двухсполовинная форма организации труда водителей
Двухсполовинная форма организации труда водителей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.
17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Обзор документа
На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма «регуляторной гильотины».
Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.
Формы организации труда водителей.
В зависимости от времени формирования пасс.потока на м-те применяют различные формы орг-ции труда вод-лей.
На городских маршрутах применяют след формы организации труда водителей:
1. строенная. За одним автобусом закреплено три водителя. Два водителя работают в две смены. Третий выходит через четыре дня работы, предоставляется два выходных дня, после выходного происходит чередование смен. Продолжительность смены водителя
2. двухсполовинная. На 2х автобусах работают 5 водителей. Два закреплены за одним автобусом, два за другим, а пятый является подменным. Через 4 раб дня предоставляется 1 выходной. После идет чередование.
3. полуторная. За тремя водителями закреплено два автобуса, третий является подменным, через 4 дня предоставляется 2 выходных. После чередуются.
Ни одна из форм не удовлетворяет заданным требованиям, поэтому на маршруте возможна комбинация нескольких форм организ труда, а также разрывной график работы. Продолжительность отстоя при строенной составляет 2- 2,5ч. При двухсполовинной 2 – 5,5ч.
На междугородних маршрутах применяют следующие формы организ труда:
1.одиночная езда. На одном автобусе в течение всей смены работает один водитель. Прим если время оборота менее 12ч, Lm 250км.
3.сменно – групповая езда. За несколькими автобусами закреплено несколько водителей, смена происходит на границе сменных участков. Каждый водитель работает на разных автобусах но в приделах своего участка.
Если время оборота более 12ч в рейс д/б отправлено два водителя.
Нормирование труда и отдыха водителей.
Вкл в себя обеспечение след задач: 1). Четкую работу автобусов в соответствии с утвержденным расписанием, а следовательно качественное обслуживание пассажиров, 2). Безопасность перевозки пассажиров, 3). Полное использование норм рабочего времени за учетный период, 4). Соблюдение установленных закон-ом продолжительности раб дня, предоставление отдыха и обеспечение перерывов, 5). Высокая производительность труда.
В РФ основным документом регламентирующим режим работы водителей является положение о раб времени и времени отдыха водителей. Положение о раб времени включает в себя: 1). Время управления а/м, 2). Время подготов – заключ операций перед выездом на линию и после возвращения, 3). Время мед. Осмотра перед выездом на линию и после возвращения, 4). Время простоев для посадки-высадки пассажиров, 5). Время простоев не по вине водителя, 6). Время простоев на устранение тех неполадок возникших в период смены.
Каждому водителю планируется ежедневный отдых, еженедельный, сокращенный день в предвыход и празд дни и ежегодный отдых.
Графики работы водителей составляются отдельно для каждого водителя с ежедневным и суммарным учетом раб времени(за месяц).
Об изменениях в графике вод-ль д.б оповещен не менее чем за 1сутки.
При 5-тидневной раб.недели прод-ть смены д.б не более 8ч, при 6-тидневной- не более 7ч. Прод-ть смены м.б. увеличена до 9-10ч. по производственной необх-ти, но при этом суммарный учет за 2недели не должен превышать 90ч. Прод-ть межсменного отдыха д.б. не менее двойной прод-ти предыдущей смены, но не менее 12ч. Обеденные перерывы назначаются не ранее 2ч от начала работы, но не позднее 2ч до окончания смены. Прод-ть обеда мин- 30мин, мах-2ч.
Классификация автобусов.
Автобусы классифицируются по след. признакам:
1)по назначению 2)по размерам и вместимости 3)по типу кузова 4)по этажности 5)по конструктивной схеме
2)… В РФ сущ-ет классификация где каждому классу автобуса соотв-ет приблизит. длина в метрах. Сущ-ет 5 классов: I Особо малый II Малый III Средний IV Большой V Особо большой
Сельский автобус предназначен для пер-ки пассажиров и небольшого багажа м/ду сельскими населенными пунктами в условиях отсутствия дорог с усовершенствованным покрытием. Всем пасс-ам должно предоставляться место для сидения. Достаточно одной двери. Особ-ью таких автоб. явл. повыш. прочность кузова и повыш. проходимость. Междугородные автобусы предназн. для пер-ки пассажиров на большие расстояния, предоставляются места только для сидения, поэтому применяется 4-хрядное расположение сидений с конструкцией обеспечивающей наибольший комфорт. Обязательно наличие багажных отсеков. Только одна дверь. Предъявл. высокие треб-ия к скоростным хар-ам. Междунар-ые автобусы предназн. для сообщения м/ду странами. Пер-ки осущ-ся на очень большие расстояния, поэтому предъявл. повыш. треб-ия к комфортности поездки.
Выбор видов ГПТ.
В настоящее время в кач-ве осн. ср.в ГПТ примен-ся: 1)автомобили 2)электрофицированный тр-т 3)метрополитен 4)речные суда 5)электропоезда
В крупных городах целесообразно применять все виды городского транспорта, координировать и распределять пер-ки м/ду ними в соот-ии с их технико-эксплуатац-ми кач-ми, т.о. каждый вид ГПТ имеет свои области наиболее рационального применения. Старейшим видом ГПТ явл. трамвай – это наземная электрическая железная дорога при исп-ии 2-х – 3- х погонных поездов. Он может освоить пассажиропоток в одном направлении 12-15 тыс. пасс. в час., а в часы пик до 18 тыс. Трамвай целесообразно применять при пассажиропотоке не менее 5 тыс. пасс. в час.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АВТОБУСНЫХ БРИГАД
Л№10 Рациональная организация труда водителей
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АВТОБУСОВ И ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Расчет потребного месячного фонда рабочих часов водителей Группируем по последней диаграмме автобусы по продолжительности работы на маршруте
, (11)
где число водителей в i-ой группе;
число дней в месяце;
число автобусов в i-ой группе;
продолжительность работы автобусов в i-ой группе;
месячный фонд рабочего времени 1-го водителя;
время на подготовительно-заключительные операции;
время на медицинский осмотр;
— количество выполнений подготовительно-заключительных операций, медицинского осмотра, нулевого пробега, соответственно для автобусов рассматриваемой группы.
Определение числа водителей в каждой группе на 1 автобус
, (12)
Выбираем форму организации труда водителей и составляем графики работы автобусов и водителей всех групп.
Определение фонда рабочего времени одного водителя Фi в каждой группе осуществляется по формуле
, (13)
Определяется средний фонд рабочего времени на маршруте
, (14)
где суммарный фонд времени на маршруте;
общее число водителей.
Должно выполняться неравенство: . Для водителей автобусов каждой группы по графику их работы подсчитываем количество рабочих часов в месяц и сравниваем с месячным фондом. Если у некоторых водителей этот фонд перевыполнен, а у некоторых недовыполнен, то их можно скомпенсировать. Если же компенсация не получается (переработка или недоработка в целом), то надо пересчитать количество водителей, необходимых для АТП каждый день
, (15)
Затем определяется среднее количество водителей, приходящихся на 1 автобус
, (16)
Это необходимо для того, чтобы сравнить округленные значения предыдущего расчета потребного количества водителей для групп автобусов и, где можно, уточнить. Затем уточненные значения взять за основу и для них уже рассчитать месячные фонды рабочего времени. Они в общем по АТП должны быть в норме.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АВТОБУСНЫХ БРИГАД
Особенность пассажиропотоков городских и пригородных маршрутов требует организации интенсивного движения (в течение 1,5—2 ч) в утренние часы «пик» и сокращения объема движения в межпиковое время с постепенным снятием автобусов с маршрутов в послепиковые вечерние часы.
Это вызывает необходимость иметь на маршрутах автобусы с различной продолжительностью нахождения на линии, что достигается применением различных форм организации труда автобусных бригад.
Выбор формы организации труда автобусных бригад определяется особенностями обслуживаемых маршрутов и должен обеспечивать: лучшее обслуживание пассажиров и регулярность движения во все часы работы автобусов; выпуск подвижного состава на линию в количестве и по времени согласно расписанию движения; безопасную перевозку пассажиров; соблюдение продолжительности рабочего дня, перерывов в работе для отдыха и принятия пищи в пределах, предусмотренных трудовым законодательством; полное использование за месяц ^установленного баланса рабочего времени бригад; высокую производительность труда.
В практике работы автотранспортных предприятий применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов).
Ниже приведены примерные графики работы, рассчитанные на месяц (30 календарных дней), в том числе четыре выходных с месячным балансом рабочего времени при шестидневной рабочей неделей178 ч.
Строенная форма организации труда. При такой системе к одному автобусу прикрепляются три бригады, работающие по графику, приведенному в табл. 35.
Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит: 178:20=8,9 ч (в том числе 0,3 ч подготовительно-заключительного времени, 20 — количество рабочих дней в месяц).
Время нахождения автобуса на маршруте может быть 18,2 ч при длительности обеденного перерыва бригад по 0,5 ч (8,9 ч — —0,3 ч + 0,5 ч)2 и 19,2 ч при длительности перерыва по 1 ч (8,9— —0,3+1)2.
Такую форму организации труда целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.
Двухсполовинная форма организации труда предусматривает закрепление за двумя автобусами пяти бригад (в том числе одной подменной), работа которых строится по графику, приведенному в табл. 36.
Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит 7,4 ч.
Продолжительность пребывания автобуса на линии в зависимости от длительности обеденных перерывов бригад может быть в пределах 15,2—16,2 ч.
Двухсполовинную форму организации труда используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончание работы на маршруте. Ее целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в межпиковое время.
Продолжительность рабочих смен может быть: утренней около-5 ч, вечерней около 10 ч.
В утреннюю смену перерыв на обед бригадам можно не предусматривать, предоставляя им в случае необходимости кратковременный 10—15-минутный отдых.
Сдвоенная форма организации труда предусматривает закрепление каждого автобуса за двумя водителями.
Для замены бригад в дни отдыха на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора).
Работа бригад организуется по приведенному в табл. 37 графику.
Продолжительность рабочей смены составит 7 ч.» Время работы автобуса на линии 15—16 ч.
Если водителей недостаточно, работу бригад с указанными режимами можно организовать по графику, приведенному в следущей таблице:
Выходные дни бригадам соответственно предоставляются в субботу и воскресенье. Автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с наибольшим размером пассажиропотока.
Спаренная форма организации труда предусматривает закрепление одного автобуса за двумя бригадами, работающими через день.
Продолжительность рабочей смены составит: 178: 15.==» 11,8 ч.
Автобус на линии может находиться 12—-12,5 ч.
Полуторная форма организации труда предусматривает закрепление двух автобусов за тремя бригадами, работающими по графику, приведенному в та€л. 40. Продолжительность рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время нахождения автобуса на линии 9,1—9,6 ч.
Одиночная форма организации труда. Такая система предусматривает закрепление одной бригады за каждым автобусом. Продолжительность рабочей смены бригад составит 7 ч. Время работы автобуса на линии, в зависимости от продолжительности перерыва на обед, 7,3—7,8 ч.
Полуторную, спаренную и одиночную форму организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».
Переводить на этот режим можно только с согласия работающего.
Применение приведенных форм организации труда позволяет иметь в работе автобусы продолжительностью от 7 до 19 ч и обеспечить рациональную их эксплуатацию.