представляет собой период любой структуры: полный период, предложение в функции периода (der Satz), период простой или двойной, из двух или большего числа предложений, единого строения, повторной и неповторной структуры, квадратный или неквадратный, однотональный или модулирующий, замкнутый кадансом (полным, иногда половинным) или гармонически незавершенный, элементарный или развитой, повторенный, транспонированный (см. «Период»).
Середина
Середина — гармонически неустойчивый раздел, начинающийся на неустойчивой гармонии или в подчиненной тональности, заканчивающийся половинным кадансом или доминантовым предыктом. Тематически — это мотивная разработка экспозиционной темы или смена темы на новую, изредка — связка. Масштабные соотношения середины с окружающими частями — всевозможны: относительное тождество, значительно большая или значительно меньшая величина. Примеры крайних масштабных пропорций таковы: Бетховен. Менуэт C-dur из 1 симфонии: экспозиция — 8, середина — 36, реприза — 14, кода — 21 тт.; Бетховен. Финал Скрипичного концерта D-dur, рефрен: экспозиция — 8, 1-я середина — 2, 1-я реприза — 8, 2-я середина — 2, 2-я реприза — 16 тт., кода — 8 тт. В первом случае середина — активная симфоническая разработка, во втором — краткая оттеняющая связка.
Простейший вид середины создается путем транспозиции темы экспозиции в подчиненную тональность, типичен для танцев: Вебер. «Вольный стрелок», Вальс D-dur.
В серединах-разработках бывают значительные предыкты. Так, в Трио Скерцо 7 симфонии Бетховена динамичный 8-тактный предыкт с гемиольными ритмами (двудольники внутри такта на 3/4), остродиссонантными гармониями приводит к динамизированной репризе трехчастной формы:
41. Л, Бетховен. 7 симфония, III ч.
Середина с новой темой типична для танцев (вальсы, мазурки), характеристических пьес, для стилей Шумана, Прокофьева. Примеры: Шопен. Мазурка a-moll ор.59 №1, с серединой, начинающейся в тональности E-dur (Примеры а, б, начала тем — 1-й и 2-й частей, главный голос); Шуман. «Valse noble» B-dur из «Карнавала», с сопоставлением как бы «внешней» и «внутренней» тем (тональности середины g-moll, c-moll, g-moll) (Примеры в, г, начала тем 1-й и 2-й частей, главный голос):
42 а) Ф. Шопен. Мазурка ор.59 № l
в) P. Шуман. Карнавал. Valse noble
Пример из Прокофьева: 2-я соната для ф.-п, d-moll, 1 ч., ГП — 8-11-9 (и 2 тт, доп.).
Существует тип составной середины из двух различных тем, иногда весьма контрастных. Примеры: Шопен. Мазурка gis-moll ор.33 №1 (развитие первой темы и новая тема appassionato H-dur); Шопен. Ноктюрн cis-moll (ор. posth.), с двумя темами в середине, заимствованными из финала его фортепианного концерта f-moll, — в A-dur и на DD-D (cis-moll), со сменой размера на 3/4: приводим начала двух тем середины:
43 а) Ф. Шопен. Ноктюрн cis-moll (ор. posth.)
Позднее тип составной середины применял Веберн: пьеса №2 из Пяти пьес для квартета (струнного оркестра) ор.5 со схемой период — 4 тт., св. — 1 т., 1-я серед. — 3 тт., 2-я серед. — 3 тт., реприза — 3 тт.
В стилистике Прокофьева, благодаря тенденции к тоникализации гармонии, встречаются особые устойчивые середины, начинающиеся тоникой или начинающиеся и заканчивающиеся ею. Примеры — «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки». Однако окончание середины полным кадансом в главной тональности — исключение, а не правило. Как раз в этом моменте кроется важное отличие простой трехчастной формы от простой двухчастной с репризой-кодой: в простой трехчастной устойчивый каданс располагается не в начале, а в конце репризы, в двухчастной — перед репризой или в ее начале:
Реприза — структурно самостоятельный раздел, утверждающий тему экспозиции и главную тональность произведения, создающий зеркально-симметричное равновесие музыкальной формы. Помимо резюми-
рующей функции реприза иногда становится участком нового развития, тематического и динамического. В связи с таким разнообразием целей, реприза имеет множество разновидностей: точная (Шопен. Полонез A-dur, до Трио), варьированная (Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»), с тональными изменениями (Шуберт. Соната B-dur для ф.-п., Скерцо: экспозиция B-B, B-Es, реприза B-g, Es-B), динамизированная (упомянутое Трио из Скерцо 7 симфонии Бетховена, см. Пример 41), «тихая» реприза (Шопен. Этюд As-dur ор.10 №10, вместо прежнего forte следует pianissimo, Прокофьев. Гавот D-dur, те же нюансы). Характерные структурные изменения: вместо периода повторного строения — период единого строения (упомянутые Этюд dis-moll Скрябина, 16 тт. взамен 8 + 8 тт., Ноктюрн cis-moll ор. posth. Шопена, 12 тт. взамен 8 + 8 тт.), вместо повторенного периода — однократный (Шопен. Этюды C-dur ор.10 №7, fis-moll ор.25 №2), вместо двойного периода — простой (Шопен. Прелюдия d-moll №24), вместо периода — предложение в функции периода (медленные Этюды Шопена E-dur, es-moll, медленная Прелюдия D-dur Рахманинова), развитой период вместо элементарного, или более развитой, чем в экспозиции (Гайдн. Менуэт D-dur из Квартета «Жаворонок», см. Пример 17, Бетховен. III ч. Allegro Es-dur из 4 сонаты для ф.-п., местная реприза, 1-е предложение 8 тт., 2-е, с большой разработкой, — 36 тт.).