гармоничные отношения природы и человека

Взаимоотношение человека и природы сочинеие

Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях.

Мы многое получаем от природы для жизни – воду, пищу, свет, полезные ископаемые и другие источники быта, без которых человечество не может обойтись. Но что получает природа взамен своих бесценных даров?

С развитием общества и цивилизации мы берем все больше и больше от природы, не отдавая ей взамен ничего. Строятся новые предприятия, растут города, изобретаются новые технологии, но при этом люди не задумываются над тем, что природу нужно беречь, охранять, ибо все, что она нам дает, не вечно. Мы почти не заботимся о том, сколько выбросов идет в атмосферу от заводов, мы засоряем реки канализационными отходами, а сколько вреда приносят плодородным почвам удобрения! Вырубка лесов привела к изменению климата и глобальному потеплению. Ценных животных убивают браконьеры. Всего вреда, приносимого человеком обитаемой среде не перечесть.

Наше пагубное отношение к природе привело к тому, что увеличилось число природных катастроф. Все больше нашу планету одолевают наводнения, ураганы, засухи, смерчи, пожары и другие негативные явления.

Часто, отдыхая на природе, люди оставляют после себя мусор. Сколько у берегов рек можно увидеть пластиковых бутылок и отходов домашнего хозяйства, а ведь все это приводит к уменьшению запасов чистой пресной воды. Сколько вреда наносится природе от задымления горящих в кострах листьев и пластика.

Нужно задуматься над всем этим и начать любить природу и беречь ее. Природа щедра и добра к людям. Но и люди должны стать добрее по отношению к ней и что-то давать взамен на ее щедроты. Вырубая леса, мы должны насаживать новые деревья, строить мусороперерабатывающие предприятия и очистные сооружения, добиваться минимальных выбросов в атмосферу, убирать за собой после отдыха, бороться с браконьерами.

Чтобы повернуться лицом к природе, нужно просто выйти на прогулку и оглянуться вокруг, задумываясь над тем, как прекрасен мир в любое время года и в любую погоду. Мы идем по земле, над нами небо, вокруг деревья и цветы. Зимой идет снег, летом дождь, осенью с деревьев опадают листья, а весной цветут сады. Мы просто живем, дышим воздухом и это замечательно. Это все от природы. Давайте же ее беречь!

Вариант 2

Её красоту описывали в своих трудах поэты, художники, о ней пели певцы. Для талантливых людей природа нередко являлось источником вдохновения. С раннего детства, людей учат относиться бережливо к природе. На уроках в школе, в детском саду немало времени уделяется на тему по защите и заботе природы. Тесное взаимосвязь нам необходимо, без него не будет шаги в будущее хорошей жизни.

Однако не всегда взаимосвязь человека и матушки природы складываются хорошо. В последние года учёные стремятся решать такие важные проблемы, как безостановочная добыча ресурсов и запасов, техническое, радиоактивное загрязнение, рубка дерева и уничтожение природных ресурсов. Врагов природы, определить просто: хозяева фирм вырубающих деревья становится обогащённым, чем больше уничтожают деревья; владельцам скота и земли нужно увеличивать пастбище – тоже за счёт нашей природы. И в конечном счету она приносится в жертву, как источник прибыли.

В мире чтоб не исчезло вид зверей, рыб, птиц плодородные почвы, загрязняются озера и целые океаны, и поэтому во всех городах и участков создаются заповедные земли, естественные парки. И в красную книгу чтоб не попадали. Колоссальное значение для сохранения видов в красной книге, имеют и зоопарки и рабочие в нём. Они способствуют увеличению численности целого ряда видов, выживание, которых под большой угрозой. Потребность людей растёт с каждым годом, влечёт за собой уменьшение природных богатств и изменение круговорота веществ. А ведь в природе гармонично всё, и вред, который мы приносим ей, когда ни будь обернётся против всех нас.

Сочинение на тему Взаимоотношения человека и природы ЕГЭ

По тому, как относится человек к природе, можно судить о его личности. Если один подросток наносит вред природе, значит он безжалостный и злой, а его сверстник устраивается на лето волонтером в приемник для животных, где кормит и убирает бесплатно. Ясно, что у него доброе сердце.

Интересные взаимоотношения можно найти в сказках. В той же репке животные помогают деду вытащить репу. А в сказке про сову которую обидел дед, что вышло? Остался дед без молока. А про курочку с бобовым зернышком, в которой люди старались спасти петушка. Ивану-царевичу пришел на помощь Серый волк.

В дохристианской эпохе на Руси было не просто «темное» знахарство, а высокоразвитая языческая культура со своей мифологией, главными богами и жрецами. Исполняя ритуальные танцы, волхвы одевали на себя медвежьи шкуры. Потому что медведь самый сильный и мудрый зверь. Была своя письменность, и даже летописание. До наших дней дошли обереги, вышиванки, с символами добра и плодородия.

Главный Бог Велес менял день на ночь, а лето на осень. Он управлял погодой, поэтому ему молились о дожде. Солнце на небо выводил на своей колеснице Хорс, это в его честь крыши избы украшают коньками, а над дверями вешают подковы. Моряки просили Бога Стрибога дать ветра в паруса, а Богиня Мякошь отвечала за урожайность. В поле было разделение сельхозкультур на «мужские» и «женские». Хлеб сеяли только мужчины, а репу женщины. Бог Прове покровитель лесов и рощ мог наказать того, кто срубит дерево или убьет животного. Поэтому прежде чем срубить дерево человек просил прощения у древесной души.

На среднем уровне находились божества, которых связывали с сезонными обрядами, их часто видели люди. Так могли встретить в поле старичка, невзрачного с виду, но страшно сопливого. Он просил вытереть ему нос, и того, кто не брезговал, одаривал серебром, а старичок – Полевичок исчезал.

Все они следили за тем, как люди относятся к природе. Кто знает, может быть и сейчас они оберегают природу.

4 вариант

В те давние времена, когда человек жил в пещере, посреди густого леса, природа была ему матерью. Она давала еду и питье, помогала согреться с помощью огня.

Человек боялся Природы и уважал её. Когда начиналась гроза, он возносил ей молитвы, прося успокоиться. Найдя птицу или зверя себе на обед, человек сначала просил прощения у Матери Природы, и лишь затем осмеливался на добычу.

Но, по мере того, как человек умнел и развивался, он совершенно позабыл о том, откуда пришёл. Кто давал ему укрытия от непогоды и еду, кто был его Матерью, защитой и Божеством.

Теперь он старался покорить Природу, показать, кто здесь главный, кто хозяин этих безграничных владений.

Всё началось с беспричинной охоты. На этот раз сыну Природы не хотелось кушать, хотелось лишь показать, насколько он крут. Человек затравливал собаками красивых, грациозных зверей, зачатую просто ради шкуры.

Теперь у богача были ковры, которыми он мог похвастаться. Были чьи-то рога, висящие на стенах чисто для красоты. Зато в природе становилось все меньше определённого вида хищников и травяных, и вскоре они исчезли совсем, оставив память о себе лишь на страницах Чёрной Книги.

То же касалось и деревьев: теперь они вырубались не для того, чтобы развести огонь, а потому, что человеку вдруг захотелось построить на этом месте мегаполис. «Потому что Гладиолус» — как в народе говорят.

В мегаполисах заработали-задымили трубами фабрики, и городские люди заметили кое что: они болеют гораздо больше, нежели те, которые живут в деревнях, среди леса и чистого воздуха. «Упс, — подумало человечество, — надо что-то менять, иначе вымрем, аки динозавры». — и начали сажать в городе деревья, разные растения, словом, всё, от чего когда-то сами же с таким рвением избавлялись.

Шло время, и, помимо проблем с загрязнением воздуха появилась ещё одна: мусор. Человек все время пытался создать долговечный материал, не задумываясь о том, что с ним будет дальше. Вот так и появился пластик. Долговечный, да, но и разлагается больше шестидесяти лет.

Принимая во внимание людей-свинтусов, которые вообще не думают о том, что им ещё жить здесь, мы понимаем, что пластиковые бутылки — реальное наказание для Матери Природы.

Нет бы до урны бутылку из-под лимонада донести, так её ведь надо бросить прямо на дорогу! Или сидят на пляже, едят попкорн, а стаканчик в воду — никто ж не увидит.

Вот из-за таких людей на дне рек, озёр и морей находят «клад», один раз даже санки нашли. Настоящие, старые ржавые сани. Я уже не говорю о тех же пакетах, которые миллиардами покоятся на дне водоёмов, а ведь от этого гибнут животные и растения.

Так, теперь о хорошем: не все люди на земле столь безответственно относятся к природе. Кое-кто додумался до сортировки и переработки мусора. Благодаря им у нас ещё есть надежда спасти Природу — нашу Маму!

Также читают:

Картинка к сочинению Взаимоотношение человека и природы

Популярные сегодня темы

Произведение по жанровой направленности является прозаической новеллой, повествующей о проблемах человеческой душевной черствости, а также затрагивающей вопросы об отчуждении в семейных

Как только роман «Евгений Онегин» вышел в свет, читатели сразу же стали задавать себе вопрос: «А кто же на самом деле является главным героем данного произведения?» Вроде бы ответ очевиден – Онегин

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

Наша жизнь состоит из множества дорог и путей, выбранных нами. Пожалуй, первым самостоятельным важным решением становится для многих из нас выбор будущей профессии

В произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагивается сразу несколько проблем. Все эти проблемы являются актуальными и на сегодняшний день.

Источник

Экологическое мышление: как жить в гармонии с природой и другими людьми

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Об эксперте: Татьяна Честина — председатель правления общественного движения «ЭКА». Движение вовлекает людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе. Развивает экологическое мышление с российскими школами и вузами — помогает внедрять «зеленые» практики и сделать их естественной частью жизни. Например, общероссийские и международные экоуроки для учителей, родителей и школьников.

Что такое экологическое мышление

Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

В докладе «Навыки будущего» экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экомышление определяют, как способность «понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы».

Такой тип мышления неслучайно считают базовым навыком XXI века для современных людей, особенно молодежи. Молодым людям предстоит жить и влиять на планету ближайшие десятилетия, решать, что делать с климатическими изменениями, дефицитом ценных природных ресурсов, энергетическим, мусорным коллапсами и другими проблемами.

Развивать ли «зеленые» мегаполисы или системы экопоселений? Как сохранить исчезающие виды флоры и фауны? Как предотвратить нашествие новых эпидемий и череду техногенных катастроф? И наконец, как обеспечить выживание человека как вида на планете, когда необратимые перемены идут слишком высокими темпами? Для поиска ответов на эти и массу других вопросов людям необходима хорошая экологическая база и экомышление как метанавык.

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Экологическое мышление считали специализацией, но сегодня оно становится обязательным минимумом, предметом массовой и первостепенной необходимости.

Экологическое мышление помогает в разных сферах жизни независимо от возраста, национальности, социального статуса и профессии. На бытовом уровне — это экологичный образ жизни: сокращение отходов, выбор подходящих товаров и услуг, отказ от избыточного потребления, изменение привычек питания, сбережение ценных ресурсов: воды, энергии, древесины. В профессии — понимание последствий принятых решений и ответственность за сохранение или разрушение природных экосистем.

В коммуникации с другими людьми экологическое мышление — часть лидерства и новаторства. Люди с развитым экологическим мышлением активно распространяют его в своем окружении, вовлекают других.

Почему экологическое мышление сейчас важно

Люди в России и мире живут в условиях постоянно растущего экологического кризиса — исчезают леса, меняется климат, ухудшается качество воздуха и водных объектов, развивается мусорная катастрофа. Все это влияет на человечество: здоровье, качество жизни, благополучие людей и экономику.

Экономика несет огромные потери от последствий изменения климата и роста стихийных бедствий: лесных пожаров, наводнений, засух и гибель урожая. Одновременно растут расходы на здравоохранение — из-за ухудшения окружающей среды люди чаще и сильнее болеют. Становится больше заболеваний с экологическими первопричинами и смертей от аномальной жары или задымления. В 2010 году от задымления природных пожаров и жары в России погибли более 50 тыс. человек.

Люди с развитым экологическим мышлением нужны во всех профессиональных отраслях. Например, в сфере энергетики происходят глобальные сдвиги — эффективность источников возобновляемой энергии догоняет традиционную. Авторы «Атласа новых профессий» прогнозируют рост новых специальностей в экологической сфере. Например, специалист по преодолению экологических катастроф, экоаналитик и экопроповедник.

Компании принимают стратегии экологической ответственности, внедряют критерии ESG (environmental, social and corporate governance) и ЦУР (цели устойчивого развития ООН) в свою работу. Чтобы развивать эти стратегии, работодателям нужны грамотные управленцы и специалисты с развитым экологическим мышлением. Например, проектируя здания, важно учитывать последствия изменений климата: проседание грунта, нетипичные перепады температур, изменение характера почв или уровня вод. Если их не учитывать, здания разрушатся и могут нанести вред людям.

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Исследователи Global Education Futures и WorldSkills Russia считают, что мы переходим к более целостному пониманию земной экосистемы и роли человечества и технологий в эволюции биосферы. Эксперты «зеленого» движения России «ЭКА» видят растущий интерес к экологическим проблемам со стороны общества, бизнеса, государства и запрос на решения этих проблем. Но чтобы их решать, необходимо развивать экологическое мышление на всех уровнях — бытовом, социальном, профессиональном.

Как развивать экологическое мышление

Участвуйте в инициативах и программах, которые поддерживают сохранение окружающей среды. Например, общественное движение «ЭКА» совместно с партнерами создает русскоязычный контент и запускает программы для развития экомышления.

Проходите курсы по «зеленой» и циклической экономике, экосистемным услугам и экологическим темам на открытых платформах Coursera, EdX и других. Например, бесплатный онлайн-курс по основам циклической экономики и онлайн-курс WWF России «Управление для снижения риска бедствий». Начните сортировать мусор и сдавать его в переработку, внедряйте в свою повседневную жизнь привычки для сохранения окружающей среды.

Сортируйте мусор

Раздельный сбор — это сортировка отходов для правильной переработки. Разные типы отходов перерабатывают разными способами, поэтому пластик, бумагу, стекло, батарейки и другое вторсырье разделяют. Раздельный сбор помогает сократить количество отправляемого на свалку мусора, создать комфортную среду для жизни и заботиться о здоровье. Большинство развитых стран сортируют мусор, чтобы сэкономить ресурсы и улучшить экологию.

1. Найдите точки сбора вторсырья в своем городе и регионе. Начните с онлайн-карты Greenpeace recyclemap.ru. Карта поможет найти контейнеры и пункты приема вторсырья в вашем городе рядом с домом. Если в вашем городе их нет, попробуйте найти акцию движения «РазДельный Сбор» или организуйте раздельный сбор самостоятельно. Например, устройте соседский праздник «Экодвор» с приемом вторсырья, мастер-классами и ярмаркой местных мастеров.

2. Разберитесь в видах отходов, которые будете сдавать. Узнайте, какие виды вторсырья бывают. Прочитайте правила раздельного сбора пунктов на карте Recyclemap, на контейнерах во дворе дома и сайте компании, которая принимает вторсырье в вашем регионе.

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Определите, что вам проще всего сортировать. Начните с простого: бумаги, металла или стекла. Пластиков много — чтобы разобраться с правилами приема каждого, потребуется больше времени и усилий. Выбирайте простые решения: если рядом с домом принимают макулатуру и металл, собирайте именно их, а остальное сдавайте периодически.

Сдавайте опасные отходы: батарейки, ртутные лампы и градусники, чтобы ядовитые вещества не попали в окружающую среду. Опасные отходы часто принимают в торговых центрах и гипермаркетах.

3. Организуйте раздельный сбор у себя дома. Чтобы правильно организовать место для раздельного сбора, проследите, как быстро накапливаются разные виды отходов. Например, если батарейки накапливаются долго, а пункт приема далеко, можно хранить их под кроватью, на балконе или в шкафу.

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Необязательно покупать специальные ящики для раздельного сбора. Используйте старые сумки, коробки, большие пакеты. При этом стоит завести отдельный контейнер с плотной крышкой для опасных отходов и хранить подальше от детей и животных.

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

4. Подготовьте отходы для переработки. Вторсырье нужно споласкивать, чтобы в доме не появились неприятные запахи и насекомые. Уменьшайте в объеме упаковку: складывать картонные коробки, прессовать алюминиевые, жестяные и пластиковые банки и бутылки, крышки снимать, вставлять стаканчики друг в друга. Так вы сэкономите место в доме и поможете заготовителям вторсырья сэкономить ресурсы на сортировке и перевозке отходов.

Вырабатывайте полезные привычки для сохранения планеты и климата

Внедряйте полезные привычки на бытовом уровне, которые помогут замедлить изменение климата и сохранить окружающую среду. Активисты зеленого движения «ЭКА» сделали чек-листы с советами для разных сфер жизни.

Например, связанные с путешествиями и отдыхом:

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Разберитесь в «зеленой» повестке

Мировая экономика медленно поворачивается в сторону экологической повестки и превращается в эко-номику. Внимательное отношение к окружающей среде становится важным вопросом для корпораций, а «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью в ближайшие десятилетия. Чтобы разобраться в теме и «зеленой» повестке, следите за тематическими изданиями, новыми исследованиями и книгами.

Статьи

Книги

Журналы, издания и сайты

Экология и право — о защите окружающей среды в деталях с примерами из России.

National Geographic — материалы о мире и экологии.

ТБО — журнал о сборе, утилизации и переработке отходов и законодательном регулировании процесса.

Аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире» — ежегодный сборник об экологии России.

Движение «РазДельный Сбор» — движение за развитие системы сбора и переработки отходов в России.

Ecowiki — портал об экологичном образе жизни и экоактивизме в России

Kapoosta.ru — всероссийская карта экологических заведений, мероприятий и организаций.

Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Гармоничные отношения природы и человека

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных.

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки.

Главное меню

Форма входа

Книги

Это интересно

гармоничные отношения природы и человека. гармоничные отношения природы и человека фото. картинка гармоничные отношения природы и человека. смотреть фото гармоничные отношения природы и человека. смотреть картинку гармоничные отношения природы и человека.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы

Гармонизация взаимоотношений человека и природы

Три важнейших аспекта гармонизации взаимоотношений природы и обществе: 1) гармония познания окружающего мира; 2) гармония создания внешней среды обитания человека, его Дома в широком смысле слова; 3) гармония внутренней среды человека, его тела, духа и души, ответственная за его физическое, душевное и духовное здоровье.

В соответствии с этим разрешение противоречий между человеком и природой возможно на путях гармонизации взаимоотношений

человека и природы в трех сферах: преобразовательной, познавательной и этико-эстетической.

В преобразовательной сфере гармонизация взаимоотношений предполагает гармоничное развитие производительных сил и производственных отношений; преодоление классово-обусловленного разделения труда; преодоление чрезмерной урбанизации и соединение преимуществ городской и сельской жизни, физического и умственного труда, а также реализацию других высших социальных идеалов и становление целостной, гармонически развитой личности.

В познавательной сфере гармонизация взаимоотношений предполагает целостное исследование системы «человек — природная среда», развитие науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы и ее экологический синтез с другими отраслями культуры.

В этико-эстетической сфере гармонизация взаимоотношений предполагает замену агрессивно-потребительского подхода к природе любовно-творческим, на основе которого становится возможным распространить этику на систему взаимоотношений человека и природы и творить «также и по законам красоты».

Гармонизация взаимоотношений между человеком и природной средой в трех указанных сферах позволит не только преодолеть угрозу экологической катастрофы, но и качественно преобразовать в позитивном плане на основе прогресса человека, культуры и природы всю систему их взаимоотношений.

Идея гармонизации — коль скоро отношение к природе есть зеркало отношения к человеку и экологическая проблема тесно связана со всеми другими сложными проблемами современности: борьбой за мир и социальную справедливость, улучшение условий жизни человечества и др. — распространима не только на экологическую область, но и на другие стороны человеческой деятельности.

Однако насколько реально воплощение этой идеи в жизнь? Не выполняет ли наше морализирование по поводу современной экологической ситуации те же функции, что и извинения древних охотников перед убийством животных (только в данном случае одни губят, а другие извиняются) — роль покаяния перед лицом экологической катастрофы? Надежду подает, как ни странно, то, что человечество уже подошло к пропасти и может, заглянув в нее, увидеть зловещую тень высыхающего Арала и саркофаг Чернобыля.

Альтернатива гармонии с природой — новый Чернобыль. И тех, кто обвиняет экологические идеи в утопичности, резонно

спросить: а кому нужна реальность Чернобыля? Может ли она удовлетворить людей?

Иногда говорят о невозможности гармонии с природой, обосновывая это тем, что в самой природе гармонии нет. Это, конечно, крайняя точка зрения. Отрицать элементы гармонии в природе столь же неверно, как и отрицать в ней объективные противоречия. Часто подсознательной основой такого отрицания выступает представление о том, что там, где есть противоречия, нет места гармонии. Отрицание возможности разрешения противоречий (в рамках, скажем, «негативной диалектики») или, наоборот, бюрократическая боязнь их (свойственная, в частности, одному из героев повести А. Платонова «Город Градов», который рассуждает так: «Самый худший враг порядка и гармонии — это природа. Всегда в ней что-нибудь случается») служат питательной почвой для недоверия к гармонии. Такое отношение исторически объяснимо тем, что некоторые из признававших ее философов рассматривали ее как нечто абсолютное и предопределенное («чудо»), а не относительное и становящееся на основе борьбы противоположностей. Однако даже если считать, что гармонии в природе нет, это не значит, что нет надежды на гармонизацию взаимоотношений человека и природы. У Н. Заболоцкого есть стихотворение «Я не ищу гармонии в природе», где проводится мысль, что человек призван внести гармонию в природу.

Регулярность явлений, их упорядоченность, обеспечивающая существование и развитие целого при неизбежной гибели отдельных частей (а это один из аспектов гармонии) — характерная особенность мира. Эти закономерности пытались обобщить еще пифагорейцы, заложившие основы музыкальной гармонии и создавшие концепцию гармонии небесных тел. Интерес к данному направлению исследований стойко сохранялся на протяжении всей последующей истории человеческой культуры и в наше время находит свое продолжение в попытках сформулировать законы структурной гармонии.

В плане гармонизации важнейшим аргументом выступает учение Вернадского о биосфере, то удивительное соответствие живого со средой, которое он выявил. В какой степени искомая гармония выразима математически (т. е. насколько можно «поверить алгеброй гармонию») остается проблематичным, хотя в этом направлении достигнуты интересные результаты.

Гармония в природе выступает в качестве объективной предпосылки гармонизации взаимоотношений человека и природы,

потому что, как справедливо полагал еще Лейбниц, универсум тогда будет совершенным, когда при сохранении «общей гармонии» соблюдаются и «частные интересы», т. е. гармония общего предполагает гармонию отдельных сторон целого. Стало быть, гармонизация взаимоотношений человека и природы предполагает внутреннюю гармонию человека, общества, природы.

Вспомним, что Лейбниц называл гармонией такую последовательность состояний того или иного объекта, в которой получают свое выражение наиболее существенные черты последнего. К таковым относятся любовь и творчество. В какой-то степени эта мысль Лейбница продолжает идеи античных философов о гармоничном поведении как соответствующем собственной природе.

Ситуация, которая здесь рассматривается в более широком плане, аналогична положению в науке. Как и в науке, гармония в сфере взаимоотношений человека и природы определяется скоординированным ростом разнообразия и интеграции, причем за первое в наибольшей мере отвечает творчество, за второе — любовь. Любовно-творческое отношение — это содержательное выражение мысли об интегративном разнообразии.

Связь между гармонией, творчеством и любовью показал еще Платон, который писал, что «гармония — это созвучие, а созвучие — это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получится… и опять-таки раздваивающее и несогласное нельзя привести в гармонию, что видно и на примере ритма, который создается согласованием расходящихся сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное искусство, которое устанавливает любовь и единодушие… Впрочем, в самом строении гармонии и ритма нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна» (Платон. Пир. 187 в-с).

Фундаментальность противоречия между человеком и природной средой осознается все яснее, как и потребность в гармонии этих компонентов единой системы. Практическая деятельность человека по преобразованию природы укрепляет его единство с ней в смысле роста сети функциональных связей, что позволяет рассматривать человека и природную среду как единую систему. Однако подлинное единство человека и природы не только единство внешних функциональных связей,- достигаемое в процессе утилитарно-технического переустройства мира, и генетическое единство порождения человека природой. Человек един с природой не только генетически (по своему происхождению) и функционально (преобразовывая ее в процессе своей деятельности), но также сущностно. Он не может

существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но также душевно и духовно.

Взаимодействие человека и природы осуществляется в процессе трудовой деятельности. Для гармонизации взаимоотношений человека и природы в преобразовательной сфере требуется особый вид труда. К. Маркс различал труд в широком смысле слова, отождествляемый с предметной деятельностью вообще, и в узком смысле, применимом лишь к экономическому, собственно материальному производству. Говоря об универсальном труде, Маркс имел в виду первый смысл и, противопоставляя универсальность труду в узком смысле, говорит о ней как о присущей целостной «богатой индивидуальности» и выступающей поэтому уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, когда сам непосредственный процесс производства выступает как момент. В ходе такой универсальной деятельности человек преобразует не только мир, но и себя, производит себя во всей своей целостности, оказываясь достойным преобразуемого мира и гармоничным с ним. Очевидно, что такое понимание труда экологически позитивно.

Социальное и личностное значение подобной универсальности очевидно. Велико также ее экологическое значение. Воздействуя на отдельные части природы частным образом, человек может достичь в лучшем случае лишь относительного равновесия с данным фрагментом среды, но не гармонизации взаимоотношений с природной средой как целым. Непосредственно всеобщий, универсальный труд кладет конец экологическому отчуждению и самоотчуждению человека, создает гармоничные связи человека с природой.

Перспективы устойчивого развития
природы и общества

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась международная конференция, в которой приняли участие представители 179 государств, в том числе многие главы правительств. Конференция рекомендовала в качестве основы для развития мирового сообщества концепцию устойчивого развития и тем самым знаменовала наступление третьего этапа социальной экологии — этапа согласованных действий во имя решения экологической проблемы.

На конференции в Рио ее председатель М. Стронг провозгласил, что капиталистическая модель развития не является устойчивой,

и стало быть нужна существенно иная. Принцип устойчивого развития, который взяла на вооружение конференция в Рио, — это принцип развития природы, как его понимает современная наука.

Еще в 30-е годы советский биолог Э. Бауэр писал, что «все и только живые системы не находятся в равновесии и испытывают непрерывные изменения своего состояния, приводящие к работе против равновесия, ожидаемого в данных условиях (принцип устойчивого неравновесия)». Позже английский ученый Уоддингтон в дополнение к понятию гомеостаза, характеризующему свойство системы возвращаться к своему исходному устойчивому состоянию, ввел понятие гомеореза, характеризующее способность системы к развитию, т. е. переходу от одного устойчивого состояния к другому без ее разрушения. Система как бы перепрыгивает из одного устойчивого состояние на другое, словно с кочки на кочку, стараясь при этом не упасть в болото. Моменты прыжка — самые трудные и опасные, и их надо правильно рассчитать.

Переходя к системе «человек — природная среда», речь идет об устойчивости в масштабе планеты. Была ли она раньше? Несомненно, но лишь потому, что человек не способен был «раскачать» ее. Сейчас может. Ситуация аналогична заглядыванию в пропасть. Когда подходишь к ней вплотную, опасность становится очевидной, и идти дальше вперед означает погибнуть.

В связи с глобальностью воздействия на окружающую среду человек нуждается сейчас в том, от чего он, по словам С. Лема, очень далек: «гомеостазе в масштабах планеты» (С. Лем. Сумма технологии. М., 1968, с. 25). Но поскольку человечество не может отказаться от развития, речь может идти о гомеорезе, т. е. о развитии, которое сохраняет устойчивость на всех своих этапах.

Развитие должно быть устойчивым, потому что иначе погибнет не какая-либо цивилизация, как ранее, а Земля в целом. Иного пути нет. А вот как двигаться в этих рамках — зависит от многих обстоятельств, в том числе от соотношения сил различных регионов планеты.

Конференция в Рио приняла несколько итоговых документов. Три из них: «Заявление о принципах в отношении лесов», «Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата» и «Конвенция о биологическом разнообразии» самими названиями указывают на наиболее болевые точки в системе «человек — природная среда» — уменьшение биоразнообразия, лесных площадей и изменение климата.

В этих документах предлагается всем странам принять участие в «озеленении мира»; в стабилизации концентраций парниковых

газов в атмосфере на таких уровнях, которые не будут оказывать опасное воздействие на глобальную климатическую систему (идет процесс потепления на 0,2° за 20 лет в результате так называемого парникового эффекта); в предотвращении уменьшения биологического разнообразия, которое необходимо для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы.

Главный документ Рио «Повестка дня на 21 век» представляет собой программу действий с целью сделать развитие устойчивым с социальной, экологической и экономической точек зрения. В тексте подчеркивается, что нельзя рассматривать окружающую среду и социально-экологическое развитие как изолированные области. Две цели — высокое качество окружающей среды и здоровая экономика для всех народов мира — должны рассматриваться в единстве. Принципы и рекомендации, сформулированные в «Повестке дня на 21 век», таковы:

1) рост экономики должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты;

2) экономическое развитие должно быть безопасным для среды;

3) сделать развитие устойчивым — значит обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;

4) устойчивое равновесие между населением, потреблением и способностью Земли поддерживать жизнь;

5) экологическая экспертиза до осуществления проекта;

6) предоставлять больше ресурсов общественным группам и неправительственным организациям и больше возможностей местным учебным центрам;

7) финансовая помощь должна предоставляться на решение экологических проблем и обеспечение основных потребностей бедных и нуждающихся;

8) учет полной стоимости природных ресурсов;

9) обеспечивать экономический рост при одновременном уменьшении расхода энергии, сырья и производства отходов;

10) определение сбалансированных структур потребления для всего мира, которые Земля сможет выдерживать в течение продолжительного времени;

11) передача экологически чистых технологий развивающимся странам;

12) вторичная переработка, уменьшение объемов упаковочных материалов;

13) стимулирование производства экологически безопасных продуктов;

14) нанесение экологической информации на товарные этикетки и другие сведения, информирующие население о воздействии продуктов на их здоровье и окружающую среду;

15) снижение темпов урбанизации и централизации производства;

16) участие широких слоев населения в выработке стратегииразвития;

17) цена производимого товара должна отражать относительную нехватку и общую стоимость ресурсов;

18) рассмотрение земли и природных ресурсов как валового национального богатства;

19) активность людей следует стимулировать путем предоставления им прав на владение землей и обеспечения их ресурсами, финансами и средствами продвижения их продукции на рынки по справедливым ценам;

20) принимать меры к сохранению биологического разнообразия;

21) прекратить «утечку мозгов» из развивающихся стран;

22) противодействовать глобальному потеплению, которое может, в частности, привести к подъему уровня моря (а большинство населения Земли живет в пределах 60 км от морской береговой линии);

23) «лучше понемногу для всех, чем помногу для некоторых»;

24) выяснить опасность для здоровья человека и окружающей среды химических веществ, поскольку такие данные для большинства веществ отсутствуют;

25) замена пестицидов биологическими средствами защиты растений;

26) обеспечение прав населения на информацию об окружающей среде;

27) одинаковость законов и правил в разных странах;

28) «тот, кто загрязняет, должен нести ответственность и расходы по ликвидации загрязнения»;

29) сокращение уровня производства отходов, в том числе радиоактивных;

30) учитывать стоимость неоплачиваемой работы, включая работу по домашнему хозяйству;

31) признавать ценности, традиционные знания и методы использования ресурсов, которыми пользуется коренное населения;

32) к 1996 году каждому органу власти разработать местную «Повестку дня на 21 век»;

33) стимулировать деятельность чистых производств;

34) ученые должны разработать кодекс действий и руководящие принципы для согласования потребностей человека и интересов защиты окружающей среды;

35) 0,7% ВНП развитых стран должно идти на помощь развитию всего мира;

36) увеличение числа ученых в развивающихся странах, в том числе их возвращение;

37) просвещение и включение концепций развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы;

38) обеспечить вовлечение школьников в местные исследования состояния окружающей среды;

39) пересмотр существующего международного законодательства для повышения его эффективности;

40) нужны новые показатели, так как такой показатель как ВНП не дает достаточной информации об устойчивости экосистем;

41) национальные планы действий должны быть разработаны во всех странах с участием широкой общественности.

Как теоретическая схема, концепция устойчивого развития представляет собой способ гармонизации взаимоотношений человека и природы и путь к созданию экологического общества. Но как конкретная практическая программа, она подверглась критике с нескольких сторон.

Оппоненты отмечали, что нужна большая финансовая помощь развивающимся странам и большая конкретность в решениях, без чего все хорошие слова останутся нереализованными; нужны решения об охране природы в развитых странах как главных загрязнителях; ничего не говорится об отрицательных последствиях рыночного механизма и деятельности транснациональных корпораций. Остается открытым вопрос о принципиальной возможности устойчивого развития классового общества, поскольку в таковом, как указывал еще Н. Винер в своей «Кибернетике», невозможен гомеостаз. Утопичность концепции устойчивого развития в том, что нет единого центра, который бы гарантировал устойчивое развитие, и нет какой-либо «предустановленной гармонии», которая привела бы к успеху. Нет природных причин не справиться с угрозой экологической катастрофы,

но нет и неизбежности исправления ситуации. Все зависит от действий человека и его нравственных качеств.

«Каждая подлинная резолюция в пользу мира может состоять только из перечисления жертв, которые надо принести для сохранения мира», — писал В. Гейзенберг (В. Гейзенберг. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989, с. 121). Каждая подлинная резолюция в пользу экологии, по аналогии, может состоять только из перечисления жертв, которые надо принести для сохранения мира. Если посмотреть с этой точки зрения, то документы Рио мало к чему обязывают, кроме как к отказу от самоубийства. Их выполнение имело бы больший смысл, когда экологический кризис начинался, но сейчас они кажутся уже недостаточными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *