габен бальзак отношения соционика
Ключевые слова для Бальзака: умение увидеть скрытую суть вещей, событий, интеллектуальность, скепсис, охват больших временных интервалов, многовариантность подходов, нестабильность в работоспособности, перестраховка в работе, ожидание, когда проблема «созреет»; эмоциональная скрытность, далекая психологическая дистанция, неуправляемость в стрессовых ситуациях, невнимание к своему физическому состоянию, полярность волевых качеств в зависимости от ситуации, неконтролируемая привязанность к объекту чувств.
Правда, для Бальзака в большей степени требуется волевая сенсорика, чтобы подвинуть его на «большие свершения», как это обычно делает Наполеон, но и все, что относится к области сенсорики ощущений, также мало удается Бальзаку, хотя это и очень важная функция для осуществления нормальной жизнедеятельности. Сексуальные проблемы в этой деликатной области могут также возникнуть по причине разной вертности сенсорных функций и, соответственно, разных требований к сексуальности партнера.
Заметим, что оба психотипа интровертны. Это, в принципе, может оказаться на чересчур сильной замкнутости и обособленности супругов, что также со временем может привести к взаимному неудовольствию.
При этом Бальзак с радостью сам откажется вмешиваться в хозяйственные дела супруги, будет рад, если его не будут ничем загружать дома.
Но вот в чем может сказываться неудовлетворенность обоих, так это в создании теплого эмоционального климата. У обоих этика находится в ранимом канале. Конечно, хотелось бы, чтобы жена, мать больше проявляла нежности, говорила мужу и детям ласковые слова, слова любви.
В итоговой сумме вариантов балл оказался таким же.
4. Конформность; 5. Эмоционально-сексуальная совместимость.
Партнеры отличаются хорошей конформностью, так что конфликты в такой семье по пустякам не возникнут, в итоге суммарный балл по четвертой шкале равен 4.
Итоговый расчет выглядит следующим образом:
2. Маскулинность и фемининность: 0+0=0
4. Конформность: 2+2 =4
2. Маскулинность и фемининность: 3+0=3
4. Конформность: 2+2=4
Е.С.Филатова.»Супружество в системе соционики».
ЭТИ СТРАНИЦЫ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
Деловые отношения: Габен и Бальзак (нейтральные)
В деловых отношениях встречаются похожие партеры, у которых некоторые функции находятся в одинаковых позициях, что говорит о том, что они сталкиваются со схожими проблемами и сложностями. Рассмотрим пару социотипа Габен (Сенсорно-Логического Интроверта) и социотипа Бальзак (Интуитивно-Логического Интроверта), которых связывают деловые отношения в соционике.
Союз Габена и Бальзака соединяет в себе двух логиков-интровертов, которые ведут достаточно закрытый образ жизни. В такой паре единственным моментом, в котором партнеры могут друг другу сильно помочь, является наличие у Бальзака сильной интуиции, слабой у Габена, а у Габена — сильной сенсорики, слабой у Бальзака.
Это говорит о том, что Бальзак способен подсказать Габену в вопросах будущего, которого тот сильно боится, как и любой сенсорик. Габен же с легкостью возьмет на себя все бытовые семейные проблемы, поскольку для него несложно помыть посуду, убраться или починить лампочку.
Бальзаку нужен человек, способный «пнуть» его, создать достаточную мотивацию для активных действий, поскольку без нее он очень инертен и пассивен. К сожалению, Габен настроен на иное взаимодействие: ему сложно заставлять людей подчиняться, ему больше нравится совершать дела при взаимном согласии. Бальзак воспринимает такое поведение как слабость, поэтому вопрос о мотивации так и остается открытым.
Габен же нуждается в человеке, который покажет ему все интересы окружающего мира. Сам по себе Габен редко улыбается и доволен жизнью, но когда рядом появляется неутомимый и веселый дуал Гексли, то Габен расцветает на глазах. Бальзак не настроен на наблюдение всего интересного, для него есть гораздо более важные аспекты в жизни, из-за чего Габен не получает порцию позитива, в которой так нуждается.
Стоит также отметить, что в союзе Габена и Бальзака нет сильной этики. Это говорит о том, что партнеры будет иметь «сухие» отношения, им будет сложно разобраться в чувствах друг друга и помочь преодолеть сильные эмоции. Атмосфера в такой семье будет сугубо деловой, поскольку ни Бальзак, ни Габен не способны влиять на градус веселости и душевности в коллективе.
И Бальзак, и Габен обладают сильной деловой логикой. Значит, в их союзе проблем с деньгами и распределением бюджета уж точно не будет. Если Габен будет стараться оптимизировать пространство вокруг себя и членов своей семьи, то Бальзак направит логику на обеспечение высокого материального статуса. В любом случае, голодать в такой семье не будут.
Поскольку и Габен, и Бальзак являются интровертами, им сложно расшевелить друг друга, они нуждаются в личном пространстве и одиночестве. Каждому из партнеров в таком союзе нужен друг-экстраверт, который смог бы показать им интересы внешнего мира, подарить радостные эмоции и увлечь за собой.
Если у Габена и Бальзака есть совместимость по психософии, то такие типы соционики поладят гораздо лучше. Иррациональность партнеров также позволяет им не ссориться по важным вопросам планирования досуга, рабочего времени и жизни в целом.
Жена — Габен, муж — Бальзак
В семье, где жена — Габен, а муж — Бальзак, партнеры способны устроить прекрасное существование: женщина Габен является прирожденной хозяйкой, способной удивлять мужа вкусными блюдами и удобными решениями по дому, а мужчина Бальзак является прекрасным добытчиком в семье.
Партнеры не будут много ссориться, но из-за отсутствия этики можно будет подумать, что их отношения сухие и не эмоциональные. В какой-то мере это действительно так, поскольку и Бальзак, и Габен не приемлют сильных эмоций от партнеров.
Жена — Бальзак, муж — Габен
В таких отношениях семейное благополучие несколько ухудшается: женщина Бальзак не является лучшей хозяйкой по дому, она, скорее, относится к средним хозяйкам, способным сделать все необходимое, но не больше, чем требуется.
Мужчина Габен не настроен на высокий материальный статус. Ему гораздо важнее работать так, чтобы обеспечить семье комфортное существование. Габен не будет пытаться увеличить благосостояние, если видит, что это не самое необходимое действие.
В целом, такие отношения будут не эмоциональными, партнеры не будут кричать друг на друга и выяснять отношения. Пара логиков способна на дискуссию и деловые переговоры, в результате чего мир в семье восстановится.
По теме
Деловые интертипные отношения по своей структуре также наполовину совпадают с тождественными, наполовину — с отношениями суперэго. Только, по сравнению с родственными, эти половины поменялись местами. (Заинтересованный читатель сможет полностью разобраться в означенных тонкостях, изучив Аппендикс Б.)
Общая характеристика деловых отношений непременно должна отражать: наибольшую из всех видов интертипных отношений легкость контакта; живость и многословность, дискуссионный характер общения при невозможности достичь единых убеждений; безопасность партнеров друг для друга.
Похоже, но не вполне одинаково деловые понимают, что есть идеал; это — еще одно поле схождения интересов и занимательных обсуждений. Партнеры по деловым отношениям часто поддерживают друг друга в оценках.
Жесткое, в общем-то, взаимодействие, суть которого заключается в корректировке запросов партнера и которое в отношениях суперэго действительно носит по-настоящему жесткий характер, у деловых протекает заметно деликатнее и воспринимается скорее как не всегда приятный, но справедливый совет.
Существует область полнейшей уверенности в своих силах и даже поиска трудных, рискованных положений, общая для обоих партнеров (тот же резонанс присутствует и в тождественных отношениях). По этим аспектам деловая пара словно нарочно создает себе трудности и, тем не менее, почти всегда выходит из них с честью.
Родственные Отношения в браке мы назвали ни плохими, ни хорошими; деловые должны быть поставлены на один уровень с родственными.
Разница, впрочем, есть, и существенная: с родственным жизнь тихая, с деловым — шумная. Родственный вызывает безысходное раздражение, деловой — усталость, зато раздражение всегда находит открытую разрядку. Жизнь с родственным чревата болезненными травмами, а с деловым взаимной огульной критикой.
Одним словом, браки заключают и деловые; хороши ли эти браки — вопрос иной, и мы на него в основном ответили.
В работе деловые отношения вполне могут быть конструктивными, если только стараться меньше устраивать вольных дискуссий.
Важно учитывать, что сферы нативной профессиональной компетенции у партнеров по деловым отношениям разные, так что если бок о бок работают деловые, то всегда лишь один из них находится вполне на своем месте, другой же главным образом только развлекает коллегу и вносит сумятицу в ход его мыслей, что в некоторых случаях, может быть, и полезно делу, но далеко не всегда.
Боссу трудно руководить подчиненным, если они связаны деловыми интертипными отношениями. Вроде бы и присутствует взаимопонимание, но в то же время сотрудник всякую задачу видит и решает по-своему, не стесняясь в обильном представлении контраргументов.
По теме
1. Бальзак — Габен деловое сотрудничество
Деловое взаимодействие Бальзака и Габена не всегда бывает успешным и ровным. Периодически возникает спад деловой активности, поскольку оба активизируются аспектом этики отношений — родственными аспектами (+б.э.6 ) — у Бальзака и (-б.э.6) — у Габена, — которые во многом зависят от перепада настроений.
Гораздо охотнее Бальзак делится своими соображениями, прогнозами и предположениями, касающимися дальнейшего развития их общего дела.
Блефовать может и невозмутимый Бальзак — и это обстоятельство в сочетании с их обоюдным творческим прагматизмом, практицизмом и меркантильностью позволяет им быть успешными в совместных предприятиях.
Со многими отчаянно авантюрными проектами Габена Бальзак не всегда соглашается, хотя сам (особенно в «перестроечные», пост-тоталитарные времена) может позволить себе и маргинальный, и авантюрный, и откровенно криминальный проект.
2. Габен — Бальзак. Взаимодействие по демонстративным аспектам логики соотношений
Ну и конечно, самая позитивная и эффективная сфера их делового сотрудничества — это обмен методиками, обмен опытом, знаниями, наблюдениями, совмещение методик и теорий, — то есть плодотворная и интенсивная работа по творческим и демонстративным функциям мобильного блока, — дополнение родственных (квестимный и деклатимных) программ по аспектам деловой логики (+ч.л.2) — у Габена и (-ч.л.2) — у Бальзака; и логики соотношений (-б.л.8) — у Габена и (+б.л.8) — у Бальзака.
Демонстративная функция (как «выставочный вариант») у каждого из них носит несколько декоративный — рекламный характер. На ранних этапах взаимодействия это способствует их сближению, активизирует их деятельность, усиливает взаимный интерес — заинтересованность в успешном деловом сотрудничестве каждого из них.
Одновременно с этим выявляются и некоторые недостатки (слабые стороны) этих аспектов и функций: логика соотношений Бальзака носит несколько спекулятивный и обобщённый характер — Бальзак многого недоговаривает, скрытничает, лукавит, часто преувеличивает и (как это свойственно деклатимам) максимализирует некоторые логические аспекты мало изученных им теорий.
Габен бывает завистлив к чужому успеху (сказывается и квадровый комплекс «подрезанных крыльев» (в дельте неудачники не в чести), и «точка абсолютной слабости» — аспект интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ5), по которому ему обязательно хочется выглядеть более, чем достойно), поэтому подрезать оппонента (чтобы самому не попасть впросак)и поставить его в неловкое положение каверзным или тупиковым вопросом Габен может лучше, чем кто бы то ни было.
Бальзака в спорах с Габеном все эти его «приколы» — фиглярство и логические выкрутасы — чрезвычайно раздражают. Бальзак может даже вспылить, видя как оппонент ёрничает, намеренно искажает его мысль и передёргивает его слова.
3.Взаимодействие по аспекту интуиции времени
Аспект интуиции времени (-БИ3) у Габена – ролевая, нормативная функция. А представление о норме у каждого человека своё. Многое и от отношений зависит. Кого-то – «излишне требовательного» – Габен может захотеть и «проучить» опозданием, чтобы не ставил ему слишком жёсткие рамки – не стеснял его, Габена, свободу, не влиял на его ощущения. (Если сейчас ему хочется посидеть дома, понежиться в кресле, почитать что-нибудь, зачем вообще куда-то идти?). На деловые встречи, – если он заинтересован в них, – Габен не опаздывает. Если не заинтересован, может опоздать. Например, если ему по знакомству навязывают невыгодную работёнку, вполне может опоздать; напрямую отказываться неудобно – зачем нарываться на негативную реакцию? А так,–опоздал, и все всё поняли: человек в этой работе не заинтересован.
Все эти свойства ролевой, нормативной интуиции времени (-б.с.3) помогают Габену скоординировать и нормализовать отношения в условиях жёсткого эмоционального противостояния, блокирующего его деловые отношения с Бальзаком.
Помогает и тот факт, что в этой диаде взаимодействуют два очень деловых и предприимчивых человека, — два творческих деловых логика, которые далеко не всегда могут позволить себе тратить время на пустые обиды — это для них непозволительная роскошь. Время надо заставить работать на дело; время не ждёт.
И если Габен (как стратег) по ролевой (нормативной) интуиции времени (-б.и.3) может позволить себе рассредоточить своё и чужое время — хотя бы для того, чтобы отвлечь внимание компаньона или переключить его на новые более выгодные ему, (Габену) проекты, на поиски новых, более перспективных идей и решений, то Бальзак по своему программному аспекту интуиции времени (+б.и.1) всегда работает на опережение и с полной отдачей сил (которые он, тем не менее, умеет экономно растрачивать).
Бывают периоды, когда и Бальзак, и Габен НЕ производят впечатление чрезвычайно занятых людей, но всё это напрямую зависит от степени их реальной занятости и от их профессиональной успешности. Периоды вынужденного бездействия и простоя равно болезненно воспринимает каждый из них.
Положение выправляется, когда им обоим удаётся скоординировать свои действия, планы и цели и выработать более чёткую систему взаимного контроля. (Что не всегда удобного, например, Габену, предпочитающему иногда «играть в прятки» с партнёром — сменить обстановку или уйти в загул, скрываясь от его слишком пристального наблюдения и контроля. О всём, что касается способности затеряться в пространстве (-б.с.1) —петлять, путать, сбивать со следа и заметать следы, извлекая из этого максимум выгоды, Габен не имеет себе равных.
Когда дела идут не слишком хорошо (или оставляют желать лучшего), когда Габен чувствует себя усталым, когда ему кажется, что он слишком много времени отдаёт работе, или что его труд недостаточно высоко оценивают, у него возникает желание слегка отстраниться от дел. Он не считает это бойкотом (или не всегда так считает), скорее рассматривает это отстранённое отношение как возможность посмотреть на дела со стороны. Ему бывает интересно узнать, какое впечатление оказывает его работа на других, что о ней говорят в интересующих его кругах (стратег). Внушается позитивными отзывами окружающих — ему это необходимо для самоутверждения и для повышения самооценки. (Аспект интуиции потенциальных возможностей (+ч.с.5) — его суггестивная функция: уважение других внушает ему уважение к самому себе — объективист).
Вернуть в строй отстранившегося от дел Габена бывает не так-то легко. Габен упрям (упрямый аристократ), раним, впечатлителен (+ч.э.4) и требует к себе исключительно деликатного отношения. По счастью, у Бальзака, если интересы дела того требуют, терпения и деликатности хватает на двоих. Он понимает, что человеку свойственно увлекаться, поддаваться искушению и соблазнам, но это всё поправимо. Бальзак умеет и ждать, и терпеть, и готов многое понять и простить по своей активационной миролюбивой и миротворческой этике отношений (+б.э.6), которая так же инертна, как и активационная этика отношений Габена (-б.э.6).
4. Габен — Бальзак. Отношение к дружбе.
Законы корпоративной этики — основополагающие в квадрах объективистов (третьей и четвёртой), где всё строится на доверии, взаимо выгодном и честном сотрудничестве, на честной деловой и дружеской поддержке партнёров. Честность, порядочность, принципиальность — основа основ деловой этики (и этики отношений) в квадрах объективистов.
В силу проблематичности аспекта этики эмоций, который у обоих партнёров находится на позициях мобилизационной функции (т.н.с.), дружеские отношения в этой диаде ценятся превыше каких бы то ни было других (включая и деловые). Выбор делового партнёра, сотрудника, сослуживца — даже при самом тщательном подходе к этому вопросу— зависит от случайного стечения обстоятельств, — далеко не всегда удачного. Выбор брачного партнёра тоже может быть ошибочным, — сделанным под влиянием эмоций, в ослеплении чувств. (Эмоциям в этой диаде не доверяют.) А выбор друга может быть продуманным, взвешенным, проверенным в деле, в испытаниях, в командных отношениях.
Тема проверки дружеских отношений трудностями и испытаниями довольно часто озвучивается в этой диаде (и прежде всего потому, что оба партнёра, составляющие её, — творческие технологи, — аспект деловой (оперативной, технологической) логики находится у них на позициях творческой функции — (+ч.л.2) у Габена и (-ч.л.2) — у Бальзака).
Похожих принципов придерживается и Бальзак, но (как предусмотрительный и решительный тактик-негативист) гораздо меньше распространяется об этом.
Оба партнёра — динамики. И довольно часто могут менять друзей, могут довольно требовательно и придирчиво их выбирать, поскольку рассматривают их как потенциальных деловых партнёров (компаньонов, кредиторов).
К выбору друзей (и к проверке друзей на прочность) в этой диаде подходят очень ответственно. (В известных песнях В.С. Высоцкого (СЛИ, Габен) мы находим на эту тему немало полезных рекомендаций. («Если друг оказался вдруг…/ Если сразу не разберёшь…/ Парня в горы тяни — рискни!…/ Пусть он в связке в одной с тобой, / Там поймёшь, кто такой…»)
Требования к дружбе им предъявляются очень высокие и жёсткие. И не только к другу, к друзьям, но и к самому себе. (И тема жертвенного отношения к дружбе тоже озвучивается в песнях Высоцкого:
1 В.С. Высоцкий, «Мне судьба — до последней черты, до креста…»
В этическом плане отношения в этой диаде выстраиваются на довольно умеренных эмоциональных тонах. На непосильные жертвы никто из них ради партнёра не пойдёт (сколько бы ни кричал, ни пел, ни говорил об этом — прагматизм превыше всего!). Да здесь это и не требуется: при их слабой и проблематичной этике эмоций этический максимализм был бы обременителен для обоих, что однако не мешает каждому из них упрекать партнёра в недостатке пылкости и душевности, — то рекомендуют эмоционально раскрепоститься («не надо бояться своих чувств, не надо их сдерживать!»), то советуют держать чувства в узде и спрятать эмоции куда подальше — то есть опять же имеют место всё те же игры в «замри — отомри», с последующими назиданиями: «учитесь властвовать собой!».
6. Габен — Бальзак. Технические эксперименты в этическом плане. Подмена этики отношений деловой логикой
Каждый из них, будучи творческим технологом, позволяет себе экспериментировать с чувствами партнёра, — устанавливает удобную для себя дистанцию, регулирует поток эмоций удобным для себя образом, — делает это из познавательного, технологического интереса: просто интересно посмотреть, как человек загорится эмоциями, вспыхнет, воспламенится, засияет — ну, и возбудится, конечно, — как же без этого! а потом погаснет, если его охладить). А охлаждать чувства они умеют. И технику этих приёмов совершенствуют постоянно. Каждому из них (как конструктивисту — технологическому манипулятору) бывает интересно узнать (понять, определить) психологические механизмы регулирования потока эмоций. Оба они часто и помногу экспериментируют в этическом и эмоциональном плане, пытаясь то распалить, то охладить чувства партнёра. При этом конечно оба стараются запомнить и усовершенствовать те «технические» (психотехнические) приёмы, посредством которых им удаётся (или удавалось с прошлым или нынешним партнёром) добиться тех или иных результатов.
Экспериментировать в этическом и эмоциональном плане они никогда не устают и не перестают: пока есть объект для экспериментов, пока есть желание нравиться ему или заинтересовывать его собой, эксперименты проводиться будут.
В процессе взаимодействия друг с другом они так же пытаются экспериментировать с отношениями и чувствами партнёра, — пытаясь, то наладить их, то охладить, то накалить. Но результаты опытов довольно быстро каждого из них начинают разочаровывать:
7. Габен — Бальзак. Взаимное дополнение
— Кто из них является слабым звеном в диаде?
— При всех сложностях отношений в этой диаде, партнёры достаточно хорошо уравновешивают друг друга. По большому счёту никто из них здесь не доминирует: Габен как аристократ периодически пытается навязать отношения соподчинения Бальзаку — может бунтовать, бойкотировать его поручения и распоряжения, — но при этом он был и остаётся квестимом. И аспект демонстративной логики соотношений у него квестимный — демократический (-б.л.8),— поэтому, хотя бы видимость равноправия и демократизма он (при всём своём аристократизме) обязан сохранить и соблюсти.
Бальзак, хоть и демократ, но деклатим. И аспект демонстративной логики соотношений у него авторитарный, аристократический (+б.л.8), поэтому он и волю свою, при желании, навязать всегда сумеет (и этим уравновесит или перекроет аристократизм Габена, — смягчит его диктат, нейтрализует попытку навязать отношения соподчинения, нивелирует желание бойкотировать или саботировать порученную работу).
Габен — сенсорик, но рассуждающий. Бальзак — решительный, но интуит.
Стратегию беспечного позитивиста Габена дополняет продуманная и взвешенная тактика предусмотрительного негативиста Бальзака.
Но, как всегда в деловых отношениях, здесь имеются и некоторые несостыковки по диадным признакам: один из них (в данном случае Бальзак) — эволютор, другой (Габен) — инволютор, что иногда приводит к взаимопротивоположным (иногда взаимоисключающим) направлениям приложения усилий.
Предусмотрительный Бальзак часто (но иногда безуспешно) предостерегает беспечного Габена против авантюрных планов, опрометчивых поступков и предприятий, имеющих опасные последствия.
Брачные отношения между ними тоже носят деловой и прагматичный характер.
Брак заключается как деловое соглашение: никто никому не мешает успешно реализовывать свой творческий (или возможностный) потенциал. Никто не ограничивает свободу общения, перемещения, творчества. Оба поддерживают такие отношения, какие им обоим удобны. Но при этом никто не расшатывает и не разрушает основные устои семьи: и не только потому, что такие отношения обоим выгодны и оба ими дорожат. Но и потому, что оба они — интроверты и дорожат сложившимися партнёрскими и дружескими отношениями и связями (особенно после многочисленных проверок на прочность), оба высоко ценят дружбу и деловые качества друг друга, поэтому при любых условиях, что бы ни случилось, предпочитают оставаться друзьями. (по мнению Габена, не так страшен разрыв, развод или раздел имущества, как потеря уважения и доверия партнёра.)
8. Деловые ИТО Бальзак — Габен в литературной и сценической интерпретации
— Трудно представить себе представителей этой диады в роли главных героев литературного произведения: они оба такие скрытные, замкнутые, каждый себе на уме…
— А представьте себе Онегина в одной компании с Печориным, — как бы они взаимодействовали друг с другом? Впрочем, литература нам подсказывает более близкий пример и уже готовое сопоставление: Печорин и доктор Вернер из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Печорин — Габен, доктор Вернер — Бальзак). Оба персонажа удобны уже не только тем, что их взаимодействие в конкретной ситуации можно пронаблюдать и проанализировать, но и тем, что оба они представляют собой очень точные портреты своих психотипов со всеми их психологическими особенностями.)
— Тогда остановимся на этом примере. Что сблизило этих людей?
— Так что же их связывало? Сарказм, ирония, дешёвое позёрство?
Связывает их и признак иррациональности и взаимодействие по ролевой интуиции времени (Для Бальзака — это “работа по программе”, для Габена — “работа по ролевой”, — игра, развлечение, приятное времяпрепровождение:
“С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские агуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером” 2
2 Здесь и далее: “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов, ОГИЗ, Ленинград 1946.
Взаимодействие в этой диаде вялое, инертное, (“полный провал” по активационной функции). Партнёры изнывают от скуки и даже “демонстративное философствование” им быстро приедается:
“Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставив трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, — и мы оба замолчали.
— Заметьте любезный доктор, — сказал я, — что без дураков было бы на свете очень скучно. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово — для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.”
— …И этим проявил “изобретательность” по своему творческому аспекту, по деловой логики (уровень ЭГО, канал 2 — 2)…
— …Здесь, как и все “деловики”, они взаимодействовали на равных и были достойны друг друга: нашли возможность инсценировать несчастный случай и в этом им помогла их обоюдная изобретательность — оперативная деловая логика (канал 2—2 ), точный расчёт по интуиции потенциальных возможностей (канал 5—7, 7—5).
— Это мы уже рассматриваем витальный уровень…
Доктор Вернер (как это и свойственно Бальзаку), ощущал себя зависимым от воли этого успешного и сильного человека (суггестия по аспекту инволюционной волевой сенсорики (-ч.с.5). Не противился этому влиянию, а потому, незаметно для себя (и казалось бы, против своей воли) и подчинялся, и помогал Печорину, чем мог, — собирал информацию, об интересующих его особах, прогнозировал их поступки, подсказывал время “решающих действий” — словом, “работал” “интуитивным консультантом” по своему интровертному программному аспекту.
—Не сделал, потому что уже не захотел этого делать. Самому интересно стало посмотреть, чем дело закончится. Жажда экспериментаторства оказалась сильнее всего.
Но после убийства Грушницкого даже он отвернулся от Печорина, чем и вызвал негодование последнего: “Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!”
— А я не понимаю, из-за чего он негодует? — удивляется Читатель. — Они с доктором “разыграли комедию” с Грушницким, поставили его в неловкое положение, возвели на него напраслину, сделали дуэль неизбежной, унизили его морально, а потом и уничтожили физически. И всё это от скуки, забавы ради, для разнообразия курортных впечатлений.
Доктор Вернер “служил” Печорину как Мефистофель служил Фаусту, а потому и оставил на прощанье вполне “мефистофельскую” записочку: “Всё устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай: только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких и вы можете спать спокойно. если можете. Прощайте.”
— Доктор и интуитивно его “поддел”, намекая на возможные неприятности. Желая Печорину “спокойного сна”, он всё же постарался его обеспокоить.
— И для Печорина начались эти беспокойства! Начались новые угрызения совести, новое самобичевание по поводу страданий, которые он вечно доставляет окружающим. И на этом заканчивается его “курортное” прозябание в Кисловодске и начинается его военная служба в Чечне. А там и новые “развлечения от скуки”, новые повороты судьбы и новые грехи, которые приводят его к закономерной развязке.
— Это не единственная аналогия, сейчас мы подойдём и к другой.
— Так же как и в диаде Жуков — Дон, “деловому” взаимодействию партнёров здесь нередко сопутствуют неэтичные поступки.
— А как же моральные принципы, доминирующие в квадрах объективистов?
— А вот это уже касается аспекта этики отношений, который в этой диаде только что не “дремлет”. Информация по 6-му аспекту в деловой диаде игнорируется, что и делает эти отношений вялыми и инертными. Партнёры редко обмениваются мнением по активационной функции, хотя бы потому, их взгляды в этом совпадают. В данном случае “теоретик” доктор Вернер “разработал” определённую этическую методику (которой придерживался и Печорин). По его мнению, отношения с противоположным полом — это “тёмный лес”, в который, как он говорил: “Только приступи, на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение. Надо только не смотреть на это, а идти прямо.”
Вот вам и вся их этическая программа: надо пренебречь моральными нормами, игнорировать общественное мнение и “идти прямо”.
— Чем это объясняется?
— Проблематичные в моделях обоих ТИМов родственные аспекты этики эмоций у каждого из них находится на позиции т.н.с. — на позициях “уязвимой” мобилизационной функции (уровень СУПЕРЭГО, канал 4 — 4, — аспект (+ч.э.4) — у Габена и (-ч.э.4) — у Бальзака). Поэтому они и принимают такую установку, заранее стараясь оградить себя от всевозможных переживаний. По аспекту этики эмоций (во всём, что касается страстей, эмоций, переживаний и чувств) каждый из них стоит сам за себя, — каждый выстраивает свою линию защиты против “трагинервических явлений, девичьих обмороков, слёз 3 ”.
3 А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».
Каждый сам по себе — “холодный айсберг в океане” и у каждого из них свои “печали под тёмною водой ”. Этим оба они интересны и друг другу, и окружающим, и сами себе, и, разумеется, литераторам. Разумеется, самое большое количество проблем у них возникает на этическом “фронте”. (Не удивительно, что от большинства их общих проделок чаще всего страдают именно этики. Недостаток переживаний они восполняют именно этим — развлекаются видом чужих переживаний, пополняют свой запас знаний по наболевшей и всегда актуальной для каждого из них теме опытом чужих ошибок.
— Пример таких “приятельских” отношений мы только что и рассмотрели…
9. Деловые ИТО Бальзак — Габен в сценической и кинематографической интерпретации
— А как Бальзак с Габеном взаимодействуют в ситуации “мужчина и женщина”? Если, например, их посватать друг другу.
— Такой пример тоже есть, кстати, психологически очень точный. Это популярный в семидесятые годы фильм “Дневной поезд”, с Маргаритой Тереховой и Валентином Гафтом. Здесь и актёры соответствуют психотипам своих персонажей и сценарий очень точно характеризует проблемы взаимоотношений в этой диаде.
Несмотря на все осложнения, ситуация “мужчина и женщина” в этой диаде (и в этом фильме) развивается достаточно позитивно. Здесь уже наши герои никому неприятностей не доставляют, — разве только самим себе и своим мамам, отчаявшимся их поженить. Но в их собственных взаимоотношениях присутствует некий этический вакуум, которым они и “перебрасываются” как мячиком. Соревнуясь между собой в безынициативности, демонстрируя свою полнейшую безучастность и откровенную незаинтересованность друг в друге, попеременно иронизируя по этому поводу, и одновременно выставляя товар лицом (не забывая продемонстрировать и лучшие свои качества), они здесь тоже взаимодействуют на равных, проявляя себя во всех отношениях “достойными” друг друга партнёрами. А в конечном итоге расходятся непонятые и недовольные друг другом..
— Так, может, в том и беда, что они слишком похожи по характеру, по менталитету, по уровню культурных запросов и требований?
— Это как раз то, что сближает их в деловых отношениях и делает их взаимодействие (в том числе и в супружеских отношениях) сравнительно благоприятным.
При демонстративной инволюционной логике соотношений (-б.л.8) и суггестивной интуиции потенциальных возможностей (+ч.и.5), при творческой деловой логике (+ч.л.2) Габен (с самым невозмутимым видом, с напускным самомнением, с присущим ему ироничным и презрительным выражением лица умеет и свои неудачи представлять великими достижениями, победой над самим собой. (В таком например, вопросе как скромность и непритязательность в быту, Габен свою нищету и бытовую неустроенность может представить великим достижением и доказательством победы над самим собой, — победой над суетными, мирскими слабостями, соблазнами и искушениями, делающими человека зависимым от материальной обеспеченности, — рабом страстей, вещей и обстоятельств.
Оценивая чужие успехи, с позиций своих «достижений», Габен, следуя методике логических перевёртышей, рассматривает их как неудачу, да ещё и обрушивает на них язвительную или суровую критику. Выставляя и рассматривая всё в противоположном свете, он создаёт свою «справедливую» уравниловку по демонстративной своей инволюционной (альтернативной) логике соотношений (-б.л.8), которой и пытается хотя бы отчасти самоутвердиться в своих глазах и притупить разъедающую его душу зависть.
Бальзак не воспринимает всерьёз всю эту дешёвую и пошлую браваду — слишком хорошо понимает, что за всем этим стоит (а блефовать он, с присущей ему невозмутимостью, может и не хуже Габена). С Габеном не спорит, но благодаря своему чувству предвиденья (по программной своей негативистской интуиции времени), понимает, что Габен, заигравшись и попривыкнув к своей новой роли, в ближайшем будущем вообще может всё потерять и остаться ни с чем. И тогда уже хорошую мину при плохой игре вообще делать уже будет не перед кем.
И тем не менее, при всех предусмотрительных своих расчётах и установках, Бальзак, взаимодействуя с Габеном, так или иначе, втягивается в эту игру, попадает на эту «ярмарку тщеславия» и ввязывается в этот «лохотрон», в котором ему навязывают соревнование по интуиции потенциальных возможностей, дразнят чужими успехами и берут на слабо. Всё это Бальзака раздражает: и потому, что аспект интуиции потенциальных возможностей является в его квадре вытесненной ценностью, и потому, что втягивая его в такую игру, и потому, что Габен, навязывая ему роль беспечного, заставляет его быть беспечным — берёт его на слабо, заставляет рисковать своими планами, возможностями, материальными средствами, заставляет играть азартно и в открытую.
Против своего желания предусмотрительный Бальзак втягивается в эту игру, заражаясь беспечностью и азартом Габена, демонстрирующего полнейшее безразличие к дальнейшему состоянию их общих дел и дальнейшему развитию их отношений. А втягиваясь в игру Габена, Бальзак уже становится заложником этой игры и заложником воли Габена.
11. Бальзак — Габен. «Зеркальная ревизия» деловых ИТО по аспекту интуиции времени.
Изображая из себя всё тот же «зелёный виноград», который всё ещё не созрел для перехода в другое качество (дескать, «Я ещё молодая, неопытная, зачем спешить? Возможно в будущем подберётся гораздо лучший вариант.»), героиня фильма провоцировала партнёра- Бальзака на всё новые подвиги, — «раскручивала» его на всё большие усилия и жертвы, заставляя искать её расположения (то есть, как бы незаметно для себя очень прагматично набивала себе цену, втягивая партнёра в очередной и всё более дорогостоящий «лохотрон»), что не только занижало его самооценку, но и постоянно раздражало его, заставляя чувствовать себя как на аукционе — буквально ощущать на себе этот торг. Под конец он на неё разозлился так, что и смотреть не мог в её сторону — устроил ревизию 4 по своей программной интуиции времени (+б.и.1) на её ролевую интуицию времени, словно стремился сказать: «Ты играй, да не заигрывайся, блефуй, да знай меру, а то останешься по жизни банкротом, и никто тебе уже не поможет».
4 Имеется в виду всё та же «зеркальная ревизия» деловых ИТО: Бальзак по программной своей интуиции времени ревизует Габена как «зеркальщика» Штирлица — подревизного Бальзака.
12. Габен — Бальзак. Зеркальная ревизия по сенсорике ощущений (канал 3—1)
Причина раздражения Бальзака заключается ещё и в том, что ему (Бальзаку) трудно чувствовать себя сенсорным подревизным Габена — то есть, опять имеет место всё та же «зеркальная ревизия» деловых ИТО) — Бальзак (при его нормативной сенсорике ощущений) чувствует неприязненное к себе отношение Габена, ощущает себя непривлекательным, неприятным, чувствует себя подревизным — имеется в виду «зеркальная ревизия» деловых ИТО, при которой Габен (по программному своему аспекту сенсорики ощущений) косвенно ревизует Бальзака (+б.с.3) как зеркальщика своего подревизного Джека (+б.с.4).
С первого момента их встречи она обескураживает его, ставит в тупик, унижает, дразнит его и одновременно побуждает его отыграться и самоутвердиться в её глазах. И это при том, что в плане внешней привлекательности персонаж Гафта, будучи значительно старше её по возрасту выглядит рядом с ней цветущим юношей. (И неухоженным его тоже нельзя было назвать. У него с собою всё было: изящные туалетные принадлежности, множество важных и нужных аксессуаров, — выглядел он безупречно, этот щеголеватый столичный житель). И тем не менее он, не смотря на все усилия, постоянно раздражает собой и своим внешним видом эту поблёкшую и перезрелую барышню с нездоровым цветом лица (персонаж Тереховой).
13. Габен. Выбор партнёра по ощущениям.
Аспект квестимной сенсорики ощущений (программный аспект Габена) — аспект «упрямый», «амбициозно привередливы», «аристократический».
По ролевой своей интуиции времени Габен может так загулять, и так заиграться, что вообще может всё потерять и остаться ни с чем — без всего: без семьи, без средств к существованию, без крыши над головой, без денег, без сил, без здоровья, без будущего…