гачев содержательность художественных форм

Содержательная форма

гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм.

гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм.

гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм.

Специфика взаимоотношений содержания и формы в произведении искусства породила особый термин, специально призванный отражать неразрывность, слитность этих сторон единого художественного целого– термин «содержательная форма». У данного понятия есть по меньшей мере два аспекта. Онтологический аспект утверждает невозможность существования бессодержательной формы или неоформленного содержания; в логике подобные понятия называются соотносительными: мы не можем мыслить одно из них, не мысля одновременно другого. Несколько упрощенной аналогией может служить соотношение понятий «право» и «лево» – если есть одно, то неминуемо существует и другое. Однако для произведений искусства более важным представляется другой, аксиологический (оценочный) аспект понятия «содержательная форма»: в данном случае имеется в виду закономерное соответствие формы содержанию.

Очень глубокая и во многом плодотворная концепция содержательной формы была развита в работе Г.Д. Гачева и В.В. Кожинова «Содержательность литературных форм». По мнению авторов, «любая художественная форма есть не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание. Любое свойство, любой элемент литературного произведения, который мы воспринимаем теперь как «чисто формальный», был когда-то непосредственно содержательным». Эта содержательность формы никогда не исчезает, она реально воспринимается читателем: «обращаясь к произведению, мы так или иначе впитываем в себя» содержательность формальных элементов, их, так сказать, «прасодержание». «Дело идет именно о содержательности, об определенном смысле, а вовсе не о бессмысленной, ничего не значащей предметности формы. Самые поверхностные свойства формы оказываются не чем иным, как особого рода содержанием, превратившимся в форму»*.

* Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2. С. 18–19.

Однако сколь бы содержателен ни был тот или иной формальный элемент, сколь бы тесной ни была связь между содержанием и формой, эта связь не переходит в тождество. Содержание и форма – не одно и то же, это разные, выделяемые в процессе абстрагирования и анализа стороны художественного целого. У них разные задачи, разные функции, разная, как мы видели, мера условности; между ними существуют определенные взаимоотношения. Поэтому недопустимо использовать понятие содержательной формы, как и тезис о единстве формы и содержания, для того, чтобы смешать и свалить в одну кучу формальные и содержательные элементы. Напротив, подлинная содержательность формы открывается нам только тогда, когда в достаточной мере осознаны принципиальные различия этих двух сторон художественного произведения, когда, следовательно, открывается возможность устанавливать между ними определенные соотношения и закономерные взаимодействия.

Говоря о проблеме формы и содержания в художественном произведении, нельзя не коснуться хотя бы в общих чертах еще одной концепции, активно бытующей в современной науке о литературе. Речь идет о концепции «внутренней формы». Этот термин реально предполагает наличие «между» содержанием и формой таких элементов художественного произведения, которые являются «формой в отношении элементов более высокого уровня (образ как форма, выражающая идейное содержание), и содержанием – в отношении ниже стоящих уровней структуры (образ как содержание композиционной и речевой формы)»*. Подобный подход к структуре художественного целого выглядит сомнительным прежде всего потому, что нарушает четкость и строгость исходного деления на форму и содержание как, соответственно, материальное и духовное начало в произведении. Если какой-то элемент художественного целого может быть одновременно и содержательным, и формальным, то это лишает смысла саму дихотомию содержания и формы и – что немаловажно – создает существенные трудности при дальнейшем анализе и постижении структурных связей между элементами художественного целого. Следует, несомненно, прислушаться и к возражениям А.С. Бушмина против категории «внутренней формы»; «Форма и содержание являются предельно общими соотносительными категориями. Поэтому введение двух понятий формы потребовало бы соответственно и двух понятий содержания. Наличие двух пар аналогичных категорий, в свою очередь, повлекло бы необходимость, согласно закону субординации категорий в материалистической диалектике, установить объединяющее, третье, родовое понятие формы и содержания. Одним словом, терминологическое дублирование в обозначении категорий ничего, кроме логической путаницы, не дает. И вообще определения внешнее и внутреннее, допускающие возможность пространственного разграничения формы, вульгаризируют представление о последней»**.

гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм.

* Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968. С. 67.

** Бушмин А.С. Наука о литературе. С. 108.

Итак, плодотворным, на наш взгляд, является четкое противопоставление формы и содержания в структуре художественного целого. Другое дело, что сразу же необходимо предостеречь против опасности расчленять эти стороны механически, грубо. Существуют такие художественные элементы, в которых форма и содержание как бы соприкасаются, и нужны очень тонкие методы и очень пристальная наблюдательность, чтобы понять как принципиальную нетождественность, так и теснейшую взаимосвязь формального и содержательного начал. Анализ таких «точек» в художественном целом представляет, несомненно, наибольшую сложность, но одновременно – и наибольший интерес как в аспекте теории, так и в практическом изучении конкретного произведения.

? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему необходимо познание структуры произведения?

2. Что такое форма и содержание художественного произведения (дайте определения)?

3. Как взаимосвязаны между собой содержание и форма?

4. «Соотношение содержания и формы не пространственное, а структурное» – как вы это понимаете?

5. В чем состоит взаимосвязь формы и содержания? Что такое «содержательная форма»?

Источник

Книга: Гачев Георгий Дмитриевич «Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр»

Серия: «Классика жанра»

Издательство: «Издательство Московского Университета» (2008)

Другие книги автора:

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич

См. также в других словарях:

ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь

Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия

ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Литературный энциклопедический словарь

Род литературный — группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Большая советская энциклопедия

Гачев, Георгий Дмитриевич — (р. 01.05.1929) спец. в обл. культурологии, эстетики, проблем нац. ментально сти; д р филол. наук. Род. в Москве. Окончил филол. ф т МГУ (1952) и асп. Ин та мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе АН СССР (РАН): в Ин те мировой… … Большая биографическая энциклопедия

Гачев, Георгий Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гачев. Георгий Гачев Георгий Дмитриевич Гачев Дата рождения: 1 мая 1929( … Википедия

Великобритания — I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Книга: Г. Д. Гачев «Содержательность художественных форм»

гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм.

Серия: «Классика жанра»

Издательство: «Флинта, Издательство МГУ» (2008)

Формат: 60×88/16, 288 стр.

ISBN: 978-5-211-05414-1, 978-5-9765-0726-5

Другие книги автора:

См. также в других словарях:

Род литературный — группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Большая советская энциклопедия

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Литературный энциклопедический словарь

ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь

Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич — (р. 1929) российский критик, литературовед, философ. Основные работы посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской мысли. Книги: Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, драма (1968), Жизнь… … Большой Энциклопедический словарь

ФРЕЙДЕНБЕРГ Ольга Михайловна — (1890 1955) российский литературовед, филолог. Основная область интересов античная мифология и литература, архаическое мышление, происхождение и содержательность художественных форм. В 1932 организовала первую в СССР кафедру классической… … Большой Энциклопедический словарь

Гачев, Георгий Дмитриевич — (р. 01.05.1929) спец. в обл. культурологии, эстетики, проблем нац. ментально сти; д р филол. наук. Род. в Москве. Окончил филол. ф т МГУ (1952) и асп. Ин та мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе АН СССР (РАН): в Ин те мировой… … Большая биографическая энциклопедия

Лирика — (от греч. lýга музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.) один из трёх родов художеств. литературы (наряду с Эпосом и драмой (См. Драма)), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа)… … Большая советская энциклопедия

Фрейденберг Ольга Михайловна — (1890 1955), филолог классик. Профессор ЛГУ (с 1936). С помощью «генетического» метода анализировала мифологическое мышление, усматривая в конкретных метафорах еды, смерти, рождения характерные черты мировоззрения архаической эпохи (книга… … Энциклопедический словарь

ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич — (1 мая 1929, Москва 23 марта 2008, там же), российский ученый (литературовед, философ, культуролог), доктор филологических наук. Основные работы ученого посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской… … Энциклопедический словарь

Гачев, Георгий Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гачев. Георгий Гачев Георгий Дмитриевич Гачев Дата рождения: 1 мая 1929( … Википедия

Источник

Aida Sarlybayeva SRO13 IFA12

Конспект по книге Г. Д. Гачева «Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр»

В художественном воспитании очень важно отдавать отчет в тех идеях, значениях, которые излучают сами формы, жанры произведения искусства, приемы, которыми они создаются. Между тем в практике преподавания(и прежде всего литературы) обычно резко разграничивается анализ идейный и анализ «художественный». Характеристика идейного содержания часто сводится к определению взглядов, высказываемых автором и героями. При этом ускользает художественная идейность и ее место иногда занимается социологическая схема. Разговор же о художественной форме превращается в перечисление внешних особенностей языка, композиции и т.д.

В таком положении во многом повинна та метафизическая постановка вопроса о содержании и форме в искусстве, которая распространялась у нас ряд лет. Декларировалось в общих ловах их единство, а в чем оно конкретно – ясности было мало.

В предлагаемой книге основной упор делается как раз на конкретном выяснении тех разных смыслов, которые заключают в себе сами формы, жанры, приемы искусства. Дело это очень сложное и требует большой тонкости анализа. Книга Г. Д. Гачева носит поисковый характер, она как бы прочерчивает некоторые маршруты в этой новой проблеме искусствознания. При этом автор излагает не только новые мысли, но и сообщает ход своих поисков. Демонстрируя психологию мыслительного творчества, книга учит мыслить и читателя, вливает его в совместное с автором путешествие по формам и жанрам искусства.

Конспект по книге Гинзбург Л. Я. «О лирике»

В каждой из глав преобладает некая проблема или группа проблем, и в этой связи лирика Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Тютчева, Блока и других поэтов рассматривается не монографически, но в определенных теоретических аспектах.

В первой главе («Школа гармонической точности») речь идет о методе воспитавшей Пушкина русской поэтической школы начала XIX века. Отличительная ее черта — предельная ответственность поэта за поэтическое слово, в силу которой должен быть осознан и взвешен малейший его смысловой оттенок. Первая глава — отправная точка для понимания последующих поисков и открытий, достижений и неудач русской лирики.

Далее (глава «Поэзия мысли») на материале русской романтической лирики 1820—1830-х годов поставлен вопрос о специфике поэтической мысли и способах ее выражения. Причем поучительны для нас в этом плане не только великие достижения (Баратынский, Тютчев), но и неудачи: например, попытки поэтов-любомудров создать новую, философскую лирику.

Одна из основных проблем этой книги — проблема воплощения в лирике авторского сознания, всегда обобщающего черты общественного сознания эпохи. Многообразные формы выражения в лирике личности поэта нередко подводятся у нас под унифицированную категорию лирического героя; тогда как лирический герой — только одна из возможностей, и она не должна заслонять все другие. В центре главы, посвященной этим вопросам, — лирика Лермонтова, того русского поэта XIX века, которым с наибольшей силой выражена идея протестующей личности.

Проблемы воплощения авторской личности возникают и в связи с лирикой Пушкина (глава «Поэзия действительности»). Но основная тема этой главы — специфика реалистического мышления в лирике (поздний Пушкин); именно специфика, поскольку механическое перенесение с прозы на лирику признаков реализма — несостоятельно.

Все эти темы, предварительно здесь упомянутые, сопровождает еще одна — взаимодействие традиции, наследия прошлого с утверждением нового, вечное взаимодействие, которым живет эстетический акт. Эта тема, проходящая через всю книгу, особенно подробно развернута на материале лирики Блока. Существенна она и для разговора о творчестве поэтов, сложившихся в десятых годах XX века. Лирика XX века довела до предела некоторые изначальные свойства поэзии — ее многозначность, ее ассоциативные возможности. В последних главах книги («Вещный мир», «Поэтика ассоциаций») автор предлагает анализ этих явлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

гачев содержательность художественных форм. гачев содержательность художественных форм фото. картинка гачев содержательность художественных форм. смотреть фото гачев содержательность художественных форм. смотреть картинку гачев содержательность художественных форм.